ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ТУРИЗМЕ. НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ТУРИЗМЕ. НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ.

Основные понятия

Население — непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущих в стране или государстве в целом или в пределах какой-либо их части. Население (в страноведении) — жители (не обязательно граждане) определенной страны. Житель страны далеко не всегда является ее гражданином, но этот вопрос относится к разделу «Политика».

Численность населения — это общее количество людей, проживающих (обитающих) на данной территории. Численность или количество населения — это демографический потенциал, в значительной степени определяющий место данного государства в мировой экономике и политике. Демографический потенциал является важной частью общего, суммарного потенциала государств.

По численности населения все государства можно разделить на следующие группы: крупнейшие, крупные, средние и малые. Преобладают средние и малые государства. Насчитывается примерно 40 малых государств, в каждом из них проживает менее 100 тыс. человек. Число малых государств постоянно увеличивается. Десять государств — крупные, в каждом из них проживает более 100 млн человек. В совокупности на них приходится три пятых населения Земли. Выделяются два крупнейших государства, супергиганта — Китай и Индия. В Китае около 1,5 млрд человек, в Индии — миллиард. По прогнозам мировых экспертов, оба эти государства войдут в число ведущих центров мировой жизни, что в значительной степени обусловлено их демографическим потенциалом. Есть на карте мира и очень маленькие государства, которые обычно называют микрогосударствами, или «государствами-карликами».

Население любой страны — такая общность людей, которая сформировалась на протяжении длительного исторического периода, этот процесс продолжается в настоящее время. Население постоянно изменяется, изменяется большинство показателей, в том числе и численность, под влиянием различных причин политического, экономического, социального, религиозного характера. Изменение численности населения страны, происходящее естественным путем, называется естественным движением, или воспроизводством. Единообразия в публикациях на эту тему пока нет: одни ученые трактуют эти понятия как самостоятельные по смыслу, а другие — как синонимы. С точки зрения туристского страноведения можно использовать любое из этих понятий, хотя при характеристике страны вполне достаточно привести любое из них.

Воспроизводство — совокупность процессов рождаемости, смертности и смену поколений людей. У разных авторов приводится разная группировка типов воспроизводства. Остановимся на минимальной цифре — 2: «демографическая зима» — невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста; «демографическая весна» — высокие и очень высокие показатели рождаемости, естественного прироста и низкие показатели смертности.

Естественный прирост — соотношение рождаемости и смертности в стране, определяется как разность между коэффициентами рождаемости и смертности и характеризуется коэффициентом прироста в промилле. По величине естественного прироста различают три типа естественного движения: суженное, простое и расширенное.

Возрастная структура населения — это разделение населения на группы (типы) по возрасту. Различают три типа — молодость (0—14 лет), зрелость (15 — 59 лет) и старость (60 лет и старше) населения. В разных странах возрастная структура населения различна.

Половой состав населения — общее количество мужчин и женщин, проживающих на данной территории, и процентное соотношение их численности. Соотношение мужчин и женщин в разных странах неодинаково в целом и по разным возрастным группам. Рождается примерно одинаковое количество мальчиков и девочек (по другим источникам мальчиков рождается примерно на 5 % больше, чем девочек), но уже в подростковом возрасте это соотношение начинает изменяться. Смертность в младенческом возрасте и пожилого населения преобладают женщины. Во всем мире тем не менее мужчин примерно на 20 млн человек больше. Есть страны с преобладанием мужчин (Китай, Индия, страны Юго-Западной Азии) почти во всех возрастных группах. Эта ситуация чаще всего — следствие неравноправного положения женщин в обществе, результат их ранних браков, многодетности и т. п. В большинстве государств численно преобладает «слабый пол». Как уже отмечалось выше, это не оказывает реального воздействия на туризм и имеет чисто информативное значение.

Возрастная структура населения во многом определяет его производительную часть — трудоспособное население. Трудоспособное население — в разных странах лица в возрасте от 14 (15—16) лет до 55 (60 — 65) лет за исключением инвалидов. Этот показатель важен в туризме при определении количества трудовых ресурсов, т.е. в курсе «Туристские ресурсы». Для «Страноведения» имеют значение понятия и соответствующие им показатели экономически активного и неактивного населения. Экономически активное население — часть трудоспособного населения, которое деятельно участвует или желает участвовать в общественной, политической и экономической жизни страны, включая определенные группы инвалидов (имеются в виду работающие инвалиды или те из них, которые принимают участие в общественной жизни), учащихся, работающих пенсионеров и безработных, зарегистрированных на бирже труда. Экономически неактивное население — часть трудоспособного населения, которое не участвует и не желает участвовать в общественной, политической и экономической жизни страны. Чем выше удельный вес экономически активного населения, тем более благоприятны для туризма условия в стране.

