Индивидуальные трудовые споры

Индивидуальные трудовые споры.

В процессе работы между работником и работодателем могут возникать индивидуальные и коллективные трудовые споры.

Ст. 381 Трудового кодекса РФ определяет индивидуальный трудовой спор как неурегулированные разногласия между работником и работодателем по вопросам применения законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению трудового спора. В данном случае речь идет о двух видах индивидуальных трудовых споров – исковых спорах и спорах об установлении условий труда. Наиболее распространенными являются исковые споры, которые рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам и в судах.

Такие индивидуальные трудовые споры характеризуются следующими признаками. Во-первых, сторонами индивидуального трудового спора являются работник (работники) и работодатель, в то время как коллективный трудовой спор возникает между работодателем (объединением работодателей) и работниками в лице их представителей. Во-вторых, в отличие от коллективного трудового спора, возникающего, как правило, по поводу установления или изменения условий труда, индивидуальный трудовой спор в большинстве случаев возникает по поводу применения уже установленных условий труда – установленных законами, иными нормативными актами, коллективными договорами и соглашениями, трудовым договором. Вместе с тем, следует иметь в виду, что коллективный трудовой спор может также возникнуть и по поводу выполнения коллективных договоров и соглашений (ст. 398 ТК РФ).

Индивидуальные трудовые споры по поводу установления или изменения индивидуальных условий труда являются менее распространенными и разрешаются без обращения в органы по рассмотрению трудовых споров – путем переговоров с работодателем.

Возникновение и рассмотрение индивидуальных трудовых споров в нашей стране носит массовый характер. К сожалению, учет споров, имеющих место в организациях, не ведется. Что же касается количества индивидуальных споров, возникших из трудовых правонарушений, рассмотренных федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями за 12 месяцев, то оно впечатляет:

Год

Всего поступило дел:

В том числе по оплате труда:

В том числе удовлетворено требований об оплате труда:

2003

653655

526102

480988

2004

756722

675388

547853

2005

800522

753964

664469

2006

800632

798754

755448

2007

903567

897543

871468

2008

905392

900976

897644

Приведенные данные свидетельствуют о весьма неблагополучном положении в области соблюдения трудового законодательства об оплате труда:

- лишь незначительная часть споров, не решенных в пользу работников путем непосредственных переговоров с администрацией или в комиссиях по трудовым спорам, переносится в суд. Поэтому можно без сомнения утверждать, что общее количество индивидуальных трудовых споров по заработной плате, рассматриваемых как непосредственно в организациях, так и в судах, ежегодно исчисляется миллионами. Таким образом, нарушения законодательства, в области оплаты труда носят массовый характер.

-тот факт, что буквально миллионы работников в целях защиты своей заработной платы от посягательств администрации ежегодно идут на открытый конфликт с ней, свидетельствует об остроте проблемы, о неспособности или нежелании администрации обеспечить соблюдение правил оплаты труда. Открытый конфликт с администрацией путем возбуждения индивидуальных трудовых споров по заработной плате в комиссиях по трудовым спорам и судах стал основным средством защиты прав и законных интересов работников.

- как следует из приведенных выше данных, работники выигрывают в судах более 91, 42% дел. Это объясняется тем, что многие представители администрации плохо знают трудовое законодательство, нередко пренебрежительно и халатно относятся к его требованиям, предпочитая руководствоваться собственными представлениями о правилах оплаты труда при решении тех или иных вопросов.

В результате профсоюзные работники крайне затруднены в своих действиях по защите прав и интересов членов профсоюза, встречая слишком часто непонимание и даже противодействие со стороны администрации.

В ближайшее время не следует ожидать, что все административные работники, специалисты различных служб организаций, овладеют необходимыми знаниями правил оплаты труда и проникнутся сознанием, что они обязаны их соблюдать. Поэтому в обозримом будущем разрешение подавляющего большинства сколько-нибудь серьезных разногласий между сторонами трудового договора в области оплаты труда на уровне организации останется прерогативой комиссии по трудовым спорам. Исходя из этого, обратимся к положениям ТК, регламентирующим компетенцию комиссии, порядок ее образования и работы.

1. Общие положения о порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регламентируется главой 60 ТК РФ, ее статьями 381-397 ТК РФ.

