Состояние рынка товаров и услуг в Республике Беларусь и факторы, влияющие на него

PAGE \* MERGEFORMAT 47

ВВЕДЕНИЕ

На базе развития рыночной экономики главным вопросом является развитие рынка товаров и услуг. Сбалансированный эффективный рынок товаров и услуг определяет повышение уровня жизни населения, позволяет создать экономику, ориентированную на человека, развивает заинтересованность в труде, поощряет предприимчивость, деловитость и поиск.
Проблемы стабилизации и развития потребительского рынка Беларуси в современных условиях приобретают особую значимость. Это обусловлено, прежде всего, местом и ролью рынка в системе воспроизводства, в обеспечении связи производства и потребления, сбалансированности предложения и спроса. За последние годы произошли существенные изменения в сфере рынка товаров и услуг. Развитие процессов обращения потребительских товаров направляет и организует торговля, выполняющая функцию посредника между производителями и потребителями. От того насколько четко организованно продвижение товара и успешно выполняет в сфере товарного обращения свою миссию торговля по доведению производственного продукта до потребителя зависят в конечном счете удовлетворение спроса населения на товары и услуги, качество жизни населения и его желание трудиться. Рынок товаров и услуг наиболее подвержен колебаниям спроса и предложения, денежного обращения, инфляции и имеет наибольшее социальное значение при выполнении своих функций. Рынок товаров и услуг выступает как триединство спроса, предложения и цены.

Цель этой работы заключается в изучении состояния рынка товаров и услуг в Республике Беларусь и факторов, влияющих на него.

Основные задачи этой работы:

  • дать определение понятия рынка товаров и услуг и его элементов;
  • объяснить сущность и значение рынка товаров и услуг в Республике Беларусь;
  • провести анализ динамики товарооборота как важнейшего показателя потребительского рынка;
  • провести анализ факторов, влияющих на развитие потребительского рынка Республики Беларусь;
  • изучить основные направления и перспективы развития потребительского рынка Республики Беларусь;
  • оценить перспективы развития рынка товаров и услуг в Республике Беларусь;
  • провести анализ деятельности ОАО «МАЗ» на внутреннем и внешнем рынках Республики Беларусь.

Информационной базой исследования являются данные Министерства статистики РБ, законы РБ, указы Президента РБ, постановления Правительства РБ и другие нормативные акты в части, касающейся непосредственно или косвенно формирования и функционирования потребительского рынка, аналитические обзоры республиканской периодической печати, фактические данные по теме курсовой работы, анализ которых позволяет достаточно полно и объективно отразить сущность происходящих явлений, связанных с потребительским рынком товаров и услуг Республики Беларусь.

1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТОВАРОВ И РЫНКА УСЛУГ

В повседневной жизни часто встречаем слово «рынок». Рынок – место купли и продажи товаров. Это самое простое, но и самое поверхностное понимание рынка. Но в научной жизни рынок – это отношения между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками) по поводу обмена всей массы произведенных товаров и услуг. Обмен товарами происходит на основе эквивалентности, т. е. равноценности. Развитое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров. Границы рынка в общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности [5, с. 86].

Итак, основой рынка является товарное производство.

Рынок имеет свою классификацию:

– по объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы и т.д.;

– в пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки;

– по механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государственно-регулируемый и планово-регулируемый рынки.

– по уровню насыщенности различают: равновесный (по объему и структуре), дефицитный и избыточный.

В данной работе я буду рассматривать лишь два вида рынков: рынок товаров и рынок услуг.

1.1 Рынок товаров и услуг

Для того, что бы дать определение рынку товаров и услуг надо разобраться, что же такое товары и услуги. Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие - либо потребности человека. Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.

Рынок товаров и услуг – это организованная структура, посредством которой спрос на товары со стороны домашних хозяйств и правительства встречается с предложением со стороны бизнеса. Рынок товаров и услуг нацелен на связь сферы производства со сферой потребления и обеспечивает при этом оптимальные пропорции между спросом и предложением, ориентируя производство на удовлетворение нужд потребителей [8, с. 189-193].

Данный рынок является центральным звеном общей системы взаимосвязанных рынков. Результаты его функционирования оказывают влияние на функционирование других рынков, во многом определяют состояние других рынков и, следовательно, общее экономическое равновесие. Рынок потребительских товаров, занимает в экономике центральное место как жизнеобеспечивающий элемент всего рыночного механизма. Торговля, воздействуя на производство через систему заказов, сделок, договоров, перемещая товары от производителя к потребителю через торговую сеть, удовлетворяет потребности как торговых и производственных предприятий, так и населения, поскольку товар является средством удовлетворения потребностей, а потребность – движущая сила в экономике и побудительный мотив экономической деятельности.

Рынок потребительских товаров и услуг так же подразделяется на различные виды товаров:

а) товаров кратковременного пользования (таких как хлеб, молоко, сигареты, жвачка и др.)

б) товаров долговременного пользования (автомобили, мебель, одежда, дома и др.)

в) предметы роскоши

г) социальной инфраструктуры, или потребительских услуг (образование, здравоохранение, бытовые услуги и др.) [4, с. 72-74, 408-414].

Так же рынком товаров называют, систему экономических отношений, возникающих в процессе обмена продуктами труда на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. Рынок потребительских товаров – это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, когда под ними понимается обладающий потребительной стоимостью продукт труда, предназначенный для продажи (реализации), включая услуги.

Значение и функции рынка товаров и услуг:

1. Удовлетворение потребностей домашних хозяйств;

2. Получение дохода предпринимательским сектором;

3. Создание общественных благ;

4. На нем потребляется основная часть валового национального продукта. Определяющей характеристикой данного рынка является переход продукции из собственности производителя в собственность потребителя.

Рынок товаров и услуг делится на:

а) рынок потребительских товаров и услуг;

б) рынок средств производства;

в) рынок правительственных заказов (потребительский и инвестиционный). Рынок потребительских товаров – это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих мер:

1) путем развития предпринимательства в сфере производства и сбыта продовольственных и непродовольственных товаров;

2) путем поддержания малых и средних предприятий;

3) налоговое и кредитное стимулирование товаров широкого потребления;

4) переход к свободному ценообразованию на большинство товаров;

5) постепенная отмена дотирования убыточных предприятий;

6) радикальный пересмотр льготного перераспределения товаров широкого потребления.

Формирование этого рынка осуществляется на основе законов Республики Беларусь: «О торговле» от 8 июля 2003 г. № 231-З, «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г. № 90-З

1.2 Особенности рынка услуг

Рынок услуг – это относительно обособленная подсистема рыночных отношений, выполняющая функцию обеспечения эффективного использования ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей в невещественных благах – услугах. Реализация этой функции осуществляется в процессе взаимодействия рынка услуг с другими элементами рыночной системы, подсистемами и институтами общества.

По своей сути, рынок услуг, развивающийся по законам рыночной экономики, является разновидностью товарного рынка и вместе с этим, имеет ряд специфических черт, что обуславливает особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги. Особенности рынка услуг видятся, прежде всего:

1) в высокой динамичности рыночных процессов (цель – непосредственное удовлетворение потребностей человека);

2) в территориальной сегментации (формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком);

3) в высокой скорости оборота капитала;

4) в высокой чувствительности к изменению рыночной конъюнктуры (свойство, обусловленное невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг, а также временным и пространственным совпадением их производства и потребления);

5) в специфике организации производства услуг (обладая большей мобильностью малые и средние предприятия, являющиеся продуцентами услуг, имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения конъюнктуры);

6) в специфике процесса оказания услуг (личный контакт производителя и потребителя, с одной стороны, создает условия для расширения коммуникативных связей, а с другой – увеличивает требования к профессионально квалификационным качествам, опыту, этике и общей культуре производителя);

7) в высокой степени дифференциации услуг (связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги, рассматривается как важнейший стимул к инновационной деятельности в сфере услуг, так как сложная структура спроса обуславливает появление новых, нестандартных услуг, поиск услуги-новинки становится перманентным процессом, получающим все большее развитие по мере насыщения рыночного спроса);

8) в неопределенности результата деятельности по оказанию услуг (результат деятельности по оказанию услуги, подверженный во многих случаях влиянию различных качеств производителя не может быть заранее определен с достаточной точностью; окончательная оценка результата возможна только после потребления услуги) [3, с. 12].

