Научный текст

Тема 1. Научный текст

ТЕМА 1. Научный текст

Теоретический блок

Научный текст – это единство содержания, формы и средства выражения.

Цель научного текста: ясно и точно сообщить объективную информацию о предмете, устройстве, факте или явлении действительности.

Научный текст имеет:

  • тему, т.е. объект рассмотрения (изучения), содержание которой раскрывается в определенном аспекте. Она отражается в названии текста.
  • подтему, т.е. тему, которая входит в более широкую тему, составляя часть ее и отличаясь более узким аспектом рассмотрения или рассмотрения одной из частей данного объекта;
  • также существует микротема, равная в тексте абзацу и обеспечивающая смысловые связи частей текста.

Структурной единицей научного текста является абзац. Он содержит определенные идеи, положения, аргументы, микротемы. Они выражены в ключевых словах, которые легко вычленить, определив суть абзаца. Структура научного текста определяется его содержанием и размером: он может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой.

Научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. Это осуществляется средствами, типичными для научной речи: связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательным местоимением.

На последовательность развития мысли указывают и наречия: сначала, прежде всего, потом, затем, далее; а также вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, наоборот; союзы: так как, потому что, чтобы, поэтому. Преобладание союзной связи подчеркивает большую связь между предложениями.

Другим типичным признаком научного стиля речи является точность.

Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.

Отвлеченность и обобщенность непременно пронизывают каждый научный текст.

Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлеченным значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Характерно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий.

Например: Филолог должен внимательно, т. е. филолог вообще; Береза хорошо переносит морозы, т. е. не единичный предмет, а порода деревьев — общее понятие. Это ярко проявляется при сравнении особенностей употребления одного и того же слова в научной и художественной речи. В художественной речи слово не является термином, оно содержит в себе не только понятие, но и словесный художественный образ (сравнение, олицетворение и т. д.).

Особенности научного текста

Сфера общения

научная

Основные функции

сообщение, научное объяснение

Стилевые черты

научная тематика, обобщенно-отвлеченный характер изложения, строгая логичность, смысловая точность, информативная насыщенность, объективность

Формы речи

монолог – письменная, реже устная

Подстили

собственно научный, учебно-научный, научно-популярный

Основные жанры

монография, диссертация, доклад, учебник, статья, аннотация, реферат, отзыв, рецензия и др.

Тип речи

описание, повествование и рассуждение

Существуют типовые модели построения научного текста.

научное описание

Цель

Структура

Разновидности

Раскрыть признаки предмета, явления, процесса, установить связи (внешний вид, составные части, назначение, сравнение)

1) общее представление о предмете;
2) отдельные признаки предмета;
3) оценка, вывод, заключение автора

1) описание предмета, события, явления, человека (его характеристика, состояние);

2) описание материалов;

3) описание проведенного исследования, выполненной работы

научное повествование

Цель

Структура

Разновидности

Зафиксировать, представить этапы изменений, формирований, т.е. временные рамки

1) перечисление процессов, событий;

2) краткое или развернутое описание процессов, событий;

3) оценка, вывод, заключение автора

1) изобразительное;

2) информативное

научное рассуждение

Цель

Структура

Разновидности

Исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение

1) тезис (мысль, требующая доказательства или опровержения);

2) обоснование (доводы, доказательства, ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии);

3) вывод

1) рассуждение-доказательство;

2) рассуждение-объяснение;

3) рассуждение-умозаключение

Связность текста проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего. То, что повторяется в предложении из предыдущего, получило название «данное», а то, что сообщается дополнительно, называется «новое». «Новое» обычно стоит в конце предложения. Пример (отрывок текста из статьи в конце темы):

«Старые знания и навыки( данное) уже не дают требуемых результатов (новое). Человек( данное) может быть прекрасным специалистом( новое) , но если он( данное) не умеет учиться(новое) , то все его знания(данное) со временем обратятся в прах( новое) ».

Роль «данного» заключается в связи предложений между собой, а роль «нового» – в развитии мысли в тексте. Для связи предложений в тексте, «данного» и «нового», используются два способа: 1) цепной и 2) параллельный.

