ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА

МОДУЛЬ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА

ПЛАН

1.1 Предмет экономической теории и ее место в системе экономических наук.

1.2 Этапы становления и развития экономической мысли в обществе. Современные экономические теории.

1.3 Экономические законы и категории, их классификация.

1.4 Метод экономической теории и его составные элементы.

1.1 Предмет экономической теории и ее место в системе экономических наук

Экономическая теория - это наука, исследующая действия людей в процессе выбора редкостных (ограниченных) ресурсов для производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Экономическая теория - это наука, которая изучает законы развития экономической системы, возникающие по поводу производства и присвоения товаров и услуг во всех сферах общественного воспроизводства, а также те аспекты эволюции национального сознания духа народа, его культуры, психологии, морали и поведения, влияющие на процесс экономики.

Экономикс - это наука о том, как распределить ограниченные ресурсы при неограниченных потребностях общества, и она должна дать ответ на вопрос:

что производить?

для кого производить?

какими средствами производить?

Предметом экономической теории является изучение организационно-экономических и производственных отношений в их взаимодействии с производительными силами и организация управления и эффективного ведения всего хозяйства.

Объектом исследования в экономической теории является экономическая система, которая функционирует на основе определенных производственных отношений.

Главной задачей экономической теории является характеристика основ функционирования экономических систем через анализ действия экономических законов.

Основные разделы, которые изучает экономическая теория:

1) политическая экономия - это наука об отношениях между людьми по поводупроизводства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг;

2) микроэкономика - изучает экономическое поведение фирм, домохозяйств, конкретных рынков и отраслей;

3) макроэкономика - изучает закономерности функционирования национальной экономики и деятельность государства в экономической системе;

4) мезоекономика - изучает основы функционирования региональной экономики;

5) мегаэкономика - изучает международные экономические отношения и действие экономических законов на уровне мировой экономики.

Функции экономической теории:

1) познавательная - состоит в том, чтобы объяснить экономические явления и процессы, исследовать условия и характер функционирования экономических законов и механизм их действия в обществе;

2) теоретическая - заключается в исследовании процесса эволюции различных экономических систем, раскрытии сущности экономических законов и обосновании механизма их действия;

3) практическая - заключается в реализации обществом экономических законов на практике путем разработки рекомендаций, концепций и программ;

4) мировоззренческая (идеологическая) - формирование современного экономического мышления в обществе;

5) методологическая - экономическая теория выступает теоретической базой для многих других наук.

1.2 Этапы становления и развития экономической мысли в обществе

Термин «экономия» («ойкономия») впервые применил древнегреческий философ Ксенофонт (ок. 430-355 гг. Н.э.) в работах «Домоустрий», «Киропедия» и др..

«Ойкономия» («домоводство») - это свод размышлений и советов по управлению домом, рабовладельческим хозяйством, система правил его организации.

Древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. Н.э.) в работах «Политика» и «Афинская полития» разделил науку о богатстве на экономику, под которой понимал производство благ для удовлетворения потребностей людей, и хремастика, что означает умение наживать состояние, или деятельность, направленную на накопление богатства.

«Хрема» - это имущество, владения. В основе производства усматривалось использования рабочей силы рабов.

На основании многосторонних научных исследований определено, что политическая экономия как самостоятельная наука сформировалась в XVII-XVIII вв.

В конце XVIII в. политическая экономия как наука отделяется от политики, права, нравственной философии, в рамках которых она до сих пор формировалась. Определились ее предмет, метод, задачи.

Экономическая теория как самостоятельная наука сформировалась в период зарождения капиталистического строя, формирования национального рынка и выражала интересы буржуазии, только выступила на арену общественного развития и имела целью выяснить природу и источники общественного богатства.

Первой теоретической школой экономической теории была школа меркантилизма. Представители этой школы считали, что богатство людей - это деньги - за деньги можно купить все. Меркантилисты советовали расширять внешнюю торговлю, накапливать золото.

Английский меркантилист Томас Мен обосновал такое положение: баланс внешней торговли является регулятором богатства страны, а другой видный представитель этой школы Монкретьен (1575-1641) ввел в оборот термин политической экономии (от греч. - Искусство править государством), что означало "наука государственного управления экономикой ".

Возникновение и развитие классической политической экономии произошли в нескольких вариантах, прежде французском и английском. Французский получил название физиократии, а английский - промышленной, или английской школы.

Основоположником физиократии был французский экономист Франсуа Кене (1694-1774). Физиократы подвергли резкой критике взгляды меркантилистов, ввели подход, согласно которому экономическая политика должна направляться не на поощрение торговли и накопление денег, а на создание предпосылок для развития производства. Физиократы были теоретиками и идеологами свободного предпринимательства, считали, что конкуренция, свободное рыночное ценообразование, свобода торговли, минимальное государственное вмешательство в экономику обеспечивают создание предпосылок для эффективного функционирования хозяйственной системы.

Физиократы первыми в истории экономической науки дали развернутую классификацию доходов и установили, что распределение общественного богатства происходит в соответствии с определенными законами и закономерностей.

Ф. Кене впервые в мировой науке осуществил анализ проблемы воспроизводства общественного продукта и считал, что природа любого вида прибыли находится в сельском хозяйстве, а другие отрасли мертвы.

Вопросы, возникшие перед экономистами того времени, не могли быть решены с помощью школ меркантилизма и физиократов, поэтому начинает развиваться новая научная школа - английская классическая школа.

Политическая экономия классической школы достигла вершины в трудах Уильяма Петти (1623-1687), Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823). Представители этой школы начали теорию трудовой стоимости. Согласно данной теории, единственным источником стоимости является человеческий труд. Они сосредоточили свои исследования на анализе отношений в сфере производства и на изучении ее объективных закономерностей, а также доходов основных классов буржуазного общества, механизма конкуренции, кредита, денежного обращения.

Классическая политическая экономия впервые поставила проблему функционирования экономических законов, исследовала их объективный характер, механизм действия, необходимость учета и использования этих законов в практической деятельности.

Адам Смит в своих работах впервые четко разграничил валовой и чистый национальный доход, основной и оборотный капитал. Он рассматривал рынок как саморегулирующуюся систему, наиболее эффективно распределяет ресурсы. По заключению Адама Смита, рыночная экономика в условиях конкуренции обеспечивает наилучший результат для всех. Государство не должно вмешиваться (или минимально вмешиваться) в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, но должен защитить конкуренцию, не допуская ее ограничения и создать общие условия производства: развивать образование, строить дороги, мосты, обеспечивать связь и т.п..

Заслугой Давида Рикардо было то, что он обратил внимание на двойственный характер труда, четко разграничив потребительскую и меновую стоимость, и на неравенство между заработной платой работника и продуктом его труда.

К представителям классической школы следует отнести также Джона Милля, Мак-Кулоха. Одним из направлений классической теории становится утопический социализм, основатели которого Сен Симон, Фурье, Оуэн заложили основы теории социализма. Они утверждали, что развитие государства должно происходить ячейками (фаланги Фурье): 5-6 семей объединяются и делают все по своему усмотрению, что гармонизирует общество, однако это приводит к деградации социализма. В результате возникает дефицит и развал, поэтому эти идеи утопичны.

На основе классической школы и как критический отзыв на нее появляется марксистская теория - Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Это экономическое течение основывается на классовой борьбе пролетариата и капиталистов.

Современные школы

Благодаря высоким темпам развития науки и производительности труда во II половине XIX - начале ХХ в. (до 1929 г.) общественный прогресс происходил довольно быстро. В 30-е годы XX в. значительно обострились кризисные явления в экономике западных стран. Возникла потребность в теории, которая могла бы объяснить безработицы, продолжающееся падение производства, наличие неиспользованных производственных мощностей при относительной узости народного потребления и т.д., и показала возможные пути выхода из кризисного положения без уничтожения рыночных основ хозяйствования.

В 1936 г. была опубликована монография английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946) «Общая теория занятости, процента и денег», в которой изложены основы его теории и программа государственного регулирования экономики.

Кейнсианская школа - основатель Джон Кейнс - основным тезисом школы является то, что государство должно активно вмешиваться в ход всех экономических процессов, происходящих в обществе. Кейнс - основатель макроэкономики - науки о ходе экономических процессов во всем государстве. Он исследовал рыночную экономическую систему в целом, объяснил законы ее функционирования, выяснил комплекс методов активного воздействия на процесс воспроизводства общественного капитала в масштабе всей национальной экономической системы. Он проанализировал влияние государства на развитие таких макроеко-ромичних величин, как совокупный спрос, совокупное предложение, потребление, накопление, уровень цен, доходов и др..

Монетарная школа - возникла в конце 50-х годов. в США. Основатель Милтон Фридмен - профессор Чикагского университета. Монетаризм - экономическая концепция, согласно которой денежная масса в обращении играет определяющую роль в формировании экономической конъюнктуры и установлении причинно-следственных связей между изменением количества денег и величиной валового национального продукта, а также развития производства. Выступает против активного вмешательства государства в экономику. Средствами регулирования экономики считает достижение сбалансированности государственного бюджета, установление высоких процентных ставок. Достижение этой школы - глубокий анализ действия денег на рынок товаров, обоснование влияния монетарной политики на развитие экономики.

Школа маржинализма - ее основатель Менгер (с лат. «Предельная»). Основой маржинализма является теория предельной полезности, согласно которой рыночная цена товара определяется не общественно-необходимыми затратами труда, а степенью насыщения потребности в нем, полезностью последней единицы запаса определенного вида товаров. Широко применяется в США, Швейцарии, Франции.

К положительным сторонам существования этой школы следует отнести: подробный анализ функционирования рынка, выяснение закономерностей ценообразования и денежного обращения, попытка исследовать вопрос оптимального распределения и использования ресурсов.

К негативным следует отнести: преобладание субъективной мотивации, субъективной оценки поведения людей, абстрагирование от изучения сущности капитализма, то есть от отношений собственности, производственных отношений. Сторонники данной школы на первое место в изучении ставят не отношения между людьми, а отношение человека к вещи.

Институционализм - возник в конце XIX - нач. ХХ в. Отрицал процесс развития человеческого общества производственными отношениями (отношениями собственности), движущей силой определял психологические, социально-правовые факторы. В процессе развития общества происходит процесс естественного отбора институтов, система которых образует своеобразную культуру и определяет тип цивилизации. Эти институты являются особыми формами жизни, которые имеют постоянный характер.

Школа неолиберализма - идея абсолютного невмешательства государства в процессы экономики.

Математическая школа - основатель Вальрас, основная идея - все экономические процессы можно объяснить на основе математической формулы.

1.3. Экономические законы и категории, их классификация

Экономический закон (ЭЗ) - это внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между экономическими явлениями и процессами, а также между противоположными сторонами отдельных явлений и процессов, их элементами и свойствами. Сущность, а следовательно, и закон (ибо эти понятия однородные) всесторонне могут быть исследованы только через все другие категории диалектики (количество и качество, содержание и форма, целое и часть и т.п.). ЭЗ не зависят от сознания людей, но зависят от их сознательной деятельности.

В систему экономических законов включаются 4 типа:

1. Общие экономические законы - свойственные всем общественным способам производства, то есть это те законы, которые функционируют во всех без исключения экономических системах (закон возрастания потребностей, закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил, закон роста производительности времени, закон экономии рабочего времени).

2. Экономические законы, действующие в нескольких общественно-экономических формациях - функционируют в нескольких экономических системах, где созданы для них соответствующие условия (законы рыночной экономики, закон стоимости, закон спроса и предложения и т.п.). Такие экономические законы отражают устойчивые и существенные связи, свойственные нескольким технологическим способам производства в их взаимодействии с некоторыми одинаковыми элементами различных общественных форм в однотипных общественно-экономических формациях.

3. Специфические экономические законы - те, которые действуют только в пределах одного общественного способа производства, т.е. присущи только одной экономической системе. Важнейший из них - основной экономический закон, выражающий наиболее глубинные связи между производительными силами и производственными отношениями, отношениями собственности во взаимодействии с развитием производительных сил.

4. Экономические законы, это такие экономические законы, которые функционируют на отдельных стадиях данной экономической системы (например, закон порождения монополии концентрацией производства, действующего на высшей стадии развития капитализма).

Экономическая категория - это обобщающие понятия, которые выражают существенные стороны явлений и процессов (товар, рынок, спрос, предложение, цена, стоимость и др.).

1.4. Метод экономической теории и его составные элементы

Термин "метод" происходит от греческого слова "methodas", которое означает путь к чему-то.

Метод экономической теории - это комплекс средств и приемов, используемых для проникновения в сущность экономического процесса в наиболее общем философском смысле.

Метод означает способ познания как определенную совокупность или систему приемов и операций с целью мысленного воспроизведения изучаемого, то есть это средство для изучения экономической теории.

Методы разделяют на общефилософские и специфические.

К общефилософским относят:

1) философские и общенаучные принципы (развития, противоречия, детерминизма, взаимодействия, объективности, анализа и синтеза, системности и т.п.);

2) законы диалектики (взаимосвязь) - закон единства и борьбы противоположностей, закон количественно-качественных изменений, закон отрицания отрицания;

3) категории диалектики - это количество и качество, сущность и явление, содержание и форма;

4) законы и категории экономической теории (закон стоимости, денежного обращения и т.д.; категории стоимость, деньги, прибыль и др..).

К специфическим методам относится:

1) метод абстракции. Он заключается в том, что сначала выделяют наиболее существенные стороны изучаемого процесса, потом отделяют их от всего второстепенного, случайного. Сначала дается общая характеристика явления, определяются присущие ему противоречия, а затем рассматриваются конкретные проявления этого явления. Посредством метода абстракции формируются экономические законы и категории.

К методам абстракции относят:

- анализ - разложение, расчленение изучаемого объекта на составные части с последующим исследованием каждой из них;

- синтез - это обратный процесс, то есть формирование целостного представления об изучаемом объекте или изучение предмета в единстве и взаимодействии всех его составных частей, его системной целостности;

- индукция - это переход от конкретного к общему: конструирование обобщенных выводов, теоретических результатов, экономических законов на основе эмпирических наблюдений большого количества исследуемых явлений;

- дедукция - это переход от общего к частному - противоположное движение исследовательской мысли от общих научных выводов к частным явлениям с целью:

а) научной оценки;

б) углубления, уточнения, повышение качества общих научных выводов,

законов.

2) метод сочетания логического и исторического подхода к изучению экономической теории. Логическая взаимосвязь всех компонентов общества как целостного организма отражает исторический процесс возникновения и становления определенной системы.

Методы научных исследований делятся на две группы:

1) эмпирические - состоят в сборе, учете всех происходящих с ними фактов, в их группировке, математико-статистической обработки;

2) теоретические - являются средством проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений, раскрытия законов их функционирования и развития.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА