Проблемы реализации и защиты основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации
Содержание
Введение………………………………………………………………………....3-5
Глава 1. Конституционно-правовая природа социальных прав
- понятие и особенности основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации………………………………………………………..6-7
1.2. Виды конституционных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации……………………………………………………..........7-17
Глава 2. Проблемы реализации и защиты основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации
2.1. Принципы реализации социальных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации…………………………………………………………18-21
2.2 юридическая защита и гарантии защиты конституционных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации ……………………………21-29
Заключение……………………………………………………………………30-33
Список используемой литературы…………………………………….………34-35
Введение
Актуальность темы курсовой работы.
Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст.ст. 1 и 7) определяет Россию как демократическое правовое социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого. Одним из обязательных его признаков, отличающим социальное государство от иных, является конституционное закрепление основных социальных прав человека и гражданина, а также проведение политики, направленной на их обеспечение и защиту.
Конституция Российской Федерации провозглашает основные направления социальной политики -охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление гарантий социальной защиты (ст. 7) - которые, по существу, являются конституционными обязанностями государства в социальной сфере. Однако, их изучению, к сожалению, уделяется недостаточно внимания в исследованиях отечественных ученых-государствоведов.
В России 90-е годы XX в. - начало XXI в. характеризуются массовыми и грубыми нарушениями социальных прав со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, а также недостаточной эффективности судебной зашиты данных прав. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Комиссия по правам человека при Президенте РФ неоднократно констатировали, что массовые нарушения основных социальных прав граждан по-прежнему остаются главным источником социальной напряженности. На это же указывал и Президент Российской Федерации в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации. Так, в Послании Федеральному Собранию РФ за 2005 г. Президент РФ указал на обязанность государства по реализации принципов социальной справедливости, в том числе, обеспечению равных возможностей, достойной жизни и доступности основных социальных благ для российских граждан, в том числе для социально незащищенных категорий.
В связи с этим, приобретает актуальность изучение основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации как одного из составных элементов института конституционно-правового статуса человека и гражданина, определения их места в системе основных прав и свобод человека и гражданина.
Степень научной разработанности.
Проблема основных социальных прав индивида как вида конституционных прав и свобод человека и гражданина представляет собой одно из недостаточно исследованных направлений в отечественной юридической науке. В научной литературе, как правило, рассматриваются понятие и сущность прав человека, правовой статус личности, структура прав человека и гражданина, система юридических механизмов их гарантий, относящиеся к общей теории прав человека. Эти проблемы оказывались предметом исследования таких видных ученых, как С.С. Алексеев, Н.В. Витрук, T.A. Гордон, Н.В. Колотова, И.А. Ледях.
Цель курсовой работы состоит в определении места и роли социальных прав и свобод в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, в выявлении условий наиболее эффективной их реализации.
Задачи:
- уточнить понятие основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации; показать их место и роль в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина; более полно раскрыть с позиций государственно-правовой науки суть, содержание и специфические характеристики основных социальных прав;
- исследовать процесс становления и развития основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации;
- уточнить классификацию основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации, дать характеристику их видового состава;
- исследовать механизм реализации основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации; осуществить теоретический и практический анализ условий, обеспечивающих эффективную реализацию указанной группы прав индивидов;
- раскрыть основные механизмы их защиты, в том числе, обосновать положение о том, что в механизме правовой защиты социальных прав человека и гражданина наравне с другими юридическими средствами охраны и защиты существуют конституционные средства охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- исследовать в конституционно-правовом аспекте пути совершенствования судебной формы защиты социальных прав человека и гражданина.
Объектом курсовой работы являются конституционно-правовые отношения, возникающие и развивающиеся в процессе реализации социальных прав человека и гражданина в Российском государстве.
Предметом курсовой работы является конституционно-правовая модель социальных прав человека и гражданина, развивающая ее положения в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации о социальном обеспечении, медицинском обслуживании, образовании, развитии жилищного законодательства, а также правоприменительная практика в данной сфере.
Глава 1. Конституционно-правовая природа социальных прав
- Понятие и особенности основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации
Социальные права человека-это совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ. Обычно к социальным правам человека относятся:
право на социальное обеспечение,право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые правадетей и права инвалидов. С.п.ч. закрепляются на конституционном уровне далеко не во всех странах мира.В наиболее полном объеме они провозглашаются в
конституциях "социалистических" и "постсоциалистических" государств. В
некоторых развитых, а также развивающихся странах
С.п.ч. сталипровозглашаться после Второй мировой войны, однако обычно
без предоставления им судебной защиты.Закреплены в ст. 38-41 и 43 Конституции РФ.
