Домашние животные зимой. Труд людей зимой

Министерство образования Республики Беларусь

Могилевский Государственный университет имени А. А. Кулешова

План-конспект урока в 1 классе

по курсу «Человек и мир»

Выполнила: студентка 3 курса «В» группы

Домашова Татьяна Олеговна

Могилев,

2014 г.


Предмет: Человек и мир.

Класс: 1 класс

Тема: «Домашние животные зимой. Труд людей зимой».

Цель: Конкретизировать представления первоклассников о жизни домашних животных зимой; способствовать формированию понимания, почему в различные сезоны изменяется специфика труда человека (в сельской местности), показать, какие работы по охране природы проводятся зимой; содействовать формированию умения объяснять причины изучаемых явлений.

Задачи:

  • предполагается, что к концу учебного занятия учащиеся расширят представление о домашних животных, об изменениях в жизни домашних животных осенью;
  • в ходе учебного занятия планируется создать условия для формирования умения работать в группе;
  • содействовать формированию бережного отношения к животным.

Оборудование: картинки с изображением животных; дидактический материал: домик, ёлка; кластер; маршрутный лист; схема задачи-описания.

Учебное занятие: изучения нового материала.

Используемая технология: технология развития критического мышления.

Ход учебного занятия

І. Мотивационный этап

Учитель. Улыбнитесь друг другу, выскажите свои пожелания! С каким настроением вы начинаете учебное занятие? (Показать цветом)

Радость – карточка зелёного цвета.

Неуверенность – карточка красного цвета.

Тревога – карточка синего цвета.

ІІ. Актуализация знаний

Учитель. Итогом нашего прошлого урока было объединение нескольких элементов в одну общую гроздь. Кто из вас может сказать как эта гроздь называется иначе? (Кластер). Давайте сейчас все вместе посмотрим на доску и вспомним, что мы уже узнали о диких животных? (Ответы детей)

  1. Игра “Рассели животных”.

На доске размещены картинки с изображением домашних и диких животных.

Учитель. Ребята, вам необходимо из всех животных выбрать диких и заселить их в свою среду обитания. (Вывешиваются возле ёлки).

Учитель. Молодцы! Какие животные остались?

Учитель. Как их можно назвать одним словом? (Домашние животные)

Учитель. Как вы считаете, о ком пойдёт речь на учебном занятии?

Учитель. Какая тема нашего учебного занятия?

2. Открывается тема «Домашние животные»

Учитель. Среди остальных животных найдите то, о котором сейчас пойдёт речь. (Задаются загадки)

С удивительным носом-пятачком, коротким закрученным хвостиком, снабжает человека мясом, салом. Свинья

Даёт человеку молоко, из которого делают творожок, сметану, кефир и другие ценные молочные продукты. Корова

Грациозна и красива.

Ножки, спинка, шейка, грива.

Резво скачет по утру,

Хвост как шарфик на ветру.

Прокатись на спинке шаткой.

Кто красавица?… (Лошадка)

Ходит рыжий, пьёт из лужи, С бородой родится —

Не боится лютой стужи. Никто не дивится. (Козёл)

Хвост лохматый, чёрный нос.

Кто же это?

Рыжий... (Пёс)

Заплелись густые травы, Мягкие лапки,

Закудрявились луга, А в лапках царапки. (Кот)

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

Учитель. Ответьте на мой вопрос: мы вспомнили обо всех домашних животных? Каких ещё домашних животных мы можем назвать? Что бы вы хотели узнать о домашних животных?

ІІІ. Сообщение нового материала

Учитель. Сегодня мы с вами отправимся погостить в деревню Простоквашино. Вспомните, какие домашние животные были у дяди Фёдора? (Собака, кот, корова, телёнок). А знаете ли вы, откуда вообще появились домашние животные?

Методы активного чтения:

«+» - это я знал

«-» - не знал

Учитель читает текст, ученик слушает и, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки в маршрутном листе.

  1. Очень давно, много тысяч лет назад, люди не имели домашних животных « … »
  2. Пищу они добывали охотой, рыбной ловлей и собирательством съедобных растений и плодов. « … »
  3. Убивая на охоте взрослых животных, они иногда находили их детёнышей и приносили их домой. « … »
  4. С ними играли дети, звери вырастали и привыкали к человеку. « … »
  5. Человек стал специально разводить прирученных животных. «… »
  6. Они постепенно стали источником пищи, материалов для одежды, обуви. «…»

Учитель. Что новое узнали о домашних животных?

Учитель. Какую же пользу приносят домашние животные?

Учитель. Хотела ли мама дяди Фёдора иметь домашних животных? Какая польза была от кота? От собаки? От коровы? (Ответы учащихся)

Учитель. А что вы знаете о корове?

Учитель. Вот какие интересные сведения подготовил ваш одноклассник о корове.

Корова

Часто коровы общаются друг с другом «мычанием». Это помогает им поддерживать контакт, особенно в темноте. Они также используют множество движений и гримас.

Коровы известны тем, что дружат всю жизнь.

Коровы всегда ждут старших и слабых членов стада. Когда коровы возвращаются на дойку, выбирают вожака, чтобы показывал дорогу.

У коров прекрасное чувство обоняния и слуха. Они слышат высокие и низкие частоты лучше, чем люди, и могут различать запахи с расстояния 8 километров.

Шерсть коров подобна снежинкам – каждое пятнышко уникально, и нет двух полностью одинаковых.

Коровы, живущие в стаде, будут сообща защищать детенышей.

Словарная работа: обоняние – ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе (или растворенных в воде — для животных, живущих в ней).

Учитель. Что новое узнали о корове?

Учитель. Сейчас я предлагаю поработать в группах. Вам необходимо будет составить задачу-описание по схеме: ?размергде живётчем питаетсяпольза для человека. (Демонстрация алгоритма учителем)

Учитель. Вы прослушали загадки ваших одноклассников. Так чем же питаются домашние животные? (Учащиеся перечисляют: мясо, молоко, трава и т.д.). Дикие животные питаются так же, как и домашние. Так есть ли между ними какое-нибудь отличие? (Да, в добыче питания)

Учитель. Вокруг нас находятся дикие и домашние животные, как человек должен относиться к тем и другим? Как вы думаете, всем ли животным нужна помощь и забота человека? (Учащиеся делают вывод: без заботы человека, животные погибнут)

Учитель. Как люди заботятся о домашних животных?

Учитель. А как люди заботятся о диких животных?

ІV. Закрепление

Учитель. А теперь давайте сравним полученные знания о диких и о домашних животных. (Затрагивается тема подготовки к зиме)

Учитель. Как человек должен относиться к домашним и диким животным?

Учитель. А теперь давайте поиграем.

Игра «Верно – неверно»

  1. Кролик живёт в лесу. «-»
  2. У коровы ребёнок – жеребёнок. «-»
  3. Коза даёт молоко. «+»
  4. Кролик любит косточку. «-»
  5. Собака ловит мышей. «-»
  6. Свинья любит купаться в грязи. «+»

Вывод: домашние животные дают больше пользы, когда о них заботятся.

V. Рефлексия

Закончить фразу:

  • Я могу похвалить себя…
  • Я доволен собой, потому что…

Дополнительный материал для сообщения

Собака

Люди вывели более 300 видов собак. И все они происходят от одного предка – волка. Крупные и сильные овчарки – отличные служебные собаки. Собаки-проводники помогают слепым. Ньюфаудленды, или водолазы, чёрные лохматые гиганты на толстых лапах, хорошо плавают и ныряют, их учат спасать утопающих. Собаки – очень умные животные: они легко поддаются дрессировке. Могут преодолеть сотни километров, чтобы вернуться к своему хозяину. У собак отличная пам'ять. Рассказывают, что одна пограничная собака через 20 лет опознала и загрызла шпиона, который убил её первого хозяина.

Кот

Устройство тела и повадки говорят о том, что коты – хищные животные. Острые когти втягиваются в подушечки лап, поэтому у них бесшумная походка. У котов отличный слух и хорошее зрение. Своих детёнышей кошка вскармливает молоком. Она заботливая мать. Может вскармливать и чужих детёнышей – щенков и даже мышей. Когда люди вселяются в новый дом, первой туда впускают кошку.


ЖИВОТНЫЕ

ДИКИЕ

ОМАШНИЕ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ЗИМНЯЯ СПЯЧКА

ЗАБОТА ЧЕЛОВЕКА

ПОЛЬЗА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИТАНИЕ

ЖИВОТНЫЕ

ДИКИЕ

ДОМАШНИЕ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ЗИМНЯЯ СПЯЧКА

ЗАБОТА ЧЕЛОВЕКА

ПОЬЗА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИТАНИЕ

МЕСТО ОБИТАНИЯ

ПИТАНИЕ

ЗАБОТА ЧЕЛОВЕКА

ПОЛЬЗА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Домашние животные зимой. Труд людей зимой