АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

PAGE \* MERGEFORMAT 10

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Сущность социальной политики государства.

1.1. Функции и методы социальной политики 5

1.2 Основные направления социальной политики 12

2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Анализ динамики доходов населения РФ 19

2.2 Анализ состояния в здравоохранении в РФ 20

2.3 Анализ состояния в образовательной сфере в РФ 23

3. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36

Введение

Выбор темы для моей курсовой работы обусловлен её актуальностью, так как я считаю, что социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, поэтому проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики.

Перемены в экономике, произошедшие после распада СССР, проявились и в социальной политике. Главное – системы государственных бесплатных социальных услуг распались, а условия для создания новой системы, к сожалению, не созданы. Это объясняется тем, что социальная сфера в России в прошедший период реформ не была приоритетной в плане преобразований. При отсутствии целенаправленного воздействия объектами социальной политики становилась то одна социальная группа, то другая. Однако предпринимаемые меры (выплаты пособий по безработице и компенсации роста цен, а также другие) к желаемым результатам не привели. Сегодня вполне очевидно, что социальные ресурсы в обществе постепенно истощились. Незначительное увеличение трудовой активности населения на начальном этапе реформ за счет возникновения новых сфер и видов деятельности, а также появления новых источников дохода к предполагаемому росту уровня жизни в России не привело. Напротив, в обществе обострился социальный кризис ввиду резкого снижения качества жизни населения, что заставило правительство начать корректировку курса реформ и рассматривать социальную политику как существенное и приоритетное направление деятельности государства.

Пока для России остается открытым вопрос о том, какая именно модель социальной политики будет наиболее адекватной для развития страны. Но уже сегодня очевидна необходимость коренных изменений в обязанностях государства, предприятий и личности, активизация роли государства в социальной сфере и регулировании социальных процессов.

Правильный, разумный выбор стратегии социальной политики, отвечающей всем реалиям сегодняшнего дня и в то же время базирующийся на традициях государства, собственном историческом опыте и опыте зарубежных стран, является главной задачей на пути построения социально ориентированной рыночной экономики. От этого выбора зависит благосостояние нации, а следовательно, и будущее России.

Целью моей курсовой работы является подробное изучение социальной политики современной России.

Предмет исследования – государственное регулирование.

Объект исследования – социальная политика государства.

Для достижения цели я поставил перед собой следующие задачи:

  1. рассмотреть сущность социальной политики;
  2. провести анализ функционирования социальной политики в РФ;
  3. рассмотреть реализацию социальной политики в РФ на современном этапе;
  4. выявить недостатки социальной политики, предложить методы совершенствования.

1. Сущность социальной политики государства.

  1. Функции и методы социальной политики

Одним из важнейших направлений государства по регулированию социально-экономических условий жизни общества является социальная политика. Её суть состоит в поддержании отношений как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране. [4]

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двойную роль.

Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политики концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. [18]

Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Социальная политика обладает рядом функций, которые в конечном счете определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:

  • компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;
  • элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;
  • кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства. [28]

Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще.

Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. [2]

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства; 

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является - гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. [11]

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 час работы). Например, минимальная почасовая оплата труда в США с 1997 г. составляет 5,15 доллара, в Великобритании – 3,60 фунтов стерлингов.

Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

В России с 1991 года также действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). На конец 1999 года он составлял 83 руб. 49 коп. Для всех налогоплательщиков с 1 октября 2003 года МРОТ повышен до 600 руб.

Данный Размер МРОТ применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.1

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

Всесторонняя система индексации сложилась в 60–70-х гг. в большинстве стран Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

1. В большинстве промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного населения (например, в США – на чуть более 10% наемных работников, тогда как остальные предпочитают добиваться тех или иных надбавок к заработной плате при пересмотре коллективных договоров). Вместе с тем индексация широко используется для поддержания уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.

В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимальной заработной платы.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров). [4]

2. В основе применяемого в России с 1997 г. физиологического минимума лежит набор из 25 основных продуктов питания, который рассчитывается исходя из годовых норм потребления, необходимых для мужчины трудоспособного возраста.

В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых – уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т. д.

Основным инструментом оценки, прогнозирования и регулирования величины, структуры и динамики уровня жизни являются потребительские бюджеты населения.

Практикуются два рода бюджетов: нормативные, которые являются результатом специальных исследований, и фактические, полученные в результате статистических данных.

Нормативные бюджеты подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечивающие элементарные на данном этапе развития общества условия жизни, поддерживающие работоспособность и здоровье людей. [17]

3. Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание – 46,1, непродовольственные товары – 39, услуги – 13,2, налоги и сборы – 2,7%. Он позволяет обеспечить на минимальном уровне воспроизводство семьи и характеризует границу малообеспеченности.

Всероссийский центр уровня жизни выделяет 5 групп населения с разным уровнем обеспеченности:

I группа – бедные семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует стоимостной оценке бюджета прожиточного минимума;

II группа – малообеспеченные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума и стоимостной оценкой минимального потребительского бюджета;

III группа – обеспеченные семьи, душевой доход в которых выше стоимостной оценки МПБ и колеблется вокруг уровня среднедушевого дохода и соответственно среднего бюджета.

IV группа – состоятельные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между уровнями среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального потребительского бюджета;

V группа – богатые семьи, уровень дохода в которых выше рационального бюджета.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать доходы населения. [12]

Таким образом, социальная политика – это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.

Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:

1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).

2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.

3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.

4. Дальнейшее совершенствование общественно-политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

1.2 Основные направления социальной политики.

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработана несколько направлений в ее реализации. К ним относятся: социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику, а так же механизм формирования доходов населения.

Социальное страхование - наиболее важная часть политики государства в социальной сфере. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин, например, из-за травмы) возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая - выплата определенной суммы за причиненный ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхование.

Необходимо правильно понимать смысл, значение социального страхования - как основного механизма социальной защиты работников в условиях рыночной экономики. Именно на этой основе социальное страхование может стать реальной базой достижения социальной стабильности и согласия. Все это свидетельствует о необходимости восстановления страхового характера данного вида социальной защиты. В зависимости от соблюдения принципов страхования и обеспечения им адекватных источников финансирования можно выделить 3 модели организации социального страхования:

1. В первой модели страховые начала не развиты. Размер выдаваемых социальных пособий и выплачиваемых пенсий зависит от ряда второстепенных внешних факторов, от служебного положения. Недостаток денежных средств покрывается учредителями. Подобная система способна обеспечить лишь невысокие уровни защиты и может существовать только в условиях бездефицитного государственного бюджета. Рыночным условиям хозяйствования, как правило, свойственен дефицит государственного бюджета, а значит, велика вероятность того, что государство не сможет выполнить своих обязательств.

2. Отличительная черта второй модели - страхуемые и страхователи делают взносы, однако расчеты с ними не учитывают степени вероятности наступления того или иного страхового события, т.е. социального риска. Страхование фактически осуществляется в пользу третьих лиц, и накопление финансовых средств никак не связано с ростом обязательств.

3. Третья модель строится, исходя из страхования социальных рисков. Величина накопленных средств в каждый конкретный момент времени соответствует взятым страхователями обязательствам. Выплаты не могут превышать установленного соотношения между выдаваемыми пособиями и поступлениями. Эта модель социального страхования обычно предусматривает способы покрытия дефицита средств путем образования запасных фондов, перестрахования рисков и т.д.. Такая форма организации социального страхования достаточно гибка: не возникает технических трудностей, как при объединении нескольких видов страхования, так и при их разделении, при выходе из фондов страхования группы участников или при привлечении новых. [7]

Система социального страхования строится на определенных принципах. Во-первых, оно имеет законодеятельную основу. Во-вторых, оно обязательно для лиц, работающих в условиях риска (впрочем, страхование может осуществляться и на добровольной основе). В-третьих, система социального страхования предусматривает участие государства в финансировании соответствующих выплат. Делятся это либо в форме снижения выплачиваемых самими работниками сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. В-четвертых, система социального страхования ориентируется на помощь, прежде всего слабым в экономическом отношении членам общества.

Практика определила несколько форм социального страхования. Во многих цивилизованных странах применяются следующие: страхование от несчастного случая, болезни, в связи с родами и уходом за ребенком, по инвалидности, в случае потери работы, пенсионное страхование.

Важнейшим направлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции “динамической пенсии”: приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений.

В обязанности государства входит обеспечение функционально - способной системы институтов страхования на случай болезни. Например, обеспечение в случае заболевания почти для 90% граждан ФРГ гарантируется путем установленной законом системы страхования на случай болезни. Около 10% граждан застрахованы частным образом. Заболевший во время болезни дохода не теряет. Работодателей закон обязывает продолжать выплату заработной платы в течение шести последующих недель.5

Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Здесь речь идет о различного рода переплетениях, распределении и правах застрахованных. Большие затраты на финансирование последствий несчастных случаев на производстве являются важной причиной интенсификации государственной политики защиты работополучателей. Необходимо, чтобы финансирование осуществлялось на 100% за счет взносов предприятий или работодателей, т.к. в соответствии с принципом причинности вопрос о начислении издержек (затрат), связанных с последствиями несчастных случаев, будет отнесен к предприятиям.

Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. Кроме того, в любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности. [16]

Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют о том, что к важнейшим принципам социальной защиты работников следует отнести:

  1. социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других признанных международных норм;
  2. социальная справедливость в области трудовых отношений - равные права на условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности, обеспечение медицинского, социальной и профессиональной реабилитации;
  3. всеобщий и обязательный характер защитных работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально - экономического развития общества;
  4. минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации;
  5. государственные гарантии связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;
  6. заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества социального страхования и широкий круг профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;
  7. солидарность всех субъектов социальной защиты на основе “социальных договоров”, касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;
  8. экономическую и социальную свободу работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций;
  9. личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы;
  10. многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты - от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп;
  11. многосубъектность социальной защиты - субъектами социальной защиты должны выступать: государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления;
  12. многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты - предметом внимания должны стать условия и оплата труда работников, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности и реабилитационные услуги.

Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней или ежемесячно). [14]

В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение предельного уровня последней и сохранение его в течение определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса.

Социальная политика на рынке труда. Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда.

Социальная политика применительно к рынку связана прежде всего с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государство может влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованные органы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.

2 Анализ функционирования социальной политики в российской федерации

2.1 Анализ динамики доходов населения РФ

Первое, к чему мы обратимся, это показатель дохода. Рассмотрим динамику изменения денежных доходов населения в России. Согласно Росстату картина выглядит следующим образом - средний размер душевых доходов в стране растет. Причем растет и разница между средней величиной дохода и прожиточным минимумом, что казалось, говорит об улучшении благосостоянии общества. Однако общая картина динамики доходов россиян скрывает серьезную региональную и поселенческую дифференциацию. Как и следовало ожидать, наибольший уровень доходов зафиксирован в мегаполисах, регионах Зауралья и областях с наличием добывающих компаний.

Кроме того растет дифференциация в доходах. Причем эта тенденция положительная, растет разница между максимальным и минимальным уровнем дохода. Высокое значение данного показателя и формирует такой высокий уровень средней величины дохода.

По данным Росстата, уровень бедности составил в 2012 г. - 18,9 %, а по данным ВЦУЖ 35 % - бедные, а 9 % населения - это богатые и сверхбогатые.

Основным инструментом преодоления бедности и повышения эффективности производства, как известно, является заработная плата, поскольку она занимает наибольшую долю в структуре доходов населения.

Сегодня даже средняя ее величина не обеспечивает нормальных условий воспроизводства работников и членов их семей. Бедность ограничивает доступ значительной части населения к качественным услугам образования и здравоохранения, успешную социализацию детей и молодежи. Ведь большая часть доходов тратится на покупку продуктов и услуг . Низкий уровень доходов большей части населения влечет за собой усиление напряженности, социального неравенства, препятствует развитию внутреннего рынка страны, формированию среднего класса.

В настоящее время заработная плата как базовый источник доходов населения практически не выполняет воспроизводственной и социальной (борьба с бедностью) функций. По сравнению с развитыми странами уровень затрат на рабочую силу в России остается низким: занимает40-е место среди европейских стран. По оценкам МОТ, доля заработной платы в ВВП развитых стран составляет 45 -60%, а доля социального страхования - 12-25% ВВП, для России эти показатели, соответственно, составляют 32 и 9,5 %. Существенной проблемой для российской экономики является значительное отставание минимального размера оплаты труда от ее среднемесячной величины и величины прожиточного минимума. С незначительными отклонениями такая ситуация сохраняется в экономике вот уже на протяжении последних 5 лет. [6]

Таким образом, делаем вывод, о том, что экспортно-сырьевая ориентация российской экономики предопределяет значительную отраслевую дифференциацию заработной платы. К наиболее высокооплачиваемым секторам экономики относятся отрасли ТЭК, первичной переработки сырья (цветная и черная металлургия), а также финансовые и страховые структуры. Среди низкооплачиваемых секторов российской экономики, прежде всего, следует выделить бюджетную сферу, машиностроение, деревообрабатывающую, легкую, пищевую промышленность, сельское хозяйство. По данным статистики, доходы работников в бюджетной сфере не превышают 60% средней заработной платы по промышленности, а заработная плата в газовой промышленности более чем в 13 раз превышает доходы работников сельского хозяйства.

2.2 Анализ состояния в здравоохранении в РФ

Здоровье человека должно быть осознано нашим обществом как важнейший показатель уровня и качества жизни Здоровье нации становится общенациональной проблемой, так как темпы убыли населения "противоестественно" велики: каждый час россиян становится на 100 человек меньше. Это результат низкой санитарной культуры и недостаточной пропаганды здорового образа жизни.

Преждевременная смертность в стране приобрела угрожающие масштабы. По продолжительности жизни мужчин Россия сегодня находимся на 119-м месте, а по продолжительности жизни женщин - на 85-м месте среди 175 стран мира. Сверхвысокая смертность населения в России обусловлена, по данным специалистов, низким качеством жизни, широким распространением болезней, социальным неблагополучием, масштабным социальным стрессом, табакокурением, алкоголизмом, наркоманией. От болезней, вызванных курением, ежегодно умирают до 200 тысяч человек. При этом устойчивую привычку к курению в России имеют 40% мужчин и 24% женщин, а 70% подростков уже пробовали курить. Смертность, вызванная злоупотреблением алкоголем, составляет более полумиллиона человек ежегодно. Угрожающий характер приобретает эпидемия наркомании. Количество людей, регулярно употребляющих наркотики, достигает 3 миллионов человек. Ежегодно наркомания уносит жизни почти 80 тысяч россиян. Причем за последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, в том числе среди детей и подростков - в 42 раза. Особенно тревожным является ухудшение здоровья младшего поколения. И если здоровыми у нас рождаются только 10-15% детей, то после окончания школы таковыми остаются не больше 5%. [26]

В России сейчас с каждым годом увеличивается число больных людей В России существует проблема недостаточности профессиональной и компетентной информации о сохранении здоровья человека, о влиянии вредных факторов и методах восстановления здоровья. Необходимо исключить некачественную и некомпетентную информацию медико-санитарного характера, имеющей место в СМИ и проводить телевизионные кампании за здоровый образ жизни.

С целью повышения качества предоставления медицинских услуг, увеличения продолжительности жизни, в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации разработан приоритетный национальный проект "Здоровье".

Определены основные направления и мероприятия данного проекта, которые включают:

1. Повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи

- переход на новые формы оплаты труда медицинских работников первичного звена отечественной медицины с целью материального стимулирования их деятельности по предупреждению заболеваний и привлечению в эту сферу квалифицированных врачей, в том числе молодых специалистов.

- укрепление диагностической службы первичной медицинской помощи. Муниципальные медицинские организации будут оснащены современным рентгенографическим и эндоскопическим оборудованием, оборудованием для УЗИ, электрокардиографами и лабораторным оборудованием.

- укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи. Предусматривается оснащение бригад скорой медицинской помощи современным санитарным транспортом.

· Усиление профилактической направленности здравоохранения, формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению, формирование паспорта здоровья

- ведение активного медицинского просвещения, направленного на формирование у населения навыков культуры здоровья, снижение масштабов алкоголизма и наркомании.

- иммунизация населения в рамках национального календаря.

- повышение качества обследования новорожденных детей.

- Дополнительная диспансеризация работающего населения.

· Удовлетворение потребности населения в дорогостоящих видах медицинской помощи, перевод федеральных специализированных учреждений на работу в условиях государственного заказа

- строительство медицинских центров различного профиля в федеральных округах.

- модернизация механизма предоставления высокотехнологичной медицинской помощи и увеличение объема квот (операций).

2.3 Анализ состояния в образовательной сфере в РФ

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

В РФ идет реформирование образовательной системы. Причем реформы касаются как школьного, так и вузовского образования. [7]

В 2011г. сократилось число дневных общеобразовательных учреждений, что в определенной степени связано с сокращением численности детей школьного возраста (по предварительным данным, среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 3%), в то же время увеличилось число гимназий (на 4,2%) и лицеев (на 5,1%). Мероприятия по реорганизации сети государственных и муниципальных учреждений среднего и высшего профессионального образования привели к сокращению числа самостоятельных средних специальных и высших учебных заведений (более подробная информация в приложении В).

Прием в государственные и муниципальные средние профессиональные учебные заведения сократился по сравнению с 2010г. на 26,1 тыс.человек, или на 3,4%. На условиях полного возмещения затрат на обучение приступили к занятиям в техникумах 238,1 тыс. студентов, или 32,6% от общего числа принятых (в 2010г. - 260,8 тыс., или 34,5%).

Прием в государственные и муниципальные ВУЗы в 2011г. увеличился на 7,3 тыс.человек (на 0,5%) в основном за счет студентов, принятых на заочную форму обучения, увеличение приема на которую составило 35,8 тыс.человек, или 6,6%. Численность принятых на дневную форму обучения сократилась на 25,2 тыс. студентов, или на 3,4

Доступ в Интернет был на 67,3% компьютеров в государственных и муниципальных высших учебных заведениях и на 43,3% компьютеров в государственных и муниципальных средних специальных учебных заведениях. [14]

С целью ускорения модернизации российского образования и в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации разработан приоритетный национальный проект "Образование". Определены основные направления и мероприятия данного проекта, которые включают в себя Национальный проект «Образование»:

- оказание по итогам конкурсного отбора государственной поддержки на реализацию программ развития не менее 30вузам (на общую сумму 20млрд. руб.) и6000школ (по1млн. руб.), активно внедряющим инновационные образовательные программы;

- государственную поддержку талантливой молодежи, что предполагает предоставление ежегодно не менее 2500грантов;

- поощрение ежегодно учителей премиями с целью поддержания лучших педагогических кадров и повышения престижа учительской профессии;

- подключение школ к сети Интернет и оснащение не менее 2500школ компьютерными классами, что позволит обеспечить развитие технической основы для внедрения современных образовательных технологий;

- оснащение ежегодно не менее 8000школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием;

- создание в воинских частях учебных центров начального профессионального образования для военнослужащих срочной службы.

Анализируя все выше сказнное, делаем вывод о том, что несмотря на рост реальной заработной платы в стране большая часть населения проживает за чертой бедности; существующий разрыв в заработной плате необходимо снижать за счет социальной помощи со стороны государства; образование и здравоохранение нуждаются в притоке молодых специалистов. Для этого необходимо обеспечить им качественные условия труда, и достойную заработную плату.

3. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Все более важную роль приобретают модели экономики социальной ориентации, где наряду с традиционно соперничающими механизмами рынка и государства определяющее значение приобретают социально-нравственные регуляторы, т.е. институты как высшие формы управления, основанные на культурно-моральных ценностях каждой страны.

Социальная политика - составная часть национальной стратегии социально-экономического развития страны и полностью исходит из долговременных целей государства. [28]

Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Она — органическая часть внутренней политики государства, направленная на обеспечение благополучия и всестороннего развития его граждан и общества в целом. Значимость социальной политики определяется ее влиянием на процессы воспроизводства рабочей силы, повышения производительности труда, образовательного и квалификационного уровня трудовых ресурсов, на уровень научно-технического развития производительных сил, на культурную и духовную жизнь общества. Социальная политика, направленная на улучшение условий труда и быта, развитие физкультуры и спорта, дает снижение заболеваемости и тем самым оказывает ощутимое воздействие на сокращение экономических потерь в производстве. В результате развития таких систем социальной сферы, как общественное питание, дошкольное образование, освобождается часть населения из сферы домашнего хозяйства, повышается занятость в общественном производстве. Наука и научное обеспечение, определяющие перспективы экономического развития страны в эпоху НТП, также являются частью социальной сферы и их развитие и эффективность регулируются в рамках социальной политики. Социальная сфера не только регулирует процессы занятости населения, но и является непосредственно местом приложения труда и обеспечивает работой миллионы людей в стране. Такие отрасли социального комплекса, как здравоохранение, образование, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство и другие, обеспечивают рабочими местами до 20% экономически активногонаселения, а в экономически развитых странах в сфере услуг занято до 70% всех работающих.

Значимость социальной сферы велика не только благодаря ее огромному влиянию на экономику. Главное ее назначение — полное удовлетворение материальных, культурных и духовных потребностей, формирование всесторонне и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованного государства.

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.

Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ. Общественными благами в экономической теории называются блага, обладающие следующими основными свойствами: неисключаемостью - блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей, неконкурентностью - будучи предоставлены одному лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек. Производство и предложение таких благ частными фирмами оказывается невыгодным: большинство людей будет пользоваться такими благами бесплатно.

К общественным благам, для которых в полной мере применимы указанные свойства, можно отнести национальную оборону, услуги маяков, уличное освещение и др. Некоторые блага частично считаются общественными: охрана общественного порядка, общественные парки, дороги и проч. К таким благам относят также образование, медицину, отрасли культуры. Общественные блага в силу их свойств производятся либо государством, либо фирмами-подрядчиками государства и предоставляются в пользование бесплатно, финансируются за счет средств госбюджета. Но при этом весьма сложной проблемой является определение объемов производства благ и соответствующих затрат ресурсов. Традиционный рыночный механизм выявления равновесных объемов и цен здесь не срабатывает. Требует участия государства также проблема распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

Современная социально-экономическая политика в России имеет следующие уровни:

- высший уровень, т.е. государственная стратегия социального развития, основу которого составляет единая стратегия, направленная на выравнивание уровня благосостояния и социально-экономической безопасности граждан в целом по стране, а также граждан, проживающих в различных регионах;

- межрегиональная государственная политика, реализуемая на основе крупномасштабных программ и проектов на территории федеральных округов и координации действий региональных администраций;

- региональная политика, основу которой составляет решение социальных проблем субъектов федерации на базе развития региональных факторов производства;

- локальная политика местного самоуправления, в основе которой стоит задача обеспечения должного уровня социальной муниципальной сферы

- корпоративная политика - стимулируемая государством деятельность крупнейших корпораций, основу которой составляют опорные сети представительных структур в регионах и доведение до потребителей корпоративных товаров и услуг по стандартам международного уровня, а также меры, направленные на повышение благосостояния и социальных гарантий работников корпораций и жителей территорий, где корпорации осуществляют свою работу.

В настоящее время происходят реформы в основных отраслях социальной сферы - здравоохранении, в образовании, ЖКХ, одним из результатов которых становится платность продуктов (услуг), производимых в данных секторах. В этой связи возникает две группы проблем, общих для всего социального блока. Одна - касается технологии и организации производства социальных услуг, другая - источников финансирования. Мировая практика свидетельствует, что социальная сфера не обладает достаточными возможностями развиваться только на основе саморегулирования; решающая роль здесь принадлежит государственным институтам.

Необходимость решения серьезных социальных задач побудило правительство к выбору прагматического пути - реализации правительственных программ в форме приоритетных национальных проектов в области образования, здравоохранения, жилья и сельского хозяйства. Их идея достаточно логична: повышение качества жизни граждан, поиск механизмов достижения этой цели, новые возможности государства, конкретный социальный результат. [15]

Российская власть смогла адекватно спрогнозировать развитие социокультурной тенденции в политике и экономике, учтя российскую специфику. Избранные сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества, создают стартовые условия для развития человеческого потенциала.

Приоритетные национальные проекты должны органически вписаться в стратегический курс развития человеческого потенциала. С этой точки зрения основные усилия государства должны быть сконцентрированы на решении трех групп первостепенных задач:

- улучшение социально-экономических условий (увеличение подушевого ВВП, продолжительности и качества жизни, качества здравоохранения и т.д.);

- повышение интеллектуального и культурного потенциала личности (рост числа студентов, школьников, продолжительности обучения, доступ к культурным ценностям, увеличение количества ученых и т.д.);

- духовное, нравственное совершенствование личности, формирование адекватной ценностной системы общества и государства.

Эти три направления тесно связаны и взаимно усиливают друг друга. Выделение одного из них и отказ от других означает потерю смысла и эффективности всей стратегии.

В современной России, как уже было сказано выше, наиболее актуальными проблемами являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью и поэтому программа по социальной политике должна включать следующие направления:

1.Создание условий для роста доходов населения и снижения бедности. Ведь в настоящее время низкий уровень доходов населения и высокий уровень бедности являются одним из барьеров для экономического роста. Рост заработной платы должен сопровождаться ростом производительности труда и созданием новых рабочих мест. При этом необходимо обратить особое внимание на повышение уровня жизни работников бюджетной сферы, в первую очередь врачей, учителей, научных работников. Реализуются дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в виде предоставления материнского (семейного) капитала (250 тыс. руб., которые могут быть направлены на улучшение жилищных условий, получение ребенком образования, формирование накопительной трудовой пенсии для женщин). Помимо этого, правительство кардинальным образом увеличило размер пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет (на первого -1,5 тыс. руб., на второго - 3000 руб.). Реализация всех этих мер на федеральном и региональном уровнях несомненно подтверждает осознание властью того, что бедность является острейшей социальной проблемой, представляющей угрозу национальной безопасности. Большое значение тут играет социальная защита малоимущих граждан. С 1 января 2009г. в отношении лиц, социальная защита которых отнесена к полномочиям федеральных органов государственной власти, начал действовать новый порядок, основывающийся на замене льгот ежемесячными денежными выплатами и предоставлении наиболее массовых натуральных их разновидностей в виде "социального пакета" (набора социальных услуг). Эти мероприятия позволили вывести из числа лиц с наименьшими доходами значительную часть неработающих пенсионеров и инвалидов.

2.Обеспечение граждан доступным жильем. В настоящее время жилищная проблема в стране решается неудовлетворительно. Очень велик фонд жилья, не отвечающего современным стандартам проживания. Покупка современного жилья доступна лишь 7-10 процентам наиболее обеспеченных граждан. В целях формирования рынка доступного жилья требуется комплексное решение вопросов, связанных с увеличением платежеспособного спроса населения на жилье, на основе развития долгосрочного жилищного кредитования под более низкие проценты и увеличения объемов жилищного строительства. Т.е. необходимо решать следующие задачи: развитие долгосрочного жилищного кредитования граждан, в том числе ипотечного кредитования; создание условий для увеличения объемов жилищного строительства; определение порядка предоставления жилья, расширение мер по оказанию помощи тем категориям граждан, которые нуждаются в особой поддержке, в том числе молодым семьям.

3.Модернизация системы образования. Сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда, т.к. более половины выпускников высших учебных заведений не находят работу по специальности, что в свою очередь сокращает приток квалифицированных кадров в экономику. В этой области необходима профессиональная подготовка кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда; повышение доступности качественных образовательных услуг, особенно для малоимущих граждан, в том числе за счет оказания социальной поддержки обучающихся, включая предоставление стипендий; внедрение и развитие образовательных технологий. Так, в сфере образования создаются специальные фонды развития учебных заведений, формируется система образовательных кредитов и т.д.

4.Повышение доступности и качества медицинской помощи. Эту задачу можно решить за счет установления государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи; обеспечения доступности лекарственных средств для широких слоев населения; развития добровольного медицинского страхования и совершенствования порядка оказания платных медицинских услуг. В сфере здравоохранения укрепляются системы первичной медицинской социальной помощи и профилактики, повышается доступность высокотехнологичных медицинских услуг. Это позволит улучшить социально-демографические характеристики в нашей стране.

5.Обеспечение граждан рабочими местами и создание благоприятных условий труда, т.к. в настоящее время прослеживается резкая дифференциация в уровнях оплаты труда руководителей и рядовых работников, а также в уровне среднедушевого денежного дохода между регионами.

Рассмотрев основные проблемы и направления социальной политики в российском государстве можно сделать следующие выводы:

- основные проблемы при анализе качества жизни в РФ касаются таких сфер, как образование, здравоохранение, низкая оплата труда, большой разрыв в доходах богатых и бедных;

- для решения данных проблем правительство еще в 2005 г. сформировало 4 важнейших национальных проекта, реализация которых происходит и в наши дни;

- необходимо активное участие крупных корпорации в осуществлении региональных социальных проектов. Отношения между государством и бизнесом должны строиться на основе социального партнерства;

- общество должно само активно участвовать в повышении уровня и качества жизни и способствовать тем самым социальному развитию.

Таким образом, анализ состояния современной социальной политики в РФ показал, что какие бы масштабные работы в социальной сфере не велись, проблемы все же являются существенными. Предложенные мною пути совершенствования, могут поспособствовать разрешению некоторых из них.

Заключение

Современная рыночная экономика смешанного типа на сегодняшний день предстаёт наиболее совершенной системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ современным экономически развитым странам. Хотя современная рыночная экономика и имеет свои недостатки, аргументы в пользу рыночной экономики выглядят убедительнее, нежели аргументы против нее.

В случае, когда рынок не способен справиться с какой-либо проблемой или решение этой проблемы заведомо будет неэффективным, ему на помощь приходит государство. Целью государственного регулирования экономики является поддержание экономической и социальной стабильности. Современную рыночную экономику уже невозможно представить без государственного вмешательства, т.к. государственному регулированию отводятся такие важные функции, как поддержание конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и др. Однако государство не должно вмешиваться в те области рынка, где его механизмов регулирования достаточно. В противном случае это может вызвать развал рыночной системы и превращение ее в командно-административную.

В развитии общественных отношений значительную роль играют социальные факторы. Формирование концепции национальной стратегии развития любой национальной экономики предопределяется влиянием социальных потребностей общества, тесно связанных с закономерностями развития экономической системы. На сегодняшний день ключевой целью социальной политики любого государства выступает обеспечение достойного уровня жизни и благосостояния граждан, достижение социальной справедливости. Со времен возникновения первых государственных образований первостепенной задачей социальной политики являлась проблема обеспечения граждан надежной защитой, в том числе и в социальных вопросах.

На сегодняшний день во главе приоритетов государственной политики стоит развитие именно благосостояния общества, повышение уровня и качества жизни каждого человека. При высоком уровне развития социальной инфраструктуры, экономики индивиду легче реализовать себя, внести максимальный вклад в развитие всего общества.

Достижению данной цели будет способствовать решение таких не только государственных, но глобальных проблем, как проблемы стран третьего мира, демографического старения населения, экологической ситуации в мире, проблемы в здравоохранении и т.д.

И не только государство в лице своих органов должно решать эти проблемы, а все общество в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Конституция Российской Федерации : от 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс] : (ред. 21.07.2014 ) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  2. Авакьян, С.А. Состояние проблемы и перспективы местного самоуправления [Текст]: учебник/ С.А. Авакъян - М. Логос, 2011.-443с.
  3. Асжина, М.А. Основы экономической теории [Текст]: учебник / М.А. Асжина. -М.:Норма, 2012. – 23,98,152с.
  4. Баранчиков, В.А. Муниципальное право [Текст]: учебник/ В.А. Баранчиков. - М.: Норма, 2011. -573с.
  5. Батурин, Л.А. Социальная сфера в рыночной экономике [Текст]: учебник/ Л.А. Батурин. -Минск: Издательство «Слово», 2011г. - 342 с.
  6. Виноградов, В.В. Экономика России [Текст]: учебник/ В.В. Виноградов. – М.: Юристъ, 2012. - 398с.
  7. Волгин, Н. А. Социальная политика [Текст]: учебник / Н.А. Волгин. - М.: Инфра-М. 2011. – 76 -89 с.
    1. Волков, О. И. Экономика [Текст]: учебник / О.И. Волков, - М.: Инфра - М, 2013г. – 15-18с.
    2. Волков, Ю.Г. Социология [Текст]: учебник / Ю.Г. Волков. - М.: Гардарики, 2011. – 52,239 с.
    3. Гагалин, В.А. Экономика и социология труда [Текст]: учебник / В.А. Гагалин. - М.: ИНФРА-М. 2011. – 68 - 75 с.
    4. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда [Текст]: учебник / Б.М. Генкин.- М.: Норма, 2012. – 48 - 50 с.
    5. Горбунова, М.Ю. Общая Социология [Текст]: конспект лекций/ М.Ю. Горбунова. - М.: ЭКСМО, 2012 – 16-30 с.
    6. Давыдов, С.А. Социология [Текст]: конспект лекций/ С.А. Давыдов. - М.: Эксмо, 2014. – 16-19 с.
    7. Добреньков, В.И. Социология [Текст]: учебник / В.И. Добреньков. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 64,176 с.
    8. Жулина, Е.Г. Экономика и социология труда [Текст]: учебник / Е.Г. Жулина. - М.: Экзамен. 2011. – 53,98 с.
    9. Здравомыслов, А. Г. Общая социология [Текст]: учебник / А.Г. Здравосмыслов. - М.: Высш. гик. 2012. - 723 с.
  8. Игнатов, В. Г. Экономика социальной сферы [Текст]: учебное пособие / В.Г. Игнатов. - М.: Издательский центр «МарТ», 2011. - 58 с.
  9. Комкова, Г.Н. Государственная власть и местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: учебник/ Г.Н. Комкова - Саратов:.-2013.-98с.
  10. Литягин, Н.Н. Местное самоуправление: понятие, организационно-экономические основы и гарантии его осуществления [Текст]: учебник/ Н.Н. Литягин – М.: ИНФРА-М, 2011. -394-398с.
  11. Минаев, В. А. Социальная медицина и организация здравоохранения [Текст]: учебник/ В.А. Минаев.-Т2, С-ПБ.,2013г. -43,59,98с.
  12. Минцбер,Г Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения [Текст]: учебник/ Г.Г. Минцбер– СПб.: Питер, 2011.- 64 с.
  13.   Пикулькин, А.В. Система государственного управления [Текст]: учебник/ А.В. Пулькин. - М.: ИНФРА-М, 2011г. – 580с.
  14. Павленок, П. Д. Основы социальной работы [Текст]: учебник / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 35 с.
  15. Тишин Е. А. Актуальные проблемы социального развития // Экономист.- № 4, 2012. - с. 15 – 19
  16. Тощенко, Ж.Т. Социология [Текст]: учебник / Ж.Т. Тощенко.- М.: Юрайт-издат, 2012. 52,189-190с.
  17. Холостова, Е. И. Социальная работа [Текст]: учебник / Е.И. Холостова. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 62,78 с.
  18. Шаронов А. Социальная сфера и социальная политика, умеренна либерализация // Российский социально-политический вестник. - №1, 2012.- с. 19 - 26.
  19. Штемпель, Д. Население мира в 2020 году [Текст]: учебник : Пер.с нем. / Д. Штемпель, – М.: Мысль, 2013г. – 26 -29с.
  20. Юрганова Е. Управленческий труд: оценка, мотивация, стимулирование // Человек и труд. – 2012. – № 2. – С. 73-75
  21. Яковлев М.В. Социология [Текст]: учебник / М.В. Яковлев. - М.: Юрайт-издат, 2011. 57 -59с.

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