В статье 381 дается определение понятия индивидуального трудового спора: индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

1. Как следует из текста ст. 381 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Согласно ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Таким образом, органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются образуемые в организациях комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды.

2. Индивидуальным трудовым спором признается не только спор между работодателем и работником. Индивидуальный трудовой спор может также иметь место:

  • между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, т.е. с лицом, трудовой договор с которым был расторгнут.
  • между лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, но которому работодатель отказал в заключении такого договора.

3. Статьей 381 ограничен (определен) круг вопросов, по которым допускается (рассматривается комиссией по трудовым спорам и (или) судом) индивидуальный трудовой спор между работодателем и работником:

  • по вопросам применения законов и иных норм правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • коллективного договора;
  • соглашения;
  • трудового договора

По всем этим вопросам индивидуальный трудовой спор признается таковым, в том числе, в тех случаях, когда разногласия между работодателем и работником возникли по поводу установления или изменения условий труда.

В связи с изложенным обратим внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, согласно ст. 219 "Рассмотрение споров об установлении новых или изменении существующих условий труда" КЗоТ РФ трудовые споры об установлении работнику новых или изменении существующих условий труда разрешались администрацией и соответствующим профсоюзным органом в пределах предоставленных им прав.

Таким образом, согласно ст. 219 КЗоТ РФ трудовые споры об установлении работнику новых или изменении существующих условий труда комиссиями по трудовым спорам и судами не рассматривались.

В ТК РФ эта норма не повторена. Поэтому, по кругу вопросов, определенных ст. 381 ТК РФ, индивидуальные трудовые споры рассматриваются указанными комиссиями и (или) судами.

Отсюда, в частности, следует, что во взаимоотношениях с работодателем выборный профсоюзный орган утратил право на представительство от своего имени интересов работника при возникновении индивидуального трудового спора в связи с установлением работнику новых или изменении существующих условий труда. В комиссии по трудовым спорам, в суде он может выступать только по уполномочию работника, от его имени.

Во-вторых, в ст. 381 не сказано о том, что индивидуальный трудовой спор может иметь место по вопросам применения локальных нормативных актов организации, содержащих нормы трудового права. Представляется, что это пробел. Разногласия подобного рода возникают. Поэтому такой пробел в ст. 381 желательно заполнить.

Вероятно, что практика применения положений ст. 381 пойдет по пути, когда локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, будут рассматриваться как разновидность нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Такая возможность не исключена, хотя бы потому, что законодательно не определено понятие "нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права" , точно также не определено понятие "локальный нормативный акт организации, содержащий нормы трудового права".

В общем виде порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров приводится в ст. 383 ТК РФ:

1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам регулируется ст. 384-389 ТК РФ.

2. Порядок рассмотрения этих споров в суде регламентируется:

  • ст.ст. 390-393 ТК РФ;
  • Гражданским процессуальным кодексом РФ, введенным в действие Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ "О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации".

3. Установленный ст. 383 ТК РФ порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров не исключает для работника возможность обжаловать действия работодателя в органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - Федеральную службу по труду и занятости, прокуратуру.

4. На местах постоянно возникают вопросы о порядке, последовательности, обращения работников, их представителей, в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров - в КТС и суд. Следует ли первоначально обращаться в КТС и только затем в суд, если спор в ней не решен в пользу работника? Можно ли обращаться в суд, минуя КТС? Как быть, если в организации КТС не создана?

Вопросы эти возникают потому, что порядок обращения работников, их представителей, в указанные органы изложен в ТК РФ недостаточно последовательно. В связи с этим ВС РФ своим постановлением от 17 марта 2004 г. N 2 (п. 2) дал следующее разъяснение.

Учитывая, что ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту и ТК РФ не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора КТС, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в КТС (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением - в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения КТС, либо сразу обратиться в суд (ст. 382, ч.2 ст. 390, ст. 391 ТК РФ).

Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен КТС в десятидневный срок со дня подачи работником заявления, он вправе перенести его рассмотрение в суд (ч. 2 ст. 387, ч. 1 ст. 390 ТК РФ).

Как следует из приведенного выше текста, работник сам решает, обратиться ли ему первоначально в КТС или, минуя ее, в суд. Если он первоначально обратиться в КТС, и ее решение будет неблагоприятным для работника, он должен обратиться в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения КТС. В противном случае ему, возможно, придется доказывать в суде, что он нарушил десятидневный срок по уважительным причинам. Если же он не сможет этого сделать, суд не будет рассматривать его заявление.

В п. 2 постановления ВС РФ от 17 марта 2004 г. упоминаются дела по индивидуальным трудовым спорам, которые рассматриваются непосредственно судом, т.е. минуя КТС. Подробно об этом - далее по тексту. Здесь же отметим, что индивидуальные трудовые споры по оплате труда могут рассматриваться, как правило, КТС. Исключением из этого правила являются споры по заявлениям работников об оплате за время вынужденного прогула и выплате заработной платы за время выполнения нижеоплачиваемой работы (ст. 391 ТК РФ). Заявления при возникновении таких споров подаются непосредственно в суд.

Приняв решение об обращении в суд, необходимо иметь в виду разъяснение, содержащееся в п. 1 постановления ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2, согласно которому:

1. Дела по спорам, возникших из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.

2. Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции все дела, возникшие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о признании забастовки незаконной, независимой от цены иска.

2. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам

Статьей 384 ТК РФ регламентируется порядок образования комиссии по трудовым спорам: она образуется по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам организации имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

1. Как следует из текста ст. 384, создание в организации комиссии по трудовым спорам совсем не обязательно. Во многих организациях может сложиться ситуация, в которой ни одна из сторон не проявит соответствующей инициативы. К тому же создание комиссии требует согласия работодателя и работников при определении численности членов комиссии, сроков их полномочий, регламента ее работы и т.п. Дискуссии по этим вопросам могут длиться неопределенное время. Возможно, что в конечном счете стороны не придут к согласию.

В подобной ситуации представительному органу работников, которым, по общему правилу, является профком, целесообразно обратиться с соответствующим заявлением в Федеральную службу по труду и занятости, прокуратуру.

Вопрос о регламенте работы комиссии заслуживает особого внимания. Рекомендации по его разработке мы приведем далее по тексту. Здесь же обратим внимание на следующее. Согласно ст. 384 организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется работодателем, что создает необходимые условия для ее работы. Это можно только приветствовать. Членам комиссии остается занять свои места и приступить к исполнению обязанностей.

Совсем другой вопрос, - как будет организована работа комиссии, каков будет ее регламент, определяющий процедуру этой работы. Согласно ст. 384 организация работы комиссии, а значит определение такой процедуры, относится к компетенции работодателя, конкретно - к компетенции руководителя организации. Работники, профком к разработке и согласованию процедуры деятельности комиссии формально никакого отношения не имеют.

В то же время они заинтересованы в том, чтобы деятельность комиссии определялась едиными правилами, отвечающими интересам работников. Если же эти правила не будут формализованы в виде особого положения, к тому же с учетом мнения общего собрания (конференции) работников, велика вероятность того, что нарушение прав и законных интересов работников станет обычным явлением.

Исходя из этого, профком должен настаивать перед руководителем организации на том, чтобы было разработано положение о комиссии по трудовым спорам, которое должно быть одобрено общим собранием (конференцией) работников.

2. Согласно ранее действовавшему порядку (ст. 203 КЗоТ РФ) комиссии по трудовым спорам создавались в организациях с числом работающих не менее 15 человек. В свою очередь, ст. 210 КЗоТ РФ было предусмотрено, что непосредственно в судах рассматриваются трудовые споры работников организаций, в которых комиссии по трудовым спорам не избираются или почему-либо не созданы.

Вместе с тем, в ст. 391 ТК РФ "Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах" не сказано о том, что работники, в организациях которых не созданы комиссии по трудовым спорам, вправе обращаться в суд. Вопрос, таким образом, остается открытым. Безусловно, каждый такой работник вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Однако это выведет разрешение его разногласий с работодателем за рамки трудового спора, разрешаемого в соответствии с ТК.

Компетенция комиссии по трудовым спорам приводится в ст. 385 ТК РФ: комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организациях, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

1. Основываясь на положениях ст. 381 ТК РФ, комиссия по трудовым спорам рассматривает неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда). (см. комментарий к ст. 381 ТК РФ).

2. В определенных ст. 391 ТК РФ случаях комиссия по трудовым спорам не вправе рассматривать споры. В этих случаях споры рассматриваются непосредственно в судах, т.е. минуя комиссию по трудовым спорам.

3. В тексте ст. 385 заслуживает особого внимания фраза о том, что спор рассматривается КТС, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

В то же время, законодательно не определена процедура такого урегулирования разногласий. Не установлена форма обращения работника к работодателю, обязанность последнего вести переговоры, их сроки и т.д. Таким образом, работодатель имеет возможность уклоняться от ведения переговоров, тем более, что работник подчас не знает, к какому должностному лицу ему следует обратиться. В результате указанные переговоры не могут состояться, что вынуждает работника обращаться в суд, минуя КТС, или же хотя бы внешне примириться с нарушением его прав.

Учитывая, что сам работодатель в лице его представителей не заинтересован в судебных тяжбах, ему целесообразно принять с участием профкома локальный нормативный акт, регламентирующий процедуру переговоров с работниками.

Срок, в течение которого работник вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам, определен ст. 386 ТК РФ:

работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

1. Текст ст. 386 изложен по тексту ст. 205 КЗоТ РФ, с той лишь разницей, что согласно последней заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежало обязательной регистрации. Эта норма приводится в ст. 387 ТК РФ.

Важным является вопрос о порядке исчисления сроков обращения в комиссию. Он определен ст. 14 ТК РФ. Течение сроков, с которыми ТК РФ связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.

В свою очередь, течение сроков, с которыми ТК связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

При этом сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели. В срок, исчисляемый в календарных неделях и днях, включаются и нерабочие дни.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В комментарии к ст. 384 ТК РФ нами была отмечена необходимость разработки и утверждения работодателем по согласованию с общим собранием (конференцией) работников положения о комиссии по трудовым спорам, составной частью которого должна стать процедура ее работы. Приведенный выше пример подтверждает, как необходимость принятия такого положения, так и закрепления в нем процедуры работы комиссии.

2.Согласно аб. 1 ст. 386 трехмесячный срок, в течение которого работник вправе обратиться в комиссию, начинается с дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Формула, переписанная из ст. 205 КЗоТ РФ, нередко ставит работника в затруднительное положение в тех случаях, когда ему необходимо доказать, что он узнал или должен был узнать о нарушении своего права в определенный день.

Поэтому, желательно, чтобы все изменения в условиях труда работника доводились до него в виде какого-либо официального документа, на который он может при необходимости сослаться или предъявить комиссии. Одним из таких документов является расчетный листок, выдаваемый работнику при выплате заработной платы (см. комментарий к ст. 136 ТК РФ).

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам приводится в ст. 387 ТК РФ.

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного настоящим Кодексом.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан в установленный срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

1. В целях обеспечения прав работников на обращение в комиссию, обеспечения достоверности ее делопроизводства, в положении о комиссии целесообразно определить порядок приема поступающих в нее заявлений:


1). Прием заявлений в КТС производится ___________________________________________________
(секретарем, иными членами КТС, лицом, уполномоченным администрацией)

в помещении ___________________________________________________________________________

в дни ______________________________ с __________ до ________ часов.

2). Заявления работников подлежат регистрации в журнале,  в  котором также фиксируется ход рассмотрения споров, его результаты. 
Форма  журнала является составной частью настоящего Положения.

2. В положении о комиссии целесообразно закрепить право работников на мотивированный отвод свидетелей. Вопрос об удовлетворении или неудовлетворении отвода решается комиссией. В случае отвода свидетеля (свидетелей) заседание комиссии может быть перенесено.

3. Поскольку это не отражено в тексте ст. 387 в положении о комиссии целесообразно указать:

На заседании КТС ведется протокол, в котором фиксируются дата заседания, присутствие заявителя, состав присутствующих членов комиссии, свидетели, эксперты и иные участники рассмотрения спора.

Порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам и его содержание приводятся в ст. 388 ТК РФ:

Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении комиссии по трудовым спорам указываются: наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника; даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора; фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании; существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт); результаты голосования.

Надлежаще заверенные копии решения комиссии по трудовым спорам вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения.

Как следует из текста ст. 388:

1. Решение комиссии по трудовым спорам должно быть основано на положениях законов, иных нормативных правовых актов, коллективного договора, соглашения, трудового договора, руководствуясь которыми (которым) комиссия приняла свое решение.

2. Решение комиссии должно быть ясным, мотивированным. Решение не должно быть сформулировано в виде какой-либо просьбы к работодателю. Наоборот, решение следует излагать в категорической (обязательной) форме, в виде окончательного требования.

3. Принятое комиссией в установленном порядке решение не может быть пересмотрено. Оно окончательно и подлежит исполнению.

Порядок исполнения решения комиссии по трудовым спорам приводится в ст. 389 ТК РФ:

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, являющееся исполнительным документом. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

Как следует из текста ст. 389, решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению администрацией организации в трехдневный срок по истечению десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения администрацией организации решения комиссии в установленный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, имеющее силу исполнительного документа.

Удостоверение не выдается, если работник или администрация обратились в установленный срок о разрешении трудового спора в суд.

На основании удостоверения, выданного КТС и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения в суд судебный исполнитель приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

Статьей 390 ТК РФ предусмотрена возможность обжалования решения комиссии по трудовым спорам и перенесения рассмотрения индивидуального трудового спора в суд:

В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу.

Подробно о праве работника обжаловать решение КТС и перенести рассмотрение индивидуального трудового спора в суд см. далее по тексту комментарий к ст. 392 ТК РФ. Здесь же обратим внимание на то обстоятельство, что решение КТС может быть обжаловано в суд не только работником, но и работодателем.

3. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде регламентируется ст.ст. 390-397 ТК РФ и Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК).

При обращении, основываясь на положениях ТК РФ, в суд работник (его представитель в суде) должен руководствоваться ГПК. Для того, чтобы облегчить работнику обращение в суд, ниже приводятся ссылки на отдельные положения ГПК.

1) Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации (ст. 28).

2) Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик. Стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности (ст. 38).

3) Истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить предмет исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. (ст. 39 ).

4) Граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя. (ст. 48).

Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. Доверенности, выдаваемые гражданами, могут быть удостоверены в нотариальном порядке либо организацией, в которой работает или учится доверитель, жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя, администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении, командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения, если доверенности выдаются военнослужащими, работниками этих части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения или членами их семей. Доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего места лишения свободы.

Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного уполномоченного на это ее учредительными документами лица, скрепленной печатью этой организации.

Право адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.

Полномочия представителя могут быть определены также в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде. (ст. 53).

Представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом. (ст. 54).

5) Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, предъявлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. (ст. 35).

6) Доказательствами по делу являются полученные впредусмотренным законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов.(ст. 55).

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ст. 56).

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

В ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства. Суд выдает стороне запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его в суд или передает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.

Должностные лица или граждане, не имеющие возможности представить истребуемое доказательство вообще или в установленный судом срок, должны известить об этом суд в течение пяти дней со дня получения запроса с указанием причин. В случае не извещения суда, а также в случае невыполнения требования суда о представлении доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, на виновных должностных лиц или на граждан, не являющихся лицами, участвующими в деле, налагается штраф - на должностных лиц в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, на граждан - до пяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Наложение штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц и граждан, владеющих требуемым доказательством, от обязанности представления его суду (ст. 57).

7) Исковое заявление подается в суд в письменной форме.

В исковом заявлении должны быть указаны:

  • наименование суда, в который подается заявление;
  • наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
  • наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее местонахождения;
  • в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
  • обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
  • цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
  • сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;
  • перечень прилагаемых к заявлению документов.

В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.

Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд (ст. 131).

К исковому заявлению прилагаются:

  • его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины*(41);
  • доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;
  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;
  • текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;
  • доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;
  • расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц (ст. 132).

Судья в течение пяти дней со дня поступления искового заявления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда. О принятии заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой инстанции (ст. 133).

8) Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если:

  • заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя;
  • имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;
  • имеется ставшее обязательным для сторон и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Отказ в принятии искового заявления препятствует повторному обращению заявителя в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям. На определение судьи об отказе в принятии заявления может быть подана частная жалоба (ст. 134).

9) Судья возвращает исковое заявление в случае, если:

  • истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором;
  • дело неподсудно данному суду;
  • исковое заявление подано недееспособным лицом;
  • исковое заявление не подписано или исковое заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд;
  • в производстве этого или другого суда либо третейского суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • до вынесения определения суда о принятии искового заявления к производству суда от истца поступило заявление о возвращении искового заявления.

О возвращении искового заявления судья выносит мотивированное определение, в котором указывает , в какой суд следует обратиться заявителю, если дело неподсудно данному суду, или как устранить обстоятельства, препятствующие возбуждению дела. Определение суда должно быть вынесено в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд и вручено или направлено заявителю вместе с заявлением и всеми приложенными к нему документами.

Возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению истца в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, если истцом будет устранено допущенное нарушение. На определение судьи о возвращении заявления может быть подана частная жалоба. (ст. 135)

10) При подготовке дела к судебному разбирательству истец или его представитель:

  • передает ответчику копии доказательств, обосновывающих фактические основания иска;
  • заявляет перед судьей ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.

Ответчик или его представитель:

  • уточняет исковые требования истца и фактические основания этих требований;
  • представляет истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно исковых требований;
  • передает истцу или его представителю и судье доказательства, обосновывающие возражения относительно иска;
  • заявляет перед судьей ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда. (ст. 149)

В ст. 391 ТК РФ приводится перечень индивидуальных трудовых споров, которые рассматриваются в судах.

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.

Непосредственно в судах по вопросам оплаты труда рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

- работника - об оплате за время вынужденного прогула, о выплате разницы в заработанной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о дискриминации в оплате труда.

1. Из текста ст. 391 следует, что комиссия по трудовым спорам не является обязательным первичным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Работник вправе обратиться непосредственно в суд, минуя комиссию.

2. Обратим внимание на то обстоятельство, что согласно ст. 391 непосредственно в суд с иском может обратиться профсоюз, будь то профком или иной профсоюзный орган, защищающий интересы работника. Напомним, что полномочия профсоюзного органа как представителя работника - истца в суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. Полномочия представителя могут быть определены также в устном заявлении, занесенном в протокол судебного заседания, или письменном заявлении доверителя в суде (ст. 53 ГПК РФ).

В ст. 392 ТК РФ определены сроки, в течение которых работник вправе обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора по оплате труда: в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам этого срока он может быть восстановлен судом.

Разъяснение о порядке применения судами положений ст. 390 и 392 ТК РФ приводится в п. 5 постановления ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2. Это разъяснение сводится к следующему.

1. Судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска без уважительных причин срока обращения в суд (ч. 1 ст. 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения КТС (ч. 2 ст. 390 ТК РФ). Также не является препятствием к возбуждению трудового дела в суде и решение КТС об отказе в удовлетворении требования работника в связи с пропуском срока на его предъявление.

2. Вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешиться судом при условии, если об этом заявил ответчик.

3. Возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании.

Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (ч. 3 ст. 390 и ч. 3 ст. 392 ТК РФ).

Если же судья установил, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, он принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Если же ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд (ч. 1 ст. 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения КТС (ч. 2 ст. 390 ТК РФ) после назначения дела к судебному разбирательству, оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства.

4. В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствующие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, пребывание его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Перечень возможных решений, принимаемых судом по индивидуальным трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу в части оплаты труда определен ст. 394 ТК РФ. В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Этот орган принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу указанных выше компенсаций.

В случае признания формулировки причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой настоящего Кодекса или иного федерального закона. Если неправильная формулировка причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Статьей 395 ТК РФ определено, что при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными, они удовлетворяются в полном размере. При этом ст. 397 ТК РФ предусмотрено, что обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему в соответствии с решением органа по рассмотрению индивидуального трудового спора, при отмене решения в порядке надзора допускается только в тех случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных документах.

Под органом, принявшим решение об обоснованности денежных требований работника, следует понимать не только суд, но и комиссию по трудовым спорам. Принятые этими органами решения подлежат исполнению в установленном порядке. Поэтому особо декларировать право работников на удовлетворение их денежных требований, признанных соответствующим органом обоснованными, вроде бы нет необходимости. Возможно, ст. 395 просто закрепляет, гарантирует реализацию права работников на удовлетворение их денежных требований.

PAGE \* MERGEFORMAT1

Индивидуальные трудовые споры