Цель научного текста связана с его коммуникативными задачами:

- дать определение, назвать предмет (факт или явление), ввести термин;

- указать основные признаки, обозначить назначение предмета;

- охарактеризовать внешний вид или структуру предмета (оборудования, технического средства), описать его свойства;

- изучить историю возникновения (создания, происхождения и др.);

- выделить группы (классы, типы и др.), привести примеры;

- сопоставить, описать части устройства и т.п.

модели выражения коммуникативных задач

Цель

Примеры конструкций

определение предмета

это предмет …, предмет есть предмет …, предмет называют (называется) предметом …

введение термина

для обозначения понятия используют (используется) термин …, предмет называют (называется) …, термин «…» обозначает …

квалификация предмета

предмет считают (считается) предметом …

принадлежность предмета

к классу

предмет принадлежит (к чему?) …, предмет относят (относится) к типу (классу, группе, виду) …; предмет входит в класс (группу) …;

классификация предмета

предмет делят на … (делится на …), по признаку (какому?) предмет подразделяется на …, на основе … выделяют (выделяются) следующие виды (классы, типы) …

назначение предмета

предмет служит для …; предмет предназначен для того, чтобы …; предмет используется (применяется, употребляется) для …

качественный состав, строение предмета

предмет состоит из …, предмет имеет (что?) …, предмет обладает (чем?) …, предмет характеризуется (чем?) …

количественный состав предмета

мощность предмета составляет …, скорость предмета достигает …, предмет весит…

возникновение, происхождение предмета

предмет создан …, предмет появился …, первыми предметами были …, впервые предмет был использован …

Практический блок

Задание 1. Пользуясь словарем, объясните значение слов. Назовите область науки, для языка которой характерно использование данной лексики.

Тренинг, консалтинг, трансферт, модификация, инжиниринг, модернизация, инновация, селекция, генетика, биодобавки, бактерии, электронная коммерция, Интернет-технологии, программирование, дезинсекция, метрология, сертификация, дезинфекция, электронный документооборот, анализ, синтез, индукция, стандартизация, менеджмент, маркетинг, дедукция, аудит, автодизайн, коммуникация, лаборатория, лазер, метрополия, меценат, обсерватория.

Задание 2. Докажите, что текст написан в научно-популярном стиле. Найдите слова, характерные для научно-популярного текста,

Психология выросла из попыток людей познать себя, свою собственную душу. Это наука о том, что мы чувствуем и как мы думаем, почему нам нравится общаться с одними людьми и скучно с другими, иначе говоря, психология – это наука о каждом из нас. Известно ли вам, Что обычный средний человек развивает только 10 % своих скрытых умственных способностей? А ведь это так мало… Психология может повлиять и на наши знания: она исследует условия и факторы оптимального развития человеческого потенциала. Выдающийся древнегреческий философ Аристотель писал, что знания о душе – это «знание о наиболее возвышенном и удивительном». Впервые слово «психология» появилось в XVI веке в западноевропейских текстах. Оно было составлено из двух древнегреческих слов: Psyhe (душа) и Logia (понимание, знание), то есть «наука о душе». Как официальная наука она оформилась в 1879 году, когда немецкий психолог В. Вундт основал в городе Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Современная психология – очень обширная и разветвленная область научной и практической деятельности. Существует общая психология, которая изучает память, внимание, мышление и т.д., а также разрабатывает методы психологической науки. Другая отрасль – педагогическая психология, которая связана с психологическими закономерностями обучения, воспитания и развития человека. Возрастная психология изучает развитие человека в различные возрастные периоды. Есть область психологии, которая изучает психологические закономерности асоциального, преступного поведения. Это юридическая и криминальная психология. Все эти и еще многие другие научные области психологии имеют свое продолжение в психологической практике. И это, конечно, не случайно (А.А. Реан, Ю.Б. Гатанов, А.А. Баранов. Из учебника «Психология. 8-11 классы», с. 6-11)

  • Трансформируйте данный текст в текст собственно научного стиля, не сокращая и не искажая при этом его содержания. ( при выполнении задания можете пользоваться памяткой «Как сделать текст научным»)


Задание 3. Прочитайте текст. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте каждую часть.