Структура занятости — это распределение экономически активного населения по основным сферам деятельности. Различают следующие основные сферы деятельности: общественную (в том числе социальную), политическую, экономическую (в том числе производственную), иначе говоря — производственную и непроизводственную деятельность в широком смысле слова. К непроизводственной относится сфера услуг, которая занимает лидирующее положение в современном мире. Следует различать сферу услуг (наиболее продвинутую группу отраслей, соответствующих передовым позициям научно-технического прогресса) и сферу обслуживания, включающую водоснабжение, коммунально-бытовые услуги, розничную торговлю, личное обслуживание (домашнюю прислугу и личную охрану) и пр. Сфера услуг включает: финансы, информационную и телекоммуникационную системы, рекламу, консалтинг, туризм и т.д.

«Качество» населения. Это понятие включает показатели средней продолжительности жизни, уровня образования, условий жизни, жилищных условий и питания, состояния здоровья, средних доходов населения, его покупательной способности и способности к аналогичных параметров. Именно «качество» населения является все более важным условием, определяющим уровень жизни и социально-экономического развития.

ООН ввела новое понятие — индекс человеческого развития. Это до известной степени является синонимом понятия «качество» населения. Для выявления индекса человеческого развития ООН использует сочетание ряда показателей. Среди них средние размеры валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, среднестатистическая продолжительность жизни, уровень образования (грамотности), состояние здоровья населения, его обеспеченность жильем и др.

Введен также показатель, отражающий, какая часть экономически активного населения способна воспринимать и эффективно использовать инновации (в том числе новейшие технические средства и технологии). В высокоразвитых капиталистических странах этот показатель составляет примерно 85 — 90% населения. В России он значительно ниже. Это обусловлено не столько продолжительностью времени обучения, сколько уровнем использования современных технических средств (в первую очередь информационных технологий) в системе образования и быту. Для туризма важны также характеристики систем ценностной ориентации населения, его традиций потребления, уровня развития и особенностей размещения социальной инфраструктуры, криминальной обстановки, что составляет так называемый социальный портрет населения в стране.

Основными показателями «качества» населения являются уровень образования и продолжительность жизни. Важно учитывать также территориальные различия в «качестве» населения.

НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ СТРАНЫ. СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ.

Методика исследования населения

Народонаселение — термин, состоящий из двух слов-понятий, которые близки по смыслу, но не тождественны: народ(ы) и население, их можно назвать компонентами народонаселения по аналогии с компонентами природы. Рассмотрим их по очереди, начиная с населения, так как это понятие более адекватно понятию территория страны, государства.

Одним из важнейших условий развития туризма является население, выступающее одновременно как фон (формируя наряду с природой и экономикой «образ» страны) и как субъект развития туризма. Существует несколько подробных планов характеристики населения, разработанных географами, социологами и экономистами разных школ. Из всей совокупности здесь были выбраны те положения, которые представляют интерес с точки зрения страноведения. Характеристика населения включает элементы и явления, дающие представление о жителях страны. Состав элементов и явлений сложен, не все они имеют одинаковое значение в туризме. Каждый из элементов характеризуется рядом показателей, поэтому здесь рассмотрены только те из них, которые оказывают более или менее значительное воздействие на турбизнес.

Изучение населения начинается с демографических показателей. Первый показатель, который приводится в любых описаниях о стране (государстве), — численность ее населения, т.е. общее количество людей, проживающих на данной территории. Для туризма этот показатель имеет чисто номинальное, справочное значение. Поскольку невозможно утверждать, что если численность населения велика, то это благоприятно (или неблагоприятно) для развития туризма. Также нельзя сделать вывод, что малое число жителей в стране неблагоприятно (благоприятно) для туризма.

Половой состав населения также не имеет прямого практического значения с точки зрения туризма. Обоснование тождественно ранее приведенному объяснению для численности населения. Неоправданно предположение, что равное соотношение по полу или преобладание мужского (женского) населения благоприятно или неблагоприятно для туризма. Но человеку в любом возрасте присущ интерес к противоположному полу, поэтому представление о половом составе (половой структуре) и географических особенностях полового состава целесообразно включать в характеристику страны.