1.3 Государственное регулирование потребительского рынка товаров и услуг в Республике Беларусь

Государственное регулирование процессов развития потребительских рынков – это система экономических, административных и нормативно-законодательных мер, осуществляемых в целях обеспечения сбалансированного и устойчивого развития системы потребительского рынка и ее адаптации к изменяющимся условиям.

Содержание государственного регулирования рыночных процессов, его формы и методы определяются, с одной стороны, общегосударственной экономической политикой и, с другой стороны, региональной экономической политикой, учитывающей особенности развития регионов.

Наличие на рынке товаров и услуг разных участников с различными интересами и правами осуществления своей деятельности делает задачу обеспечения баланса их интересов и устойчивого развития рынка очень сложной. Создать необходимые условия для такого развития и осуществить контроль за их соблюдением участниками рынка без государственного регулирования и общественного контроля невозможно. Государственное регулирование – это, прежде всего, актуализация законодательной и нормативно-правовой базы деятельности потребительского рынка.

В настоящее время в Республике Беларусь действует система органов государственного управления, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь № 30 от 11 января 1997 г. По своим главным параметрам она отражает сущность и специфику современного этапа социально-экономического развития Республики Беларусь и ориентирована на обеспечение комплексного развития страны. Система органов государственного управления, построенная по функционально-отраслевому и территориальным принципам, включала по состоянию на 01.01.2001 г. 25 министерств, 12 государственных комитетов, 23 комитета при министерствах, госкомитетах, 16 объединений, подчиненных Правительству, а также местные исполнительные органы государственной власти.

На республиканском уровне действующий механизм государственного регулирования потребительского рынка является фактически трехуровневым: Совет Министров (Управление торговли и услуг населению) – Министерство экономики (Управление потребительского рынка и поставок для государственных нужд) – Министерство торговли и другие органы республиканского управления.

В настоящее время в Республике Беларусь не имеется единого органа управления потребительским рынком. В разной степени задачи регулирования потребительского рынка возложены на Аппарат Совета Министров (Управление торговли и услуг населению), Министерство экономики, Министерство торговли, Белкоопсоюз, Министерство иностранных дел, Министерство промышленности, Минсельхозпрод и др. Вопросы внутренний торговли и частично внешней относятся к Министерству торговли; в ведении Министерства иностранных дел – внешняя торговля; Белкоопсоюза – сельский потребительский рынок и поставки для государственных нужд; Минсельхозпрода – рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия и др.

В наиболее полной мере задачи регулирования потребительского рынка сконцентрированы в Министерстве торговли Республики Беларусь, которое выполняет следующие важнейшие функции:

– формирование единой государственной политики в сфере торговли;

– анализ и прогнозирование тенденций развития потребительского рынка, разработка на их основе концепции и определение приоритетных направлений развития торговли, разработка предложений по экономическому, правовому регулированию деятельности объектов хозяйствования в сфере торговли, независимо от форм собственности;

– обеспечение в соответствии с законодательством защиты прав потребителей в сфере торговли;

– организация в установленном порядке изучения спроса и конъюнктуры рынка республики, определение на этой основе его емкости и потребности в товарах, разработка товарных балансов;

– разработка и внесение в министерства и другие центральные органы управления предложений по сбалансированию объемов розничного товарооборота с денежными доходами граждан и товарными ресурсами;

– принятие участия в осуществлении мер по приоритетному продвижению на рынок республики товаров отечественного производства;

– заключение в установленном порядке с субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности, государственных контрактов на поставку товаров и торгово-технологического оборудования для республиканских государственных нужд;

– участие в организации импорта и экспорта товаров;

– проведение внутриреспубликанских выставок и ярмарок по продаже товаров и торгово-технологического оборудования, обеспечение участия в них субъектов хозяйствования всех форм собственности;

– осуществление в соответствии с законодательством накопления товаров сезонного производства и потребления, участие в формировании государственного резерва товаров;

– взаимодействие с заинтересованными министерствами и другими центральными органами управления по вопросам совершенствования организации и технологии общественного питания, а также разработка совместно с ними рационов питания с учетом физиологических потребностей различных категорий населения;

– осуществление в целях защиты прав потребителей контроля за соблюдением занимающимися розничной торговлей и торгово-производственной деятельностью субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности, норм и правил торговли, требований к качеству и безопасности реализуемых товаров и продукции общественного питания [7, с. 306-307].

Имеющееся в составе Министерства экономики Управление потребительского рынка и поставок для государственных нужд в соответствии с утвержденным положением «является подразделением министерства, осуществляющим разработку экономической политики государства в области потребительского рынка, исходя из платежеспособного спроса населения на товары и услуги, устойчивого развития системы торговли и бытового обслуживания населения, а также по проблемам поставок продукции, выполнения работ и услуг для государственных нужд» [ 7, с. 327].

Министерство промышленности Республики Беларусь также выполняет определенные функции по регулированию отношений на потребительском рынке. К основным из них относятся:

– осуществление в установленном порядке внешнеэкономической деятельности, оказание помощи предприятиям в налаживании внешнеэкономических связей, развития прогрессивных форм интеграции с целью ускорения научно-технического прогресса, повышения экспортного потенциала республики и создания производства по изготовлению импортозаменяющих видов продукции и товаров;

– оказание помощи в налаживании прямых хозяйственных связей предприятий с поставщиками материально-технических ресурсов и комплектующих изделий;

– оказание предприятиям методической помощи в проведении системных исследований по изучению потребностей рынка, созданию, подготовке, организации производства и поставке на рынок пользующейся спросом продукции;

– участие в разработке мер по регулированию межгосударственного обмена важнейшими видами продукции производственно-технического и товарами народного потребления [7, с. 330].

Значительное воздействие на потребительский рынок в части формирования товарных ресурсов, ценовой политики, товаропроизводящей сети, экспортно-импортных операций оказывают другие товаропроизводящие структуры, организационно входящие в Минсельхозпрод, Белкоопсоюз и др.

Особое место в регулировании потребительского рынка занимает система Белкоопсоюза, которая является органом государственного управления торговлей, заготовками, производством и переработкой сельскохозяйственной продукции в сельской местности.

Система Белкоопсоюза в настоящее время представляет собой объединение четырех основных подотраслей – торговля, общественное питание, заготовки и производство. Это довольно разветвленная экономическая система, сфера деятельности которой охватывает сельскую местность и небольшие города. Оперативное управление деятельностью системы осуществляет аппарат Белкоопсоюза. Этот орган управления по состоянии. На 01.01.2001 г. Имел четырехуровневое построение: председатель правления - заместители - управления - отделы и включал 16 управлений, объединяющий 29 отделов, 4 самостоятельных отдела и ревизионную комиссию, всего 164 человека [7, с. 332].

Отсутствие единой политики и комплексного характера в управлении потребительским рынком наблюдается в реализации программно-целевого подхода в управлении. На сегодняшний день нет комплексной программы формирования и регулирования потребительского рынка в Республике Беларусь. Имеющиеся программные документы, касающиеся потребительского рынка, носят локальный, отраслевой характер либо относятся лишь частично к проблемам потребительского рынка, слабо координированы между собой.

