ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
АНО ВПО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ»
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Кафедра менеджмента
Контрольное задание
по дисциплине: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1: ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ЭТИКУ
- Этика как отрасль философского знания и предмет профессиологического анализа.
- Исторические типы развития профессиональной этики и важнейшие современные подходы.
- Мораль и нравственность, и их место в современном образовательном процессе.
Тема 2: ОСНОВЫ ПРОФЕССИОЛОГИИ. МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
- Основные виды трудовой деятельности. Понятие «профессия» и его содержание.
- Аксиология как учение о ценностях. Современные моральные ценности, их структура и содержание.
- Управление нравственным развитием профессионала.
Тема 3: УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭТИКА. ТРАДИЦИИ и ОБЫЧАИ. КОДЕКСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
- Сущность и содержания управленческой этики как теории и социальной практики.
- Традиции и обычаи в профессиональной деятельности современного специалиста.
- Основные заповеди менеджера (правоведа, психолога).
Тема 4: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ (профессиональный) ЭТИКЕТ
- Этикет и его содержание
- Стиль руководства как отражение профессионального этикета.
- Ваш имидж.
- Этические нормы различных форм деловой коммуникации.
Тема 5: СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (делового) ОБЩЕНИЯ
- Основные виды профессионального общения и их характеристика.
- Этические конфликты и пути их разрешения.
- Специфика делового общения с иностранными партнерами.
Тема 6: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ макро- и микро- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
- Интернет, социальные сети и этические правила общения.
- «Учебник жизни» Дейла Карнеги и 9 правил профессионального общения.
- Особенности и механизм внедрения этических принципов и правил в практику деловых отношений в России.
Тема 1: ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ЭТИКУ
- Этика как отрасль философского знания и предмет профессиологического анализа.
Этика относится к философским дисциплинам, поскольку изучает не только отношения между людьми, но и отношение индивида к миру, она исследует ценности жизни и мира, учит оценивать различные ситуации морального выбора, соответствие поступков и действий нормам морали.
Этика как философская дисциплина и как система характерных для определенных сообществ моральных норм и ценностей всегда сосредоточена на познании межличностных отношений и отношений человека с миром. Благодаря этому она выступает как своеобразное осмысление морали.
Этика философская наука, которая исследует природу, сущность, возникновение и развитие, структуру, функции морали, ее проявления в различных сферах деятельности. Предметом этики является мораль как форма индивидуального и общественного сознания, общие закономерности их бытия.
Выяснение и определение предмета этики предполагает принципиально иное видение модели человеческого бытия, чем традиционное. Центром ее является человек как суверенная единица бытия, целостная суверенная личность, способная к саморегулированию, самосовершенствованию, самореализации. Социальная реальность рассматривается как внешнее по отношению к человеку образование, предъявляющее многочисленные требования в форме юридических законов, административных распоряжений, норм, правил, предписаний. Все они ощутимо влияют на деятельность, поведение, духовный мир человека. Несмотря на то, каждый человек является безграничным, индивидуальным, уникальным миром.
Этику, прежде всего, интересует реализация человеком свободы своей воли, то есть деятельность, при которой человек руководствуется не практически-утилитарными, политическими или иными локальными мотивами, а мотивами, ориентированными на безусловные, абсолютные общечеловеческие ценности.
Итак, этика является наукой, которая исследует мораль во всех ее измерениях и сферах функционирования. Пользуясь соответствующей системой категорий, она обосновывает, интерпретирует мораль и ее нормы, нередко стимулируя ее развитие.1
- Мораль и нравственность, и их место в современном образовательном процессе.
Мораль это социально сформированная совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которая призвана регулировать взаимоотношения людей в конкретном обществе (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т.д.). Мораль требует от человека быть именно человеком, не опускаться до животного состояния, уважать других людей. К сфере морали относятся все поступки, поскольку они могут быть морально оценены. Нарушение юридических законов карается обществом или государством, нарушение моральных норм или законов карается моральным осуждением.
В систему моральной регуляции входят нормы (предписания, правила поведения, объединенные в кодекс), ценности (добро, справедливость и т.д.), принципы (универсальные формулы поведения людей, которые четко формулируются и могут быть связаны с идеологией, выражать интересы какой-либо социальной группы). Моральная регуляция опирается на общественное мнение и распространяется на все сферы жизни общества, в которых присутствуют взаимоотношения субъектов. В целом можно сказать, что нормы морали указывают границы дозволенного, поведение человека считается аморальным, если он игнорирует эти нормы, и внеморальным, если он с ними не знаком.
Наряду с моралью употребляют слово «нравственность». Одни исследователи полагают, что мораль и нравственность это синонимы, другие видят между ними определенную разницу, полагая, что мораль, опираясь на нравы, существующие в том или другом обществе, являются массовым поведением, имеющим моральное значение.
Нравы лучше определить как совокупность обычаев, принятых тем или иным народом, контролируемых всеми членами общества, а нравственность как область практических поступков, обычаев, нравов, сфер нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами. Нравственность отображает, прежде всего, глубинные установи сознания индивида, включающие в себя и рефлексию (раздумья), и интуитивно-нравственные переживания.
