Классификация основных видов социальных технологий

Классификация основных видов социальных технологий

Анализ свидетельствует, что в социальных технологиях люди видят, прежде всего, средства обмена человеческими способностями и потребностями между духовным и материальным производством. Рассматривая роль социальных технологий как одного из важнейших элементов управления общественными процессами, российский социолог Л. Дятченко определяет их как социально организованную область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов [8, с. 8-11]. Этот автор под социальной технологией понимает процесс целенаправленного воздействия на социальный объект в целях получения запрограммированного результата [8, с. 24].

Объектом социальной технологии являются люди, их взаимодействие, малые и большие социальные группы, а также различные институты и организации.

Социально-технологический подход — это альтернатива административно-командному. Он предполагает учет живого многообразия внутренних и внешних связей социальных явлений, многовариантности и естественности их изменений, а также ориентацию на развитие человека как личности, на создание для каждого человека возможности реализовать собственный потенциал.

В нашем обществе существует потребность в продуманной социальной технологии создания условий для того, чтобы общество развивалось без чьего-либо авторитарного давления, ущемления прав и свобод отдельных личностей и социальных групп. Для решения этой общегосударственной проблемы необходимо выработать и претворить в жизнь различные региональные и локальные программы, т. е. социальные технологии на среднем и микроуровне.

Рыночной экономике нужны современные технологии управления и организации, дающие возможность рационализировать труд каждого человека, создать эффективные деловые связи между различными активными социальными группами.

В реальной жизни используются самые разнообразные социальные технологии. Теория и практика выработали для каждого вида человеческой деятельности, для любого социального процесса различные технологии. Каждой из них присущи неповторимые черты и признаки. Сегодня, например, активно разрабатываются технологии управления и информационные технологии, технологии в сфере образования, профессиональной подготовки, формирования здорового образа жизни и развития активности человека, технологии разрешения конфликтов и т. п. Общая тенденция этого процесса такова, что каждая отрасль знаний, изучающая человека и его деятельность, разрабатывает свои социальные технологии, обеспечивающие реализацию социальных проектов и программ, оптимизацию социальных процессов.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что структурирование социальных технологий может осуществляться по различным признакам. Например, в зависимости от уровня общественных отношений, на котором разрабатываются и внедряются социальные технологии, их можно разделить на три группы:

  • макротехнологии, т. е. технологии макросистем (региональных подсистем общества, классов, партий, больших социальных групп и т. п.);
  • мезотехнологии, используемые на "среднем" уровне — города или другого населенного пункта, крупного трудового коллектива и т. п.;
  • микротехнологии, рассчитанные на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне, а также технологии самоорганизации, направленные на развитие и рациональное использование личностного потенциала.

Возможна классификация социальных технологий по основным сферам общественной жизни и видам человеческой деятельности: производственно-трудовой, политической, подготовительно-трудовой или образовательной деятельности, занятиям спортом, деятельности в семейно-бытовой сфере и т. п.

По направленности социальной деятельности выделяют четыре типа социальных технологий:

  • технологии формирования социальных систем, например методы социального проектирования;
  • функциональные, направленные на поддержание стабильности социальных систем и процессов. К ним можно отнести, например, типовые процедуры управления, которые направлены на решение социальных проблем, периодически возникающих в деятельности организаций;
  • технологии, направленные на преобразование и развитие социальных систем, в первую очередь методы игр открытого типа;
  • технологии социальной борьбы как средство защиты социальных систем, подавления нежелательных явлений, в первую очередь высокоразвитые и технологизированные системы защиты правопорядка и безопасности общества. [7, с. 166-167].

Можно говорить о традиционных, уже апробированных и широко внедряемых в практику технологиях и об инновационных социальных технологиях, т. е. таких, которые еще не нашли широкого применения и потребность в которых все более ощущается на практике. В свою очередь, могут быть различные основания для классификации инновационных социальных технологий, среди которых следует обратить внимание на классификацию по типу новшества: технологии прямого и косвенного действия.

Предмет инновационных социальных технологий прямого действия — непосредственно человеческие сущностные силы, способности, свойства, развивающиеся в зависимости от соответствия экономики, политической организации, социального строя, образа жизни и т. п. природе человека, его предназначению. Они направлены на формирование такой совокупности социальных процессов, которая соответствовала бы свободному и универсальному развитию человека. В самом обществе это, как правило, социальные технологии перехода от тоталитарного строя к демократическому обществу и правовому государству, от режима принудительного труда на основе господства государственной собственности к свободному труду на основе многообразия форм собственности и т. п.

Инновационные социальные технологии косвенного действия направлены на совершенствование организационно-управленческих аспектов человеческой деятельности в рамках имеющейся совокупности социальных процессов. Это технологии совершенствования существующих структур, организаций, порядков в целях приведения их в большее соответствие природе и предназначению человека (например, совершенствование форм организации и оплаты труда и т. п.).

В условиях перехода к рыночной экономике обостряется потребность в разработке новых технологий, необходимых для эффективного включения в рыночные отношения. К примеру, и для предприятий, остающихся государственными, и для акционерных объединений, и для товариществ с ограниченной ответственностью нужны технологии организации малого бизнеса, ведения биржевых операций, связей с иностранными партнерами и т. п.

Вместе с тем, как показывает жизнь, наряду с технологиями, переводящими систему из одного состояния в другое, в нынешних украинских условиях не менее необходимы технологии, повышающие надежность функционирования социальных систем. Нельзя разрушать старые социальные отношения, не создав условий для того, чтобы новые развивались прочно и устойчиво.

Существуют и другие классификации социальных технологий. Например, украинский социолог В. Подшивалкина по уровню социальной деятельности выделяет глобальные, национальные, региональные технологии, а также технологии на уровне местного самоуправления, социальных организаций и отдельных подразделений. Кроме того, она различает универсальные и частные технология; по характеру воздействия на социальный процесс выделяет формирующие технологии, направленные на формирование определенных социальных процессов; стимулирующие, ориентированные на поддержание или развитие социальных процессов; сдерживающие (или препятствующие), задающие определенные границы социальных процессов; деструктивные (или разрушающие), направленные на подрыв и устранение определенных процессов [26, с. 147-156]. Однако наиболее предметную и полную, на наш взгляд, типологию социальных технологий (табл. 2) дает известный социолог В. Патрушев в своей книге "Введение в теорию социальных технологий" [25, с. 96-97].

Таблица 2

Типология социальных технологий

Классы

Типы

1

2

. По видам специальных социологических теорий

2. По сферам общественной жизни:

• экономические;

• политические;

• социальные;

• духовные;

• экологические;

• социокультурные

3. По уровням социологического знания:

3.1. Макросоциологические:

• методологические;

• переходные;

• инновационные;

• креативные

3.2. Микросоциологические:

• общественного мнения;

• социальных гарантий;

• потребностей;

• формирования ценностных ориентации;

• регулирования социальной адаптации и др.

4. По уровням управления:

• глобальные;

• континентальные;

• национальные;

• региональные;

• местные

5, По предназначению:

* образовательные;

• информационные;

• правоохранительные;

• ресурсосберегающие и др.

6. Личностные

1 . По характеру действия:

стратегические;

• тактические;

• оперативные

2. По времени действия:

• долгосрочные;

• среднесрочные;

• краткосрочные

3. По уровню социальной зрелости объекта:

• низкий;

• средний;

• высокий

4. По уровню социального эффекта и практической эффективности:

• высокоэффективные с долгосрочным эффектом;

• среднеэффективные со средним эффектом;

• низкоэффективные с краткосрочным эффектом

5 . По методам:

• прогнозирования;

• моделирования;

• проектирования;

• планирования;

• социального контроля;

• социодиагностики

6. По типу социального действия

личности:

• самообразования;

• самовоспитания;

• самоадаптации;

• самореализации

7. По направленности:

• разрушительные;

• созидательные

Вместе с тем проблема создания единой научной классификации социальных технологий остается еще достаточно острой и дискуссионной в социологической науке, что обусловлено, прежде всего, сравнительной молодостью этой сферы научного знания и практической деятельности. Потребность в создании единой классификации детерминирована несколькими весьма важными обстоятельствами. Во-первых, такая классификация позволит более системно зафиксировать весь арсенал технологий социальной жизнедеятельности людей, имеющихся в социальной практике, а также оценить их потенциальные возможности; во-вторых, она даст возможность лучше увидеть и осмыслить тенденции развития классифицируемых социальных объектов, явлений и процессов. Ведь в последнее время мир социальных технологий становится все более разнообразным в результате того, что центр дальнейшего развития человеческого общества быстро перемещается из сферы производственных технологий в сферу этих технологий.

Между тем проведенный анализ показывает, что в современной социологической науке нет системного видения всего многообразия социальных технологий, т. е. заметна некоторая пестрота различных их классификаций. Если же попытаться обобщить современный этап развития теории и практики социальных технологий, полагая при этом, что социально-технологический подход характеризуется такими параметрами, как тип социального процесса, масштаб технологизации социальных объектов, степень новизны технологий, тип выполняемой ими функции, степень их жесткости и способность технологий к саморазвитию, то можно предложить такую классификацию социальных технологий (табл. 3)

Таблица 3

Классификация социальных технологий

Основание классификации

Разновидности социальных технологий и их характеристика

1

2

По типу социального процесса

• Экономические, моделирующие хозяйственно-экономическую деятельность;

• экологические, ориентированные на моделирование взаимодействия человека с природой;

• собственно социальные, регулирующие социальную сферу общества;

• политические, оперирующие политическими процессами;

• культурологические, представляющие явления и процессы в сфере культуры;

• духовно-идеологические, моделирующие идеологические и духовные процессы;

• информационные, отражающие информационные процессы;

• управленческие, ориентированные на оптимизацию управленческих процессов;

• комплексные, отражающие явления во всех сферах их проявления

По масштабу объекта технологизации

• Глобальные, направленные на регулирование глобальных проблем современной цивилизации;

• континентальные, ориентированные на решение проблемы континента;

• национальные, решающие проблемы в пределах страны;

• технологии обновления общественной системы, ориентированные на изменение социально-экономической системы общества;

• технологии трансформации подсистем общества, моделирующие изменение конкретных подсистем;

• технологии трудовой ассоциации, регулирующие различные аспекты жизнедеятельности трудового коллектива;

• технологии человеческого капитала, ориентированные на развитие личности, человеческих ресурсов

По степени новизны

• Инновационные (новаторские) , представляющие собой нововведения;

• традиционные, представляющие собой известные апробированные и устоявшиеся формы деятельности;

• ретро (рутинные), т. е. заимствованные из прошлого

По типу выполняемой функции

• Познавательные, представляющие собой некоторые алгоритмы познания;

• диагностические, обеспечивающие диагностику социальных проблем;

• информационные, ориентированные на получение, передачу, хранение и переработку информации;

• обучающие, осуществляющие процесс обучение в аспекте той или иной педагогической доктрины;

• игровые, являющиеся средством имитации реальной деятельности;

• управленческие, осуществляющие процесс управления;

• деятельностные, представляющие собой модели тех или иных видов деятельности;

• технологии противоборства, обеспечивающие победу в борьбе;

• миротворческие, ориентированные на мирное решение социальных проблем

По характеру воздействия

• Формирующие, направленные на формирование определенных социальных процессов;

• стимулирующие, ориентированные на поддержание или развитие социальных процессов;

• сдерживающие, или препятствующие, задающие определенные границы социальных процессов;

• деструктивные, пли разрушающие, направленные на подрыв и устранение определенных процессов

По степени жесткости и способности к саморазвитию

• Жесткие, детерминистские, схемы которых представляются однозначными;

• адаптивные, т. е. приспосабливающиеся к изменяющимся условиям;

• развивающиеся, т. е. обладающие способностью к саморазвитию, кардинальному обновлению структур и функций

По типу целевой ориентации

• Стратегические, ориентированные на достижение дальних целей на относительно длительных этапах развития;

• тактические, ориентированные на достижение ближних целей в конкретных ситуациях;

• оперативные, ориентированные на достижение текущих целей и решение возникающих при этом задач

Можно представить такую классификацию в виде дерева, ветви которого соответствуют конкретным разновидностям технологий, размещенным на различных уровнях и заданным основаниями классификации. Мысленная прогулка по этому дереву может быть очень полезной, например, с точки зрения получения набора характеристик той или иной конкретной социальной технологии. При этом каждая технология имеет семь таких характеристик. Такое описание может иметь, например, следующий вид: собственно социальная технология — технология трудовой ассоциации — инновационная — управленческая — формирующая — развивающая — тактическая.

Итак, в процессе разработки и внедрения социальных технологий разного уровня, класса, типа или вида, создается определенная интеллектуальная атмосфера, в которой всем есть место для самореализации. Ключ при этом сокрыт в переходе к информационному обществу, а также в создании программ личностного само- и взаимосовершенствования (согласимся с тем, что нельзя построить "золотое" общество из "оловянных" людей).

Если же социальный процесс можно расщепить, измерить и описать, а затем осуществить его на основе этого описания (например, теории человеческих отношений), то, значит, мы располагаем социальными изобретениями в сфере социальных технологий. Речь здесь идет о способах разрешения возникающих социальных проблем на принципах гуманизма, духовности, диалога, сотворчества, свободы выбора, ответственности, независимого поиска истины, первенства морального и духовного начал, равноправия мужчины и женщины, единства чувства и разума, внешнего и внутреннего, гармонии материального и духовного, личностного и общественного. Социальная технология при этом представляет собой систему инновационных способов и средств оптимизации социального управления. Социотехнология — это стержень социологии управления. Если суть научно-технического прогресса составляют наукоемкие высокие технологии, то для социального прогресса таковыми являются новые технологии жизнедеятельности людей, создания благоприятных условий для воспроизводства жизни, реализации творческого потенциала каждой личности [25, с. 98].

Все сказанное подчеркивает значимость принципа единства знаний, усилий, практических навыков и действий в технологизации социального пространства.

PAGE 2

Классификация основных видов социальных технологий