Конспект классного часа Права и обязанности граждан


Классный час "Права и обязанности граждан"

Цель:

1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.

2. Развести понятия “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.

3. Повышать социально-правовую компетентность старшеклассников.

4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.

5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.

6. Эпиграфы к занятию:

    “Храни порядок и порядок сохранить тебя” (латинское изречение);

    “Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности” (Б. Франклин);

    “Живи по закону, поступай по совести” (латинское изречение);

    “Изучая свои права, мы получаем возможность жить и поступать по справедливости” (Г. Лихтенберг);

    “Учись думать о себе и о других” (китайская мудрость);

    “Порядочность, справедливость, разумность, воспитанность, обязанность – основные показатели “правильной жизни”” (жизненная установка учащихся 9 “а” класса МОБУ сош № 5 г. Благовещенска РБ).

8. 23 красных “сердца” (по количеству учащихся в классе), где написаны мудрые мысли (данные изречения). “Сердца” раздаются всем приглашенным на классный час.

9. Календарь правовых дат 2001–2015 гг. Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.

1 июня – Международный день защиты детей.

4 июня – Международный день детей – жертв агрессии.

20 ноября – Всемирный день прав ребенка.

10 декабря – День прав человека.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Рефлексия. Психологическая установка на хорошее настроение.

II. Сегодня на классном часе мы с вами будем беседовать по теме “Наши права”.

Перед нами поставлено несколько конкретных задач-проблем:

1. Нам необходимо определиться с понятиями “право” и “права”.

2. Выделить основные права человека-гражданина, учащегося-подростка.

3. Показать единство прав и обязанностей.

4. Внимательно, уважительно и с пониманием отнестись к той информации, которая прозвучит сегодня и сейчас в ходе нашего с вами разговора по душам. А для того, чтобы этот разговор состоялся, мы с вами провели большую кропотливую работу. Вы получили и подготовили ряд творческих заданий по нашей теме, с которыми будете выступать, и помогать мне в процессе нашей беседы.

Итак, тема разговора “Наши права”. В начале уясним для себя суть понятий “право” и “права” разведем и объединим эти понятия.

Обращаясь к научной, научно-популярной и научно-методической литературе мы выделим несколько определений... Что такое право? Послушаем вас.

Учащийся. ПРАВО (из словаря Ожегова) – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

Учащийся. ПРАВО (по курсу обществознания, доктор педагогических наук Л. Боголюбов) – это нормативная форма выражения формального равенства людей в общественных отношениях. Признание формального равенства людей подразумевает их свободу и независимость. Где нет свободы, не может быть и отношения, т. е. отношения между людьми в обществе.

Учитель. По курсу обществознания, который вы изучаете в школе с 8 по 11 классы, мы также определяем суть понятия “категорический императив права”. Что это за понятие?

Учащийся. “Категорический императив права” определил немецкий философ Иммануил Кант. Это взаимосвязь прав и обязанности человека-гражданина, т. е. свобода действий и поступков должна быть совместима со свободой и независимостью каждого человека.