Конспект урока для 1 класса «Лягушка кто ты?»
Республика Бурятия
Город Улан-Удэ
МОАУ Прогимназия № 108
Конспект урока для 1 класса «Лягушка кто ты?»
Выполнила: Кокорина Наталья Юрьевна
Апрель 2015год
Программные задачи:
Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько полезны и нужны природе эти безобидные существа.
Учить бережному и уважительному отношению к лягушкам. Дать понять о среде обитания лягушек, а том, что нужно лягушки для жизни при помощи кругов Эйлера
Познакомить детей с развитием и ростом лягушки. Дать понятие, что лягушка растет и с ростом изменяется ее внешность.
Обратить внимание на пищевую связь между животными при помощи игры.
Учить перевоплощаться в лягушек и высказывать, свое чувство. Учить видеть, что предмет может нести в себе хорошее и плохое начало, учить видеть это, формулировать эти свойства словами.
Изображать свое настроение при помощи «мордашек - пиктограмм». Учить детей обосновывать свои ответы, доказывать, почему так, а не иначе. Формировать представления об сезонных изменениях в природе.
Обогащать речь детей.
Словарная работа:
Земноводные, кожа, икринки, головастики, водоросли.
Предварительная работа:
Беседа о насекомых, разгадывание загадок, заучивание стихов, рассматривание
Картин, иллюстраций, прослушивание песни «В траве сидел кузнечик»
Оборудование:
Презентация на тему «Линия жизни лягушки», кубы с изображением растения, лягушки, кузнечика, цапли. Объемными аппликация «Зеленый луг», для игры «Найди, где спряталась лягушка», шапочки для подвижной игры. Игры, слайды.
Ход занятия:
-Дети стоят у окна и смотрят на зимнюю улицу.
-Ребята, а какое сейчас время года? (Ответы детей)
-А почему вы решили, что зима я думаю, что это осень, докажите свое решение. (Ответы детей)
-Скажите, за что вы любите зиму? (Ответы детей)
-А, что вам не нравится зимой? (Ответы детей)
-Ребята, а мне тоже нравится и не нравится зима. Нравится наблюдать, как падают с неба красивые, пушистые снежинки, лепить снежную бабу, кататься на лыжах и санках.
-А не нравится, что зимой не летают красивые бабочки, не поют свои песни птицы и кузнечики, не растет зеленая трава.
-Скажите, в какое время года все это бывает? (Ответы детей)
-Вы, сейчас хотели бы оказаться на летней поляне. (Ответы детей)
-У меня есть волшебные слова, и они помогут исполнить наше желание.
Давайте, все дружно скажем такие волшебные слова.
1-2-3 Лето в гости к нам приди. Закрывайте скорей глаза, сейчас произойдет чудо.
(Звучит музыка - появляется летняя поляна, а рядом пруд)
-Ну, что – же, снимайте сандалики и пойдемте на зеленую полянку. (Дети проходят и усаживаются на полянке)
-Ребята посмотрите что - же это среди зеленой полянки? (Ответы детей – пруд)
-Правильно пруд. А кто живет в пруду? (ответы детей - рак, жук плавунец, рыбы, лягушки)
-Давайте мы с вами познакомимся с жительницей пруда, а с кем, вы узнаете, когда отгадаете загадку, которую я вам загадаю.
У болотной мягкой кочки,
Под зеленым под листочком,
Притаилась попрыгушка,
Пучеглазая……..(лягушка)
-Правильно вот она жительница пруда (показываю игрушку лягушку).
-Ребята, лягушка предлагает вам вспомнили песенку «В траве сидел кузнечик»
-Скажите, какая лягушка в песенке хорошая или плохая? Почему плохая?
(ответы детей)
-А может она не такая уж и плохая, давайте познакомимся с ней поближе и узнаем какая лягушка в природе.
-Лягушка – маленькое животное она не дикое животное, не птица, не насекомое, лягушка относится к земноводным. В длину она в пол ладони взрослого человека. Мы с вами уже знаем, что лягушка живет где? (ответы детей – пруду).
-Но могут жить и в болоте и в водоемах. (Показываю слайды болота, водоема)
-Ребята, лягушка хочет с вами поиграть в прятки, она будет от вас прятаться в траве. А вы, должны ее будете найти.
-Вам трудно было отыскать лягушку? (Ответы детей)
-А почему вы сразу не смогли ее отыскать? (Ответы детей)
Подвести детей к тому, что у лягушки цвет кожи зеленый и трава зеленого цвета.
-Ребята, а как лягушка передвигается на суше и в воде? (ответы детей)
-А как вы думаете, почему лягушки любят купаться в воде? (Если дети затрудняются, ответить начинаю свой рассказ)
-Я вам открою секрет:
-У лягушки, посмотрите на картину, нет чешуи как у рыб, меха как у зверей, перьев как у птиц. У нее гладкая, не чем не покрытая голая кожа. И когда она выходит из воды чтобы половить насекомых в жаркий солнечный день, у неё кожа очень быстра, высыхает, что может привести к гибели лягушки. По этому она и любит сырость, влагу и купается очень часто в воде, чтобы смочить свою кожу.
-Ребята, а что мы с вами сейчас делаем? (ответы детей – беседуем, разговариваем)
-Правильно разговариваем или беседуем.
-А как вы думаете, лягушки разговаривают, ведут беседу между собой.
-Какие они звуки издают при этом? (ответы детей – квакают)
-Днем в пруду вы не увидите лягушек, которые сидели бы и вели беседу. Зато вечером это не просто пруд, а настоящий концертный зал. Сначала одно запоет свою песню, за ней сразу подхватывает другая певица и звенит на весь пруд лягушачий хор и каждая квакушка старается петь громче и красивее, Если приглядеться к воде, то можно увидеть и самих певцов. (Показываю иллюстрацию с изображением лягушек в пруду.)
-Вот как расположились наши певцы, они лежат на поверхности воды, раскинув лапки в стороны и в углах рта у них, раздуваются большие, белые пузыри. Оказывается, при помощи этих пузырей Звук у лягушек становится сильней. Поэтому очень далеко его можно услышать.
-Ребята, а когда лягушки поют, каким органом мы их можем, услышат? (ответы детей)
-Посмотрите, внимательно и покажите, на какой из карточек изображены уши лягушки (предлагаю детям карточки с изображением лягушки с ушами разных животных)
-У лягушки, как и у животных, рыб, птиц уши находятся на голове, но мы не можем их увидеть, потому – что это маленькие отверстия, которые затянуты тонкой кожицей.
-Ребята, а как вы думаете, наша лягушка сразу стада такой большой или когда-то она была маленькой? (ответы детей)
-Сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм о том, как появилась на свет лягушка. (Идет показ презентации на тему Линия жизни лягушки)
-Всю жиму лягушка спит на дне пруда, зарывшись в ил. Весной. Когда вода хорошо прогреется солнцем, наши лягушки начинают откладывать в воде среди водорослей икру. Через 8-10 дней из икринок появляются головастики: они очень маленькие и совсем не похожи на лягушек.
Пройдет время и головастики, превратятся в маленьких лягушат, но у них имеется маленький хвостик. Растут они очень медленно и только через три года становятся взрослыми лягушками, которые тоже смогут отложить икру.
-А что, нужно, для того чтобы наша лягушка выросла большой? (ответы детей)
(Предлагаю детям круги Эйлера, дети должны выбрать только те круги, которые необходимы для жизни лягушки.)
-Ребята скажите, что произойдет с лягушкой, если мы уберем круг с изображением насекомых? (ответы детей – погибнет)
-Может теперь, мы узнаем, почему лягушка съела кузнечика. В природе у лягушек много врагов. Многие животные питаются лягушками (Составляем с детьми пищевую цепочку)
-Посмотрите, животные уничтожает их только для того, чтобы прокормится. А что сделаете вы, если вам повстречается лягушка?
Вы 1- пройдете мимо.
2- раздавите ее потому, что она вам не нравится.
3- сядете на кукурочки и полюбуетесь ею. Дети выбирают тот ответ, который они считают нужным.
-Вы выбрали каждый свой ответ, а теперь объясните свой выбор. Дети объясняют свой выбор.
-Для нас с вами они верные друзья и человек должен быть для них другом.
Вспомните, народную примету про лягушку. (Лягушка предвещает дождь)
-Послушайте стихотворение.
Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат-
Испугались цапли.
А меня они смешат:
Я же этой цапли
Не боюсь не капли
-Давайте представим себя на месте лягушек и поиграем в подвижную игру «Цапля и лягушата» (после игры задаю детям вопрос)
-Что вы сейчас чувствовали когда были лягушатами? (дети высказывают свои ощущения)
-Вы сейчас превращались в лягушек, а я знаю такую лягушку из сказки, которая была заколдована. А вы вспомнили эту сказку. Назовите её.
- В каких ещё сказках лягушка, была героиней. (Ответы детей)
-Вот, оказывается какие интересные эти лягушки - квакушки. А теперь покажите «мордашками», какое у вас настроение после нашего занятия. (Дети выбирают «мордашки» и объясняют свое настроение)
В конце занятия, в память детям дарятся лягушата, выполненные в технике оригами.
Список использованной литературы.
С. Н.Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду.
Т. В. Шпотова, Е. П. Кочеткова. Времена года.
Н. В. Елкина Учим детей наблюдать.