ДЕЙСТВИЯ ПРОКУРОРА И ПОЛНОМОЧИЯ СУДЬИ ПО ПОСТУПИВШЕМУ УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ УСКОРЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. РАССМОТРЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ УСКОРЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА…………………………………………………………………...5
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ, УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК УСКОРЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА………………………………………………………………….12
ГЛАВА 3. ДЕЙСТВИЯ ПРОКУРОРА И ПОЛНОМОЧИЯ СУДЬИ ПО ПОСТУПИВШЕМУ УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ УСКОРЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. РАССМОТРЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ………………………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..38
ВВЕДЕНИЕ
В период определенных экономических трудностей, в котором пребывает наша страна, на первый план выходит вопрос рационального использования правовых и материальных средств. Особо актуальной становится задача создания процессуального механизма, который требовал бы минимальных материальных затрат для оптимального расследования преступлений. В связи с этим возникла необходимость пересмотра, и приведения в соответствие с требованиями времени уголовно-процессуального законодательства, что повлекло за собой потребность теоретического переосмысления, в свете современных достижений науки и позитивного опыта в этой сфере зарубежных государств, многих устоявшихся институтов уголовно-процессуального права. Одним из перспективных направлений совершенствования уголовно-процессуального законодательства является углубление дифференциации уголовно-процессуальной формы, разработка ее теоретических и практических проблем.
Изменения, а также принятие и введение в действие нового Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК) потребовали теоретического осмысления положений закона, регламентирующих новый уголовно-процессуальный институт - ускоренное производство (гл.47 УПК), а также разработку рекомендаций по его практическому применению. Одним из факторов, обусловивших актуальность темы исследования, является также отсутствие единообразия практики применения ускоренного производства органами дознания. Однако специального системного изучения в данном направлении не производилось, что и обусловило выбор темы исследования.
Задачи данной курсовой работы:
- Исследовать понятие, правовое содержание и сущность ускоренного производства в уголовном процессе Республики Беларусь;
- Рассмотреть теоретические аспекты применения ускоренного производства.
- Проанализировать практику применения ускоренного производства в деятельности органов дознания.
Объектом данной курсовой работы является комплекс правоотношений и деятельность органов дознания, складывающихся в процессе применения ускоренного производства.
Предметом исследования являются нормы и институты уголовно-процессуального права, относящиеся к ускоренному производству, его сущность и содержание, научные разработки в этой и смежных областях, а также практика применения ускоренного производства.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ УСКОРЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Ускоренное или упрощенное судопроизводство не является чем-то новым в деятельности правоохранительных органов и суда. В мировой практике это хорошо апробированный уголовно-процессуальный институт, применяемый в той или иной форме во многих зарубежных государствах. Так, например, в странах с англосаксонской системой права (Великобритания, США) существует так называемое суммарное (упрощенное) производство по делам о преступлениях, не представляющих существенной опасности. Рассмотрение таких дел осуществляют суды низового уровня. Часто это происходит сразу же после задержания полицией лица, совершившего преступление, и доставления его к судье для решения вопроса о мере пресечения. Судья, сделав вывод, что дело может быть рассмотрено в порядке суммарного производства, вправе начать выполнение процессуальных действий с соблюдением указанной процедуры. При этом он обязан разъяснить гражданину сущность обвинения, возможную меру наказания и право иметь защитника. При согласии лица на разбирательство дела в суммарном порядке судья выясняет его отношение к совершенному деликту, и если гражданин признает себя виновным, то судья сразу же принимает решение о мере наказания, оно фиксируется в протоколе судебного заседания либо в журнале, который ведется секретарем. В отношении дел о преступлениях, за которые не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, предусмотрены еще более непритязательные процедуры. Поводами для разбирательства таких дел в суде являются полицейский протокол или предписание о явке к судье. При этом часто все производство в суде сводится лишь к уточнению фамилии и имени нарушителя и определению меры наказания, что по времени составляет несколько минут. Достаточно распространена и такая практика: лицу, совершившему преступление, в повестке о вызове в суд сообщают о той сумме штрафа, которой оно может быть подвергнуто в случае осуждения, вместо явки в суд обвиняемый по почте высылает эту сумму, и дело считается оконченным.
Странам континентальной системы права (Франция, Германия) также известна ускоренная форма производства. Согласно § 212 УПК ФРГ если обстоятельства дела несложны и возможно немедленное вынесение приговора прокурор вправе возбудить ходатайство о рассмотрении дела в порядке ускоренного производства. Устно обвинение предъявляется непосредственно в суде, срок вызова в который составляет 24 ч. Разбирательство дела возможно и в отсутствие гражданина, совершившего преступление. Разрешая дело в порядке ускоренного производства. судья может назначить наказание до одного года лишения свободы'.
В Республике Беларусь осуществление ускоренного производства регламентируется гл. 47 УПК, структурно состоящей из восьми статей. Вместе с тем закон не содержит понятия данного процессуального института. В юридической литературе его правовая природа (предшествовавшая ему протокольная форма) определяется по-разному. Ряд исследователей утверждают, что это сугубо административная деятельность, не способная обеспечить соблюдение правовых гарантий, другие относят ее к проверке заявлений и сообщений о преступлении на стадии возбуждения уголовного дела, по мнению третьих, данная форма уголовного процесса является ускоренным дознанием. Наиболее же предпочтительной представляется позиция авторов, полагающих, что ускоренное производство выступает как самостоятельная форма досудебного исследования обстоятельств совершенного преступления. К такому выводу приводит редакция п. 4 ст. 6 УПК, отделившего ускоренное производство от производства со дня поступления заявления, сообщения о преступлении до передачи уголовного дела прокурору для направления в суд. Тем самым законодатель признает ускоренное производство в качестве самостоятельной формы досудебного производства. Вместе с тем следует иметь в виду, что уголовно-процессуальный институт ускоренного производства охватывает не только досудебный этап, но и особый, упрощенный порядок рассмотрения уголовного дела в суде в тех случаях, когда оно проводится без участия государственного обвинителя.
С административной деятельностью правоохранительных органов я стадией возбуждения уголовного дела ускоренное производство связывают одинаковые способы установления обстоятельств правонарушения: получение объяснений, истребование предметов и документов и т. д. Однако существуют и принципиальные отличия. Ускоренное производство получает свою практическую реализацию как следствие имевшего место преступного деяния, а не административного проступка, При этом деятельность органов уголовного преследования в рамках ускоренного производства урегулирована нормами уголовно-процессуального, а не административного закона, поэтому она не может носить административный характер, а является уголовно-процессуальной.
