Возникновение и развитее социально-технологической деятельности

Возникновение и развитее социально-технологической деятельности

Элементы социально-технологической деятельности возникли уже в древних обществах. Технологизация социальной деятельности в тот период воплощалась, как правило, в ритуалах, обрядах и богослужениях, создании различных уставов, уложений и регламентации образа жизни социальных групп, а также в гаданиях, первых профессиональных отборах воинов и жрецов, при комплектовании управленческого аппарата и других структур общественной жизни.

Практическое использование социальных технологий в древности отличалось огромным разнообразием; иными словами, они регулировали все важнейшие сферы жизнедеятельности людей. При этом интересен технологический аспект первых социальных инициации. Практически у всех древних народов наступление половой зрелости, т. е. начало проявления полового инстинкта у юношей, их стремление включиться в половую жизнь коллектива сопровождалось четко установленными обрядами социальной инициации — специфической первобытной технологией испытания. Нередко эти испытания были долгими и мучительными и доходили порой до настоящих пыток. Среди них было лишение сна, пищи, бичевание, подрезание, подвешивание с помощью крючьев, кровопускание, укусы ядовитых муравьев и змей, душение дымом, испытание огнем и многое другое. Процедуры таких испытаний были разработаны довольно четко и определенно.

Социальные инициации были не просто обрядом с его религиозно-культовой стороной, а важнейшим социальным институтом, который имел более широкое значение в древнем обществе. Основное назначение социальных инициации состояло, прежде всего, в получении знаний и оценке степени зрелости человека. Вступление юношей в половую жизнь сопровождалось требованием ограничить действие пробуждающегося полового инстинкта определенными рамками, а также стремлением довести до сведения юношей, существующие в родовой общине правила половой морали и заставить соблюдать их. Помимо этого, инициации способствовали воспитанию дисциплины, соблюдению обычаев и табу, обучению приемам охоты и формированию охотничьего образа жизни.

Особенно высокого уровня развития практические социальные технологии достигли в античном обществе. Они воплотились в религии, обычаях, обрядах, праздниках, а также в регламентации повседневной социальной жизни людей. Например, уже с древних времен различные празднества и представления играли весьма важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах их проводили вместе с религиозными церемониями, а затем они стали приобретать относительно самостоятельный характер. Так, каждое празднество, посвященное древним играм, состояло из нескольких отделений: торжественного шествия во главе с магистратом — устроителем игр, называвшееся помпой; состязаний в цирке: пробегов колесниц, конских скачек и т. п.; сценических представлений пьес греческих и римских авторов в театре. Обычно такие представления заканчивались пиром или массовым угощением.

Древние цивилизации отличались не только определенным способом общественного производства, памятниками материальной и духовной культуры, но и своими социально-технологическими комплексами. Ведь для создания египетских пирамид, а также крупномасштабных оборонительных и ирригационных сооружений Древнего Китая нужно было накопить большой практический опыт, всесторонне технологизировать организацию военного дела, профотбор, работу управленческого аппарата и исполнение культовых обрядов.

Детальной операционализацией отличались, например, технологии отбора кандидатов на пост жрецов в Древнем Египте.

Тот, кого посвящали в жрецы, подвергался целой серии весьма серьезных испытаний на "профпригодность". Начиналось все с оценки внешнего вида кандидата и беседы, во время которой выясняли его образованность, а потом выявляли умение трудиться, слушать и молчать. Далее следовало испытание угрозой смерти: если новичок выдерживал его, то затем начинали испытывать огнем, водой, страхом и муками одиночества в подземелье. Того, чья психика выдерживала эти испытания, ожидало последнее испытание — красивой женщиной. Кто поддавался этому соблазну, оставался в этом храме рабом, а тот, кто отталкивал искусительницу, получал, наконец, право осваивать жреческие премудрости. Множество определенных этапов в таком испытании способствовало эффективной реализации этой технологии, что в конечном итоге обеспечивало мощь и всесилие касты жрецов Древнего Египта.

Социальные технологии древности были тесно связаны с религией, традицией, обычаями, являлись важными формами их проявления, и носили в основном нормативный традиционалистский характер. Вплоть до возникновения капитализма для них была характерна разрозненность и традиционализм, т. е. технологические формы общественной жизни были концентрацией практического опыта человечества по самовыживанию посредством некоторой рациональной регламентации поведения людей. Важнейшей их функцией было не обновление социальной жизни, а сохранение ее стабильности. Посредством социальных технологий из поколения в поколение передавались устоявшиеся знания, умения и навыки. Они в основном были направлены на то, чтобы обеспечить преемственность в жизнедеятельности поколений и не рассыпать, не растерять, не погубить племена и народы совсем еще юного человечества, потому что прерванная нить традиций означала бы не просто утрату вырабатываемых с огромным трудом алгоритмов социально необходимого поведения, а неминуемую гибель сообщества.

Однако сфера технологических нововведений в традиционных или архаических обществах была сравнительно узкой, и причин для этого было очень много. Несмотря на то, что гениальные мыслители древности понимали изменчивость мира (например, как говорил Овидий: "Все текуче, и нет ничего неподвижного в мире", — или Гераклит: "Все течет, ничего не стоит на месте"), они не переносили эту изменчивость на человеческое общество, которое считалось чем-то неизменным, постоянным и навечно данным людям богами.

К определенным новшествам древних людей чаще всего побуждали экстремальные ситуации, в которых стремление выжить заставляло их лихорадочно искать эффективные пути решения задачи своего спасения. Много оригинальных технологий при этом было придумано на поле брани, в дворцовых интригах, а также в процессе организации деятельности первых государственных образований. Особенно большими новаторами были преступники всех времен и народов, которые очень детально и технологично продумывали и реализовывали планы своих преступлений. По сути дела, они применяли социальное конструирование как искусство подготовки и свершения преступления.

Уже в античных заговорах, например, широко применяли разделение обязанностей между участниками и четкое планирование коллективных действий.

В возникновении практических основ социально-технологического подхода трудно переоценить и возможности военного дела. Одно из ранних упоминаний о применении военной хитрости, с планированием действий, — описание Гомером Троянской войны в средине XIII в. до н. э. После безуспешной осады греками Трои на протяжении 10 лет, они, наконец, разработали детальный и совершенно блестящий план: демонстративно сняли осаду города, а их корабли вышли в море и скрылись за горизонтом. На месте лагеря остался огромный деревянный конь, в котором укрылся греческий отряд во главе с Одиссеем. Троянцы, чтобы не гневить богов, втащили этого коня в город. Ночью греки вышли из него, перебили стражу и впустили своих воинов в город. Так под ударами хорошо продуманной технологии пал один из величайших городов древности.

Разработка и проведение сотен тысяч военных сражений также закладывали практические навыки подготовки и реализации социальных технологий. В военном деле не только широко применялись, но также и совершенствовались отдельные аспекты социальных технологий: постановка целей и их декомпозиция на конкретные задачи; выработка принципов воинского искусства. Все военные трактаты тех времен пестрят афористически сформулированными принципами военной стратегии и тактики. Так, древнекитайский воинский трактат "Сунь-цзы" [19, с. 13—14] содержит, пожалуй, самую первую систему принципов ("Если ты не можешь чего-нибудь, делай вид, что можешь"; "Приведи его в расстройство и бери его"; "Нападай на него, когда он не готов"). Показательна в этом отношении и военная технология А. Суворова, сформулированная в его "Науке побеждать": "Штыки, быстрота, внезапность"; "Пуля — дура, штык — молодец" и т. п.

Известны и другие примеры принципиальных основ построения военных технологий: 1) планирование действий, ведущих к достижению цели (например, ведение скифами войны против напавшего на них персидского царя Дария I демонстрирует умение предвидеть, постепенно изнурять противника и подводить его к поражению); 2) анализ динамики противоборства, учет множества факторов, которые влияют на исход войны; 3) построение систем деятельности всех участников, различных схем нападения, засады и обороны, а также управления войсками (интересна в этом смысле технология противоборства украинских казаков); 4) реализация технологий противоборства различных масштабов от мелких боев и локальных операций до мировых войн.

Вместе с тем, возникновение и развитие индустриальной цивилизации разрушило многие взгляды на прежние традиционные технологические формы и способствовало формированию новых технологий, которые по мере раскручивания колеса истории приобретали все более нетрадиционный и динамичный характер. На первый план в становлении и развитии индустриального общества стали все больше выдвигаться различные капиталистические реформы. Что же касается нашей страны, то они значительно позже, чем западноевропейские страны, ступили на путь общественного реформирования. Наиболее известны в этом плане так называемые реформы Петра I, которые стали началом технологизации российского общества. При этом становление капитализма в России проходило за счет массовых репрессий, уничтожения целых укладов жизни, а также за счет дальнейшего ограничения прав и свобод личности. В условиях слабости или фактического отсутствия гражданского общества реформы, которые в Европе шли снизу, от общества, как результат прорастания и выхода на поверхность новых социально-технологических укладов и новых способов общественного производства в борьбе со сложившимися укладами и способами производства, в Российской империи проводились сверху, в интересах верховной власти перед лицом внешней и внутренней угрозы. Эти реформы, как известно, осуществлялись посредством подавления гражданского общества и естественным образом порождали феномен отчуждения народа от власти. Поэтому у нас налицо особенное, ни с чем не сравнимое общественное развитие, в котором движение вперед парадоксально переплетается с подавлением прав и свободы граждан, а технический и социальный прогресс — с отчуждением общества от государства.

В результате такого исторического развития сложился своеобразный "русский путь" — от реформы к реформе. А поскольку для проведения реформ сверху, особенно внедрения нового, необходимо было усилить власть, то развитие отечественных производительных сил сопровождаясь волнообразным усилением деспотизма на каждом витке истории и шло в основном в сторону уничтожения институтов гражданского общества. Одним словом, реформы Петра I заморозили позитивные в целом процессы эмансипации частной собственности, особенно на самом массовом, крестьянском уровне. Подтверждение тому — разрушение права частного владения землей вследствие введения уравнительного подушного (вместо поземельного) налога на государственных крестьян. Со временем этот налог привел к ликвидации частного владения, а также ко все возрастающему вмешательству государства в частные дела крестьянства.

Своеобразие исторического пути развития России состояло еще и в том, что каждый раз следствием реформ оказывалась еще большая архаизация системы общественных отношений, а поток нововведений реанимировал в основном устаревшие и реакционные формы социальной жизни. Это приводило к замедлению общественных процессов, превращая Россию в страну постоянно догоняющего развития (модернизации). Особенность этого пути состоит и в том, что догоняющие (в своей основе — насильственные) реформы, для проведения которых нужно усилить (хотя бы временно) авторитарно-деспотические начала государственной власти, приводили в конечном счете к долговременному укреплению деспотизма. В свою очередь вследствие замедленного из-за деспотического режима развития необходимы были новые реформы. Такие повторяющиеся циклы стали уже типологической особенностью исторического пути развития России, который формируется как отклонение от обычного исторического порядка, или как особый путь России.

Социальные технологии Нового времени и современности стали не столько средствами сохранения традиций, сколько важнейшими инструментами постоянного обновления общественной системы. Им свойственна выработка нового знания и воплощение его в эффективные формы социальной жизнедеятельности. Если раньше технологические формы сменялись от цивилизации к цивилизации, от формации к формации, от эпохи к эпохе, то в XX в., когда обновление общественной жизни стало охватывать целые континенты, социальные технологии рождались и внедрялись постоянно; кроме того, сократились сроки их функционирования, благодаря чему научное знание постоянно проникает в общественный организм. Сфера же традиционных (рутинных) социальных технологий на современном этапе начинает постоянно и динамично сужаться.

В ходе исторического общественного развития традиционалистские социальные технологии отнюдь не исчезают бесследно. Они постоянно модернизируются и совершенствуются, приобретая иное содержание, но, что весьма важно, уже перестают доминировать и занимать главное место в социально-технологическом укладе общества. Современные же социальные технологии, или модернистские, ориентированные на инновационный вектор общественного развития, занимают доминирующие позиции в социально-технологическом укладе современного

общества.

Эти типы социальных технологий существенно отличаются друг от друга, прежде всего, по качественным параметрам (табл. 7). Переход от традиционалистских социальных технологий к модернистским составляет основное содержание социально-технологической революции, раскаты которой грохочут в небе социума начиная от Нового времени и до наших дней.

Таблица 7

Сравнительная характеристика традиционалистских и модернистских социальных технологий

Основание различия

Характеристика технологий

Традиционалистских

Модернистских

Базовый элемент

Традиционность (устойчивость), опора на традиции

Инновационность (изменчивость), ориентация на нововведения

Время жизни

Длительность жизни в пределах целых исторических эпох

Кратковременность жизни, частая смена технологических парадигм

Характер

динамики

Детерминированность, однозначность

Стохастичность, многовариантность

Тип управления

Тоталитарность и авторитарность, ограничение свободы выбора

Демократичность и гибкость, наличие свободы выбора

Масштаб

Локальность, действие в ограниченном социальном пространстве

Масштабность, охват значительного социального пространства

Гносеологические основания

Практические основы в виде опыта, религии, традиций

Научные основы в виде науки, политики

Характер организации

Централизация, укрупнение, подчинение

Децентрализация, разукрупнение, автономизация

Однако, осмысливая генезис и исторический путь развития практических основ социально-технологической деятельности, следует обратить внимание, на следующее:

  1. технологический подход к обществу сформировался в XX ст. под воздействием индустриализации производства и научно-технической революции.
  2. предпосылки технологического подхода в практической жизни общества появились уже в древних обществах, однако они носили фрагментарный и ненаучный характер.
  3. технологизация представляет собой не просто важную черту современного общества, а форму развития и функционирования в нем социальной жизни людей.
  4. общество не может быть полностью технологизированным; в нем всегда будет оставаться широкая сфера вероятностного, спонтанного и нетехнологического развития определенных областей социальной жизнедеятельности.

Наряду с этим, значительное влияние на развитие практических основ социальной технологизации оказала концепция утопизма, под которой понимают общественно-политическое и духовное направление, отображающее идеальный общественный строй. Термин "утопия" происходит от названия одноименной книги Томаса Мора (1516). А само понятие "утопия" произошло от греческого слова и обозначает место или страну, которой не существует. По другой версии, этим термином называли "благословенную" страну. Это понятие стало в определенном смысле нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны — образца общественного строя, а также в расширенном смысле — всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований. В истории человечества утопия как одна из своеобразных форм общественного сознания воплощала в себе осмысление социального идеала, критику существующего строя, стремление бежать от мрачной действительности, а также попытки предвосхитить будущее развитие человеческого общества.

Первоначально утопия тесно переплеталась с легендами о "золотом веке" или об "островах блаженных". В античный период и в эпоху Возрождения она приобрела преимущественно форму описания совершенных государств, якобы существующих где-то на земле либо существовавших в прошлом. Выдающийся вклад в социальную утопию внес великий греческий философ Платон, который, по сути дела, является основоположником доктрины идеального государства. Затем, в XVII-XVIII вв., были широко распространены различные утопические трактаты и проекты социальных и политических реформ. Однако со средины XIX в. утопия превратились в специфический жанр полемической литературы, посвященной проблеме социального идеала и моральных ценностей. Позже, уже в XX ст., сформировался противоположный утопизму литературный жанр, который был направлен на борьбу с утопизмом и получивший название антиутопии.

Все утописты, начиная с Платона, конструировали свои модели идеальных обществ, а также разрабатывали технологии идеального регулирования социальных процессов. Особенно значительное влияние на формирование технологического отношения к обществу оказали Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн. Последнего по праву можно считать одним из первых социальных экспериментаторов, или социальных инженеров, предугадавших многие направления социальных перемен, которые произошли в XX в.

Заслуга утопистов перед человечеством заключается в следующем:

  1. они придали развитию практики социальных технологий гуманистический характер;
  2. предложили сравнительно целостные модели технологизации общества;
  3. попытались воплотить в своих технологиях достижения современного им периода развития наук;
  4. породили волну экспериментального поиска, которая до сих пор пробуждает различные дискуссии в обществоведении.

Отдельный аспект утопических технологий — естественно-исторические эксперименты по реализации марксистских и псевдомарксистских моделей развития общества. Огромный и трагический опыт таких экспериментов в бывшем СССР и других странах еще недостаточно осмыслен с точки зрения их технологизации, однако в общих чертах можно выделить следующие характерные признаки:

1) жесткая предопределенность и детерминированность, а также отсутствие вариабельности моделей развития общества;

2) абстрактная умозрительность реформ, их несоответствие здравому смыслу и накопленному цивилизацией социальному опыту;

3) патернализация всех сфер жизнедеятельности общества, их государственная цент-ричность; 4) тоталитарная и авторитарная организация общества, а также массовые нарушения прав человека со стороны власти;

5) внедрение технологических моделей общественного развития по принципу "цель оправдывает средства" как оправдания даже самых масштабных и кровавых преступлений против человечности;

6) превращение их в некоторый идеал развития общественных систем.

Человечество извлекло из утопизма и трагические уроки. Один из них состоит в том, что социальные технологии, построенные на абстрактных теориях, не просто неэффективны, но зачастую приводят в практической их реализации к значительным потерям и социальным потрясениям. Не менее важен и другой урок, заключающийся в том, что для выполнения технологических преобразований общества необходима соответствующая моральная зрелость общественной системы. Но самое главное состоит в том, что новаторская социальная технология не должна разрушать основ человеческой цивилизации, как это происходило во время сталинских репрессий в бывшем СССР, а также культурной революции в Китае и в период массового геноцида в Кампучии.

Утопизм не исчезает из жизни общества. Он постоянно обновляет свои формы, так как практически всегда существуют порождающие его незрелые общественные отношения. В каждую историческую эпоху наблюдается обострение потребности в реформировании общественных систем, отставших от достижений человеческой цивилизации. И вполне естественно, что вследствие недостаточной компетентности, желания получить немедленный позитивный результат и в современных обществах еще нередко появляются утопические и прожектерские социальные технологии. Одним словом, если в обществе игнорируют рекомендации науки, а также не развиты демократия и мораль, то реализация социальных технологий может порождать к масштабные социальные конфликты и трагедии.

Возможности и пределы технологизации социального пространства

Современная социально-технологическая доктрина, сформировавшаяся в начала XX в., дала мощный толчок развитию нескольких направлений практического осмысления и внедрения социальных технологий.

Первое направление практической технологизации было связано с революционными потрясениями и попытками реализовать утопически-патерналистские модели развития общества, построенные на принципах уравнительной справедливости, государственной собственности, господстве марксистской идеологии. Стремление реализовать технологии строительства социализма и коммунизма обеспечило довольно быстрый прогресс ряда стран с точки зрения аграрно-индустриального развития. Однако эти завоевания напоминают Пиррову победу: они дались этим странам очень большой ценой и в конечном итоге так и не привели их к вечному "коммунистическому благополучию". Дело в том, что во второй половине XX ст. в мире началась широкомасштабная научно-техническая революция, развитие которой в условиях бывших социалистических стран потребовало полной реализации индивидуальной творческой свободы человека, а также достижения цивилизованного уровня общественного потребления. Формально провозгласив целью социалистического общества благосостояние всех людей, что, по сути, означало принадлежность практически всего населения к среднему классу, уравнительный социализм не смог обеспечить людям широкого доступа к товарам первой жизненной необходимости. На резком контрасте в сравнении с уровнем жизни капиталистических стран "социалистический" средний класс в 90-х годах XX ст. свершил народно-демократические революции, которые прервали линию патерналистского, уравнительного социализма в СССР и странах Центральной и Восточной Европы (или молчаливо согласился на их осуществление).

Второе направление практической технологизации было реализовано в наиболее развитых странах Западной Европы и Америки. Оно связано с развитием рыночных отношений и демократии, которые обеспечивали снятие социальных конфликтов, развитие среднего класса, снижение уровня и сужение масштабов бедности, а также повышение социальной ответственности бизнеса перед обществом. В какой-то мере это направление было своеобразной реакцией на социалистический тоталитаризм.

В 20-30-х годах XX в. страны Запада столкнулись с мощнейшим социально-экономическим кризисом. Стремление найти выход из него побуждало их к кардинальной модернизации социально-экономических процессов, а также к учету человеческого фактора в системе производственных отношений. Большую роль в этих процессах сыграли хоутторнские эксперименты американского социолога и психолога Э. Мэйо, благодаря которым были заложены эмпирические основы теории человеческих отношений, предопределившей всю последующую практику социальной технологизации в сфере общественного производства западных стран.

Довольно интересные социально-технологические процессы проходили и в Западной Европе, особенно в послевоенные годы. Они были связаны с восстановлением экономики и общественной жизни посредством выполнения "плана Маршалла" в Германии (практическая реализация его связана с деятельностью Л. Эрхарда и К. Аденауэра).

В 60-х годах XX в. значительно расширилось использование социальных технологий и возросло их многообразие, что способствовало интенсивной технологизации и гуманизации прежде всего социальной сферы, государственного управления и особенно местного самоуправления, которое все больше превращалось в некоторую технологическую систему оказания разнообразных услуг населению.

В современных условиях возникает вполне правомерный вопрос: существуют ли пределы технологизации общества и каковы ее практические возможности? Этот довольно простой, на первый взгляд, вопрос на самом деле довольно сложен. Он сопряжен со множеством различных обстоятельств, одни из которых способствуют технологизации, а другие, наоборот, создают препятствия на этом пути. Однако вполне однозначно можно сказать, что полная технологизация социальной жизнедеятельности человека, общества, социального пространства в целом практически невозможна, ибо она представляется завершающим процессом в становлении социальной деятельности, который включает ее оптимизацию, алгоритмизацию и повышение эффективности. В этой связи полная технологизация, по сути, означает конец всякой социальной деятельности, а значит, и прекращение всякого развития общества. По всей видимости, расширение потребностей людей — это движущая сила развития социальных технологий. Ведь появившаяся человеческая потребность обуславливает и создание определенной технологии для ее реализации, а сходящая с общественной арены потребность делает неактуальной и соответствующую ей технологию.

Таким образом, с момента появления общественной потребности до ее тиражирования происходит постоянный поиск и практическое становление социальных технологий. Это означает, что на каком-то этапе своего развития общество, не имеющее современной технологии, обходится "кустарными" способами удовлетворения той или иной потребности. Отсюда же следует, что полностью технологизировать всю общественную жизнедеятельность практически невозможно.

Дополнительными и весьма важными препятствиями на пути формирования социальных технологий (особенно жестких и антигуманных) являются такие социальные барьеры, как право, мораль, демократия, религия и даже наука, которая одной рукой устраняет эти препятствия, а другой создает их. Так, мораль и демократия требуют "безвредности" социальных технологий, а также их обстоятельной проверки на практике. Религия также сдерживает посягательство социальных технологий на сферу внутреннего мира личности, индивидуальная неповторимость которой ставит перед социальной технологиза-цией практически неразрешимую, а порой и бессмысленную задачу — создание персональных технологий.

Заметим, что практическое развитие социальных технологий определяется, прежде всего, потребностями людей, которые расширяют возможности технологизации общества. В то же время люди создают определенные препятствия на пути их развития. Естественное желание людей жить лучше, рациональнее, а также реализовывать себя эффективнее, несомненно, расширяет пространство практического использования социальных технологий.

Наряду с этим, развитие социальных технологий предопределено тремя взаимосвязанными процессами. Первый из них — усиление роли социальной сферы в жизни общества, увеличение ее значимости, масштабов и влияния на другие сферы. Этот процесс существенно расширяет поле социально-технологической деятельности. Второй, не менее важный, процесс охватывает рационализацию людьми практических условий своей жизнедеятельности, а также формирование более удобного, качественного и человечного комплекса услуг. И, наконец, третий процесс — рост научной, методологической и технической оснащенности общества, что открывает невиданные ранее возможности социальной рационализации и создания наиболее благоприятных условий для самореализации человека.

Вместе с тем в обществе проявляются и факторы, которые воздействуют на технологические процессы негативно. К ним, на наш взгляд, можно отнести те, которые проистекают из неравномерности развития общества. Например, в последнее время бурно развиваются технико-технологическая и особенно информационная сферы, но относительно медленно происходит нравственное и правовое совершенствование человечества. С точки зрения морали и духовности, современное общество во многом оказалось неподготовленным к гуманному использованию достижений науки и технического прогресса. Поэтому возникает множество глобальных и особенно экологических проблем, которые подталкивают развитие и практическое использование антикризисных социальных технологий.

Особая проблема на современном этапе — это развитие социальной культуры общества, прежде всего социологической, социально-психологической, управленческой, инженерной, инновационной и т. п. Сказывается и существенная нехватка подготовленных специалистов в области социальных технологий, так как в настоящее время социально-инженерная, социально-технологическая деятельность пока еще медленно вычленяются из структуры управленческой деятельности. Сдерживает практическое развитие социальных технологий и неустойчивость тенденций демократических преобразований в посттоталитарных государствах. Опасения возврата тотального социального контроля, подавления свободы, негативных остаточных деформаций социума от применения той или иной технологии, которые бытуют в массовом сознании, сдерживают тиражирование имеющихся и появление новых социальных технологий. В результате этого между возможностями и препятствиями на пути внедрения новых социальных технологий идет постоянная борьба, которая либо сужает, либо расширяет пространство их практического применения и использования. Между тем человечество постоянно прилагает немалые усилия по выработке безопасной зоны для практического применения социальных технологий. Ясно, что ограничить и нормировать потребности людей невозможно, ибо это, как неоднократно подтверждала историческая практика, приводит к утопическим технологиям с их пороками и трагедиями. Однако с каждым годом обостряется потребность в выработке технологических моделей, которые снижали бы техногенную и экологическую нагрузку на планету. Особенно актуально обеспечение устойчивого равновесия планетарной цивилизации и гуманизации глобальных процессов, выработка принципиальной позиции относительно тех научных открытий и технических достижений, которые могут разрушить основы человеческой жизни. Речь идет о том, что далеко не однозначны последствия внедрения технологий клонирования человека, нейролингвистических технологий и т. п. Проблема создания социальных зон безопасности и безусловной эффективности социальных технологий становится на современном этапе весьма актуальной и значимой практической задачей.

2.3. Содержание и особенности социально-технологической политики

В настоящее время весьма важной практической проблемой становится выработка специальной политики в области социальных технологий. Как это ни парадоксально, но современное социально ориентированное общество все еще пытается обойтись без разработки политики, которая формирует его социальную сферу. Между тем разработка социально-технологической политики — важнейшее практическое направление созидательной деятельности государства, которое призвано вырабатывать научные и нормативно-правовые основы, а также определять приоритетные направления практического развития социально-технологической Деятельности.

Важнейшая особенность социально-технологической политики состоит в том, что, с одной стороны, она выступает как важнейшая составная часть социальной политики государства, а с другой — как составляющая научно-технической политики, которая до недавнего времени была ориентирована лишь на развитие техники и производственных технологий. Социально-технологическая политика, таким образом, является результатом пересечения и взаимодействия социальной и научно-технической политики (рис. 5).

Рис. 5. Соотношение социально-технологической, социальной и научно-технической политики

Социально-технологическая политика, кроме того, представляет собой институционализированную власть в области социальных технологий. Она должна обеспечивать практическое взаимодействие ее субъектов в формировании целей, задач и основных приоритетов социально-технологической деятельности.

Ключевое содержание социально-технологической политики составляет, прежде всего, нормативно-правовая база, которая определяет не только сущностную основу технологий и их функций, но и процессы их проектирования, конструирования, практической проверки и внедрения. В то же время социально-технологическая политика по своему смыслу не совпадает с социально-технологической деятельностью; она всего лишь является практическим регулятором последней. Здесь наблюдается своеобразное распределение функций, где политик-практик определяет цели и интересы, а ученый — технологические способы их достижения и реализации.

В этой связи содержание социально-технологической политики, как и любой другой, формируют ее субъекты, которые определяют ее направления, ресурсы и формы реализации

Основные элементы социально-технологической политики и их характеристика

Наименование элемента политики

Характеристика элемента

1

2

Субъекты социально-технологической политики

• Государство как заказчик социальных технологий формирует правовое поле, мобилизует ресурсы на внедрение в социальную практику тех технологий, которые попадают в зону его компетенции, а также контролирует качество социальных технологий;

• предприятия и организации, которые вырабатывают либо используют социальные технологии в правовом поле и под контролем государства. Они должны иметь полную свободу в сфере практического внедрения прогрессивных социальных технологий;

• политические партии и движения, которые вырабатывают перспективные комплексы социальных технологий, а также внедряют их в общественную практику после победы на выборах;

• общественные организации и технологические центры как независимые разработчики социальных технологий либо инициаторы их внедрения в жизнь общества

Направления политики

• Политика в области социально-защитных технологий направлена на выработку технологий поддержки неконкурентоспособных социальных групп;

• политика в области производственных социальных технологий направлена на поддержку и развитие социального сектора производственной деятельности;

• политика в области социальных технологий сферы услуг направлена на разработку и поддержку технологии в сфере услуг;

• политика в области социальных технологий сферы культуры определяет возникновение и динамику развития культурологических технологий;

• политика в области социальных инноваций направлена на формирование и реализацию социально-технологических нововведений;

• политика в области использования передового социального опыта ориентирована на поиск, обобщение и использование передового практического социально-технологического опыта

Ресурсы

• Привлечение и использование ресурсов государства и общества, бизнеса и различных благотворительных фондов;

• формирование ресурсосберегающих и ресурсовоспроизводящих социальных технологий

Формы осуществления политики

• Разработка и реализация программ и проектов, которые включают формирование нормативов и приоритетов социально-программирующей деятельности;

• совершенствование законодательства в целях развития правового поля социальных технологий;

• создание специальных банков социальных инноваций, в том числе создание и обеспечение функционирования информационных банков социально-технологических нововведений;

• социальный мониторинг ориентированный на систематическое выявление и анализ социальных проблем и технологий;

• организационно-управленческое обеспечение социально-технологической деятельности, чтобы наладить эффективную организацию и управление социально-технологическими процессами

Кроме того, к наиболее важным аспектам становления и развития социально-технологической политики следует отнести такие:

1) институционализацию социально-технологической политики, ее признание и закрепление в обществе;

2) выработку правовых основ социально-технологической деятельности, т. е. определенной системы законодательных актов, регулирующих все этапы, виды и основные проблемы социальных технологий;

3) формирование нормативных основ социальных технологий, т. е. определенной совокупности нормативных требований, основанных на достижениях науки и передового практического опыта, а также учитывающих современные общественные потребности;

4) создание специальных социальных институтов и структур, разрабатывающих, производящих, проверяющих и внедряющих социальные технологии;

5) определение долгосрочных приоритетов в области формирования, внедрения и модернизации социальных технологий;

6) разработку программ и моделей конкретных социальных технологий;

7) формирование концептуальных основ философии и методологии социальных технологий, развитие социоинженерной деятельности, без которых невозможно создание эффективных и инновационных социальных технологий.

Одним словом, социально-технологическая политика в последнее время представляется наиболее перспективной областью соединения усилий социально-гуманитарных наук и сферы политики, которая будет определять основные контуры и содержание социального прогресса в ближайшем будущем и в перспективе. Поэтому ее разработка и осуществление открывают неограниченные возможности в деле повышения эффективности научного управления социальными процессами в современном обществе.

9

Возникновение и развитее социально-технологической деятельности