ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ

1. Что такое философия?

Существует множество определений философии. Античный мыслитель Пифагор, которому приписывают авторство термина «философия», считал ее стремлением, или любовью к мудрости. Платон называл философией учение о смерти и бессмертии, искусство преодолевать страсти. В средние века философию характеризовали как служанку богословия. По мнению, И. Канта, философия – это наука о предельных целях человеческого разума. Еще проще определил философию русский мыслитель И.А. Ильин: «Философия – это наука о жизни». По мнению Н.А. Бердяева, философствование «есть творческое осознание духом смысла человеческого существования». В этих определениях авторы подчеркивают разные грани такого сложного явления, как философия.

Нам привычнее формально-логические определения, которые строятся через родовое понятие и перечисление видовых отличий. Сложность формально-логического определения философии состоит в поиске общего понятия. Чаще всего те, кто только начинает знакомство с философией, называет ее наукой. Однако, если использовать термин «наука» в точном смысле, он вряд ли подойдет для определения философии, поскольку научное и философское знание имеют множество качественных различий.

Наукой мы называем знание, имеющее эмпирическую основу, то есть опирающееся на внешний чувственный опыт. В своих исследованиях философы чаще обращаются к внутреннему духовному опыту человека, рассуждают о таких предметах, которые невозможно исследовать эмпирически.

Наука всегда стремилась к объективности результатов познания, считая субъективизм причиной неточностей и искажений. Философия отличается от науки осознанной субъективностью; философы считают субъективность большим преимуществом, поскольку каждый имеет возможность высказать собственную точку зрения. Конечно, субъективные философские концепции теряют общеобязательный характер, в то время как объективное научное знание обязательно для всех; невозможно выразить несогласие с устоявшейся научной истиной.

Субъективное философское знание всегда имеет своего творца и ярко выраженную личностную окраску; достижения науки могут быть коллективными и безличными в том смысле, что ничего не рассказывают о своем создателе, и содержание научного знания не определяется личностью исследователя.

Научное знание отличается целостностью, внутренней непротиворечивостью, взаимосвязанностью частей. В истории философии также есть примеры систематизированных воззрений, однако, взгляды философов не всегда имеют системный характер. Они могут быть незавершенными, содержать внутренние противоречия, однако при этом не теряют статус философских.

Современное научное знание имеет дифференцированный характер, специалисты насчитывают порядка 15-16 тысяч специальных научных дисциплин, каждая из которых исследует свой аспект действительности. Для философии, в которой тоже есть несколько относительно самостоятельных разделов, характерна иная тенденция, предполагающая построение универсального, всеохватного знания; философы интегрируют различные данные для создания целостного взгляда на мир.

Научное знание выражается в теоретической форме, с помощью понятий, суждений, умозаключений, с использованием специальных символов и знаков. Философские произведения тоже могут иметь теоретический наукообразный характер, но часто выражаются и в форме художественных произведений, как прозаических, так и стихотворных.

Эти наблюдения позволяют прийти к выводу о том, что философия не может пониматься как разновидность науки; философское знание взаимодействует с научным, но обладает отличительными характеристиками. Философы обсуждают различные аспекты взаимодействия человека с объективной действительностью, размышляют о разных формах и способах отношений человека и окружающего мира, то есть решают мировоззренческие проблемы. Поэтому наиболее корректным термином для формально-логического определения философии является термин «мировоззрение».

2. Исторические типы мировоззрения.

Под мировоззрением понимают систему взглядов человека на окружающий мир и свое место в нем, а также обусловленные этими взглядами идеалы, ценности, убеждения, жизненные позиции.

Исходя из этого понимания, можно сказать, что в мировоззрении различаются две составляющие: содержательная (познавательная), включающая в себя теоретические представления человека о мире и самом себе, и ценностная (нормативная), которая позволяет определять место и роль человека в мире, смысл собственного существования, выстраивать практически значимые правила и принципы. Аксиологически нейтральные положения опосредованно входят в мировоззрение, они формируют научную картину мира.

Мировоззрение возникает как синтез личного и коллективного, поскольку, по словам К. Маркса, «человек смотрит на мир глазами общества». Личностная компонента делает мировоззрение отдельного человека уникальным, своеобразным, однако наличие инвариантных черт позволяет создавать типизации мировоззрения по различным основаниям.

Некоторые авторы различают научное и вненаучное мировоззрение. Этот взгляд представляется не вполне обоснованным, поскольку мировоззрение всегда ценностно окрашено и субъективно, а научное знание нацелено на исключение всего субъективного из создаваемой картины мира, следовательно, ценностно нейтрально и «бесчеловечно», то есть объективно.

В других работах можно встретить различение обыденного и теоретического мировоззрения. Однако, обыденные знания основаны на повседневном житейском опыте, узкие рамки которого не позволяют постигать вечные истины и размышлять над мировоззренческими проблемам. Здравый смысл, выступающий основой обыденных знаний, способен на познание только самых простых, приземленно-житейских истин; следовательно, словосочетание «обыденное мировоззрение» – бессмыслица.

Наиболее удачна для характеристики философии типология, в которой выделяются три исторических типа мировоззрения – мифологическое, религиозное и философское.

Мифология – это исторически первая форма мировоззрения, которая господствовала на ранних этапах истории человечества. К числу специфических характеристик мифологического мировоззрения можно отнести следующие:

- мир отображается в сознании человека с помощью чувственно-наглядных представлений – образов. Рациональное мышление практически отсутствует, действительность постигается через призму чувств и эмоций. Визуальные образы – единственный способ фиксации и передачи жизненно важной информации;

- поскольку не была развита процедура логического анализа, мир понимался как единый, целостный. Буквальное, абсолютное единство мира не позволяло древним делить его на человеческий и божественный, различать предметы и знаки, существа и их имена;

- мир был «очеловечен», населен антропоморфными существами, которые олицетворяли, одушевляли природные явления и объекты. Исследователи считают, что так первобытные люди «обустраивали мир», гармонизировали свои отношения с ним, пытаясь выстроить общение с одушевленными силами природы;

- миф понимался древними людьми как подлинная реальность, настоящая, а не выдуманная действительность. Предание важнее, чем непосредственный жизненный опыт одного человека; достоверность мифа гарантировалась ценностью информации, накопленной многими поколениями людей;

- мифологическое мировоззрение имело утилитарную направленность, отвечало жизненным потребностям человека, который стремился упорядочить мир в своем сознании и упорядочить отношения в первобытных коллективах; с помощью мифов транслировался во времени социально-культурный опыт.

Усложнение духовной деятельности людей, развитие интеллектуальных способностей привело к тому, что чувственно-эмоциональное отношение к миру сменяется чувственно-рациональным. Возникает иное мировоззрение, именуемое религиозным.

Вопрос о сути религии является очень сложным и спорным; для его решения наиболее продуктивен, с нашей точки зрения, этимологический анализ термина «религия». В буквальном переводе термин означает «восстановление связи», связи между божественным и человеческим мирами, которая когда-то существовала, но потом была утрачена. Исходя из такого понимания, можно сказать, что сущностью религиозного мировоззрения является разделение мира на две сферы – небесный (божественный) и земной (человеческий), между которыми существует граница. Верующий нацелен на преодоление этой границы для приобщения к божественному началу.

Божественный мир живо переживается религиозными людьми как реально существующий, поскольку он является предметом догматической веры. Вера – это особый способ постижения реальности, при котором используются внеинтеллектуальные механизмы познания, не требующие рациональной критики и доказательств. При этом не стоит полностью противопоставлять религиозную веру и рациональное знание; скорее, религиозное мировоззрение позволяет осуществлять их сложный синтез, который «удваивает» мир, надстраивает над физической реальностью еще одну – духовную, тем самым расширяя границы мировоззрения.

Религия утверждает в сознании человека абсолютные духовные ценности, придает жизни человека значение и смысл, преодолевает относительный и преходящий характер человеческого существования. В людях, обладающих религиозным мировоззрением, культивируются высшие надприродные начала. В обществе религия выступает в качестве эффективного социального регулятора.

Третьим историческим типом мировоззрения является философия, которая возникла, по мнению большинства специалистов, в 1-ой половине 1 тысячелетия до н.э. в античной цивилизации. Есть множество гипотез так называемого «милетского чуда», объясняющих механизм формирования философии; наиболее правдоподобной выглядит версия, которую выдвинул Платон: «Число и счет научили человека размышлять». Великий античный мыслитель считал, что в сфере решения практических задач, прежде всего математических, стало развиваться рациональное мышление, со временем превратившееся в самостоятельный механизм сознания.

