Основные способы защиты трудовых прав
Основные способы защиты трудовых прав
В соответствии со ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих в т.ч. принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль.
2. Россия ратифицировала Конвенцию Международной организации труда N 81 об инспекции труда (1947) и Протокол 1995 г. к указанной Конвенции (Федеральный закон от 11.04.98 N 58-ФЗ - СЗ РФ. 1998. N 15. Ст. 1698). В соответствии с указанными международными договорами Российской Федерации она обязана иметь систему инспекции труда, распространяющуюся на все предприятия, в отношении которых инспекторы труда обязаны обеспечить соблюдение законодательства о труде, в т.ч. об охране труда.
В целях реализации указанных международных обязательств в России образована и функционирует федеральная инспекция труда, осуществляющая государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде во всех организациях на территории РФ.
Система, основы статуса, деятельности, основные полномочия органов государственной власти субъектов РФ закреплены Федеральным законом от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005).
В соответствии со ст. 129 Конституции РФ (РГ. 25 декабря 1993 г. N 197) прокуратура РФ составляет единую централизованную систему, а ее полномочия, организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.
Согласно ст. 1 (п. п. 1 и 2) Закона РСФСР от 17.01.92 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (Ведомости РСФСР. 1992. N 8. Ст. 366) прокуратура в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов и соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина.
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд (ст. 10 указанного Закона).
Систему прокуратуры РФ (п. 1 ст. 11) составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе (ст. 22):
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов и организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
По основаниям, установленным законом, прокурор или его заместитель возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба (п. 1 ст. 27).
На акт, нарушающий права человека и гражданина, прокурор или его заместитель приносит протест либо обращается в суд; в целях устранения допущенных нарушений прав и свобод граждан вносит представление в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить их (ст. 28).
При осуществлении своей деятельности органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно - хозяйственную деятельность организаций (п. 2 ст. 26).
В связи с ратификацией Конвенции Международной организации труда N 81 об инспекции труда (1947) (с Протоколом 1995 г. к ней) (Федеральный закон от 11.04.98 N 58-ФЗ - СЗ РФ. 1998. N 15. Ст. 1698) Россия взяла на себя обязательство иметь систему инспекции труда, распространяющуюся на все предприятия, в отношении которых инспекторы труда обязаны обеспечить соблюдение законодательства о труде, в т.ч. об охране труда. При этом это должна быть система государственных органов, поскольку согласно указанной Конвенции (ст. 6) персонал инспекции состоит из государственных служащих.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3702) государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда - единой федеральной централизованной системой государственных органов (п. 1).
В целях реализации Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" Постановлением Правительства РФ от 09.09.99 N 1035 "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда" (СЗ РФ. 1999. N 38. Ст. 4546) принято предложение Минтруда России об образовании на базе Федеральной инспекции труда при этом министерстве и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах РФ федеральной инспекции труда - единой централизованной системы, включающей Минтруд России и государственные инспекции труда (государственные инспекции труда в субъектах РФ, межрегиональные государственные инспекции труда), являющиеся территориальными органами министерства. Минтруду России в целях обеспечения более эффективного функционирования федеральной инспекции труда разрешено создать в составе центрального аппарата министерства Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (содержание которого аналогично ч. 2 комментируемой статьи) Постановлением Правительства РФ от 28.01.2000 N 78 "О федеральной инспекции труда" (СЗ РФ. 2000. N 6. Ст. 760) утверждено Положение о федеральной инспекции труда, согласно которому (п. 1) федеральная инспекция труда - это единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.
Норма части третьей комментируемой статьи воспроизведена в п. 5 вышеназванного Положения о федеральной инспекции труда, согласно которому деятельностью федеральной инспекции труда руководит заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации - главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.
В соответствии с п. 7 Положения о федеральной инспекции труда Приказом Минтруда России от 29.02.2000 N 65 (БНА РФ. 2000. N 15. Ст. 65) утверждено Положение о государственной инспекции труда в субъекте РФ, согласно которому (п. 1.2) государственная инспекция труда входит в состав федеральной инспекции труда - единой федеральной централизованной системы государственных органов.
Положение о Департаменте государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Минтруда России утверждено Приказом Минтруда России от 24.11.2000 N 268.
Принципы деятельности и основные задачи органов федеральной инспекции труда. Принцип защиты прав и свобод человека - один из общепризнанных принципов международного права, основу которого заложил Устав ООН и который воплощен в таких важнейших международных соглашениях о защите прав и свобод человека, разработанных в рамках ООН, как Всеобщая декларация прав человека от 10.12.48, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.66 (Ведомости СССР. 1976. N 17. Ст. 291) и Международный пакт о гражданских и политических правах от 23.03.76 (Ведомости СССР. 1973. N 40. Ст. 564) (ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.73 N 4812-VIII), в конвенциях МОТ, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.50, подписанной от имени России в г. Страсбурге 28 февраля 1996 г. (СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163) и ратифицированной Федеральным законом от 30.03.98 N 54-ФЗ (СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1514), Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26.05.95, ратифицированной Федеральным законом от 04.11.95 N 163-ФЗ (СЗ РФ. 1995. N 45. Ст. 4239).
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 2) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Принципы законности и объективности в деятельности органов федеральной инспекции труда отражены, в частности, в КоАП РФ от 30.12.01 N 195-ФЗ.
Принцип гласности в деятельности органов федеральной инспекции труда реализуется, в частности, при осуществлении ими предоставленных ст. 356 ТК РФ полномочий, согласно которым они информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников, готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Закрепленные основные задачи органов федеральной инспекции труда полностью соответствуют положениям п. 1 ст. 3 Конвенции МОТ N 81 об инспекции труда (1949), ратифицированной Федеральным законом от 11.04.98 N 58-ФЗ (СЗ РФ. 1998. N 15. Ст. 1698).
В соответствии с п. 3 Положения о федеральной инспекции труда, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2000 N 78 "О федеральной инспекции труда" (СЗ РФ. 2000. N 6. Ст. 760), основной задачей федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.
Право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, закреплено в части третьей ст. 37 Конституции РФ.
Закрепленные ТК РФ основные полномочия органов федеральной инспекции труда базируются на положениях Конвенции МОТ N 81 об инспекции труда (1947), ратифицированной Федеральным законом от 11.04.98 N 58-ФЗ (СЗ РФ. 1998. N 15. Ст. 1698).
Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности. Основными задачами федеральной инспекции труда являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях; направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды; осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве; обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию; анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно; принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников; запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан; готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации; иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основные права государственных инспекторов труда Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда; запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).
Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону. Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспектируют на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля. Организации Вооруженных Сил Российской Федерации, органы безопасности, органы внутренних дел, Государственная противопожарная служба, другие правоохранительные органы, исправительные учреждения, организации атомной и оборонной промышленности и другие подлежат инспекционным проверкам с особым порядком их проведения, который предусматривает: доступ для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск; проведение проверок в назначенное время; ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий. Особый порядок проведения инспекционных проверок устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами. За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.
Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, который вправе следить за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.
При исполнении обязанностей по надзору за безопасным ведением работ работники федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности, независимы и подчиняются только закону.
Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей. При проведении указанных в части первой настоящей статьи мероприятий работники федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей, независимы и подчиняются только закону.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно- противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Работники федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия населения, при осуществлении надзора за соблюдением работодателями перечисленных в части первой настоящей статьи норм и правил независимы и подчиняются только закону.
Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии.
Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на проверяемых объектах. Работники федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии, при осуществлении надзора за ядерной и радиационной безопасностью независимы и подчиняются только закону.
13.2. Защита прав работников профессиональными союзами
Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.
Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов. Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право: осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов; принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права; принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
Работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ.
Работодатель в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме. В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ.
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.
При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения
Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.
В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.
Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда. Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).
Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 ТК РФ руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.
При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного статьей 373 ТК РФ. Члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, - также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.
Работнику, освобожденному от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации (далее также - освобожденный профсоюзный работник), после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя. При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года. При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза. Время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж. Освобожденные профсоюзные работники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с коллективным договором.
Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи ТК РФ с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, установленного статьей 374 ТК РФ.
Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах). Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором. Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному органу первичной профсоюзной организации принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом профсоюзы не имеют права устанавливать плату за пользование этими объектами для работников, не являющихся членами этих профессиональных союзов, выше установленной для работников, являющихся членами этого профсоюза.
В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств. Работодатели, заключившие коллективные договоры или на которых распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями. Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором. Лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Основным или, чаще, единственным источником дохода работника является его заработная плата. Несвоевременная выплата причитающихся сумм ставит работника в тяжелое материальное положение. Гражданин сам вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа с требованием о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику оплаты труда. Умелое и активное использование гражданами такого права, безусловно, избавит их от необходимости проведения забастовок, голодовок и других акций, а работодателей заставит своевременно выдавать работникам заработную плату.
Однако, в связи с зависимостью от работодателя, большинство работников не желает обращаться с письменными заявлениями о нарушении трудовых прав в сфере оплаты труда в прокуратуру или в суд, в связи, с чем заявления в защиту прав работников направляются прокурорами в суд с приложением соответствующих объяснений граждан и без их просьбы.
В соответствии с требованиями ст. 4 ТК РФ, ст. ст. 27 и 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», руководствуясь ст. ст. 45, 122 - 124 ГПК РФ, прокурор вправе самостоятельно, без просьбы работника обратиться в суд с заявлением о вынесении судьей единолично судебного постановления судебного приказа (ст.121 ГПК РФ) с требованием о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы (ст.122 ГПК РФ), когда отсутствует спор о принадлежности прав на заработную плату1.
Заявление о разрешении трудового спора по оплате труда подается в районный суд в следующие сроки:
как общее правило в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал, или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 392 ТК РФ);
в десятидневный срок со дня вручения копий решения КТС, если работник обжалует это решение (ч. 2 ст. 390 ТК РФ).
В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных ст. 392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом.
Ранее трудовые споры по оплате труда рассматривались мировыми судьями. Однако законодатель по инициативе Верховного Суда РФ (ВС РФ) изменил сложившуюся и существовавшую почти 10 лет систему подсудности трудовых споров, полностью исключив мировых судей из процесса рассмотрения этой категории дел. Такие изменения ввел Федеральный закон от 22.07.2008 № 147-ФЗ. Уже с августа 2008 года все дела, возникающие из трудовых отношений, подсудны районным судам. К основным плюсам изменения подсудности ВС РФ относит следующие:
- у судьи больше возможностей для глубокого анализа дела. Гражданские дела, возникающие из трудовых споров, «представляют определенную сложность для мировых судей, связанную с необходимостью сбора доказательств»;
- значительную часть норм, регулирующих трудовые отношения, можно отнести к процедурным. Они определяют порядок оформления и подтверждения реализации предоставленных прав и исполнения возложенных обязанностей. Процедурные нормы и подтверждение фактов, имеющих юридическое значение, в трудовом праве играют ключевую роль. От того, может ли сторона трудового договора доказать наличие у нее определенного права или надлежащее исполнение ею определенной обязанности, зависит реализация этого права, возможность или невозможность его судебной защиты, а также исключение ответственности за ненадлежащее исполнение обязанности. Инициируя изменение подсудности дел, возникающих из трудовых отношений, Верховный Суд РФ учел наличие у судей районных судов (которые менее, нежели мировые судьи, загружены делами об административных правонарушениях) больших возможностей для подготовки и рассмотрения этой категории гражданских дел;
- указанная категория дел далеко не нова для судей районных судов ранее они разрешали трудовые споры о восстановлении на работе. У судей районных судов достаточно опыта в анализе гражданского, в том числе трудового, законодательства и исследования доказательств, что также должно положительно повлиять на качество рассмотрения дел, возникающих из трудовых споров;
- кассационный порядок обжалования судебных решений должен быть более эффективен. С изменением подсудности гражданских дел, возникающих из трудовых отношений, стал другим и порядок обжалования судебных решений, вынесенных по указанной категории дел. Апелляционное производство по обжалованию решений и определений мировых судей, регламентированное главой 39 ГПК РФ, исключается из процесса разрешения трудовых споров. Сторонам и другим лицам, участвующим в деле, теперь не нужно подавать апелляционную жалобу на решение мирового судьи в соответствующий районный суд в течение 10 дней со дня принятия мировым судьей решения в окончательной форме. Вместо этого стороны и другие лица, участвующие в деле, в течение 10 дней со дня принятия районным судом решения в окончательной форме вправе подать кассационную жалобу в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. По мнению ВС РФ, такой порядок обжалования может положительно отразиться на качестве рассмотрения гражданских дел, возникающих из трудовых отношений2.
Итак, перейдем непосредственно к процедуре предъявления иска в суд. По общему правилу гражданин может обратиться в суд по достижении возраста 18 лет. Однако возбудить дело по трудовому спору вправе и несовершеннолетние в возрасте от 14 лет, поскольку в соответствии с законодательством они могут состоять в трудовых отношениях.
Статья 131 ГПК РФ устанавливает форму и содержание искового заявления, которое подается в суд в письменной форме. В нем должны быть указаны:
наименование суда, в который подается заявление;
наименование истца, его место жительства или, если истцом является юридическое лицо, его место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является юридическое лицо, его место нахождения;
обстоятельства, на которых истец основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие изложенные истцом обстоятельства;
требование истца;
цена иска;
перечень прилагаемых к заявлению документов.
В заявлении следует указать не только срок и денежную сумму задолженности по заработной плате, но и юридически значимые обстоятельства задержки работодателем выплаты работнику начисленной заработной платы. К ним следует отнести:
- наличие трудовых отношений между заявителем и работодателем;
- невыплату начисленной заработной платы;
- форму оплаты труда;
- порядок выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ);
- место ее выплаты (по смыслу ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке. Место выплаты заработной платы в неденежной форме определяется коллективным договором или трудовым договором);
- способ выплаты заработной платы (в соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором).
К заявлению необходимо приложить доказательства, подтверждающие обстоятельства невыплаты работнику начисленной заработной платы.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке (ст. ст. 62, 86, 88, 89 ТК РФ) сведения о фактах невыплаты начисленной заработной платы, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (ч. 1 ст. 55 ГПК РФ).
К доказательствам из числа документов, основанных на нормах трудового права, относятся следующие:
- копии документов, предусмотренные законом, связанные с выполняемой работой (копии приказов о приеме на работу, о переводах, об увольнении с работы, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и др.). Работник может их получить у работодателя не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления (ст. 62 ТК РФ). Они должны быть заверены надлежащим образом и предоставлены работнику безвозмездно;
- экземпляр трудового договора, заключенный в письменной форме и подписанный сторонами (ст. 67 ТК РФ);
- расчетный лист, где указаны составные части заработной платы, причитающейся работнику за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также общая денежная сумма, подлежащая выплате (ст. 136 ТК РФ);
- банковская выписка со счета в банке, на который перечисляется заработная плата работника на условиях, определенных коллективным или трудовым договором (ст. 136 ТК РФ), и др.
К доказательствам из числа документов, основанных на нормах права о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, относятся следующие:
1. расчетно-платежная ведомость (форма N Т-49), расчетная ведомость (форма N Т-51), платежная ведомость (форма N Т-53), применяемые для расчета и выплаты заработной платы работникам организации, которые составляются в одном экземпляре;
2. лицевой счет (форма N Т-54), лицевой счет (форма N Т-54а), отражающие сведения о заработной плате, выплаченной работнику, которые заполняются работником бухгалтерии.
Подача и принятие заявления образуют первую стадию процесса. Ввиду того что эти действия носят не технический, а правовой характер, вопрос о принятии заявления может решаться только судьей.
В соответствии со ст.133 ГПК РФ судья в течение пяти со дня поступления заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. Принятие заявления оформляется кратким определением. Содержащаяся в определении дата устанавливает момент официального возникновения процесса по делу. В соответствии со ст.150 ГПК РФ в порядке подготовки дела к судебному разбирательству судья производит следующие действия:
- разъясняет сторонам их процессуальные права и обязанности;
- опрашивает истца или его представителя по существу заявленных требований и предлагает, если это необходимо, представить дополнительные доказательства в определенный срок;
- опрашивает ответчика по обстоятельствам дела, выясняет, какие имеются возражения относительно иска и какими доказательствами эти возражения могут быть подтверждены;
- разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении исковых требований;
- принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения и разъясняет сторонам их право обратиться за разрешением спора в третейский суд и последствия таких действий;
- извещает о времени и месте разбирательства дела заинтересованных в его исходе граждан или организации;
- разрешает вопрос о вызове свидетелей;
- по ходатайству сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей истребует от организаций или граждан доказательства, которые стороны или их представители не могут получить самостоятельно;
- принимает меры по обеспечению иска;
- совершает иные необходимые процессуальные действия3.
Подготовка дела к судебному разбирательству является самостоятельной стадией процесса. Плохо проведенная подготовка дела порождает волокиту или приводит к вынесению ошибочных решений. Судья обязан обеспечить надлежащую подготовку дел к судебному разбирательству, что является одним из основных условий своевременного и правильного их разрешения.
Итак, признав дело подготовленным, судья выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании и извещает стороны и других участников процесса о времени и месте рассмотрения дела. На рисунке 2.1 графически представлены этапы рассмотрения дела в суде.
Рисунок 1.1 Этапы рассмотрения дела в суде
Статьей 154 ГПК РФ определено, что гражданские дела разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд4.
Стадия разбирательства дела в судебном заседании направлена на исследование доказательств и доказывание обстоятельств по делу. Трудовые дела относятся к числу наиболее сложных дел по сравнению с гражданскими делами, рассматриваемыми судами общей юрисдикции. В каждом конкретном случае следует определить среди большого числа источников трудового права те правовые акты и их нормы, которыми необходимо руководствоваться при исследовании письменных и иных доказательств, включая сведения, полученные при допросе свидетелей по документам в деле.
Судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании, извещает стороны, прокурора, других лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, вызывает других участников процесса (ст.153 ГПК РФ). Согласно ст.155 ГПК РФ разбирательство трудового дела по иску прокурора происходит в судебном заседании с обязательным извещением прокурора и иных лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
Участвующий в деле прокурор обязан соблюдать установленный порядок в судебном заседании (ч. 5 ст.158 ГПК РФ), свои объяснения дает стоя (ч. 2 ст.158 ГПК РФ). Председательствующий принимает необходимые меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании, его распоряжения обязательны для прокурора (ч. 3 ст. 156 ГПК РФ). К прокурору, нарушающему порядок в судебном заседании, председательствующий от имени суда имеет право применить меры, предусмотренные ч. 1 3 ст.159 ГПК РФ. Возражения прокурора относительно действий председательствующего заносятся в протокол судебного заседания (ч. 2 ст. 156 ГПК РФ).
Прокурор вправе заявить отводы (ст. ст. 16 19 ГПК РФ), распорядиться процессуальными правами и обязанностями как лица, участвующего в деле, предусмотренными ст. ст.34, 35, 39, ч. 2 ст.45 ГПК РФ. Он имеет право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Видеозапись прокурором судебного заседания допускается с разрешения суда (ч.7 ст.10 ГПК РФ). Его ходатайства (иных лиц, участвующих в деле) по вопросам, связанным с разбирательством дела (в том числе и об отложении разбирательства дела), разрешаются судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле (ст. 166 ГПК РФ).
В случае неявки прокурора, участвующего в деле и извещенного о времени и месте судебного заседания, суд может рассмотреть дело, если прокурором не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины его неявки неуважительными (ч. 3 ст. 167 ГПК РФ). Он вправе просить суд о рассмотрении дела в его отсутствие и о направлении ему копии решения суда (ч. 5 ст. 167 ГПК РФ).
Прокурор может заявить ходатайство об отложении дела в случае неявки в судебное заседание свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков. Суд, выслушав мнение других лиц, участвующих в деле, о возможности рассмотрения дела в отсутствие свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, может отложить его рассмотрение (ч. 1 ст. 168 ГПК РФ), и уже при неявке по вторичному вызову указанные лица могут быть подвергнуты штрафу, а свидетель приводу (ч. 2 ст. 168 ГПК РФ).
Частью 1 ст. 169 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор может заявить ходатайство об отложении разбирательства дела в случае необходимости представления или истребования только дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле других лиц, совершения иных процессуальных действий. При отложении разбирательства дела суд вправе допросить явившихся свидетелей только в случае, если в судебном заседании присутствуют прокурор и ответчик (ст. 170 ГПК РФ). При рассмотрении дела по существу после доклада дела председательствующим прокурор заявляет, что поддерживает требования истца или нет (ст. 172 ГПК РФ).
После доклада дела судом прокурор, обратившийся в суд за защитой трудовых прав и законных интересов других лиц, первым дает объяснения. После чего лица, участвующие в деле, вправе задавать вопросы прокурору. Судьи же вправе задавать вопросы в любой момент объяснений прокурора (ч.1 ст. 174 ГПК РФ).
Прокурор в случае неявки в суд имеет право давать объяснения в письменной форме, которые подлежат оглашению председательствующим в судебном заседании (ч. 2 ст. 174 ГПК РФ). После объяснений прокурор высказывает мнение по определению последовательности исследования доказательств по делу (ст. 175 ГПК РФ).
Суд, как правило, исследует доказательства, представленные со стороны прокурора, в первую очередь, если бремя доказывания законом не возложено на ответчика. Допрос свидетелей осуществляется прокурором после председательствующего судьи в порядке, предусмотренном требованиями ст. 177 ГПК РФ. Исследование письменных доказательств, переписки и телеграфных сообщений, вещественных доказательств, аудио- или видеозаписи проводится им по правилам требований ст. ст. 181 188 ГПК РФ.
Возвращаясь к стадии разбирательства дела в судебном заседании, следует отметить, что прокурор, обратившийся с заявлением в защиту трудовых прав и законных интересов граждан, при необходимости выступает с дополнительными объяснениями. По окончании рассмотрения дела по существу суд переходит к судебным прениям (ст. 189 ГПК РФ). Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле, их представителей. Прокурор, обратившийся в суд за защитой трудовых прав и законных интересов других лиц, выступает в судебных прениях первым. После произнесения речей всеми лицами, участвующими в деле, их представителями прокурор может выступить с репликой в связи со сказанным иными лицами, участвующими в деле. Прокурор, иные лица, участвующие в деле, их представители в своих выступлениях после окончания рассмотрения дела по существу не вправе ссылаться на обстоятельства, которые судом не выяснялись, а также на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании (ч. 1 ст. 191 ГПК РФ)5.
После судебных прений суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения, о чем председательствующий объявляет присутствующим в зале судебного заседания (ст. 192 ГПК РФ). После принятия и подписания решения суд возвращается в зал заседания, где председательствующий или один из судей объявляет решение суда, разъясняет его содержание, порядок и срок его обжалования, а также когда прокурор может ознакомиться с мотивированным решением суда (ст. ст. 193 209 ГПК РФ).
1 Шалыгин Б.И., Городов А.Л. Защита прав и законных интересов граждан в суде по вопросам оплаты труда // Трудовое право. 2007. №2.
2 Иванова Т.С. Освобождение мировых судей от рассмотрения трудовых споров // Трудовые споры. 2008. №9.
3 Гражданский процессуальный кодекс РФ // СЗ РФ. 2002. №46. Ст.4532.
4 Анисимов А.Л. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров в суде // Трудовое право. 2008. №3.
5 Шалыгин Б.И., Городов А.Л. Защита прав и законных интересов граждан в суде по вопросам оплаты труда // Трудовое право. 2007. №2.
Основные способы защиты трудовых прав