Конспект урока музыки для 1 класса «Музыкальный альбом»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №26 «Ласточка»
Конспект урока музыки для 1 класса
«Музыкальный альбом»
Музыкальный руководитель
Конышева Ирина Александровна
Г. Выкса. Нижегородской области.
2012г.
Цель: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения
Задачи:
1. Проявлять свое личное отношение к эмоционально образному содержанию произведения или выражать его в творческой музыкальной деятельности
2.Закрепить умение детей оркестровать пьесу.
3. Закреплять умение детей петь по ручным знакам.
4.Содействовать выразительному исполнению песни.
5. Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений.
Атрибуты:
1.Музыкальный альбом с иллюстрациями.
2.Музыкальные инструменты.
3. «Волшебная палочка»
4. Медали для лучших исполнителей танца.
Ход занятия: Звучит музыка П. И. Чайковского вальс из «Детского альбома», дети входят в зал, останавливаются полукругом.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте ребята (ручными знаками).
Дети. Здравствуйте (ручными знаками).
Музыкальный руководитель. Я очень рада видеть вас снова в музыкальном зале. Сегодня провести наше музыкальное занятие нам поможет вот этот волшебный альбом.
Не простой он, музыкальный,
То весёлый, то печальный.
Затем воспитатель открывает первую страницу альбома, на которой нарисованы дети, танцующие вальс.
Воспитатель.
Итак, страница первая открывается,
Что за музыка у неё начинается?
Звучит фрагмент вальса из «Детского альбома».
Дети. Вальс П. И. Чайковского из « Детского альбома».
Воспитатель. Эта музыка написана в жанре вальса, поэтому немного пофантазируем и представим себя танцующими на празднике. Каждый может танцевать, как хочет, и как ему подсказывает музыка.
(Дети танцуют, импровизируя)
Воспитатель. Молодцы, все постарались (называет имена отличившихся детей), и приглашает сесть на стульчики.
Музыкальный руководитель. Кто поможет мне открыть вторую страницу нашего музыкального альбома? ( Ребенок открывает страничку, на которой изображен праздник Рождества)
Звучит пьеса Святки из альбома «Времена года»
Дети. Пьеса П. И.Чайковского «Святки»
Музыкальный руководитель. Да, верно, из какого альбома?
Дети. «Времена года».
Музыкальный руководитель. А сейчас внимательно послушайте произведение. Я предлагаю выразить настроение от прослушанной музыки сочинить рассказ, спеть песню или станцевать. Сядем удобнее, мы будем слушать музыку.
(Рассказы детей).
Я представляла себе, как будто маленькая снежинка летела ко мне на ладонь. Но она не тает, она лежит у меня на руке. Она живая – меняется и ее цвет: то она синяя, то фиолетовая, то жёлтая, то красная.
Мне представилась елка, веселье. Но вдруг я почувствовал что-то мрачное. Мне показалось, что музыка стала грустная, а потом снова веселая.
Я чувствовал какую-то радость и печаль, эта мелодия заставила вспомнить о новогоднем празднике.
У меня получилась разноцветная картина. Я клеила веселые цвета красные, зеленый, затем грустные: черный, синий, а потом снова веселые напоминающие мне новогодние вещи.
Мне представилась фея, которая была одета в красивое платье. Она держала в руках волшебную палочку. Вокруг нее были белые птицы, и разноцветные искры.
Музыкальный руководитель. Сегодня мне ваши рассказы понравились они были связаны с настроением музыке.
Наступило время перевернуть страничку нашего альбома.
(Изображение детских музыкальных инструментов)
Музыкальный руководитель. А вы хотите поиграть на музыкальных инструментах. Я предлагаю вам украсить пьесу Чайковского «Святки» звучанием музыкальных инструментов, которые вы сами можете выбрать. Сначала возьмут девочки, затем мальчики.
(Дети выбирают колокольчик, бубен, треугольники, металлофон импровизировать на инструментах)
Музыкальный руководитель. Все музыканты готовы? Кто управляет оркестром?
Дети. Дирижер.
Музыкальный руководитель. Сегодня им буду я.
(Исполнение пьесы вместе с оркестром)
Музыкальный руководитель. Оркестр удался на славу, и вы, ребята, были настоящими музыкантами. (Предлагаю сесть на стульчики.)
Музыкальный руководитель. Другую страничку нашего альбома мы попросим открыть Ольгу Алексеевну. Ольга Алексеевна открывает следующею страничку альбома, на которой изображена зима
Воспитатель.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
(И. Никитин.)
Музыкальный руководитель. И мы с вами знаем песню, которая называется «Русская зима» муз. Л. Олифирова, но прежде чем её спеть, давайте «разбудим» свой голосок.
Дыхательная гимнастика «Снежинки». Представим, что к нам на ладошку упала снежинка, а теперь попробуем её сдуть долгим дыханием, а теперь коротким.(2-4 раза)
Музыкальный руководитель. Дети угадайте музыкальную загадку.(Исполняется попевка « Бубенчики»муз. Т. Тиличеевой.)
Дети. «Бубенчики».
Музыкальный руководитель. Давайте все вместе споем её. (Исполнение детей)
Музыкальный руководитель. А теперь скажите, куда идет мелодия? (Проигрывание трех звуков)
Дети. Мелодия идет сверху вниз.
Музыкальный руководитель. Попробуем пропеть мелодию и показать её ручными знаками.(Исполнение детей)
Музыкальный руководитель. Теперь мы разогрели голосок и споем песню «Русская зима».
Воспитатель. Петь будем как на сцене вы артисты, а гости будут зрители.
Музыкальный руководитель. Постарайтесь спеть, выразительно, не забывая передать задорный характер песни.
Исполнение песни «Русская зима» муз. Л Олифирова.
Музыкальный руководитель. Сейчас я предлагаю открыть следующую страничку нашим мальчикам (или одному мальчику)
Звучит фрагмент произведения «Марш деревянных солдатиков» муз. П. И.Чайковского из детского альбома.
Музыкальный руководитель. Вы, конечно, догадались, что это за произведение? ( Дети отвечают)
Музыкальный руководитель. А на каком инструменте играет мелодию военный музыкант?
Дети. Флейта - пикколо.
Музыкальный руководитель. Да, верно.
Воспитатель. Ребята у нас с вами есть не только волшебный альбом, но ещё вот эта волшебная палочка с помощью, которой я превращаю наших мальчиков в деревянных солдатиков.
Музыкальный руководитель. Сегодня я предлагаю, мальчикам спеть песню.
Мальчики исполняют «Марш деревянных солдатиков» муз. П. И.Чайковского. сл. И.А. Агаповой.
Воспитатель. А девочки будут оценивать исполнение.
(Девочки оценивают исполнения мальчиков.)
Музыкальный руководитель.
И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
(К. Ибряев.)
Звучит мелодия « Валенки» обр. Туманян дети открывают следующую страничку.
Я предлагаю станцевать танец «Валенки» (исполнение танца.)
Воспитатель. Поощряет лучшую пару медалями.
Воспитатель. Я открываю последнюю страничку нашего альбома. И давайте поиграем в игру «Зимушка-зима» .
Исполнение игры «Зимушка - зима» муз. Л. Вишкарева.
Музыкальный руководитель.
Музыка вдруг смолкла
Но так ли это? Кажется,
Сейчас она звучит…….
И будет долго-долго
Еще звучать для каждого из нас.
А чтобы вы не забыли музыку, звучащую сегодня, я подарю вам диск, который вы можете слушать в группе.
Используемая литература
Т. Белоусова. Вечно юный вальс. Воспитание школьников – 2005 № 7 – С75.
2. Святочные рассказы составила И. Н. Чугунова, СПБ, 1992.
3. О. П. Радынова. Музыкальное воспитание дошкольников, пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. Министерство Просвещение, Владос, 1994, Н. В. Савин. Педагогика.