ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ
1 Современное состояние экономики Германии
2 Кредитная система Германии
3 Общая характеристика финансовой системы Германии
4 Особенности налоговой системы Германии
Цель лекционной занятия изучить особенности построения и функционирования финансово-кредитной системы Германии
Задачи лекционного занятия:
- охарактеризовать современное состояние экономики Германии;
- изучить кредитную систему Германии;
- дать общую характеристику финансовой системы Германии;
- определить особенности налоговой системы Германии.
Список используемых литературных источников:
1 Андрюшин, С.А. Банковские системы: учебное пособие / С,А. Андрюшин. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2013. 384 с.
2 Финансово-кредитные системы зарубежных стран: учеб. пособие / И.Н. Жук [и др.] ; под общ. ред. И.Н. Жук. Минск: Выш. шк, 2014 г. 415 с.
3 Налоговая система Германии // Официальный сайт http://www.german-taxation.de/ (немецкий);
4 Соловьева Н.Е., Лисицкий Д.С. Особенности налоговой системы федеративной республики германия // Электронный ресурс: Режим доступа: http://sibac.info/sibac.info/2009-07-01-10-21-16/10178. Дата доступа: 13.04.2015 г.
Перечень рефератов по теме «Финансово-кредитная
система Германии»
1 История становления и развития банковской системы Германии.
2 Эволюция и этапы формирования денежной системы Германии.
3 Бундесбанк исторические аспекты становления как Центрального банка Германии.
4 Особенности пенсионного обеспечения в Германии.
5 Особенности взимания подоходного налога в Германии.
1 Современное состояние экономики Германии
Федеративная Республика Германия государство, расположенное в Европе. Ее площадь 357 тыс. кв. км. третье место после Франции и Испании среди европейских стран (не считая России и Украины).
Численность населения Германии составляет около 82 млн. руб. второе место в Европе после России. Столица ФРГ Берлин. По форме правления Германия парламентская республика. Она является членом Европейского Союза и НАТО, входит в «Большую восьмерку».
Глава государства федеральный президент, а глава правительства федеральный канцлер, который руководит деятельностью федерального правительства.
По форме государственного устройства Германия федеративная республика, которая включает 16 земель и 438 округов.
Германия высокоразвитая европейская страна, она находится на четвёртом месте в мире после США, Китая и Японии по объему ВВП.
Германия «локомотив» Европейского Союза, от состояния ее экономики во многом зависят темпы развития всего интеграционного объединения.
Доля ФРГ в ВВП стран Европейского Союза составляет почти 30%. В общем объёме ВВП на промышленность приходится 28,1%, сельское хозяйство 0,8%, сферу услуг 71%. Государственные расходы в Германии составляют до 50% ВВП.
Германия имеет высокоразвитую промышленность, по некоторым изделиям электротехнического машиностроения, станков, химической, оптико-механической промышленности занимает первые-вторые места в мире. Развитыми отраслями считаются автомобилестроение, тяжелая промышленность, электроника.
Страна располагает развитой научно-технической базой (затраты на НИОКР составляют около 3% ВВП), уступая по научно-техническому потенциалу только в США и Японии.
Германия имеет одну из наилучших в мире систему социальной защиты населения, высокий средний уровень заработной платы.
Экономической системе Германии присущи нижеследующие черты:
- она организована по принципу так называемой социальной рыночной экономики, характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. В данной модели высокий уровень старения обуславливает большие расходы на социальное обеспечение пенсионеров;
- велика роль банков в экономике страны, что обуславливает значительное влияние на бизнес по сравнению с другими странами;
- высокая степень индустриализации (большой удельный вес промышленности как основного направления специализации в мировой экономике);
- в силу исторически обусловленных причин наблюдается неравномерное экономическое развитие в рамках территории страны;
- экспортная ориентированность страны. Важнейшие торговые партнеры страны ЕС, особенно Франция и Великобритания, а также США, Индия, Китай и государства Восточной Европы в связи с расширением Европейского Союза на Восток. Доля Германии в мировом экспорте составляет 7,9% (третье место после США и Китая), а по объему товарооборота она занимает второе место в мире после США.
2 Кредитная система Германии
I уровень банковской системы Германии - Центральный банк Германии - Немецкий федеральный банк «Дойче Бундесбанк» имеет 9 главных управлений и более 200 филиалов на территории всей ФРГ. Деятельность Бундесбанка регламентируется Законом Германии «О Немецком федеральном банке».
Немецкий федеральный банк является преемником Рейсхбанка, который был образован 14 марта 1875 г. на основе Прусского банка. Он был учрежден в 1957 г.
С 1999 г. Бундесбанк уступил лидирующую роль в проведении монетарной политики Европейскому центральному банку, а сам превратился в элемент Европейской системы центральных банков. Бундесбанк эмитирует евро и остается локомотивом германской и европейской монетарной системы.
Немецкий федеральный банк «Дойче Бундесбанк» является самым независимым от правительства центральным банком в мире.
Руководство Центрального банка осуществляется коллективным органом управления в лице Центрального совета, состоящего из девяти главных управлений банка во главе с директором.
Важнейшие функции Центральный банк Германии:
- эмиссия банкнот;
- операции с золотом и девизами;
- кассовое исполнение бюджета;
- кредитование других звеньев банковской системы, государства международных организаций;
- учетная политика;
- операции на открытом рынке;
- регулирование банковских резервов и денежной массы.
Рисунок 1 - Структура кредитной системы Германии
II уровень банковской системы Германии коммерческие банки.
Главная особенность немецкой банковской системы - высокая степень универсализации банковской деятельности, разнообразие выполняемых операций.
На данный момент в стране успешно функционируют более 4500 универсальных и более 200 специализированных коммерческих банков, предоставляющих полный перечень банковских услуг. Особого внимания заслуживает возможность клиентов банков Германии осуществлять операции на иностранных биржах, находясь при этом в любой точке земного шара.
Коммерческие банки предоставляют широкий спектр банковских услуг:
- ведут расчетные и сберегательные счета;
- выдают кредиты;
- обменивают валюту;
- торгую ценными бумагами;
- хранят ценные бумаги.
Основное различие между банками заключается в ценах на услуги и уровне сервиса. Причем пошлины, взимаемые за одни и те же услуги одним и тем же банком, могут сильно отличаться от земли к земле.
Стоит отметить, что банковская система ФРГ характеризуется высокой стабильностью и гарантией надежности вложенных средств, которые обеспечивают широкую популярность немецких банков в мире. Такой успех обусловлен универсальностью финансовых учреждений Германии и широким выбором предоставляемых услуг, позволяющим руководству банков минимизировать риски и перераспределять доходы и убытки.
Таблица 1 Крупнейшие коммерческие банки Германии
Ранг |
Банк |
Активы, млрд. долл. |
1 |
Deutsche Bank AG |
3 065 094 |
2 |
Genossenschaftlicher Finanz Verbund |
1 426 154 |
3 |
Commerzbak AG |
870 080 |
4 |
Deutsche Bundesbank |
852 499 |
5 |
Hypo Vereinsbank |
638 233 |
6 |
Landesbank Baden-Wuerttemberg (LBBW) |
623383 |
7 |
DZ Bank AG |
594 378 |
8 |
Bayerische Landesbank |
586829 |
9 |
Dresdner Bank AG |
585 848 |
10 |
Hypo Real Estate Holding AG |
584 029 |
Коммерческие банки в зависимости от направлений их деятельности разделяются на универсальные (частные) и специализированные.
Важную роль в банковской системе Германии играют универсальные банки гросс-банки и региональные банки. Создание гросс-банков началось еще в 19 в. Среди низ выделяются два крупных «Дойче Банк» и «Коммерцбанк».
Дойче Банк обслуживает свыше 13 млн. клиентов более чем через 1500 отделений. Банк работает в 7 странах. Вокруг него группируются такие концерны как «Бош», «Сименс», «Хеш» и др.
Коммерцбанк второй по величине после Дойче Банка. Филиальная сеть около 1200 отделений. Банк представляет более чем в 50 странах и обслуживает более 15 млн. розничных и корпоративных клиентов по всему миру.
Совокупная доля гросс-банков в активах банковской системе составляет примерно 25%.
Региональных банков насчитывается более 170 учреждений.
В число универсальных банков входят частные коммерческие банки (банкирские дома), количество которых примерно 50. На их долю приходится не более 6% всего объема банковской деятельности, но их значение достаточно большое для банковской системы страны.
К коммерческим универсальным банкам относятся и филиалы иностранных банков. В стране функционирует свыше 300 иностранных кредитных учреждений более чем 50 государств с развитой сетью филиалов.
К группе специализированных коммерческих банков относятся кредитные учреждения, которые специализируются в своей деятельности преимущественно на одном виде операций, хотя занимаются и прочими операциями. К числу данных учреждений относятся:
- сберегательные банки (преимущественно государственные) 400 сберегательных банков. В пассивах сбережения населения, в активах долгосрочные ипотечные и коммунальные займы.
- Ипотечные банки предоставляют кредиты на земельные участники коммунальные кредиты. Германия является родиной современного ипотечного кредитования (ипотечные банки возникли в 18 в. и с этого времени никто не разорился).
- Кооперативные центральны банки банковские учреждения, через которые осуществляются расчетные операции между отдельными кооперативными кредитными товариществами.
- Почтовый банк Postbank (1995 г.) клиенты обслуживается через телефон, посредством переписки или компьютера. Достаточно дешевый, но довольно низкая скорость в проведении операций.
- Банк восстановления государственное кредитное учреждение, задачей которого было долгосрочное кредитование ведущих отраслей промышленности и экспорта в развивающиеся страны.
- Экспортный банк (1952) - среднесрочное кредитование экспорта.
- Сельскохозяйственный рентный банк (возрожден в 1949 г) для долгосрочного кредитования сельского хозяйства. Цель операций оказание помощи частному сектору со стороны государства в послевоенный период восстановления экономики и в усилении влияния государства на процесс воспроизводства.
- Банки потребительского кредитования.
К специализированным кредитно-финансовым учреждениям Германии относятся:
- Строительно-сберегательные кассы;
- Страховые общества;
- Инвестиционные компании.
Рисунок 2 Классификация коммерческих банков Германии
3 Общая характеристика финансовой системы Германии
Состояние и развитие финансовой системы Германии имеет огромное значение для укрепления экономического положения страны.
Основу финансовой системы Германии составляет бюджетная система, которая формирует значительную часть финансовых ресурсов государства. От состояния бюджетной системы страны во многом зависит общее финансовое положение страны.
Бюджет это главное звено бюджетной и финансовой системы страны.
Бюджетная система включает следующие уровни, соответствующие федеративному устройству страны:
- бюджет федерации (центральный бюджет);
- бюджеты земель (региональные бюджеты);
- бюджеты общин (местные бюджеты).
Кроме того, рассчитывается консолидированный бюджет (сводный бюджет) путем сложения доходов и расходов бюджетов всех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974 г. в госбюджет включаются средства фонда социального страхования и социального обеспечения.
В формировании доходов особую роль играет налоговая политика как важнейшая подсистема бюджетной политики. Налоговые поступления составляют 4/5 всех доходов бюджета, причем 2/3 налоговых поступлений формируется за счет прямых налогов (подоходного или на зарплату, корпоративного, промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней неодинакова. Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли от экономической деятельности государственных предприятий и рентных платежей.
Государственные расходы отражают особенности развития страны. За счет бюджета в первую очередь обеспечивается финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин.
Среди основных видов расходов бюджета выделяется сфера труда, включая выплату социальных пособий неработающим.
За счет средств федерального бюджета финансируются все военные расходы, расходы на внешние отношения, основная часть социальных выплат, а также расходы на финансовое содействие (субсидирование, льготное кредитование или прямое финансирование) отдельным отраслям, производствам, регионам, на науку и образование, на содержание административного аппарата.
Для Германии характерна проблема бюджетного дефицита, обострившаяся с 80-х годов 20 вв. В 1990 г. в связи с объединением Германии бюджетный дефицит значительно вырос.
Финансовый год в Германии длиться с 1 января по 31 декабря.
Бюджеты земель и общин занимают важное место в бюджетной системе страны. Их доля в национальном доходе Германии составляет свыше 20%. Рост расходов бюджетов земель и общин не сопровождается расширением их доходной базы. В связи с этим удельный вес собственных источников доходов снижается и увеличивается доля дотаций из вышестоящего звена бюджетной системы.
Налоговая система земель насчитывает около 25 видов налогов. Земли взимают налог на:
- имущество;
- наследство;
- приобретение земельного участка;
- автомобили;
- пиво;
- проведение лотерей;
- скачек;
- содержание игорных домов; пожарную охрану.
Большой удельный вес занимают платежи по социальному страхованию, включающие взносы на медицинское и пенсионное страхование и страхование по безработице. Эти налоги дают свыше 85% всех налоговых поступлений в бюджет.
В доход бюджетов общин поступают различные административные сборы и доходы от выдачи местных лицензий. К доходам местного хозяйства относятся доходы муниципальных доходов, водоснабжения, газовых заводов, электростанций, мостов.
Общины взимают промысловый, поземельный налог и местные налоги (на собак, охрану, рыбалку, второе жилье). Поземельным налогом облагаются сельскохозяйственные и лесные предприятия, а также земельные участки. Налог затрагивает широкие слои населения и взимается с приносимого дохода в размере 1-2 %.
Расходы бюджетов земель и общин не обеспечиваются поступлениями налогов. Для финансирования расходов земли и общины получают от федерального правительства дотации целевые и общие.
Местные бюджеты хронически дефицитны. Особо высока доля долгов у общин. В связи с этим к доходам бюджетов земель и общин относятся дотации из федерального бюджета.
Расходы бюджетов земель и общин направлены на:
- коммунальное хозяйство (около 100% финансирования);
- образование и здравоохранение (100%);
- транспорт, дорожное и жилищное хозяйство (80%);
- содержание государственного аппарата (75%);
- управление внутренним долгом (40% финансирования).
Важным звеном финансовой системы Германии являются специальные фонды. К ним относятся:
- Фонд социального страхования;
- Система пенсионного обеспечения;
- Фонд выравнивания бремени войны и др.
Фонд социального страхования формируется за счет трех источников: обязательных отчислений, взносов предпринимателей, государственных субсидий из федерального бюджета. Значительную долю составляют отчисления предпринимателей. Фонды социального страхования включают страхование от несчастных случаев, страхование на случай болезни, пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное страхование, не работающих по найму.
Система пенсионного обеспечения Германии сочетает две системы финансирования обеспечения граждан в старости: перераспределительную и накопительную. Но в последнее время пенсионная система реформируется путем усиления накопительной части. Чтобы не допустить бедности в старости, вводятся базисные (минимальные) пенсии, финансируемые из налоговых поступлений. Индексации пенсий в зависимости от динамики заработной платы не планируются. Пенсионная реформа, рассчитанная до 2030 г., не предполагает революционного разрыва с прежней системой, но трансформация последней будет существенной.
Фонд выравнивания бремени войны был создан в 1952 г. с целью оказания помощи населению, пострадавшему по время войны. Средства данного Фонда состоят из взносов предпринимателей в размере 2-3% оценочной стоимости имущества. Взносы предпринимателей включаются в цену выпускаемой ими продукции и перелагаются на потребителей. Фонд пополняется дотациями из федерального и местных бюджетов, а также выручкой от эмиссии займов
С 1990 г. действует Фонд немецкого единства (FDE), образованный с целью оказания помощи восточным землям, вошедшим в состав объединённой Германии. Учреждение данного Фонда явилось частью программы консолидации, которой предусматривались меры по вхождению новых земель в единое государство.
В 1995 г. был создан Фонд обслуживания финансового наследства бывшей ГДР. Средства в этот фонд вносят новые земли и федерация.
Важную роль в финансовой системе Германии играют финансы государственных предприятий крупные концерны, у которых сосредоточено около 2/3 всего акционерного капитала государственных предприятий. Государство контролирует в своих руках отрасли, недостаточно рентабельные для монополистического капитала, в том числе дорожное хозяйство, строительство автострад, аэродромов, жилищное строительство, средства связи, энергетика, некоторые кредитные учреждения. Деятельность таких предприятий в целом убыточна, ибо на их продукцию, реализуемую частным монополиям, установлены низкие цены. Убытки покрываются в основном за счет краткосрочных и среднесрочных кредитов, в результате чего растет задолженность государственных предприятий. Финансовая деятельность государства основана на образовании денежных фондов внутри предприятия, их движении и взаимодействии с бюджетов.
Налоговая система Германии.
Налоговая система прежде всего показательна тем, что на ее базе удалось достичь как высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень социальной защиты для своих граждан.
Основной принцип немецкого налогообложения, с момента зарождения системы звучит так: «налоги должны соответствовать величине услуг оказываемых государством».
Современная налоговая система Германии основывается на принципах, которые были еще заложены Л. Эрхаром:
- минимальность налогов;
- целесообразность их введения;
- благоприятствования конкуренции
- система налогообложения должна строиться на уважении частной жизни налогоплательщика, соблюдении коммерческой тайны;
- в системе должно быть исключено двойное налогообложение;
- налоги должны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе;
- величина налогов должна находиться в соответствии с размером, оказываемых государством услуг,
- и др.
Общие правила налогообложения регулируются Законом «Порядок взимания налогов», который можно назвать Налоговой конституцией.
Налоги в Германии рассматриваются правительством как главное средство воздействия на экономику страны, в связи с чем в стране действует разветвлённая и многообразная система налогов (их свыше 50), охватывающая все стороны жизнедеятельности общества. Налоговые сборы приносят около 80% доходов бюджета.
Налоги в Германии делятся на:
- федеральные;
- земельные;
- совместные (федеральные и земельные);
- муниципальные общинные;
- церковные.
Общая сумма налоговых поступлений распределяется примерно следующим образом:
- в бюджет федерации 48%;
- бюджеты земель 34%
- бюджеты общин 13%.
Остаток средств поступает в Фонд выравнивания бремени войны и бюджет Европейского союза.
Основными налогами в Германии являются:
- подоходный налог на физических лиц;
- налог на корпорации;
- промысловый налог;
- налог на добавленную стоимость;
- налог на имущество;
- налог на наследство и дарение;
- налог на транспортные средства;
- земельный налог;
- налог, уплачиваемый при покупке земельного участка;
- страховые взносы;
- налог на содержание пожарной охраны;
- акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, винно-водочные изделия, табачные изделия;
- таможенные пошлины;
- сборы, идущие на развитие добычи нефти на территории Германии.
К федеральным налогам, которые полностью зачисляются в федеральный бюджет Германии, относят следующие:
- таможенные сборы,
- налог на движение капитала,
- страховой налог,
- вексельный налог,
- налог на добавленную стоимость,
- солидарный налог,
- сборы в рамках Европейского союза,
- налоги на спиртоводочные изделия и другие предметы потребления, за исключением налога на пиво (акциз),
- доля в совместных налогах;
- доля в распределении промыслового налога.
Группа налогов на потребление (акцизы) делится на три группы:
- налог на продовольственные товары (сахар, соль);
- налоги на табак, кофе, пиво и др.;
- налоги на потребление (например, на нефтепродукты).
Все они, исключая налоги на нефтепродукты, достаточно небольшие. Данные налоги взимаются с производителей, которые включают их в цену и перекладывают тем самым на потребителей. Данные налоги относятся к совместным налогам, так как их часть направляется в бюджеты разных уровней.
В бюджеты земель перечисляются сборы:
- на имущество;
- на наследство;
- с приобретения земельного участка;
- с транспортных средств;
- на пиво;
- на лотереи и скачки;
- пожарный сбор;
- с игорных домов;
- доля в совместных налогах;
- доля в распределении промыслового налога.
К совместным налогам, поступающим в бюджет земли, относятся:
- подоходный налог;
- корпорационный налог;
- часть промыслового налога.
Сборы общин включают:
- земельный;
- местный потребительский;
- промысловый и др.
Существующие виды налогов в Германии можно условно разделить на три вида:
- налоги на доходы;
- налоги на имущество;
- налоги на сделки и потребление.
Основными видами налога на доходы являются подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, налог на хозяйственную деятельность.
Налоги на имущество включают налог на землю и налоги на дарение и наследство.
Основные налоги на сделки и потребление: налог на приобретение имущества, НДС.
Для управления вопросами налоговой политики в Германии существуют специальные финансовые ведомства на уровне земель.
Надзор и контроль деятельности различных финансовых учреждений страны возложен на Министерство финансов Германии. Налоги в Германии рассматриваются правительством как главный инструмент воздействия государства на развитие экономики страны, их место в бюджете очень высоко.
Налоговая система Германии даёт возможность снижать налогооблагаемую базу и свести уровень выплачиваемых налогов до 30 % и ниже. При этом способы оптимизации налогообложения являются абсолютно законными. Возможностью использования налоговых льгот, в виде снижения налоговых обязательств, обладают граждане, попавшие в сложное финансовое положение. Налоговые льготы предоставляются студентам, инвалидам, школьникам. Также в законодательстве страны четко отражены условия налогообложения врачей, журналистов, переводчиков, фрилансеров, частных предпринимателей. Таким образом, каждый гражданин ощущает на себе индивидуальный подход в решении проблем налогообложения. Кроме того, следует учесть и другие методы снижения налогового бремени на доходы граждан.
Один из самых распространённых методов - это списание расходов на горюче-смазочные материалы, когда работник добирается до места работы на автомобиле. К тому же, данный метод подразумевает вычеты на особые расходы: например, литература, приобретение оргтехники, необходимых в профессиональной деятельности, затраты по уходу за больным членом семьи и др. Граждане Германии аккуратные налогоплательщики, каждую справку, квитанцию хранят годами и всегда готовы предоставить их финансовым инспекторам. И дело здесь не только всуровости наказания при неуплате налогов. Налогоплательщики считают налоговую систему Германии чем-то вроде атланта, держащего на плечах свод социальных гарантий государства.
4 Особенности налоговой системы Германии
Налоговая система прежде всего показательна тем, что на ее базе удалось достичь как высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень социальной защиты для своих граждан.
Основной принцип немецкого налогообложения, с момента зарождения системы звучит так: «налоги должны соответствовать величине услуг, оказываемых государством».
Современная налоговая система Германии основывается на принципах, которые были еще заложены Л. Эрхаром:
- минимальность налогов;
- целесообразность их введения;
- благоприятствования конкуренции
- система налогообложения должна строиться на уважении частной жизни налогоплательщика, соблюдении коммерческой тайны;
- в системе должно быть исключено двойное налогообложение;
- налоги должны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе;
- величина налогов должна находиться в соответствии с размером, оказываемых государством услуг,
- и др.
Общие правила налогообложения регулируются Законом «Порядок взимания налогов», который можно назвать Налоговой конституцией.
Налоги в Германии рассматриваются правительством как главное средство воздействия на экономику страны, в связи с чем в стране действует разветвлённая и многообразная система налогов (их свыше 50), охватывающая все стороны жизнедеятельности общества. Налоговые сборы приносят около 80% доходов бюджета.
Налоги в Германии делятся на:
- федеральные;
- земельные;
- совместные (федеральные и земельные);
- муниципальные общинные;
- церковные.
Общая сумма налоговых поступлений распределяется примерно следующим образом:
- в бюджет федерации 48%;
- бюджеты земель 34%
- бюджеты общин 13%.
Остаток средств поступает в Фонд выравнивания бремени войны и бюджет Европейского союза.
Основными налогами в Германии являются:
- подоходный налог на физических лиц;
- налог на корпорации;
- промысловый налог;
- налог на добавленную стоимость (19 %, льготная 7%);
- налог на имущество (1%);
- налог на наследство и дарение (7-30%);
- налог на транспортные средства;
- земельный налог;
- налог, уплачиваемый при покупке земельного участка;
- страховые взносы;
- налог на содержание пожарной охраны;
- акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, винно-водочные изделия, табачные изделия;
- таможенные пошлины;
- сборы, идущие на развитие добычи нефти на территории Германии.
К федеральным налогам, которые полностью зачисляются в федеральный бюджет Германии, относят следующие:
- таможенные сборы,
- налог на движение капитала,
- страховой налог,
- вексельный налог,
- налог на добавленную стоимость,
- солидарный налог,
- сборы в рамках Европейского союза,
- налоги на спиртоводочные изделия и другие предметы потребления, за исключением налога на пиво (акциз),
- доля в совместных налогах;
- доля в распределении промыслового налога.
Группа налогов на потребление (акцизы) делится на три группы:
- налог на продовольственные товары (сахар, соль);
- налоги на табак, кофе, пиво и др.;
- налоги на потребление (например, на нефтепродукты).
Все они, исключая налоги на нефтепродукты, достаточно небольшие. Данные налоги взимаются с производителей, которые включают их в цену и перекладывают тем самым на потребителей. Данные налоги относятся к совместным налогам, так как их часть направляется в бюджеты разных уровней.
В бюджеты земель перечисляются сборы:
- на имущество;
- на наследство;
- с приобретения земельного участка;
- с транспортных средств;
- на пиво;
- на лотереи и скачки;
- пожарный сбор;
- с игорных домов;
- доля в совместных налогах;
- доля в распределении промыслового налога.
К совместным налогам, поступающим в бюджет земли, относятся:
- подоходный налог;
- корпорационный налог;
- часть промыслового налога.
Сборы общин включают:
- земельный;
- местный потребительский;
- промысловый и др.
Существующие виды налогов в Германии можно условно разделить на три вида:
1налоги на доходы;
2налоги на имущество;
3налоги на сделки и потребление.
Основными видами налога на доходы являются подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций (15%), налог на хозяйственную деятельность.
Налоги на имущество включают налог на землю и налоги на дарение и наследство.
Основные налоги на сделки и потребление: налог на приобретение имущества, НДС.
Для управления вопросами налоговой политики в Германии существуют специальные финансовые ведомства на уровне земель.
Надзор и контроль деятельности различных финансовых учреждений страны возложен на Министерство финансов Германии. Налоги в Германии рассматриваются правительством как главный инструмент воздействия государства на развитие экономики страны, их место в бюджете очень высоко.
Налоговая система Германии даёт возможность снижать налогооблагаемую базу и свести уровень выплачиваемых налогов до 30 % и ниже. При этом способы оптимизации налогообложения являются абсолютно законными. Возможностью использования налоговых льгот, в виде снижения налоговых обязательств, обладают граждане, попавшие в сложное финансовое положение. Налоговые льготы предоставляются студентам, инвалидам, школьникам. Также в законодательстве страны четко отражены условия налогообложения врачей, журналистов, переводчиков, фрилансеров, частных предпринимателей. Таким образом, каждый гражданин ощущает на себе индивидуальный подход в решении проблем налогообложения. Кроме того, следует учесть и другие методы снижения налогового бремени на доходы граждан. Один из самых распространённых методов это списание расходов на горюче-смазочные материалы, когда работник добирается до места работы на автомобиле. К тому же, данный метод подразумевает вычеты на особые расходы: например, литература, приобретение оргтехники, необходимых в профессиональной деятельности, затраты по уходу за больным членом семьи и др.
Граждане Германии аккуратные налогоплательщики, каждую справку квитанцию хранят годами и всегда готовы предоставить их финансовым инспекторам. И дело здесь не только в суровости наказания при неуплате налогов. Налогоплательщики считают налоговую систему Германии чем-то вроде атланта, держащего на плечах свод социальных гарантий государства.
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ГЕРМАНИИ