Документ, его свойства, функции и классификация. Унификация и стандартизация

Лекция 2. Документ, его свойства, функции и классификация. Унификация и стандартизация

1. Свойства документов;

2.Функции документов;

3.Унификация и стандартизация документов;

4. Классификация и виды документов

5. Форматы бумаг для документов

1. Свойства документов

Две сущности документа:

  • информационная
  • материальная

Обе сущности определяют свойства документа:

1 – информативные

2 – эксплуатационные.

Информативное свойство документа – это его способность передавать информацию.

Сюда относятся:

  • актуальность информации;
  • достоверность информации;
  • полнота информации;
  • доступность информации

Эксплуатационные свойства - определяют сохранность документа, которая зависит от материального носителя и средств письма.

К эксплуатационным свойствам относятся:

  • долговечность;
  • прочность документа;
  • способность противостоять различным воздействиям:

- механическим,

- световым,

- биологическим,

- неблагоприятным факторам окружающей среды.

2.Функции документов

Функции документов делят на общие и специальные.

Общие функции - основные функции документов:

  • информационная - фиксация, хранение и передача информации;
  • коммуникативная - передача, обмен информации;
  • социально-культурная - документы, представляющие социальное и культурное значение, передающие культурные традиции и системы ценностей.

Специальные функции документов:

  • правовая - одни документы являются источником права, другие могут быть доказательством в юридической сфере;
  • организационная установка правовых отношений;
  • управленческая - решение управленческих вопросов и принятие решений на основе документированной информации;
  • обучающая - передача знаний между людьми и поколениями;
  • познавательная - получение и передача знаний для дальнейшего изучения процессов и явлений;
  • мемориальная - передача исторических сведений об отдельных людях или обществе, документы, являющиеся историческим наследием.

3.Унификация и стандартизация документов

Обязательным условием организационной и управленческой деятельности на предприятиях, является документирование.

Процессы организации и управления характеризуются значительным разнообразием и повторяемостью рабочих ситуаций и предпринимаемых действий по их разрешению.

Отсюда большое разнообразие документов и необходимость их унификации и стандартизации.

Унификация – приведение чего-либо к единой системе, форме, единообразию.

Суть унификации – сокращение неоправданного многообразия разновидностей документов, приведению к единообразию их форм, структуры, языковых конструкций и операций по обработке, учету и хранению.

На государственном уровне проводятся работы по унификации документов и созданию унифицированных систем документации (УСД)

УСД – это система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности.

На государственном уровне разрабатываются классификаторы технико-экономической и социальной информации, обеспечивающие интегрированную автоматизированную обработку данных, содержащихся в УСД.

Классификаторы – это нормативные документы, содержащие систематизированный свод наименований объектов, представленных как классификационные группировки, и присвоенные им коды.

Классификация конкретных форм управленческих документов и их коды установлены в ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации» (ОКУД).

Наряду с ОКУД действует еще ряд классификаторов.

Например, Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО), Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО), Общероссийский классификатор продукции (ОКП) и др.

Стандартизация – процесс установления и применения стандартов, под которыми понимается «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов».

Суть стандартизации - заключается в возведении в норму, обязательную для применения, оптимальных правил и требований по разработке и оформлению документов, принятых в установленном порядке для всеобщего и многократного их применения в делопроизводстве.

Результаты разработки при этом оформляются в виде национальных стандартов.

Итогом работы по стандартизации могут быть как национальные стандарты на определенные виды документов (например, ГОСТ 7.32-91 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления») или ГОСТ 6.30-2003 «Требования по оформлению ОРД».

4. Классификация и виды документов

Все документы, обращающиеся на предприятии и организации, классифицируются по следующим признакам:

По видам деятельности (или назначению):

  • научно-технические;
  • конструкторские;
  • технологические;
  • проектно-сметные;
  • нормативные;
  • организационно-распорядительные;
  • учебно-методические;
  • плановые;
  • финансово-расчетные;
  • отчетно-статистические;
  • по торговле;
  • ценообразованию;
  • изобретениям и открытиям;
  • по личному составу.

2. По наименованию существует множество разновидностей документов:

  • научные отчеты;
  • чертежи;
  • схемы;
  • графики;
  • технологические и другие карты;
  • приказы;
  • распоряжения
  • планы и отчеты
  • акты
  • протоколы
  • договоры
  • уставы
  • инструкции
  • справки
  • докладные
  • объяснительные записки
  • служебные письма
  • телеграммы
  • анкеты
  • стандарты
  • технические условия
  • платежные требования
  • доверенности
  • исковые заявления
  • авторские свидетельства

3. По способу фиксации информации документы бывают:

3.1. Письменные:

3.2. Графические и фото-кинодокументы

  • рукописные

  • машинописные

  • типографские

  • подготовленные на множительных аппаратах

  • напечатанные на ЭВМ

4. По месту составления документы подразделяются на:

4.1. Документы для решения внешних вопросов:

4.2. Документы для решения внутренних вопросов:

  • входящая корреспонденция

  • исходящая корреспонденция

5.По степени сложности документы классифицируются на:

  • Простые
  • Сложные

- это документы, в которых рассматривается один вопрос

- это документы, рассматривается несколько вопросов.

6.По степени гласности различают:

6.1. Открытые (несекретные)

6.2. Документы с ограниченным допуском

Подразделяются по разной

степени секретности:

  • совершенно секретные

  • секретные

  • документы для служебного пользования

  • с грифом «конфиденциально»

7.По юридической силе документы подразделяются на:

7.1 Подлинные:

7.2 Подложные

  • Действительные

  • Недействительные документы при истечения срока действия или отмены их другими документоми.

8.По срокам исполнения документы классифицируются на:

  • Срочные
  • Несрочные

- документы со сроками исполнения, установленными законом и соответствующими правовыми актами, а также телеграммы и другие документы с грифом

«срочно»

- срок исполнения документа не определен или не назначен установленным порядком.

9.По стадиям подготовки документы подразделяются на;

  • Черновик
  • Подлинник

– документ, подготовленный для дальнейшего

оформления, выполненный как правило, от руки.

- единственный экземпляр документа, оформленный и подписанный с черновика в соответствии с установленными требованиями.

С подлинника могут быть изготовлены:

  • Копия – идентичное, заверенное должностным лицом воспроизведение подлинника.

  • Выписка из документа – заверенная часть текста подлинника.

  • Дубликат – второй экземпляр документа, имеющий одинаковую силу с подлинником.

10. По происхождению документы классифицируют на:

  • Служебные
  • Личные

- подготовленные на предприятиях, в организациях

- личные письма граждан с изложением жалоб, предложений, просьб.

11. По срокам хранения документы делятся на документы постоянного и временного хранения.

11.1. Документы постоянного хранения

11.2. Документы временного хранения

- документы появляющиеся после закрытия или ликвидации организации) руководитель обязан передать в обработанном состоянии на постоянное хранение в Архивный фонд РФ (Государственный, городской или муниципальный архивы)

подразделяются на:

  • документы со сроками хранения до 10 лет и свыше 10 лет (приказы на отпуска и командировки, приказы по административно хозяйственной деятельности).
  • документы со сроками хранения свыше 10 лет (личные дела работников).

12. По степени обязательности документы бывают

  • Информационные
  • Директивные

- содержат сведения и факты о производственной и иной деятельности организации

- обязательные для исполнения, носящие характер юридической или технической нормы.

13.По унификации различают документы:

  • Индивидуальные документы по содержанию являются специфическими, носящими характер разового документа.
  • Типовыми - документы, рассчитанные на изложение однородных процессов и явлений: типовой технологический процесс, типовые правила внутреннего распорядка и т.п.
  • Трафаретные (шаблоны) документы имеют заранее напечатанный текст с пробелами, которые заполняются при окончательном оформлении в зависимости от конкретной ситуации.
  • Анкета – способ представления унифицированного текста.
  • Таблица – постоянная информация, размещенная в заголовках граф.
  • Примерные – носят ориентировочный характер и используются для составления по аналогии.

14. По характеру содержания выделяют:

  • Первичные
  • Вторичные

- документ, включающий исходные сведения, полученные в процессе исследований, разработок, наблюдений и других видов человеческой деятельности

документ, полученный в результате информационного анализа и синтеза одного или нескольких первичных документов в целях их идентификации и использования.

5. Форматы бумаг для документов

Документы должны оформляться на бумаге форматов А4 (210х297 мм) и А5 (148х210 мм).

Для каждого формата устанавливается два варианта расположения реквизитов:

  • угловое
  • продольное

3. Документ имеет поля:

  • левое 20 мм
  • верхнее 20 мм
  • нижнее 20 мм
  • правое 10 мм

4. Номер страницы проставляется посередине верхнего поля арабскими цифрами.

Организационно-распорядительная документация (ОРД)

Организационно-распорядительные документы – это документы, в которых фиксируются решения административных и организационных вопросов, вопросов управления и обеспечения деятельности органов власти, организаций и должностных лиц.

ОРД подразделяются на следующие основные группы документов:

  1. Организационные (уставы, учредительный договор, структура и штатная численность, штатное расписание, положение о структурном подразделении, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка и т.п.).
  2. Распорядительные (приказы по ОД, распоряжения,решения, указания).
  3. Документы по личному составу (приказы по л/с, трудовые контракты или договоры, личные дела, личные карточки, лицевые счета по з/п, трудовые книжки).
  4. Плановые (программы и планы развития, бизнес планы, балансы, анализ отчетных данных).
  5. Статистические (статистические отчеты, таблицы).
  6. Информационно-справочные (акты, письма, факсы, справки, докладные, служебные записки, протоколы)
  7. Нормативные (нормативные документы, поступающие от вышестоящих органов).

В отдельную группу, не относящуюся к организационно- управленческой документации, выделяются финансово-бухгалтерские документы (годовые отчеты, балансы, акты ревизий, планы, сметы, коммерческие контракты).

Документ, его свойства, функции и классификация. Унификация и стандартизация