Понятие театрализация

Лекция №7.

Понятие театрализация.

Театрализация - художественно — педагогический метод, суть которого состоит в показе, оживлении, художественном осмыслении того или иного факта, документа, события.

На сегодняшний день интерес к театрализации очень велик, но еще нет единого понимания сущности театрализации, ее определения и функций, не исследованное место во всех сферах досуга, и ее границы возможности.

Наиболее распространенной ошибкой является эмпирический подход к театрализации, к пониманию ее как элемента художественности. В этом случае считают театрализацией привлечение художественного материала (песня, музыка, кинофрагменты, танец, концертный номер) в ту или иную массовую форму досуга. Так они попадают в один ряд с иллюстрацией, представляя по существу лишь более сложную её разновидность. Подобный механический подход к театрализации, понимания ее в качестве универсального метода, присуще всей досугово - массовой работе, приводит к непомерному и необоснованному расширению границ ее использования. Это вторая ошибка, распространенная на практике, приводит к фальши, ложной ситуации, антихудожественности, когда та или иная форма массовой работы входит в противоречие с бездумно используемым применительно к ней методом театрализации. Появилась страсть к «театральной» театрализации, стремление театрализовать все подряд. Театрализация такого рода лишает мероприятия его социально — педагогической глубины «где есть чрезмерная громкость», «помпезность», «невозможность активного участия».

Театрализация должна выступать одновременно в качестве метода реальной и игровой деятельности масс, организуя художественно по законам театра, как содержание проводимого мероприятия, так и саму деятельность его участников. Театрализация может быть применима не всегда, не в любых, а только в особых условиях, соотносящих то или иное реально отмечаемое событие, к которому причастна данная аудитория. С создаваемым аудиторией образом этого прошедшего или происходящего события, с его художественной интерпретацией. Такая двойственность функции театрализации, синтезирующей реальную и художественную деятельность, связана с особыми моментами в жизни людей, когда требуется осмыслить необыденное значение того или иного события, выразить и закрепить свои чувства по отношению к нему. В этих условиях особенно сильна тяга к художественному осмыслению, к символической обобщающей образности, к организации деятельности, по законам театра. Театрализация - самый сложный творческий метод, имеющий глубокое социально — психологическое обоснование и наиболее близко стоящей к искусству. Именно театрализация — как специфический творческий метод в силу двойственности функции способствует превращению массового праздника, представления, концерта, в биофункциональную улитарно - художественную. Форму искусства, в котором «первая и основная их функция (т.е. сила, вызывающая к жизни есть функция дидактическая, педагогическая, информационная, пропагандистская, агитационная, художественный смысл и эстетическое наслаждение»прикладываются» здесь... к этой эстетической, жизненно -практической, коммуникативной функции.

Благодаря своей социально - педагогической и художественной биофункциональности театрализации и выступает одновременно как социальная художественная обработка жизненного материала, и особая организация поведения и действия масс людей.

Массовое действие всегда тяготеет к театрализации.

Образное решение темы - суть театрализации как особой, подобно театру, организации массового праздника. И.М.Туманов указывал, что, обогащая массовый праздник, образностью, театрализация помогает возникновению у каждого его участника ассоциаций, близких к его собственным, его мироощущению и тем самым активизирует, вызывает потребность к действию. Психолого-педагогический аспект театрализации как творческого метода очень важен, режиссер массового действия это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблемы активизации его участников, организации не спектакля, а именно массового действия, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула.

По своей художественной природе театрализованный сценарий воплощает идею в яркой образной форме. При этом образное решение, является сутью театрализации, и выступающей в качестве образного сценарно-режиссерского хода, превращает сценарий в специфический способ обработки социальной информации.

Ю.П.Любимов совершенно верно замечает, что поиски такого хода являются специфичным для сценариста и режиссера массового действия. Но неверным было бы сводить театрализацию к художественному осмыслению, здесь и таится опасность сведения массовой формы к зрелищу. Эстетическая ценность события стимулирует социальную активность личности и позволяет превратить любую акцию по поводу этого события в организованное проявление самодеятельности его участников. Театрализованные формы -это коммуникативные образования культуры в которых происходило иррадиация, с одной стороны, от художественной активности, с другой — в данном случае, энергии, идущей от художественной, ценностно -ориентационной и коммуникативной деятельности людей. Непосредственная близость того или иного вида деятельности к искусству накладывает отпечаток на все явление в целом, создавая художественность конкретных видов массового действия.

