Сущность банковского регулирования и банковского надзора
PAGE 1
Тема 1: Сущность банковского регулирования и банковского надзора.
1 Необходимость и содержание банковского регулирования и надзора. Соотношение понятий банковского регулирования и надзора
2 Система регулирования банковской деятельности.
1 Необходимость и содержание банковского регулирования и надзора. Соотношение понятий банковского регулирования и надзора
Исторически роль главного регулятора экономической системы была закреплена за государством. Впервые идея о необходимости регулирования экономики возникла в рамках доктрины меркантилизма в 17 веке. Позже конфликт интересов государства и владельцев капитала обусловил возникновение противоположной по содержанию доктрины рыночной саморегуляции (либерализма). Современные условия хозяйствования, характеризующиеся усилением процессов глобализации, возникновением новых видов предпринимательской деятельности, динамичностью развития финансово кредитных отношений, объективно свидетельствуют о необходимости регулирования экономики.
Практически во всех странах мира сначала создавалась банковская система (банковский сектор), на что обычно уходило много десятилетий, и только после крупных, ощутимых для всего национального хозяйства банковских кризисов осознавалась необходимость создания действенных механизмов регулирования и надзора.
Необходимость банковского регулирования и надзора определяется ролью банков в экономике, а именно следующими обстоятельствами:
1) значительный удельный вес в пассивах коммерческих банков приходится на вклады и депозиты, что объясняет необходимость обеспечения высокого уровня надежности банковской системы;
2) банки способны создавать деньги через депозитно - кредитные операции, что определяет необходимость контроля за денежной массой, создаваемой банками;
3) банки самостоятельно определяют направления вложения средств, воздействуя тем самым на платежеспособный спрос и обеспечивая предприятия источниками финансирования.
С точки зрения субъектов банковское регулирование и надзор необходимы:
- Центральному банку, как главному банку страны, призванному обеспечить стабильность банковской системы;
- самим коммерческим банкам в той мере, в какой он является элементом обеспечения общественного доверия к ним и инструментом обнаружения недостатков и дестабилизирующих тенденций на ранних стадиях их возникновения;
- банкам, выступающим в качестве кредиторов и заемщиков на межбанковском рынке;
- потребителям банковских продуктов (услуг). Это связано в первую очередь со спецификой данных продуктов:
а) они покупаются нечасто, и потребитель подчас не может оценить их исходя из своего опыта;
б) гарантии на эти продукты отсутствуют;
в) ошибки клиента не могут быть исправлены;
г) информация о надежности оказываемых услуг доступна в малой степени;
д) отсутствует прозрачность сделок (целесообразность требований, предъявляемых продавцом, трудно проверить);
е) ценность услуги зависит от поведения сторон после заключения сделки;
ж) аннулирование неудовлетворительной сделки связано с дополнительными расходами;
з) у потребителя часто отсутствует опыт заключения финансовых контрактов, ему нужны консультации.
Череда банковских кризисов поразивших российскую банковскую систему при переходе к рынку актуализировала ряд проблем, которые должны быть решены в рамках банковского регулирования и надзора. К числу таких проблем относятся:
- отсутствие в банках единой банковской политики и скоординированного управления рисками;
- действия банков, направленные на искажение учета и отчетности в целях сокрытия негативных ситуаций и приукрашивания показателей;
- отсутствие надлежащего анализа задолженности по кредитным и иным активным операциям;
- ненадлежащий контроль или его отсутствие за деятельностью филиалов;
- неоднозначное толкование банками законодательства и нормативных актов, а иногда их незнание или откровенное игнорирование;
- отсутствие опыта или низкая квалификация персонала;
- недостаточная работа по организации внутреннего контроля.
В законодательстве понятия «банковское регулирование» и «банковский надзор» не отождествляются, но, тем не менее, четкие различия между ними отсутствуют. В ст. 56 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» закреплены полномочия банка России по организации банковского регулирования и надзора, цели регулирования и надзора. Тем не менее, из содержания данной статьи нельзя однозначно определить содержание и соотношение терминов «надзор за деятельностью банка», «банковский контроль» «регулирование деятельности банка».
Банковский надзор - процесс внешнего контроля, т.е. отслеживания, наблюдения (мониторинга), проверок и анализа всех параметров деятельности банка, существенных с точки зрения надзорного органа, включая как характеристики самой указанной деятельности, так и ее результаты, с целью контроля соблюдения банком и его сотрудниками норм законодательства, правил, устанавливаемых Банком России, и внутренних документов самого поднадзорного банка.
Надзор нужен для того, чтобы заставить или побудить банк изменить в нужном направлении параметры своей деятельности и соответственно ее результаты в случае, если непринятие таких мер может иметь негативные последствия для самого банка, его клиентов и вкладчиков, для банковского сектора в целом. Такое воздействие на банк со стороны Центрального банка и/или иных руководящих органов и будет означать регулирование его деятельности.
Банковское регулирование это комплекс законов и система мер, посредством которых государство через уполномоченные органы осуществляет воздействие на второй уровень банковской системы (кредитные организации) с целью обеспечения ее стабильности и устойчивого функционирования в рамках общей экономической системы, а также защиты интересов кредиторов и вкладчиков.
Если рассматривать банковское регулирование как элемент процесса управления банковской системой, то под ним следует понимать процесс разработки и утверждения уполномоченными органами правил и инструкций, базирующихся на действующем законодательстве и определяющих характеристики банковской системы и способы ведения банковской деятельности.
Регулирование деятельности конкретного банка частично опирается на данные надзора за данным банком и включает в себя:
1) внешнее управление текущим функционированием и развитием банка как одной из многих действующих в стране кредитных организаций, которое воплощается в нормативных актах Банка России, адресованных одновременно всем банкам или группам (категориям) банков;
2) внешнее управление текущим функционированием и развитием данного конкретного банка, которое реализуется в решениях Банка России или его учреждений, направленных только на этот банк.
Используя методологию теории управления банковский контроль можно рассматривать как процедуру оценки успешности выполнения целей, поставленных перед банковской системой, т.е. сопоставление реальных показателей с плановыми, установленными регулирующими органами.
Контроль за деятельностью коммерческих банков осуществляется в следующих формах:
а) межгосударственный контроль, который осуществляется силами международных валютно финансовых организаций, участие в которых предполагает наличие контроля за деятельностью банковских учреждений;
б) государственный контроль;
в) аудиторский контроль, который осуществляется в двух формах внешний и внутренний;
в) контроль учредителей, который объединяет контроль наблюдательного совета за деятельностью руководства, контроль акционеров, контроль ревизионной комиссии.
2 Система регулирования банковской деятельности
Приведенные определения позволяют определить элементы системы банковского регулирования и надзора, к числу которых относятся:
- субъекты регулирования;
- объект;
- цели и результат регулирования и надзора;
- методы банковского регулирования и надзора.
Тесная взаимосвязь банковской системы со всеми сферами экономики дает основания выделить в системе банковского регулирования и надзора две группы субъектов и, соответственно, две подсистемы:
- внешнее регулирование;
- внутреннее регулирование.
Внешнее регулирование объединяет:
а) регулирование налоговыми органами деятельности банков в качестве налогоплательщиков и налоговых агентов;
б) регулирование со стороны органов внешнеэкономического контроля (например, Федеральной службы по валютному и экспортному контролю);
в) регулирование со стороны правоохранительных органов.
Подсистема внутреннего регулирования банковской деятельности объединяет:
а) регулирование со стороны международных организаций (например, Базельского комитета по банковскому регулированию (надзору));
б) регулирование со стороны Центрального банка.
Объект регулирования и надзора может быть выделен с двух позиции:
- на макроуровне объектом выступает банковская система;
- на микроуровне каждый отдельно взятый банк в частности.
Банковское регулирование преследует две основные цели, закрепленные статьей 56 Закона РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)»:
а) обеспечение стабильности и устойчивости функционирования банковской системы, в том числе посредством:
- предотвращения и локализация банковских кризисов,
- поддержание конкуренции в банковской сфере;
б) защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Результатом регулирования является формирование таких рамок поведения банков, которые способствуют поддержанию надежности и эффективности функционирования банковской системы в интересах экономики страны.
До сих пор цели банковского надзора и регулирования трактовались ограниченно, с «карательных» позиций. Реализация целей регулирования и надзора сводилась преимущественно к выявлению в деятельности банка ошибок и промахов, нарушений законодательства и банковских правил и применение соответствующих мер воздействия за нарушения.
Вместе с тем надзорные органы могут и должны выявлять типовые проблемы в банковской сфере и обеспечивать руководство разных уровней информацией, позволяющей принимать соответствующие решения. Но главное надзорный анализ должен и может проводиться не столько для того, чтобы наказать банк за уже совершенные нарушения и ошибки, сколько для того, чтобы выяснять его способность выполнять свои обязательства в ближайшем будущем и в обозримой перспективе. Пока в России такая методологическая основа надзора не является основополагающей.
Еще одна негативная черта сложившейся в Российской Федерации надзорной практики сведение цели надзора к попыткам обеспечения стабильности и надежности банковской системы (банковского сектора) в целом, но не отдельных ее элементов, т.е. не отдельных банков. Практика показала, что такой подход не только односторонний, но и бесперспективный, поскольку между элементами банковской системы наблюдается высокая степень взаимозависимости.
Регулирование деятельности банков базируется на экономических (рыночных) и неэкономических (административных) методах.
К экономическим методам относятся мероприятия, использование которых оказывает косвенное воздействие и не предполагает установления прямых запретов или ограничений.
Вся совокупность экономических методов может быть разделена на три группы:
- налоговые (введение / отмена налогов, изменение налоговых ставок, налогооблагаемой базы и пр.);
- нормативные (установление обязательных экономических нормативов, установление резервных требований, ограничения на размеры рисков);
- корректирующие (кредитные аукционы и операции на открытом рынке, проводимые Центральным Банком).
К административным методам относятся прямые ограничения и запреты, устанавливаемые органами регулирования по отношению к кредитным организациям.
На практике административные методы включают:
- лимитирование доли участия в уставном капитале банка;
- ограничения на открытие филиалов, расширение деятельности;
- ограничения на осуществления отдельных видов операций;
- установление лимитов на выдачу различных категорий ссуд или привлечение средств и пр.
Сущность банковского регулирования и банковского надзора