Стратегическое управление малым предприятием

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

Кафедра Менеджмента

Направление Управление малым бизнесом

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Стратегический менеджмент

Тема: «Стратегическое управление малым предприятием»

К защите__________________________

(дата, подпись руководителя)

Работа защищена с оценкой__________

__________________

.

«_____» __________________2014г.

Пермь 2014 г.

Оглавление

[0.1] 1.1. Сущность стратегического управления

[0.2] 1.2. Особенности стратегического управления малым предприятием

[1]
Глава 2. Анализ деятельности малого предприятия (на примере мини-гостиницы «Дом Балтика», г. Санкт-Петербург)

[1.1] 2.1. Краткая характеристика деятельности

[1.2] 2.2. Анализ динамики показателей финансово-хозяйственной деятельности

[1.3] 2.3. Структура персонала мини-гостиницы

[2] Глава 3. Рекомендации по стратегическому управлению малым предприятием

[3]
Заключение

[4]
Список использованных источников


Введение

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена, прежде всего, тем, что становление стратегического управления на предприятиях сталкивается с рядом методологических трудностей, одна из которых - выбор эффективной стратегии развития предприятия. Процесс разработки эффективной стратегической деятельности предприятия любой отрасли является многогранной и сложной задачей, которая требует рассмотрения базовых (эталонных) стратегий, основных теоретических подходов к формированию стратегии, выявления ряда альтернативных стратегий и определения критериев их эффективности, приемлемых для специфики сферы деятельности предприятия.

Управление - стремление субъекта поступить правильно в рамках неких правил. Управление, в широком понимании этого термина - непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов.

Суть и значение малого бизнеса заключается в том, что он является ведущим сектором рыночной экономики; составляет основу мелкотоварного производства, определяет темпы экономического развития, структуру и качественную характеристику ВВП, осуществляет структурную перестройку экономики, быструю окупаемость затрат, свободу рыночного выбора, обеспечивает насыщение рынка потребительскими товарами и услугами повседневного спроса, реализацию инноваций, дополнительные рабочие места, имеет высокую мобильность, рациональные формы управления; формирует новый социальный слой предпринимателей-собственников, способствует ослаблению монополизма, развития конкуренции.

Теоретические аспекты стратегического управления предприятием рассматриваются в работах отечественных и зарубежных ученых: Р. Акоффа, И. Ансоффа, У. Кинга, М.Е. Портера, А.Дж. Стрикленда, А.А. Томпсона, А. Чандлера, Д. Шендела, Г. Минцберга, А.Т. Зуба, Б.М. Мизюка и других. Основной целью стратегического менеджмента является достижение оптимального уровня эффективности и конкурентоспособности предприятия путем разработки эффективной стратегии. Поэтому актуальным является исследование теоретико-методологических проблем стратегического управления и его роль в развитии организации.

Целью данной работы является изучение теоретических основ и практических аспектов стратегического управления малым предприятием.

Поставленная цель обусловила выполнение следующих задач:

- изучить сущность стратегического управления;

-определить особенности стратегического управления малым предприятием;

- дать краткую характеристику деятельности предприятия;

- осуществить анализ динамики показателей финансово-хозяйственной деятельности;

- исследовать структуру персонала мини-гостиницы;

- разработать рекомендации по стратегическому управлению малым предприятием.

Объектом исследования в работе выступает мини-гостиница «Дом Балтика», г. Санкт-Петербург.

Предметом исследования в работе является стратегическое управление малым предприятием.

Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные труды зарубежных и российских ученых по проблемам теории финансов и финансового менеджмента, теории управления.


Глава 1. Теоретические аспекты стратегического управления малым предприятием

1.1. Сущность стратегического управления

Каждый специалист в области управления должен знать теоретические основы менеджмента, уметь на практике использовать эти знания, т.е. владеть искусством управления. Менеджер должен уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.

Обобщение взглядов ученых на определение стратегии и их видов приведено в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Анализ основных взглядов ученых на понятие и виды базовых стратегий

Автор

Понятие стратегии

Виды стратегий

1

2

3

И. Ансофф1

Стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности

  1. Способы обеспечения роста.
  2. Рыночная дифференциация.
  3. Продуктовая дифференциация

М. Портер2

Стратегия представляет собой создание - посредством разнообразных действий - уникальной и ценной позиции

  1. Стратегия лидерства в минимизации издержек производства.
  2. Стратегии специализации в производстве продукции.
  3. Стратегия фокусирования на определенном сегменте рынка и концентрация усилий на эффективном его освоении

А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд3

Стратегия - это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребностей и достижение поставленных целей

  1. Стратегия лидерства по издержкам.
  2. Стратегия широкой дифференциации.
  3. Стратегия оптимальных издержек.
  4. Сфокусированная (нишевая) стратегия на базе низких издержек.
  5. Сфокусированная (нишевая) стратегия на базе дифференциации продукции

Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг4

Стратегия компании - это системный подход к решению проблем ее развития и функционирования, что обеспечивает сбалансированность деятельности компании

  1. Интенсивный рост.
  2. Интеграционный рост.
  3. Диверсификационный рост

О.С. Виханский5

Стратегия - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям

  1. Стратегии концентрированного роста.
  2. Стратегии интегрированного роста.
  3. Стратегии диверсифицированного роста.
  4. Стратегии сокращения

А.Т. Зуб6

Стратегия - обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных долгосрочных целей путем координации и распределения ресурсов компании

  1. Стратегии лидерства по затратам.
  2. Стратегии фокусирования;
  3. Стратегии индивидуализации

Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова7

Стратегия - это комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации фирмы к новой ситуации, к новым возможностям получения конкурентных преимуществ и новым угрозам ослабления ее конкурентных позиций

  1. Стратегии роста.
  2. Стратегии развития.
  3. Стратегии сокращения

И. Буравлев, Г.И. Горчица,

Ю. Саламатов, И.А.Степановская8

Стратегия - это направление и способ действия руководства компании по достижению поставленных целей

  1. Стратегии роста.
  2. Стратегии стабильности.
  3. Стратегии выживания

Анализ базовых стратегий позволяет сделать вывод о том, что наблюдаются терминологические различия в определении стратегии и разные подходы к признакам классификации стратегий, однако следует согласиться с Дж. Миддлтоном, который отмечает, что «определение стратегии всегда связано с выбором направления для развития деятельности организации и маршрутом этого движения»9. Все разнообразие определения стратегий можно свести к трем группам:

1) стратегия как средство достижения целей предприятия, план или модель его действий;

2) стратегия как набор правил принятия решений;

3) стратегия как программа функционирования предприятия во внешней среде, то есть программа взаимодействия с конкурентами, удовлетворение потребностей клиентов, реализации интересов владельцев, укрепления конкурентных позиций предприятия. Так, к первой группе можно отнести подходы к определению стратегии Мескона, Альберта, Хедоури10 которые отмечают, что стратегия есть детальным всесторонним комплексным планом, назначенным для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижения ее целей. Примером второй группы является определение стратегии Чандлером11 как «определение долгосрочных целей и задач предприятия, корректировка деятельности в этой связи и привлечение ресурсов, необходимых для выполнения поставленных целей». По такому определению, стратегия является средством координации целей и ресурсов, что больше всего отвечает концепции стратегического управления. Стратегия по Виханскому12 наиболее точно характеризует представителей третьей группы. Мы, в свою очередь, под стратегией будем понимать набор правил, способов, механизмов развития, необходимых для эффективной деятельности предприятия, в условиях ограниченности ресурсов и динамично изменяющейся внешней и внутренней среды.

Для сравнения в табл. 1.1 приведены лишь базовые (эталонные) стратегии, которые, в свою очередь, реализуются определенным набором правил, способов и механизмов, представляющих собой стратегии второго уровня.

По существу стратегия охватывает комплекс правил по принятию решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. В наиболее общем виде процесс разработки стратегии предусматривает такие этапы:

  • определение миссии корпорации;
  • конкретизацию действий корпорации и постановку целей;
  • формулирование и реализацию стратегии, направленной на достижение намеченных целей;
  • оценку результатов и изменение в случае необходимости стратегического плана и методов его реализации.

Стратегические планы определяют общее направление деятельности предприятия, его место в рыночной среде. В рамках стратегического планирования определяются приоритетные направления развития предприятия, даются ответы на следующие вопросы: каковы основные цели предприятия, что оно будет выпускать, на каких рынках работать, какова будет его организационная и производственная структура, как изменится правовая форма и т.п. Процесс стратегического управления на предприятиях включает осуществление следующих взаимосвязанных функций:

- исследование внешней и внутренней среды, определение главных компонент организационной среды, сбор и обработка информации об этих компонентах, составление прогнозов будущего состояния среды, оценка реального положения предприятия.

- установление желаемых направлений и ориентиров деятельности (видение, миссия, комплекс целей);

- проведение стратегического анализа (сравнение целей и результатов исследований факторов внешней и внутренней среды);

- формируются различные варианты стратегии;

- выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка;

- подготовка окончательного стратегического плана деятельности предприятия;

- выбор тактики и уточненное планирование способов и средств достижения поставленных задач;

- контроль и оценка основных результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации13.

1.2. Особенности стратегического управления малым предприятием

Следует отметить, что на малых предприятиях происходят те же управленческие процессы, что и на больших. Но управление малыми предприятиями имеет свои особенности, связанные с малым масштабом деятельности, что обусловливает несовершенство организационной структуры и отсутствие четкого разделения труда14. При рассмотрении управления таким предприятием необходимо иметь в виду гибкость и динамичность последнего, объединение прав, обязанностей и ответственности владельца с функциями управления. В большинстве случаев это обусловлено желанием владельца минимизировать уровень риска. Руководитель чаще самостоятельно выполняет большинство функций, но отказ от делегирования полномочий (или их части) вызывает дефицит времени на управленческую деятельность и отрицательно сказывается на результатах работы предприятия. Поскольку руководителю необходимо заниматься не только текущей работой, но и видеть перспективу деятельности, целесообразно потратить время на обучение работника, способного выполнять определенные управленческие функции.

На большинстве малых предприятий отсутствует плановый отдел, функции планирования выполняет руководитель, поэтому часто планы документально не отображаются. В результате этого о размере плановых показателей персонал может только догадываться. Это приводит к негативным последствиям: во-первых, для достижения успеха каждый работник должен иметь четкое представление о целях предприятия и о своем личном вкладе в их достижении. Во-вторых, руководитель не имеет возможности эффективно выполнять другие функции управления.

Особенностью планирования на отечественных малых предприятиях является отсутствие долгосрочных планов. Для повышения результативности управления малого предприятия целесообразно использовать методы стратегического управления с учетом особенностей сегментированных отраслей.

Методы стратегического планирования и управления деятельностью предприятия применяют в различных сферах хозяйственной деятельности: производстве, сбыте, маркетинге, финансах, контроле. С целью обеспечения эффективной деятельности предприятия в условиях конкурентной среды методы стратегического развития предприятия определяют на основе системного изучения рынка, поведения потребителей, их требований к качеству продукции. Это требует совершенствования системы планирования и управления предприятиями, развития маркетинговой деятельности и внедрения контроллинга.

Систем управления малых предприятий характерны гибкая организационная структура, временное закрепление задач и работ по исполнителям, преобладание горизонтальных связей, минимальное использование формальных правил и процедур, готовность к изменениям, групповая динамика, самоконтроль и контроль со стороны коллег.

Поскольку малые предприятия остро воспринимают воздействие внешней среды, важнейшим элементом управления является особая стратегия противодействия негативному влиянию, предусматривающая: корректировку целей, внесение поправок в систему критериев эффективности функционирования, обоснования и выбор нововведений. Это будет способствовать постоянному совершенствованию организационной структуры, повышению квалификации персонала, снижению степени централизации.


Глава 2. Анализ деятельности малого предприятия (на примере мини-гостиницы «Дом Балтика», г. Санкт-Петербург)