У меня нет лишнего времени

Мухтар Ауезов обладал такими замечательными чертами культурного человека, как точность, аккуратность, бережливость в отношении к рабочему времени. Он старался не терять без дела ни одной минуты. Зная это, друзья и товарищи стремились всегда быть точными. Мухтар-ага работал строго по намеченному плану. Он старался не нарушать установленного распорядка дня. Как-то один из руководителей столицы пригласил М.О. Ауезова на заседание, которое намечалось провести за один час. Когда же заседание началось с опоздания на полчаса и затем затянулось, писатель заявил: «У меня нет лишнего времени на всякие опоздания. Зачем отвлекать людей, тратить попусту рабочее время, если не можете добиться точности и деловитости». Мухтар Омарханович спал и отдыхал в определенные часы, много читал, писал. Конечно, он беседовал со всеми, шутил, смеялся, но затянувшегося веселья не допускал. Помню, в 1953 году Ауезов во главе группы казахских писателей ехал на Пленум Союза писателей. За эту поездку он успел прочесть роман, несколько новых сборников казахских акынов. И читал он книги по-особенному. Что называется, работал с ними. В руках карандаш, делает пометки, записи на полях, замечания. Так он не только знакомился с книгой, но и основательно прорабатывал ее. (По Г. Сармурзину)

Задание 4. Определите коммуникативные задачи, которые решаются в данных текстах.

1. В конце XVIII века в общем массиве знаний о технике стали различать традиционный описательный раздел и новый, зарождающийся, который получил название «технология». Термин «технология» ввел в научное употребление немецкий ученый Иоганн Бекман (1739-1811), которым он назвал научную дисциплину, читавшуюся в германском университете в Геттинге с 1772 года.

2. Впервые термин «биотехнология» применил венгерский инженер Карл Эреки в 1917 году. Использование в промышленном производстве микроорганизмов или их ферментов, обеспечивающих технологический процесс известны издревне, однако систематизированные научные исследования позволили существенно расширить арсенал методов и средств биотехнологии. В начале XX века активно развивалась бродильная и микробиологическая промышленность. В эти же годы были предприняты первые попытки наладить производство антибиотиков, пищевых концентратов, полученных из дрожжей, осуществить контроль ферментации продуктов растительного и животного происхождения.

3. Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта: материальная технология создает материальный продукт, информационные технологии – информационный продукт.

Задание 5. Составьте высказывания, используя опорные слова и сочетания из скобок. На основе полученных высказываний сформулируйте их тему (определите «данное») и постройте текст в соответствии с формулировкой.

1. Устаревшая технология – (технология, устаревать, заменяться, более совершенный, очень малый спрос, полный, отказ от …, только в пользу новой).

2. Не новая технология – (по-прежнему полезная, технология, но уже, существовать, более новая, поэтому, спрос, начинать, падать).

3. Современная технология – (признанный, технология, являться, стандарт, повышаться, спрос, на эту технологию).

4. Передовая технология – (технология, который, зарекомендовать себя, но еще достаточно новый, иметь небольшое/большое распространение, признанный, современный, рынок).

5. Новейшая технология – (любой, новый, технология, иметь, высокий, потенциал, актуальный, востребованный, необходимый).

6. Инновационные технологии – (набор, методы, средства, поддерживающие, этапы, реализация, нововведение; внедрение, тренинг, консалтинг, трансферт, инжиниринг).

  • Какие коммуникативные задачи можно наметить при развертывании информации?


Задание 6. Измените предложения так, чтобы в них отразились черты научного стиля.

Шесть падежей в русском языке. Причастия похожи на прилагательные, но не совсем. Чтобы проверить написание безударной гласной, я должна поставить ее под ударение. Предлоги с существительными пишутся раздельно, а также и с местоимениями. В глаголах I-го спряжения мы напишем окончание -ут (-ют), а II-го спряжения – -ат (-ят).

Задание 7. Подготовьте устное выступление от имени специалиста (инженера, программиста, конструктора и др.). Выберите одну из предложенных тем:

1. Современные технологии в области …

2. Плюсы и минусы … технологии.

3. Традиционное и инновационное в … сфере деятельности.

Задание 8. Охарактеризуйте текст с точки зрения коммуникативных задач.

Легковой автомобиль – это, в первую очередь, комфортабельное транспортное средство, на котором приятно преодолевать большие расстояния без особых неудобств. Но у него есть и один недостаток: в него могут поместиться всего несколько человек.

Быстрый рост городов привел к тому, что потребовался вид городского транспорта, который мог бы одновременно перевозить большое количество людей. Именно таким средством стал автобус.

Первый автобус – «Ройал Патент» появился в 1831 г. в Великобритании. Он совершал регулярные рейсы между Глостером и Челтнемом. Этот паровой монстр отчаянно конкурировал с омнибусами в течение четырех месяцев, но потом, из-за несовершенства конструкции, все-таки сдался.

  • Определите тему, тип и стиль текста

Задание 9. Прочитайте текст, определите его основную мысль. Определите, сколько смысловых частей можно выделить в данном тексте.


ЕДИНЫЙ, МОГУЧИЙ ВСЕМИРНЫЙ ЯЗЫК?

Половина из существующих ныне, более чем 6800 разговорных языков исчезнет до 2050 года. Такое заявление было сделано на ежегодной конференции Американского общества продвижения науки.

Дэвид Харрисон, проводивший исследования в Сибири, привел пример печальной судьбы языка народности чулимов. В середине ХХ века на чулимском разговаривало около 500 человек, а сегодня говорит всего сорок, и всем этим людям уже за 50 лет...

Зафиксировать все языки и диалекты, на которых говорят в мире, – непростая задача. Чрезвычайно сложны и разнообразны грамматические нормы, причем, иногда в пределах одного языка. Так, в литературном итальянском языке отрицательная частица non находится перед глаголом; в туринском же диалекте этого языка отрицание звучит, как nen, и ставится после глагола! По разным грамматическим параметрам лишь в Северной Италии можно выделить, по меньшей мере, 300 различных диалектов.

У каждого «узаконенного» языка непременно появляется его теневой собрат, слэнг. Еще Дж. Бернард Шоу в своем «Пигмалионе» подметил, что жители разных районов Лондона не всегда понимают друг друга...

Но в настоящее время большая часть существующих языков, вместе с их диалектными формами, постепенно угасает, поскольку утрачивает связь с трудовыми традициями и народной культурой. Неужели человечество идет к универсальному языку? Но – к какому же?..

В истории на эту роль претендовали различные языки. Вплоть до XVII века образованные люди в Центральной Европе общались друг с другом на латыни. К середине XVIII века удобным для путешественников стал немецкий, по сути – международный в гигантской империи Габсбургов, включавшей и австрийцев, и венгров, и чехов..

XIX век принес торжество французскому: на нем свободно говорили образованные люди России, Италии, Англии; Пушкин с детства лучше знал французский, чем русский, за что и был прозван в лицее Французом...

Во второй половине ХХ века во всех социалистических странах восточной Европы и во многих других углубленно изучали русский. Сегодня «у всех на устах» английский язык, им широко пользуются в Европе, Южной Америке и Африке...

Но то, что «мировым языком» станет английский, лингвисты, в основном, отрицают. Большинство исследователей считает, что говорить на нем будут, в основном, в научном мире и в мире бизнеса. Вероятно, он сделается языком-посредником в странах Европейского Союза.

Знание английского распространяется также в связи с необходимостью работать на компьютерах, в Интернете. Однако будут ли на нем писать стихи и признаваться в любви – покажет время... (Из электронной версии журнала «Вокруг света»).

  • Составьте план текста.
  • Используя план текста, устно передайте его содержание , по возможности сохранив основные языковые особенности исходного текста.
  • Завершите текст своими наблюдениями и выводами, предварительно сформулировав их письменно.

Задание 10. Прочитайте текст. Определите тему и цель текста.

Прибор и аппарат

Прибор – устройство вспомогательного назначения (контроль, управление, измерение, регулирование), предназначенное для облегчения труда человека путём частичной или полной его замены (например, измерительный прибор (вольтметр), автоматический прибор и т.п.).

В зависимости от принципа действия приборы подразделяют на механические (гироскоп и т.п.), электрические (вольтметр и т.п.), оптические (микроскоп и т.п.) и т.д., а также на приборы комбинированного действия (оптико-электронные приборы и т.п.). В зависимости от области применения приборы подразделяют, например, на бытовые приборы, столовые приборы, медицинские приборы. С другой стороны, если рассматривать некоторые бытовые приборы как самостоятельные устройства, то возможно их отнесение к другим видам устройств, например, стиральная машина, микроволновая печь (аппарат).

Аппарат – устройство, предназначенное для облегчения труда человека путем частичной или полной его замены. Отличительной чертой работы аппарата является использование иной, кроме механической, энергии, то есть и источником функционирования, и средством реализации функции является немеханическая энергия (в отличие от машины).

