Рыночная инфраструктура в современной экономике
Содержание
- Понятие и содержание рыночной инфраструктуры……….1
- Пути оптимизации рыночной инфраструктуры Республики Беларусь……………………………………………………..13
Рыночная инфраструктура в современной экономике.
- ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Известно, что рынок товаров и услуг представляет собой единую систему с определенной иерархией, взаимосвязями и пропорциями между отдельными секторами экономики. На рынке действуют общие экономические законы, имеет место общность главных категорий рынка, используются приемы и методы маркетинга. Рынок - система, обеспечивающая контакты множества контрагентов, где совершается огромное количество сделок, предметом купли-продажи которых являются многочисленные и разнообразные товары и услуги.
Границы рынка в самом общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и в массе своей представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.
Таким образом, одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры.
Рассмотрим понятие "инфраструктуры".
В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры, недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству.
При становлении любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству, которые является основой для развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры.
В начале своего развития до наступления машинного способа производства, инфраструктура не выделялась в особенную функцию. В общей неразвитости производства удельный вес инфраструктуры был незначителен.
В основе развития инфраструктуры лежит введение машинного способа производства, который вызывает разделение деятельности по производству продуктов на отдельные обособленные виды труда, т.е. происходит общественное разделение труда, в связи с чем, происходит развитие инфраструктуры из-за увеличения потребностей отдельных видов труда. Таким образом, производственная инфраструктура приобретает новое качество, заключающееся в том, что она превратилась в развивающиеся отрасли и виды деятельности. Такими отраслями являются отрасли транспорта и связи. Функцией транспортной отрасли является осуществление процесса перевозки товаров, готовых к потреблению и необходимых для процесса производства. В самостоятельную отрасль выделилась также и отрасль по передаче сообщений, т.е. связь.
Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда.
Так, отдельные ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе - отделение торговли от земледелия и промышленности - привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь, с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.
Термин "инфраструктура" произошел от лат. - "infra" - ниже, под; structura" - строение, расположение. Несмотря на широкое использование термина "инфраструктура" существуют различные трактовки понятия.
Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в предоставлении услуг производству и населению, в обслуживании производства и населения.
Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в "создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.
Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которая... призвана обеспечить... беспрепятственное поле деятельности.
При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.
Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразной функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства.
Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком должны выступать ее функции, состоящие в обеспечении производства.
Функциональной спецификой производственной инфраструктуры является, во-первых, то, что затрачиваемый труд в отраслях производственной инфраструктуры является производительным, он увеличивает стоимость национального дохода.
В отраслях инфраструктуры создается продукт в новой материально-вещественной форме.
Невозможно резервировать или складировать продукцию отраслей инфраструктуры, т.к. она проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации. Нельзя характеризовать производственную инфраструктуру как вспомогательную и тем более второстепенную сферу.
Функционирование инфраструктуры носит двойной характер: с одной стороны - обслуживание материального производства, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора который также непосредственно участвует в производстве.
Инфраструктура есть категория, обозначающая сферу услуг, организационно и материально обеспечивающая основные рыночные процессы взаимного поиска друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также финансово-экономическая деятельность этих посреднических структур.
Рыночная инфраструктура представляет услуги, связанные с четырьмя основными функциями:
- снижение степени риска благодаря различным видам страхования, аудиторской деятельности, консалтинговым, сертификационным услугам;
- ускорение оборачиваемости оборотных средств за счет факторинга, брокерских и маклерских услуг, качественной и быстрой контрактной подборки работников и подрядчиков, применения усовершенствованных специальных средств связи. Одним из важных факторов, оказывающих решающее воздействие на скорость оборота средств, является быстрая и бесперебойная работа банковской системы по приему, переводу и выдаче платежей различных экономических субъектов;
- развитие предприятий за счет расширения деятельности аренды и лизинга, эмиссии ценных бумаг, профессиональной подготовки и переподготовки работников в сфере менеджмента, инжиниринга; дальнейшего роста мелких и средних предприятий.
- содействие маркетингу по доведению товаров и услуг до потребителей с применением рекламы и других средств продвижения, использование прикладных исследовательских работ по изучению спроса потребителей, емкости конкретных рынков.
Рыночная инфраструктура является неотъемлемой частью развитой рыночной экономики, во многом определяющей ее воспроизводственные и конкурентные возможности. Кроме того, это сфера трудоемкого приложения сложного и высококвалифицированного труда, которая имеет большое значение для создания рабочих мест и обеспечения рациональной занятости населения.
Экономическое назначение рыночной инфраструктуры состоит в том, чтобы снабдить рыночно функционирующую часть национального хозяйства рыночными сигналами, необходимыми для успешной работы относительно изолированных субъектов рынка. Исполняя эту функцию, рыночная инфраструктура частично выполняет координирующую роль, которая ранее была свойственна народнохозяйственному планированию.
Политическое назначение рыночной инфраструктуры заключается в создании стабильно функционирующего хозяйственного комплекса, чутко реагирующего на косвенные управляющие воздействия со стороны государственных учреждений. Кроме того, государственные предприятия и организации, активно участвующие в деятельности рыночной инфраструктуры, определяют характер производственных отношений и непосредственно проводят в жизнь меры национальной экономической политики.
Социальное назначение рыночной инфраструктуры выражается в расширении возможностей занятости населения и свободного выбора каждым членом общества подходящего ему места в системе общественного разделения труда. Специфика работы посреднических предприятий, выполняющих разного рода услуги, состоит в том, что для занятия ими требуются не только глубокие знания и профессионализм, но и творческий подход.
Многие предприятия совмещают деятельность, относимую к услугам рыночной инфраструктуры, с производством товаров и оказанием массовых услуг. Поэтому к объектам рыночной инфраструктуры могут быть отнесены все те предприятия, которые выполняют какую - либо функцию рыночной инфраструктуры. В условиях рынка потребность в различных услугах, обеспечивающих совершение каждой сделки, очень велика. Рыночная инфраструктура - это система, создающая условия для свободного обмена ресурсов - финансовых, трудовых, товарных, сырьевых, информационных, технологических, интеллектуальных.
Трансформация экономической и политической системы общества, которая имела место в Республике Беларусь в начале 90-х годов прошлого века, потребовала повышенного внимания в экономике не только со стороны специалистов, но и со стороны рядовых граждан. Такой интерес вызван вовлеченностью всех слоев общества в сам механизм рыночной экономики. При этом, в условия трансформационной экономики наибольшие изменения претерпевают домашние хозяйства, перед которыми встает проблема выживания в новых условиях.
В таких условиях на первое место выходит правильный и рационально обоснованный выбор экономической системы общества, которая становится краеугольным камнем, на котором строится экономическая модель развития государства.
Рыночная инфраструктура это система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее определяют как:
комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка;
совокупность учреждений, организаций государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка;
совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.
Материальная база состоит из транспортных, банковских и страховых систем, крупных самостоятельных банковских и кредитно-сберегательных учреждений, а также различных по объему операций средних и мелких коммерческих банков.
Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка означает:
1) регулярный рынок, который организуется в определенном месте;
2) место периодической торговли;
3) сезонную распродажу товаров одного или многих видов.
Она возникла в Европе в раннее Средневековье. Вначале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе, в частности отраслевые (чаще технические) и товаров широкого потребления с проведением симпозиумов, конгрессов, семинаров.
Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Главным ориентиром здесь является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах.
Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры: шерсть, табак, пушнина, чай, лошади, цветы, рыба, лес, а также предметы роскоши, произведения искусства.
Биржа место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от компаний могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии, на долю которых приходится до 98 % объема биржевых сделок с товарами в стоимостном выражении (в том числе доля США 84 %).
Различают товарные биржи, фондовые биржи и биржи труда.
Товарные биржи функционируют на рынках отдельных товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже товаров на основе предварительного осмотра и по образцам, стандартам. По своему характеру биржевые сделки выступают в двух разновидностях:
1) сделки спот это сделки на реальный товар. Они дают гарантии реализации того товара, который уже имеется в наличии;
2) сделки форвард, при которых продается не сам товар (он даже не произведен), а право на его получение. Разновидностью форвардных сделок являются фьючерсные сделки. Это сделки на товар будущего. Однако при данной сделке партнеры не рассчитывают передать друг другу реализуемые товары. Цель фьючерсной сделки получение разности в цене за период между заключением контракта и его исполнением. На современных товарных фьючерсных биржах только 1 2 % сделок заключаются с поставкой реального товара. Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку.
В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потребителям минимальный ценовой риск.
В бывшем СССР товарные биржи развивались в условиях НЭПа. Самого большого развития они получили в 1926 г. Членами 114 бирж были 8514 торгово-промышленных предприятий и частных лиц. В дальнейшем курс на жесткую централизацию в управлении привел к их полной ликвидации. К 1930 г. они перестали существовать.
С переходом к рыночным отношениям товарные биржи стали возрождаться. В бывшем СССР они начали работу в конце 1990 г. в Москве и Ленинграде. На этих биржах заключаются сделки купли-продажи по широкому ассортименту сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, автомобильной и вычислительной техники, других видов товаров. Товарные биржи получают развитие и в Беларуси. Они начали функционировать с 1 апреля 1991 г. Однако в классическом понимании они не являются биржами, так как ряд операций (например, фьючерсные сделки) им не известны.
На товарных биржах по поручению своих клиентов сделки заключают посредники - брокеры. В роли таковых могут выступать как высококвалифицированные специалисты, так и брокерские фирмы, зарегистрированные на биржах и представляющие интересы своих клиентов. Источник дохода брокера - комиссионное вознаграждение, предусмотренное в уставе соответствующей фирмы. Субъектами товарной биржи являются и дилеры - участники торгов, осуществляющие биржевые сделки от своего имени и за свой счет.
На фондовой бирже обращаются главным образом два вида ценных бумаг: 1) акции предприятий, компаний, фирм;
2) облигации, выпускаемые правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями, а также частными компаниями.
Купля-продажа ценных бумаг на фондовой бирже происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением. На фондовой бирже определяются реальные рыночные цены на акции и облигации тех или иных компаний. Эти цены зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых их держателям. Получение на фондовой бирже высокого дохода (прибыли) на основании курсовой разницы ценных бумаг в биржевой практике называется биржевыми спекуляциями. Рыночные цены на ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса-предложения, объема заказов и поступающей финансовой информации. Крупнейшими фондовыми биржами в мире являются биржи в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Франкфурте-на-Майне, Париже. В Беларуси процесс создания фондовой биржи только начался. Свое развитие он получит при дальнейшем формировании рынка ценных бумаг и приватизации государственной собственности.
Современная фондовая биржа это сверхмощный компьютерный центр, имеющий средства оперативной связи практически во всем мире. Все сделки вводятся в память машины, благодаря чему информация о рынке распространяется в считанные секунды.
Биржа труда - организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы.
Кроме мероприятий по трудоустройству биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрироваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужденной безработицы. В бывшем СССР биржа труда существовала до 30-х гг. и была закрыта в связи с декларацией о полной ликвидации безработицы в СССР. В России она возобновила свою работу, в Беларуси права и возможности безработного регулируются системой законодательных актов.
Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом и в капиталовложения. Ядро кредитной системы - банковская система. Она включает в себя центральный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные (специализируются на финансировании и долгосрочном кредитовании различных предприятий и целых отраслей) банки.
В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют центральные и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ. Система финансов строится в соответствии с государственным устройством и Конституцией страны. В Программе социально-экономического развития Беларуси до 2000 г. предусматриваются разработка и принятие ряда важнейших законодательных и нормативных актов, регулирующих отношения участников финансового рынка, банкротство банков, осуществляющих валютное регулирование и валютный контроль, гарантирующих права инвесторов и неприкосновенность валютных вкладов юридических и физических лиц в банках.
Ряд звеньев инфраструктуры рынка предназначен для обслуживания рыночного хозяйства в целом. Это юридические и информационные службы, консалтинговые компании и др.
Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.
2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Решением Правительства и Администрации Президента в ноябре 2007 года была создана рабочая группа, задачей которой является доработка проекта закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Проект, который сегодня подлежит доработке, создавался в течение 2006 года рабочей группой, в состав которой Постоянная комиссия включила представителей общественных объединений предпринимателей. Общественные объединения предложили альтернативный официально внесенному в Палату представителей вариант законопроекта. Рабочая группа пыталась найти компромисс между основным и альтернативным проектами, наполнив проект положениями прямого действия, максимально исключив из него отсылочные нормы. К сожалению, в полной мере этого сделать не удалось. Законодатели вынуждены были оставить в проекте отсылочные нормы, так как закон о поддержке малого и среднего предпринимательства (как и любой другой закон) не вправе внедряться в сферы деятельности, отношения в которых уже урегулированы своими законами и кодексами.
Однако можно отметить некоторые положительные изменения. В частности, неплохо проработаны критерии отнесения организаций к малому предпринимательству, дано определение среднему бизнесу. Субъектов малого предпринимательства разделили на индивидуальных предпринимателей, микроорганизации и малые организации, следуя опыту европейских стран и стран СНГ.
Цель данного законопроекта состояла в том, чтобы выстроить систему поддержки бизнеса на каждом уровне его развития. В том числе предусмотрены меры поддержки и для ИП.
Предполагается, что реализация программы развития малых и средних городов позволит развить бизнес, увеличить число малых и средних предприятий, а, следовательно, развить рынок рабочей силы. Это особенно становится актуальным в связи с необходимостью перераспределить рабочую силу крупных предприятий, где наблюдается ее переизбыток.
В конечном итоге решение данных вопросов сможет повлиять на эффективность и конкурентоспособность нашей экономики, подготовит условия для вступления Беларуси в ВТО (требования ВТО исключают господдержку предприятий). Времени на это остается немного.
Желая сделать частный бизнес более цивилизованным, принимая кардинальные решения в сфере его регулирования, государство, безусловно, делает серьезные шаги.
Мингорисполком возобновляет оказание государственной поддержки субъектам малого предпринимательства за счет средств бюджета Минска. Это стало возможным с принятием в июне 2007 года поправок в Указ от 28.03.2006 № 182, которым были установлены жесткие ограничения для оказания господдержки юрлицам и ИП. Сегодня действие данного Указа уже не распространяется на господдержку субъектов малого предпринимательства. В связи с этим Мингорисполком принял решение от 06.12.2007 № 2836, определившее виды, условия и порядок оказания господдержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки предпринимательства, оказываемой за счет средств бюджета Минска.
Субъектам малого предпринимательства Минска предоставляется:
1) финансовая поддержка на возвратной основе сроком до 18 месяцев;
2) частичная компенсация расходов по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование инвестиционных проектов (до половины ставки рефинансирования Нацбанка);
3) частичная компенсация расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами, направленными на приобретение объекта лизинга (до половины ставки рефинансирования Нацбанка);
4) частичная компенсация расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
Господдержка предоставляется инвестиционным проектам по таким направлениям, как создание новых рабочих мест, организация (развитие) производства экспортоориентированной (импортозамещающей) продукции, производство продукции с использованием новейших технологий, производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение.
Господдержка из бюджета Минска предоставляется также юрлицам, имеющим статус инкубатора малого предпринимательства или центра поддержки предпринимательства.
Изменения в Законе «О налогах на доходы и прибыль» предусматривают переход на принцип налогообложения валовой прибыли. В целях налогообложения будет использоваться прибыль, исчисленная по данным бухучета и скорректированная на расходы, не учитываемые при налогообложении. Этот принцип не изменит размера налога на прибыль, но упростит налогообложение прибыли за счет более полного сближения бухгалтерского и налогового учета.
Для стимулирования экспортной деятельности белорусских организаций налоги, уплаченные ими в бюджет иностранных государств (кроме налогов, по которым предусмотрено устранение двойного налогообложения по законодательству РБ или международным договорам), с 2008 года будут учитываться в Беларуси и уменьшать налогооблагаемую прибыль таких организаций.
С 2008 года перечень доходов физических лиц, не признаваемых объектом налогообложения, закрепляется непосредственно в Законе «О подоходном налоге с физических лиц». Ранее перечень этих доходов был определен в подзаконных актах.
Для ИП в законе установлен перечень доходов от реализации товаров (работ, услуг), а также состав их внереализационных доходов. Кроме того, уточнены особенности определения доходов ИП от реализации товаров по договорам комиссии, консигнации или иным аналогичным договорам и при реализации основных средств, нематериальных активов и ином выбытии товаров.
С 2008 года упрощается порядок применения стандартных налоговых вычетов, которые будут предоставляться в течение налогового периода не только налоговыми агентами, являющимися местом основной работы (службы, учебы), как это было ранее, но и налоговыми агентами, не являющимися таким местом. Также уточняется порядок предоставления плательщикам стандартных налоговых вычетов при наличии у них перерывов в работе (службе, учебе) в течение налогового периода.
Упрощается порядок предоставления социального и имущественного налоговых вычетов в случае использования плательщиком займов на получение первого высшего, среднего специального или профессионально-технического образования, а также на строительство или приобретение индивидуального жилого дома или квартиры. Закон дополнен нормой о том, что расходы по погашению займов, полученных у белорусских организаций и ИП и использованных для оплаты образования или строительства жилья, будут приниматься к вычету (ранее принимались к вычету только суммы, направленные на погашение кредитов банков).
В Законах «О бюджете Республики Беларусь на 2009 - 2010 гг.» и «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» реализованы следующие меры по снижению налоговой нагрузки:
1) отменены 3 местных сбора с пользователей:
за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;
за осуществление строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц;
за размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках;
2) отменены отчисления в государственный целевой бюджетный фонд строительной науки Минстройархитектуры. Это упростит налогообложение субъектов хозяйствования, осуществляющих строительно-монтажные работы, и снизит затраты на капвложения;
3) отменен налог с пользователей автомобильных дорог. Это «оборотный» налог, который взимается на каждой стадии реализации товаров (работ, услуг) от производителя до конечного потребителя без вычитания сумм, уплаченных на предыдущих стадиях. Поэтому главный его недостаток то, что налог начисляется на налог. Это ведет к удорожанию белорусских товаров (работ, услуг), оказывает негативное влияние на финансовое положение плательщиков, усложняет их бухучет и отчетность. Отмена данного налога является существенным фактором снижения налоговой нагрузки для юрлиц (напомним, что ИП никогда его не платили).
Список литературы
- Антонова Б.Н. Государственное регулирование экономики в условиях перехода к рынку. Мн.: Академия при Президенте Республики Беларусь, 2003.
- Экономическая теория / под. ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива., 2001.
- Полоник С.С «Экономика Беларуси: состояние и перспективы» //.«Белорусская экономика: анализ, прогноз.
4. Сажина Г.И. Экономическая теория. М., 1998.
Рыночная инфраструктура в современной экономике