Образ святого в духовной литературе


В качестве домашнего задания ребятам было предложено выполнить задание учебника (программа А. Г. Кутузова): обратить внимание на то, благодаря чему в нашем восприятии создаётся образ святого Сергия Радонежского, заступника и молитвенника за русскую землю. Подсказка к способу выполнения задания: отметь карандашом в тексте слова, характеризующие героя, на полях проставь условные обозначения ( п. — поступок; пор. — портрет; пов. — поведение; др. — другие персонажи о герое; периф. — перифразы; э. — эпитеты; ср.— сравнение).

Начало урока

Учитель. Какие впечатления и ощущения остались у вас после прочтения жития Сергия Радонежского?

Дети.

— Удивился чудесным возможностям героя.

— Захотелось посетить святые места. Это реальные места, а значит, и чудотворство Сергия Радонежского было возможно.

— Мне было сложно читать, так как в тексте много новых слов, фраз из молитв.

— Такого не бывает, но читать было интересно.

— Сергий всего себя отдал Богу, это трудно понять и представить.

Учитель. Какие из слов, называющих наши эмоциональные состояния, подошли бы к вашим после знакомства с текстом жития?

(На доске записаны слова: восхищение, изумление, преклонение, неверие, безмолвие, восторг, радость, грусть, скорбь, сострадание, боязнь, боль, ужас.

Далее желающие из детей выбирают подходящие для эмоционального состояния слова, объясняют свой выбор.)

Учитель. Какими словами охарактеризован в тексте жития Сергий Радонежский? Приведите примеры обнаруженных вами эпитетов, перифраз.

Дети. Преподобный, богоносный, новый чудотворец, благоразумный отрок, светильник миру, совершенный муж, служитель Святой Троицы, блаженный...

(Учитель обращает внимание на богатство и яркость словесной характеристики героя в тексте жития.)

Учитель. Можно ли считать названные слова и словосочетания синонимичными? Какое из слов вы бы поставили во главу синонимического ряда, почему?

Дети. Это слова Преподобный и Блаженный, так как они чаще встречаются в тексте.

Учитель. Размышляем над словами. Какое слово, хорошо знакомое вам, “спряталось” в слове Преподобный?

Дети. Подобный, то есть Похожий.

Учитель. На кого, по-вашему, похож Сергий Радонежский?

Дети. На Бога, на святого Иоанна Предтечу (с ним сравнивается герой в тексте).

Учитель. Что обозначает приставка Пре- в русском языке?

Дети. Она близка к значению слова Очень.

Учитель. Знаете ли вы, почему герой в отрочестве изменил имя Варфоломей на Сергий?

Дети выдвигают свои гипотезы.

— Имя Сергий больше похоже на русское имя.

— Имя Сергий лучше сочетается со второй частью — Радонежский.

— Он изменил жизнь и поэтому сменил имя.

Учитель. Есть толкование, согласно которому римское имя Сергиус (V–I в. до Р. Х.) произошло, возможно, от Сервус, что означало “служитель”.

Дети. Значит, само имя героя можно соотнести с делом всей его жизни — служением Богу.

Учитель. Обратимся к другой характеристике Сергия Радонежского.

Блаженный — счастливый, божий угодник.

Вспомним стихи о евангельских блаженствах. Кого Библия называет Блаженными? Кто обретёт счастье на небесах?

(Учитель читает часть из Нагорной проповеди Иисуса Христа («О путях к блаженству»); дети, обращаясь к своим отметкам в тексте, находят доказательства того, что позволяет считать Сергия Радонежского блаженным.)

Блаженны нищие духом… (“Кто я такой, грешный, худейший из людей?..”)

Блаженны плачущие (Заплакал ещё в утробе матери.)

Блаженны кроткие (Захотел убежать от славы.)

Блаженны алчущие и жаждущие правды… (Молитвою вооружил к победе над монголами, простил поселянина.)

Блаженны милостивые (Воскресил отрока, исцелял болящих…)

Блаженны чистые сердцем (Прощение поселянина.)

Блаженны миротворцы (Успокаивал ропщущих на Бога монахов, вооружал молитвой воинов, призывал к смирению.)

Блаженны изгнанные за правду (Справился с бесовскими силами, пророчество о гибели гордого и коварного Михаила.)

Далее на уроке обсуждаются способы создания художественного образа героя в жанре жития, при этом отмечается преобладание характеристик через поступок, поведение, отношение к событиям. (Житие = жизнь.)

Дети читают и комментируют характеристики героя, используя текст жития.

Во время ответов детей останавливаю их внимание на церковной лексике и значениях слов, которые объясняются в сносках учебника; формы обращения в молитвах Боже, Отче (при этом отмечается факт существования в древнерусском языке формы звательного падежа); другие слова и обороты речи, характерные как для текстов духовной литературы, так и для древнего языка.

Семиклассники знакомы с понятием вводных слов, их в тексте жития много. Обнаруживая в работе с текстом вводные конструкции, ребята объясняют их роль. Они замечают, что присутствие вводных конструкций указывает на рассказчика (он как бы наш скрытый собеседник), и его отношение ко всему, о чём он ведёт рассказ, тоже можно обнаружить по содержанию вводных слов…

Задание, которым заканчиваю этот урок: сопоставьте своего кумира и идеал верующего человека далёкой Древней Руси. Какие качества героя жития вы бы хотели видеть у своего кумира?

Частыми среди ответов оказались следующие качества: простота, скромность, внимание к людям, доброта и милосердие.

Домашнее задание.

1. Выпишите из текста жития 3–5 предложений, которые содержат причастия и деепричастия. Как часто встречаются слова этих частей речи в древнем тексте?

2. Составьте словарик церковной лексики или кроссворд для запоминания этих слов.