Социальные права и свободы - это права и свободы, призванные обеспечивать социальные потребности человека и общественную безопасность общества в целом.
Виды социальных прав и свобод:
- Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания обучения и творчества (часть 2 статьи 26 Конституции РФ).
- Право на свободный выбор религиозных и иных убеждений и действий в соответствие с ними (статья 28 Конституции РФ).
- Право на свободу труда (часть 1 статьи 37 Конституции РФ).
- Право на труд (часть 3 статьи 37 Конституции РФ).
- Право на отдых (часть 5 статьи 37 Конституции РФ).
- Право на защиту от безработицы (часть 3 статьи 37 Конституции РФ).
- Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (часть 4 стати 37 Конституции РФ).
- Право на защиту материнства, детства и семьи (часть 1 Конституции РФ).
- Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и других случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции РФ).
- Право на жилище (часть 1 статья 40 Конституции РФ).
- Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41 Конституции РФ).
- Право на благоприятную окружающую среду (часть 1 статьи 42 Конституции РФ).
- Право на образование (статья 43 Конституции РФ).
- Право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества или преподавания (часть 1 статьи 44 Конституции РФ).
- Право на защиту интеллектуальной собственности (часть 1 статьи 44 Конституции РФ).
1.2.Виды конституционных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации
Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище, право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей. Социальные права человека и гражданина РФ содержаться в Конституции РФ, рассмотрим некоторые из них:
Каждый имеет право на охрану здоровья, в том числе на медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).
Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования(ст. 43 Конституции РФ). в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.
Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества( часть 2 статьи 26 Конституции РФ).
Одно из прав гражданина, закрепленное в ч. 2 ст. 26 Конституции РФ. Она
гласит, что каждый имеет правона пользование родным языком, на
свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык (ст. 68 Конституции).Конституция РФ предусматривает, что республики,
входящие в Российскую Федерацию, вправеустанавливать свои государственные языки; эти языки употребляются в органах государственной власти,местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком РФ(но не вместо него).
В районах, где компактно проживают группы населения определенной
национальной принадлежности, вместных учреждениях используется их язык.В Конституции сказано, что Российская Федерация гарантируетвсем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ст.68).
Действует Закон о языках народов РСФСР от 25 октября 1991 г. в редакции от 5 июня 1998 г. 25 октября1991 г. Верховным Советом РСФСР была принята "Декларация о языках народов России"
Право на свободный выбор религиозных и иных убеждений и действий в соответствии с ними (статья 28 Конституции РФ)
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Право на отдых (часть 5 статья 37 Конституции РФ)
Право на отдых - одно из основных трудовых (более широко-экономических) прав человека, закрепляемое в конституциях большинства "
социалистических" и многих пост"социалистических" стран. Вдругих
государствах встречается значительно реже. Ограничивает продолжительность рабочего дня(обычно 8 часами), устанавливает выходные и праздничные дни, право на ежегодный оплачиваемый отпуск.Ряд конституций оговаривает, что указанные выше положения распространяются только на лиц,работающих по трудовому договору (контракту). Закреплено п. 5 ст. 37 Конституции РФ
Право на защиту от безработицы (часть 3 статья 37 Конституции РФ)
Это право, являющееся одной из гарантий права на труд, реализуемого
выполнением работы по найму илисамостоятельно, закреплено в ч. 3 ст. 37
Конституции РФ. Это право следует понимать в двух аспектах: во-первых, как невозможность необоснованного увольнения работника; во-вторых, как систему защитных мердля человека со стороны государства и
предпринимателей:1
подбор другой работы, трудоустройство, бесплатное обучение новой профессии, повышение квалификации,выплата пособий по безработице и др. Подробно эти вопросы регулируются Законом "О занятостинаселения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г. (в редакции от 22 марта 1996 г., с изм. и доп. от 3июля 1998 г., 7 апреля и 23 июня 1999 г.).
В соответствии с названным Законом безработными признаются трудоспособные граждане, которые неимеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости (ОСЗ) в поисках подходящейработы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Государство гарантирует безработным гражданам: бесплатные профессиональную ориентацию,профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению ОСЗ;обеспечение социальной поддержки; компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу(обучение) в другую местность по предложению ОСЗ;
бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу инаправление на обучение; возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие воплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Безработным гарантируется государством выплата пособия по безработице, стипендии в периодпрофессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению ОСЗ.
Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентномотношении к среднему заработку, исчисленному за
последние 3 месяца по последнему месту работы, еслиони в течение 12
месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня(недели) с перерасчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).2 Во всех иныхслучаях пособие по безработице устанавливается в размере 20 процентов величины прожиточногоминимума, но не ниже минимального размера оплаты труда.
Продолжительность срока выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Если по истечении 18 месяцевоплачиваемая работа не предоставляется, безработный имеет право на повторное получение пособия.
Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (часть 4 статья 37 Конституции РФ)
Это право, закрепленное в ст. 37Конституции РФ в связи с регулированием
права на свободный труд.Конституция гласит: признается право на
индивидуальные и коллективные трудовые споры сиспользованием
установленных федеральным законом способов их разрешения, включая
право назабастовку. Более детально осуществление данного права
регулируется Кодексом законов о труде,Федеральным законом "О порядке
разрешения коллективных трудовых споров" от 20 октября 1995 г. И другими нормативными правовыми актами.
Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и других случаях, установленных законом(часть 1 статья 39 Конституции РФ)
Право на социальное обеспечение- одно из основных конституционных прав человека (иногда только гражданина).
В конституцияхсоциалистических и большинства постсоциалистических стран формулируется как право на помощь состороны государства в виде пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности,по случаю потери кормильца, по безработице, по бедности. При этом размер и условия такой помощиопределяются законом. В других государствах они встречается достаточно редко, а в конституциях стран
англосаксонской системы права вообще никогда, чтооднако, вовсе не означает отсутствия системысоциальной защиты. Статья 39 Конституции РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту,в случае болезни,инвалидности,потери кормильца. для воспитания детей и иных случаях установленных
законом.3
Существует два основных вида социальных выплат :пенсии и пособия.
Право на жилище(часть 1 статья 40 Конституции РФ)
Конституционное право на жилище предполагает гарантированную законом возможность для каждого быть обеспеченным постоянным жильем, возможность стабильного пользования имеющимся жильем, неприкосновенность жилища, право на улучшение жилищных условий, а также обеспечение для проживающих в жилых домах, жилых помещениях здоровой и безопасной среды обитания.
Конституция Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со статьёй 2 Жилищного кодекса Российской Федерации право граждан на жилище обеспечивается, в том числе посредством содействия развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, стимулирования жилищного строительства, обеспечения контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и государственного жилищного надзора.
Основные законодательные акты:
-Жилищный кодекс Российской Федерации;
-Гражданский кодекс Российской Федерации.
Право на благоприятную окружающую среду(часть 1 статья 42 Конституции РФ)
Окружающая среда включает в себя совокупность компонентов природной среды - землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия существования жизни на Земле.4
Каждый гражданин имеет право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В сфере охраны окружающей среды граждане вправе:
-создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
-направлять обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам для получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
-выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
-обращаться с жалобами, заявлениями и предложениями к органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
-предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
При этом граждане должны нести и определенные обязанности в отношении природы и окружающей среды. В частности, граждане должны сохранять природу и окружающую среду, а также бережно относиться к природе и природным богатствам.5
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Основные законодательные акты:
-Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;
-Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества или преподавания(часть 1 статья 44 Конституции РФ)
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Право на гарантированный минимальный размер оплаты труда(ст. 37 Конституции РФ).
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
-организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
-организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
-организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
-другими работодателями - за счет собственных средств.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с этой Конвенцией государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным. Факторы, которые учитываются при определении уровня минимальной заработной платы, включают потребности трудящихся и их семей, экономические соображения, в том числе требования экономического развития и поддержания высокого уровня занятости.6
Право на государственную защиту материнства детства и семьи(ст. 38 Конституции РФ).
Конституционные нормы о защите материнства, детства и семьи составляют конституционную основу государственной поддержки семьи в Российской Федерации и являются обязательным условием реализуемой государственной политики.
Конкретные направления поддержки материнства, детства и семьи определяются текущим законодательством.
В частности, семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, включая право на судебную защиту этих прав.
Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Забота о детях, их воспитание равное право и обязанность родителей. Семейный кодекс Российской Федерации запрещает осуществление родительских прав в противоречии с интересами детей. В свою очередь, трудоспособные дети, достигшие возраста 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Трудовое законодательство также закрепляет ряд гарантий трудовых прав женщин. В частности, запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. Для беременных женщин не может устанавливаться испытание при приеме на работу. Женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию. По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой государственного пособия.