Предварительная проверка на стадии возбуждения уголовного дела осуществляется, как правило, в тех случаях, когда есть сомнения в наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Решение же о проведении ускоренного производства, наоборот, принимается при очевидности факта преступления. Кроме того, характерной особенностью, отличающей ускоренное производство от проверки заявления, сообщения о преступлении, проводимой в порядке ст. 173 УПК, является то, что для начала ускоренного производства необходимо не только появление повода, но и обязательное наличие оснований и условий, перечисленных в ч. I ст. 452 УПК. Наконец, задача проверки заявления, сообщения о преступлении состоит в определении законности повода и наличия либо отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела. Задачи ускоренного производства на аналогичном этапе гораздо шире: здесь нужно установить все фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела в судебном заседании.
Ускоренное производство и предварительное следствие связывают единые внутренние задачи, вытекающие из общих задач уголовного процесса, содержащихся в ч. 1 ст. 7 УПК. Ускоренное производство, как и предварительное следствие, представляет собой законченный цикл процессуальных действий по выяснению обстоятельств совершенного преступления; его результаты имеют такую же юридическую силу, как и результаты предварительного следствия: на основании собранных доказательств суд рассматривает уголовное дело в полном объеме. Вместе с тем существенны различия ускоренного производства и предварительного следствия. Они касаются сроков, способов собирания и проверки доказательств, процессуального положения лиц, участвующих в предварительном следствии и ускоренном производстве, степени процессуального принуждения. Наконец, ускоренное производство распространяется и на стадию судебного разбирательства, поскольку регламентирует его сокращенный порядок в случае, когда в нем не участвует государственный обвинитель. Сказанное не позволяет безоговорочно считать ускоренное производство предварительным следствием и приводит к выводу, что это самостоятельная форма установления обстоятельств совершенного преступления и принятия по нему законного, обоснованного, мотивированного и справедливого решения.
Таким образом, ускоренное производство - это особая форма уголовного процесса, предполагающая совокупность процессуальных действий и процессуальных решений, совершаемых и выносимых следователем, прокурором в сокращенные сроки по поводу преступлений, указанных в ст. 452 УПК, а также упрощенное рассмотрение уголовного дела в судебном заседании. Его содержание состоит в том, что в случаях, когда факт преступления очевиден, известно подозреваемое лицо, не отрицающее своей причастности к его совершению, следователь не позднее 10, а в случае необходимости не позднее 15 суток со дня поступления в орган предварительного следствия заявления или сообщения о преступлении до передачи уголовного дела прокурору для направления в суд выясняет обстоятельства преступления, истребует характеризующие сведения о личности лица, его совершившего, и другие материалы, имеющие значение для рассмотрения дела в суде; возбуждает уголовное дело; привлекает лицо в качестве обвиняемого; оканчивает производство по уголовному делу по общим правилам и передает его прокурору для направления в суд, а суд в сокращенный срок и по упрощенным правилам рассматривает и разрешает уголовное дело по существу.
Специфика указанного производства заключается в упрощении и ускорении процессуального порядка установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, в уменьшении срока принятия решения прокурором и судьей по поступившему к ним уголовному делу, законченному в порядке ускоренного производства, а также в упрощении судебной процедуры его рассмотрения в указанных законодателем случаях.
Уголовно-правовой основой существования ускоренного производства служит прежде всего классификация преступлений в зависимости от характера и степени их общественной опасности. Так, уголовно - правовые нормы, давая единое понятие преступления, вместе с тем выделяют уголовно наказуемые деяния, не представляющие большой общественной опасности, и менее тяжкие (ст. 12 УК), исследование обстоятельств совершения которых часто не вызывает сложности. Это и предопределило законодательное закрепление сжатых сроков и упрощение процессуальной процедуры производства по ряду преступлений отмеченных категорий путем изъятия некоторых элементов, составляющих содержание досудебного и судебного производства.
Здесь целесообразно отметить, что дифференциация формы процесса в сторону упрощения есть неизбежное следствие существующей в любой системе тенденции к предельной оптимизации ее функционирования, стремление к достижению цели кратчайшим путем. Закрепляя возможность проведения ускоренного производства, законодатель преследует комплекс материально-правовых, процессуальных и организационно-экономических целей.
К материально-правовым относится цель усиления борьбы с перечисленными в ст. 452 УПК преступлениями, поскольку сокращение временного отрезка между совершением общественно опасного деяния и наступлением уголовной ответственности повышает предупредительно-профилактическое значение уголовного закона.
Процессуальные цели характеризуются тем, что в ходе ускоренного производства достигается быстрота и эффективность выявления процессуальным путем фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела, что обеспечивает в конечном итоге решение задачи уголовного процесса по защите личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства посредством быстрого и полного установления обстоятельств совершенного преступления и изобличения виновных.
Организационно-экономические цели заключаются в стремлении законодателя разгрузить органы, ведущие уголовный процесс, сэкономить их время и силы посредством упрощения процессуальной процедуры досудебного и судебного производства по материалам и уголовным делам о преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 452 УПК.
Изложенные цели обусловливают значение ускоренного производства, которое состоит, прежде всего, в создании оптимально эффективных условий для быстрого установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и привлечения виновных к уголовной ответственности, существенной экономии сил и средств органов предварительного следствия и суда как при установлении обстоятельств совершенного преступления, так и при рассмотрении уголовного дела в суде.
ГЛАВА 2
ОСНОВАНИЯ, УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК УСКОРЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
В соответствии с ч. 1 ст. 452 УПК основанием к проведению ускоренного производства является наличие достаточных данных, указывающих на признаки не представляющих большой общественной опасности или менее тяжких преступлений. Согласно ч. 2, 3 ст. 12 УК Республики Беларусь к преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, относятся умышленные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание. К менее тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше шести лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. Как правило, это неквалифицированные составы преступлений, установление обстоятельств, совершения которых не представляет особой сложности. К их числу, например, отнесены ст. 174 УК (уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении), ч. 1 ст. 205 (кража), ч. 1 ст. 206 (грабеж), ч. 1 ст. 208 (вымогательство), ч. 1 ст. 209 (мошенничество), ст. 215 (присвоение найденного имущества), ч. 1 ст. 257 (обман потребителей), ч. 1,2 ст. 282 (незаконная охота).