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО

2.1 Факторы, влияющие на развитие потребительского рынка в Республике Беларусь

Потребительский рынок – одна из важнейших социально-экономических подсистем общества, главное предназначение которой состоит в поддержании равновесия между производством и потреблением, спросом и товарным предложением и удовлетворением на этой основе материальных, духовных и социальных потребностей населения [6, с. 17].

Он взаимосвязан с производством, торговлей, трудовой деятельностью человека, а также с денежной, финансовой и кредитно-банковской системами.

Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы) осуществляется доведение до населения товаров и услуг [7, с. 398-399].

Политические и экономические изменения, произошедшие в Республике Беларусь, безусловно, повлияли на условия жизни людей и потребовали радикальных перемен во всех секторах экономики, что в конечном итоге отразилось на уровне и структуре потребления. За последние десять лет в стране удалось сформировать потребительский рынок, для которого характерна высокая насыщенность товарами, а структура потребительского спроса определяется преимущественно денежными ресурсами домохозяйств и уровнем цен на отдельные товары. Потребительский рынок региона представлен рынком продовольственных и непродовольственных товаров. Рынок непродовольственных потребительских товаров не получил должного развития в годы начала реформ, хотя роль отраслей, принадлежащих данному рынку весьма значительна и во многом определяет экономическую безопасность страны. Для анализа развития потребительского рынка необходимо выявить главные факторы, влияющие на него. Факторы, влияющие на развитие потребительского рынка можно разделить на:

  • экономические;
  • научно-технические;
  • социальные;
  • природно-климатические.

К экономическим факторам относятся сельскохозяйственное производство и его месторасположение, уровень развития перерабатывающей промышленности, хозяйственные связи между пищевыми организациями, уровень межрегиональных связей, обеспечивающей товарообмен, уровень и состав цен.

К научно-техническим факторам относятся уровень развития базы промышленности и материально-технического производства, механизация и автоматизация процессов, а также внедрение в практику достижений науки и техники.

К социальным факторам относится количественный и качественный уровень обеспечения трудовыми ресурсами промышленных организаций, численность населения, его социально-демографический состав и расположение по регионам.

К естественно-климатическим факторам относится развитие рынков пищевых товаров и его территориальная организация. Расположение отраслевых инфраструктур, организация продовольственных товаров осуществляется в конкретных географических условиях. Такие условия определяют характер меры зон рынков реализации товаров, условия хранения, используемых транспортных средств. Природно-климатические условия ставят определенные требования к инфраструктуре рынка, влияют на расходы по хранению и транспортировке товаров [6, с. 132].

На протяжении последних десятилетий потребительский рынок Республики Беларусь динамично развивался в условиях благоприятной экономической конъюнктуры, устойчивого повышения реальной заработной платы и пенсий, поступления отечественных и импортных товаров в объемах, обеспечивающий платежеспособный спрос населения. Рост производства в основных отраслях экономики, улучшения качественных параметров их функционирования и увеличение на этой основе ВВП позволили обеспечить достижение целевых параметров программ по повышению уровня жизни населения. Увеличение реальных денежных доходов населения в 2011-2012 годах способствовало повышению внутреннего спроса на товары и услуги, формированию положительных тенденций роста их реализации.

Кроме денежных доходов населения, в различных странах к факторам, оказывающим влияние на уровень розничного товарооборота, относят:

  • численность населения и его возрастную структуру;
  • численность занятых в экономике или уровень безработицы;
  • сложившийся уровень продажи товаров;
  • ставку процента по кредитам;
  • цены на товары;
  • обменный курс национальной валюты к валютам других стран;
  • цены на недвижимость.

Динамика розничного товарооборота определяется также показателями экономической активности, одним из которых является объем ВВП, наиболее полно характеризующий доходы национальной экономики.

Кроме того, к показателям способным влиять на динамику торговых операций, относится денежная масса, так как ее прирост увеличивает количество ликвидных активов, что в результате приводит к сокращению издержек трансакций и увеличению оборота торговли [2, с. 53].

При прогнозировании объема платных услуг населению используются различные модели, описывающие динамику данного показателя в его взаимосвязи с различными факторами. Общий объем платных услуг населению является функцией от доходов населения и цен на эти услуги.

В настоящее время отмечается рост объема личного потребления, качественные изменения в его структуре, расширение доли потребностей, удовлетворяемых за счет различного рода услуг социального назначения. При этом влияние экономических факторов на сферу услуг обуславливается общей динамикой валового внутреннего продукта, изменением спроса на потребительские товары, уровнем занятости и уровнем доходов населения, состоянием госбюджета.

Следует учитывать, что к настоящему времени существенно расширился ассортимент услуг, развиваются новые технологии работы с клиентами. К тому же и структура потребностей населения, факторов, формирующих спрос на услуги, также качественно изменились. Все это требует научного анализа, уточнения существующих общепринятых классификаций и введения новых, рационализации процесса регулирования развития рынка потребительских услуг.

Уровень развития этой сферы определяет качество жизни населения. При этом под уровнем развития сферы услуг следует понимать современное состояние сферы услуг, характеризующее ее роль и место в экономике страны и в жизни каждого человека.

2.2 Анализ основных показателей потребительского рынка РБ

Современный рынок потребительских товаров Республики Беларусь – сложное системное образование, включающее ряд подсистем, функционирующих на основе принципов. Состояние потребительского рынка товаров и услуг характеризуют показатели, важнейшими из которых является объем конечных продаж потребителям, или розничный товарооборот (таблица 2.1).

Таблица 2.1 Основные показатели розничной торговли и общественного питания за 2006-2012 гг. (в млрд. руб.)

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации:

в фактически действовавших ценах, млрд. руб.

29488,1

36271,5

48201,6

52033,0

64864,9

112898,8

193706,9

в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

117,5

115,0

119,7

103,5

115,7

109,0

114,1

Розничный товарооборот общественного питания:

в фактически действовавших ценах, млрд. руб.

1573,7

1896,8

2449,1

2702,6

3270,7

5573,5

10338,9

в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

115,5

110,4

111,0

98,1

110,9

100,9

110,8

В период с 2007 по 2008 год наблюдается рост розничного товарооборота в сопоставимых ценах, однако в 2009 году на фоне кризиса рост розничного товарооборота в сопоставимых ценах замедлился.

В 2010 году было принято несколько нормативно-правовых актов, которые предполагают улучшение условий в белорусской торговле: подписаны указы об отмене лицензирования в розничной торговле, а также о свободном ценообразовании для юридических лиц государственной формы собственности. Это способствовало росту товарооборота в сопоставимых ценах в 2010 году на 15,5% по сравнению с 2009 годом.

Тенденции, характерные для экономики страны в 2011 г., оказали существенное влияние на состояние потребительского рынка и привели к сжатию внутреннего потребительского спроса, что сказалось на замедлении темпов розничного товарооборота. Начиная с июня, темпы роста розничного товарооборота торговли снижались, составив по итогам 2011 г. до 109,0%.

Основным фактором стал существенный рост цен на потребительские товары при относительно невысоком повышении реальных денежных доходов населения. Как следствие – изменение структуры потребления товаров населением в сторону увеличения доли покупок более дешевых продуктов.

Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации в 2012 г. составил 193706,9 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 2011 г. в сопоставимых ценах на 14,1%. Розничный товарооборот общественного питания в 2012 году составил 10,3 трлн. рублей, или 110,8% к уровню 2011 года.

Согласно информации Белстата, удельный вес пищевых продуктов, напитков и табачных изделий в розничном товарообороте в 2012 году составил 49,2%. В 2012 году населению продано пищевых продуктов, напитков и табачных изделий на 95,3 трлн. рублей, непродовольственных товаров – на 98,4 трлн. рублей, что составляет соответственно 110,3% и 117,5% к уровню 2011 года. За 2011 год в розничном товарообороте торговли через все каналы реализации удельный вес пищевых продуктов, напитков и табачных изделий составил 53,4%, непродовольственных товаров – 46,6%. В 2010 году – соответственно 50,8% и 49,2%.