Обрядовые действия образуются на линии скрещивания искусства и жизни людей. В.Э.Пропп, исследуя русские народные праздники, показывает, что они представляют собой своеобразное художественное осмысление, продолжение, художественную модель повседневного труда, являются одновременно фактом труда и искусства.

В качестве комплексного метода театрализация, предполагает не только особую театрализацию организации. Культурной самодеятельности масс, но и организацию материала. Это две, неразрывно связанные между собой, стороны одного и того же процесса, в котором особая организация материала достигается путем его драматургической обработки, а особая организация масс путем художественного оформления ее реальных действий, а также путем ситуации.

Само явление игры чрезмерно сложно и полифункционально. Исторически развиваясь вместе с человеческим обществом, игра приобретена на различных стадиях социальной эволюции различные формы, содержание и структуру и становилась предметом исследования многих наук Г.В.Плеханов «Письма без адреса» - дал глубокое понимание о происхождении игры. А.В.Луначарский, А.С.Макренко психологи, педагоги: Е.Аркин, Л.Выгодский, А.Блонский, Л.Бохгович, А.Запорожец, А.Леонтьев, Элькони Д., А.Усова, Р.Фрадкина, С.Шмаков, Г.Щедровский и другие ученые.

Игру рассматривают как — форму моделирования социальных отношений, как одно из важнейших средств овладения различными жизненными ситуациями, как возможный путь обучения типом поведения, к воспитанию структуры эмоций.

Так же исследователи рассматривают игру — как один из уровней досуга (Э.В.Соколов), как вид эстетической деятельности (Б.Д.Порыгин, В.А.Разумный, В.И.Устимченко).

К.Рейпзотер американский ученый так определяет игру с точки зрения досуга:

«Это вид поведения индивидуального или коллективного, включающий любого рода деятельность, доставляющую наслаждение, выполняемую добровольно, без последующего вознаграждения и возможную для личности любого возраста. Игра - это особая деятельность, определяемая в данный момент физическим состоянием и социальной установкой исполнителя, соответствующей жизни групп или группы, членом которой исполнитель является».

1964г. Токио. I Международный конгресс по досугу. Американский учены И.Скарфом игра рассматривалась как часть процесса воспитания и обучения, разговор шел о детской игре, но, тем не менее, дух игры является существенной частью мира взрослого человека.

Игра как особая форма организации человеческой жизни, должна нести свое место при разработке театрализации как игровой деятельности шел во взаимодействии с искусством.

Природа коллективной театрализованной игру такова, что в процессе ее человек наиболее остро ощущает взаимосвязь между близким ему игровым действием. Театрализация синтезирует эти два компонента. Игровые отношения очень высоки для театрализованного действия, тесно связанного с социальной активностью личности, так как они дают возможность не только сопереживать те или иные отношения, но и самому деятельно проявить их, «опробовать» себя как личность в разных ролях.

Отмечая значительное событие истории, человек как бы вновь переживает его, идентифицируя себя в какой - то степени с героями события, воссоздавая его в своей памяти и в игровом театрализованном действии. Игра дает возможность человеку персонификации, подражая избранным в качестве положительного примера героям, - возникающая игровая ситуация ставит его в положение участника, а не зрителя театрализованного массового действия.

Игровое действие, во - первых, должно не иллюстрировать или повторять до мельчайших подробностей реальное действие, а напоминать его, вызывать соответствующие ассоциации, во - вторых эти игровые действия театрализуются, то есть организуются с помощью совершенно других художественных средств и к нему нельзя отнестись как к реальному повторению соответствующих поступков и ситуаций. Театрализация сегодня выступает в качестве ведущего специфического метода организации эмоциональной коллективной жизни, в рамках досуга.

Театрализация способствует созданию мажорного тона жизни, быстрейшему усвоению личностью норм и ценностей общества.

Понятие театрализация