Помимо оснований для начала ускоренного производства необходимы определенные условия, т. е. данные, требования, из которых следует исходить. Применительно к предмету рассмотрения условия - это установленные уголовно-процессуальным законом требования, наличие которых обязательно при решении вопроса о начале и дальнейшем проведении ускоренного производства. К ним относятся:
- очевидность преступления;
- известность лица, подозреваемого в совершении преступления;
- признание лицом своей причастности к совершению преступления.
Очевидность преступления означает, что следователь располагает достаточными данными, указывающими на признаки совершенного менее тяжкого или не представляющего большой общественной опасности преступления, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, и нет необходимости в проведении дополнительной проверки. Термин «очевидность преступления» носит оценочный характер. Поэтому для установления наличия или отсутствия рассматриваемого условия необходим комплексный анализ сведений, содержащихся в заявлении либо сообщении о преступлении и материалах их первичной проверки. Кроме того, очевидность преступления предполагает отсутствие сомнений у следователя в правильной квалификации уголовно наказуемого деяния.
Известность лица, подозреваемого в совершении преступления, означает, что на момент принятия решения о начале ускоренного производства следователь обладает достаточными данными, подтверждающими факт совершения конкретным лицом преступления, этому лицу известно о том, что по факту совершенного им деяния может быть начат уголовный процесс. Законодатель, употребляя термин «лицо, подозреваемое в совершении преступления», не имеет в виду одноименного участника уголовного процесса. Лицо, подозреваемое в совершении преступления по смыслу ст. 452 УПК, и подозреваемый, правовой статус которого закреплен в ст. 40 и 41 УПК, - это разные процессуальные фигуры. Подозреваемый в соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК - это физическое лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо лицо, в отношении которого органом уголовного преследования возбуждено уголовное дело или вынесено постановление о применении меры пресечения до вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого либо о признании подозреваемым. Он наделен рядом процессуальных прав, основными из которых являются право знать сущность подозрения, право на защиту, право давать показания или отказаться от их дачи, знакомиться с протоколами следственных и других процессуальных действий, проводимых с его участием, и т. д. В то же время применительно к лицу, в отношении которого осуществляется ускоренное производство, уголовно-процессуальный закон оставляет открытым вопрос о его процессуальном положении. Более того, в ч. 4 ст. 452 УПК законодатель говорит о нем, как о лице, совершившем преступление, что является недопустимым с позиции презумпции невиновности, на что еще в 1998 г. обращал внимание Конституционный суд Республики Беларусь в своем заключении от 23 июля 1998 г. № 3-70/98 «О соответствии Конституции Республики Беларусь пункта 3 части второй статьи 66 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь».
Признание лицом своей причастности к совершению преступления. Ускоренное производство возможно только в тех случаях, когда лицо, подозреваемое в совершении преступления, подтвердило следователю свою причастность к общественно опасному деянию. Вместе с тем следует учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 452 УПК ускоренное производство может производиться и по преступлениям, совершенным в соучастии. Например, такой квалифицирующий признак как «группа лиц» предусмотрен ч. 2 ст. 216 УК «Причинение имущественного ущерба без признаков хищения», ч. 2 ст. 380 «Подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей! бланков»), ч. 2 ст. 381 «Подделка либо уничтожение идентификационного номера транспортного средства». В этих случаях необходимым условием начала ускоренного производства является не только известность всех лиц, принимавших участие в совершении преступления, но и полное признание, ими вины, включая отсутствие противоречий относительно роли каждого в инкриминируемом деянии. Определенную сложность вызывает вопрос о наличии условий ускоренного производства в случае, когда лицо, не отрицая своей причастности к совершению преступления, в то же время опровергает определенные обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, но не влияющие на квалификацию деяния. Например, лицо, сознаваясь в совершении преступления, указывает на меньший размер вреда либо отрицает наличие обстоятельств, отягчающих ответственность, и т. д. Представляется, что в рассматриваемых случаях ускоренное производство недопустимо, поскольку на момент принятия решения о его начале установление обстоятельств, влияющих на законность, обоснованность и справедливость разрешения дела, не должно вызывать затруднений и требовать проведения сложного комплекса следственных и других процессуальных действий.
В случае отсутствия оснований для начала ускоренного производства проводится проверка в соответствии со ст. 173 УПК. В этой ситуации деятельность следователя происходит на стадии возбуждения уголовного дела и заканчивается принятием одного из следующих решений, предусмотренных ч. 1 ст. 174 УПК: о возбуждении уголовного дела, об отказе в его возбуждении, о передаче заявления или сообщения о преступлении по подследственности, о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения в соответствии со ст. 426 УПК.
Следует иметь в виду, что в разделе УПК, регламентирующем возбуждение уголовного дела, не указывается на возможность принятия решения об ускоренном производстве по поступившему сообщению о преступлении. В этой связи Л.И. Кукреш полагает, что ч. 1 ст. 174 УПК целесообразно было бы дополнить пунктом, предоставляющим право принятия по заявлению, сообщению о преступлении такого решения, как ускоренное производство1. Однако в этом случае возникает проблема, связанная с процессуальным оформлением начала ускоренного
Производства и его отделением от предварительной проверки заявления либо сообщения о преступлении. По смыслу п. 24 ст. 6 УПК любое решение органа уголовного преследования должно оформляться постановлением. В то же время законодатель не указывает на это в случае необходимости проведения ускоренного производства. Иными словами, в УПК отсутствует процессуальный документ, которым фиксируется решение о начале ускоренного производства. Когда основание и условия для его производства очевидны, то особых сложностей не возникает. Например, в момент совершения действий, предусмотренных ч. 1 ст. 206 УК «Грабеж», лицо было задержано и доставлено к следователю, где сразу же признало свою причастность к совершению преступления. В этой ситуации проблем с квалификацией деяния нет, очевиден факт преступления, известно подозреваемое лицо, и оно не отрицает своей причастности к совершению преступления. В данном случае налицо все основания и условия для начала ускоренного производства, и следователь должен немедленно приступить к его проведению. Здесь моменты начала уголовно-процессуальной деятельности и ускоренного производства совпадают.
Что же делать, если, например, поступило заявление гражданина о том, что он был избит соседом, с которым долгое время находился в личных неприязненных отношениях? В этом случае необходимо провести проверку данной информации: назначить судебно-медицинскую экспертизу с целью установления характера и степени тяжести телесных повреждений, получить объяснение от лица, совершившего преступление, очевидцев и т. п. При этом необходимо дождаться заключения эксперта, поскольку оно имеет значение для правильной квалификации совершенного деяния. Не исключено, что заявителю были причинены легкие телесные повреждения, повлекшие кратковременное расстройство здоровья (ст. 153 УК). Тогда это дело частного обвинения, и ускоренное производство неприменимо. Если экспертиза подтвердит, что имеют место менее тяжкие телесные повреждения, и лицо, совершившее преступление, признает свою причастность к нему, можно приступать к ускоренному производству.
Однако с момента поступления заявления до установления оснований и условий ускоренного производства прошло определенное время: трое - пятеро суток. Как оформить начало ускоренного производства в этом случае и разграничить проверку заявления, сообщения о преступлении от ускоренного производства? До установления оснований и условий ускоренного производства уголовно-процессуальная деятельность протекала на стадии возбуждения уголовного дела, а каждая стадия должна заканчиваться принятием процессуального решения,оформленного надлежащим образом. К сожалению, закон не дает исчерпывающего ответа на этот вопрос, а среди ученых сложились различные подходы. Так, например, одни полагают, что начальник органа дознания должен давать письменное поручение о проведении ускоренного производства . Другие считают, что для начала ускоренного производства достаточно резолюции начальника органа дознания на заявлении о преступлении'. По мнению третьих, решение о начале ускоренного производства должно оформляться указанием руководителя подразделения, уполномоченного законом осуществлять ускоренное производство, на рапорте сотрудника или заявлении (сообщении) о преступлении". Представляется, что ускоренное производство, являясь особой процессуальной формой, требует вынесения обособленного решения о его начале, облеченного в соответствующий процессуальный документ, каким является постановление. Однако это потребует внесения изменений в ст. 174 и 452 УПК.
При отсутствии одного из перечисленных условий, но при наличии оснований возбуждается уголовное дело и проводится предварительное расследование.
Порядок ускоренного производства определяется общими правилами УПК, за изъятиями, предусмотренными гл. 47 названного закона. В его ходе следователь должен выяснить все обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу:
- наличие общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
- виновность обвиняемого в совершении преступления;
- обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого (обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, характеризующие личность обвиняемого);
- характер и размер вреда, причиненного преступлением.
Кроме названных обстоятельств законодатель в ст. 90 УПК говорит о необходимости выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления. Однако необходимо отметить, что данной нормой эта обязанность установлена для органа уголовного преследования при осуществлении дознания и предварительного следствия.
Вместе с тем полагаем, что при наличии в ускоренном производстве процессуальных возможностей следователь должен принимать меры по обнаружению фактов, детерминирующих преступное деяние, и соответствующим образом реагировать на них.
В ходе осуществления ускоренного производства до возбуждения уголовного дела законодатель в ч. 3 ст. 452 УПК называет следующие способы - установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания: получение объяснений от лица, совершившего преступление, очевидцев и других лиц об обстоятельствах совершенного преступления;
-истребование справки о наличии или отсутствии судимости у лица, совершившего преступление, характеризующих данных о его личности: истребование других материалов, имеющих значение для рассмотрения дела в судебном заседании.
Получение объяснений от лица, совершившего преступление, очевидцев и других лиц является одним из основных процессуальных действий, выполняемых при ускоренном производстве до возбуждения уголовного дела. Уголовно-процессуальный закон не предъявляет определенных требований к объяснению. Вместе с тем по смыслу п. 34 ст. 6 УПК факт производства, содержание и результаты любого процессуального действия, в том числе и получение объяснения, подлежат удостоверению в соответствующем протоколе, в котором указываются место, дата, время начала и окончания получения объяснения с точностью до минуты; фамилия и должность лица, составившего протокол; анкетные данные дающего объяснение; фактические данные, подтверждающие наличие преступления и виновность лица, его совершившего. Содержание объяснения фиксируется в письменном виде от первого лица или собственноручно пишется лицом, дающим объяснение. При этом лицо, пострадавшее от преступления, и очевидцы не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ или уклонение от объяснения, поскольку это действие не является допросом, не рассматривается как следственное и данные лица не занимают процессуального положения потерпевшего или свидетеля. Статус таковых они обретают после возбуждения уголовного дела. До получения объяснения следует разъяснить лицу, дающему объяснение, что в соответствии со ст. 27 Конституции Республики Беларусь и ч. 4 ст. 10 УПК никто не должен понуждаться к даче объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Об этом должна быть сделана отметка в тексте объяснения. Лицо, давшее объяснение, подписывает каждую страницу текста, следователь - его последнюю страницу. Если после ознакомления с текстом объяснения возникает потребность внести замечания. дополнения или исправления, то все они должны быть оговорены и удостоверены подписью лица, дающего объяснение
В случае когда дающий объяснение не владеет языком, на котором ведется процесс, ему в соответствии со ст. 21 УПК должно быть обеспечено участие переводчика. При этом лицо, осуществляющее ускоренное производство, не вправе принимать на себя обязанность переводчика. хотя бы оно и владело необходимыми для перевода языками. Следует также иметь в виду, что, привлекая переводчика к участию в указанном процессуальном действии, следователь не предупреждает его об уголовной ответственности за заведомо неправильный перевод, а также отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей. Это обусловлено тем, что в соответствии со ст. 401,402 УК уголовно наказуемым является совершение указанных действий лишь при производстве предварительного следствия, дознания и рассмотрения дела в суде.
Уголовно-процессуальный закон не регламентирует порядок вызова очевидцев и других лиц в орган уголовного преследования для дачи объяснения. Кроме того, УПК не содержит прямого указания на обязанность названных участников процесса являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс. Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 103 УПК орган уголовного преследования по собственной инициативе и в пределах своей компетенции вправе по находящимся в его производстве материалам вызывать любое лицо для проведения следственных и других процессуальных действий. Формой письменного уведомления такого вызова закон в п. 23 ст. 6 УПК устанавливает повестку. В ней должно быть указано, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, время явки для дачи объяснений, а также последствия неявки без уважительных причин. В то же время уголовно-процессуальный закон содержит существенный пробел. Ст. 162 УПК, закрепляя структуру процессуальных издержек, не включает названных лиц в число субъектов, которым гарантировано возмещение расходов в связи с их вовлечением в уголовный процесс. Поэтому возмещение затрат, связанных с участием лиц в процессуальных действиях в ходе ускоренного производства до возбуждения уголовного дела, не осуществляется.
При проведении ускоренного производства истребуются справка о наличии или отсутствии судимости у лица, совершившего преступление, а также сведения о его личности. К ним относятся различного рода характеристики с места работы, учебы, жительства этого лица, справки о том, состоит ли оно на наркологическом и психоневрологическом учете, привлекалось ли к административной ответственности и другие документы, характеризующие лицо, совершившее преступление. Справка о наличии или отсутствии судимости, как правило, ис- требуется сразу же после начала ускоренного производства. Указанные сведения предоставляются информационно-аналитическими подразделениями органов внутренних дел на основании письменного запроса по форме, установленной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 909 «Об утверждении Положения о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений». Запрос подписывается следователем и заверяется печатью.
Сведения о личности лица, совершившего преступление, истребуются запросами в соответствующие организации.
Кроме того, следователь вправе истребовать другие предметы и документы, имеющие значение для рассмотрения дела в суде. Так, при ускоренном производстве по факту уклонения родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (ст. 174 УК), истребуется копия исполнительного листа, судебного постановления о трудоустройстве обязанного гражданина, по факту обмана потребителей (ч. 1 ст. 257 УК) - копия документа о наложении административного взыскания за совершение данного правонарушения впервые, а также счета, накладные и т. п. При наличии сведений о том, что лицо, совершившее преступление, злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими веществами, истребуется и приобщается к делу медицинское заключение, необходимое для решения вопроса о применении к нему принудительных мер безопасности и лечения. У лица, совершившего преступление, берется обязательство являться по вызовам следователя и суда и сообщать о перемене места жительства. В случае же неявки оно может быть подвергнуто приводу.
Одним из наиболее спорных аспектов ускоренного производства является проблема осуществления помимо названных других процессуальных действий до возбуждения уголовного дела. В юридической литературе по данному вопросу высказаны различные мнения. Например, Л.И. Кукреш, В.В. Шпак полагают, что при ускоренном производстве до возбуждения уголовного дела допустимо проведение осмотра места происшествия и экспертизы1. В свою очередь, М.А. Шостак считает правомерным проведение только осмотра места происшествия и местности, поскольку на начальной стадии уголовного процесса разрешено производство только тех экспертиз, выводы которых могут иметь существенное значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, т. е. они проводятся с целью установления наличия или отсутствия признаков преступления1. Приведенные позиции ученых небесспорны. Согласно ч. 2 ст. 452 УПК порядок ускоренного производства определяется общими правилами уголовно-процессуального закона, за изъятиями, установленными гл. 47 УПК. Ч. 3 ст. 452 УПК в качестве изъятий из общих правил УПК установила исчерпывающий перечень тех процессуальных действий, которые следователь вправе осуществлять при уже начатом ускоренном производстве. Вместе с тем установление его оснований и условий требует совершения ряда процессуальных действий, поскольку поступившее заявление или сообщение о преступлении не всегда может с достаточной полнотой отражать все обстоятельства совершения общественно опасного деяния и указывать на другие данные, необходимые для ускоренного производства. Следует отметить, что по ряду преступлений производство такого следственного действия, как назначение и проведение экспертиз, является обязательным. Так, в силу п. 1 ст. 228 УПК она проводится, когда необходимо установить характер и степень тяжести телесных повреждений, что является существенным обстоятельством, подлежащим доказыванию, например, по такому преступлению, по которому возможно ускоренное производство, как умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ч. 1 ст. 149 УК). Помимо этого в целях установления факта очевидности преступления и устранения сомнений в правильности его квалификации необходимо назначение и проведение экспертиз по отдельным преступлениям против собственности и порядка осуществления экономической деятельности (ч. 1 ст. 205, ч. 1 ст. 209, ч. 1 ст. 210, ч. 1 ст. 211 УК), против порядка управления (ст. 380, 381 УК) и ряду других. Кроме того, чтобы выяснить отношение лица к совершенному деянию необходимо, как минимум, получить от него объяснение. В этой связи вопрос о возможности производства процессуальных действий по определению оснований и условий ускоренного производства, должен решаться в рамках стадии возбуждения уголовного дела и с учетом общих положений уголовно-процессуального закона, а именно ч. 2 ст. 173 УПК.
На практике в большинстве случаев заявления, сообщения о преступлениях поступают в органы внутренних дел и другие органы дознания. Они обязаны провести по ним проверку на стадии возбуждения уголовного дела и при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, руководствуясь ч. I ст. 186 УПК, передать заявление о преступлении вместе с материалами проверки следователю для принятия решения о начале ускоренного производства либо проведении предварительного следствия. Отсюда вытекает, что с момента регистрации заявления о преступлении и до начала ускоренного производства могут быть проведены все действия, разрешенные на стадии возбуждения уголовного дела.
Вместе с тем сложность вызывает вопрос о возможности ускоренного производства после задержания лица по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления. Вероятно, что ответ на него должен быть отрицательным, так как с указанного момента задержанный в соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК является подозреваемым и на него распространяется весь спектр прав, предусмотренных ст. 41 УПК. В этой связи от него нельзя получить объяснение об обстоятельствах совершенного преступления, поскольку подозреваемого необходимо допросить по обстоятельствам задержания; уголовное дело должно быть возбуждено в течение 12 ч с момента фактического задержания, что практически исключает возможность совершения процессуальных действий, предусмотренных ч. 3 ст. 452 УПК. Кроме того, отсутствие в гл. 47 УПК «Ускоренное производство» такого субъекта, как подозреваемый, не позволяет определить механизм реализации соответствующих процессуальных гарантий данного участника, что может привести к существенным нарушениям прав и свобод личности в ходе досудебной подготовки материалов.
После того как будет установлено, что собранных материалов достаточно для возбуждения уголовного дела и направления его в суд, следователь в соответствии с ч. 1 ст. 454 УПК осуществляет следующие процессуальные действия:
- выносит постановление о возбуждении уголовного дела и принимает его к своему производству. При этом следует учитывать особенности принятия данного решения в отношении отдельных категорий лиц, которые установлены гл. 49 УПК. Необходимо обратить внимание, что поскольку следователю известно лицо, совершившее преступление, факт которого очевиден, уголовное дело в соответствии с ч. 1 ст. 175 УПК возбуждается в отношении конкретного гражданина. Вынесение данного решения вновь порождает вопрос о его процессуальном статусе, так как возбуждение уголовного дела в отношении лица является основанием для появления такого участника, как подозреваемый;
- после возбуждения уголовного дела привлекает в качестве обвиняемого лицо, совершившее преступление, в порядке, предусмотренном ст. 240-244 УПК. 240-244 УПК. Немедленно после предъявления обвинения следователь обязан допросить обвиняемого в соответствии с правилами ст. 215-219 УПК;
- решает вопрос о применении в отношении обвиняемого меры пресечения в соответствии со ст. 116-126 УПК. Законодатель позволяет применить любую из мер пресечения, за исключением отдачи несовершеннолетнего под присмотр. Это объясняется тем, что по преступлениям, совершенным лицом, не достигшим 18 лет, обязательно предварительное следствие и ускоренное производство не предусмотрено;
- в порядке, предусмотренном ст. 132 УК, налагает арест на имущество обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за его действия;
- принимает решение о признании соответствующего лица потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком.
Ст. 454 УПК содержит исчерпывающий перечень процессуальных действий и решений, которые могут быть осуществлены и приняты при окончании ускоренного производства. Выполнение каких-либо других следственных или иных процессуальных действий, принятие иных процессуальных решений запрещено. Если возникает необходимость в дополнительном доказывании обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 89 УПК, путем осуществления, например, очных ставок, допросов свидетелей, осмотров предметов и документов и т. д., то ускоренное производство неприменимо и расследование обстоятельств совершенного деяния необходимо проводить в обычном порядке, т. е. в форме предварительного следствия по общим правилам УПК.
Выполнив перечисленные в ч. 1 ст. 454 УПК действия, следователь заканчивает ускоренное производство по основаниям и в порядке, регламентированным ст. 255-262 УПК, т. е. уведомляет об окончании производства по уголовному делу и знакомит обвиняемого, его защитника, если он участвует в процессе, потерпевшего и других участников с уголовным делом, разрешает поступившие ходатайства, выносит постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, прилагает к нему справку, содержащую сведения об обстоятельствах, перечисленных в ст. 261 УПК, составляет список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, и справку о результатах проведенного ускоренного производства.
В соответствии со ст. 453 УПК ускоренное производство должно быть закончено не позднее 10 суток со дня поступления в орган предварительного следствия заявления или сообщения о преступлении до передачи уголовного дела прокурору для направления в суд. Данный срок может быть продлен по мотивированному постановлению следователя до 15 суток начальником следственного подразделения или его заместителем.
Иногда по преступлениям, указанным в ч. 1 ст. 452 УПК, законодатель требует производства предварительного следствия по общим правилам, предусмотренным УПК. Ст. 457 УПК называет несколько таких случаев.
1. Невозможно выполнение процессуальных и иных действий, предусмотренных ч. 3 ст. 452 и ст. 454 УПК в течение установленного законом 15-суточного срока. Стоит обратить внимание на не совсем корректную формулировку данной нормы, упоминающую наряду с процессуальными и иные действия. Поскольку все действия, перечисленные в ч. 3 ст. 452 и ст. 454 УПК, предусмотрены уголовно-процессуальным законом, проводятся уполномоченными на это должностными лицами в ходе производства по материалам, они в силу п. 35 ст. 6 УПК являются процессуальными и среди них нет таких, которые можно было бы отнести к категории «иные». Кроме того, ст. 457 УПК требует проведения предварительного следствия по уже возбужденным в порядке ускоренного производства делам, а действия, перечисленные в ч. 3 ст. 452 УПК, выполнение которых невозможно, осуществляются еще до возбуждения уголовного дела ускоренного производства. При этом, исходя из ч. 1 ст. 454 УПК, решение о возбуждении уголовного дела может быть принято только тогда, когда для этого собраны достаточные материалы. Поэтому если выполнение действий, указанных в названной норме, невозможно, то и решение о возбуждении уголовного дела в порядке ускоренного производства не должно приниматься.
Законодатель не раскрывает, в чем именно заключается невозможность производства указанных в ст. 454 УПК процессуальных действий. На наш взгляд, проведение предварительного следствия в рассматриваемой ситуации может иметь место:
- при невозможности ознакомить обвиняемого с уголовным делом по причинам временного отсутствия последнего по уважительным причинам либо ввиду болезни;
- при необходимости разрешения ходатайств, заявленных потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком при ознакомлении с уголовным делом;
- когда до направления уголовного дела в суд обвиняемый скрылся и местопребывание его неизвестно и т. д.
В перечисленных случаях требуется проведение предварительного следствия по общим правилам. В то же время закон не предусматривает механизма перехода ускоренного производства в названную форму пред-«зрительного расследования, поскольку ст. 456 УПК не содержит указания на необходимость вынесения соответствующего постановления.
Прокурор возвратил уголовное дело, законченное в порядке ускоренного производства, для проведения предварительного следствия. Данное решение может быть принято в случаях, когда:
- ускоренное производство проведено по преступлениям, не предусмотренным ч. 1 ст. 452 УПК;
- имеются обоснованные сомнения в наличии необходимых условий для ускоренного производства;
- следователь неправильно квалифицировал преступление;
- следователем нарушен установленный ст. 453 УПК срок ускоренного производства;
- в постановлении о передаче дела прокурору для направления в суд не указана статья уголовного закона, по которой квалифицировано преступление;
- собранных доказательств недостаточно для рассмотрения дела в суде;
- имеются основания для привлечения к уголовной ответственности других лиц, если раздельное рассмотрение дела о них невозможно;
- уголовное дело, законченное в порядке ускоренного производства, не было предъявлено для ознакомления лицам, указанным в ст. 256, 257 УПК;
- в ходе ускоренного производства проведены следственные действия, не предусмотренные ст. 454 УПК.
Уголовно наказуемое деяние совершено несовершеннолетним, невменяемым или лицом, заболевшим психическим расстройством (заболеванием) после осуществления преступления.
Срок предварительного следствия по вышеназванным категориям дел исчисляется в соответствии с правилами ст. 190 УПК. Так, согласно ч. 5 ст. 190 УПК при возвращении прокурором или его заместителем уголовного дела для производства дополнительно предварительного следствия его срок устанавливается в пределах одного месяца со дня принятия дела к производству. Об этом прокурором или его заместителем выносится соответствующее постановление. Дальнейшее продление срока предварительного расследования осуществляется по общим правилам, установленным ст. 190 УПК.
ГЛАВА 3
ДЕЙСТВИЯ ПРОКУРОРА И ПОЛНОМОЧИЯ СУДЬИ ПО ПОСТУПИВШЕМУ УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ УСКОРЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. РАССМОТРЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ
При поступлении от следователя уголовного дела, законченного в порядке ускоренного производства, прокурор или его заместитель обязаны в течение 24 ч проверить:
- имело ли место деяние, вмененное обвиняемому, и имеется ли в этом деянии состав преступления, указанный в ч. 1 ст. 452 УПК:
- нет ли в деле обстоятельств, влекущих его прекращение:
- заявлено ли обвиняемым ходатайство об освобождении его от уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 881 УК;
- обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в уголовном деле доказательствами;
- предъявлено ли обвинение по всем установленным и указанным в уголовном деле общественно опасным деяниям обвиняемого;
- привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, изобличенные в совершении преступления;
- правильно ли квалифицированы общественно опасные деяния обвиняемого;
- правильно ли применена мера пресечения и нет ли в деле оснований для ее изменения либо отмены;
- приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества;
- выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению;
- произведено ли исследование обстоятельств уголовного дела всесторонне, полно и объективно;
- составлено ли постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд в соответствии с требованиями УПК;
- не допущены ли при ускоренном производстве нарушения уголовно-процессуального закона.
По результатам проверки прокурор или его заместитель принимает одно из следующих решений:
- направить дело в суд, согласившись с постановлением следователя;
- прекратить ускоренное производство по уголовному делу по основаниям, предусмотренным ст. 250 УПК;
- возвратить уголовное дело следователю со своими письменными указаниями для производства дополнительно предварительного расследования.
Прокурор или его заместитель, согласившись с постановлением следователя, немедленно своим постановлением направляют уголовное дело в суд по подсудности и уведомляют об этом обвиняемого, его защитника и законного представителя, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, разъяснив при этом, что в дальнейшем всякие ходатайства и жалобы по делу направляются непосредственно в суд. Копию постановления следователя о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд прокурор или его заместитель вместе с уведомлением направляют обвиняемому и потерпевшему с переводом на их родной язык или на другой язык, которым они владеют. Если прокурором или его заместителем были изменены объем обвинения или квалификация общественно опасного деяния либо применена, изменена или отменена мера пресечения, указанным лицам направляются копии соответствующих постановлений. При направлении уголовного дела в суд прокурор или его заместитель в постановлении высказывают мнение о рассмотрении уголовного дела без участия государственного обвинителя с предложением о применении к обвиняемому наказания или иных мер уголовной ответственности . В этом случае обвиняемому и потерпевшему помимо названных выше документов должна быть передана копия постановления о направлении уголовного дела в суд. Следует иметь в виду, что неполучение указанными лицами данных документов так же, как и несвоевременное их вручение, влечет невозможность судебного разбирательства, которое в силу ч. 2 ст. 316 УПК должно быть начато не ранее пяти суток со дня
Не все основания прекращения производства по уголовному делу применимы к ускоренному производству. Так, например, ст. 250 УПК признает в качестве такого основания обстоятельство, указанное в п. 4 ч. 1 ст. 30 УПК, предусматривающее освобождение от уголовной ответственности участника преступной организации или банды (кроме организатора или руководителя) в соответствии со ст. 20 УК. Вместе с тем такого рода основание не может иметь место при ускоренном производстве, поскольку участие в преступной организации или банде (ч. 2 ст. 285 и ст. 286 УК) является тяжким преступлением, по которому обязательно проведение предварительного следствия. Похожая ситуация имеет место и с п. 5 ч. 1 ст. 30 УПК, предусматривающим прекращение производства по уголовному делу в связи с передачей несовершеннолетнего под наблюдение родителей или лиц, их заменяющих.
Необходимо отметить, что назначение судебного разбирательства без участия государственного обвинителя не препятствует прокурору в любой момент вступить в судебное разбирательство для поддержания обвинения
вручения копий названных документов. Вместе с уголовным делом в суд направляются постановление следователя о передаче дела прокурору для направления в суд и список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание.
По поступившему уголовному делу в течение пяти суток судья принимает одно из следующих решений: направить дело по подсудности; прекратить производство по делу; приостановить производство по делу; назначить судебное разбирательство.
При принятии решения по поступившему уголовному делу судья должен убедиться, направлено ли оно в суд именно в порядке ускоренного производства, проверить, соблюден ли следователем установленный законом срок, выполнены ли прокурором требования ч. 2 ст. 455 УПК, надлежащим ли образом составлено прокурором постановление о направлении уголовного дела в суд.
Решение по делу судья принимает в форме постановления, в котором должны указываться:
- время и место вынесения постановления;
- должность и фамилия судьи, вынесшего постановление;
- основания и сущность принятых решений.
Кроме того, в постановлении о назначении судебного разбирательства судья указывает о рассмотрении уголовного дела без участия государственного обвинителя в соответствии с ч. 2 ст. 455 УПК. В этом случае в судебное заседание вызываются обвиняемый, защитник, если он участвует в деле, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Указанные лица, а также прокурор, направивший уголовное дело в суд, должны быть извещены о месте и времени судебного разбирательства не менее чем за пять суток до его начала.
Рассмотрение уголовного дела ускоренного производства в судебном заседании проводится по общим правилам судебного разбирательства, за исключением случаев, когда государственный обвинитель в судебном разбирательстве не участвует. В такой ситуации ст. 459 УПК устанавливает определенные изъятия. Так, председательствующий в подготовительной части судебного заседания выясняет, вручены ли обвиняемому и когда именно копии постановлений о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, об изменении обвинения, если оно имело место, о назначении судебного разбирательства, а также копия постановления о направлении уголовного дела в суд, поскольку в этом документе высказана позиция прокурора о наказании. Судебное следствие начинается без оглашения предъявленного лицу обвинения и проводится в сокращенном порядке1. После выяснения председательствующим у обвиняемого его отношения к предъявленному обвинению обвиняемому предлагается дать показания по поводу предъявленного обвинения. Затем ему могут быть заданы вопросы потерпевшим, гражданским истцом, их представителями, защитником, гражданским ответчиком, его представителем, если они участвуют в судебном разбирательстве. Если признание обвиняемым своей вины никем не оспаривается и не вызывает у суда сомнений, то после допроса обвиняемого, заслушивания показаний (пояснений) потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, ходатайствовавших о допросе, а также исследования обстоятельств дела, характеризующих личность обвиняемого, суд объявляет судебное следствие оконченным и переходит к судебным прениям. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 326 УПК суд должен разъяснить сторонам, что отказ от исследования других имеющихся в деле доказательств влечет недопустимость обжалования или опротестования приговора по этому основанию.
Следует отметить, что рассмотрение уголовного дела ускоренного производства в сокращенном порядке возможно только при условии полного признания вины. Однако оно может вызывать сомнения, если в ходе досудебного производства обвиняемый неоднократно изменял свои показания, если по делу усматриваются основания для изменения квалификации обвинения на менее тяжкое, исключения из обвинения отдельных пунктов (эпизодов) и т. п. Суд должен также удостовериться в том, что признание обвиняемым вины не является вынужденным. Не может признаваться вынужденным признание обвиняемого, сделанное на основании собственной оценки собранных по делу доказательств, уличающих его в совершении преступления. В случае непризнания обвиняемым своей вины полностью или в части либо когда судом признано необходимым участие государственного обвинителя в судебном заседании, суд выносит постановление об отложении судебного разбирательства и вызове государственного обвинителя, после чего рассмотрение уголовного дела происходит в соответствии с общими правилами. Итогом судебного разбирательства уголовного дела ускоренного производства является постановление приговора. Вместе с тем вызывает сомнения его обоснованность при рассмотрении дела ускоренного производства в сокращенном порядке, поскольку согласно ч. 4 ст. 286 УПК приговор суда может быть основан лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном разбирательстве, а при сокращенном порядке судебного следствия - и на доказательствах, полученных при производстве предварительного расследования и не оспоренных в судебном заседании сторонами. Однако ускоренное производство не является предварительным расследованием, как следствие, доказательства, полученные в ходе его проведения и не исследованные в судебном разбирательстве, не могут быть положены в основу приговора.
Не позднее пяти суток после провозглашения приговора его копия должна быть вручена обвиняемому, защитнику, государственному обвинителю, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, представителям, по их просьбе. Если дело рассматривалось без участия государственного обвинителя, суд обязан не позднее пяти суток вручить копию приговора прокурору, направившему уголовное дело в суд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Являясь одним из способов процессуальной экономии, ускоренное производство представляет собой особую форму уголовного процесса, предполагающую совокупность процессуальных действий и процессуальных решений, совершаемых и выносимых следователем, прокурором в сокращенные сроки по поводу совершения преступлений, указанных в ст. 452 УПК, а также упрощенное рассмотрение уголовного дела в судебном заседании. Его содержание состоит в том, что в случаях, когда факт преступления очевиден, известно подозреваемое лицо, не отрицающее своей причастности к его совершению, следователь не позднее 10, а в случае необходимости не позднее 15 суток со дня поступления заявления или сообщения о преступлении до передачи уголовного дела прокурору для направления в суд выясняет обстоятельства преступления, истребует характеризующие сведения о личности лица, его совершившего, и другие материалы, имеющие значение для рассмотрения дела в суде; возбуждает уголовное дело; привлекает лицо в качестве обвиняемого; оканчивает производство по уголовному делу по общим правилам и передает его прокурору для направления в суд, а суд в ускоренный срок и по упрощенной процедуре рассматривает и разрешает уголовное дело по существу.
Основанием к проведению ускоренного производства является наличие достаточных данных, указывающих на признаки не представляющих большой общественной опасности или менее тяжких преступлений. К условиям, при которых возможно ускоренное производство, относятся очевидность преступления; известность лица, подозреваемого в его совершении; признание лицом своей причастности к совершению преступления. При отсутствии одного из перечисленных условий, но при наличии оснований возбуждается уголовное дело и проводится предварительное расследование.
Особенностью судебного разбирательства уголовного дела ускоренного производства является возможность его рассмотрения в сокращенном порядке без участия государственного обвинителя.
Значение данного порядка уголовного процесса состоит в том, что он призван максимально приблизить назначение судом меры уголовного наказания к моменту совершения преступления, создавая при этом дополнительные возможности для сосредоточения основных усилий органов дознания на своевременном и полном раскрытии и расследовании других - более тяжких и опасных для общества - преступлений, усиления борьбы с рецидивом и повышения эффективности предупредительной работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ РАБОТЫ
1.Конституция Республики Беларусь // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. -№ 1. - 1/0; 2004. -№ 188. - 1/6032.
2.Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, 29 июня 2006 г., № 139-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006. - № 107. - 2/1236; 2007.-№4.-2/1292.
3.Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 1999 г. // Ведомости Нац. Собр. Респ. Беларусь. - 1999. - № 28 29. - Ст. 433; Нац. реестр право¬вых актов Респ. Беларусь. - 2000. - № 47. - 2/152; 2003. -№ 8. - 2/922; № 80. - 2/969; № 83. - 2/974; 2005. - № 74. - 2/1112; № 121. - 2/1137; № 175. - 2/1144; 2006. -№ 1.-2/1168; №6.-2/1179; № 9.-271192; №92.-2/1219; № 111. - 2/1242; 2007.-№ 4. - 2/1292; № 170. - 2/1348; № 264. - 2/1378; № 291. - 2/1385; 2008. - № 1. -2/1387; 2/1394; №6.-2/1405; № 14.-2/1412; 2/1414; Национальный правовой Интернет портал Республики Беларусь 21.07.2012. 2/1969
4.Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь, 11 янв. 2000 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008; Нац. реестр право¬вых актов Респ. Беларусь. - 2011. - №140. 2/1877
5.Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
6.Шостак, М. А.Уголовный процесс: учебное пособие / М. А. Шостак. Минск: ГИУСТ БГУ, 2008. 630 с.
7.Сборник образцов уголовно-процессуальных документов с комментариями: возбуждение уголов. дела и предварит, расследование: учеб.-практ. пособие / под рук. и науч. ред. М. А. Шостака. - Минск: Амалфея, 2006. - 703 с.
8.Данилевич, А. А. Ускоренное производство в уголовном процессе Республики Беларусь / А. А. Данилевич, В. В. Шпак. - Минск: Изд-во БГУ, 2007. - 111 с.
9.Данько, И. В. Обеспечение законности в уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел: учеб. пособие / И. В. Данько. - Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2003. - 75 с.
10.Швед, А. И Актуальные вопросы возбуждения уголовного дела в Республике Беларусь / А. И. Швед. - Минск: Харвест, 2007. - 432 с.
11.Борико, С. В. Уголовный процесс: учебник / С. В. Борико. - Минск: Амалфея, 2012. - 400с.
PAGE \* MERGEFORMAT 2
ДЕЙСТВИЯ ПРОКУРОРА И ПОЛНОМОЧИЯ СУДЬИ ПО ПОСТУПИВШЕМУ УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ УСКОРЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. РАССМОТРЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