Сочинение на тему Тема России в творчестве Блока


Тема России в творчестве А. А. Блока По словам самого Блока, тема России — главная в его поэ­зии. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни. Стихо­творение "Гамаюн, птица вещая» стало первым произведением юного Блока, посвященным судьбе России. Уже в нем вста­ет тема исторического пути родины, ее трагической истории. Птица Гамаюн...вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных... Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых... Стихотворение вместило в себя все то, что потом станет столь важным для блоковского понимания России: любви к ней ("Прекрасный лик горит любовью»), сознание ужаса ее прошлого и настоящего и стремление видеть истину, какой бы страшной она ни была: ...Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!

Цикл "На поле Куликовом» целиком посвящен России. В первом стихотворении этого цикла встает тема пути, раскры­вающаяся в двух планах: пространственном и временном. Временной план представляет собой изображение историчес­кого пути России: В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь... И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Именно сочетание временного плана с пространственным придает стихотворению особый динамизм.

Россия никогда не застынет в мертвенной неподвижности, ее вечно будут сопро­вождать перемены: И нет конца! Мелькают версты, кручи... Восприятие родины поэтом всегда было обостренно-лич­ностным. Он отходит от традиционного образа России-мате­ри — в его стихах предстает совершенно неожиданный образ России-жены, возлюбленной, невесты: "О, Русь моя! Жена моя!» В стихотворении "Новая Америка» Россия названа "невестой», а в стихотворении "Россия» любовь к родине сравнивается с любовью к женщине: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви! Россия представлена в стихотворениях "Сытые» и "Фаб­рика» — это Россия социальных контрастов и противоречий, Россия "сытых» и "нищих». В "Сытых» — непосредствен­ном отклике на события русской революции 1905 года — Блок выражает веру в грядущие перемены: Теперь им выпал скудный жребий: Их дом стоит неосвещен, И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен! Пусть доживут свой век привычно — Нам жаль их сытость разрушать.

Лишь чистым детям — неприлично Их старой скуке подражать. В стихах о России явно слышатся традиции М. Ю. Лер­монтова, Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева. Очень близка Блоку лермонтовская "Родина» с ее отрицанием официаль­ного патриотизма и провозглашением любви к скромной и бедной крестьянской России. С Некрасовым Блока роднит исторический оптимизм. Также перекликаются с блоковской "Россией» некрасовские строки об "убогом и темном родном уголке» в поэме "Кому на Руси жить хорошо». Тютчева при­нято считать предтечей символизма.

Бесспорно, на Блока по­влияло знаменитое стихотворение Тютчева о непостижимос­ти, таинственности России: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить — У ней особенная стать, В Россию можно только верить. Как и тютчевское четверостишие, хрестоматийной стала последняя строфа блоковской "России»: И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика. Подобный образ таинственной, непредсказуемой, но пре­красной России создается Блоком и в стихотворении "Русь»: Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне почивает Русь, Она и в снах необычайна, Ее одежды не коснусь. России посвящено главное произведение Блока — неокон­ченная поэма "Возмездие» (1901 — 1921).

Перед читателем проходят эпизоды из российской истории, проходят образы народовольцев, "огромного, водянистого» царя (Александ­ра