Примерами аппаратов могут служить телевизор (телевизионный аппарат, преобразующий электромагнитные сигналы в визуально-звуковую информацию), телефон (телефонный аппарат, осуществляющий взаимное преобразование звуковых и электрических сигналов), ракета (космический аппарат), реактор (химический реактор, изменяющий посредством реакций свойство и/или состояние вещества), сварочный аппарат (аппарат, преобразующий электромагнитную энергию в энергию дуги).

Вследствие эволюции технических устройств у многих из них при сохранении прежнего назначения (функции) изменился принцип действия, что либо не отразилось в названии, либо на них стало распространяться название новых, пришедших им на смену, устройств. Так, вертолёт и самолёт с пропеллером формально относятся к машинам (лопастная машина), поскольку имеют механический движитель, но чаще их называют летательными аппаратами. С другой стороны, ЭВМ (электронно-вычислительная машина, прежнее название компьютеров) в настоящее время относится к аппаратам, хотя исторически сложилось так, что в состав названия вошло слово «машина»: первые вычислительные устройства были механического действия (Бегларян В.Х. Механические испытания приборов и аппаратов Изд: Машиностроение , 1980)

  • Какими средствами достигается логичность, объективность, обобщенность и отвлеченность текста?

Задание 11. Докажите, что данный текст является научным описанием. Аргументируйте свой ответ.

Аморфные тела (от греческого amorphous – ‘бесформенный’) – твердые тела, физические свойства которых одинаковы по всем направлениям. Аморфные тела изотропны. Изотропность физических свойств аморфных тел объясняется беспорядочностью расположения их атомов и молекул. Только ближайшие атомы-соседи располагаются в некотором порядке, но строгой повторяемости по всем направлениям одного и того же элемента структуры у аморфных тел нет. Примерами аморфных тел могут быть куски затвердевшей смолы, янтарь, изделия из стекла, полимеры. Часто одно и то же вещество может находиться как в аморфном, так и в кристаллическом состояниях (И.Г. Власова).

  • Определите тему, тип и стиль текста. Озаглавьте его.
  • Укажите ключевые слова в смысловых частях.

Задание 12. Докажите, что данный текст является научным повествованием. Аргументируйте свой ответ.

Нильс Бор – выдающийся датский физик. В 1920 году возглавил Институт теоретической физики Копенгагенского университета. Бор создал первоначальную квантовую теорию строения атома. В 1913 году он установил соответствие между классическими и квантовыми представлениями. Бор написал ряд работ по теоретическому объяснению периодического закона Менделеева и по теории атомного ядра. В 1922 году награжден Нобелевской премией.

В своей теории Нильс Бор исходил из ядерной модели атома. Основываясь на положении квантовой теории света о прерывистой природе излучения, он сделал вывод, что энергия электронов в атоме изменяется скачками. Теория Бора не только объяснила физическую природу атомных спектров как результат перехода атомных электронов с одних стационарных орбит на другие, но и впервые позволила рассчитывать спектры. Расчет спектра атома водорода, выполненный Бором, дал блестящие результаты: вычисленное положение спектральных линий совпало с их действительным положением в спектре.

Бор не ограничился объяснением уже известных свойств спектра водорода. Вслед за этим он предсказал существование и местоположение неизвестных в то время спектральных серий водорода. Все эти спектральные серии были впоследствии экспериментально обнаружены.

Теория Бора была важным этапом в развитии представлений о строении атома. Затем возникла задача разработки новой физической теории, пригодной для описания свойств микромира. Эта задача была решена в 20-х годы XX века, после возникновения новой отрасли теоретической физики – квантовой механики (Ю.Г. Смирнова.)

  • Определите тему, тип и стиль текста.
  • Соответствует ли заголовок текста его теме? Дайте вариант своего заголовка.
  • Сколько в тексте смысловых частей? Проанализируйте связи между смысловыми частями текста.
  • Выделите ключевые слова в смысловых частях.

Задание 13. Докажите, что данный текст является научным рассуждением. Аргументируйте свой ответ.

Современные проблемы радиоастрономии

Прогресс радиоастрономических исследований определяется уровнем экспериментальной техники. Можно указать на два достижения, которые являются основой современной радиоастрономии. Первое – разработка апертурного синтеза и синтезированных радиотелескопов, радиоинтерферометров со сверхбольшой базой. Принцип работы систем состоит в том, что сигналы, принятые разными антеннами, определенным образом складываются. В итоге удается воссоздать картину, которую дала бы одна очень большая и потому очень остронаправленная антенна. И вот результат – в радиоастрономии уже удалось получить разрешающую силу в десятитысячные доли угловой секунды, что на несколько порядков выше разрешения наземных оптических телескопов.

Второе – разработка на основе ЭВМ многоканальных систем космической радиоспектроскопии, создание радиотелескопов-спектрометров. Они позволили исследовать структуру лазерных источников, открыть в космосе более 50 различных органических молекул, в том числе сложные молекулы, состоящие более чем из десятка атомов.

Через 50 лет, надо полагать, будут открыты (если они имеются) планеты у ближайших к нам 5-10 звезд, скорее всего они будут обнаружены в оптическом, инфракрасном и субмиллиметровом диапазонах волн с внеатмосферных установок. Начнут создавать межзвездные корабли-зонды для посылки к одной из ближайших звезд в пределах расстояний 5-10 световых лет, разумеется, к той, возле которой будут обнаружены планеты. Такой корабль будет двигаться со скоростью не более 0,1 скорости света с помощью термоядерного двигателя.

В радиоастрономии будут использоваться гигантские космические системы апертурного синтеза с размерами радиотелескопов более 100 м и расстоянием между ними до нескольких сотен тысяч километров (сейчас наибольшее расстояние между радиотелескопами ограничено размерами Земли).

В первой трети XXI века будет обсуждаться проблема ограничения производства термоядерной энергии, которая к тому времени станет доминирующей. И будут предприниматься серьезные шаги, чтобы использовать фоновую энергию, существующую на Земле всегда (энергию ветра, приливов, солнечную энергию и т.п.), утилизация которой не приводит к дополнительному нагреву планеты. (Ю.Г. Смирнова).

  • Определите тему, тип и стиль текста.

Выделите смысловые части. Докажите, что это смысловые части. Совпадают ли они с абзацами?
Задание 14. Выберите научный текст по специальности и рассмотрите его со следующих точек зрения:

  • Рассуждение, описание это или повествование?
  • Какой метод - индуктивный или дедуктивный - использует автор?
  • Сформулирована ли гипотеза?
  • Как строится доказательство?
  • Какие термины использовал автор?
  • Выдержана ли автором логичность и точность изложения?

Задания для СРО:

Задание 1. Прочитайте описание логической схемы научного текста. Составьте свое высказывание, построенное по данной схеме.

Тезис – утверждение, которое необходимо обосновать. Тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете).

Аргументация тезиса, приведение доводов, оснований. Количество аргументов зависит от жанра и объема научного текста.

Иллюстрация – примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения; используются для более полной и наглядной аргументации тезиса.

Вывод содержит аналитическую оценку проведенного исследования, полученных результатов; отражает перспективу дальнейших изысканий


Задание 2. Подберите тексты по специальности, укажите их коммуникативные задачи.

Памятка

как сделать текст научным,

  1. Следует писать в безличной форме.
  2. Следует избегать "повседневных примеров".
  3. Следует избегать "беседы с читателем".
  4. Следует использовать общепринятую терминологию предметной области, избегая жаргонизмов.
  5. Следует помнить о ссылках на первоисточники и вспомогательном материале (фор

мулах, таблицах, рисунках и т.п.)

  1. Следует оформлять рисунки в строгом стиле.
  2. Следует структурировать текст, выделяя основные логические блоки: утверждения,

предположения, выводы и т.п.

  1. Следует избегать как слишком коротких, так и слишком длинных лингвистических

конструкций. Однако, если выхода нет, предпочтение следует отдавать длинным конструкциям.

  1. Железное правило: если в названии какого бы то ни было структурного блока текста (раздела, главы, параграфа и т.п.) встречается слово "анализ", где-то ниже по тексту ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть ВЫВОД.
  2. Текст должен быть структурирован, т.е. иметь вводную часть, основные положения (идеи), пояснение (подтверждение) идей, выводы, заключение.

13

НАУЧНОЕ

ПОВЕСТВОВАНИЕ

НАУЧНОЕ

РАССУЖДЕНИЕ

НАУЧНОЕ

ОПИСАНИЕ

ТИПЫ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ

Научный текст