АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ (АСУЖТ). Основные понятия, функциональная и обеспечивающая части АСУЖТ

Лекция № 29

Тема: АСУЖТ. Основные понятия, функциональная и обеспечивающая части АСУЖТ.

1.ПОНЯТИЕ АСУЖТ.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ (АСУЖТ) – обеспечивает сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления железнодорожным транспортом страны.

В состав АСУЖТ входят функциональные подсистемы, соответствующие структуре управления железнодорожным транспортом.

Основными являются отраслевые подсистемы, реализующие задачи управления:

  • перевозочным процессом;
  • грузовой и коммерческой работой;
  • пассажирскими перевозками;
  • локомотивным и вагонным хозяйством;
  • эксплуатацией и ремонтом пути, сооружений и устройств;
  • системами и средствами СЦБ, связи и вычислительной техники;
  • устройствами электроснабжения и энергетики;
  • промышленными предприятиями.

АСУЖТ решает также межотраслевые задачи: технико-экономического планирования работы и развития железной дороги; бухгалтерского учёта и отчётности; материально-технического обеспечения; научно-технической информации; учёта и анализа кадров и т. д.

Функции АСУЖТ реализуются на трёх уровнях управления:

  1. верхнем – министерство,
  2. среднем – управления железных дорог,
  3. нижнем – линейные предприятия.

Особое место среди подсистем АСУЖТ занимают автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП), неотъемлемой частью которой является АСУ сортировочной станции (АСУСС). АСОУП предназначена для создания и поддержания в реальном масштабе времени информационной модели перевозочного процесса, прогнозирования и текущего планирования эксплуатационной работы. На первом этапе функционирования системы обеспечиваются контроль дислокации и повагонный состав поездов, локомотивов грузового движения и специального подвижного состава (рефрижераторов, крупнотоннажных контейнеров, недействующих локомотивов). По мере развития системы информационная модель дополняется данными о грузовой работе и вагонных парках. Вагонная информационная модель сети дорог создаётся в рамках общего банка данных АСОУП и представляет собой специальный файл, отражающий информацию о каждом вагоне и имеющий ключ доступа – инвентарный номер вагона. На основании информации о вагоне АСОУП контролирует парки вагонов и выдаёт в оперативном режиме данные о наличии вагонов; осуществляет номерное слежение за цистернами, вагонами с углём, рудой и т. д.; прогнозирует подход вагонов год выгрузку с подготовкой информации клиентуре и диспетчерскому аппарату станций, отделений и управлений дорог и др.

Задачи АСОУП решаются на всех уровнях АСУЖТ – в Главном вычислительном центре (ГВЦ), информационно-вычислительных центрах дорог (ИВЦ), узловых вычислительных центрах (УВЦ) и вычислительных центрах крупных сортировочных станций. В последних в основном решаются задачи прямого технологического управления объектами в реальном масштабе времени (обработка поступающих по каналам связи телеграмм – натурных листов на прибывающие поезда, автоматизация станционной отчётности и др.). Внедрение АСОУП на сети железных дорог, а также АСУСС на важнейших сортировочных станциях обеспечило возможность передачи на верхний уровень АСУЖТ требуемой оперативной информации о ходе перевозочного процесса и создания автоматизированного диспетчерского центра управления (АДЦУ) перевозочным процессом на всей сети железных дорог. Диспетчерский центр оснащён средствами отображения текущего состояния перевозочного процесса (мнемосхема железных дорог, информационное табло), а также автоматизированными рабочими местами (АРМ) диспетчеров. В операционном зале АДЦУ размещаются главный и локомотивный диспетчеры, диспетчер - вагонораспределитель, сменные диспетчеры железнодорожных направлений. К системе подключены также АРМ руководящих работников.

Информационное обеспечение АДЦУ, сбор, обработка данных и решение задач верхнего уровня АСУЖТ осуществляются ГВЦ, основными задачами которого являются:

  • контроль поездного положения на станциях и важнейших направлениях (поездного положения сети, а также на выделенных станциях и участках);
  • непрерывный учёт передачи поездов и вагонов через междорожные стыковые пункты;
  • контроль проследования пассажирских поездов; анализ работы сети железных дорог;
  • расчёт показателей работы сети железных дорог;
  • контроль за соблюдением плана формирования поездов, выполнением сменно-суточного плана работы железных дорог, дислокацией и состоянием рефрижераторного состава; слежение за размещением и продвижением крупнотоннажных контейнеров и др.

На уровне управлений железных дорог функционируют базовые комплексы АСОУП и сопрягаемые с ней типовые АСУСС, автоматические системы управления грузовой станцией (АСУГС), контейнерным пунктом (АСУКП). АСОУП базируется на информации о каждой единице управления (локомотив, поезд, вагон, контейнер и т. д.) и функционирует в режиме времени, близком к реальному. Система обеспечивает обмен данными между абонентами и подсистемами АСОУП как в пределах одной железной дороги, так и между ИВЦ и ГВЦ. Создана сеть передачи данных, обеспечивающая межмашинный обмен данными между ИВЦ железной дороги и ГВЦ, АСУСС, АСУГС, АСУКП и другими обрабатывающими центрами. Система обеспечивает информацией широкий круг пользователей не только предприятий железнодорожного транспорта, но и предприятий других отраслей народного хозяйства.

В дорожном ИВЦ автоматизировано составление месячных планов перевозок, на основании которых выявляются нерациональные и короткопробежные перевозки, осуществляется контроль за выполнением норм статической нагрузки. Для грузонапряжённых направлений на ЭВМ рассчитываются графики движения поездов, которые обеспечивают увеличение участковой скорости и более эффективное использование пропускной способности. Автоматизация тяговых расчётов позволяет определять оптимальные режимы ведения поездов, нормативные показатели для разработки графика движения поездов, учёта расхода топлива и электроэнергии.

Развитие АСОУП, появление средств вычислительной техники нового поколения обеспечили возможность создания и внедрения дорожного автоматизированного диспетчерского центра управления (ДАДЦУ), а также региональных автоматизированных диспетчерских центров управления (РАДЦУ). Диспетчерские центры управления как составной элемент АСОУП должны информационно взаимодействовать со всеми типовыми автоматизированными системами на железной дороге. Отображение поездного положения на участке, ведение графика исполненного движения, представление данных о любом поезде в пределах участка и на подходах к нему, составление прогнозного графика на 3 ч вперёд, выдачу абонентам диспетчерских приказов обеспечивает АРМ поездного диспетчера.

На нижнем уровне АСУЖТ организованы УВЦ, на базе которых функционируют АСУСС, обеспечивающие организацию работы сортировочной станции, включая обработку информации на прибывающие поезда, выдачу сортировочных листов, учёт накопления вагонов на путях сортировочного парка, обработку информации о формируемых составах, выдачу натурных листов и других сопроводительных документов на отправляемые поезда, информирование корреспондирующих станций и поездных диспетчеров о составах отправляемых поездов. АСУСС наряду с обработкой информации и выдачей технологических документов реализует также задачи контроля за нарушением плана формирования поездов, слежения за специальным подвижным составом, автоматизации оперативной станционной отчётности и др. Одновременно АСУСС осуществляет функции концентратора поездной информации для дорожной АСОУП. Двухмашинный комплекс АСУСС обеспечивает ввод, контроль, обработку и выдачу информации в реальном масштабе времени, а также решает задачи в пакетном режиме.

Эффективность работы АСУСС повышается при внедрении АСУ роспуска составов и локальных информационно-управляющих комплексов парков сортировочной станции. На грузовых станциях, контейнерных пунктах, в перегрузочных районах, предпортовых и предпаромных станциях используются автоматизированные системы, выполняющие грузовые и коммерческие операции. Типовые АСУКП, АСУГС работают в реальном масштабе времени, решают десятки функциональных задач.

Одной из важнейших подсистем АСУЖТ является также АСУ пассажирскими перевозками, строящаяся на базе региональных центров обработки данных системы «Экспресс» и рассчитанная на реализацию функций управления пригородными перевозками; эксплуатацией и ремонтом парка пассажирских вагонов (уровень депо и дороги); багажной работой. АСУ пассажирскими перевозками решает задачи автоматизации расчётов за перевозки, финансовой и статистической отчётности; информационно-справочного обслуживания пассажиров на вокзалах и в пути следования.

2. ПОДСИСТЕМЫ АСУЖТ

  1. ЦУП – центр управления перевозками.
  2. Автоматизированная система оперативного управления грузовыми перевозками - АСОУП - содержит динамические модели перевозочного процесса, создаваемые на разных уровнях управления ж.-д. транспортом.
  3. Автоматизированная система управления сортировочными станциями - АСУСС – планирует работу станции с использованием прогнозирования подхода поездов и сбора информации о положении на станции; обработка данных натурных листов на прибывающие поезда с целью автоматизации ряда операций в технических конторах станций и создания информационного массива для учета процесса накопления и формирования поездов
  4. Автоматизированная система управления пассажирскими перевозками - ЭКСПРЕСС - содержит базу данных о каждом проездном и перевозочном документе и обо всех запланированных и исполненных рейсах пассажирских поездов; автоматизирует оформление и учет проездных документов на всех сообщениях; информационно-справочное обслуживание пассажиров; управление багажной работой; управление парком пассажирских вагонов; финансовый и статистический учет и взаиморасчеты за пассажирские перевозки; регулирование пассажирских перевозок и др.
  5. Автоматизированная система непомерного учета, контроля дислокации, анализа использования и регулирования вагонного парка - ДИСПАРК - содержит базы данных о грузовых вагонах, о дислокации и состоянии каждого вагона, создаваемых на сетевом и дорожных уровнях
  6. Автоматизированная система управления контейнерными перевозками - ДИСКОНТ - содержит пономерные базы данных контейнеров и об операциях, проводимых с каждым контейнером..
  7. Единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами - ЕК АСУФР - обеспечивает финансовую прозрачности деятельности хозяйственных субъектов отрасли, контроль и учет материальных и нематериальных ресурсов, достоверность внешней и внутренней отчетности.
  8. Единый комплекс интегрированной обработки дорожной ведомости - ЕК ИОДВ.
  9. Система централизованного оформления перевозочных документов - ЭТРАН - Электронная транспортная накладная.
  10. Цифровая технологическая радиосвязь - ЦТР.
  11. Автоматическая коммутируемая телефонная связь - АКТС и системы управления.
  12. Цифровая оперативно – технологическая связь - ЦОТС
  13. Сервис центр фирменного транспортного обслуживания - СФТО
  14. Службы железной дороги и ОАО «РЖД»,
  15. Сеть передачи данных - СПД.

PAGE 6

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ (АСУЖТ). Основные понятия, функциональная и обеспечивающая части АСУЖТ