Население, повторим, постоянно изменяется количественно и качественно. Это объясняется различным характером его воспроизводства. В разных странах различный тип воспроизводства (естественного движения) населения, который не только обеспечивает смену людских поколений, но определяет особенности возрастного состава (структуры) населения. Работники турбизнеса обязаны при разработке направления (страна) учитывать социально-политический климат, который в значительной степени зависит от возрастного состава населения. В странах со вторым типом воспроизводства — высокая рождаемость и значительный (иногда высокий) естественный прирост. С этим связан определенный возрастной состав населения, для которого характерна демографическая молодость. Молодежь с точки зрения демографии и туризма — наиболее важная часть всего населения. От нее зависит демографическая и часто даже социально-политическая ситуация в стране, социальный климат в среде обитания (пребывания) туристов, миграционная подвижность и ряд других процессов. Годы молодости — это пора формирования личности, решающих перемен и достижений, которые в значительной степени определяют последующую жизнь. Поэтому в молодости людям свойственно легче воспринимать изменения, нововведения, а в случае возникновения нестандартных ситуаций они легче адаптируются к непривычным нормам поведения и формам общения туристов из других стран. В странах с первым типом воспроизводства преобладают представители более пожилого возраста, для которых происходящие перемены требуют больших усилий и менее желательны. Туризм в известном смысле слова можно считать «молодежной» сферой деятельности.

Далее необходимо остановиться на структуре занятости экономически активного населения. Собственно, представление о возможности массового туризма косвенно дает соотношение показателей экономически активного и неактивного населения в стране. Если преобладает экономически неактивное население, то можно сделать вывод о том, что массового потребителя туристских услуг в этой стране нет. Но и в тех странах, где преобладает экономически активное население, реальная картина возможностей туризма не столь однозначна. Наилучшие условия массового туризма в тех странах, где в структуре занятости доминирует непроизводственная сфера, точнее, сфера услуг (постиндустриальный мир). Люди, занятые в ней, имеют более высокий уровень общего и профессионального образования, их отличает знание иностранных языков и высокая степень социально-психологической и пространственно-временной мобильности.

Они, как правило, являются главными потребителями туристских услуг. Большое значение имеет показатель «качества» населения. Чем выше уровень «качества», тем более благоприятны условия для туризма; в странах с низким уровнем «качества» туризм, как правило, развивается только в отдельных анклавах и чаще как экзотический (этнографический, например) туризм.

Далее необходимо последовательно рассмотреть все основные явления или процессы: размещение, расселение, урбанизацию и миграции. Население в любой стране размещено неравномерно. Редкое исключение составляют отдельные малые, или «карликовые», государства. В ряде стран средняя плотность населения в разных частях различается в десятки и даже сотни раз, от полного безлюдья до сотен человек на квадратный километр. Чем выше плотность населения, тем выше уровень хозяйственной освоенности территории, тем более благоприятна эта территория для большинства видов туризма. Но для природно-приключенческо-го, природно-экологического и спортивного видов туризма и в первую очередь для экстремального туризма более благоприятны территории с невысоким уровнем освоенности, т. е. с низким уровнем плотности населения.

Общая, реальная картина расселения неповторима в каждой стране и оказывает большое влияние на формы организации тур-бизнеса. Особенности размещения городских и сельских поселений определяют картину большинства туристских маршрутов. Рисунок городов (внутригородская застройка и планировка) влияет на последовательность передвижения и осмотра туристских объектов во время экскурсии. Но эти параметры относятся к категории ресурсов турбизнеса. Особенности застройки и планировки сельских поселений также специфичны в каждой стране. От функционального и культурно-исторического типа поселения зависит степень его привлекательности для туризма. Например, цепочки крупных городов вдоль судоходных рек в значительной степени определяют развитие речного круизного туризма. Цепочки сел или деревень (ремесленных центров в предгорных и горных районах) — основание для гастрономического хобби и этнографического туризма. Города являются главной формой расселения в современном мире. Они имеют развитую индустрию развлечений и инфраструктуру, поэтому могут предоставить более хорошие условия для туристов по сравнению с сельской местностью. Кроме того, городское население имеет общий более высокий культурный и образовательный уровень. В городах степень туристской активности выше, чем в сельской местности. Причина этого — потребность в отдыхе (связанная с путешествием, переменой обстановки, перегрузками и нервным напряжением, которые тем выше, чем больше город). Что касается сельских поселений групповой формы расселения (деревни, села), то уровень турсервиса в них ниже. В сельских поселениях большинства постсоциалистических и развивающихся стран инфраструктура сферы туризма практически Восточной Европы. Напротив, во многих развитых капиталистических странах, имеющих давние традиции туризма, даже одиночные дома (отдельно стоящие хутора, охотничьи домики и т.д.) при рассеянной форме расселения обеспечивают высокий уровень комфортности туробслуживания.

К числу важнейших социально-экономических явлений современности, оказывающих большое влияние на туризм, относится урбанизация. Высокий уровень урбанизации — одна из основных предпосылок массовых форм туризма. Самый высокий уровень урбанизации в странах Северной Америки и Европы, которые являются основными поставщиками туристов. Субурбанизация в развитых странах способствовала распространению городского образа жизни на прилегающие к городам сельские территории, главным образом за счет развития сети инфраструктуры. Это расширило потенциальные возможности сферы туризма. В ряде развивающихся стран вокруг крупных городов возникли трущобные районы с антисанитарными условиями жизни (фавелы в Бразилии, геджеконду в Турции, бидонвили в Африке), что создает криминальную обстановку и осложняет пребывание туристов.

Города — это наиболее активный и творческий элемент расселения. По образному выражению Н.Н.Баранского, города и дорожная сеть — это каркас, на котором держится все остальное, остов, который формирует территорию, придает ей определенную конфигурацию. Города на Земле существуют свыше шести тысяч лет. И на протяжении всего этого времени происходит непрекращающийся рост численности городского населения и повышение значения городов во всех сферах жизни человечества. Города — это двигатели прогресса, центры разработки и внедрения новых технических средств и технологий, новых идей, информационных потоков и культурного обмена. Цивилизация неотделима от городов и распространения городского уклада жизни.

Города различаются по ряду признаков на группы. В пределах каждой страны города определенным образом скоординированы, каждый город имеет свои функции и зону влияния. Города (и села) — своеобразные штабы страны, выполняющие политико-административные функции разного уровня подчинения. Высший уровень иерархии занимают столицы государств, затем следуют столицы земель, республик, штатов, графств и т.д. Далее административные центры областей, краев, провинций. Затем административные центры районов, уездов, волостей. Села также выполняют некоторые административные функции, являясь центрами управления прилегающих сельских территорий.

Классификация (или типология) городов по экономическим и культурным функциям включает: промышленные центры, торгово-финансовые (или отрасли сферы услуг), транспортные центры (например, города-порты), научные, культурные, города-музеи или города-кур орты и пр. Городских поселений, выполняющих какую-либо одну экономическую функцию, очень мало, большинство городов осуществляют несколько функций одновременно. Причем чем больше численность населения города, тем больше у него экономических и культурных функций.

По численности своего населения города подразделяются на:

города-«миллионеры» (более 1 млн чел. в каждом);

крупнейшие Города (500 тыс. — 1 млн чел.);

крупные (100 тыс. — 500 тыс. чел.);

большие (50 тыс. — 100 тыс. чел.);

средние и малые (менее 50 тыс. чел. в каждом).

Понятия «город», единого для всех стран, не существует. В поселения с числом жителей более 200 человек; в Канаде, Австралии — свыше 1 тыс.; в Германии, Франции — более 2 тыс.; в США, Мексике — более 2,5 тыс.; в Австрии, Индии, Иране — свыше 5 тыс.; в Швейцарии, Малайзии — более 10 тыс.; в Нигерии — более 20 тыс.; в Японии — более 30 тыс., в Южной Корее — свыше 40 тыс. человек. Людность зависит от общей численности населения в стране, плотности населения в этом районе, от исторических особенностей развития данного поселения, от экономических и административных функций, выполняемых этим поселением. Например, во многих странах некоторые поселения изначально возникали как крепость, порт или торговый центр. Вне зависимости от людности такие поселения почти сразу же получали статус города, но их последующий рост и развитие иногда были незначительны, людность их почти не увеличивалась. Есть примеры городов, которые в первый период своего существования развивались очень быстро, но затем они утрачивали свое значение, и их рост останавливался. При составлении туристской характеристики страны нет необходимости приводить точные цифры людности городов, достаточно указать, к какой или каким группам по людности относится большая часть городских поселений, особое внимание следует обратить на удельный вес крупных и крупнейших городов.

В литературе широко используется английская терминология обозначения городов: town — малый по численности населения город; city — большой; metropolis — крупнейший. В 2000 г. в мире насчитывалось 25 городов-гигантов с населением свыше 10 млн. чел. в каждом. Особое значение в жизни стран имеет крупное городское расселение. Именно оно чаще всего выступает в качестве ведущей системы всей территориальной структуры и территориальной организации общества. Такое расселение во многом олицетворяет экономическую мощь, интеллектуальный потенциал, своего рода «мускулатуру» территории. Города — не только «нервные узлы» экономики, но и места совместного проживания различных социальных и этнокультурных групп населения. Города играли и продолжают играть важную роль в формировании наций и в этнокультурном развитии территорий. Это тесно связано с притоком мигрантов в крупнейшие и крупные города. В жизни каждой страны особенно велика роль столичных районов.

Значение имеет также характер застройки, планировка и членение на части, естественно сложившиеся в ходе исторического развития (см. Приложение 5). По характеру застройки различают одно- или многоэтажные города с преимущественно индивидуальной или типовой застройкой, с применением материалов природного происхождения или промышленного изготовления для строительства. Для метрополиса, например, характерен особый тип архитектуры — небоскребы, подобно замку или донжону в эпоху феодализма. Деловой центр в любом городе мира, любой стране ныне состоит из финансовых, страховых, торговых, рекламных, телекоммуникационных и аналогичных компаний. Часто реальная картина далека от сложившихся стереотипов.: так, например, в городах США доминирует малоэтажная застройка.

С точки зрения туризма наиболее привлекательны города, в которых значительная часть зданий — это здания индивидуальной застройки, построенные из природного местного материала. Это придает внешнему облику городов неповторимый, индивидуальный характер. Планировка городов также своеобразна в разных странах, даже в тех городах, которые создавались по специально разработанному архитектурному плану. Наиболее распространенными типами планировки являются линейная (прямоугольная) и радиально-кольцевая (концентрическая) структуры. Для Москвы и ряда других старинных русских городов характерна радиально-кольцевая структура. Для царского Санкт-Петербурга, для северных столиц западноевропейских стран и для городов США — прямоугольная планировка.

Своеобразие городскому ландшафту придают местные природные объекты: берег реки или моря, холмы или склоны гор. Например, улицы Венеции — это сеть каналов, прорезающих город по всем направлениям; улицы Генуи полукольцом окружают залив, а улицы и кварталы домов Любляны ярусами поднимаются над линией побережья по склонам гор.

Как уже отмечалась выше, многие города возникли как крепости, вокруг портов или монастырей. Эти древние постройки частично сохранились, образуя исторический центр, вокруг которого растет и развивается современный город. В ряде городов Европы, Азии или Северной Африки сохранились части средневековых городских кварталов с узкими, извилистыми улочками, создавая неповторимый колорит.

Внутреннее районирование городов в различных странах также различно. В городах с концентрической структурой административная, торговая и культурная функции сосредоточены, как правило, в центре. В городах Западной Европы, в полосе господства западных ветров эти функции выполняют кварталы, расположенные в западной наветренной части города, а промышленные районы — в восточной, подветренной. В городах Азии, Африки, Австралии и Латинской Америки, расположенных в полосе муссон-ного климата, наоборот, кварталы, выполняющие общественно значимые функции, расположены в наветренной восточной части, а промышленные — сдвинуты на запад.

В американских городах сложилась стандартная система районов: деловой центр, коммерческий центр и общественный или гражданский центр, соединяемые торговой улицей. При этом деловой центр обычно размещается ближе к порту и вокзалам. Благоустроенные, окруженные парками жилые кварталы располагаются подальше от центра, на возвышенностях, в живописных местах пригороды: Версаль у Парижа, Потсдам у Берлина, Петродворец, Павловск у Санкт-Петербурга и т.д.

Сочетание характера застройки и планировки различно в разных частях земного шара, соответственно ему выделяют несколько региональных типов городов.

Большой интерес для туризма представляют не только региональные типы городов, но и национальные (арабский, русский, испанский, китайский и др.). К сожалению, они изучены пока недостаточно.

Расселение, особенно сельское, очень тесно связано с природными и историческими особенностями территории. Первые сельские поселения появились после перехода людей к земледелию, к оседлому образу жизни. В отличие от городов, которые возникают и существуют на перекрестках транспортных путей, сельские поселения возникают и развиваются «у ресурсов», как правило, на плодородных землях. Несмотря на непрерывное снижение доли сельского населения, в настоящее время около половины населения мира проживает в сельской местности. В мире насчитывается около 20 млн сельских поселений. В развитых странах сельские жители составляют 10 — 20% населения. Но многие развивающиеся страны все еще остаются слабо урбанизированными, преимущественно сельскими. Но и в индустриальных, и в развивающихся странах сельское расселение как органическая часть всего расселения сохраняет свое значение. Поэтому сельское расселение должно быть также предметом туристского изучения страны. По функциональным особенностям сельские поселения делятся на три типа: 1) сельскохозяйственные, 2) несельскохозяйственные, 3) выполняющие функцию центров промыслов (охота, рыболовство и пр.), лесного хозяйства и, реже, транспортную.

Существуют две главные формы сельского расселения: групповая и рассеянная. Практически в каждой стране встречаются обе формы. Конкретные районы их распространения зависят от особенностей природы, исторического и экономического развития страны. Групповая форма расселения преобладает в России, зарубежной Европе, Китае, Японии и большинстве развивающихся стран. Для групповой формы характерны две разновидности: деревня и село. Различаются они по людности и административным функциям. Деревня — меньшее по людности сельское поселение, не имеющее административных функций. Село — более крупное (самое крупное из всех) по людности сельское поселение, выполняющее административную функцию управления прилегающей сельской местностью. Для большинства стран обязательно наличие храма в селе, что является определяющим внешним признаком.

Поселения групповой формы отличаются в разных странах особенностями планировки и застройки. Существуют следующие основные типы планировки: уличная, лестничная, кучевая, звездчатая. Уличная планировка типична для большинства стран, морей или океанов. При этом лицевая часть домов обычно обращена к улице, но есть исключения. В мусульманских странах фасад домов часто выходит во двор, а к улице обращены глухие заборы. Лестничная планировка характерна для горных районов, дома здесь расположены по довольно крутым склонам, один над другим, при этом в отдельных случаях крыша ниже стоящего дома составляет часть двора стоящего выше. При звездчатой (или лучевой) форме улицы расходятся лучами от центральной площади.

При кучевой форме застройки дома собраны «в кучу», никакого определенного порядка в их размещении внутри поселения нет. Но внутри поселения расположены только жилые постройки, а все хозяйственные постройки и приусадебные участки (огороды и сады) вынесены за пределы поселения, иногда на значительное расстояние.

Для зданий в сельской местности характерна в основном малоэтажная застройка. Но одноэтажные дома типичны в основном для более южных районов с умеренно влажным климатом. В северных, горных или избыточно увлажненных районах типичны двух-, трехэтажные дома. При этом нижний этаж часто сооружен из камня, а верхний — из дерева (например, в предгорных и горных местностях Австрии, в Португалии). Иногда дома строятся на сваях, например, в Индонезии, Якутии, на севере Европейской части России. При строительстве часто используются народные мотивы украшения наличников окон, крыши, лестницы или ворот.

Для рассеянной формы расселения типичны хутора или фермы. Хутора встречаются в основном в Европе и частично в Азии. В Северной и Латинской Америке и в Австралии распространены в основном фермы. Например, современные австралийские фермеры живут очень уединенно. Связь с соседями и внешним миром осуществляется в основном по телефону и Интернету. Обучение детей фермеров до 15 лет также осуществляется по Интернету. Типы застройки в странах аналогичны застройке, принятой при групповой форме расселения в тех же районах. В районах кочевничества постоянные поселения вообще отсутствуют.

Миграции как явление, за исключением кочевничества, не оказывают прямого воздействия на туризм. Но их косвенное влияние довольно велико. Наиболее ярко это проявляется в тех странах, где основная масса населения сформировалась в результате миграций. Под их влиянием сложились определенные черты характера, системы ценностей и приоритетов, манеры поведения и общения (в том числе с иностранцами или приезжими). В тех странах, где масштабы внешней и внутренней миграции значительны', у жителей формируются особые черты ментальности: доброжелательность и терпимость по отношению к вновь прибывшим, социальная и пространственная мобильность. Последнее часто выражается в потребности перемен (места жительства, работы, обстановки). В большей степени это присуще жителям больших городов. В такой обстановке туристы легко адаптируются и чувствуют себя комфортно. С другой стороны, миграции способны усилить напряженность и конфронтацию в обществе. Это обычно присуще тем местным жителям, которые не в силах выдержать конкуренцию со стороны приезжих и поэтому испытывают к ним чувство раздражения и враждебности. Эти негативные факторы не имеют прямого отношения к туристам, но дестабилизируют обстановку в стране или регионе.

Кочевничество — это вид миграции, связанный с использованием ограниченного набора и объема ресурсов на определенной территории в каждый конкретный отрезок времени. Кочевничество — это традиционные (часто архаические) формы хозяйствования и соответствующий им традиционный (консервативный, иногда довольно примитивный) образ жизни народов. Три основных вида кочевничества встречаются на небольших, часто природноорганизуются этнографические туры; и туристы с удовольствием знакомятся с особенностями хозяйства, быта и традиционной культуры местных жителей. Четвертый вид кочевничества также, вероятно, представляет интерес для туризма, но этот вопрос изучен пока плохо.

Три более распространенных формы кочевничества встречаются в основном на территории развивающихся стран или в слабозаселенных и недостаточно освоенных районах в развитых странах, т. е. там, где они никому существенно не мешают. Кочевое животноводство характерно для пустынных районов умеренного, тропического пояса или субэкваториального пояса (бедуины-кочевники или масаи в странах Африки). В некоторых северных районах развитых стран также сохранилось кочевое оленеводство. Подсечно-огневое земледелие встречается у племен в бассейнах рек Амазонка и Конго, а кочевое собирательство и охота — у немногочисленных племен в экваториальных лесах Африки или у аборигенов Австралии.

Совсем иную ситуацию порождает четвертый тип деятельности — ею традиционно с незапамятных времен занимались цыгане: гадание, организация местных развлечений и представлений, игра на музыкальных инструментах, песни, пляски, .катание детей и взрослых на домашних животн'ых, показ диких животных или выступление с ними, лечение домашнего скота, кузнечное дело и т.д.

Необходимость кочевания в этом случае связана с перенасыщением потребительского рынка. Таборы откочевывают на другое место, где существует спрос на данные услуги, а затем через некоторое время возвращаются*.

Новый вид кочевничества появился в 70-е годы XX в. в США — современное сельскохозяйственное (чаще земледельческое) кочевничество вследствие ограниченности ресурсов. С данным типом кочевничества современное общество подавляющего большинства стран примириться не желает: почти все названные услуги предоставляются там ныне профессионалами и гораздо более квалифицированно. Но сломать сложившийся тысячелетиями жизненный уклад таким кочевникам сложно, тем более что большинство из его представителей находит для себя средства к жизни. Данной территории в определенный отрезок времени. Это связано с высоким уровнем механизации и специализации в сельском хозяйстве, с развитием агробизнеса. В сложившихся условиях необходимый объем работы может быть выполнен в короткий отрезок времени и не нужно нанимать постоянных рабочих. При этом от работников требуются профессиональные навыки, в том числе умение обращаться со специализированной сельскохозяйственной техникой. Поскольку территория США значительно вытянута с севера на юг, время наступления сельскохозяйственных работ неодинаково в различных природно-климатических поясах. Современные сельхозкочевники мигрируют от фермы к ферме, из страны в страну, по определенному маршруту, из года в год. Это выгодно обеим сторонам, так как на фермах, учитывая квалификацию этих кочевников, их приезда уже ждут, а для самих кочевников это также выгодно, так как их труд неплохо оплачивается. В том, что это именно кочевничество, лег#о убедиться — эти люди ведут именно кочевой образ жизни, их дом — трейлер, переезжающий с места на место. Согласно статистике, в США выросло уже три-четыре поколения людей, которые не знают другого дома и образа жизни.

Уровень образования позволяет дифференцировать страны на определенные группы или типы по следующим категориям: - уровень грамотности (для тех стран, часть населения которых еще неграмотна);

- уровень общего образования (для стран, которые еще не создали собственную разветвленную систему среднего и высшего специального образования);

- уровень специального образования (для стран, где такая система эффективно действует).

Если в характеристике страны речь идет о «высоком уровне грамотности населения», это означает, что неграмотность почти ликвидирована, что это — развивающееся государство. При оценке «качества» населения государства, развитого в экономическом и социальном отношениях, необходимо кратко охарактеризовать систему образования, подчеркнув, насколько эта система соответствует задачам развития страны в целом и туризма в частности. При оценке «качества» населения развитого и высокоразвитого государств, охарактеризовав систему образования, следует отметить (подчеркнуть), по каким направлениям (специальностям и высшим учебным заведениям) страна занимает лидирующее положение на рынке образования и какие из этих специальностей и вузов привлекательны для туризма (представляют интерес для туристов из других стран).

Продолжительность жизни зависит от комфортности условий проживания, деятельности, питания, досуга, от качества медицинского обслуживания, уровня и качества работы транспорта, торговли, от экологической обстановки и т. д. Все это и называется «качеством» жизни, или «качеством условий» жизни. Чем оно выше, тем дольше живет человек в такой стране. Кроме того, у жителей данных стран значительно больше время досуга, что является важным условием развития туризма. Иностранный турист, приезжающий в страну, автоматически начинает пользоваться всеми этими благами, поэтому, чем выше продолжительность жизни, тем комфортнее условия пребывания для туристов и выше уровень сервиса. Для родившихся в России в 1990 г. этот показатель составил (с учетом социально-экономической и политической ситуации в стране) в среднем 64 года для мужчин и 74 года для женщин, аналогичные показатели для развитых капиталистических стран значительно выше, например, в Японии — соответственно 76 лет и 82 года. Женщины в большинстве стран живут дольше, чем мужчины, исключение составляют немногие страны, в которых продолжительность среднестатистической жизни мужчин и женщин одинакова (Уганда, Таджикистан, Либерия). В двух странах мира в 1995 г. была зафиксирована большая продолжительность среднестатистической жизни мужчин (Непал и Мальдивские острова). Прогноз специалистов ряда стран мира неутешителен. По их мнению, для большинства постсоциалистических стран характерна тенденция дальнейшего ухудшения ситуации. Причины: ухудшение состояния здоровья людей, рост ряда заболеваний (особенно сердечно-сосудистых, онкологических) и наркотической зависимости среди молодежи. По прогнозу, не улучшатся также в ближайшие годы культура труда и межнационального (межэтнического) общения и общий культурный уровень населения.

Адаптация — это приспособление организма к условиям окружающей среды. В данном случае речь идет об адаптации к иным политическим, социальным и культурным (в том числе лингвистическим, языковым) условиям, что составляет сложную проблему. Механизм и характер адаптации различен у разных людей, разных социальных групп, слоев, разных стран. Выработка механизма — сложный и длительный процесс. Но, будучи создан, он постепенно переходит в «наследственность», как бы закладывается в «генетический код» поколений. Знаменитый физиолог И. П. Павлов отмечал, что это приспособление есть у каждого человека. Но в тех случаях, когда оно остается невостребованным на протяжении ряда поколений, находящимся в пассивной форме, оно иногда редуцируется. Окружающая среда меняется постепенно, одновременно со сменой поколений, у людей нет необходимости прибегать к адаптации.

Иная ситуация складывается в переселенческих странах, крупных городах, столицах, где у большинства жителей механизм адаптации находится в активном, активированном состоянии. Здесь окружающая среда меняется очень быстро, и их обитателям надо меняться самим, приспосабливаться к переменам, для того чтобы выжить. Туризм — это именно тот вид хозяйственной деятельности, который может развиваться только в условиях постоянно меняющейся среды, он же ее и трансформирует.

ОБРАЗЕЦ СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ХАРАКТЕРИСТИКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТЕ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

расположение на карте мира.

рельеф местности.

водные ресурсы (океаны, моря, реки, озера).

флора (растительный мир).

фауна (животный мир).

Политическая характеристика

геополитическая характеристика.

форма правления.

политический режим.

Экономическая характеристика.

сырьевые ресурсы.

тип экономической системы.

структура транспорта.

экономическое деление (город-село).

экономические условия для развития туризма.

страна;

численность населения;

воспроизводство населения;

возрастная и половая структура;

качество населения;

индекс развития;

расселение (город,село);

столица и её особенности;

наличие миграции и её особенности.


ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ТУРИЗМЕ. НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