Российское законодательство также предусматривает ряд мер материальной поддержки материнства и детства. Соответствующие меры социальной поддержки установлены, прежде всего, Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Эффективной мерой материального стимулирования семей является выплата материнского (семейного) капитала женщинам при рождении второго ребенка (в настоящее время размер материнского (семейного) капитала составляет 365 тысяч рублей).
Основные законодательные акты:
-Трудовой кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
-Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
-Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан»7
Глава 2. Проблемы реализации и защиты основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации
2.1. Принципы реализации социальных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Степень гарантированности прав и свобод в государстве зависит не столько от их перечня, закрепленного в законодательстве, сколько от уровня развития механизмов и разработанности процедур, используемых при защите данных прав. В каждом обществе существует система гарантий, посредством которых и воплощаются в жизнь права человека, но не везде она одинакова. Однако мы можем говорить о существовании в России внутригосударственных институтов, главная задача которых - гарантировать защиту прав человека. Это судебная власть (Конституционный Суд РФ, общие суды, мировые судьи), Президент как гарант прав и свобод граждан, парламент, Уполномоченный по правам человека в РФ и субъектах РФ, прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, средства массовой информации, формирующееся гражданское общество.
Важное место в системе государственной защиты прав граждан занимает Президент Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила положение, согласно которому Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Это позволяет сделать вывод, что он обязан гарантировать права и свободы каждому и защищать их всеми доступными ему средствами.
Полномочия Президента РФ в этой области не могут конкурировать с каким-либо другим органом общей компетенции. Как глава государства он имеет в своем распоряжении все необходимые средства для проведения оперативной (своевременной) и массовой защиты прав. Президент России, выступая гарантом прав и свобод личности, может защитить права и свободы каждого, которые нарушены любыми органами власти или иными объективно существующими факторами (преступность, рост цен, безработица и т.д.).
Президент Российской Федерации, выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина, обладает широкими полномочиями в области охраны и защиты прав личности. Так, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, он «...обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» по защите прав и свобод.
Содержание правозащитной функции российского Президента отчетливо выражено в присяге, произносимой им при вступлении в должность: «...клянусь уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации».
Практика свидетельствует о том, что Президент РФ своевременно использует предоставленное ему право - выступать инициатором законопроектов. В целом на защиту прав и свобод всех граждан направлено большинство указов Президента РФ.
В целях защиты прав и свобод личности Президент РФ может издавать указы, расширяющие набор прав человека, не урегулированные законом, но не вправе их ограничивать.
Особое значение имеют послания Президента Российской Федерации. Они не являются обязательными нормативными актами, но служат ориентиром в законодательной деятельности Федерального Собрания по защите прав и свобод личности.
Анализ посланий Президента России позволяет сделать вывод, что на протяжении ряда лет глава государства ориентирует все государственные органы на эффективную работу в сфере реализации и защиты прав и свобод граждан.
Завершая всю законодательную деятельность парламента страны, глава государства наделен правом вето. Право вето позволяет Президенту своевременно реагировать на нарушения прав и свобод, которые еще не возникли, но могут возникнуть в случае вступления в силу закона, нарушающего права и свободы личности.
Президент Российской Федерации имеет в своем распоряжении организованный аппарат, который выполняет его отдельные функции по защите прав и свобод человека и гражданина. В нем следует выделить основные, на наш взгляд, правозащитные органы: Комиссию по правам человека при Президенте РФ, Управление Президента по работе с обращениями граждан и Контрольное управление.8
Обеспечение и защита прав и свобод граждан наполняют деятельность государственных органов и органов местного самоуправления социальным смыслом, служат целевым ориентиром всех управленческих действий и решений, способствуют реальному человеческому измерению эффективности деятельности государственных и муниципальных органов. Возникают проблемы, касающиеся реализации конституционного правосознания и внедрения его в российскую среду.
Целесообразным является осуществление ряда мероприятий по устранению причин, способствующих возникновению неблагоприятных последствий и вызывающих отрицательный эффект в обеспечении общественных интересов.
Доступность понимания положений Конституции и принимаемых на ее основе правовых норм. Неправильное понимание конституционного законодательства ведет к дефектам конституционного правосознания, к искаженным выводам о правах и обязанностях субъектов реализации права. Поэтому наряду с конкретизированными предписаниями (о том, что каждый имеет право на труд, свободное перемещение или передвижение, на гарантируемую законом минимальную заработную плату), при помощи, которых уясняются формально закрепленные конституционные предписания, конституционное правосознание включает представления о конституции в целом, ее принципах, что является необходимым компонентом готовности субъекта к правоприменительной деятельности. Развитость этих компонентов позволяет уяснить конституционные нормы, непосредственно применяемые к конкретным фактическим обстоятельствам.9
Право субъекта на информацию, степень его информированности и умелой, качественной передачи знаний.
Право человека на информацию - это своего рода право-гарантия, поскольку установление и реальное претворение в жизнь данной юридической возможности будет означать существенное достижение в повышении правовой защищенности человека. Только в рамках системы знаний он способен реализовывать свои права.
Одной из задач на пути создания информационного общества в России является не только формирование и развитие его правового фундамента, основу которого составляет специальное информационное законодательство, но и активное внедрение в его среду конституционного правосознания. Это новый институт конституционного законодательства, призванный обеспечить регулирование отношений в информационной сфере при создании, движении и потреблении информации в обществе и государстве.
2.2.Юридическая защита и гарантии защиты конституционных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации
Важное место в правообеспечительном механизме государства занимают юридические (правовые) гарантии. В Российской Федерации созданы и функционируют юридические гарантии как условия, средства и механизмы социальной государственности, реализация и эффективность которых в свою очередь зависит от многих факторов.
По мнению В.В. Лазарева, в качестве таковых можно указать степень демократичности властных институтов государства; политические, культурные и правовые традиции; состояние экономики; нравственную атмосферу и степень согласия в обществе; состояние законности и правопорядка.
В правовой науке под гарантиями понимается система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.
Юридические гарантии - это совокупность специальных правовых средств и способов, при помощи которых функционирует аппарат государства, действует государственная власть, реализуются, охраняются и защищаются права и свободы, пресекаются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права.
В научной правовой литературе вопрос о понятии и системе юридических гарантий рассматривается с разных точек зрения. Так, В.М. Чхиквадзе под юридическими гарантиями понимает развернутую систему институтов и норм материального и процессуального права. По мнению П.М. Рабиновича, под юридическими гарантиями следует понимать нормы права и основанную на них правоприменительную деятельность, и индивидуальные юридические акты, в которых эта деятельность фиксируется.
Раскрывая сущность юридических гарантий, С.Н. Братусь обращал внимание на то, что «юридические гарантии заключены как в самих правовых нормах, имеющих своей целью регулирование путем установления прав и обязанностей общественных отношений, так и в тех нормах, в рамках которых осуществляется юрисдикция при нарушении этих обязанностей и тем самым обеспечивается посредством государственного принуждения реализация материального субъективного права и исполнения нарушенной или новой обязанности».
Некоторые авторы высказывают мысль, что в число юридических гарантий следует включить закрепленные нормами права средства надзора и контроля для выявления случаев правонарушений; меры правовой защиты; меры юридической ответственности; меры пресечения и другие правоохранительные меры; процессуальные формы охраны прав; меры профилактики и предупреждения правонарушений.10
Очевидно, что юридические гарантии призваны не только создавать возможности для становления, развития и функционирования государства, но и формировать условия для его дальнейшего совершенствования и решения задач, стоящих перед ним, другими словами, юридические гарантии выступают условием перехода от продекларированного социального государства к реальному.
Деление юридических гарантий по отраслевому принципу признается наукой и используется в законодательстве. Исходя из этого положения, юридические гарантии можно классифицировать в соответствии с традиционным делением норм права по отраслям:
1) конституционные гарантии, закрепляющие основы конституционного строя, разграничение полномочий между органами государственной власти, признание человека и его прав и свобод высшей ценностью;
2) административно-правовые гарантии, определяющие порядок функционирования органов государственной власти и управления;
3) материальные гарантии (нормы материального права);
4) процессуальные гарантии (нормы процессуального права).
Эта классификация достаточно условна, так как нормы процессуального характера имеются в большинстве отраслей права, но поскольку они в них не преобладают, можно выделить их в отдельный блок.
Конституционные гарантии-основной вид юридических гарантий социального государства, так как от их соблюдения во многом зависит предоставление других видов юридических гарантий. Конституционные гарантии характеризуются наиболее общим, принципиальным характером, в рамках которых дается исходное государственно-правовое решение той или иной проблемы, не претендующей на конкретность, дифференцированность и иные качества.
Одной из гарантий социального государства является, принцип разделения властей. Новая Конституция РФ кардинально решила вопрос о власти, закрепив принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Конструктивное сотрудничество и соответствующий характер взаимоотношений всех ветвей власти, является гарантией демократического правового социального государства. Проблема соотношения законодательной и исполнительной власти является одной из проблем государственного строительства в условиях реформирования России. «В практике построения новой российской государственности она оценивается как основополагающая».
Законодательным и представительным органом в Российской Федерации является Федеральное собрание - парламент. Он состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Исполнительная власть в стране осуществляется Правительством Российской Федерации. Судебная власть осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства».
Гарантией деятельности всех ветвей власти выступает, прежде всего, ее единство, несмотря на разделение. 11
Особое место в системе юридических гарантий социального государства занимает институт государственного контроля, который осуществляет Конституционный Суд. Это сравнительно новый в государственно-правовом механизме Российской Федерации демократический институт. Он рассматривается в качестве главного носителя третьей, судебной власти, а соответственно и как гарантия социального государства.
В соответствии с действующим законодательством, основной целью Конституционного суда является защита конституционного строя страны, основных прав и свобод человека, защита интересов граждан и юридических лиц. Одной из важнейших задач Конституционного суда является поддержание верховенства и непосредственного действия Основного закона на всей территории Российской Федерации, установление соответствия Конституции Российской Федерации международных договоров России, законодательства Российской Федерации и субъектов федерации, а также правоприменительной практики. Всей своей деятельностью Конституционный Суд должен способствовать утверждению законности, укреплению правопорядка, воспитанию в гражданах уважения к Основному закону. Согласно ст. 3 закона о Конституционном Суде, он решает исключительно вопросы права, поэтому является юридической, а не политической гарантией социального государства. Конституционный Суд вне политики и над политикой, он призван «юридизировать» судебную практику, он, по словам М.Н. Марченко, «особое, стоящее высоко над повседневной политической суетой государственное учреждение». Конституционный Суд Российской Федерации и его судьи не являются представителями каких бы то ни было государственных или политических органов, политических партий и движений (статья 11 Закона). Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности и граждан. Законом установлены юридические гарантии деятельности Конституционного Суда. Прежде всего, это независимость в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов власти, а также определение финансовых источников для деятельности Конституционного Суда - это средства федерального бюджета, что обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме (статья 7 Закона).
Административно-правовые гарантии целесообразно выделить в отдельный блок юридических гарантий, так как исполнительный характер государственно-управленческой деятельности, ее функциональная направленность во многом способствует реализации законов, в том числе направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Анализ административно-правовых гарантий позволяет уяснить границы, сферу и характер правовых средств, которыми располагает административно-правовой механизм и использует их в практических целях.
Содержание административно-правовых гарантий состоит в практическом осуществлении органами государственной власти и управления (их должностными лицами) на законодательной или подзаконной правовой основе в подведомственных им областях, отраслях и сферах государственно-управленческой деятельности следующих юридически значимых действий:
1) выполнение юридической обязанности по обеспечению реализации социальных прав граждан;
2) создание условий для их реализации;
3) охрана социальных прав;
4) применение санкций в случае нарушения социальных прав граждан. Исходя из этого, все административно-правовые гарантии можно сгруппировать в два блока: первый это - административно-правовые гарантии, обеспечивающие реализацию социальных прав граждан; второй - административно-правовые гарантии их охраны.12
Юридические гарантии могут быть общими или специальными, которые распространяются на определенный круг субъектов (граждан или юридических лиц.)
По отраженным в юридических гарантиях приемам и способам правового регулирования различных общественных отношений юридические гарантии могут быть сформулированы в форме:
а) запретов;
б) дозволений;
в) предоставлений.
В зависимости от формы выражения и целевого назначения все юридические гарантии можно разделить на:
1) юридические гарантии превентивного характера, то есть упреждающие нарушение каких-либо правовых предписаний;
2) юридические гарантии содействующие реализации прав и обязанностей; 3) юридические гарантии восстановительного характера, то есть способствующие восстановлению юридических прав;
4) возместительные юридические гарантии, то есть обеспечивающие возмещение ущерба, в результате нарушения прав или создания препятствий для исполнения обязанностей;
5) юридические гарантии-санкции, которые направлены на привлечение к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. Третий, четвертый и пятый вид гарантий связан с процедурными нормами трудового, жилищного права, права социального обеспечения, охраняющими претворение в жизнь норм материального права.
Важнейшей юридической гарантией социального государства является обеспечение судебной защиты граждан. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право гражданина подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны, обязанность последнего - рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.
Экономическая роль демократического социального государства в условиях рыночной экономики сводится в основном к осуществлению трех функций: 13
1) законодательное определение круга субъектов хозяйственной деятельности, а также ее объектов и взаимоотношений между ними, другими словами, установление юридических гарантий осуществления экономической деятельности;
2) поощрение, защита и охрана социально и экономически целесообразных форм этой деятельности, осуществляемые главным образом, с помощью регулятивных мер преимущественно экономического характера (повышение или понижение ставок налогов, банковского процента при кредите, предоставляемом государственным банком, повышение или понижение цен на продукцию и услуги, производимые по государственному заказу и др.), но в определенных пределах и мерами властными, неэкономическими, особенно при решении трудовых, экологических, здравоохранительных и некоторых других социальных проблем;
3) недопущение соединения в руках органов публичной власти или местного самоуправления, двух направлений деятельности - присущего им осуществления властных полномочий с характерной для предприятий хозяйственной деятельностью, направленной на получение прибыли.
Кроме внутригосударственных юридических гарантий социального государства существует и система международных юридических гарантий. Международные механизмы юридических гарантий социального государства14 - это меры, принятые мировым сообществом для контроля правительства, в отношении взятых на себя обязательств по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Современное международное право различает следующие виды гарантий:
1) дипломатические гарантии;
2) судебные гарантии.
Эти меры включают культурные, политические, организационные и правовые средства международного характера.
Заключение
К концу XX - началу XXI в. в отечественной науке конституционного права сложился подход к закрепленным в Конституции Российской Федерации 1993г. социальным правам как к самостоятельной группе конституционных прав человека и гражданина. К ним относятся: право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ); право на охрану семьи, материнства и детства (ст. 38 Конституции); право на социальное
обеспече ние и социальную защиту (ст. 39 Конституции); право на жилище (ст. 40Конституции); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41Конституции);
право на образование (ст. 43Конституции).
Конституционные социальные права являются составной частью системы прав и свобод человека и гражданина. Отличия социальных прав как одного из видов «прав второго поколения» от прав «первого поколения» проявляется в различной степени и формах государственного участия в их реализации и защите, в специфических субъектах и объектах прав.
Объектом конституционных социальных прав не являются материальные блага, предоставляемые государством через систему социальной защиты лицам, которые не имеют достаточных средств к существованию в связи с отсутствием источника дохода или недостаточным уровнем получаемого до хода, а также в связи с отсутствием способности или возможности материально обеспечить себя посредством использования имущества, осуществления предпринимательской, трудовой и иной не запрещенной законом деятельности. Более правильным представляется характеризовать объект конституционных социальных прав как позитивную деятельность государства по обеспечению и защите определенных свойств, интересов и возможностей, необходимых индивиду для нормального физиологического, материального и духовного существования и развития, а также достойной жизни, В структуру объекта конституционных социальных прав также входит предоставление государственными учреждениями общественно значимых услуг, а также государственный контроль за аналогичной деятельностью негосударственных учреждений и организаций.
Следует отметить тесную взаимосвязь личных (гражданских) и политических прав с конституционными социальными правами человека и гражданина. Развитие и утверждение «прав первого поколения» явилось необходимым условием для становления «прав второго поколения», в том числе, основных социальных прав. Осуществление личных (гражданских) и политических прав может быть обеспечено лишь в том случае, если каждому человеку будут предоставлены надлежащие и равные возможности удовлетворения основных жизненных потребностей.
Конституционные нормы об основных социальных правах обладают обособленностью и представляют субинститут в структуре конституционно-правового института конституционных прав и свобод человека и гражданина, и обладают своими особенностями, такими как: регулируют общественные отношения в определенной области жизнедеятельности человека -обеспечения материальных, духовных, физических и иных социально значимых потребностей и интересов личности; допускают рекомендательные формулировки базовых положений; их реализация в значительной степени обусловлена состоянием экономики и государственных ресурсов -государство обязуется реализовать социальные права в «максимальных пределах имеющихся ресурсов» (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.).
Вместе с тем, нормы, закрепляющие социальные права человека и гражданина, также как и иные нормы Конституции Российской Федерации обладают прямым действием. Современные социальные права, закрепленные в Конституции Российской Федерации 1993 г., стали результатом длительного исторического развития советского государственного и российского конституционного законодательства.