В первых философских системах можно увидеть сложное сочетание мифологических сюжетов, религиозных представлений, элементов обыденных и научных знаний. Были слиты воедино эмоционально-чувственные восприятия, вера, повседневный опыт; в этом единстве главную роль стал играть теоретический разум, интеллект, который превратился в доминирующую составляющую нового мировоззрения. Самое короткое определение философии можно сформулировать так: «Философия – это рационализированное мировоззрение». Его обладатели, по выражению В.И. Вернадского, считают разум верховным судьей, учатся решать жизненные проблемы рационально.

Философия является рефлексивным мировоззрением, поскольку мышление человека делает предметом анализа само себя. Осуществляющий философскую рефлексию человек размышляет не о самом мире, а о той концепции бытия, которая возникла в его сознании, о мысленном отражении внешнего мира. Эта рефлексия порождает бесконечное богатство и разнообразие философской мысли.

В основе философии лежит созидательное творческое сомнение. Каждый вправе критично относиться к существующим воззрениям, сомневаться даже в самом очевидном, сознательно проблематизируя самые привычные вещи. На основе этой критики, вне догм и авторитетов, свободной работой разума создается новое видение мира, являющееся продуктом личностного творчества.

3. Предмет философии, его историческое изменение.

Объектом изучения называют то, на что направлена познавательная деятельность. Для философии, понимаемой как мировоззрение, объектом изучения является весь окружающий мир. Однако, далеко не все в мире представляет интерес для философии. Из многообразия окружающей действительности необходимо выделить для познания то, что составляет предмет изучения – совокупность главных, существенных свойств и характеристик объекта, интересующих философа, у которого есть свой угол зрения, своя исследовательская позиция. Предметом изучения философии большинство современных мыслителей считают всеобщее, универсальное, сущностное в системе отношений «мир-человек», осуществляющихся в игровой, трудовой, познавательной, нравственной, эстетической и иных видах деятельности. При этом «мир»-объект понимается не как противостоящий «человеку»-субъекту, а как включающий его в себя в качестве важного и особенного составного элемента.

Такое понимание предмета философии возникло не сразу. Ранняя греческая философия считала своей задачей постижение устройства природного мира; поэтому первых представителей греческой философии называли натурфилософами. Античные мыслители классического периода в частности, делают предметом изучения общество и человека, который рассматривается в контексте социально-политических отношений. Иллюстрацией такого понимания предмета философии является высказывание Сократа «Познай самого себя».

В средневековой христианской философии, которая приходит на смену античной мысли, важнейшей становится антропологическая проблематика, человек рассматривается сам по себе, вне общественного и природного контекста, как личность, имеющая духовную природу и сущность, находящаяся во взаимоотношениях с Богом.

В нововременной европейской философии, на становление которой наибольшее влияние оказала наука, самой главной становится проблематика, связанная с процессом познания; познавательное отношение человека к миру, его возможности, и способы осуществления составляют предмет философии в Новое время.

Сейчас философия не ограничивается рассмотрением отдельных проблем, а постигает человека и мир как диалектические противоположности, то есть находящиеся во взаимодействии, в единстве и взаимосвязи. Конкретизировать современное понимание предмета философии можно, если представить его в виде совокупности наиболее важных мировоззренческих проблем. Каждого мыслящего человека волнуют глобальные вопросы: «Как устроен мир?», «Был ли наш мир создан или возник сам по себе?», «Существует ли Бог?», «»Какие закономерности управляют нашим миром?», «Может ли человек познать истину?» и другие подобные им, касающиеся устройства мироздания. Может быть, чаще мы спрашиваем себя: «Что такое человек?», «Каков смысл моего существования?», «Что такое счастье?», «Что такое добро и как его распознать?».

Все эти философские проблемы отличаются от привычных житейских или знакомых по школьным учебникам научных проблем. Во-первых, они очень многозначны и в своей постановке, и в возможных решениях, поскольку каждый человек может предложить собственную интерпретацию. Во-вторых, эти проблемы принято называть «вечными», то есть принципиально неразрешимыми и поэтому всегда актуальными. Каждое новое поколение людей воспроизводит мировоззренческую проблематику, поскольку не удовлетворяется существующими решениями. В-третьих, для человека мыслящего, обладающего, по выражению В. Виндельбанда, «нормальным сознанием», эти проблемы являются предельными, они охватывают всю его жизнь и имеют в ней определяющее значение, поскольку в любом возрасте может возникнуть потребность вновь вернуться к решению той или иной личностно значимой проблемы. В-четвертых, в философских проблемах слиты теоретическая и практическая составляющие; их решения не остаются в плоскости теории, а составляют основания практической человеческой деятельности. И, наконец, эти проблемы всегда связаны с определением целей и смысла, которые могут быть конкретизированными, ситуативными, либо всеобщими, охватывающими и наполняющими всю жизнь человека. Определение смысла жизни, смысла любви, смысла творчества – это главные задачи философствующего человека; решению этих проблем посвящены самые частые «почему?» и «зачем?».

4. Значение философии.

Для того, чтобы определить значение и роль философии в жизни общества и отдельного человека, нужно выяснить, какие функции она выполняет, то есть какое воздействие она оказывает на людей. Для ответа на этот вопрос можно обратиться к этимологии термина «философия», который буквально означает «любовь к мудрости».

Не случайно Пифагор использовал слово «мудрость», а не «знание», «образованность» или «мышление». Мудрость понимается как «глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» (Ожегов), предполагает «слияние истины и добра» (Даль), она «пропорциональна широте опыта» (Уайтхед), мудрый человек умеет понимать другого и «не считает правым только себя» (Конфуций), является терпимым, не проявляет агрессии и навязчивости. Одним словом, термин «мудрость», как и термин «мировоззрение», подразумевает две составляющие – содержательную («глубокий ум») и ценностную («добро», ориентированность на этические идеалы).

Опираясь на это размышление, можно назвать первую функцию философии – мировоззренческую. Состоит она в том, что философия способствует складыванию у человека определенной системы духовных ценностей, идеалов, формированию жизненной позиции. Этот процесс не стихиен, как течение повседневной жизни, а происходит целенаправленно, обдуманно, через усвоение верифицированной информации, которая содержится в философских источниках.

Опять же не случайно Пифагор назвал себя не мудрецом, а стремящимся к мудрости, любящим мудрость. Наряду с проявлением личной скромности в этой фразе имеется и глубокий смысл, позволяющий выявить вторую функцию философии – поиск путей и средств обретения мудрости человеком, вставшим на путь познания. Эту функцию принято называть методологической, поскольку философы разрабатывают способы познания мира и человека, методы добывания истинного знания. Философия часто создает мировоззренческие и теоретические предпосылки для появления научных гипотез и теорий, интегрирует достижения отдельных наук для создания целостной картины мира, на основе которой формируется мировоззрение.

Наряду с этими важнейшими можно выделить еще ряд функций философии. Многие авторы говорят о том, что философия выполняет воспитательную функцию, поскольку аккумулирует и передает последующим поколениям накопленный человечеством духовный опыт. Действительно, философские труды – это хранилище мудрости великих людей, плод их размышлений и жизненного опыта, осмысление ошибок и правильных поступков, анализ их успехов и разочарований. Приобщение к этому всечеловеческому опыту дает нам жизненно значимую информацию.

Философия выполняет коммуникативную функцию, способствует коммуникации и взаимопониманию людей. Изучая философию, мы учимся смотреть на мир глазами другого человека, пытаемся понять его мысли, чувства, переживания. В совокупности эти способности являются фундаментом толерантного сознания.

Как правило, авторами учебных пособий выделяется прогностическая функция философии, состоящая в том, что философы пытаются заглядывать в будущее человеческого общества и строить долгосрочные прогнозы его развития. Наука считает это делом не совсем серьезным, к тому же ученые боятся прослыть фантазерами, а философов это не страшит. Иногда философские прогнозы приобретают огромное значение, позволяют внести коррективы в стратегию развития общества, помогают предотвращать и решать серьезные общественные проблемы.

Задания

  1. Оформите в виде таблицы результаты сравнительного анализа философского и научного знания. Придумайте примеры, иллюстрирующие приведенные положения.
  2. «Между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия» (Б. Рассел). Как вы понимаете это высказывание?
  3. Зафиксируйте основные характеристики исторических типов мировоззрения. Что такое «»милетское чудо»?
  4. Что является объектом философии? Что является предметом философии? Запишите теоретические формулировки и проиллюстрируйте их с помощью конкретного примера.
  5. Зафиксируйте основные функции философии.
  6. «Мы должны не только копить мудрость, но и извлекать из нее пользу» (Цицерон). Какую пользу можно извлечь из философии?

7. Завершите изложение материала формулировкой вывода, содержащего главную мысль лекции.

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