Документ, его свойства, функции и классификация. Унификация и стандартизация
Лекция 2. Документ, его свойства, функции и классификация. Унификация и стандартизация
1. Свойства документов;
2.Функции документов;
3.Унификация и стандартизация документов;
4. Классификация и виды документов
5. Форматы бумаг для документов
1. Свойства документов
Две сущности документа:
|
|
Обе сущности определяют свойства документа:
1 информативные
2 эксплуатационные.
Информативное свойство документа это его способность передавать информацию.
Сюда относятся:
- актуальность информации;
- достоверность информации;
- полнота информации;
- доступность информации
Эксплуатационные свойства - определяют сохранность документа, которая зависит от материального носителя и средств письма.
К эксплуатационным свойствам относятся:
- долговечность;
- прочность документа;
- способность противостоять различным воздействиям:
- механическим,
- световым,
- биологическим,
- неблагоприятным факторам окружающей среды.
2.Функции документов
Функции документов делят на общие и специальные.
Общие функции - основные функции документов:
- информационная - фиксация, хранение и передача информации;
- коммуникативная - передача, обмен информации;
- социально-культурная - документы, представляющие социальное и культурное значение, передающие культурные традиции и системы ценностей.
Специальные функции документов:
- правовая - одни документы являются источником права, другие могут быть доказательством в юридической сфере;
- организационная установка правовых отношений;
- управленческая - решение управленческих вопросов и принятие решений на основе документированной информации;
- обучающая - передача знаний между людьми и поколениями;
- познавательная - получение и передача знаний для дальнейшего изучения процессов и явлений;
- мемориальная - передача исторических сведений об отдельных людях или обществе, документы, являющиеся историческим наследием.
3.Унификация и стандартизация документов
Обязательным условием организационной и управленческой деятельности на предприятиях, является документирование.
Процессы организации и управления характеризуются значительным разнообразием и повторяемостью рабочих ситуаций и предпринимаемых действий по их разрешению.
Отсюда большое разнообразие документов и необходимость их унификации и стандартизации.
Унификация приведение чего-либо к единой системе, форме, единообразию.
Суть унификации сокращение неоправданного многообразия разновидностей документов, приведению к единообразию их форм, структуры, языковых конструкций и операций по обработке, учету и хранению.
На государственном уровне проводятся работы по унификации документов и созданию унифицированных систем документации (УСД)
УСД это система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности.
На государственном уровне разрабатываются классификаторы технико-экономической и социальной информации, обеспечивающие интегрированную автоматизированную обработку данных, содержащихся в УСД.
Классификаторы это нормативные документы, содержащие систематизированный свод наименований объектов, представленных как классификационные группировки, и присвоенные им коды.
Классификация конкретных форм управленческих документов и их коды установлены в ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации» (ОКУД).
Наряду с ОКУД действует еще ряд классификаторов.
Например, Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО), Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО), Общероссийский классификатор продукции (ОКП) и др.
Стандартизация процесс установления и применения стандартов, под которыми понимается «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов».
Суть стандартизации - заключается в возведении в норму, обязательную для применения, оптимальных правил и требований по разработке и оформлению документов, принятых в установленном порядке для всеобщего и многократного их применения в делопроизводстве.
Результаты разработки при этом оформляются в виде национальных стандартов.
Итогом работы по стандартизации могут быть как национальные стандарты на определенные виды документов (например, ГОСТ 7.32-91 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления») или ГОСТ 6.30-2003 «Требования по оформлению ОРД».
4. Классификация и виды документов
Все документы, обращающиеся на предприятии и организации, классифицируются по следующим признакам:
По видам деятельности (или назначению):
- научно-технические;
- конструкторские;
- технологические;
- проектно-сметные;
- нормативные;
- организационно-распорядительные;
- учебно-методические;
- плановые;
- финансово-расчетные;
- отчетно-статистические;
- по торговле;
- ценообразованию;
- изобретениям и открытиям;
- по личному составу.
2. По наименованию существует множество разновидностей документов:
- научные отчеты;
- чертежи;
- схемы;
- графики;
- технологические и другие карты;
- приказы;
- распоряжения
- планы и отчеты
- акты
- протоколы
- договоры
- уставы
- инструкции
- справки
- докладные
- объяснительные записки
- служебные письма
- телеграммы
- анкеты
- стандарты
- технические условия
- платежные требования
- доверенности
- исковые заявления
- авторские свидетельства
3. По способу фиксации информации документы бывают:
3.1. Письменные: |
3.2. Графические и фото-кинодокументы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. По месту составления документы подразделяются на:
4.1. Документы для решения внешних вопросов: |
4.2. Документы для решения внутренних вопросов: |
|
|
|
5.По степени сложности документы классифицируются на:
|
|
- это документы, в которых рассматривается один вопрос |
- это документы, рассматривается несколько вопросов. |
6.По степени гласности различают:
6.1. Открытые (несекретные) |
6.2. Документы с ограниченным допуском |
Подразделяются по разной степени секретности: |
|
|
|
|
|
|
|
|
7.По юридической силе документы подразделяются на:
7.1 Подлинные: |
7.2 Подложные |
|
|
|
8.По срокам исполнения документы классифицируются на:
|
|
- документы со сроками исполнения, установленными законом и соответствующими правовыми актами, а также телеграммы и другие документы с грифом «срочно» |
- срок исполнения документа не определен или не назначен установленным порядком. |
9.По стадиям подготовки документы подразделяются на;
|
|
документ, подготовленный для дальнейшего оформления, выполненный как правило, от руки. |
- единственный экземпляр документа, оформленный и подписанный с черновика в соответствии с установленными требованиями. |
С подлинника могут быть изготовлены: |
|
|
|
|
|
|
10. По происхождению документы классифицируют на:
|
|
- подготовленные на предприятиях, в организациях |
- личные письма граждан с изложением жалоб, предложений, просьб. |
11. По срокам хранения документы делятся на документы постоянного и временного хранения.
11.1. Документы постоянного хранения |
11.2. Документы временного хранения |
- документы появляющиеся после закрытия или ликвидации организации) руководитель обязан передать в обработанном состоянии на постоянное хранение в Архивный фонд РФ (Государственный, городской или муниципальный архивы) |
подразделяются на:
|
12. По степени обязательности документы бывают
|
|
- содержат сведения и факты о производственной и иной деятельности организации |
- обязательные для исполнения, носящие характер юридической или технической нормы. |
13.По унификации различают документы:
- Индивидуальные документы по содержанию являются специфическими, носящими характер разового документа.
- Типовыми - документы, рассчитанные на изложение однородных процессов и явлений: типовой технологический процесс, типовые правила внутреннего распорядка и т.п.
- Трафаретные (шаблоны) документы имеют заранее напечатанный текст с пробелами, которые заполняются при окончательном оформлении в зависимости от конкретной ситуации.
- Анкета способ представления унифицированного текста.
- Таблица постоянная информация, размещенная в заголовках граф.
- Примерные носят ориентировочный характер и используются для составления по аналогии.
14. По характеру содержания выделяют:
|
|
- документ, включающий исходные сведения, полученные в процессе исследований, разработок, наблюдений и других видов человеческой деятельности |
документ, полученный в результате информационного анализа и синтеза одного или нескольких первичных документов в целях их идентификации и использования. |
5. Форматы бумаг для документов
Документы должны оформляться на бумаге форматов А4 (210х297 мм) и А5 (148х210 мм).
Для каждого формата устанавливается два варианта расположения реквизитов:
- угловое
- продольное
3. Документ имеет поля:
- левое 20 мм
- верхнее 20 мм
- нижнее 20 мм
- правое 10 мм
4. Номер страницы проставляется посередине верхнего поля арабскими цифрами.
Организационно-распорядительная документация (ОРД)
Организационно-распорядительные документы это документы, в которых фиксируются решения административных и организационных вопросов, вопросов управления и обеспечения деятельности органов власти, организаций и должностных лиц.
ОРД подразделяются на следующие основные группы документов:
- Организационные (уставы, учредительный договор, структура и штатная численность, штатное расписание, положение о структурном подразделении, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка и т.п.).
- Распорядительные (приказы по ОД, распоряжения,решения, указания).
- Документы по личному составу (приказы по л/с, трудовые контракты или договоры, личные дела, личные карточки, лицевые счета по з/п, трудовые книжки).
- Плановые (программы и планы развития, бизнес планы, балансы, анализ отчетных данных).
- Статистические (статистические отчеты, таблицы).
- Информационно-справочные (акты, письма, факсы, справки, докладные, служебные записки, протоколы)
- Нормативные (нормативные документы, поступающие от вышестоящих органов).
В отдельную группу, не относящуюся к организационно- управленческой документации, выделяются финансово-бухгалтерские документы (годовые отчеты, балансы, акты ревизий, планы, сметы, коммерческие контракты).
Документ, его свойства, функции и классификация. Унификация и стандартизация