Перспективы развития инвестиционной деятельности банков
PAGE \* MERGEFORMAT2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………………………3
- Законодательные основы инвестиционной деятельности банков ………………………………………………..………………………..6
- Банк и инвестиционная деятельность: законодательное определение и его содержание ………..………….……......………...................................6
- Анализ и общая характеристика нормативных актов в сфере инвестиционной деятельности банков …………………………………..9
- Перспективы развития инвестиционной деятельности банков…………………………………………………………………...........18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………...…...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..29
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одним из основных направлений деятельности банков, приносящих им большую часть прибыли, является кредитование путем выдачи ссуд. Среди всех форм банковского кредита, ссуды из-за достаточно высокой вероятности их невозврата заемщиком, относятся к самым рискованным банковским активам. Поэтому большинство банков стали направлять значительную часть своих средств на осуществление инвестиционной деятельности. Кроме этого, плачевное состояние российской экономики требует вливания в нее достаточно больших средств, реально предоставить которые на сегодня могут только банки, в силу своей аккумулирующей особенности. Это подчеркивает, что в руках банков сконцентрированы достаточные средства для инвестиционной деятельности, которые крайне важны для создания промышленных предприятий, развития инфраструктуры, поддержания практически всех сфер хозяйствования и банки заинтересованы ее осуществлять, что говорит об актуальности темы исследования.
Степень научной разработанности темы. Данная тема получила отражение во многих работах как ученых-юристов, так и специалистов других областей. Законодательное регулирование инвестиционной деятельности банков рассматривали в своих публикациях Т. Т. Токуев, А. Е. Морозов, М. А. Мякенькая, проблему перспектив развития - О. А. Глазкова, О. В. Захарова, а также другие ученые-юристы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в результате осуществления банковской инвестиционной деятельности. Предмет исследования составляют законодательные основы и перспективы развития инвестиционной деятельности банков.
Цели и задачи исследования. Цель работы заключаются в рассмотрении вопросов, касающихся вложения банками инвестиций. Цель исследования предопределила постановку и решение следующих задач:
1. Рассмотреть законодательное определение банка и инвестиционной деятельности, а также его содержание;
2. Установить нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность банков;
3. Рассмотреть правовое регулирование инвестиционной деятельности банков, установленное каждым нормативным актом;
4. Выявить перспективы развития инвестиционной деятельности банков.
Методологическая база и методы исследования. В процессе написания работы применялись общенаучные методы познания: диалектический, системного анализа, а также частнонаучные методы: формально-юридический, например, при рассмотрении нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность банков, сравнительно-правовой при определении сходств и различий между ними. Нормативной базой исследования являлись Федеральные Законы, подзаконные акты Центрального Банка РФ, затрагивающие вопросы и регулирующие инвестиционную деятельность банков, а эмпирическую базу составили книги, учебные пособия, по указанной проблематике, тематические статьи журналов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1) Инвестиционная деятельность банков представляет собой вложения денежных и иных резервов банка в ценные бумаги, недвижимость, уставные капиталы компаний и иные объекты вложений, рыночная стоимость которых способна расти и приносить банку доход в форме процентов, дивидендов, прибыли от продажи.
2) Основу инвестиционной деятельности банка составляют операции на рынке ценных бумаг, где банк может выступать в качестве профессионального участника и осуществлять брокерскую, дилерскую, депозитарную; деятельность по управлению ценными бумагами; по ведению реестра владельцев ценных бумаг; по организации торговли на рынке ценных бумаг.
3) Право осуществления банковских операций и все виды инвестиционной деятельности подлежат обязательному лицензированию, проводимой Службой Банка России по финансовым рынкам.
4) К перспективам развития инвестиционной деятельности банков можно отнести создание и организацию финансово-промышленных групп, инвестиционных банков, совершенствования инвестиционного законодательства.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе отражена правовая основа осуществления банками инвестиционной деятельности, а именно законодательное понятия, их содержание, анализ и характеристика нормативных актов, регулирующих данную сферу банковской деятельности. Во второй главе рассмотрены как краткосрочные, так и долгосрочные перспективы развития инвестиционной деятельности банков. Объем работы 32 страницы. Количество использованных источников 20.
Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ
1.1. Банк и инвестиционная деятельность: законодательное определение и его содержание
Согласно ст. 1 Федерального Закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности», банк является «кредитной организацией, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц»1. Банковские операции осуществляются на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России). Банк как кредитная организация является коммерческим юридическим лицом и образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Несомненно, одним из основных направлений деятельности банков, приносящих им большую часть прибыли, является кредитование путем выдачи ссуд. Среди всех форм банковского кредита, ссуды из-за достаточно высокой вероятности их невозврата заемщиком, относятся к самым рискованным банковским активам. Поэтому большинство банков стали направлять значительную часть своих средств на осуществление инвестиционной деятельности.
Согласно ст. 1 Федерального Закона № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», инвестиционной деятельностью является вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. В свою очередь, под инвестициями рассматриваются «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта»2.
Непосредственно термин «инвестиционная деятельность банков» в законодательстве не закреплен и не упоминается, хотя данный вид деятельности существует и активно развивается в нашей стране уже более десяти лет. Вместе с тем в современной экономической литературе в перечне функций банков выделяется инвестиционная функция3. Исходя из законодательных определений банка и инвестиционной деятельности, считается возможным рассматривать инвестиционную деятельность банков как вложения денежных и иных резервов банка в ценные бумаги, недвижимость, уставные капиталы компаний и иные объекты вложений, рыночная стоимость которых способна расти и приносить банку доход в форме процентов, дивидендов, прибыли от продажи. В доктрине банковского дела инвестиционно-банковскую деятельность рассматривают как оказание финансовых, консультационных, организационных, информационных услуг на рынке ценных бумаг по организации выпуска, размещения, поддержания ликвидности ценных бумаг, по проведению сделок слияний и поглощений, по выбору вариантов корпоративного финансирования и созданию новых финансовых продуктов4.
В основе инвестиционной деятельности банка находится процесс формирования инвестиционного портфеля - совокупности средств, вложенных банками в ценные бумаги и иные объекты, приносящие прибыль. В экономической науке в структуре инвестиционного портфеля выделяют прямые и портфельные инвестиции, при этом российское законодательство не использует такой терминологии. Прямые инвестиции это вложения непосредственно в основной капитал, при которых инвестор, кроме существующего желания получить прибыль, имеет возможность оказывать влияние на управление производством. При этом содержание понятия «прямые инвестиции» фактически совпадают с законодательным определением «инвестиций в форме капитальных вложений». В соответствии с Федеральным законом № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», под капитальными вложениями понимаются «инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты»5. Под портфельными инвестициями понимается вложение в акции, облигации, другие ценные бумаги, основной целью которого является получение прибыли в форме дивидендов, а не оказание влияния на управление компанией-эмитентом. При этом, исходя из действующего законодательства, банк может осуществлять как прямые, так и портфельные инвестиции. Но следует отметить, что портфельные инвестиции обычно являются более приоритетной сферой деятельности банков и других организаций на финансовых рынках.
Основной целью, которую преследует банк при осуществлении инвестиционной деятельности, является стремление расширить свое влияние, вывести его за рамки чисто банковской деятельности. Другими целями являются: расширение и диверсификация доходной базы банка; присутствие банка на наиболее динамичном рынке рынке ценных бумаг; понижение риска банка за счет расширения видов деятельности; расширение клиентской базы, видов услуг, оказываемых клиентам6.
1.2. Анализ и общая характеристика нормативных актов в сфере инвестиционной деятельности банков
Правовую основу любой банковской деятельности в соответствии со ст. 2 Федерального Закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» составляют «Конституция РФ, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другие федеральные законы, нормативные акты Банка России»7. Как видно, в данном перечне указаны только Законы и подзаконные акты Центрального Банка РФ, таким образом, Федеральный Закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности» исключает регулирование инвестиционной деятельности банков Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, ведомственными актами.
В отношении осуществления банками инвестиционной деятельности в РФ не принято единого, кодифицированного правового акта, регулирующего данную сферу банковских правоотношений. Круг вопросов, связанных с инвестиционной деятельностью банков, косвенно урегулирован в целом ряде законов и подзаконных актов, к числу которых можно отнести:
- Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемый в форме капитальных вложений» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»;
- Инструкция Банка России от 3 декабря 2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков».
Ст. 5 Федерального закона №395-1 «О банках и банковской деятельности» запрещает банкам заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Однако этот же закон предоставляет банкам право осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, касающиеся инвестиционной деятельности. Так, ч. 1 ст. 6 определяет границы осуществления банками деятельности на рынке ценных бумаг:
во-первых, кредитные организации вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции со следующими видами ценных бумаг:
а) выполняющими функции платежного документа (чек, вексель);
б) подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета (депозитные и сберегательные сертификаты);
в) иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии;
во-вторых, кредитные организации вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами;
в-третьих, кредитные организации имеют право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг8.
Таким образом, участие кредитной организации на рынке ценных бумаг связано с эмиссионной (выпуском ценных бумаг) и инвестиционной (покупка, продажа, размещение ценных бумаг) деятельностью. Федеральный закон №395-1 «О банках и банковской деятельности» не относит сделки (операции) банков с ценными бумагами ни к собственно банковским сделкам (операциям) (под банковскими сделками следует понимать сделки, исключительное право на совершение которых в соответствии с действующим законодательством предоставлено кредитным организациям), ни к сопутствующим9. При этом Закон предоставляет право банкам совершать операции и сделки с ценными бумагами в соответствии с лицензией на осуществление банковской деятельности, а также право стать профессиональным участником рынка ценных бумаг. Участие кредитной организации на рынке ценных бумаг на профессиональных началах требует дополнительного лицензирования.
Правовые отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг урегулированы Федеральным законом № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»10. Как известно, банки могут являться профессиональными участниками рынка ценных бумаг и осуществлять следующие виды деятельности:
1) брокерскую деятельностью по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента, от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом;
2) дилерскую деятельность по совершению сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам;
3) деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;
4) депозитарную деятельность по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги;
6) деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, а именно по сбору, фиксации, обработке, хранению и предоставлению данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг;
7) деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, т.е. предоставлению услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.
Кроме того, ранее Федеральным законом № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в качестве профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в ст. 6 была предусмотрена клиринговая деятельность, т.е. деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Но с 1 января 2013 года данная статья утратила силу.
Другим законом, косвенно регулирующим инвестиционную деятельность банка, является Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемый в форме капитальных вложений». Положения закона регламентируют инвестиционную деятельность банка при формировании им инвестиционной стратегии, а также при выстраивании банком договорных отношений с партнерами и контрагентами11.
Инвестиционная деятельность банков находит свое отражение и в положениях Федерального закона №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», обеспечивающим государственную защиту прав физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги. Кроме того, данный закон способствует формированию инфраструктуры фондового рынка, снижает инвестиционные риски, устанавливает требования к эмитентам и профессиональным участникам фондового рынка, в том числе и по раскрытию информации. Также положения закона регламентируют инвестиционную деятельность банка при формировании им инвестиционной стратегии и выстраивании банком договорных отношений с партнерами и контрагентами. Им устанавливаются:
условия предоставления профессиональными участниками услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками;
дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг;
дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценных бумаг;
дополнительные меры по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов12.
Решающую роль в определении направлений инвестиционной деятельности банков играет государственное регулирование. Государство оказывает влияние на инвестиционную активность следующими методами: лицензирование участников фондового рынка; установление правил выпуска ценных бумаг; введение обязанности предоставлять информацию об эмитентах ценных бумаг. Следует также отметить, что инвестор, рискуя вложенным в проект капиталом, стремится получить от государства соответствующие гарантии. Таким образом, целями государственного регулирования являются поддержание ликвидности финансового рынка и сохранение доверия к нему со стороны инвесторов и эмитентов. Одним из основных инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельности банков является лицензирование. Все виды инвестиционной деятельности, регламентированные в Федеральном законе №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», осуществляются на основании лицензии, выдаваемой Службой Банка России по финансовым рынкам, в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»13. Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется двумя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг и лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра14. Кроме этого, банкам необходимо отдельно иметь лицензию на осуществление банковских операций. Лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг выдаются без ограничения срока действия.
Стоит отметить, что российское законодательство не содержит прямых ограничений на участие банков в операциях на фондовом рынке, тем не менее наличие ряда других факторов создает им определенные трудности в освоении этой сферы. Так, Центральным Банком (Банком России), в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций могут быть установлены обязательные нормативы15. К их числу, которые затрагивают непосредственно инвестиционную деятельность банка относят требования к величине уставного капитала банков, к величине собственного капитала, который должен соответствовать нормативу Н1. Кроме того, Банк России рядом нормативов ограничивает инвестиционные возможности достаточно значительного количества банков на рынке ценных бумаг. Ограничивающими инвестиционную деятельность банков являются и установление Банком России показателя Н12, регламентирующего норматив использования собственного банковского капитала для приобретения акций других юридических лиц16.
Осуществляя инвестиционную деятельность, банк определяет свою инвестиционную политику, сформулированную в определенном документе «Инвестиционном меморандуме банка». Меморандум содержит основные цели инвестиционной политики банка, приоритетные направления инвестирования, соотношение долей различных ценных бумаг в инвестиционном портфеле, стратегию управления портфелем, приемлемые виды и качество ценных бумаг, порядок торговли ценными бумагами. В документе, определяющем инвестиционную политику банка, определен также перечень лиц и (или) органов управления банка, которые уполномочены принимать решения об изменении целей приобретения ценных бумаг, об изменении структуры портфеля ценных бумаг, о межпортфельном переводе ценных бумаг, о регламенте проводимых банком дилерских, брокерских операций, операций по доверительному управлению и др. Кроме того, руководство банка утверждает положения и инструкции, регламентирующие деятельность подразделений, связанных с реализацией инвестиционной политики банка.
Таким образом, учитывая все положения банковского законодательства и законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг, банки имеют право выступать в качестве эмитентов собственных акций, облигаций, могут выпускать векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, но при этом именно инвестиционная деятельность банков выражается в непосредственном участии на рынке ценных бумаг, в осуществлении брокерской, дилерской, депозитарной деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами и др. Банк, в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг, выступает в двух ролях:
1. как экономический субъект, инвестор, который направляет собственные или привлеченные средства на создание (приобретение) реальных активов или покупку финансовых активов в целях получения дохода (брокерская, дилерская);
2. как финансовый посредник, способствующий реализации инвестиционного спроса хозяйствующих субъектов (депозитарная деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, по ведению реестра владельцев ценных бумаг, доверительному управлению ценными бумагами, организации торговли на рынке ценных бумаг). С точки зрения макроэкономического аспекта, в этой роли инвестиционная деятельность банков является не чем иным, как деятельностью, направленной на удовлетворение инвестиционных потребностей экономики. Право осуществлять банковские операции и профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг подлежит лицензированию, которое проводится Службой Банка России по финансовым рынкам.
Глава 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ
На сегодняшний день, стимулирование инвестиционной деятельности становится одним из приоритетов в развитии российской экономики. При этом особое внимание уделяется банковским инвестициям. Так, в своем выступлении на Банковском форуме на Нижегородской ярмарке Президент Торгово-промышленной палаты РФ Е. Примаков отметил, что для развития экономики в целом необходимо принятие значительных мер по стимулированию развития инвестиционной деятельности банков17. Безусловно, банковская система должна сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики, который в свою очередь невозможен без существенного повышения инвестиционной деятельности. Эта роль предопределена реальным состоянием различных финансовых институтов в России. Пенсионные и страховые фонды, финансовые инвестиционные компании не могут пока иметь достаточно весомого значения в увеличении инвестиционной активности, так как не располагают необходимыми для этого финансовыми средствами, кроме того, их деятельность затруднена слабой развитостью рынка ценных бумаг, особенно вторичного.
В свою очередь, банки, хоть и аккумулирующие достаточно большое количество финансовых ресурсов, инвестиционную деятельность осуществляют также весьма скромно. Такая ситуация обусловлена общим состоянием российской экономики, которое характеризуется рядом факторов, имеющих не последнее значение при выработке инвестиционной политики банка:
низкой инвестиционной привлекательностью значительного числа российских предприятий-эмитентов;
большинство российских предприятий до сегодняшнего дня не обладает реальными источниками восполнения и наращивания собственных ресурсов, что обусловливает необходимость использования заемных и привлеченных ресурсов;
низким уровнем рентабельности российских предприятий определяет невозможность их развития, как за счет реинвестирования прибыли, так и путем эмиссии ценных бумаг;
неразвитостью фондового рынка, вследствие чего основной формой поддержки инвестиционных проектов выступает банковский кредит;
неразвитостью рынка производных финансовых инструментов;
ограничением прав банков оказывать услуги финансового консультанта18.
Тем не менее, в последнее время появились некоторые признаки оживления инвестиционной активности российских банков. Растет понимание того, что период господства «коротких денег» близится к завершению. Это позволяет предположить, что даже существование общественных негативных факторов не станет препятствием для участия банков в инвестиционной деятельности и как следствие в процессе модернизации российской экономики. Ряд крупных банков уже просматривают свою стратегию развития и начинают активно включаться в инвестиционный процесс. Крупные финансовые структуры, сформировавшие достаточные для дорогих и долгосрочных вложений кредитные портфели, напрямую финансируют некоторые инвестиционные высоко окупаемые проекты. Инвестиции направляются в добычу нефти, газа, лесозаготовки, в электроэнергетику, теплоэнергетику, производство строительных материалов, нефтепереработку, в авиастроение, автомобилестроение, в судостроительную промышленность. Количество банков, решившихся на финансирование инвестиций в прошлом году, заметно увеличилось. Особенно быстро росла доля банков инвестировавших на долгосрочные цели, в результате в инвестиционных портфелях некоторых из них появилось более 50% ценных бумаг со сроком обращения больше года19.
В связи с дальнейшим развитием экономики страны, взаимоотношения между банками и промышленными предприятиями перешли к новому этапу, который характеризуется значительно большим проникновением банков в промышленную сферу путем финансирования инвестиционных проектов как в прямой (долгосрочное кредитование), так и в портфельной (покупка акций новых выпусков, эмитированных специально под инвестиционные проекты) форме. В этом направлении большой перспективой является активное создание и развитие финансово-промышленных групп как одного из вариантов решения проблемы выработки эффективно действующего механизма финансирования. Целью финансово-промышленной группы является объединение интересов промышленных предприятий и финансовых организаций в рамках совместной реализации инвестиционных проектов20.
Кроме этого, в перспективах развития не исключается возможность использования зарубежного опыта в организации и регулировании инвестиционной деятельности банков. В этом плане рассматривается переход от универсальной (германской) банковской системы, существующей в РФ, к сегментарной (американской), которая характеризуется дифференциацией осуществляемой банками деятельности. Для такой системы характерно жесткое законодательное разделение сфер деятельности банков проводится четкое разграничение между стандартными банковскими операциями (привлечение денежных средств и кредитование) и операциями с ценными бумагами. В мировой практике, впервые, законодательное разграничение сфер деятельности между различными кредитными институтами было введено в ряде стран после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. В США банки в соответствии с Банковским законом от 1933 г. были разделены на коммерческие и инвестиционные банки. Закон Гласа-Стиголла в течение многих лет определял правовые основы регулирования рынка финансовых услуг США. В Италии согласно Банковскому закону 1936 г. была произведена специализация банков, в результате которой кредитные организации были подразделены на банки, занимающиеся только краткосрочными или только среднесрочным и долгосрочным кредитованием21. Во Франции с принятием Закона № 45-015 от 2 декабря 1945 г. «О национализации Банка Франции и крупных банков» законодатель, опираясь на принцип специализации банков, выделил три их категории: депозитные (коммерческие) банки; банки долгосрочного и среднесрочного кредитования и инвестиционные банки, специализирующиеся на открытии счетов на предъявителя и на срок не более двух лет22. Для инвестиционных банков предусматривался более существенный минимальный капитал, нежели для депозитных банков, также для этой категории банков был предусмотрен специальный коэффициент ликвидности. Коммерческие банки, сосредоточившим свою деятельность на традиционных банковских операциях, запрещались операции с ценными бумагами, за исключением операций с государственными федеральными или муниципальными ценными бумагами. Инвестиционные банки осуществляли долгосрочные вложения в развитие промышленности, операции с ценными бумагами за свой счет и за счет средств клиента. В настоящее время в российском законодательстве отсутствует термин «инвестиционный банк», а также разграничение банков на инвестиционные и коммерческие. В российском законодательстве термин «инвестиционный банк» употреблялся всего лишь один раз в Программе приватизации 1994 г., утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». В положениях указанной Программы было предусмотрено: «В целях регулирования развития рынка ценных бумаг установить, что до введения законодательством РФ норм, регулирующих деятельность инвестиционных банков, они не могут выступать покупателями долей участия приватизируемых предприятий и специализированных инвестиционных фондов приватизации… не могут иметь в собственности более 10% акций какого-либо акционерного общества, а также не могут иметь в составе своих активов более 5% акций акционерных обществ…»23. В соответствии с действующим законодательством, российские банки являются многофункциональными кредитными организациями, что характерно для универсальной (германской) банковской системы. Не исключено, что в скором будущем будут внесены соответствующие изменения в законодательство и в РФ появятся специализированные инвестиционные банки. Организация инвестиционных банков в России имеет особо важное значение, т.к. российская экономика нуждается в долгосрочных инвестициях. В свою очередь, в рамках универсальной модели формирование инвестиционных банков возможно путем создания инвестиционных институтов как дочерних организаций универсальных банков, а также путем создания специализированных банков, деятельность которых будет осуществляться на основе государственных гарантий и льгот. При этом степень участия государства определяется четкой сбалансированностью всех рыночных механизмов. В свою очередь, невмешательство государства может иметь последствия в виде краха отечественной экономики, а также развала банковского сектора. На основе вышеизложенного, можно сказать, что выделение инвестиционных банков как особого вида финансового института предполагает высокую степень развития рынка ценных бумаг.
В отношении нормативной базы, регулирующей инвестиционную деятельность банков, также существует несколько перспектив, а именно:
- Упростить процедуру и создать более совершенные механизмы рефинансирования банков;
- Законодательное закрепление и регламентация дополнительных инвестиционных инструментов;
- Создать единую и доступную инфраструктуру ценных бумаг;
- Закрепить инвестиционную налоговую льготу24;
- Совершенствовать регулирование и надзор, снижать административные барьеры и издержки касаемо выдачи лицензий банкам на осуществление ими отдельных видов инвестиционной деятельности25;
- Разработать и реализовать меры, направленные на развитие информационных баз банков и кредитополучателей26.
Перечисленные законодательные недоработки существенно снижают эффективность инвестиционной деятельности банков, заставляя их учреждать структуры, специализирующиеся на операциях с эмиссионными ценными бумагами, т.е. создавать для проведения этих операций отдельные организации. Банки компенсируют содержащиеся в законодательстве недостатки путем выделения своей инвестиционной деятельности в некое самостоятельное направление. И некоторые отечественные банки, которые в ходе приватизации создали финансово-промышленные группы, начали выделять инвестиционную банковскую деятельность в самостоятельное направление. Представляется, что рано или поздно такие подразделения станут классическими инвестиционными банками.
Стоит отметить, что банковская и инвестиционная деятельность исторически близки друг к другу и имеют общую финансово-правовую основу. Поэтому в отечественной юридической литературе, в частности, высказывались предложения об объединении банковской и инвестиционной деятельности в качестве предмета регулирования и надзора единой государственной структуры27. Летом 2013 года эта перспектива была реализована. 25 июля 2013 года Президент РФ подписал Указ № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации», в соответствии с которым все полномочия, ранее осуществлявшие Федеральной Службой по финансовым рынкам переходят Центральному Банку РФ, в лице службы Банка России по финансовым рынкам28.
Таким образом, можно говорить о том, что роль банков в инвестиционной деятельности будет увеличиваться и перспективы такого роста, несомненно, имеются. Кроме того, банки по сравнению с другими организациями имеют более широкие возможности во вложении инвестиций, что дает им определенное преимущество. Состояние российской экономики, от которого, прежде всего, зависит инвестиционная активность, нельзя назвать наилучшим. Тем не менее, потенциал рынка «коротких денег» не безграничен и это понимают все кредитные организации, которые уже сегодня меняют свою стратегию развития и более активно включаются в инвестиционный процесс. Поэтому в последнее время наблюдается усиление интереса российских банков и повышение их активности в участии в долгосрочном финансировании российской экономики. Существует ряд ожидаемых перспектив, которые позволять улучшить эффективность инвестиционной деятельности всех экономических субъектов и, в частности, банков. Уже явно назрела необходимость изменения законодательной базы, регулирующей данную сферу деятельности. В этом направлении необходимо дальнейшее совершенствование: изменение налогового законодательства, в части рефинансирования банков, введения налоговых льгот, других законов в отношении расширения финансового инструментария, создание прозрачной процедуры лицензирования и оборота ценных бумаг и т.д. В качестве возможной перспективы рассматривается более масштабное развитие финансово-промышленных групп, которые обеспечили бы более тесное сотрудничество банков и промышленных предприятий. В более отдаленной, но вполне реализуемой перспективе лежит идея создания инвестиционных банков, которые на стадии активно развивающегося рынка ценных бумаг и экономики в целом, смогут обеспечить ее долгосрочными вложениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Термин «инвестиционная деятельность банков» в законодательстве не закреплен и не упоминается, хотя данный вид деятельности существует и активно развивается в нашей стране уже более десяти лет. Но, исходя из законодательных определений банка и инвестиционной деятельности, считается возможным рассматривать инвестиционную деятельность банков как вложения денежных и иных резервов банка в ценные бумаги, недвижимость, уставные капиталы компаний и иные объекты вложений, рыночная стоимость которых способна расти и приносить банку доход в форме процентов, дивидендов, прибыли от продажи. Основные цели, которые преследует банк при осуществлении инвестиционной деятельности, является стремление расширить свою доходную часть бюджета; понизить риски за счет расширения видов деятельности, клиентской базы, видов услуг, оказываемых клиентам.
Учитывая все положения банковского законодательства и законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг, банки имеют право выступать в качестве эмитентов собственных акций, облигаций, могут выпускать векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, но при этом именно инвестиционная деятельность банков выражается в непосредственном участии на рынке ценных бумаг, осуществляя брокерскую, дилерскую, депозитарную деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и др. Банк, осуществляя указанные виды деятельности в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг, выступает в двух ролях:
1. как экономический субъект, инвестор, который направляет собственные или привлеченные средства на создание (приобретение) реальных активов или покупку финансовых активов в целях получения дохода (брокерская, дилерская);
2. как финансовый посредник, способствующий реализации инвестиционного спроса хозяйствующих субъектов (депозитарная деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, по ведению реестра владельцев ценных бумаг, доверительному управлению ценными бумагами, организации торговли на рынке ценных бумаг). С точки зрения макроэкономического аспекта, в этой роли инвестиционная деятельность банков является не чем иным, как деятельностью, направленной на удовлетворение инвестиционных потребностей экономики. Право осуществлять банковские операции и профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг подлежит лицензированию, которое проводится Службой Банка России по финансовым рынкам.
Можно говорить о том, что роль банков в инвестиционной деятельности будет увеличиваться и перспективы такого роста, несомненно, имеются. Кроме того, банки по сравнению с другими организациями имеют более широкие возможности во вложении инвестиций, что дает им определенное преимущество. Состояние российской экономики, от которого, прежде всего, зависит инвестиционная активность, нельзя назвать наилучшим. Тем не менее, потенциал рынка «коротких денег» не безграничен и это понимают все кредитные организации, которые уже сегодня меняют свою стратегию развития и более активно включаются в инвестиционный процесс. Поэтому в последнее время наблюдается усиление интереса российских банков и повышение их активности в участии в долгосрочном финансировании российской экономики. Существует ряд ожидаемых перспектив, которые позволять улучшить эффективность инвестиционной деятельности всех экономических субъектов и, в частности, банков. Уже явно назрела необходимость изменения законодательной базы, регулирующей данную сферу деятельности. В этом направлении необходимо дальнейшее совершенствование: изменение налогового законодательства, в части рефинансирования банков, введения налоговых льгот, других законов в отношении расширения финансового инструментария, создание прозрачной процедуры лицензирования и оборота ценных бумаг и т.д. В качестве возможной перспективы рассматривается более масштабное развитие финансово-промышленных групп, которые обеспечили бы более тесное сотрудничество банков и промышленных предприятий. В более отдаленной, но вполне реализуемой перспективе лежит идея создания инвестиционных банков, которые на стадии активно развивающегося рынка ценных бумаг и экономики в целом, смогут обеспечить ее долгосрочными вложениями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА
- Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. № 395-I (ред. от 30.09.2013) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 6. - ст. 492.
- Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. 2002. - № 28. - ст. 2790.
- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ. 1999. - № 9. - ст. 1096.
- Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 17. - ст. 1918.
- Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. 1999. - № 10. - ст. 1163.
- Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Российская газета. 2013. - № 6142. - ст. 327.
- Инструкция Банка России от 3 декабря 2012 г. № 139-И «Об обязательных нормативах банков» // Вестник Банка России. 2012. - № 74.
- Указ Президента РФ от 25 июля 2013 г. № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. - № 30 (часть II). - ст. 4086.
- СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Копытова, А. И. Банки и банковское дело / А. И. Копытова. Томск.: ТГПУ, 2009. 21 с.
- Демчук, О. А. Трактовка понятийного аппарата инвестиционно-банковской деятельности / О. А. Демчук // Финансовый журнал. 2010. - № 2. С. 139.
- Токуев, М. М. Правовые основы осуществления инвестиционной деятельности коммерческих банков / М. М. Токуев // Бизнес в законе. 2011. - № 6. С. 113.
- Шаповалов, М. А. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» / М. А. Шаповалов. М.: Проспект, 2012. 167 с.
- Мякенькая, М. А. Осуществление инвестиционной деятельности банков в Российской Федерации: правовые вопросы / М. А. Мякенькая // Предпринимательское право. 2006. - № 1. С. 18.
- Новашина, Т. С. Операции банков с ценными бумагами / Т. С. Новашина, С. В. Криворучко. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005. 48 с.
- Глазкова, О. А. Российские банки в системе финансового посредничества / О. А. Глазкова // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. - 2008. № 4. - 48 с.
- Пикалкина, М. Г. Российские банки в системе финансового посредничества / М. Г. Пикалкина // Лесной Вестник. - 2002. № 4. - 144 с.
- Морозов, А. Е. Роль налогового законодательства в стимулировании инвестиционной деятельности банков / А. Е. Морозов // Банковское право. 2001. - №1. С. 36.
- Рождественская, Т. Э. Банковское право / Т. Э. Рождественская. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2010. - 157с.
- Дадашева, О. Ю. Инвестиционная деятельность банков: направления и инструменты / О. Ю. Дадашева // Валютное регулирование. Валютный контроль. 2013. - № 2. 76 с.
- Захарова, О. В. Повышение инвестиционной и кредитной активности банков / О. В. Захарова // Управление в кредитной организации. 2012. - № 3. 57 с.
1 Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. № 395-I (ред. от 30.09.2013) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 6. - ст. 492.
2 Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ. 1999. - № 9. - ст. 1096.
3 Копытова, А. И. Банки и банковское дело / А. И. Копытова. Томск.: ТГПУ, 2009. 21 с.
4 Демчук, О. А. Трактовка понятийного аппарата инвестиционно-банковской деятельности / О. А. Демчук // Финансовый журнал. 2010. - № 2. С. 139.
5 Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ. 1999. - № 9. - ст. 1096.
6 Токуев, М. М. Правовые основы осуществления инвестиционной деятельности коммерческих банков / М. М. Токуев // Бизнес в законе. 2011. - № 6. С. 113.
7 Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. № 395-I (ред. от 30.09.2013) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 6. - ст. 492.
8 Шаповалов, М. А. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» / М. А. Шаповалов. М.: Проспект, 2012. 167 с.
9 Мякенькая, М. А. Осуществление инвестиционной деятельности банков в Российской Федерации: правовые вопросы / М. А. Мякенькая // Предпринимательское право. 2006. - № 1. С. 18.
10 Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 17. - ст. 1918.
11 Новашина, Т. С. Операции банков с ценными бумагами / Т. С. Новашина, С. В. Криворучко. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005. 48 с.
12 Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. 1999. - № 10. - ст. 1163.
13 Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Российская газета. 2013. - № 6142. - ст. 327.
14 Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 17. - ст. 1918.
15 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. 2002. - № 28. - ст. 2790.
16 Инструкция Банка России от 3 декабря 2012 г. № 139-И «Об обязательных нормативах банков» // Вестник Банка России. 2012. - № 74.
17 Глазкова, О. А. Российские банки в системе финансового посредничества / О. А. Глазкова // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. - 2008. №4. - 48 с.
18 Новашина, Т. С. Операции банков с ценными бумагами / Т. С. Новашина, С. В. Криворучко. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2005. 49 с.
19 Пикалкина, М. Г. Российские банки в системе финансового посредничества / М. Г. Пикалкина // Лесной Вестник. - 2002. №4. - 144 с.
20 Токуев, М. М. Правовые основы осуществления инвестиционной деятельности коммерческих банков / М. М. Токуев // Бизнес в законе. 2011. - №6. С. 113.
21 Мякенькая, М. А. Осуществление инвестиционной деятельности банков в Российской Федерации: правовые вопросы / М. А. Мякенькая // Предпринимательское право. 2006. - №1. С. 18.
22 Шаповалов, М. А. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» / М. А. Шаповалов. М.: Проспект, 2012. 167 с.
23 Шаповалов, М. А. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» / М. А. Шаповалов. М.: Проспект, 2012. 167 с.
24 Морозов, А. Е. Роль налогового законодательства в стимулировании инвестиционной деятельности банков / А. Е. Морозов // Банковское право. 2001. - №1. С. 36.
25 Глазкова, О. А. Российские банки в системе финансового посредничества / О. А. Глазкова // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. - 2008. №4. - 48 с.
26 Токуев, М. М. Правовые основы осуществления инвестиционной деятельности коммерческих банков / М. М. Токуев // Бизнес в законе. 2011. - №6. С. 113.
27 Шаповалов, М. А. Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» / М. А. Шаповалов. М.: Проспект, 2012. 167 с.
28 Указ Президента РФ от 25 июля 2013 г. № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. - № 30 (часть II). - ст. 4086.
Перспективы развития инвестиционной деятельности банков