Нравственные убеждения могут не только не совпадать с общепринятой моралью, но даже противопоставляться ей. В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без принуждения извне. Нравственность в полной мере, как правило, проявляется, актуализируется в ситуации выбора свободного личного поступка. Нравственный выбор это акт моральной деятельности и личной ответственности за этот единственный и уникальный поступок. Вне личности нравственность существовать не может.
Несомненно, что роль морали и нравственности в жизни людей всегда была велика, а морально-нравственные проблемы вызывали интерес. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живущих в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Реалии современного российского общества выдвигают на первый план необходимость учета моральных принципов в решении возникающих социальных проблем ввиду того, что мораль не только регулирует, но и совершенствует общественные отношения, выступает опорой в решении современных общественных конфликтов.
Тема 2: ОСНОВЫ ПРОФЕССИОЛОГИИ. МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
- Основные виды трудовой деятельности. Понятие «профессия» и его содержание.
Профессиональная этика, как правило, касается лишь тех видов профессиональной деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т.е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).
Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классово-дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и т.д.
Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников профессий, связанных с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и т.д. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций.
Профессия определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.
Профессиональные виды этики это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе.
Профессиональные моральные нормы это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение.
Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая, этика ученого, этика права, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.
- Аксиология как учение о ценностях. Современные моральные ценности, их структура и содержание.
Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае показать возможности практического разума в общей структуре бытия.
Ценности это значимые для человека объекты, в которых отражены устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека, также в ценности выражено отношение данного человека к предмету или явлению.
В нравственной жизни должны быть определенные авторитетные ориентиры моральные ценности, которые и цементировали бы, направляли нравственную жизнь общества и личности, были бы своеобразным компасом в повседневном моральном творчестве.
К моральным ценностям, в первую очередь, можно отнести саму человеческую жизнь, которая ассоциируется с гармонией, порядком, свободой. Таким образом, в морали наряду с самыми разнообразными нормами существует слой высших моральных ценностей жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности. Следует подчеркнуть, что именно моральные ценности наполняют нашу повседневную жизнь полнотой и духовностью, особым смыслом. Под духовностью следует понимать стремление человека соотнести свое конечное во времени и пространстве существование с Вечностью, выйти за границы своего бытия. Именно эти устремления наполняют нравственную жизнь высоким смыслом, а саму мораль выводят за рамки упрощенных представлений, предохраняют от сведения ее к набору простейших правил поведения.
Моральная ценность представляет собой категорию, отражающую отношение определенного индивида применительно к его нравственному выбору, определяющего стратегию собственного поведения в какой-либо конкретной ситуации. К основным признакам моральных ценностей, отличающих их от других, хотя и близких, явлений, по мнению доктора философских наук М. Фритцхана, можно отнести:
- прескриптивность, которая выступает и как обоснованность;
- категоричность, понимаемая как независимость в реализации норм от того, кто склонен их признавать желательными или нежелательными для себя;
- универсальность моральных ценностей, толкуемая как отнесенность к любому адресату, без какого-то ни было исключения; однако в рамках универсальности моральных ценностей следует видеть две модификации: одна общечеловеческая, когда ценности и нормы относятся ко всему человеческому роду, а другая - общностная, то есть такая, которая охватывает всех членов данной общности;
- специфика моральной санкции, которая действует в рамках рассредоточенного социального контроля, общественного мнения, а также с помощью механизмов психологической саморегуляции;
- приоритет моральных ценностей перед другими ценностями и нормами в случае конфликта их между собой; этот приоритет не есть нечто однозначно и полностью объективно заданное.
Таким образом, чтобы ценность была моральной, достаточно, чтобы она была прескриптивной, категоричной, универсальной, санкционированной общественным мнением, обладающей приоритетом перед другими ценностями и порождающей мотив и максимальную волю к исполнению.
- Управление нравственным развитием профессионала.
Нравственные отношения занимают особое место в структуре трудового коллектива, так как от их состояния зависит прочность всех других его отношений (организационных, экономических, правовых и т.п.). Раскрытие способностей, творческих сил личности возможно только в трудовом коллективе, обладающем нравственным здоровьем.
Нравственное здоровье трудового коллектива может быть представлено как состоящее из следующих слагаемых:
- соответствие нравственных ценностей коллектива нравственным ценностям общечеловеческой морали;
- увлеченность работников социально-экономическими задачами, которые поставлены перед коллективом;
- сознательная трудовая дисциплина;
- моральная удовлетворенность членов коллектива общением, совместной трудовой и общественной деятельностью.
Важным фактором сплочения трудового коллектива являются подчинение личных целей интересам общего дела, организованность действий всех его членов. Необходимо, чтобы социально-экономические задачи, стоящие перед трудовым коллективом, стали целью деятельности работников, были осознаны ими и вызывали активное стремление их решать.
Нравственная зрелость коллектива характеризуется уровнем его трудовой дисциплины. Коллектив не может существовать без строгого распределения ролей между его членами, выполнение которых является обязательным условием существования организации. Трудовая дисциплина реальный показатель осознания работниками экономических интересов трудового коллектива, четкого выполнения всех технологических требований, наилучшее подтверждение развитости у работников чувства гражданского долга.
Моральная удовлетворенность членов коллектива общением, совместной деятельностью определяет прочность коллективистских отношений. Прочность формальных и неформальных отношений зависит от того, насколько люди удовлетворены своей совместной трудовой деятельностью. Если общение и профессиональная деятельность их не устраивают, если они не убеждаются в справедливости и корректном отношении к себе, то неизбежно нарушается коллективная взаимосвязь.
Особая роль в углублении личной удовлетворенности работников трудом и общением отводится руководителю, ориентация которого в слагаемых нравственного здоровья возглавляемого им коллектива имеет практический смысл. Зная их, систематически отслеживая, анализируя по каждому из них нужную информацию, руководитель получает необходимое представление об одном из важнейших показателей управляемости коллектива нравственной зрелости его общественных отношений.
В нравственно зрелом коллективе его социальная среда стимулирует проявление в человеке лучших нравственных качеств, неуклонное соблюдение им этических принципов трудовой деятельности и общения. В таком коллективе созданы духовные условия для добросовестного труда, для проявления добра и справедливости. В трудовом коллективе должен быть сформирован набор нравственных ценностей, хорошо понятый и принятый большинством его членов. Он должен отражать существо морали, исключать ее такие антиподы, как нерадивое отношение к труду, нанесение урона экономическим интересам предприятия, личному достоинству людей, круговая порука, хищение, пьянство и т.п.
В целях недопущения нравственных отклонений в коллективе необходимо формировать определенные условия, способствующие здоровой коллективной организации работников.
В.А.Сухомлинский предостерегал, что надо бояться остановки в нравственном развитии людей, бояться моральной окостенелости. Подобное можно сказать и о трудовом коллективе. Необходимо постоянное нравственное совершенствование коллектива. Достижению этого должны способствовать усилия руководителей и всех общественных формирований коллектива.2
Тема3: УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭТИКА. ТРАДИЦИИ и ОБЫЧАИ.
КОДЕКСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
- Сущность и содержания управленческой этики как теории и социальной практики.
Управленческая этика исследует правила и нормы поведения менеджера, требования, предъявляемые обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.
Управленческая этика наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими ценностями. В широчайшем спектре ее внимания все проблемные вопросы взаимоотношений менеджера и подчиненных, особое место среди которых занимают вопросы соотношения цели и средств в их работе.
Признавая престижность позиции менеджера, предполагающую высокий профессионализм и уровень образования, хороший уровень оплаты труда, нельзя забывать о значимости моральной и этической стороны его работы, оказывающей влияние на направление развития, культуру, систему духовных ценностей и образ жизни всего общества.
Бесспорно, руководитель служит примером отношения к своим служебным обязанностям для рядовых сотрудников и других управленцев. Кроме того, любой поступок менеджера производит пролонгированный эффект, поскольку своими этичными или неэтичными действиями он формирует в течение некоторого времени комплекс моральных устоев окружающих его людей: подчиненных, потребителей, поставщиков, конкурентов. Другими словами, выполняя воспитательную функцию, менеджер формирует культуру отношения к организации и производимой продукции, правила общения сотрудников друг с другом, основы вертикальных контактов и т.п. Что касается внешней среды, то менеджеры (особенно высшего звена управления) обуславливают стандарты отношений с конкурентами, поставщиками, партнерами и т.д. В связи с этим, современный менеджер должен быть образцом безукоризненного нравственного поведения и воспитывать те же качества у своих подчиненных и партнеров.3
- Традиции и обычаи в профессиональной деятельности современного специалиста.
Этические традиции русского народа уходят корнями в воззрения древних славян, труды православных богословов и светских философов, причем в своей сущностной основе подходы и тех, и других не противоречат друг другу. Традиции христианской этики, развиваемые в течение столетий и распространяемые православными просветителями, находили отклики в самых различных слоях населения и впоследствии оказали огромное влияние на этические и философские труды светских ученых.
В практике повседневной деятельности профессиональная этика представляет собой совокупность норм поведения специалистов. Нормы профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов. Они непосредственно, в каждый момент времени, влияют на поведение специалистов, побуждая их действовать определенным образом. Основными задачами профессиональной этики являются воздействие на сознание специалиста с целью совершенствования его как личности и как профессионала и содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач.
Таким образом, профессиональная этика не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для данного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершения данного вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, несущая в себе специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности, т.е. является прикладной научной дисциплиной, изучающей профессиональную мораль. Вместе с тем она может рассматриваться как прикладная теория нравственности, бытующей в профессиональной среде.4
- Основные заповеди менеджера (правоведа, психолога).
Осознавая роль института менеджмента в обществе, представители бизнеса, науки и религии выработали ряд заповедей делового человека, особенно занимающегося управленческой деятельностью. Перечислим данные заповеди:
- Не забывая о хлебе насущном, следует помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, следует заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны.
- Богатство не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа.
- Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку и экономике.
- Человек не «постоянно работающий механизм». Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.
- Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто сам не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование это социально ответственный вид деятельности.
- Работа не должна убивать и калечить человека.
- Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым.
- Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.
- В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.
- Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию другого человека, посягать на его собственность.
В целом эти заповеди кодекс экономической этики, являющийся прямым руководством к действию, соблюдая которые делового человека ждет успех.5
Тема 4: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ (профессиональный) ЭТИКЕТ
- Этикет и его содержание.
Взаимодействие людей, в том числе и деловое, в различных ситуациях издавна регулировалось и упорядочивалось нормами и правилами этикета.
Этикет это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежду).
Этикет, как и общение, можно условно разделить на деловой этикет и неофициальный. Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей. Неофициальный (светский) этикет упорядочивает общение в сфере досуга и удовлетворения материальных и духовных потребностей (при приеме пищи, подборе элементов одежды, организации торжеств, посещении театральных спектаклей, концертов, спортивных мероприятий и т.п.). В связи с присутствием в программе официальных мероприятий деловых приемов, выступлений артистов четко разделить деловой и неофициальный этикет бывает затруднительно. Упорядоченностью и строгостью отличаются дипломатический протокол и этикет. Деловой этикет в целом, ориентированный на широкий круг деловых людей, отличается большей гибкостью и меньшей формализацией.6
Правила этикета указывают на единство двух сторон поведения:
- морально-этическая сторона выражает нравственные нормы вежливости, тактичности и скромности;
- эстетическая сторона проявляется в красоте и изяществе форм поведения.
Нормы этикета в отличие от норм морали условные и носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нарушает общественный порядок. Культурный человек должен знать, соблюдать нормы этикета и понимать их необходимость в отношениях с другими людьми. Манеры поведения во многом отражают внутреннюю культуру, нравственные и интеллектуальные качества человека. Умение правильно себя вести в обществе облегчает установление контактов и способствует достижению взаимопонимания.7
- Стиль руководства как отражение профессионального этикета.
Составной частью и главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер. Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи все отражает стиль руководства данного руководителя.
Были выделены основные стили руководства, отражающие характер этих отношений: авторитарный, демократический и нейтральный (или анархический).
Авторитарный стиль характеризуется командными методами управления, чрезмерной централизацией власти, стремление к единоличному принятию решений, подавление инициативы подчиненных и жестоким контролем над их действиями, выдачей исполнителям минимальной информации. Приверженцы этого стиля, как правило, нетерпимо относятся к критике.
Демократический стиль базируется на уважении к личности подчиненного. Этому стилю присущи такие особенности: коллегиальность в подготовке и принятии решений; делегирование полномочий; стимулирование инициативы; полное информирование и широкая гласность; терпимость к критике; доброжелательность, вежливость и тактичность в общении.
Либеральный стиль предполагает минимальное участие руководителя в управлении. Руководитель-либерал выступает в основном в роли посредника во взаимоотношениях с вышестоящим руководством или другими структурами. Он недостаточно контролирует и регулирует действия подчиненных, не берет на себя ответственность за последствия предоставленной им самостоятельности.
Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта устойчивость относительна, так как стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный стиль руководства соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль управления во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица, но при всей их значимости, особенности личности не исключают и другие компоненты, формирующие его, которые также являются важными.
В настоящее время происходит смена ценностной ориентации самой системы управления; переход от жестко закрепленных иерархических отношений к творческому сотрудничеству, к партнерским отношениям, предполагающим участие в совместной деятельности на принципах взаимопонимания, с учетом общих интересов и потребностей его участников; к утверждению по вертикали субординационных партнерских отношений. Умение найти оптимальный вариант служебных взаимоотношений по вертикали и горизонтали является большим искусством руководителя.8
- Ваш имидж.
Имидж это комплексное образование, складывающееся из многих составляющих. Для привлекательного имиджа важно все и культура речи, и манера одеваться, и интерьер офиса.
Индивиду, имеющему дурной вкус, трудно рассчитывать на благоприятное впечатление. Самоуверенность и стереотипное поведение негативно влияют на восприятие другими людьми личности, которая заинтересована в признании и доброжелательном к себе отношении. Во всех странах кодекс поведения хорошо воспитанного человека включает, по меньшей мере, четыре основных правила: вежливость, естественность, достоинство, такт. Бизнесмены всего мира практически единодушны относительно трех наиболее предпочитаемых свойств возможного делового партнера это компетентность, порядочность и надежность. Именно эти качества обеспечивают главное в деловых отношениях их предсказуемость, возможность опереться на партнера, уверенность в его обязательности. Они высоко ценятся повсюду в мире, поскольку являются незаменимым условием успешных, плодотворных деловых отношений взаимного доверия.
Как правило, симпатии людей приобретаются не только благодаря врожденным качествам, но и умению себя преподнести. Деловой имидж все чаще специально проектируется в интересах человека или фирмы с учетом особенностей деятельности, внутренних достоинств, качеств и характеристик носителя имиджа.
Во многих случаях имидж это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, правильного выбора модели поведения. Выбор модели поведения это воспроизводство таких вариантов поведения, которые при повседневном общении помогают личности стать привлекательной. В первую очередь этикет.9
Под термином «имидж делового человека» авторы понимают всю совокупность внутренних и внешних проявлений личности, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на социальное общение в рамках трудовой деятельности. Позитивное влияние имиджа делового человека складывается из таких составляющих, как: профессиональная компетентность; культура речи и речевой этикет; визуальные данные.
Профессиональная компетентность способность успешно действовать на основе практического опыта, умения, запаса знаний при решении профессиональных задач. Сюда входят и мобильность (быстрота и качество обслуживания), и аккуратность в выполнении должностных обязанностей, и информированность (готовность представить справку по интересующему клиента вопросу), и коммуникативные навыки.
Культура речи и речевой этикет являются основой эффективной речевой коммуникации делового человека. Культура речи высокий уровень владения нормативным, коммуникативным и этическим аспектами речевой деятельности. Неправильная постановка ударения, неумение составить служебный документ, нарушение правил общения все это наносит урон нашему имиджу. Речевой этикет система установленных в данном социуме формул общения. Кроме общеизвестных форм приветствий, извинений, прощания, сюда также входит такое понятие, как такт в общении, т.е. чувство меры, подсказывающее нам наиболее деликатную линию поведения, выбор слов, необходимых в данную минуту.
Визуальные данные это «внешние данные» человека: стиль в одежде, аккуратная прическа, ограничения в использовании украшений и косметики.
Специалисты по имиджу считают: «Всегда полезно помнить, что после встречи с вами у другого человека должно остаться впечатление что, вы: человек обаятельный; сильный и уверенный в себе; вы профессионал». Таким образом, поиск имиджа это обретение «золотой середины». Речь идет о сочетании индивидуальности человека, его профессионализма и общих стандартов поведения, характерных для представителя данной профессии.10
- Этические нормы различных форм деловой коммуникации.
Деловая коммуникация отличается от простого общения тем, что в процессах ее осуществления ставится цель и конкретные задачи, которые должны быть решены. В деловом общении невозможно прекратить взаимоотношения с партнером без потерь с обеих сторон. В этом смысле этика служит своеобразным посредником, позволяющим быстрее найти оптимальное решение, сгладить острые углы, с достоинством выходить из затруднительных ситуаций.
В целом, деловые коммуникации могут быть прямые (предполагающие непосредственный контакт) и косвенные (возникающие в случаях, когда между партнерами существует какая-либо пространственно-временная дистанция).
Деловая коммуникация может осуществляться в следующих формах:
- деловая беседа;
- деловые переговоры;
- собеседование;
- спор;
- деловое совещание;
- презентация;
- торги;
- деловая переписка;
- пресс-конференция.
Любая форма деловой коммуникации носит уникальный, своеобразный характер, предполагая каждый раз разных участников, условий, предмета обсуждения. Но, тем не менее, все формы должны строиться в соответствии с определенными, универсальными принципами деловой этики.11
Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь, уважение и внимание в трудовом коллективе можно заслужить только при соблюдении определенных этических правил делового общения, вытекающих, прежде всего, из хороших манер человека, которые высоко ценятся в деловом общении. К ним можно отнести умение контролировать свои поступки, внимательно относиться к окружающим, сдержанность в общении, деликатность, вежливость, тактичность, скромность и т.д.12
Тема5: СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (делового) ОБЩЕНИЯ
- Основные виды профессионального общения и их характеристика.
Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. Деловое общение это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом.
Основную часть делового общения составляет общение служебное, которое определяет взаимодействие людей, осуществляемое в организациях и на предприятиях в рабочее время. Кроме служебного общения, в понятие «деловое общение» входит также взаимодействие людей во внерабочее время на деловых приемах, выставках, семинарах и т.д.
Для эффективного делового общения характерно, прежде всего, достижение взаимопонимания партнеров, а также лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).
Деловое общение можно условно разделить на следующие группы: прямое, которое предполагает непосредственный контакт между общающимися личностями; косвенное, когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция.
Личный контакт обладает большей силой эмоционального воздействия, внушения. Здесь непосредственно действует социально-психологический механизм заражения и подражания. Особую роль играет устная речь и так называемая паралингвистическая система информации: мимика, жесты и т.д.
Рассмотрим основные организационные формы делового общения, проявляющиеся в основном через механизм вербального общения.
Публичное выступление передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории.
Деловая беседа передача или обмен информацией и мнениями по определенным вопросам или проблемам.
Деловое совещание способ открытого коллективного обсуждения деловых вопросов группой специалистов.
Деловые переговоры основное средство согласованного принятия решений в общении заинтересованных сторон.
Деловая полемика, спор столкновение мнений, разногласия по какому-либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою точку зрения.
Дискуссия обсуждение какого-либо спорного вопроса, исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение цели.
Мозговой штурм способ работы специалистов, при котором первоочередной целью является нахождение альтернативных вариантов решения проблемы.
Синектический штурм внешне похож на мозговой штурм и также используется для решения проблемного вопроса на основе организации деловой дискуссии.
Деловая переписка обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи информации.
Телефонный разговор дистанционное общение между личностями за счет использования технических средств.13
- Этические конфликты и пути их разрешения.
Этический конфликт представляет собой ситуацию, при которой возникает противоречие между нормами профессиональной этики и обстоятельствами, сложившимися в процессе служебной деятельности. Предметом столкновений в этических конфликтах становятся нормы поведения, а точнее, отступления одного из субъектов от сложившихся норм, либо ориентация субъектов на различные нормы поведения.
Этические конфликты могут и должны быть разрешены. Для этого следует предпринять соответствующие меры предосторожности. Эти меры определены в международном Кодексе этики и в российских кодексах этики.
Так, например, устанавливает следующую модель поведения для профессиональных бухгалтеров в случае возникновения этических конфликтов. Приступая к разрешению конфликта необходимо:
- Рассмотреть (самостоятельно или совместно с другими лицами) следующие факторы: уместные факты, имеющиеся этические проблемы, основные принципы, имеющие отношение к вопросу, установленные внутренние процедуры, альтернативные действия;
- Определить образ действий, совместимый с основными принципами;
- Оценить последствия возможных действий;
- Провести документирование сути проблемы, деталей любых обсуждений и решений, принятых по этой проблеме (если это необходимо).
Если проблема остается неразрешенной необходимо проконсультироваться в профессиональной организации или в своей организации. Цель такой консультации получить помощь в разрешении конфликта. Если значительный конфликт не поддается разрешению можно обратиться за советом в соответствующую организацию или к юридическим консультантам. Так он сможет получить рекомендации по разрешению этической проблемы, не нарушая при этом конфиденциальности.14
- Специфика делового общения с иностранными партнерами.
У каждого народа существуют свои нормы и представления как о правилах этикета вообще, так и о правилах делового общения. В последнее время в международный бизнес включилось огромнейшее число людей, ранее не работавших в этой области. Следовательно, национальная специфика, манеры делового общения остаются важным элементом международного общения.
Великобритания. Туманный Альбион во многом оправдывает свою «туманность» развитым, удобным, примиряющим мышлением. Отчужденность, сдержанность, крайняя щепетильность, культ личности вот некоторые из немногих признаков истинного англичанина. Ни один англичанин не позволит себе быть категоричным. Очень мягкая, сдержанная манера общения предопределяет, однако, довольно жесткую приверженность к каким бы то ни было законам, правилам поведения, нормам приличия.
Германия. Немецкий рационализм является общим местом во всех более или менее авторитетных описаниях делового общения. Необыкновенно быстро и оперативно немцы способны налаживать деловые связи. Как крупные фирмы, так и отдельные частные предприниматели в своих действиях отличаются крайней расчетливостью и чрезвычайно сильным стремлением к повседневной упорядоченности.
Голландия. В отличие от Испании в этой стране нужно соблюдать исключительную точность во времени при каждой встрече или приглашении. Следует избегать рукопожатий, не делать комплиментов. Вообще голландцы любят сдержанность, может быть, даже чрезмерную.
Испания. Испания имеет 17 провинций и каждая обладает своими отличительными признаками, своим колоритом. Однако, как бы ни различались испанцы между собой, то общее, что между ними существует, скрыть невозможно. Когда бы вы ни явились на назначенную встречу, испанцы приедут позже. Прибывать в точно назначенное время не принято, непременно нужно опаздывать на 1520 минут. Никогда не назначайте деловых встреч в час фиесты.
Италия. Итальянцы крайне эмоциональны. В их натуре порывистость, горячность Чаще всего это открытые и доброжелательные люди. Деловые взаимоотношения здесь строятся в русле той же практики, в какой они строятся в любой европейской стране. Деловые взаимоотношения может начать официальное деловое письмо с вашими предложениями. Для ускорения процесса налаживания деловых взаимоотношений рекомендуем обращаться к агентским и посредническим фирмам, обширная сеть которых успешно функционирует в последнее время.
Китай. Китайцы считают первостепенным в деловых переговорах любого уровня так называемый «дух дружбы». Это можно перевести как желание установления личных отношений со своими партнерами. Первоначальная тактика китайцев сводится к тому, чтобы в первую очередь дифференцировать своих партнеров по двум категориям: а) отношение того или иного члена делегации к китайцам как нации (выделяются люди, симпатизирующие китайской позиции); б) их максимальный вес и авторитет среди всех участников делегации. «Работа» прежде всего, ведется через этих выявленных людей. Если вы испытываете желание преподнести подарок, то рекомендуем его преподносить не отдельному лицу, а всей делегации в целом той организации, с которой ведутся переговоры.
Соединенные Штаты Америки. Молодая и сильная американская культура независима и самостоятельна в своих международных экономических и политических воззрениях. Американцы прагматики, они достаточно сильны, чтобы обладать уверенной позицией на переговорах. Настойчивы в достижении цели. Торг с американцами не только возможен, но и нужен, поскольку они сами не только могут, но и любят торговаться. Для них характерна предельная концентрация на тех проблемах, которые подлежат обсуждению. Американцы всегда настроены на предельно интенсивную и плодотворную работу. Стремятся выявить общее в подходах к решению тех или иных проблем.
Тема 6: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ макро и микро ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
- Интернет, социальные сети и этические правила общения.
В настоящее время существует очень много способов общения в Интернете, основными из которых являются электронная почта, форумы, разнообразные конференции, чаты, сетевые игры и многое другое. Но существует и ряд характерных особенностей коммуникации при помощи компьютерных сетей. Во-первых, возможность одновременного общения большого числа людей, находящихся в разных частях света, и, следовательно, живущих в разных культурах; во-вторых, невозможность использования большей части невербальных средств коммуникации и самопрезентации; в-третьих, обеднение эмоционального компонента общения; и, в-четвертых, анонимность и снижение психологического риска в процессе общения. Указанные характеристики приводят к выработке своеобразного сетевого этикета (нетикета), который содержит в себе негласные правила общения.
В 1994 году на свет появилась книга Netiquette, в которой были сформулированы десять основных правил нетикета.
- Следуйте в Сети тем же правилам, которым вы следуете в реальной жизни.
- Помните, что Вы говорите с человеком.
- Помните, что Вы находитесь в киберпространстве.
- Уважайте время и возможности других.
- Сохраняйте лицо.
- Помогайте другим там, где Вы это можете сделать.
- Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их.
- Уважайте право на частную переписку.
- Не злоупотребляйте своими возможностями.
- Учитесь прощать другим их ошибки.
В целом положения (рекомендации) этикета можно разделить на три категории:
- Психологические, эмоциональные обращаться на «ты» или на «вы», использовать ли смайлики и в каком количестве, указывать ли код города в телефонах, поддерживать новичков или игнорировать их вопросы, или посылать их сразу в FAQ, поиск и т.д.
- Технические, оформительские использование строк определенной длины, ограничения на размер сообщения или подписи, допустимость расширенного форматирования, допустимость написания сообщений с заглавными буквами.
- Административные правила именования (заголовки) тем, правила цитирования, допустимость рекламы, собственно необходимость придерживаться тематики сообщества и т.д.
Люди, привыкшие к правилам одного сетевого сообщества, могут невольно нарушить правила другого. Поэтому практически во многих сообществах требуют ознакомиться с правилами и выразить своё формальное согласие на их соблюдение.15
- «Учебник жизни» Дейла Карнеги и 9 правил профессионального общения.
Имя американского педагога, психолога, писателя Д. Карнеги всем нам очень хорошо знакомо. Карнеги создал единственную в своем роде систему обучения, включающую в себя практику публичных выступлений, искусство убеждать, проблемы взаимоотношений между людьми и прикладную психологию. Он разработал курс обучения, жизненно реальный, позволяющий быстро достичь желаемых результатов и сразу же применить их на практике. Д. Карнеги перевел теоретические разработки психологов в практическую область и разработал собственную теорию бесконфликтного и успешного общения. Бесспорно, житейская мудрость является составной частью общечеловеческой культуры, и, как любая составляющая культурного наследия, она нуждается в изучении, систематизации и пропаганде, и заслуги Карнеги здесь трудно переоценить.
Дейл Карнеги выделяет 9 правил, соблюдая которые человек может воздействовать на людей, не оскорбляя их ни не вызывая у них чувства обиды.
- Перед тем, как сделать человеку замечание, похвалите его и искренне признайте его достоинства.
- Указывайте на ошибки других людей не прямо, а косвенно.
- Перед тем, как критиковать человека, поговорите о собственных ошибках.
- Вместо прямого приказания, задавайте человеку вопросы.
- Всегда давайте людям возможность спасти свой престиж.
- Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.
- Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
- Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.
- Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете. Для этого надо говорить человеку о том, что хочет он, и научить его, как ему получить желаемое.16
- Особенности и механизм внедрения этических принципов и правил в практику деловых отношений в России.
У каждого народа свои традиции, культура, ценностные ориентации, особенности восприятия и мышления. Все это, безусловно, обуславливает особенности национального стиля деловых отношений. В современных условиях интенсификации международных деловых отношений происходит взаимодействие стилей, их адаптация друг к другу.
Для того чтобы этические принципы, нормы и стандарты стали реалией деловой жизни, они должны быть включены в процесс принятия решений на всех уровнях управления, а также в практику работы всех сотрудников, т.е. быть частью реальной кадровой политики. В мировой практике существует семь основных механизмов, посредством которых можно внедрить в практику этические нормы. К ним относятся: этические кодексы; комитеты по этике; тренинг; социальные аудиты; юридические комитеты; службы, рассматривающие претензии граждан по этическим вопросам; изменения в корпоративной структуре.
Следует учитывать, что внедрение этических норм в деятельность российских компаний может быть эффективным только при учете современной российской специфики факторов коррупциогенности, недооценки влияния этических факторов на успешность бизнеса, неразвитости многих институтов корпоративного управления в российских компаниях.
Важной российской особенностью является этическое требование о неразглашении информации третьим лицам, включая государственные органы, если требования третьих лиц не основаны на законе. В условиях высокого уровня административного давления на бизнес и коррупциогенности такие ситуации (неправомерного требования информации государственными органами) могут иметь место. При внедрении этических правил необходимо твердо проводить четкий водораздел между раскрытием информации и соблюдением режима конфиденциальности информации с ограниченным доступом.
При внедрении этики также следует учитывать особенности российского менталитета, который характеризуется: сочетанием индивидуализма и коллективизма, политизированности и практицизма, трудолюбия и лености, образованности и недисциплинированности, общительности и дефицита вежливости, высокого уровня национальной культуры и низким уровнем бытовой культуры, стремления к новому и догматизма и т.д.
Другими словами, все проблемы при внедрении деловой этики в России можно подразделить на внешние и внутренние барьеры.
Внутренние барьеры: скептическое и негативное отношение к нововведениям; смещение ответственности; неуверенность в своей моральной последовательности; страх за конкурентоспособность; сомнение в том, что принципы будут работать на практике, так как они не имеют силы обязательного исполнения.
Внешние барьеры: частая смена законов и нормативно-правовых актов; формирование общественного мнения; теневая и криминальная экономика, как дополнительные факторы формирования деловой этики; многочисленные факты вымогательства со стороны чиновников, низкий уровень развития собственного персонала, продажность собственного персонала, финансовая нестабильность.17
Список, использованной литературы:
- Этика: Учебное пособие / Тофтул М.Г. М.: Проспект, 2013.
- Личность. Коллектив. Стиль отношений: Учебное пособие / Крупица В.В. М.: Кнорус, 2013.
- Этика социальной работы / Медведева, Г.П. М.: Владос, 2012.
- Современные исследования виртуальной коммуникации: Проблемы, гипотезы, результаты / Белинская Е., Жичкина А. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
- Деловая этика: Учебное пособие. / М.Г. Подопригора. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012.
- Деловое общение (Электронный ресурс): Учебное пособие / И.Н. Кузнецов. 5-е изд. М.: Дашков и К, 2013.
- Этика: Учебное пособие / Н.В. Серова. М.: РИОР, 2010.
- Этика и культура управления: Учебно-практическое пособие / Белолипецкий В.К., Павлова Л.Г. М.: ИКЦ «МарТ», 2011.
- Этика: Учебное пособие / П.А. Егоров, В.Н. Руднев. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
- Деловое общение: Учебник для вузов / П.И. Сидоров, М.Е. Путин и др.; Под ред. проф. П.И. Сидорова 2-e изд., перераб. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
- Профессиональная этика и служебный этикет (Электронный ресурс): Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / Под ред. В.Я. Кикотя. М.: ЮНИТИДАНА: Закон и право, 2012.
1 Этика: Учебное пособие / Тофтул М.Г. М.: Проспект, 2013.
2 Личность. Коллектив. Стиль отношений: Учебное пособие / Крупица В.В. М.: Кнорус, 2013.
3 Деловая этика: Учебное пособие. / М.Г. Подопригора. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012.
4 Этика социальной работы / Медведева, Г.П. М.: Владос, 2012, стр. 45.
5 Деловая этика: Учебное пособие. / М.Г. Подопригора. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012.
6 Деловое общение (Электронный ресурс): Учебное пособие / И.Н. Кузнецов. 5-е изд. М.: Дашков и К, 2013, стр. 314.
7 Этика: Учебное пособие / Н.В. Серова. М.: РИОР, 2010, стр. 140141.
8 Этика и культура управления: Учебно-практическое пособие / Белолипецкий В.К., Павлова Л.Г. М.: ИКЦ «МарТ», 2011, стр. 384.
9 Деловое общение (Электронный ресурс): Учебное пособие / И.Н. Кузнецов. 5-е изд. М.: Дашков и К, 2013, стр. 313314.
10 Этика: Учебное пособие / П.А. Егоров, В.Н. Руднев. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014, стр. 129135.
11 Деловая этика: Учебное пособие. / М.Г. Подопригора. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012.
12 Деловое общение: Учебник для вузов / П.И. Сидоров, М.Е. Путин и др.; Под ред. проф. П.И. Сидорова 2-e изд., перераб. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013, стр. 34.
13 Деловое общение: Учебник для вузов / П.И. Сидоров, М.Е. Путин и др.; Под ред. проф. П.И. Сидорова 2-e изд., перераб. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013, стр. 3132.
14 Этика общения: Учебное пособие / Сафьянов В.И. М.: МГУП, 2012.
15 Современные исследования виртуальной коммуникации: Проблемы, гипотезы, результаты / Белинская Е., Жичкина А. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 201, стр. 165.
16 Деловая этика: Учебное пособие / М.Г. Подопригора Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012, стр. 92.
17 Деловая этика: Учебное пособие / М.Г. Подопригора Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012, стр. 87.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА