ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тверской государственный университет
(ФГБОУ ВПО ТвГУ)
Юридический факультет
Специальность «Таможенное дело»
Курсовая работу по курсу
Теория государственного управления
Тема: «ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Выполнила студентка 18 группы
Варданян Лиа Валериевна
Проверила: д.э.н., профессор
Лапушинская Галина Константинована
Тверь - 2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….................3
Глава 1 Теоретические подходы к понятию государственного управления и государственно власти
1.1. Понятие и особенности государственного управления……………………...5
1.2. Понятие, природа и сущность государственной власти……………………...8
1.3. Понятие нормативно правовых актов органов государственного управления……………........................................................................................10
Глава 2 Взаимосвязь государственной власти и государственного управления
- Взаимосвязь государственной власти и органов местного самоуправления: принципы, направления и формы ……………………………………………..15
2.2. Соотношение государственного управления и исполнительной власти………………………………………………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………..…………24
Список литературы………………………………………………………………....26
Введение
Актуальность выбранной тематики обусловлена наличием в Российской федерации широкой системы взаимосвязей между государственным управлением и государственной властью. Без организованного и согласованного сотрудничества данных властных структур, представляется невозможным построить успешно-функционирующее государство. От качества такого взаимодействия во многом зависит эффективность осуществления государственной политики, возможность решения экономических, политических и социальных проблем государства. По этим причинам вопросу взаимодействия государственного управления и государственной власти в настоящее время уделяется большое внимание. Первостепенной задачей для государства является построение четкой и эффективной системы взаимосвязей, базирующейся на соответствующей нормативно-правовой базе.
Целью курсовой работы является проанализировать взаимосвязь государственного управления и государственной власти на основе рассмотрения теоретических подходов к понятию государственного управления и государственной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить и дать определение понятию государственного управления, его особенностям
- Рассмотреть понятие, природу и сущность государственной власти
- Дать характеристику нормативно-правовой базе органов государственного управления
- Проанализировать систему взаимосвязей государственной власти и органов местного самоуправления
- Охарактеризовать соотношение государственного управления и исполнительной власти
Объектом курсовой работы является
Предметом курсовой работы является
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания (анализ, синтез, системно-логический подход в формулировании выводов и предложений).
Теоретической основой исследования явились труды ученых по исследуемой проблематике.
Курсовая работа состоит из 2 глав, 5 параграфов, список литературы представлен ХХ источниками.
ГЛАВА 1 Теоретические подходы к понятию государственного управления и государственной власти
- Понятие и особенности государственного управления
Для того, чтобы разобраться с понятием государственного управления и его особенностями, следует, прежде всего, дать определение понятию управление. Управление относится к ряду явлений "второй" природы, которые возникли и развивались на протяжении всей истории человечества.
На сегодняшний день актуальность и важность управления равнозначна таким институтам общества, как государство, право, собственность, семья и т.д. Управление было создано людьми в целях сознательного регулирования и упорядочения своей жизнедеятельности. Благополучие общества и судьбы множества людей зависят от состояний данной сферы.
В широком смысле управление - это, прежде всего руководство чем-либо или кем-либо. Такая его характеристика актуальна и в наши дни, но ограничиться данной трактовкой невозможно. Таким образом, наиболее верным определением управления можно считать сознательное регулирующее воздействие людей на собственную и общественную жизнь, которое осуществляется непосредственно (в формах самоуправления) и через специально-созданные органы (государство, партии, общественные организации и т.д.) Управление тесно связано с властью, оно исходит и опирается на нее. Также в управлении всегда задействованы люди со своими целями, ценностями, мотивами, установками. Именно эти субъективные психологические элементы играют важнейшую роль в управлении, они определяют его содержание, форму и результативность.
Существуют различные виды управления, например, управление экономическое, политическое, социологическое и т.д. Государственное управление занимает особое место среди всех других видов управления, так как имеет особые, присущие только ему свойства.
Одной из таких особенностей является то, что субъектом данного вида управления является государство, оно оказывает большое влияние на характер осуществляемых им воздействий. И основным инструментом действия при этом является его властная сила. Действительно, чертой , отличающей государство от других общественных институтов является то, что в нем сосредоточена и им осуществляется государственная власть. А власть представляет собой явление, при котором люди добровольно или по принуждению подчиняются воле других людей, признают верховенство такой власти и в соответствии с их требованиями ведут определенный образ жизни, совершают те или иные поступки. Власть существует, например, и в семье, и в трудовом коллективе, но все это по масштабам не сравнится с государственной властью. Во-первых, она имеет правовую закрепленность- легитимность, а во-вторых осуществляется особым государственным аппаратом, который обладает силой принуждения.
Другой важной чертой, отличающей государственное управление, является его распространенность на все общество. Этот отличительный признак не означает, что государство имеет право вмешиваться во все сферы жизнедеятельности человека. Такое вмешательство характерно лишь для тоталитарных типов государственного устройства. При нормальной взаимосвязи государства и общества, социальная жизнь людей обладает большим объемом свободы, самостоятельности и независимости. А государство регулирует общественные отношения посредством установления основных правил поведения (норм), которые законодательно закрепляются и являются обязательными к исполнению для всех без исключения.
В качестве еще одной отличительной черты государственного управления выступает его системный характер. Государственное управление просто не можешь успешно существовать без данного свойства. Только его наличие придает данному виду управления необходимую целостность, согласованность, координацию и эффективность.
Еще одну особенность государственного управления составляют характер и объем охватываемых управлением общественных явлений. Смысл государственного управления состоит в решении дел общего характера, в согласовании действий всех граждан, в удовлетворении потребностей всего общества, а не отдельных граждан и социальных групп.
Таким образом, обобщая сказанное, мы можем определить государственное управление как осознанное воздействие государственных институтов на общественную жизнедеятельность людей, в целях её регулирования, упорядочения, совершенствования и развития, опирающееся на властную силу.
Потребность в управлении возникла не случайно, ведь любая система для своего успешного функционирования нуждается в самоорганизации и самоуправлении. Вот почему спектр функций государственного управления так широк: от выработки и принятия нормативно-правовых актов до информирования, контроля и надзора за управленческими решениями.
Отличительной чертой государственного управления в России является его динамичность. Сейчас особенно активно принимаются меры по формированию эффективного механизма государственного управления на всех уровнях. Такие меры направлены на совершенствование федеративных отношений и политики регионов; на перестройку кадровой политики с целью отбора лучших квалифицированных специалистов; на формирование гражданского общества, уравновешивающего и контролирующего власть; на рационализацию структуры органов государственной власти и т.д. Создав эффективную систему государственного управления, Россия сможет построить динамично-развивающуюся, социально ориентированную экономику. Она также продолжит преуспевать и в других не менее важных областях и сумеет остаться великой нацией, вызывающей уважение своим неоспоримым вкладом в развитие человеческой культуры.
1.2 Понятие, природа и сущность государственной власти
Прежде чем дать определение государственной власти, следует охарактеризовать социальную власть, под которой обычно понимают «присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение» [11, c. 49]. Социальная власть является обязательной составляющей для функционирования и развития любой организованной общности людей. Её необходимость обуславливается осознанной совместной общественной деятельностью, что в свою очередь предполагает разделение труда, установление определенной иерархии и порядка взаимоотношений людей, правил поведения. Таким образом, власть придает обществу более организованный, целостный и управляемый характер.
Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Её отличительной чертой является руководство обществом с помощью государственного аппарата, опирающегося на легализированное принуждение. Отношения по поводу власти носят волевой характер и с точки зрения своей структуры складываются как сочетаний отношений «господства-подчинения» и «руководства- подчинения».
Государственная власть обеспечивает стабильность, организованность и порядок в обществе, обеспечивает защиту граждан от внутренних и внешних посягательств. Она является необходимым элементом любого государства, и призвана осуществлять важнейшие функции по управлению страной. Только государство обладает всей полнотой власти и располагает всеми ее формами, а все остальные социальные организации обладают лишь частичной властью.
Так как государственная власть является разновидностью социальной, то обладает всеми её признаками. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Одной из наиболее важных особенностей государственной власти является её принадлежность к политической и классовой природе. Понятия «государственная власть» и «политическая власть» нередко отождествляются. Конечно же, существуют определенные для этого основания. Так, первой политической организацией в продолжительности очень долгого периода являлось государство, но со временем в обществе возникают и иные политические организации, например политические партии. Следовательно, такое отождествление является не совсем верным в связи с тем, что кроме государственной существуют и могут существовать другие формы политической власти. Не смотря на соотношение данных понятий, государственная власть, действительно всегда имела политический характер, что дает ей возможность осуществлять политическое руководство всем обществом .Основным предназначением государственной власти является регулирование отношений и согласование интересов между различными слоями общества , что и делает её властью политической.
Государственная власть обладает следующими отличительными признаками:
- Распространяется на все общество. Это единственный вид власти, который распространяется на всех лиц, находящихся на территории государства.
- Носит публично-политический характер, т. е. официально управляет делами всего общества и регулирует отношения между большими и малыми социальными группами.
- Является суверенной властью, т.е обладает самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства ,так и за его пределами.
- Государственная власть реализуется через государственное управление. Под воздействием государственной власти и государственного управления система общественных отношений приобретает более системный и организованный порядок.
- Опирается на монопольное право применять принуждение на своей территории.
- Обладает прерогативой на издание юридических норм.
- Характеризуется легитимностью и легальностью. Легитимность государственной власти означает, что данная власть признается населением страны в качестве публичной. Как правило, Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть опирается на силовое принуждение.
- Существует за счет системы налогообложения.
Подводя итоги, необходимо сказать, что успешное функционирование любого государства невозможно без хорошо организованной структуры государственной власти. Государственная власть позволяет чётко управлять государством, принимать законы и другие нормативные правовые акты. Она вносит упорядоченность в систему общественных отношений. Также государственная власть обеспечивает свободу и равноправие граждан.
1.3 Нормативно-правовая база органов государственного управления
В настоящей главе раскрывается понятие правовых актов, которые издаются (принимаются) в органах государственного управления России. В юридической литературе не существует единого понятия актов управления. Одни считают, что акты это государственно-властные предписания, другие, что акты особые юридические формы исполнительн распорядительной деятельности. Так или иначе, они являются самой распространенной формой реализации целей, задач и функций исполнительной власти и публичного управления .
Не давая четкого определения актам органов государственного управления, профессор С.А. Иванов характеризует их четырьмя основными признаками:
- наличие субъекта принятия правового акта управления;
- содержание правового акта управления сводится всегда к управленческим вопросам, а также к вопросам деятельности исполнительной власти;
- подзаконность правовых актов управления;
- юридически последствия правового акта управления.
Более четкое определение понятия акта муниципального управления дает Р.Ф. Васильев, рассматривая его как «властное волеизъявление государственных органов и остальных субъектов муниципального управления, которые устанавливают, используют, изменяют, отменяют правовые нормы и изменяют сферу их действия, акты имеют все шансы быть выраженными как в устной форме, так и документом» [16, с. 139-140].
Однако профессор Н.Ю. Хаманева высказывает иное мировоззрение о форме актов государственного управления, говоря, что «акт государственного управления - это всегда письменный официальный документ, и он обязан иметь содержание, необходимые реквизиты, включая подпись лица, его издавшего» [7, с. 71]. «Обычно в учебных пособиях отечественного административного права используют термин "правовые акты управления", реже - "административные акты» [8,с. 87].
В настоящее время правовые акты управления имеют за собой значительную нормативно-правовую базу, т.е. порядок издания таких актов получил четкую регламентацию в законодательных и иных нормативно-правовых актах. Например, согласно Конституции Правительство РФ имеет право издавать распоряжения и постановления. В ст. 19 ФЗ "О единых принципах организации местного самоуправления в РФ» определяется, что органы местного самоуправления и их должностные лица могут принимать и издавать правовые акты по вопросам собственного ведения. Заглавие и виды правовых актов органов местного самоуправления, способности по изданию данных актов, порядок их принятия и введения в силу ориентируются уставом муниципального образования в согласовании с законами субъектов РФ.
Анализ разных дефиниций правового акта управления, которые встречаются в литературе, позволяет найти их характерные черты.
Акт управления - есть распоряжение уполномоченного на то органа муниципального управления либо особенного должностного лица; это официальное заключение, которое принял орган общественного управления по тому или иному вопросу исполнительно-распорядительной деятельности, особенная юридическая форма управленческой либо исполнительно-распорядительной деятельности. Акты управления ориентированы на разрешение внутриорганизационных проблем и вопросов в системе этих органов, они воспринимаются органами и должностными лицами муниципального управления, руководителями органов законодательной власти, прокурорами, председателями судов и составляют главнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления.
Также есть некоторая классификация актов государственного управления, это позволяет лучше понять их юридические индивидуальности. Универсальным считается деление актов управления в зависимости от их юридических свойств на виды: нормативные, личные (ненормативные) либо смешанные.
Нормативные акты управления - особый вид актов управления. Он содержат юридические признанные мерки, устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы.
Личные (ненормативные) акты управления оформляются постановлениями либо указами, которые не считаются нормативными. Они принимаются конкретным органом исполнительной власти в целях внедрения закона для решения вопросов, определенных управленческих дел, касающихся определенных действий, фактов, адресуются конкретным физическим либо юридическим лицам.
Смешанные акты управления - это те, в каких наряду с нормативными имеются и ненормативные предписания. Данное разделение актов управления считается в зависимости от их юридических параметров. Такими являются, к примеру, правовые акты типа положений, руководств, акты в форме концепций и т.д., применяющиеся путем "утверждения" подходящими органом.
Правовые акты управления реализуют свое назначение в деятельности органов управления и их должностных лиц, при условии, что содержащиеся в них положения исполняются. В связи с этим правовой акт управления обязан обладать юридической силой, под которой понимается его способность обозначаться в качестве административно-правовой формы реализации исполнительной власти, т.е. целиком отвечать ее задачам, целям и функциям. Также важным условием наличия у правового акта юридической силы является его соответствие требованиями, предъявляемым как к его содержанию, так и порядку принятия и издания.
Практикой и деятельностью органов государственного управления выработаны требования, предъявляемые к актам управления:
1. Закономерность правовых актов управления. Правовые акты, издаваемые органом государственного управления, должны всецело соответствовать законодательству Российской Федерации.
2. Правовой акт управления должен быть юридически обоснованным, т.е. иметь основания для издания, а также цели и задачи, которые нужно осуществить. Необходимо предусматривать последствия принятия акта управления, а также возможные сложности в его осуществлении. При необходимости проекты правовых актов управления должны рассматриваться специалистами, экспертами, специальными коллегиальными образованиями.
3. Наряду с юридической, должна быть и экономическая обоснованность. Акты, требующие финансового обеспечения или сопровождения, должны быть тщательно проанализированы, разработаны и pаccчитаны на долгосрочное применение.
4. Акты управления должны иметь общественную необходимость и полезность.
Глава 2 ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Взаимосвязь государственной власти и органов местного самоуправления: принципы, направления и формы
Процесс осуществления органами государственной власти своих полномочий нуждается в организационном сотрудничестве государства и его субъектов с местным самоуправлением. Такое взаимодействие является необходимым для обеспечения успешного функционирования муниципальных образований. В данной главе будет рассмотрен вопрос о сущностной базе взаимосвязи органов государственной власти и местного самоуправления.
Под взаимодействием органов государственной власти и местного самоуправления понимают «совокупность организационно-правовых форм и методов, направленных на совместное решение задач общегосударственного и местного характера» [14, с. 126]. Данное сотрудничество осуществляется ради достижения более высокого уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования и региона в целом.
Местное самоуправление является независимым звеном в системе публичной власти РФ. Конституция закрепила его организационную обособленность от органов государственной власти, однако представляется невозможным исключить местное самоуправление из процесса управления государством. Большинство значимых государственных решений, затрагивающих интересы граждан, проходят через местные органы власти. По этой причине вопросы местного значения не могут остаться без внимания и контроля со стороны государства. Одной из форм взаимодействия государственных и муниципальных властей сейчас является возложение на муниципальные органы некоторых обязательств, ранее относившихся к сфере государственной регулирования. Так, например, переход от одной общественно-экономической формации к другой на сегодняшний момент осуществляется при активном содействии органов местного самоуправления.
На сегодняшний день проблема формирования эффективного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления является актуальной для нашей страны. Наблюдается все более возрастающая необходимость в четком, организованном и согласованном сотрудничестве, ведь структура государственной власти не будет успешно функционировать до тех пор, пока ее не подтвердит жизнеспособная система местного самоуправления. Важным моментом также является достижение баланса интересов данных уровней публичной власти, что в свою очередь требует их качественного и организованного взаимодействия.
На федеральном уровне закрепляются общие принципы правового регулирования местного самоуправления. Обеспечение гарантий местного самоуправления и выработка единой государственной политики в сфере местного самоуправления также относят к ведению федеральных органов власти.
Большую роль в осуществлении местным самоуправлением своих функций и задач играют органы государственной власти субъектов. От качества такого сотрудничества во много зависит эффективность осуществления региональной политики, возможность решения экономических, политических и социальных проблем развития муниципального образования и субъекта в целом. Взаимодействие данных органов имеет следующие организационные особенности:
- С целью решения разовых совместных вопросов создаются совместные временные комиссии;
- Для решения вопросов постоянного характера создаются постоянные рабочие комиссии
- Для решения вопросов, затрагивающих деятельность всех муниципальных образований, возможно создание ассоциации муниципальных образований с приданием ей необходимого статуса.
Взаимодействие самоуправления с верховной властью прослеживается на протяжении всей истории развития российского государства. Например, функционировавшие на Руси общинные самоуправления и земства всегда находились в тесной взаимосвязи с городским вече и княжеской властью. Своими особенностями также обладало взаимодействие советских органов власти. В данный период времени существовала строгая иерархия властных структур, что объяснялось необходимостью в жестком централизованном управлении всеми процессами в стране. Местные Советы осуществляли те же функции, что и центральные органы власти. Таким образом обеспечивалось единство государственной власти и государственного управления.
В настоящий момент ситуация приняла иной оборот. Сегодня взаимодействие региональных органов власти и органов местного самоуправления строится на основе следующих принципов:
- Принцип законности. Данный принцип является основополагающим, ведь только при неукоснительном соблюдении законов можно говорить о реальном правовом управлении.
- Принцип целесообразности. Его суть заключается в том, что любое взаимодействие данных структур власти должно иметь определенный смысл, направлено на достижение общегосударственных целей.
- Принцип самостоятельности. Органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно осуществляют полномочия в рамках своих предметов ведения, без вмешательства других органов, однако не исключается возможность контроля со стороны в определенных ситуациях. Данный принцип также предполагает юридическую, организационную и финансовую самостоятельность органов государственной власти и местного самоуправления.
- Принцип равноправия. Его суть заключается в том, вышеперечисленные структуры публичной власти вступают во взаимоотношения как равные субъекты права. Органы местного самоуправления различных муниципальных образований также равноправны между собой.
- Принцип недопустимости ущемления интересов других муниципальных образований
- Принцип согласования интересов. Данный принцип предполагает, что субъекты Федерации муниципальные образования должны учитывать права и интересы друг друга, содействовать нормальному функционированию.
- Принцип обеспеченности ресурсами. Здесь подразумевается наличие у органов местного самоуправления необходимых для реализации своих полномочий ресурсов, не только финансовых, но и материальных, человеческих, правовых.
- Принцип гласности. Данный принцип подразумевает открытость, гласность при заключении различных договоров и соглашений, что в свою очередь является гарантией защищенности прав муниципальных образований.
Данные принципы являются основой, на которой должны строиться все взаимоотношения между органами, государственной власти и местного самоуправления. Они призваны урегулировать и упорядочить формы взаимодействия вышеперечисленных властных структур.
Сфера полномочий местного самоуправления закреплена в Федеральном законе 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Вышеперечисленный нормативно-правовой акт имеет множество расплывчатых терминов, определений и понятий, в силу чего возникают многочисленные проблемы с разграничением компетенции, что существенно осложняет возможность взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти. По этой причине сейчас наблюдается острая необходимость в совершенствовании нормативно-правовой базы, регулирующей данную сферу деятельности.
Васильев А.А считает, что «с целью выявления взаимоотношений регионам необходим комплексный нормативный правовой акт, например Закон “О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта Федерации. Он устанавливал бы общие принципы данного взаимодействия для эффективного решения вопросов государственного и местного значения, управления процессами экономического и социального развития субъекта и муниципальных образований в интересах населения».
Этот закон должен закрепить основные принципы и формы взаимодействия государственных и муниципальных органов субъекта Российской Федерации. В нем особенно должны регламентироваться организационные и информационные взаимодействия между данными органами власти. Также должны быть определены предметы ведения, требующие совместной деятельности при решении необходимых задач.
2.2 Соотношение государственного управления и исполнительной власти
В данной главе будет уделен вниманию вопрос о соотношении государственного управления и исполнительной власти, без рассмотрения которого представляется невозможным понять саму сущность категории исполнительной власти.
После принятия Конституции 1993 года в правовой системе России произошли некоторые изменения. В частности, данный документ закрепил 3 ветви государственной власти: исполнительную, законодательную и судебную, каждая их которых призвана независимо и самостоятельно осуществлять свою деятельность. До этого в течение долгого периода в науке административного право главенствующие позиции занимала категория «государственное управление».
В связи с вышеперечисленными переменами органы государственного управления различных уровней стали называться органами исполнительной власти. Как следствие, произошло практически полное изъятие из законодательной терминологии понятий «управление» и «государственное управление». Такая замена в некоторой степени осложнила деятельность государственного аппарата и нарушила преемственность в наименовании властных структур. Понятие же управления приобрело гражданско-правовой характер и скорее стало применительно к сфере государственной собственности.
Исполнительная власть является специфической ветвью в системе разделения властей. Исполнительную власть в Российской федерации осуществляет Правительство Российской Федерации [1, ст.110]. «Единую систему исполнительной власти в РФ образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов» [1, ч. 2, ст.77]. В структуру федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, а также иные федеральные органы исполнительной власти. Исполнительная ветвь власти в основном выполняет организующие и распорядительные функции. Она является необходимой для регулирования и налаживания сложной системы общественных связей в различных сферах жизнедеятельности. Ее основные функции связаны с практической реализацией законов, так как для их исполнения со стороны государства необходимы координирующие и контролирующие действия, осуществляемые, например, государственной администрацией. «Отличительным признаком исполнительной власти является то, что власть реализуется в отношении к различным (коллективным или индивидуальным) элементам государственно-организованного общества, то есть в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции, правоприменительного характера» [5,с. 7] . В непосредственном распоряжении субъектов исполнительной власти находятся такие важнейшие атрибуты государственной власти, как финансы, средства коммуникации, армия, милиция, службы внутренней и внешней безопасности и т.д.
Не смотря на то, что в Конституции РФ не существует каких-либо упоминаний о государственном управлении, оно не перестает оставаться важнейшим атрибутом государства, без которого властный механизм просто не может эффективно функционировать. Понятия государственного управления и исполнительной власти являются близкими категориями, но их отождествление представляется мне невозможным. Исполнительная власть прежде всего категория политико правовая, в то время как государственное управление организационно правовая.
Государственное управление является тем видом государственной деятельности, в рамках которого практически осуществляется исполнительная власть. Она же в свою очередь приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата (т.е. исполнительных органов), которые по существу являются органами государственного управления. Таким образом, данные понятия не противопоставляется, а наоборот находятся в тесной взаимосвязи.
В настоящее время в науке административного права доминирует положение о том, что понятие государственного управления является более широким по отношению к исполнительной власти.
Исполнительная власть производна oт государственного управления. Это объясняется тем, что эффективность осуществления органами исполнительной власти своих полномочий также находится в прямой зависимости от уровня организации системы государственного управления. Также исполнительная власть осуществляется в форме управления и посредством управленческих процедур. Таким образом, исполнительная власть - это система отношений, одним из важнейших элементов которой является управление.
С другой стороны, исполнительная власть по существу составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая, прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность. Она определяет объем и характер властных полномочий, осуществляемых в процессе государственного управления.
В науке административного права существует и другая позиция на предмет соотношения государственного управления и исполнительной власти. Часть ученых считает два данных понятия своего рода синонимами, объясняя это тем, что государственное управление осуществляется посредством наделения соответствующей компетенцией исполнительных органов власти. Они также подкрепляют свои доводы тем, что после принятия Конституции 1993 года органы государственного управления различных уровней стали именоваться органами исполнительной власти. Существует мнение о том, что термин «государственное управление» постепенно и вовсе исчезнет из лексикона российского права. Конечно же, данные позиции имеют право на существование, но все-таки государственное управление никогда не утратит своей актуальности, оно является важнейшей составляющей для успешного функционирования и развития любого государства. По своей природе оно значительно шире, чем понятие исполнительной власти, в связи с чем не может быть им заменено или вытеснено.
Проанализировав соотношение понятий государственного управления и исполнительной власти, мне представляется невозможным замена одного термина другим. Исполнительная власть активно использует в процессе осуществлении своих полномочий государственное управление, но её цели, функции и задачи все-таки носят иной характер. В свою очередь, государственное управление определяет качественные характеристики исполнительной власти, но по своей природе является более широким понятием, ведь в него входит деятельность и других субъектов, осуществляющих государственное управление. Таким образом, данные понятия, несомненно, находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга, но их не следует отождествлять.
Заключение
Исходя из проделанной работы, можно осуществить следующие выводы:
- Каждая система для успешного функционирования нуждается в регулировании и упорядочении своей деятельности посредством организации эффективной системы управления. По этой причине государственное управление является важнейшим атрибутом любого государства. Благополучие общества и судьбы множества людей зависят от состояний данной сферы. Государственное управление в России в настоящий момент находится на стадии развития. Сейчас особенно активно принимаются меры по формированию эффективного механизма государственного управления на всех уровнях власти, что позволит России построить динамично-развивающуюся, социально ориентированную экономику.
- Существование и развитие общества также зависят от хорошо организованной структуры государственной власти, которая позволяет чётко управлять государством, принимать законы и другие нормативные правовые акты. Она вносит упорядоченность в систему общественных отношений. Также государственная власть призвана обеспечивать свободу и равноправие граждан. По этим причинам, поддержание благополучного состояния данной сферы представляется первостепенной задачей.
- Государственное управление и государственная власть являются взаимосвязанными явлениями. Управление тесно связано с властью, оно исходит и опирается на нее. В свою очередь, государственная власть определяет объем и характер властных полномочий, осуществляемых в процессе государственного управления.
- Одной из важнейших форм взаимосвязи данных органов публичной власти является взаимодействие государственной власти и органов местного самоуправления. Такое сотрудничество является необходимым для обеспечения успешного функционирования муниципальных образований. На сегодняшний день в Российской Федерации наблюдается все более возрастающая необходимость в четком, организованном и согласованном взаимодействии, ведь структура государственной власти не будет успешно функционировать до тех пор, пока ее не подтвердит жизнеспособная система местного самоуправления.
Список литературы
Нормативная литература:
- Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 30 декабря 2008 г., 5 февраля 2013 г.)
- Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014)
Научная литература
- Авакьян С.А. Муниципальное право России / С.А. Авакьян М.: Проспект, 2009. 544 с
- Алехин А.П. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов М.: Зерцало-М, 2003. 608 с.
- Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций / Г.В. Атаманчук. 4-е изд., стер. М. : Омега-Л, 2009. 578 с
- Васильев, В.И. Местное самоуправление М.: «Статут», 2010 г.
- Венгеров А.Б. Теория Государства и права: Учебник /А.Б. Венгеров 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. 528 с
- Григорьева, И.В. Теория государства и права : учебное пособие / И.В. Григорьева Тамбов: ТГТУ; 2009. 304 с
- Кисилев С.Г. Государственная гражданская служба: Учебное пособие/С. Г. -М.:Проспект ;2010. -190 с
- Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько М.:Юристъ, 2004. 512 с
- Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов / А.В.Пикулькин 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 399 с
- Сморогунов Л.В. Государственная политика и управление:Учебник. В 2 ч. Часть I: Концепции и проблемы государственной политики и управления /Л. В. Сморгунов М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2009. 384 с.
- Чаннов С.Е. Муниципальное право: Краткий курс лекций /С.Е. Чаннов 3-е изд. 2006. 192 с
- Шахмалов Ф.И. Основы теории государственного управления: Учебник М.: Юнити, 2010. 382