ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Время: 1 час (45 мин.) 2 часа (90 мин).
Метод проведения: лекция
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ
- ознакомить слушателей с основными законодательными актами РФ в области пожарной безопасности;
- ознакомить слушателей с видами пожарной охраны, целями и порядком их создания;
- довести до слушателей права и обязанности граждан и организаций в области пожарной безопасности.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
Введение |
2/5 мин |
Вопрос 1. Законодательство Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности. |
5/15 мин |
Вопрос 2. Система обеспечения пожарной безопасности. Виды и основные задачи пожарной охраны. |
15/20 мин |
Вопрос 3. Цели, порядок создания и организации муниципальной, ведомственной и добровольной пожарной охраны. |
20/25 мин |
Вопрос 4. Сертификация и лицензирование в области пожарной безопасности. |
-/20 мин |
Заключение |
3/5 мин |
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон № 69-ФЗ от 01.12.94 г. «О пожарной безопасности» с изменениями от 26.04.2007 г. № 63 ФЗ, от 22 июля 2008 г. № 137-ФЗ
2. Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании»( в ред. От 09.05.2005 г. № 45-ФЗ )
3. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Начало действия 30.04.2009 г.
4. Постановление Правительства РФ № 625 от 25.10.2006г.. «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности».
5. Постановление Правительства РФ № 595 от 14.08.2002 г. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов»(в ред. От 26.01.2007 г. № 50)
6. Приказ МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 г. «Об утверждении правил пожарной безопасности» (ППБ 01-03).
7. Постановление правительства Республики Карелия № 117-П от 15.09.2005 г. «О противопожарной службе Республики Карелия»(в ред.ППРК от 24.01.2006№5-П,от 03.07.2006№88-П,от 29.02.2008№39-П,от 30.09.2008 №199-П)
8. Методические рекомендации органам местного самоуправления по реализации ФЗ от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения ПБ и безопасности людей на водных объектах МЧС РФ.
9.ППРК от 10.08.2009 г. № 182-П «О мерах по реализации соглашения между МЧС РФ и Правительством РК о передаче друг другу части своих полномочий в решении вопросов защиты &»
ВВЕДЕНИЕ
На территории РФ ежегодно регистрируется около 260 тыс. пожаров с числом
погибших от 19 тыс. до 21 тыс. человек и получившими травмы около 15 тыс.
человек. В 200 году на пожарах спасено более тыс.чел.
За 200 г. в РК зарегистрировано пожаров. Материальный ущерб от пожаров составил тыс.руб. На пожарах погибло чел., травмировано чел., спасено чел.
Основные причины пожаров в жилом фонде:
-неосторожное обращение с огнем, в т.ч. и при курении
-нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования
В настоящее время политика государства в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется путем принятия законодательных и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности, а также путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство и основана на разграничении функций и полномочий федерального центра субъектов РФ и органов местного самоуправления. Подобное разграничение позволит разгрузить федеральный центр и повысить ответственность местных властей.
Вопрос 1.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя -Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года) с изменениями и дополнениями., принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее граждане).
- «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03). Утверждены приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313
Правила устанавливают требования пожарной безопасности в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей природной среды.
- Положения о ведомственной пожарной охране министерств и ведомств.
Федеральные органы исполнительной власти, организации могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
- Постановление Правительства Республики Карелия от 15.09.2005 г. № 117-П «О противопожарной службе Республики Карелия».
- Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
1. Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности.
2. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:
- проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
- разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;
- разработке технической документации на объекты защиты.
3. В отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов военного назначения, объектов производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных выработок, объектов, расположенных в лесах, наряду с настоящим Федеральным законом должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности ядерного оружия и связанных с ним процессов разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, ликвидации и утилизации его составных частей, а также в области пожарной безопасности зданий, сооружений, строений, объектов организаций ядерного оружейного комплекса Российской Федерации устанавливается законодательством Российской Федерации.
Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности" и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).
Техническое регулирование в области пожарной безопасности
1. Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:
- установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
- правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
- правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
2. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
3. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
4. На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Полномочия органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в области пожарной безопасности
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся:
нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;
организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
организация обучения населения мерам пожарной безопасности;
разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ;
осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;
осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей;
создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
организация тушения пожаров силами ГПС(за исключением лесных
пожаров,пожаров в закрытых АТО,на объектах,входящих в утверждаемый Пра-
вительством РФ перечень объектов,критически важных для нацбезопасности,
другтх особо важных ПОО,особо ценных объектов культурного наследия,а так-
же при проведении мероприятий федерального уровня с массовым пребыванием людей.
утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств субъектов Российской Федерации.
оперативное управление подразделениями территориального органа фе-
ферального органа исполнительной власти,уполномоченного на решение задач
ПБ,осуществляемое в порядке делегирования полномочий без предоставления
субвенций.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления
в области пожарной безопасности
К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
Первичные меры пожарной безопасности реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Вопрос 2.
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Пожарная безопасность состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Система обеспечения пожарной безопасности совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами обеспечения пожарной безопасности являются: органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности
· нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности.
· создание пожарной охраны и организация её деятельности.
Пожарная охрана совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;
· разработка и осуществление мер пожарной безопасности.
Меры пожарной безопасности действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
· реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности
· проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности
Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
· содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
· научно-техническое обеспечение пожарной безопасности
· информационное обеспечение в области пожарной
безопасности.
· осуществление госпожнадзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности.
Государственный пожарный надзор осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;
Требования пожарной безопасности специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности (состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров) законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным госорганом;
· производство пожарно-технической продукции
· выполнение работ и оказание услуг в области пожарной
безопасности.
· лицензирование деятельности в области пожарной безопасности
· и подтверждение соответствия продукции и услуг в области ПБ
· тушение пожаров и проведение АСР.
Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.
При тушении особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.
· учет пожаров и их последствий
· установление особого противопожарного режима
Противопожарный режим правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;
В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми документами по пожарной безопасности.
ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ.
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
· государственная противопожарная служба;
· муниципальная пожарная охрана;
· ведомственная пожарная охрана;
· частная пожарная охрана;
· добровольная пожарная охрана.
Основными задачамипожарной охраны являются:
o организация и осуществление профилактики пожаров;
o спасение людей и имущества при пожарах;
o организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
В Государственную противопожарную службу входят:
- Федеральная противопожарная служба;
- противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Федеральная противопожарная служба включает в себя:
структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
органы государственного пожарного надзора;
пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);
подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных режимных организациях (специальные и воинские подразделения);
подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе(договорные подразделения ФПС)
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ «Постановление правительства РК № 117-П от 15.09.2005 г. «О противопожарной службе Республики Карелия».
Противопожарная служба Республики Карелия (далее - ППС РК) создается в целях защиты жизни и здоровья людей, имущества граждан, организаций и общества от пожаров и реализации на территории республики единой государственной политики в области пожарной безопасности.
Противопожарная служба Республики Карелия - это совокупность пожарных учреждений, пожарно-спасательных подразделений и органов обеспечения деятельности, размещенных на ее территории и содержащихся за счет средств бюджета Республики Карелия.
См. Приложение к Постановлению правительства РК № 117-П
Противопожарная служба Республики Карелия входит в состав Государственной противопожарной службы Российской Федерации.
Руководство учреждениями и подразделениями противопожарной службой Республики Карелия осуществляет Госкомитет Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения.
Согласно ППРК от 10.08.2009 г. № 182-П «О мерах по реализации соглашения между МЧС РФ и Правительством РК о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения АСДНР при ЧС межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами ГПС, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по ГО, осуществления поиска и спасения людей на водных объектах, установлено :
- силы и средства госучреждений РК, подведомственных ГК РК по ОЖ и БН, при осуществлении деятельности по тушению пожаров и ликвидации последствий ЧС, находятся в управлении ГУ МЧС по РК.
Основными задачами противопожарной службы Республики Карелия являются:
o организация и осуществление профилактики пожаров в городских и сельских поселениях Республики Карелия, а также в организациях, находящихся в их собственности (за исключением закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций, обслуживаемых специальными подразделениями федеральной противопожарной службы МЧС России);
o спасение людей и имущества при пожарах;
o организация тушения пожаров силами ГПС(за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых АТО, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей).
Функции противопожарной службы Республики Карелия
При реализации задач по организации профилактики и тушению пожаров противопожарная служба Республики Карелия через Госкомитет Республики Карелия по пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций выполняет следующие функции:
1)анализирует и прогнозирует состояние пожарной безопасности на территории Республики Карелия, вносит на рассмотрение в Правительство Республики Карелия, органы местного самоуправления, в Комиссию Правительства Республики Карелия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности предложения по обеспечению пожарной безопасности;
2)участвует в разработке законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Карелия в области пожарной безопасности, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения аварийно-спасательных работ, содействует их реализации;
3)разрабатывает и организует реализацию региональных целевых программ в области пожарной безопасности, осуществляет контроль за их реализацией;
4) организует и ведет статистическую отчетность по пожарам на территории Республики Карелия;
5) получает от органов исполнительной власти, организаций, предприятий, должностных лиц и населения сведения и документы о состоянии пожарной безопасности, а также данные о происшедших пожарах и последствиях от них;
6)осуществляет закупку пожарно-технической продукции, в том числе за счет региональных целевых программ по пожарной безопасности;
7)осуществляет в установленном порядке хозяйственно-договорную деятельность в области создания и производства пожарно-технической продукции, в том числе оплату выполненных работ, продукции и иного имущества для нужд противопожарной службы Республики Карелия;
8)осуществляет контроль за фактическим наличием и соответствием установленным требованиям пожарно-технического оборудования в учреждениях и подразделениях противопожарной службы Республики Карелия;
9) осуществляет организационное обеспечение строительства объектов противопожарной службы Республики Карелия;
10)вносит в пределах выделенных ассигнований необходимые изменения (уточнения) в план финансирования расходов на содержание учреждений и подразделений противопожарной службы Республики Карелия;
11)проводит обучение руководителей предприятий, организаций, учреждений, а также населения Республики Карелия мерам пожарной безопасности;
12)привлекает по согласованию с руководителями организаций специалистов для участия в реализации возложенных на неё функций;
13)заключает в установленном порядке договоры на создание и содержание пожарных частей на предприятиях (их численности и оплаты);
14)участвует в международном сотрудничестве в области пожарной безопасности;
16) содействует работе Карельского регионального отделения Федерации пожарно-прикладного спорта Российской Федерации;
17) организует и проводит с руководителями и работниками учреждений противопожарной службы тематические совещания, семинары, конференции, обобщает и распространяет передовой опыт в области пожарной безопасности;
18) осуществляет проверку деятельности отрядов противопожарной службы, контролирует выполнение мероприятий по устранению выявленных недостатков;
19) организует и контролирует работу по обучению населения Республики Карелия мерам пожарной безопасности, а также информирует население о мерах пожарной безопасности.
20) взаимодействует со страховыми кампаниями с целью решения вопросов пожарной безопасности.
21. разрабатывает проект перечня организаций,в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана,содержащаяся за счет средств бюджета РК.
Противопожарная служба Республики Карелия осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
o при тушении пожаров использует при необходимости дополнительно имеющиеся в наличии у собственника средства связи, транспорт, оборудование, средства пожаротушения и огнетушащие вещества с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;
o использует на безвозмездной основе возможности средств массовой информации для оповещения и информирования населения о пожарах:
o ограничивает или запрещает доступ к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций движение автотранспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
o принимает в пределах своей компетенции при тушении пожаров решения, обязательные для выполнения всеми должностными лицами и гражданами, находящимися на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара;
o в ходе тушения пожара, в случае распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций беспрепятственно проникать (в любое время суток) во все производственные, жилые и иные помещения (сооружения), независимо от их принадлежности, путём вскрытия дверей, окон, частичной или полной разборкой ограждающих конструкций.
Отряды противопожарной службы в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие функции:
1) организуют и осуществляют тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории муниципального района, городского поселения;
2) анализируют и прогнозируют состояние пожарной безопасности на территории муниципального района, городского поселения;
3) организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам обеспечения противопожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4) разрабатывают и утверждают в установленном порядке план привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории муниципального района, городского поселения;
5) участвуют в создании в установленном порядке и функционировании на территории муниципального района, городского поселения добровольных пожарных объединений и формирований и содействуют их укреплению и развитию;
6) организуют взаимодействие с районными отделениями Карельского добровольного пожарного общества, муниципальной, ведомственной, частной и добровольной пожарной охраной и привлекают их к участию в тушении пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на территории муниципального района, городского поселения на основе согласованного плана привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории муниципального района, городского поселения;
7) осуществляют контроль за техническим состоянием и ремонтом пожарной техники;
8) выполняют работы и оказывают услуги учреждениям и организациям (в том числе на платной основе) в области пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Карелия.
Вопрос 3.
ЦЕЛИ, ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ, ВЕДОМСТВЕННОЙ И ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
Муниципальная пожарная охрана
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.
Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимодействий с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городских и сельских поселений, городских округов и муниципальных районов.
Первичные меры пожарной безопасности реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
Муниципальные подразделения пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению руководителя органа местного самоуправления.
Основные задачи.
1. На муниципальную пожарную охрану возлагается задача по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющаяся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
2. Организация тушения пожаров регламентируется Боевым уставом пожарной охраны и другими документами, утвержденными в установленном порядке.
3. Для решения возложенных на пожарную охрану задач разрабатываются необходимые документы, в том числе:
-должностные инструкции;
-программа и расписания занятий по последующей подготовке работников муниципальной пожарной охраны;
-копии документов предварительного планирования боевых действий по тушению пожаров (оперативные планы, карточки пожаротушения), находящиеся в ОГПС (ПЧ) района.
Перечисленные и иные Документы, регламентирующие организацию деятельности подразделения, разрабатываются применительно к нормативным актам ГПС.
Требования к работникам муниципальной
пожарной охраны.
1. На работников муниципальной пожарной охраны распространяется законодательство о труде, государственное социальное страхование.
2. Работники муниципальной пожарной охраны должны иметь соответствующую подготовку для допуска к тушению пожаров.
3. Работники муниципальной пожарной охраны, не прошедшие первоначальное обучение, к самостоятельной работе не допускаются.
4. Последующая подготовка работников муниципальной пожарной охраны осуществляется руководителем подразделения муниципальной пожарной охраны. В ходе последующей подготовки работники должны изучить документы, регламентирующие организацию пожаротушения, а также пожарную опасность объектов, расположенных на охраняемой территории и правила по охране труда.
5. Программа последующей подготовки согласовывается с начальником территориальной пожарной охраны и должна предусматривать проведение теоретических и практических занятий.
6. Руководитель подразделения муниципальной пожарной
охраны должен проходить стажировку в территориальном подразделении
ГПС с периодичностью не реже одного раза в три года.
7. Работник муниципальной пожарной охраны, выполняющий работы по эксплуатации пожарных машин и средств связи, должен иметь соответствующую квалификацию.
Полномочия начальника муниципальной
пожарной охраны.
1. Руководство деятельностью муниципальной пожарной части осуществляется начальником подразделения.
2. Начальник подразделения назначается органом местного самоуправления и работает во взаимодействии с подразделением ГПС муниципального образования.
3. Начальник подразделения несет ответственность за организацию оперативно-служебной деятельности подразделения.
4. Организует взаимодействие со службами муниципального образования и ГПС по вопросам организации тушения пожаров.
5. Обеспечивает подбор и расстановку кадров пожарной охраны, их профессиональную подготовку, соблюдение законности и дисциплины.
6. Применяет поощрения и налагает дисциплинарные взыскания на работников муниципальной пожарной охраны.
7. На основании нормативов и лимитов штатной численности, вносит в органы местного самоуправления предложения по изменению штатов муниципальной пожарной охраны.
8. Информирует органы местного самоуправления о состоянии исправности противопожарного водоснабжения, средств связи и автотранспортных сообщений.
9. Занимается вопросами финансово-хозяйственной деятельности муниципальной пожарной охраны в объеме выделенного финансирования.
10. Выезжает на пожары, места аварий и, в соответствии с требованиями боевого устава пожарной охраны, руководит тушением пожаров.
11. Обеспечивает содержание в постоянной готовности техники и пожарно-технического вооружения.
12. Организует и ведет прием граждан, рассматривает предложения, заявления, жалобы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Основные принципы создания пожарной охраны
городских и сельских поселений
1. Каждое городское и сельское поселение должно быть защищено одним или несколькими подразделениями пожарной охраны, дислоцированными в этом населенном пункте или на расстоянии, определяемом допустимым временем прибытия к месту пожара. Виды пожарной охраны определяются в соответствии с федеральным законодательством и решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Городские и сельские поселения могут защищаться одним или несколькими их следующих видов пожарной охраны:
противопожарная служба субъекта Российской Федерации;
муниципальная пожарная охрана;
ведомственная пожарная охрана;
частная пожарная охрана;
добровольная пожарная охрана.
2. Подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо и иметь производственные, складские, вспомогательные, общественные и другие здания и сооружения, необходимые для эффективного выполнения стоящих перед пожарной охраной задач по организации и осуществлению профилактики пожаров, спасению людей и имущества при пожарах, организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Противопожарная служба субъекта Российской Федерации
1. Подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации, осуществляющие профилактику пожаров и (или) их тушение в городских и сельских поселениях, должны создаваться в административных центрах муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации, а также в других населенных пунктах с численностью не менее 25 тыс. человек в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Численность личного состава подразделений противопожарной службы субъекта Российской Федерации, участвующего в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, определяется из расчета не менее одной единицы на каждые 650 человек населения, а участвующего в осуществлении профилактики пожаров - из расчета: в городских поселениях - одна единица на 10 тыс. населения, в сельских поселениях - одна единица на 8 тыс. населения
Допускается численность личного состава указанных подразделений определять расчетом в зависимости от пожарной опасности объектов защиты на территории субъекта Российской Федерации с учетом технико-экономического уровня развития региона.
3. Дислокация подразделений пожарной охраны на территории городских и сельских поселений субъекта Российской Федерации определяется расчетом в зависимости от степени пожарной опасности объектов защиты и целей выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожара (проведения аварийно-спасательных работ) или устанавливается исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях не превышает 10 мин., а в сельских поселениях - 20 мин.
4. Порядок и методика расчетного определения мест дислокации подразделений противопожарной службы субъекта Российской Федерации на территории городских и сельских поселений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Муниципальная пожарная охрана
1. Подразделения муниципальной пожарной охраны, осуществляющие тушение пожаров, должны создаваться в городских и сельских поселениях муниципального образования, время прибытия в которые подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации превышает значения, установленные настоящим техническим регламентом.
2. Численность личного состава подразделений муниципальной пожарной охраны, участвующего в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, определяется из расчета не менее одной единицы на каждые 900 человек населения, а участвующего в осуществлении профилактики пожаров - из расчета: в городских поселениях - одна единица на 10 тыс. населения, в сельских поселениях - одна единица на 8 тыс. населения.
Допускается численность личного состава указанных подразделений определять расчетом в зависимости от пожарной опасности объектов защиты на территории муниципального образования с учетом его технико-экономического развития.
3. Дислокация оперативных подразделений пожарной охраны на территории муниципальных образований определяется расчетом в зависимости от степени пожарной опасности объектов защиты и целей выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожара (проведения аварийно-спасательных работ) или устанавливается исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях не превышает 10 мин.
4. Порядок и методика расчетного определения мест дислокации подразделений муниципальной пожарной охраны на территории городских и сельских поселений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Целесообразно на базе подразделений ППС создание единой пожарно-спасательной службы, способной комплексно реагировать на различные деструктивные события и ЧС любого характера и масштаба.
В Таблице № 1 представлен вариант нормирования общего количества технических и кадровых ресурсов подразделений пожарно-спасательной службы в поселениях в зависимости от численности населения и площади территории населенного пункта.
Таблица № 1
Проект нормативов основных ресурсов муниципальной пожарно-спасательной службы
№ п/п |
Насе-ление, тыс.чел. |
S1, кв.м. |
N2 |
Количество ОПСА по видам |
р3 |
Численность л/с по должностям 4 |
Общая числ-ть л/с5 |
|||||||||||
ОПА6 |
СА |
АПП |
ОПА7 |
ПМ |
ВС |
ПС |
ст.ПС |
КО |
ПНК |
НК |
R1 |
R2 |
R3 |
|||||
1 |
до 3 |
<20 8 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
- |
- |
1 |
7 |
28 |
21 |
|
2 |
3 - 5 |
< 20 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
- |
1 |
- |
1 |
7 |
28 |
21 |
|
3 |
5 - 10 |
< 20 |
1 |
2 |
1 |
1 |
4 |
1 |
3 |
5 |
2 |
1 |
- |
1 |
13 |
52 |
39 |
|
4 |
10 - 25 |
< 20 |
1 |
2-3 |
1 |
1 |
1 |
5-6 |
1 |
4 |
8 |
2 |
1 |
1 |
1 |
18 |
72 |
54 |
5 |
25 - 50 |
< 20 |
2 |
4 |
2 |
1 |
1-2 |
8-9 |
2 |
5 |
12 |
3 |
2 |
1 |
2 |
27 |
108 |
81 |
6 |
50 - 100 |
< 20 |
2 |
5 |
2 |
2 |
2 |
11 |
2 |
7 |
15 |
4 |
2 |
2 |
2 |
34 |
136 |
102 |
20 - 40 |
3 |
5 |
2 |
2 |
3 |
12 |
2 |
7 |
15 |
4 |
2 |
2 |
2 |
34 |
136 |
102 |
||
7 |
100-150 |
20 - 40 |
3 |
6 |
3 |
2 |
2 |
13 |
3 |
8 |
18 |
3 |
3 |
3 |
3 |
41 |
164 |
123 |
40 - 60 |
3 |
6 |
3 |
3 |
3 |
15 |
3 |
9 |
18 |
3 |
3 |
3 |
3 |
42 |
168 |
126 |
||
8 |
150-200 |
20 - 40 |
4 |
7 |
3 |
3 |
3 |
16 |
3 |
10 |
20 |
6 |
3 |
3 |
3 |
48 |
192 |
144 |
40 - 60 |
4 |
7 |
4 |
3 |
3 |
17 |
4 |
10 |
20 |
6 |
3 |
3 |
3 |
49 |
196 |
147 |
||
60 - 80 |
5 |
8 |
4 |
3 |
4 |
19 |
4 |
11 |
24 |
4 |
4 |
4 |
4 |
55 |
220 |
165 |
||
9 |
200-300 |
40 - 60 |
5 |
8 |
5 |
3 |
4 |
20 |
5 |
11 |
24 |
4 |
4 |
4 |
4 |
56 |
224 |
168 |
60 - 80 |
5 |
9 |
5 |
4 |
4 |
22 |
5 |
13 |
25 |
5 |
5 |
5 |
5 |
63 |
252 |
189 |
||
80 - 100 |
6 |
10 |
6 |
4 |
5 |
25 |
6 |
14 |
27 |
5 |
6 |
6 |
6 |
70 |
280 |
210 |
||
10 |
300-400 |
40 - 60 |
6 |
10 |
6 |
4 |
5 |
25 |
6 |
14 |
27 |
5 |
6 |
6 |
6 |
70 |
80 |
210 |
60 - 80 |
7 |
11 |
6 |
4 |
5 |
26 |
6 |
16 |
30 |
6 |
6 |
6 |
6 |
76 |
304 |
228 |
||
80 - 100 |
8 |
12 |
6 |
5 |
5 |
28 |
6 |
17 |
36 |
6 |
6 |
6 |
6 |
83 |
332 |
249 |
||
100-120 |
9 |
12 |
7 |
6 |
6 |
31 |
7 |
18 |
36 |
6 |
6 |
6 |
6 |
85 |
340 |
255 |
1 S - площадь территории города (населенного пункта);
2 N - количество пожарно-спасательных депо;
3 Р - общая численность пожарно-спасательных автомобилей (боевой расчет + резерв);
4 Численность личного состава по должностям: ПМ - парамедик; ВС - водитель-спасатель; ПС - пожарный-спасатель; ст.ПС - старший пожарный-спасатель; КО - командир отделения; ПНК - помощник начальника караула; НК - начальник караула.
5 Общая численность личного состава: R1 - количество личного состава, находящегося на круглосуточном боевом дежурстве на основных пожарно-спасательных автомобилях; R2 - общая численность личного состава на основных пожарно-спасательных автомобилях МПСС при 4-х сменном графике дежурства; RЗ - общая численность личного состава на основных пожарно-спасательных автомобилях МПСС при 3-х сменном графике дежурства;
6 ОПА - количество основных пожарных автомобилей в боевом расчете;
7 ОПА - количество основных пожарных автомобилей в резерве;
8 При непопадании города ни в одну из представленных категорий работает правило ближайшего соседа.
Добровольная пожарная охрана.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Подразделения (дружины, команды) добровольной пожарной охраны по охране городских и сельских поселений создаются в населенных пунктах, в которых отсутствуют другие виды пожарной охраны, а время прибытия подразделений муниципальной пожарной охраны превышает 10 мин.
Минимальная численность добровольных пожарных на территории муниципального образования устанавливается из расчета один добровольный пожарный на каждые 160 чел. населения. При этом минимальная численность подразделения добровольной пожарной охраны должна устанавливаться в зависимости от вида и количества пожарной техники, находящейся в боевом расчете и нормативной численности боевых расчетов.
Дислокация подразделений добровольной пожарной охраны на территории муниципальных образований определяется расчетом в зависимости от степени пожарной опасности объектов защиты и целей выезда подразделений пожарной охраны для тушения пожара (проведения аварийно-спасательных работ) или устанавливается исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях не превышает 10 мин.
Порядок и методика расчетного определения мест дислокации подразделений добровольной пожарной охраны на территории городских и сельских поселений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В каждом муниципальном образовании (включая сельские поселения) должны быть созданы добровольные пожарно-спасательные формирования, укомплектованность которых техническими и кадровыми ресурсами должна, в первую очередь, зависеть от расстояния до ближайшего места дислокации подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации или муниципальной пожарной охраны и состояния подъездных дорог к поселениям муниципального образования, защищаемых добровольной пожарной охраной. Порядок создания подразделений добровольной пожарной охраны на территории муниципальных образований, а также регистрации добровольных пожарных указан в приложении № ____.
В таблице № 2 представлены оценочные нормативы укомплектования добровольных пожарно-спасательных формирований техникой и личным составом в сельских муниципальных образованиях.
Таблица № 2
Оценочные нормативы укомплектования добровольных пожарно-спасательных формирований техникой и личным составом
в сельских муниципальных образованиях
№ п/п |
Ресурсы |
Удаленность сельского муниципального образования до ближайшего подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации или муниципальной пожарной охраны (км) и состояние подъездных дорог |
||||||||||||||
Твердое дорожное покрытие |
Прочие дороги |
Отсутствие подъезда к сельским поселениям |
||||||||||||||
<5 |
5-10 |
10-20 |
20-30 |
>30 |
<5 |
5-10 |
10-20 |
20-30 |
>30 |
<5 |
5-10 |
10-20 |
20-30 |
>30 |
||
1 |
Необходимое число добровольных пожарных-спасателей (на дежурстве) на сельское муниципальное образование |
11 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
2 |
Тип и количество пожарно-спасательной техники на сельское муниципальное образование |
- |
м2 |
тр3м |
АЦ4 тр |
АЦ тр. м |
м |
м |
АЦ тр |
АЦ тр. м |
АЦ тр м |
м |
тр м |
АЦ тр м |
АЦ тр м |
АЦ тр м |
1 в таблице представлены значения, полученные методом экспертных оценок;
2 м - мотопомпа;
3 тр - трактор с бочкой;
4 АЦ - автоцистерна.
Исходя из тактических возможностей создаваемых подразделений муниципальной пожарной охраны, предлагается определять численность из расчета 1 единица личного состава муниципальной пожарной охраны на 200 человек населения населенных пунктов, расположенных в радиусе 12 километров.
В создаваемых подразделениях муниципальной пожарной охраны организуется круглосуточное дежурство личного состава с использованием пожарной техники. Для обеспечения боевой готовности подразделения муниципальной пожарной охраны, с учетом минимального количества личного состава 5 человек, предлагаем организовать дежурство одного водителя круглосуточно и одного водителя на 8 часовой рабочий день.
Обеспечение муниципальных пожарных специальной формой одежды и пожарно-техническим вооружением производится согласно действующих норм.
Подразделение обеспечивается телефонной и радиосвязью.
Организация порядка привлечения сил и средств
подразделений муниципальной пожарной охраны
для тушения пожаров на местном уровне
Порядок привлечения сил и средств муниципальной пожарной охраны для тушения пожаров на территории соответствующего муниципального образования осуществляется на основании расписаний выездов (планов привлечения сил и средств) (далее - расписание (план)).
Расписание (план) утверждается постановлением органа местного самоуправления.
К тушению пожаров привлекаются другие виды пожарных формирований (ведомственная, добровольная, частная) дислоцирующихся на территории муниципального образования. На основании заключенных соглашений, целесообразно закрепить минимально допустимое количество ресурсов противопожарной службы субъекта Российской Федерации и муниципальной противопожарной службы в муниципальных образованиях в зависимости от численности населения и площади территории муниципального образования с учетом параметров оперативной деятельности противопожарной службы. В таблице 3 приведен вариант нормирования минимально допустимого количества сил и средств противопожарной службы субъекта Российской Федерации в муниципальных образованиях.
Таблица № 3
Нормирование минимально допустимого количества технических и кадровых ресурсов противопожарной службы субъекта
Российской Федерации в муниципальных образованиях
Численность населения, N, тыс. чел. |
Количество депо. R |
Количество основных пожарных автомобилей, Копа |
Количество специальных пожарных автомобилей, Кспа |
Численность личного состава, находящегося на боевом дежурстве, Кл/с, чел. |
<25 |
1 |
2/1-22 |
13 |
10 |
25-50 |
1-21 |
2-41/2 |
1 |
12- 18 |
50-100 |
2-3 |
4-6/4 |
1-2 |
18-25 |
>100 |
3-4 |
6-8/6 |
2 |
25-35 |
1 Нижнее значение соответствует нижней границе численности населения, верхнее - соответствует верхней границе (при определении минимально допустимого количества ресурсов противопожарной службы субъекта Российской Федерации учитывается также площадь территории муниципального образования).
2 В числителе количество основных пожарных автомобилей в боевом расчете, в знаменателе - количество основных пожарных автомобилей в резерве.
** В случае наличия зданий высотой 3 и более этажей.
Оперативное взаимодействие при тушении пожаров между подразделениями противопожарной службы и службами жизнеобеспечения (скорая медицинская помощь, энергослужба, «Водоканал», ЖКХ и др.), а также правоохранительными органами муниципального образования осуществляется в соответствии с заключенными соглашениями.
Для ликвидации крупных пожаров, при которых сил и средств подразделений муниципальной пожарной охраны недостаточно - задействуется план привлечения сил и средств подразделений противопожарной службы субъекта Российской Федерации на тушение пожаров», который утверждается постановлением администрации субъекта Российской Федерации.
Переработка расписаний выездов (планов привлечения сил и средств), проводится не реже одного раза в три года, а также при издании новых нормативных правовых актов в области организации пожаротушения, изменении организационно-штатной структуры, списочной численности личного состава, изменения табеля положенности пожарной и специальной техники.
Корректировка проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Отработка расписаний выездов (планов привлечения сил и средств) проводится при проведении тактико-специальных учений и тренировок.
Ведомственная пожарная охрана
Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.
См. Положение о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России, утвержденное приказом Федеральной авиационной службы РФ от 11 декабря 1998 г. № 361.
См. Положение о ведомственной пожарной охране Минтопэнерго РФ, утвержденное приказом Минтопэнерго РФ от 25 марта 1997 г. № 88 и согласованное письмом Главного управления Государственной противопожарной службы МВД РФ от 4 февраля 1997 г. № 20/3/2. 177
При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организаций (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Частная пожарная охрана
Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.
Создание,реорганизация и ликвидация подразделений ЧПО осуществляются
в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Нормативы численности и технической оснащенности ЧПО устанавливаются
ее собственником самостоятельно.Подразделения ЧПО оказывают услуги в об-
ласти ПБ на основе заключенных договоров.
. Дислокация подразделений частной пожарной охраны определяется собственником самостоятельно исходя из необходимости прибытия к объекту защиты, с которым заключен договор на обслуживание, не более чем за 10 мин.
Вопрос 4:
СЕРТИФИКАЦИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Лицензирование деятельность по проверке соответствия соискателя лицензии установленным требованиям, выдаче лицензии, контролю за осуществлением лицензируемых видов деятельности и применению установленных мер воздействия в случае нарушения лицензионных требований и условий. Это направление деятельности может существенно повлиять на качество работ в области пожарной безопасности. Промышленно развитые страны Запада живут в условиях лицензирования многие десятилетия. Для России лицензирование является новой формой регулирования деятельности, получившей развитие в период рыночных реформ 90-х годов. Система лицензирования в стране находится в процессе становления и носит заметный отпечаток проблем и трудностей, переживаемых российской экономикой в период системных трансформаций, хотя и становится неотъемлемой частью развития экономики страны и условием успешной интеграции России в мировое сообщество.
Переход экономики к рыночным отношениям создал предпосылки для появления значительного числа субъектов предпринимательской деятельности в сфере предупреждения и тушения пожаров, а также предоставления услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию средств пожарной защиты зданий и сооружений. Практика показывает, что в этих условиях без государственного регулирования рынка услуг в области обеспечения пожарной безопасности не обойтись.
Одной из форм такого регулирования является лицензирование отдельных видов деятельности, предусмотренное Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (№ 128-ФЗ). Со вступлением в действие этого закона были отменены ранее действовавшие положения о лицензировании, в том числе Положение о лицензировании Государственной противопожарной службой работ и услуг в области пожарной безопасности .26.01.2006 г. было подписано Постановление Правительства Российской Федерации № 45 «О организации лицензирования отдельных видов деятельности», по которому на МЧС России возложена обязанность по осуществлению лицензирования следующих видов деятельности в области пожарной безопасности:
- деятельность по тушению пожаров
" производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
Самые существенные перемены произошли в организационной структуре системы лицензирования в области пожарной безопасности. В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлениями Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 26 января 2006г. № 45 . и «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» от 25 октября 2006 № 625 лицензирование деятельности в области пожарной безопасности осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которое, в свою очередь, приказом министра от 20.06.2002 г. № 301 определило Главное управление Государственной противопожарной службы головным структурным подразделением МЧС России, осуществляющим лицензирование в области пожарной безопасности.
Таким образом, имевшаяся ранее система лицензирования в области пожарной безопасности, состоявшая из федерального, территориальных и специальных лицензирующих органов, в настоящее время представлена только федеральным органом, осуществляющим лицензирование в области пожарной безопасности на территории Российской Федерации, что значительно затрудняет процесс получения лицензий для небольших организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся и осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности в регионах, удаленных от Москвы.
Кроме того, увеличился с 30 до 60 суток срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии. При этом закон позволяет в положениях о лицензировании устанавливать лицензионные требования и условия, как для соискателей лицензий, так и для лицензиатов. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Для упорядочения и повышения действенности системы лицензирования в области пожарной безопасности целесообразно решить вопрос о восстановлении ранее существовавших подразделений лицензирования в территориальных органах Государственной противопожарной службы и предоставлении им полномочий территориального органа лицензирования с правом предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям лицензий на осуществление деятельности в области пожарной безопасности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Одним из инструментов технического регулирования процессов оснащения объектов страны более совершенной техникой, использования менее пожароопасных материалов в строительстве является обязательная сертификация в области пожарной безопасности.
Важным шагом в этом направлении на правовом уровне было принятие в декабре 1994 года Федерального закона «О пожарной безопасности», ст. 33 которого предусматривалось введение обязательной сертификации средств обеспечения пожарной безопасности и пожароопасной продукции и определен статус сертификата пожарной безопасности.
Введение Системы сертификации в области пожарной безопасности (далее - ССПБ) потребовало значительных усилий от подразделений Государственной противопожарной службы и Госстандарта России (Росстандарт). Основой для выработки критериев и требований к функциональным характеристикам средств пожарной безопасности, пожароопасной продукции и методов их испытаний послужили как накопленные научно-технические знания и практический опыт, так и анализ нормативных документов наиболее развитых стран. Совместная деятельность коллективов ученых и пожарных привела к разработке и апробации норм пожарной безопасности, требования которых не только соответствуют уровню международных стандартов, но и учитывают специфику применения в отечественных условиях (климат, особенности электро- и водоснабжения и т. п.).
