Орфоэпическая норма

АНО ВПО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ»

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Кафедра менеджмента

Контрольное задание

по дисциплине: «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Раздел 1.

Язык, Речь, Общение.

Тема 1. Орфоэпическая норма.

Практическое задание.

Задание 1.

Расставьте ударения в следующих существительных.

  1. Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель.
  2. Апокриф, апостроф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, значимость, иконопись, каучук, ломота, мытарство, пасквиль, похороны, созыв, статут, упрочение, феерия, феномен.
  3. Асимметрия, бензопровод, вероисповедание, ветеринария, бунгало, генезис, гренадер, диспансер, догмат, жизнеобеспечение, камбала, каталог, квартал, некролог, нефтепровод.
  4. Диалог, игрище, искра, кладовая, колосс, недуг, партер, премирование, пурпур, путепровод, ракурс, столяр, толика, узаконение, фарфор, христианин, экслибрис.

Задание 2.

Расставьте ударения в фамилиях деятелей русской культуры.

Бальмонт Константин – поэт;

Иванов Александр – художник;

Иванов Всеволод – писатель (Иванов Всеволод Вячеславович (1895–1963) – русский советский писатель, драматург; Иванов Всеволод Никанорович (1888–1971) – русский советский писатель, автор исторических повестей);

Искандер Фазиль – писатель;

Коненков Сергей – скульптор;

Кустодиев Борис – художник;

Лажечников Иван – писатель;

Лысенко Николай – композитор;

Лысенко Трофим – биолог;

Майков Аполлон – поэт;

Новиков Николай – русский просветитель;

Новиков Анатолий – композитор;

Ожегов Сергей – языковед;

Обухова Надежда – певица;

Одоевский Владимир – писатель.

Задание 3.

От следующих существительных образуйте родительный падеж единственного числа и расставьте ударения.

Бант (банта), бинт (бинта), герб (герба), дверь (двери), гуляш (гуляша), гусь (гуся), жезл (жезла), клок (клока), ксёндз (ксёндза), торт (торта), унт (унта), ясли (яслей).

Задание 4.

Найдите слова, в которых допускаются вариантные ударения. Отметьте нормативные ударения, допустимые (т.е. менее желательные, но находящиеся в пределах нормы), устаревающие, имеющие стилистическую окраску.

  1. Дискант (устар. дискант), каталог, кета (доп. кета), компас (у моряков компас), ломоть (доп. ломоть), мышление (доп. мышление), партер, прикус (у специалистов прикус), ровня (доп. ровня), феномен (по отношению к человеку феномен).
  2. Августовский (доп. августовский), безудержный (устар. безудержный), великовозрастный (устар. великовозрастный), девичий (устар. девичий), заснеженный (устар. заснежённый), кирзовый (доп. кирзовый), мизерный (доп. мизерный), мускулистый (и мускулистый), окровавленный, флейтовый (у музыкантов флейтовый).

Задание 5.

От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения.

Броня – бронировать – бронированный.

Броня – бронировать – бронированный.

Бронза – бронзоветь – бронзовый.

Копия – копировать – копированный.

Марка – маркировать – маркированный.

Маска – маскировать – маскированный.

Пломба – пломбировать – пломбированный.

Премия – премировать – премированный.

Задание 6.

Расставьте ударение в прилагательных. Если возможны варианты, укажите их.

  1. Безудержный (устар. безудержный), единовременный, зубчатый, кухонный, лубочный, неоцененный, одновременный (доп. одновременный), тигровый.
  2. Госпитальный, гербовый, давнишний, искристый (и искристый), каменноугольный (и каменноугольный), мизерный (доп. мизерный), украинский, юродивый.

Задание 7.

От данных качественных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения.

Белый – бел, бела, бело, белы, белее.

Глупый – глуп, глупа, глупо, глупы, глупее.

Дорогой – дорог, дорога, дорого, дороги, дороже.

Естественный – естественен, естественна, естественно, естественны, естественнее.

Здоровый – здоров, здорова, здорово, здоровы, здоровее.

Красный – красен, красна, красно, красны, краснее.

Красивый – красив, красива, красиво, красивы, красивее.

Круглый – кругл, кругла, кругло, круглы, круглее.

Лёгкий – лёгок, легка, легко, легки, легче.

Острый – остёр и остр, остра, остро и остро, остры и остры, острее.

Полный – полон, полна, полно, полны, полнее.

Сильный – силён (устар. силен), сильна, сильно, сильны (устар. сильны), сильнее.

Смешной – смешон, смешна, смешно, смешны, смешнее.

Смелый – смел, смела, смело, смелы, смелее.

Тяжёлый – тяжёл, тяжела, тяжело, тяжелы, тяжелее.

Хитрый – хитёр, хитра, хитро, хитры, хитрее.

Чёткий – чёток, четка, чётко, чётки, чётче.

Ясный – ясен, ясна, ясно, ясны, яснее.

Задание 8.

Образуйте формы прошедшего времени возвратных глаголов и расставьте в них ударения.

Браться – брался, бралась, бралось, брались.

Взвиться – взвился, взвилась, взвилось, взвились.

Взяться – взялся, взялась, взялось, взялись.

Влиться – влился, влилась, влилось, влились.

Гнаться – гнался, гналась, гналось, гнались.

Даться – дался, далась, далось, дались.

Драться – дрался, дралась, дралось, дрались.

Заняться – занялся, занялась, занялось, занялись.

Зваться – звался, звалась, звалось, звались.

Оторваться – оторвался, оторвалась, оторвалось, оторвались.

Подняться – поднялся, поднялась, поднялось, поднялись.

Подраться – подрался, подралась, подралось, подрались.

Приняться – принялся, принялась, принялось, принялись.

Прорваться – прорвался, прорвалась, прорвалось, прорвались.

Родиться – родился, родилась, родилось, родились.

Сорваться – сорвался, сорвалась, сорвалось, сорвались.

Задание 9.

Какие звуки ([o] или [э]) произносятся под ударением в следующих словах? Затранскрибируйте эти слова.

Безнад[о]жный [б'й'`эзнад'ожный'], бл[о]клый [бл'й'`оглый'], гренад[э]р [гр'инад'й'`эр], ж[о]лчь [жй'`олч'], никч[о]мный [н'`икч'омный'], обл[о]кший [`обл'окшый'], обн[о]сший, одноврм[э]нный [аднавр'им'й'`энный'], одноим[о]нный [`однаим'онный'], план[о]р [бл`ан'ор], побл[о]кший [п`обл'окшый'], подс[э]кший [патс'й'`экшый'], предр[э]кший [бр'идр'й'`экшый'], пре[э]мник [бр'ий'`эмн'ик], разноврем[э]нность [разнавр'им'й'`эннаст'], расс[о]дланный [р`асс'одланный'], старь[о]вщик [ст`ар'й'овщ'ик], тет[э]рка [т'й'`эт'орка], местоим[э]нный [м'истаим'й'`энный'], ман[о]вр [м`ан'овр], бел[о]сый [б'й'`эл'осый'], реш[э]тчатый [р'ишй'`этч'атый'], атл[э]т [адл'й'`эт], быти[э] [быт'ий'`э], оп[э]ка [ап'й'`эка], зат[о]кший [з`ат'окшый'], остри[о] [`оздр'ий'о], отым[о]нный [`отым'онный'].

Задание для лабораторных работ.

Задание 1.

Определите значение следующих слов. Составьте словосочетание.

Абонемент – документ, удостоверяющий право владельца на регулярное обслуживание, пользование чем-либо в течение определенного срока; само это право. Абонемент в бассейн.

Абонент – тот, кто обладает правом пользования чем-либо, обычно имея абонемент. Абонент телефонной сети.

Аксиома – исходное положение какой-либо научной теории, принимаемое без доказательств. Неопровержимая аксиома.

Апостроф – надстрочный знак в виде запятой, обычно обозначающий пропуск гласной буквы.

Ассоциация – объединение лиц или учреждений одного рода деятельности; союз. Краеведческая ассоциация.

Баллотироваться – выдвигать свою кандидатуру на выборах. Баллотирование депутатов.

Декларация – официальное провозглашение каких-либо принципов, положений от лица государства, партии, международной организации и т.п., а также документ, в котором они изложены. Провозгласить декларацию.

Дилемма – необходимость выбора одного из двух возможных (обычно одинаково затруднительных) решений. Дилемма по данному вопросу.

Дубликат – второй экземпляр какого-либо документа, имеющий одинаковую юридическую силу с подлинником. Дубликат накладной.

Коммюнике – официальное правительственное сообщение (обычно по вопросам внешней политики). Опубликовать коммюнике.

Компетентный – обладающий основательными знаниями в какой-либо области; знающий; основанный на осведомлённости; веский, авторитетный. Компетентный юрист.

Лексикон – запас слов и выражений, свойственный кому-либо, чему-либо, характерный для кого-либо, чего-либо; лексика. Молодежный лексикон. 

Меморандум – дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-либо вопрос. Правительственный меморандум. 

Мораторий – 1. Экон. Отсрочка исполнения каких-либо обязательств, объявляемая на определённый срок или до окончания каких-либо чрезвычайных событий (войны, кризиса, стихийного бедствия). Мораторий на банковские счета. 2. Полит. Приостановка какой-либо деятельности, временный отказ от чего-либо; запрет. Мораторий на ядерные испытания.

Невежа – грубый, невоспитанный человек. Не хочу разговаривать с такой невежей!

Невежда – необразованный, малосведущий человек; неуч. Невежда в физике.

Обаяние – притягательная сила, исходящая от кого-либо, чего-либо; очарование; покоряющее влияние. Редкое обаяние. 

Обоняние – способность к восприятию и различению запахов (одно из пяти внешних чувств). Органы обоняния. 

Огульный – недостаточно обоснованный, поверхностный. Огульные замечания. 

Острастка – угроза или наказание в предупреждение возможных проступков. Задать острастку.

Парадокс – неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией, общепринятыми нормами рассуждение, мнение, вывод. Он часто говорит парадоксами.

Плеяда – группа выдающихся деятелей в какой-либо области культуры, науки в одну эпоху. Плеяда писателей. 

Подоплека – действительная, но скрытая причина, основание чего-либо. Тайная подоплека.

Постскриптум – приписка в конце письма после подписи (обычно обозначается буквами P.S.). Приписать постскриптум.

Прецедент – случай в прошлом, служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода. Установить прецедент.

Приоритет – 1. Первенство по времени в научном открытии, изобретении, исследовании и т.п. Признание приоритета. 2. Преобладающее, первоочередное значение чего-либо. Приоритет общероссийского закона. 

Ратификация – утверждение верховным органом государственной власти международного договора, заключённого её уполномоченным. Ратификация мирного договора.

Скрупулезный – точный до мелочей, чрезвычайно тщательный. Скрупулезная работа. 

Эстетика – 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. Курс по эстетике. 2. Система чьих-либо или каких-либо взглядов на искусство. Музыкальная эстетика. 3. Красота, художественность в чём-либо; дизайн. Техническая эстетика.

Этика – 1. Философское учение о морали, её принципах, нормах и роли в обществе. Материалистическая этика. 2. Совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной или профессиональной группы. Этика человеческих отношений.

Эффективный – дающий эффект; действенный. Эффективное лекарство. Эффективный способ.

Эффектный – производящий эффект; впечатляющий. Эффектный костюм.

Задание 3.

С данными словами паронимами составьте словосочетания.

  1. Бережный уход – например: бережливый человек.
  2. Веский – весомый. Веский аргумент. Весомые слова.
  3. Выборный – выборочный. Выборная должность. Выборочная проверка.
  4. Драматический – драматичный. Драматический кружок. Драматичная ситуация.
  5. Жилищный – жилой. Жилищный фонд. Жилой дом.
  6. Задерживать – сдерживать. Задерживать посетителя. Сдерживать порыв.
  7. Мифический – мифичный. Мифический образ. Мифологический персонаж.
  8. Основание – основа. Основание полагать. Основа здания.
  9. Особый – особенный. Особый случай. Особенный ребенок.
  10. Подменить – изменить. Подменить сотрудника. Изменить закон.
  11. Представить – предоставить. Представить характеристику. Предоставить кредит.
  12. Романтичный – романтический. Романтичное настроение. Романтическая мечта.

Задание 4.

Объясните различие между приведенными паронимами, составьте словосочетания с каждым из них.

Факт – фактор. Факт – истинное событие, действительное происшествие или реальное явление; пример, случай.  Фактор – существенное обстоятельство, способствующее какому-либо процессу, явлению. Исторический факт. Фактор времени.

Проблемный – проблематичный. Проблемный – заключающий в себе проблему, посвящённый изучению какой-либо проблемы. Проблематичный – предположительный, ещё не являющийся решением проблемы. Проблемный вопрос. Проблематичный вывод.

Стилевой – стилистический. Стилевой – свойственный стилю, а стилистический – это выполненный в определенном стиле (грамматика). Стилевое решение. Стилистические погрешности.

Сытый – сытный. Сытный – питательный, хорошо насыщающий, калорийный. Сытый – вполне утоливший свой голод (в прямом и переносном смысле). Сытный завтрак. Сытый человек.

Методичный – методический. Методический – относящийся к методике, а методичный – точно следующий плану. Методическая конференция. Методичная работа.

Статичный – статический. Статичный – содержащий элементы статичности, такой, в котором нет движения, действия. Статический – относящийся к статике, основанный на законах статики. Статичный сюжет. Статическая теория.

Командированный – командировочный. Командированный – лицо, находящееся в командировке, а командировочный – относящийся к командированному лицу. Командированный специалист. Командировочные расходы.

Одеть – надеть. Одеть – кого, что, т.е. облечь кого-либо в какую-либо одежду. Одеть ребёнка, больного, куклу, манекен. Надеть – что, т.е. натянуть, надвинуть (одежду, обувь, чехол и др.), покрывая, облекая кого-либо во что-нибудь. Надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки.

Целый – цельный. Целый – весь без изъятия, полный, а цельный – из одного вещества, из одного куска, монолитный. Целый час. Цельный гранит.

Абонент – абонемент. Абонемент – документ, предоставляющий право на пользование чем-либо, на какое-либо обслуживание, а абонент – тот, кто пользуется абонементом, клиент некоторых коммунальных служб. Абонемент на концерт. Абонент телефонной сети.

Боязно – боязливо. Боязно – страшно, жутко, а боязливо – робко, несмело, со страхом. Боязно в лесу. Боязливо ответить.

Неприглядный – непроглядный. Неприглядный – невзрачный, непривлекательный на вид, неблаговидный, а непроглядный – тёмный, густой, сквозь который ничего невозможно разглядеть. Неприглядный поступок. Непроглядный мрак.

Осудить – обсудить.  Осудить – выразить неодобрение, вынести приговор, а обсудить – всесторонне рассмотреть. Осуждение преступника. Обсуждение проблемы.

Цветной – цветовой. Цветной – окрашенный, имеющий какой-либо цвет или цвета, а цветовой – относящийся к цвету, связанный с восприятием цвета. Цветная обложка. Цветовая гамма.

Фасонный – фасонистый. Фасонный – сделанный по определённому фасону, образцу, а фасонистый – модного, вычурного фасона. Фасонные работы. Фасонистый костюм.

Нетерпимый – нестерпимый. Нестерпимый – такой, который невозможно стерпеть, а нетерпимый – недопустимый. Нестерпимый холод. Нетерпимое отношение.

Личный – личностный. Личностный – относящийся к личности, индивидуальности, связанный с личностью, индивидуальностью, а личный – принадлежащий данному лицу, находящийся в пользовании данного лица; предназначенный для обслуживания какого-либо отдельного лица, состоящий при нем. Личностное отношение. Личный секретарь.

Глинистый – глиняный. Глиняный – сделанный из глины, а глинистый – содержащий глину. Глиняный горшок. Глинистая почва.

Задание 5.

Все слова разделите на две группы в зависимости от сочетаемости с паронимами масленый – масляный.

Масленый – бумага, взгляд, глаза, голос, лицо, пейзаж, полотенце, речь, руки, слова, улыбка.

Масляный – бак, запах, картина, краска, лак, лампа, лужа, пленка, портрет, пятно.

Задание 7.

В приведенных предложениях нарушены границы лексической сочетаемости. Устраните этот недочет.

  1. Половина игры уже прошла. Основная половина игры уже прошла.
  2. Все дети очень обрадовались. Все дети сильно обрадовались.
  3. Внеклассная работа положительно влияет на развитие детей.
  4. Этот актер давно заслужил любовь зрителей. Этот актер давно заслужил признание зрителей.
  5. Большое количество заданий было выполнено. Большая часть заданий была выполнена.
  6. Интерес ученики проявили к выставке школьных поделок. Особый интерес ученики проявили к выставке школьных поделок.

Задание 8.

Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких в результате незнания истинного значения слова.

Лексическая сочетаемость нарушена намеренно: живой труп, обыкновенное чудо, отменный негодяй, ужасно интересная книга, очевидное – невероятное, страшная красавица.

Лексическая сочетаемость нарушена в результате незнания истинного значения слова: три единственные дочери, большая или меньшая половина, зайтись детским легким смехом, облокотиться спиной, сломать стеклянную вазу, страшно удобная обувь.

Задание 9.

Назовите словосочетания, из смешения (контаминации) которых появились новые ненормированные выражения.

Тратить нервы = трепать, портить нервы + тратить здоровье, силы.

  1. Одержать успехи = добиться успехов + одержать победу.
  2. Оказать внимание = оказать поддержку + проявить внимание.
  3. Поставить вечер, концерт = поставить спектакль + организовать вечер.
  4. Потерпеть потери = потерпеть неудачу + нести потери.
  5. Поднять тост = поднять бокал + произнести тост.
  6. Играет значение = играть роль + иметь значение.
  7. Оказать вред = оказать влияние + причинить вред.
  8. Брать, взять ставку на что-нибудь = сделать ставку + взять выигрыш.
  9. Занять звание чемпиона = занять место чемпиона + получить звание чемпиона
  10. Защитить степень = защитить диссертацию + получить степень.
  11. Производить воздействие = оказать воздействие + производить влияние.
  12. Возглавить идеи = возглавить людей + придумать идею.

Задание 10.

С приведенными синонимами (иноязычными и русскими) составьте словосочетания и отметьте смысловые и стилистические различия.

  1. Натуральный – естественный (натуральный цвет, естественная красота);
  2. Фальшивый – искусственный (фальшивый документ, искусственное освещение);
  3. Антагонистический – враждебный (антагонистический противоречия, враждебное отношение);
  4. Вибрировать – дрожать (стекла вибрируют, руки дрожат);
  5. Дискутировать – спорить (дискутировать об отношениях, спорить о литературе);
  6. Демонстрировать – показывать (демонстрировать достижения, показывать фокус);
  7. Дистанция – расстояние (держать дистанцию, близкое расстояние);
  8. Оптимистический – жизнерадостный (оптимистическая натура, жизнерадостный человек);
  9. Индифферентный – равнодушный (индифферентный обыватель, равнодушный зритель);
  10. Монолитный – единый (монолитные колонны, единое государство).

Задание 13.

Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.

  1. Об автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.
  2. В институте разработаны новые методики и решения по этой проблеме. В институте разработаны новые методики по этой проблеме.
  3. Больной был немедленно госпитализирован.
  4. Фирма объявила о свободной вакансии главного бухгалтера. Фирма объявила о вакансии главного бухгалтера.
  5. До сих пор неизвестно, кто автор этого уникального произведения. До сих пор неизвестно, кто творец этого уникального произведения.
  6. Уже в начале творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны.
  7. Между природой и человеком уже не существует значительной разницы.
  8. Роман «Евгений Онегин» является одним из сложных пушкинских произведений.
  9. У нее были большие глаза.
  10. Президент фирмы призвал всех к сотрудничеству.
  11. Необходимо реалистично оценить наши экономические шансы.

Задание 14.

Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.

Допустимые: информационное сообщение, вечерняя серенада, экспонаты выставки, прейскурант цен, для проформа, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, демобилизация из армии, реальная действительность, период времени, мемориал памяти, странный парадокс, временной цейтнот.

Недопустимые: травматическое повреждение, хронометраж времени, народный фольклор, свободная вакансия, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, биография жизни, ведущий лидер, необычный феномен, огромная махина, ответная контратака, прогрессировать вперед.

Задание 15.

Укажите значения заимствованных слов и подберите к ним слова синонимы русского происхождения.

Абитуриент – человек, поступающий в вуз. (Претендент, Выпускник (школы)).

Кампания – совокупность военных операций. (Действие).

Кворум – число участников собрания, заседания, достаточное для признания его правомочий. Собрание, совещание.

Меморандум – дипломатический документ, излагающий взгляды правительства на какой-либо вопрос. Предложение. Документ.

Гипертрофированный – крайне преувеличенный; чрезмерный. Избыточный. Преувеличенный. Избыточный.

Лояльный – хранящий верность существующей государственной власти, существующему порядку; корректно относящийся к кому-либо, чему-либо. Благосклонный. Расположенный.

Одиозный – вызывающий крайне отрицательное отношение к себе. Неприятный. Отталкивающий.

Позитивный – заслуживающий одобрения, полезный. Положительный. Одобрительный.

Утилитарный – основанный на утилитаризме; имеющий практическое назначение, применение. Практический. Прикладной. 

Альтруизм – бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами. Человеколюбие. Самоотверженность.

Апелляция – официальная жалоба на решение, приговор суда, направляемая в вышестоящую инстанцию с целью пересмотра дела. Протест. Обжалование. Прошение.

Апогей – высшая степень проявления чего-либо. Расцвет. Вершина. Предел.

Манкировать – небрежно отнестись к чему-либо; пренебречь чем-либо. Отсутствовать.

Тарифицировать – осуществлять определение тарифа на основе определенной классификации объектов обложения или оплаты. Оценивать.

Задание 16.

Дайте стилистическую характеристику приведенным ниже фразеологизированным выражениям. Для выполнения задания используйте фразеологические словари.

  1. Держи карман шире – напрасно ждешь, не получишь.

Железная дорога – грамматическое словосочетание.

Иметь место – книжн. – быть в наличии; случаться, происходить.

Марионеточное правительство –  образное, ироническое высказывание; характеризует правительство, не выражающее воли своей страны, а действующее по негласной указке какого-нибудь иностранного государства.

Море по колено – образное, сравнительное, разг. экспрес. – ничто не страшно для кого-либо; все нипочём кому-либо.

Ничтоже сумняшеся – шутливо-ироническое древнерусское высказывание – совсем не сомневаясь, без долгих размышлений, попросту, спроста.

Рукой подать – образное, сравнение, разг. экспрес. – очень близко, совсем рядом. 

Ума не приложить – образное, сравнение, разг. экспрес. – совсем не могу понять что-либо, догадаться о чём-либо.

  1. Валять дурака – образное, народ. разг. неодобр. – дурачиться, потешать других глупыми выходками; бездельничать, ничего не делать; вести себя несерьезно.

Задать баню – образное, народ. прост. экспрес. – сильно, жестоко бранить кого-либо; жестоко побить, поколотить и т.п. кого-либо.

Кот наплакал – сравнение, разг. неизм. – очень мало (об очень малом количестве кого-либо или чего-либо).

Между Сциллой и Харибдой – устар. книжн. экспрес. – в тяжёлом положении, когда опасность угрожает с двух сторон.

Типун на язык – образное, устар., разг. – недоброе пожелание кому-либо, кто говорит не то, что следует.

Умыть руки – разг. экспрес. – отстраняться от участия в каком-либо ответственном деле.

Единовременное пособие – совр. – лексическое словосочетание.

Шевелить мозгами – прост. экспрес. – соображать; уметь думать, размышлять.

  1. Ахиллесова пята – книжн. экспрес. – наиболее уязвимое, слабое место у кого-либо.

Ломать голову – разг. экспрес. – усиленно, напряжённо думать, стараясь понять, разрешить что-нибудь трудное, сложное.

Попасть впросак – разг. – из-за незнания чего-либо оказываться в неприятном, неловком, невыгодном для себя положении; ошибаться, обманываться в чем-либо.

С коломенскую версту – иноск. устар. – об очень длинном.

Тертый калач – разг. ирон. устар. – опытный, бывалый и хитрый человек, которого трудно провести.

Фиктивный капитал – капитал в ценных бумагах (акциях, облигациях и др.), дающий право их владельцам регулярно присваивать часть прибавочной стоимости в виде дивиденда или процента.

Тяжелый на подъем – разг. – не любит выходить или выезжать куда-либо.

Грецкий орех – сравнение, ирония.

  1. Положа руку на сердце – экспрес. – совершенно искренне, чистосердечно.

Прямой угол – совр. сравнение.

Средь бела дня – разг. – днем, когда светло.

С одной стороны… с другой стороны… – неизм. – выражение, используемое при перечислении или противопоставлении двух фактов, явлений, обстоятельств.

Нелегкая дернула – прост. экспрес. – неизвестно зачем вздумалось кому-либо сделать что-либо.

Сизифов труд – иноск. – о трудной, безрезультатной, бесконечной работе (муке).

В ус не дуть – устар. экспрес. – совсем, совершенно не бояться кого-либо.

ТЕМА 5. Морфологическая норма.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1.

Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами. Словосочетания запишите:

Например: трамвайное депо; концертный рояль, редкая фамилия, старинное бра, серая мышь, жареный картофель, молотый кофе, стальной рельс, гардинный тюль, уютное кафе, замшевая туфля, черный какаду, взрослый шимпанзе, зимнее пальто, широкое шоссе, Московское метро, костная мозоль, цеховой табель, двухместное купе в вагоне, вкусное какао, итальянское пианино, утреннее меню, маршрутное такси, артистическое фойе, справочное бюро, заключенное пари, справедливое жюри, интересное кино.

Задание 2.

Определите род имен существительных. К существительным общего рода подберите согласованные определения.

Бездарь (жен. род); вышибала (муж. род); вертушка (об. род); жертва (жен. род); запевала (об. род); лиса (жен. род); коллега (об. род); марионетка (жен. род); спортсмен (муж. род), мазила (об. род); невежда (об. род); недотрога (об. род); недоучка (об. род); писака (об. род); старшина (муж. род), стрекоза (жен. род), судья (муж. род), тамада (муж. род), тряпка (об. род), тупица (об. род), умница (об. род); ябеда (об. род); лакомка (об. род); выскочка (об. род).

Голосистый запевала, первая вертушка, умный коллега, футбольный мазила, скучный недотрога, взрослый недоучка, газетный писака, безвольная тряпка, полный тупица, большая умница, вредный ябеда, милая лакомка, наглый выскочка.

Задание 4.

От предложенных существительных образуйте форму единственного числа и согласуйте с ними подобранные определения.

Африканский жираф; бескрайняя степь, большой скирд, совершенный(ая) неряха, сочное яблоко, деревянная ставня, резиновая присоска, солдатская шинель, золотая медаль, меховой унт, серый гусь, фортепианная клавиша, отглаженный манжет, железный занавес, сельский староста, типичная идиома, концертный рояль, стальной рельс, белая босоножка, лесное пожарище, офицерский погон, заказная бандероль, голосистый(ая) запевала, ягодная гроздь, детский санаторий, кожаный ботфорт, зрительский зал, новый шампунь, твердая мозоль, маленький(ая) плакса, гражданский судья, рыболовецкий бот.

Задание 5.

Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия.

Балерина – балерун, гонщица – гонщик, доярка – дояр, массажистка – массажист, маникюрша, санитарка – санитар, секретарша – секретарь, сиделка, солистка – солист, студентка – студент, телеграфистка – телеграфист, ткачиха – ткач, чемпионка – чемпион.

Задание 6.

Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.

У него, меня, них, неё;

Навстречу мне, ему, ей, им;

Выше его, её, меня;

Благодаря ему, ей, им, нам, вам;

За ним, ней, тобой, мной;

К нему, ней, ним, нам;

Из-за него, неё, них, вас, нас;

Вслед за ним, ней, ними, вами.

Задание 7.

Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ниже глаголов. При наличие вариантов объясните их различие.

Например: Капать – каплет, капает

Махать – машет, махает.

Сыпать – сыпет, сыплет.

Двигать – движет, двигает.

Мяукать – мяучит, мяукает.

Щипать – щиплет, щипает.

Брызгать – брызжет, брызгает.

В виде стилистических вариантов могут быть представлены в настоящем времени и формы глаголов полоскать, плескать, колыхаться, колебать, рыскать, махать, хлестать, щипать, сыпать, трепать, глодать и др.:

  • чередованием согласных в корне (полощут, плещут, машут…) – стилистически нейтральный вариант;
  • без чередования согласных (полоскают, плескают, махают…) – разговорный вариант.

Раздел 3.

Объясните значение слов, называющих различные виды служебных документов. При необходимости обращайтесь к толковому словарю. Запомните написание этих слов.

Аккредитив – именная ценная бумага, удостоверяющая право лица, на имя которого она выписана, получить в банке указанную в ней сумму.

Бюллетень – документ для голосования с фамилиями кандидатов.

Ведомость – документ для голосования с фамилиями кандидатов.

Декрет – постановление верховной власти государства, имеющее силу закона.

Директива – указание, распоряжение вышестоящего органа или должностного лица, обязательное для выполнения.

Лицензия – разрешение на ведение какого-либо вида деятельности.

Облигация – ценная бумага, приносящая ее владельцу доход в виде определенного, заранее установленного процента к ее нарицательной стоимости.

Патент – свидетельство, удостоверяющее наличие у его обладателя исключительного права на изобретение.

Прейскурант – справочник цен по видам и сортам товаров.

Реестр – книга для записи дел и документов.

Ходатайство – официальная просьба, представление о чем-либо с целью добиться чего-либо.

Список использованной литературы:

  1. Стилистика и культура русской речи: Учебник / Т.Я. Анохина, О.П. Гонтарева и др.; Под ред. проф. Т.Я. Анохиной. – М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
  2. Русский язык: Орфография: Учебное пособие / Л.И. Новикова, Н.Ю. Соловьева. – М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М: РАП , 2010. 
  3. Культура речи: Учебник / А.Г. Петрякова – М.: Реторика-А, 2012.
  4. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова; Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). – М.: Форум, 2009. 
  5. Словарь синонимов русского языка / Сост. А.Ю. Мудрова. – М.: Центрополиграф, 2011.
  6. Большой орфографический словарь русского языка / Сост. А.А. Медведева. – М.: Центрполиграф, 2009.
  7. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Сергей Иванович Ожегов, Лев Иванович Скворцов. – М.: Оникс, 2010.
  8. Фразеологизмы в русской речи: Словарь / Н.В. Баско. – М.: Наука, 2013.

Орфоэпическая норма