Современный подход к классификации социальных прав в теории права, международном и российском конституционном праве позволяет выделить основные группы в системе социальных прав:
-права в области трудовой деятельности, направленные на обеспечение средств существования и связанные с государственным вмешательством в сферу охраны труда (право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда;право на защиту от безработицы - ч. 3 ст. 37 Конституции РФ) права, гарантирующие достаточный уровень жизни и развития (право на отдых - ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, право на жилище - ст. 40Консти туции, право на охрану здоровья и медицинскую помощь - ст. 41 Конститу ции, право на образование - ст. 43 Конституции);
-права, направленные на особую защиту отдельных групп и категорий населения (право на охрану семьи материнства и детства - ст. 38
Конституции РФ, право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом - ст. 39 Конституции, право малоимущих на предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государствен ных, муниципальных и других жилищных фондов - ч. 3 ст. 40 Конституции).На основании анализа ст.ст. 37-43 Конституции Российской Федера ции во взаимосвязи с принципом социального государства как одной из ос нов конституционного строя России диссертант предлагает подразделить основные социальные права на следующие группы:
-права, гарантирующие человеку достойную жизнь, нормальное физиологическое развитие и защиту от негативного воздействия рынка (ч.ч.3 и 5 ст. 37, ст. 39, ст. 40, ст. 41, ст. 42 и ст. 43);
-права, обеспечивающие свободное развитие личности (государственная защита семьи, материнства и детства - ст. 38, право на образование ст. 42 Конституции РФ).
Граждане не могут самостоятельно без содействия государства или его органов осуществлять социальные права, закрепленные в нормах
Конституции Российской Федерации, для их воплощения в жизнь требуется создание государственной системы перераспределения общественных благ. Реальность социальных прав, в конечном итоге, зависит от политики, проводимой государством в экономической и социальной сферах. Однако данное положение не означает, что ст.ст. 37-43 Конституции Российской Федерации, в отличие от иных ее норм не имеют прямого действия. Прямое действие конституционных положений об основных социальных правах человека и гражданина означает, что в них выражаются основные направления реализации государством его социальной функции. На современном этапе целью социальной политики Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ (образования, медицинского и социального обслуживания).
Таким образом, Российское государство самостоятельно изменяет средства обеспечения конституционных социальных прав человека и гражданина в зависимости от сложившейся экономической, политической или социальной обстановки. Однако положение о принципе верховенства права, содержащееся в ст.ст. 1 и 15 Конституции Российской Федерации, требует, чтобы закон обеспечивал правовую безопасность в том числе и при реализации основных социальных прав человека и гражданина.
Список используемой литературы
1. Абдулаев М.М. Личность и государство: история и современность. -СПб., 2010.
2. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. М., 2011.
3. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права.-М., 2006.
4. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. В 3-х томах. Т. 1. - М., 2011.
5. Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. -М., 2013.
6. Бобылев А.И. Теория и практика правового и социального государства. М., 2012.
7. Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов-на-Дону, 2010.
8. Бюхнер-Удер В. Права человека: миф или реальность? / Пер. с немецкого Е.М. Щуко. М., 2000.
9. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советскихграждан. М., 1972. - 375 с.Ю.Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М., 2012.
10. Вопросы теории государства и права. Актуальные проблемы современного Российского государства и права. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. / Под ред. М.И. Байтина. - Саратов, 2014.
11. Всемирная организация здравоохранения. Основные документы. -Женева, 2011.
12. Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель налогоплательщик- государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. М.,2010.
13. Глазов В.В. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (постатейный). М., 2010.
14. Ершов В.В. Статус суда в правовом государстве. М., 2011.
15. Жуйков В.М. Судебная зашита прав граждан и юридических лиц. -М., 2001.
16. Защита прав человека в современном мире. М., 1993. -2010.
17. Иваненко В.А. Иваненко B.C. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. СПб., 2012.
18. Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР.-М., 2010.
1 Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. В 3-х томах. Т. 1. - М., 2011.
2 Бюхнер-Удер В. Права человека: миф или реальность/ Пер. с немецкого Е.М. Щуко. М., 2000
3 Жуйков В.М. Судебная зашита прав граждан и юридических лиц. -М., 2001.
4 Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы. М., 2001.с54.
5 Иваненко В.А. Иваненко B.C. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. СПб., 2012.
6 Комаров С.А., Ростовщиков И.В. Личность. Права и свободы. Политическая система. СПб., 2002 с107.
7 Всемирная организация здравоохранения. Основные документы. -Женева, 2011. с218
8 Вопросы теории государства и права. Актуальные проблемы современного Российского государства и права. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. / Под ред. М.И. Байтина. - Саратов, 2014
9 Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права.-М., 2006. с199.
10 Вопросы теории государства и права. Актуальные проблемы современного Российского государства и права. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. / Под ред. М.И. Байтина. - Саратов, 2005.с554.
11 Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель налогоплательщик- государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. М.,2009. 441.
12 Бобылев А.И. Теория и практика правового и социального государства. М., 2012.
13 Абдулаев М.М. Личность и государство: история и современность. -СПб., 2010.
14 Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР.-М., 2007.с23.
PAGE 2
Проблемы реализации и защиты основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации