Остап Вишня - писатель уникальной популярности


-26 В 1934 г. выдающийся юморист был незаконно репрессирован и смог вернуться к литературному труду лишь в 1944 г. Первым произведением, которое знаменовало возвращение писателя к литературному труду, стала «Зенитка», опубликованная в газете «Советская Украина», 26раля 1944 г., — она обошла все фронты, часто читалась по радио, вызывая теплую улыбку у бойцов и тружеников тыла и добавляя им веры в близкую победу над врагом. О. Вишня осуществлял и большую общественную работу. Он принимал участие в деятельности литературных объединений «Плуг» и «Гарт», в организации и редактировании, вместе с В. Голубым, первых двух номеров журнала «Красный перец» 1922 и продолжил труд в этом журнале, когда 1927 г. был обновлен его выход. Известная работа Остапа Вишни в оргкомитете Союза писателей Украины и во Всесоюзном оргкомитете, что осуществляли подготовку к созданию республиканской и союзной писательских организаций. После Великой Отечественной войны О. Вишня — член редколлегии журнала «Перец» и один из активнейших его сотрудников, член правления Союза писателей Украины, других общественных организаций республики, участник многочисленных встреч, с читателями. Но как это затруднительно!» Его слово пользовалось необычной популярностью. Выходят одна за другой и сборники улыбок писателя — «Дела небесные» 1923, «Кому веселое, а кому и грустное», «Репейники», «Вишневые улыбки сельские» 1924, «Вишневые улыбки крымские» 1925, «Чтоб и хлеб родился, чтобы и скот плодился», «Лицом к селу» 1926, «Вишневые улыбки кооперативные» 1927, «Ну и народ», «Вишневые улыбки закордонные» 1930; двумя изданиями, 1928 и 1930 гг. вышло собрание «вишневых улыбок» самобытный юмористический жанр в четырех томах и тому подобное. В целом же в течение десяти лет украинским языком если принимать во внимание и многочисленные переиздания появилось около ста книжек вишневской сатиры и юмора, произведений юмориста, печатаются в переводах на русский и другими языками братских народов Советской страны, тираж их достигал, как для того времени, колоссальной цифры: «Усмешки» Остапа Вишни я полюбил.

Полюбил их за то, что они душисты, за то, что они нежны, за то, что они жестоки, за то, что они смешны и в то же время глубоко трагические: О. Вишня снискивает признание самобытного мастера сатиры и юмора. Рядом со своими коллегами по жанру — В. Елланом как поэт-сатирик печатался под псевдонимом Валер Проныра, В. Чечвьянским, П. Капельгородским, С. Пилипенком, Костем Котком, В. Ярошенком, Ю. Вухналем И. Колтуном, М. Откормышем, П. Ванченком — автор вишневых улыбок теперь активно и плодотворно выступает в литературе. Он остро высмеивает отжившее, чужое и враждебно народу и страстно и последовательно поддерживает побеги нового на производстве, в быту, культуре, в духовном бытии человека, своего современника. Для формирования и становления писательского таланта Остапа Вишни большое значение имели определены биографические факторы.

Детство юмориста, как уже упоминалось, прошло на Полтавщине, где особенно чувствовались любовь и почет к славным землякам-классикам И. П. Котляревскому и М. В. Гоголю произведениями последнего будущий писатель увлекался уже в школьные годы; сдетства познавал Павел Губенко все премудрости крестьянского бытия, воочию видел яркие типы людей труда, увлекался их сочным языком, в котором часто отзывалось остроумие народного юмора. Работа в прессе стала своеобразным продолжением, уже на высшем уровне гражданской зрелости, этой ежедневной школы жизни, что ее добросовестный и наблюдательный литератор проходил с действительно исключительной неутомимостью. Молодому журналисту и писателю Остапу Вишне хватало жизненных наблюдений и комичных красок — именно поэтому он чуть ли не ежедневно мог выступать на страницах «Вестей», «Селянской правды» но других изданий с улыбками, фельетонами или и просто с лаконичными въедливыми отзывами на ту или то конкретное событие Писатель уникальной не только для Украины популярности, рекордных — миллионных! — тиражей, произведения которого знали даже необразованные, за что его некоторая прихотливая критика исключала из литературы, а диктаторы — из жизни. Хоть постигла его судьба юмориста-мученика, но и после десятилетней каторги на Печере, словно тот Мамай или Байда, не перестал он «усмехаться» вплоть до смерти. В течение всего своего творческого пути Остап Вишня выступал как талантливый и неповторимый художник, слово которого глубоко проникало в пласты народной жизни и успешно служило его беспрестанному пристрастию. Справедливо будет сказать: творчество юмориста вдохновлялось и окрылялось большим понятием Народ, о чем он оставил искренние свидетельства в своих записях в дневнике.

«Каким бы я был счастливым, — записал писатель 15 мая 1949 г. в дневнике, — если бы своими произведениями смог вызывать улыбку, хорошую, теплую улыбку, у народа! Родился Остап Вишня Павел Михайлович Губенко 13 ноября 1889 г. на хуторе Чечва около местечка Грунь Зинькивского уезда на Полтавщине в настоящее время Охтирский район Сумской области в многодетной крестьянской семье. Он закончил начальную, потом двуклассную, школу в Зинькове, впоследствии продолжил учебу в Киеве, военно-фельдшердцкую школу, по окончании которой 1907 г. работал фельдшером, — сначала в армии, а со временем — в хирургическом отделе больницы Юго-западных железных дорог. Но, как вспоминал писатель, он не собирался посвятить себя медицине — поэтому, работая в больнице, старательно «налегал» на самообразование, сдал экстерном экзамен за гимназию и в 1917 г. поступил в Киевский университет; однако скоро оставил учебу и полностью отдался журналистскому и литературному труду. Ни раз, особенно на склоне лет, Остап Вишня с большой сердечностью говорил об общественном призвании писателя, о верности нашего искусства правде жизни, о любви и уважении к человеку труда. Органику этих размышлений художник подтвердил своим художественным творчеством. Вы представляете себе: народ радостно улыбнулся!