В структуре розничного товарооборота из-за инфляции на продукты питания в 2011 году наблюдается тенденция замедления динамики оборота розничной торговли пищевыми продуктами по сравнению с показателями предыдущего года, и возобновилась тенденция опережающего роста продажи непродовольственных товаров. В период с 2000 по 2008 гг. наблюдается снижение доли продаж продовольственных товаров в объеме розничного товарооборота с 60,8% до 50,2% и соответственно увеличение доли продаж непродовольственных товаров с 39,2% до 49,8%. В 2009 году происходит увеличение доли продаж продовольственных товаров до 47,9%, однако в 2010 снова происходит её снижение на 2%. Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в объеме розничного товарооборота отражено на рисунке 2.2.

Розничная торговля и общественное питание относятся к сфере, где доля государства незначительна. Основное количество предприятий являются объектами частной собственности. Также сфера розничной торговли является привлекательной для иностранных инвесторов.

Таблица 2.2 Распределение розничного товарооборота торговли через все каналы реализации по формам собственности за 2006-2012 гг.

(в процентах к итогу)

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации

100

100

100

100

100

100

100

в том числе по формам собственности:

государственная

14,6

14,2

14,0

13,8

11,9

11,4

10,8

частная

82,5

82,8

82,8

82,7

83,2

83,0

83,3

из нее организаций потребительской кооперации

9,4

9,1

9,0

9,3

8,9

8,8

8,8

иностранная

2,9

3,0

3,2

3,5

4,9

5,6

5,9

В структуре общего объема розничного товарооборота в 2012 году 83,3% приходилось на оборот предприятий частной собственности (83,0% в 2011 году), на оборот предприятий госсобственности – 10,8% (11,4%), предприятий иностранной собственности – 5,9 % (5,6%).

В последние годы наметился однозначный тренд, характеризующийся увеличением доли крупных торговых организаций в розничном товарообороте. В 2011-м доля крупных организаций в нем составляла 37,9%, в 2012-м уже 40,4%.

Таблица 2.3 Структура розничного товарооборота через все каналы реализации по субъектам хозяйствования за 2010-2012 гг. (в процентах)

2010

2011

2012

Индивидуальные предприниматели

1,4%

1,4%

1,4%

Крупные организации

33,7%

37,9%

40,4%

Средние организации

9,2%

7,9%

6,6%

Малые организации

11,7%

11,7%

12,0%

Микроорганизации

9,2%

9,4%

11,0%

Продажи товаров на рынках и в торговых центрах

26,4%

22,9%

19,2%


Доля крупных торговых организаций в розничном товарообороте выросла с 2010 по 2012 года на 7,2%. В то же время удельный вес средних организаций на потребительском рынке в 2012 году снизился — доля продаж на рынках и в торговых центрах сократилась на 7,4% по сравнению с 2010-м. Позиции микроорганизаций, малых организаций, индивидуальных предпринимателей изменились незначительно.

Увеличение доли крупных торговых организаций в розничном товарообороте Беларуси происходит из-за развития в стране сетевой торговли. За счет строительства новых объектов крупных форматов происходит укрупнение розничного товарооборота. Торговые сети продолжают возводить новые объекты как в Минске, так и в регионах. Такие крупные представители розницы как «Корона», «Виталюр», «ЕвроОпт», «Рублевский» строят сегодня новые супер- и гипермаркеты в районных и областных центрах Беларуси.

Таблица 2.4. Крупнейшие розничные сети Беларуси

Сеть

Количество торговых объектов

Общая площадь, кв. м.

Торговая площадь, кв. м.

Евроопт

84

98786

72837

Гиппо

8

57380

25542

Белмаркет

54

50000

18000

Веста

49

45790

20425

Ал ми

26

44200

23090

Корона

4

43000

27000

Родная сторона

49

37090

21688

Простор

3

36000

18600

Рублевский

38

35022

18199

Соседи

25

34062

17983

Виталюр

27

10850

7595

Вестор

2

10000

5000

Престон

3

3640

2548

Благодаря появлению супер- и гипермаркетов такие форматы торговли стали доступны не только в столице, но и в регионах, где ранее присутствовала лишь «заприлавочная» торговля.

Развитие торговой инфраструктуры в Республике Беларусь в 2012 г. характеризовалось следующими данными: всего магазинов — 41559 ед. (фирменных — 674) с общей торговой площадью — 3517,8 тыс. м2; торговых центров — 371 ед. с общей торговой площадью — 312,8 тыс. м2; торговых объектов в торговых центрах — 16358 ед. с общей торговой площадью — 3830,6 тыс. м2; рынков - 396 ед., количество торговых мест на рынках — 105,6 ед.

Таблица 2.5 Развитие торговой инфраструктуры в Республике Беларусь за 2005-2011 гг. (в ед., тыс. кв. м)

Показатель

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Магазины - всего, ед.

27943

29100

30966

32075

34863

37349

41559

Торговая площадь магазинов - всего, тыс. кв. м

2587,7

2674,8

2771

2968

3112,4

3315,8

3517,8

Фирменные магазины, ед.

516

530

589

608

622

667

674

Торговые центры, ед.

205

260

324

321

365

378

371

Площадь торговых центров, тыс. кв. м

205,8

220,5

358,6

245,5

283,8

287,7

312,8

Торговые объекты в торговых центрах, ед.

13627

16900

20119

19994

15912

15765

16358

Торговая площадь магазинов и торговых центров - всего, тыс. кв. м

2793,5

2895,5

3129,6

3213,5

3395,9

3603,5

3830,6

Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей, кв. м

322

342

308

342

362

391

416

Рынки, ед.

368

416

413

396

399

401

396

Количество торговых мест на рынках, тыс. ед.

62,4

73,6

106,1

102,8

111

109,7

105,6

Согласно социальному стандарту на 1000 жителей в стране приходится 460 квадратных метров торговой площади. До 2016 года этот показатель должен возрасти до 600 квадратных метров. В отрасли общественного питания по всей республике действует 12 тысяч объектов. Социальный стандарт – 34 места на 1000 жителей, к 2015 году он должен составить 40 мест на 1000 жителей. При активном развитии современных торговых форматов – супер-, гипермаркетов, дискаунтеров самыми распространенными в Беларуси являются магазины от 650 до 1000 «квадратов» – таковых в стране более 72 %. Традиционным же для белорусов является формат магазина около 94 квадратных метров. Это, как правило, магазин у дома, шаговой доступности.

Показатель обеспеченности торговыми площадями относится к числу важнейших социальных стандартов, характеризующих деятельность торговли, и входит в основные параметры развития торговли и общественного питания на нынешнюю пятилетку.

Программа социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы предусматривает рост удельного веса сферы услуг в ВВП страны в 2015 году до 47%. Анализируя таблицу 2.6 можно заметить явную тенденцию роста этого показателя: в 2000 году он составил 38.6%, к 2005 году он увеличился на 2.2%. Также заметен спад в 2008 году и увеличение в 2011 году.

Таблица 2.6 Доля сферы услуг в ВВП Республики Беларусь за 2000-2011 гг.

(в процентах к итогу)

Год

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Доля сферы услуг в ВВП

38.6

40.8

42.1

41.9

39.6

43.2

40.9

42.4

К сфере услуг относятся 11 секций по ОКЭД. Наибольшую долю в ВВП занимают такие секции, как: торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (свыше 11 %), транспорт и связь (около 8 %), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям (около 6 %), финансовая деятельность (свыше 4 %), образование (около 4 %).

В 2006-2010 годах более высокими темпами возрастал выпуск услуг по таким секциям, как торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовая деятельность; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям. В то же время по таким секциям, как образование; гостиницы и рестораны; предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителями темпы роста были невысокими.

Таблица 2.7 Индексы производства валового внутреннего продукта за 2005-2011 гг. (в постоянных ценах; в процентах к предыдущему году)

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Валовой внутренний продукт в рыночных ценах

109,4

110,0

108,6

110,2

100,2

107,7

105,3

Сфера производства

в том числе по видам экономической деятельности:

111,0

112,4

108,4

114,2

100,3

110,3

107,2

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйства

102,4

105,9

104,7

108,7

100,2

102,4

106,6

рыболовство, рыбоводство

111,1

111,8

118,6

97,8

111,0

101,5

100,8

промышленность

111,8

111,5

106,7

113,2

97,2

111,0

108,3

строительство

118,8

125,3

119,4

124,1

111,3

115,3

104,9

Сфера услуг

в том числе по видам экономической деятельности:

108,2

108,5

106,2

106,9

102,9

107,3

108,6

торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования

115,1

117,3

108,0

116,2

97,8

112,3

118,6

гостиницы и рестораны

112,3

114,8

110,0

108,8

97,6

111,8

98,5

транспорт и связь

104,5

107,5

106,9

107,4

97,2

109,6

108,2

финансовая деятельность

105,9

110,6

122,3

119,2

130,7

107,1

121,3

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителями

116,2

113,9

110,5

104,7

112,8

103,5

98,8

государственное управление

101,2

98,1

99,7

100,0

102,6

101,6

99,5

образование

104,6

101,0

98,7

92,1

99,3

99,5

99,9

здравоохранение и предоставление социальных услуг

102,8

101,8

96,1

100,1

101,2

102,6

102,5

предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг

104,4

105,0

103,0

103,0

98,2

111,7

102,9

К платным услугам населению в Беларуси относят 13 основных отраслей, такие как транспортные, жилищно-коммунальные услуги, услуги связи, бытовое обслуживание, образование, медицина и прочее. С каждым годом объем предоставляемых услуг растет, что можно увидеть в таблице 2.8

В 2012 году общий объем платных услуг населению составил 37,2 трлн. рублей, или в сопоставимых ценах 107,6 к уровню 2011 года.

Таблица 2.8 Объем платных услуг населению за 2006-2012 гг.

(в постоянных ценах; в процентах к предыдущему году)

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Платные услуги населению

в фактически действовавших ценах, млрд. руб.

8307,2

9988,2

12607,6

14223,4

15690,8

21 519,7

37 234,4

в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

111,2

111,5

113,9

102,8

111,5

105,7

107,6

В том числе бытовые услуги

в фактически действовавших ценах, млрд. руб.

1020,3

1307,7

1671,4

1985,7

2184,1

3 411,7

5 517,3

в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

121,2

121,9

125,8

116,4

121,7

111,7

95,2

Стоит обратить внимание на структуру платных услуг населению (таблица 2.9). Наибольший удельный вес составляют традиционные услуги (бытовые, транспортные, услуги связи). С каждым годом возрастает доля нетрадиционных услуг, таких как туризм, новые финансовые услуги. Это связано с возникновением новых потребностей населения.

Таблица 2.9 Структура платных услуг населению за 2006-2012 гг.

(в процентах к итогу)

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Платные услуги населению

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

бытовые

12,3

13,1

13,3

14,0

13,9

15,9

14,8

транспортные

15,8

15,8

15,2

13,6

13,3

14,2

13,9

связи

23,0

22,5

21,2

21,1

22,1

20,6

20,1

жилищно-коммунальные

26,6

25,7

24,7

26,3

24,9

22,3

17,6

культуры

1,2

1,3

1,3

1,4

1,6

1,7

2,1

туристические и экскурсионные

1,5

1,8

2,6

2,6

3,0

2,7

3,9

гостиниц и аналогичных средств размещения

1,4

1,3

1,5

1,5

0,8

0,8

1,1

физической культуры и спорта

0,6

0,7

0,8

0,9

1,0

1,1

1,2

медицинские

2,2

2,5

2,8

3,0

3,2

3,9

4,7

санаторно-оздоровительные

3,0

3,3

3,3

1,9

1,3

1,4

1,6

образования

8,5

7,9

8,2

8,1

8,9

8,3

8,3

прочие

3,9

4,1

5,1

5,6

6,0

7,1

10,7

По данным главного статистического управления Минска, в структуре платных услуг, оказанных населению РБ в 2012 году, преобладали виды, оплата которых носит обязательный характер: услуги связи (20,1%), транспортные (13,9%). 

 В 2012 году также возросла заинтересованность населения Беларуси услугами культуры (2,1%), туристическими и экскурсионными (3,9%). По сравнению с предыдущим годом объем туристических услуг вырос на 1,2%, культуры – на 0,4%. 

В то же время не достигли уровня предыдущего года услуги связи (20,1%), жилищно-коммунальные (17,6%), бытовые (14,8%) и транспортные (13,9%).

Внешняя торговля товарами

Структура промышленного комплекса определяет высокую степень открытости экономики Республики Беларусь, ее ориентированность на внешние рынки. Более 60% производимых в стране товаров поставляется на экспорт.

В последнее десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным увеличением объемов товарооборота и услуг. Это обусловлено высокими темпами экономического роста, повышением научно-технического и транзитного потенциала, участием в интеграционных процессах в рамках СНГ, а также диверсификацией торгово-экономических отношений с другими регионами мира.

Таблица 2.10 Динамика объемов внешней торговли товарами Республики Беларусь за 2000-2012 гг.   (млн. долларов США)

 

2000

2005

2010

2011

2012

2012 в % к 2011

Оборот

15 972

32 687

60 168

87 190

92 396

106,0

Экспорт

 7 326

15 979

25 284

41 419

45 991

111,0

Импорт

 8 646

16 708

34 884

45 771

46 404

101,4

Сальдо

 -1 320

-729

-9 600

-4 352

-412

 

 

В 2012 году объем внешней торговли товарами составил 92,4 млрд. долларов и по сравнению с  2011 годом вырос на 5,2 млрд. долларов или на 6%. Экспорт товаров – 46 млрд. долларов, увеличился на 11%. Импорт товаров – 46,4 млрд. долларов, вырос на 1,4%. Сальдо внешней торговли товарами положительное – 0,4 млрд. долларов.

Экспорт продукции представлен широкой номенклатурой. К числу важнейших экспортных позиций относятся нефтепродукты и нефть, калийные и азотные удобрения, металлопродукция, грузовые автомобили, тракторы, химические волокна и нити, шины, молочная и мясная продукция, сахар. Основу импорта составляют, энергоресурсы (нефть, природный газ) и сырье, материалы и комплектующее (металлы и изделия из них, сырье для химического производства, части машин), технологическое оборудование. Беларусь поддерживает торговые отношения более чем со 180 государствами мира. Основным торговым партнером Беларуси является Российская Федерация, на ее долю приходится 35,4% белорусского экспорта и более половины объема импорта.

Второе место в товарообороте Беларуси занимает Европейский союз, на долю которого приходится более 38% белорусского экспорта и пятая часть импорта. К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые торгово-экономические отношения, относятся Нидерланды, Латвия, Германия, Польша, Литва, Италия, Великобритания, Бельгия, Чешская Республика, Франция. Среди стран СНГ, после России, второе место занимает Украина, третье – Казахстан. Динамично развиваются торговые отношения с традиционными партнерами в Латинской Америке – Бразилией, Венесуэлой, Аргентиной, в Азиатском регионе – Китаем, Индией, Вьетнамом.

В последние годы заметно возросли объемы торговли с Индонезией и Нигерией.

Внешняя торговля услугами

Таблица 2.11 Динамика объемов внешней торговли услугами Республики Беларусь за 2000-2012 гг. (млн. долларов США)

 

2000

2005

2010

2011

2012

2012 в % к 2011

Оборот

1 536

3 166

7 379

9 160

10 488

114,5

Экспорт

1 000

2 073

4 501

5 804

6 646

114,5

Импорт

536

1 093

2 878

3 356

3 842

114,5

Сальдо

465

979

1 623

2 448

2 804

 

 

В  2012 году объем внешней торговли услугами составил 10,5 млрд. долларов и по сравнению с 2011 годом вырос на 1,3 млрд. долларов или на 14,5%. Экспорт услуг – 6,6 млрд. долларов, увеличился на 14,5%. Импорт услуг – 3,8 млрд. долларов, вырос на 14,5%. Сальдо внешней торговли услугами положительное – 2,8 млрд. долларов.

Более 55% от общего объема белорусского экспорта услуг занимают транспортные услуги, что обусловлено выгодным географическим положением Республики Беларусь. К основным статьям экспорта так же относятся компьютерные и строительные услуги. Основными торговыми партнёрами Беларуси в сфере услуг являются ЕС (около половины от объема экспорта) и Россия (четверть экспорта).

2.3 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «МАЗ»

Автомобилестроение – одна из ключевых отраслей народно-хозяйственного комплекса республики, обеспечивающая экономическую безопасность страны. В автомобилестроении задействованы значительные человеческие ресурсы. Вместе с производством компонентов численность занятых в отрасли приближается к 100 тысячам человек. Производством автомобильных компонентов в республике занимается более 170 предприятий.

Открытое Акционерное Общество «Минский автомобильный завод» — крупнейшее государственное предприятие Беларуси по выпуску большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники.

Торговая марка МАЗ широко известна в СНГ и в дальнем зарубежье. Автомобили МАЗ хорошо зарекомендовали себя в работе в районах Крайнего Севера, пустынях Каракумов и Сахары, в тропиках Африки, Юго-Восточной Азии и Америки, на Ближнем и Среднем Востоке, горах Латинской Америки. Автомобили МАЗ поставлялись в более чем 45 стран мира. После проблемного периода начала 1990-х, сегодня МАЗ смог вернуться на большинство из этих рынков.

С 1995 года Минский автомобильный завод выпускает пассажирскую технику. Городские, междугородние, туристические и специальные автобусы успешно работают на различных маршрутах по всему миру.

Сегодня «МАЗ» – это бренд, завоевавший признание своей продукции не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Продукция Минского автомобильного завода – это техника, соответствующая экологическим стандартам Евро-3, Евро-4, Евро-5. Под маркой «МАЗ» с конвейера завода сходят седельные тягачи, бортовые автомобили, шасси под установку различного спецоборудования. Всего боле 500 моделей и модификаций.

Порядок обеспечения деятельности ОАО «МАЗ», формирование органов управления и контроля, разграничение их полномочий, другие организационно-технические методы определяются Уставом Общества и требованиями действующего законодательства Республики Беларусь.

Производственная структура акционерного общества включает в себя шестнадцать управлений, четыре производства, тридцать семь цехов, более двадцати различных отделов. Все структурные подразделения являются обособленными и действуют на принципах внутреннего хозрасчета. Кроме того, ОАО «МАЗ» является головной организацией производственного объединения «БелАвтоМАЗ».

Подразделения и филиалы ПО «БелАвтоМАЗ»:

  • РУП «БААЗ» (г. Барановичи);
  • ОАО «ОЗАА» (г. Осиповичи);
  • ОАО «КЗТШ» (г. Жодино);
  • РУП «Литмаш» (г. Минск);
  • ПРУП «ДЭМЗ» (г. Дзержинск);
  • РУП «СтройМАЗтрест» (г. Минск);
  • Гостиница «Алмаз» (г. Минск);
  • Медико-санитарная часть ОАО «МАЗ»;
  • Филиал ОАО «МАЗ» «Торговый дом»;
  • Филиал ОАО «МАЗ» «Сервисный центр»;
  • Филиал ОАО «МАЗ» «Завод Могилёвтрансмаш»;
  • Филиал ОАО «МАЗ» Завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава»;
  • Филиал ОАО «МАЗ» «АМАЗ».

ОАО «МАЗ» имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения Общества, штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему и другие средства индивидуализации.

В настоящее время помимо основной деятельности ОАО «МАЗ» оказывает следующие услуги:

– различные виды работ по ремонту и восстановлению грузовой и легковой автотехники;

– техническое обслуживание и ремонт автокранов;

– сварочно-восстановительные, токарные, фрезерные, шлифовальные, слесарные работы;

– подготовка поверхности к окраске и окраска;

– изготовление изделий и деталей по чертежам заказчика, резка заготовок;

– изготовление металлоконструкций [13].

Основной стратегической целью ОАО «Минский автомобильный завод» является повышение конкурентоспособности продукции и за счёт этого – увеличение объёмов производства и реализации выпускаемой заводом автомобильной техники.

Завод проводит активную работу по повышению эффективности производства, расширению рынков сбыта, обновлению и расширению номенклатуры автомобильной техники с учётом пожеланий конкретного потребителя.

Таблица 2.12 Объемы реализации автомобильной техники МАЗ за 2008-2011гг. (в штуках)

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1. Автомобили грузовые

1.1. Республика Беларусь

1.2. на экспорт, в том числе:

1.2.1. Россия

1.2.2. остальные страны СНГ

1.2.3. дальнее зарубежье

(включая Литву, Латвию, Эстонию)

2. Прицепной состав

2.1. Республика Беларусь

2.2. на экспорт, в том числе:

2.2.1. Россия

2.2.2. остальные страны СНГ

2.2.3. дальнее зарубежье

(включая Литву, Латвию, Эстонию)

3. Автобусы

3.1. Республика Беларусь

3.2. на экспорт, в том числе:

3.2.1. Россия

3.2.2. остальные страны СНГ

3.2.3.дальнее зарубежье

(включая Литву, Латвию, Эстонию)

10 987

1 301

9 686

9 154

402

130

2 297

254

2 043

1 906

127

10

195

155

40

33

7

0

12 064

5 016

7 048

6 629

131

288

3 124

1 369

1 755

1 584

70

101

446

399

47

46

-

1

13479

3341

10138

9482

239

417

3449

719

2730

2557

89

84

441

364

77

77

-

-

14800

3353

11447

10014

529

904

3686

585

3101

2762

129

210

62

353

109

103

5

1

Основное направление сбытовой политики Минского автозавода – это реализация продукции на экспорт. В 2011 году, так же как и в предыдущие годы, основным рынком сбыта продукции МАЗ был и остается рынок России.

Максимальное количество автотехники МАЗ было отгружено в Российскую Федерацию, что составило 67,7% (10 014 шт.) по автомобилям, по прицепной технике - 74,95% (2 762 шт.), по автобусам – 22,3% (103 шт.) от общего объема отгруженной продукции ОАО «МАЗ». Данные приведены в таблице 2.13.

Примерно 70,0% автомобилей и прицепов отгруженной дилерам с завода в Республику Беларусь поставляется в Россию. Экспорт автотехники МАЗ в Россию и другие страны СНГ с учетом дилеров завода составит примерно 85% от общей реализации.

Таблица 2.13 Отгрузка автотехники МАЗ заводом по странам в 2011г.

Автомобили

%

Прицепы

%

Автобусы

%

Беларусь

3351

22,64%

584

15,85%

353

76,41%

Экспорт, всего:

11448

77,36%

3101

84,15%

109

23,59%

Россия

10014

67,67%

2762

74,95%

103

22,29%

Украина

418

2,82%

82

2,23%

5

1,08%

Казахстан

47

0,32%

9

0,24%

0

0,00%

Туркмения

1

0,01%

0

0,00%

0

0,00%

Узбекистан

44

0,30%

24

0,65%

0

0,00%

Кыргыстан

0

0,00%

0

0,00%

0

0,00%

Азербайджан

14

0,09%

14

0,38%

0

0,00%

Армения

0

0,00%

0

0,00%

0

0,00%

Молдова

5

0,03%

0

0,00%

0

0,00%

Литва

63

0,43%

3

0,08%

0

0,00%

Латвия

62

0,42%

12

0,33%

0

0,00%

Эстония

10

0,07%

1

0,03%

0

0,00%

Дальнее зарубежье

770

5,20%

194

5,26%

1

0,22%

ВСЕГО:

14799

100,00%

3685

100,00%

462

100,00%

Реализация продукции ОАО «МАЗ» в страны дальнего зарубежья осуществляется через Внешнеторговую Фирму ОАО «МАЗ».

В 2011г. ВТФ было реализовано, в том числе и в Россию:

  • автомобили – 1 419 шт. (в т.ч. 17 м/комплектов)
  • прицепной техники - 228 шт.
  • спецтехники – 25 шт.

Основным потребителем автомобилей МАЗ из стран дальнего зарубежья в 2011 году был Иран. В эту страну было поставлено в 2011 году 761 шт. автомобилей, что составило 63,8%.

Продажи на рынке Республики Беларусь характеризуются нестабильностью, это обусловлено преобладанием в структуре продаж государственного заказа. Благодаря ряду мер, принятых Правительством Республики Беларусь по поддержке отечественного автомобилестроения, рынок республики Беларусь по количеству отгруженной продукции занимал второе место в 2010 году. В 2011 году в связи с окончанием действия программ государственной поддержки и возникшим дефицитом валютных средств ОАО «МАЗ» уменьшил реализацию автотехники на внутренний рынок для обеспечения наращивания объёмов экспорта.

По итогам 2010 года грузовики производства ОАО «МАЗ» занимали около 76,2% (за 2009 год – 85,2%) общего объема реализации в республике, а по итогам 2011 года упал ниже 70%. Это обусловлено ростом продаж на экспортных рынках сбыта и высокой степенью насыщенности рынка автотехникой МАЗ.

Факторы, влияющие на изменение емкости рынка грузовой автотехники Республики Беларусь:

1. Стабильный рост ВВП.

2. Устойчивая политическая ситуация.

3. Объем государственных закупок.

4. Необходимость замены («омоложения») автопарка.

5. Изменение стоимости на энергоносители.

Эффективность работы Минского автомобильного завода выгодна государству. С ростом объемов производства возрастают налоговые поступления в бюджет, как самого завода, так и предприятий-смежников. Устойчивый экспорт в Россию сокращает дефицит платежного баланса республики.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «МАЗ» НА ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ РЫНКАХ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Придание потребительскому рынку характера сбалансированности и устойчивости, обеспечение его функционирования и развития, повышение роли данного рынка в экономике предполагает определение конкретных критериев поведения для его субъектов. Это особенно важно в условиях переходной экономики с присущими ей кризисными явлениями и не сформировавшейся системой регулирования социально-экономических процессов. Управление процессами формирования и развития потребительского рынка и потенциала торговой сферы невозможно осуществлять, не зная преимущества и недостатки, присущие экономике республики. Между тем, умело используя преимущества, можно не только завуалировать недостатки, но и свести их негативное влияние к нулю.

Основной стратегической целью ОАО «Минский автомобильный завод» является повышение конкурентоспособности продукции и за счёт этого – увеличение объёмов производства и реализации выпускаемой заводом автомобильной техники.

Завод проводит активную работу по повышению эффективности производства, расширению рынков сбыта, обновлению и расширению номенклатуры автомобильной техники с учётом пожеланий конкретного потребителя.

Основные проблемы предприятия связаны с обострившейся конкуренцией на основных рынках сбыта продукции предприятия – в России, странах СНГ. Рынок большегрузных автомобилей растёт, что означает рост объёмов сбыта каждого из действующих на этом рынке игроков.

Для того чтобы выстоять в борьбе со своими основными конкурентами, предприятию прежде всего необходимо улучшить качество выпускаемой продукции, чтобы она соответствовала самым строгим международным стандартам. Первые шаги на пути к этому уже сделаны – завод сертифицирован на соответствие стандарту ИСО 9001. Для этого необходимо прежде всего модернизировать производство, обновить оборудование, внедрять в производство и управление новейшие информационные технологии [12].

В современных условиях одно из основных требований потребителей автотранспортной техники на мировом рынке состоит в том, что им нужны экологически чистые, малошумные, экономичные по расходу топлива и удобные в эксплуатации транспортные средства, соответствующие требованиям норм ЕВРО-2, ЕВРО-3 и, в перспективе, ЕВРО-4 и ЕВРО-5.

Главную задачу предприятие видит в повышении технического уровня автомобильной техники, что нашло отражение в мероприятиях программы по модернизации производства. Реализация комплекса мер в этом направлении позволит укрепить конкурентные преимущества МАЗа на внешнем рынке. Для реализации стратегической цели завода необходимо:

– завершить разработку конкурентоспособных по техническому уровню и качеству различных видов автомобильной техники, отвечающей требованиям норм ЕВРО-4;

– осуществить техническое перевооружение и реконструкцию производства для организации выпуска новых видов автомобильной техники, удовлетворяющей требования международных норм по экологии, экономичности, надежности и ресурсу.

Параллельно с решениями основной стратегической цели ОАО «МАЗ» также необходимо осуществить:

– обновление и расширение номенклатуры выпускаемой продукции;

– техническое перевооружение производства с заменой устаревшего морально и физически изношенного оборудования и технологий на новые, более прогрессивные и современные;

– проведение комплекса мероприятий по снижению себестоимости продукции;

– дальнейшее развитие маркетинговой деятельности с целью завоевания и освоения новых рынков сбыта;

– улучшение гарантийного и сервисного обслуживания продукции завода у потребителей;

– освоение производства ряда деталей и узлов, взамен покупаемых в настоящее время в странах дальнего зарубежья [12].

В соответствии с Комплексной программой развития ОАО «МАЗ» на среднесрочную и долгосрочную перспективу будут проводиться опытно-конструкторские и исследовательские работы по созданию соответствующих транспортных средств. Планируется создание автомобилей и автобусов с применением гибридных силовых установок с возможностью рекуперации энергии.
Реализация программных мероприятий позволит к 2020 году выйти на продажи 41,1 тыс. единиц автотехники в год (против 19 тыс. в 2010 году), в том числе на экспорт - 33,6 тыс., из которых 15 тыс. - в дальнее зарубежье.

Комплексная программа развития ОАО «МАЗ» разработана на основе анализа развития предприятия и автомобильной отрасли Беларуси в предшествующие годы. Здесь учтены роль и место ОАО «МАЗ» на внутреннем и внешнем рынках. Неотъемлемой частью программы являются утвержденные бизнес-планы и прогнозы социально-экономического развития МАЗа, программы предприятия по импортозамещению, энергосбережению, повышению качества выпускаемой продукции. Дополняют и конкретизируют эту программу государственные научно-технические программы, а также государственная и отраслевая программы импортозамещения.

Основными задачами реализации этого документа являются: расширение рынков сбыта выпускаемой продукции и усиление экспортного потенциала МАЗа, повышение качества автотехники, снижение себестоимости выпускаемой продукции за счет внедрения прогрессивного оборудования, освоения современных технологий и повышения энергетической эффективности производства. Также поставлена задача технического перевооружения и реконструкции производства, модернизация модельного ряда выпускаемой автотехники и создание новой продукции, удовлетворяющей требования потребителей и соответствующей международным требованиям.

Реализация данной стратегии позволит заводу повысить конкурентоспособность и качество выпускаемой продукции, обеспечит увеличение объемов, расширение и укрепление позиций на рынке и получение на этой основе прибыли, достаточной для дальнейшего совершенствования и развития производства, более полного удовлетворения материальных потребностей коллектива.

Эффективность работы Минского автомобильного завода выгодна государству. С ростом объемов производства возрастают налоговые поступления в бюджет, как самого завода, так и предприятий-смежников. Устойчивый экспорт в Россию сокращает дефицит платежного баланса республики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания курсовой работы на тему «Состояние рынка товаров и услуг в Республике Беларусь и факторы, влияющие на него» была поставлена и достигнута цель, которая заключалась в изучении и оценке состояния, выявления основных тенденций развития рынка товаров и услуг на основании имеющихся теоретических разработок и изучения практического материала.

Были решены следующие задачи:

1. Изучена сущность рынка товаров и услуг, его структуры и основных функций.

2. Изучена особенность государственного регулирования потребительского рынка Беларуси.

3. Проведен анализ основных показателей потребительского рынка товаров и услуг Республики Беларусь.

4. Изучен и проведен анализ динамики товарооборота как важнейшего показателя потребительского рынка.

5. Проведен анализ факторов, влияющих на развитие потребительского рынка Республики Беларусь.

6. Рассмотрена организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «МАЗ».

7. Проведен анализ деятельности ОАО «МАЗ» на внутреннем и внешнем рынках Республики Беларусь.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Одной из наиболее важных проблем теории и практики рыночных отношений является проблема формирования и эффективного развития потребительского рынка. Ускорение темпов экономического развития как отдельных регионов, так и национальной экономики в целом в значительной степени обусловлено состоянием потребительского рынка товаров и услуг.

Потребительский рынок представляет собой гибкую систему прямых и обратных связей между производством и потреблением. Его проблемы связаны с отношениями, которые зарождаются в сфере производства и проявляются в сфере обращения.

Комплекс мер, способствующих развитию потребительского рынка в Беларуси и обеспечению сбалансированности спроса и предложения включает:

  • стимулирование производства отечественной продукции посредством применения налоговых регуляторов, кредита, инвестирования проектов по производству товаров народного потребления, продовольствия;
    • регулирование цен на социально важные продукты;
    • установление государственных квот на социально значимые товары;
    • развитие внешнеэкономических связей;
    • регулирование экспорта и импорта потребительских и сырьевых товаров и продукции;
    • социальная защита малообеспеченных слоев населения;
    • расширение и совершенствование деятельности потребительской кооперации;
    • совершенствование взаимоотношений торговых организаций с предприятиями-производителями продукции.

Таким образом, рынок товаров и услуг нацелен на связь сферы производства со сферой потребления и ориентирует производство на удовлетворение нужд потребителей.

Экономическое благосостояние и безопасность любого государства во многом определяется экономическими показателями предприятий, составляющих основу промышленного сектора страны. Особо пристальное внимание уделяется крупным предприятиям-производителям, таким как Минский автомобильный завод.

Предметом деятельности предприятия является: производство и реализация автомобильной и автоприцепной техники, прицепов к легковым автомобилям, комплектующих изделий, деталей, запасных частей, технологического оборудования, непродовольственных товаров народного потребления, продукции сельскохозяйственного производства, а также другой продукции, выполнение гарантийного и сервисного обслуживания произведенной продукции; оказание автосервисных, авторемонтных, автотранспортных, бытовых услуг юридическим и физическим лицам.

В настоящее время МАЗ – крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску автомобильной техники. В последние годы Минский автомобильный завод проводил последовательную политику на расширение номенклатуры выпускаемой продукции. За счет удовлетворения запросов массового потребителя удалось стабилизировать работу предприятия. В своей дальнейшей работе руководство предприятия видит главную задачу в повышении качества выпускаемой продукции, совершенствовании структуры сбыта и сервиса. Только реализация комплекса мер в этом направлении позволит укрепить конкурентные преимущества предприятия на внутреннем и внешнем рынках.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Концепция реализации государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2011-2015 годы.
  2. О. И. Господарец. Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2009. - №4. – с. 62
  3. Маркетинговая сфера услуг. Учебное пособие. М.Г. Миронов. М. "Проект" 2006 – с. 56
  4. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. М. Кнорус, 2010 г., с.462
  5. Плотницкий М.И. Курс Экономической теории: учебник. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. – Мн.: «Мисанта», 2003 – с. 496
  6. Терещенко, Н. Н. Методологические подходы к экономической диагностике развития потребительского рынка, Н. Н. Терещенко. Проблемы современной экономики. - №3/27. – 2008
  7. Шелег Н. С. Формирование единого потребительского рынка союзного государства: предпосылки и интересы / Н. С. Шелег, Д. О. Синюкович // Белорусский экономический журнал. – 2007 - №1
  8. Виноградова С.Н., Пигунова О.В. Коммерческая деятельность: учебник. Издательство: Вышэйшая школа, 2008 - с. 364.
  9. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mintorg.gov.by/ – Дата доступа: 07.02.2013
  10. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ – Дата доступа: 06.02.2013
  11. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года  № 136.

12. Бизнес-план развития Производственного объединения «БелавтоМАЗ» на 2011 год. – 109 с.

13. Официальный сайт Открытого акционерного общества «Минский автомобильный завод» [Электронный ресурс]: История — http://maz.by - 22.02.2013

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

млрд. руб.

Источник: собственная разработка

Рисунок 2.1. Динамика розничного товарооборота в фактически действующих ценах за 2006-2012 гг.

Рисунок 2.2. Соотношение пищевых продуктов, напитков и табачных изделий и непродовольственных товаров в объеме розничного товарооборота торговли через все каналы реализации за 1995-2012 гг.

Приложение 2

Источник: собственная разработка

Рисунок 2.3. Структура розничного товарооборота по форме собственности торговых сетей в 2012 году

Приложение 3

Таблица 3 Мероприятия по выполнению Концепции реализации

государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2011-2015 годы

Едини-ца измере-ния

Отчет

Оценка

Прогноз

2000

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Республика Беларусь

Магазины – всего

единиц

24664

34863

37349

37695

38017

38372

38677

39160

в том числе:

магазины самообслуживания

единиц

10085

11708

12837

13139

13398

13963

13920

14377

магазины с торговой площадью от 650 кв. метров

единиц

161

265

276

288

299

306

313

319

магазины с торговой площадью от 1000 кв. метров

единиц

81

133

137

144

151

156

159

165

Торговая площадь магазинов – всего

тыс. кв. м

2641,7

3112,4

3315,9

3426,5

3613,9

3839,9

4102,2

4426,9

в том числе магазинов самообслуживания

тыс. кв. м

1213,7

1826,6

1969

2080,3

2190,9

2313,3

2464,3

2626,7

Фирменные магазины

единиц

680

622

667

690

704

720

736

749

Торговые центры

единиц

365

378

379

388

397

404

410

Площадь торговых центров

тыс. кв. м

283,5

287,7

291,3

298,5

310,4

313,9

317,3

Торговые объекты в торговых центрах

единиц

15912

15765

15961

16256

16444

16714

16944

Торговая площадь магазинов и торговых центров – всего

тыс. кв. м

2641,7

3395,9

3603,6

3717,8

3912,4

4150,3

4416,1

4744,2

Объекты общественного питания

единиц

8721

11651

11969

12164

12301

12432

12607

12752

в том числе быстрого обслуживания

единиц

2295

2422

2450

2479

2506

2532

2561

Места в объектах общественного питания

тыс. единиц

634,1

724

741,7

745,6

751,3

755,7

762,4

766,2

Рынки

единиц

293

398

401

390

385

380

375

371

Количество торговых мест на рынках

тыс. единиц

62,3

111

109,8

106,9

105,3

104,2

103,2

102,4

Магазины-склады – всего

единиц

73

188

186

174

176

178

181

182

Источник: [http://www.mintorg.gov.by]

Состояние рынка товаров и услуг в Республике Беларусь и факторы, влияющие на него