Благодаря ССПБ был создан действенный механизм контроля качества пожарно-технической и пожароопасной продукции на стадиях производства и реализации. Обязательность выполнения норм пожарной безопасности заставила производителей в целях успешного прохождения сертификации направить усилия на улучшение качества выпускаемой пожарно-технической продукции и поставила барьер при ввозе на территорию России недоброкачественных товаров из-за рубежа.
Особое внимание в процессе сертификации уделено постоянному инспекционному контролю за сертифицированной продукцией, что, при минимальных затратах, позволяет поддерживать стабильный уровень качества.
Эффективная система сертификации не может действовать без жесткого подхода к подбору организаций, проводящих обязательную сертификацию (обязательное подтверждение соответствия) в области пожарной безопасности.
В связи с этим МЧС России особое внимание уделяет вопросам аккредитации и инспекционному контролю за органами и испытательными лабораториями, работающими в Системе сертификации в области пожарной безопасности, поддержанию высокого уровня профессионализма и объективности подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности.
Учитывая действенность введения сертификации в области пожарной безопасности, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказом от 18 июня 2003 г. № 312 утвердило Положение о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации и Порядок проведения сертификации продукции в Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации. Этот нормативный правовой акт был зарегистрирован Минюстом России 20 июня 2003 г., рег. № 4784.
В 2008 г. был принят Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ. Важный аспект этого документа устранение избыточных технических и административных барьеров в области пожарной безопасности.
В тоже время, Закон затрагивает вопросы сертификации продукции и аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий(центров), которые отображены в разделе 7,гл.33,ст.ст. 146-150(см.Приложение).
Указанные документы содержат существенные изменения, учитывающие опыт функционирования Системы сертификации в области пожарной безопасности, последние достижения в области подтверждения соответствия и позволяющие существенно упростить процесс сертификации для потребителя, повысить ее эффективность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С принятием Закона началась работа по радикальному обновлению нормативной правовой базы в области пожарной безопасности и в первую очередь основополагающих организационных документов Государственной Противопожарной службы.
Подготовлены и приняты Федеральный, закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О пожарной безопасности», постановления Правительства РФ «О внесении изменений и дополнений в решения Правительства РФ в связи с принятием Федерального закона «О пожарной безопасности», «О фонде пожарной безопасности и противопожарном страховании», разработана и принята федеральная целевая программа «Пожарная безопасность и социальная защита», ряд других документов правительственного уровня.
С введением в действие Федерального закона «О пожарной безопасности» началась активная работа по ведомственному нормотворчеству. Закон нормативный правовой акт прямого действия, который регулирует общественные отношения непосредственно. Вместе с тем нормы закона носят общий, декларативный характер и нуждаются в конкретизации и детализации. Поэтому в развитие положений Федерального закона «О пожарной безопасности» были приняты ведомственные нормативные правовые акты, в которых разработаны механизмы реализации этих норм.
Приняты новые редакции Боевого устава пожарной охраны, Устава службы пожарной охраны, урегулированы вопросы осуществления государственного пожарного надзора, деятельности испытательных пожарных лабораторий, статистики и учета пожаров, противопожарного страхования, сертификации и лицензирования.
Закон определил общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области правоотношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, гражданами.
В Законе было закреплено создание в Российской Федерации системы обеспечения пожарной безопасности; обеспечение пожарной безопасности стало одной из важнейших функций государства.
Закон позволил комплексно решить большинство проблем в области пожарной безопасности, в частности, в нем:
· определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, граждан в сфере борьбы с пожарами;
· установлены гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы;
· изменен порядок финансирования ГПС;
· закреплена персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности;
· появился новый вид страхования противопожарное страхование;
· создана система сертификации и лицензирования в области пожарной безопасности.
Инструктор ГОУ «УМЦ по ГОЧС РК» С.Г. Козырецкий
Приложение № ____
к Методическим рекомендациям
ПРИКАЗ МВД России
от 2 апреля 2001 г. № 390
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 апреля 2001 г. № 2688)
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОРЯДКА
СОЗДАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
И РЕГИСТРАЦИИ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ
Ввести в действие прилагаемый Порядок создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных утвержденный главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору 24 марта 2001 года.
Министр Б. ГРЫЗЛОВ
Приложение
к Приказу МВД России
от 02.04.2001 № 390
Утверждаю
Начальник
Главного управления ГПС МВД
генерал - лейтенант
внутренней службы
Е.А. СЕРЕБРЕННИКОВ
24.03.2001
Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействительным Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных см. решение Верховного Суда РФ от 05.07.2001 №ГКПИ 01-1028.
ПОРЯДОК
СОЗДАНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
И РЕГИСТРАЦИИ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ
1. Настоящий Порядок регламентирует создание подразделений добровольной пожарной охраны на территории муниципальных образований и в организациях независимо от наличия .подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГПС) или ведомственной пожарной охраны, а также регистрации добровольных пожарных.
2. Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и команд, которые могут быть муниципальными или объектовыми и входят в систему обеспечения пожарной безопасности соответствующего муниципального образования.
Дружина осуществляет деятельность без использования пожарных машин. Команда осуществляет деятельность с использованием пожарных машин.
3. Команды могут подразделяться на разряды:
первый - с круглосуточным дежурством добровольных пожарных в составе дежурного караула (боевого расчета) в специальном здании (помещении);
второй - с круглосуточным дежурством только водителей пожарных машин и нахождением остальных добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства;
третий - с нахождением всех добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства.
4. Муниципальные подразделения добровольной пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению руководителя органа местного самоуправления, а объектовые подразделения добровольной пожарной охраны - на основании приказа руководителя организации.
5. Орган местного самоуправления (организация) в течение 10 дней информирует подразделение ГПС, в районе выезда которого находится соответствующее муниципальное образование (организация) (далее подразделение ГПС) о создании, реорганизации и ликвидации подразделения добровольной пожарной охраны.
6. Количество подразделений добровольной пожарной охраны и их структура устанавливается руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем подразделения ГПС.
7. Начальник подразделения добровольной пожарной охраны назначается руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем подразделения ГПС.
8. На подразделения добровольной пожарной охраны возлагаются следующие основные задачи:
участие в предупреждении пожаров;
участие в тушении пожаров.
9. В соответствии с возложенными задачами подразделения добровольной пожарной охраны осуществляют следующие основные функции:
контролируют соблюдение требований пожарной безопасности в населенных пунктах (организациях);
принимают участие в обучении детей дошкольного и школьного возраста, учащихся образовательных учреждении, работоспособного населения и пенсионеров мерам пожарной безопасности, а также в осуществлении их подготовки к действиям при возникновении пожара;
проводят противопожарную пропаганду;
принимают участие в службе пожарной охраны;
участвуют в тушении пожаров.
10. Финансовое и материально - техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств организаций, в которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.
11. Подразделения добровольной пожарной охраны комплектуются добровольными пожарными.
12. В добровольные пожарные принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане, способные по своим деловым и моральным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные предупреждением и (или) тушением пожаров.
13. Отбор граждан в добровольные пожарные муниципального подразделения добровольной пожарной охраны осуществляется органом местного самоуправления, а в добровольные пожарные объектового подразделения добровольной пожарной охраны организациями.
14. Для участия в отборе граждане подают письменное заявление на имя руководителя органа местного самоуправления (организации).
15. По результатам отбора в течение 30 дней со дня подачи заявления орган местного самоуправления (организация) принимает решение о принятии гражданина в добровольные пожарные или об отказе гражданину в приеме в добровольные пожарные. Граждане, принятые в добровольные пожарные, регистрируются в Реестре добровольных пожарных муниципального подразделения добровольной пожарной охраны (приложение № ___).
16. Порядок ведения и хранения Реестра, а также передачи содержащихся в нем сведений в подразделение ГПС устанавливает орган местного самоуправления (организация) по согласованию с руководителем подразделения ГПС.
17. Органы местного самоуправления (организации) организуют первоначальную подготовку добровольных пожарных.
Первоначальная подготовка добровольных пожарных осуществляется на безвозмездной основе, как правило, на базе подразделений ГПС.
18. Основанием для исключения гражданина из числа добровольных пожарных является:
личное заявление;
несоответствие квалификационным требованиям, установленным для добровольных пожарных;
состояние здоровья, не позволяющее работать в пожарной охране;
систематическое невыполнение установленных требований, а также самоустранение от участия в деятельности подразделения пожарной охраны;
совершение действий, несовместимых с пребыванием в добровольной пожарной охране.
19. Добровольным пожарным предоставляется право:
участвовать в деятельности по обеспечению, пожарной безопасности на соответствующей территории муниципального образования (организации);
проверять противопожарное состояние объектов или их отдельных участков на соответствующей территории муниципального образования (организации);
нести службу (дежурство) в подразделениях ГПС;
проникать в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений.
20. На добровольных пожарных возлагаются обязанности:
обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном программой первоначальной подготовки добровольных пожарных;
соблюдать меры пожарной безопасности;
выполнять требования, предъявляемые к добровольным пожарным;
участвовать в деятельности пожарной охраны;
осуществлять дежурство в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком, утвержденным соответствующим руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем подразделения ГПС;
соблюдать установленный порядок несения службы в подразделениях пожарной охраны, дисциплину и правила охраны труда;
бережно относиться к имуществу пожарной охраны, содержать в исправном состоянии пожарно-техническое вооружение и оборудование.
21. Органами местного самоуправления (организациями) по согласованию с руководителями подразделения ГПС организуется и осуществляется последующая подготовка добровольных пожарных с привлечением специалистов подразделения ГПС.
Последующая подготовка добровольных пожарных осуществляется в подразделении добровольной пожарной охраны, а также может проводиться на ежегодных учебных сборах в подразделениях ГПС.
22. Программа последующей подготовки добровольных пожарных разрабатывается начальником подразделения добровольной пожарной охраны и утверждается руководителем подразделения ГПС.
23. Для организации дежурства команды делятся не менее чем на четыре дежурных караула в населенных пунктах и по числу рабочих смен в организациях.
24. Дежурные караулы команд возглавляются начальниками из числа
наиболее подготовленных добровольных пожарных.
25. Порядок несения службы в дружинах определяется ее начальником по согласованию с руководителем подразделения ГПС, исходя из обеспечения реализации в полном объеме поставленных задач,
26. Для своевременного реагирования на пожары начальником подразделения добровольной пожарной охраны по согласованию с руководителем подразделения ГПС определяется порядок сбора добровольных пожарных и способ их доставки к месту пожара.
27. Подразделения добровольной пожарной охраны в обязательном порядке привлекаются к проведению пожарно-тактических учений (занятий).
28. Учет фактического времени несения службы (дежурства) добровольными пожарными в подразделениях пожарной охраны, а также проведения мероприятий по предупреждению пожаров осуществляется начальником подразделения добровольной пожарной охраны.
29. Органы местного самоуправления (организации) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут предоставлять подразделению добровольной пожарной охраны в безвозмездное пользование здания (помещения), необходимые для осуществления их деятельности.
30. Добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, как правило, обеспечиваются специальной одеждой и снаряжением.
31. Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
32. Органы местного самоуправления (организации) по согласованию с ГПС могут устанавливать единые образцы удостоверений и форму одежды для добровольных пожарных.
33. Добровольным пожарным могут предоставляться социальные гарантии, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления, организациями).
Приложение № ___
к Порядку создания
подразделений добровольной
пожарной охраны и регистрации
добровольных пожарных
РЕЕСТР ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ
(муниципальное образование субъекта Российской Федерации)
№ п/п |
Ф.И.О. добро-вольно-го пожар-ного |
Основной документ, удостове-ряющий личность гражданина Российской Федерации |
Место житель-ства (регист-рации), телефон |
Наимено-вание объекта основной работы, адрес, должность, телефон |
Дата и основа-ние регистра-ции в Реестре |
Дата и основа-ние исклю-чения из Реестра |
Ф.И.О. и под-пись лица, ответ-ствен-ного за ведение Реестра |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |