Конспект урока в 2 классе «Мимика и жесты. Второй урок знакомства с данной темой»
Автор работы: Крюкова Наталия Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Фатежская средняя общеобразовательная школа №1» Курской области
Урок риторики во 2 классе
Тема: Мимика и жесты. Второй урок знакомства с данной темой.
Планируемые результаты:
Предметные
Обучаемый научится:
Правильно использовать в своей речи мимику и жесты;
Развивать умение самостоятельно строить и применять новые знания;
Расширить понятийную базу.
Метапредметные
Регулятивные
Принимать и сохранять учебную задачу;
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные:
Выделять и формулировать
Познавательную цель с помощью учителя;
Коммуникативные:
-задавать вопросы;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-формулировать собственное мнение и позицию;
Личностные:
-сформированность социальных мотивов--стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
-воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Характеристика деятельности учащихся:
-побывать в роли исследователя;
-классифицировать мимику и жесты на уместные и неуместные в речи.
Система оценки:
-самооценка;
-оценить деятельность обучающихся.
Используемая литература: Детская риторика. 2 класс. В 2-х частях. Часть 1 /Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Баласс, 2006. - 96 с.;
Речь. Речь. Речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи
Учащихся / Под ред. Т. А.Ладыженской. М., 1983;
Ханин М. Риторика для детей и взрослых. Как научиться красиво и
Правильно говорить. СПб., 1997.;
Ладыженская Т. А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1998.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Музыкальное сопровождение. Появляется учитель с мимикой, показывающей грусть, печаль и говорит: «Дети, нравится вам такой учитель?»
Звучит весёлая музыка. Заходит учитель, на лице улыбка: «Здравствуёте, ребята!» А какой учитель вам по душе? Чем он понравился?»
- Что помогло мне более выразительно показать вам моё внутреннее состояние?»
(мимика)
- А кто знает, что такое мимика?
(движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние)
- Для придания нашей речи большей выразительности с помощью движения рук используют жесты.
- Посмотрите на доску и по соответствующей мимике на лице угадайте, где радость, грусть, удивление, испуг (слайды).
- По каким признакам вы это определили?
(рот, глаза, брови)
- Покажите на своих лицах то, что я скажу. (радость, испуг, удивление, грусть).
- Всё это – мимика. Для придания нашей речи большей выразительности используют жесты.
Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности(постановка учебной задачи).
Дети делают вывод:
-Тема нашего урока – «Мимика и жесты».
Построение проекта выхода из затруднения(открытие детьми нового знания).
-Один и тот же жест может иметь разные значения.
-Каким жестом пользуются изображения здесь люди? (слайды из презентации)
Пальцем показываем тихо. (изображение)
Предупреждение об опасности. (изображение)
Наказание. (изображение)
Реализация построенного проекта.
-Если умело использовать жесты и мимику, то наша речь будет долее выразительная, что позволит говорящему полнее и точнее передать содержание высказывания, раскрыть его основную мысль.
-Иногда слово можно заменить жестом.
1. Дневник – отметка «пять» (изображение)
2. Показать рукой (изображение)
-Слова приветствия и слова прощания обычно сопровождают жестами.
Жест: раньше снимали шляпу, когда здоровались с женщиной.
-Кто хочет показать? (желающий у доски)
-Слова прощания сопровождаются соответствующими жестами: рукой (показать).
-А сейчас (показываю руками «встать» и «сесть»)
Первичное закрепление во внешней речи.
Работа со сказкой «Цыплёнок» К. И Чуковского
Сейчас я вам расскажу сказку, а вы послушайте её и скажите, всё ли вам ясно и понятно? (рассказываю сказку без жестов и мимики до середины).
-Всё вам понятно?
-А теперь… (рассказываю сказку с мимикой и жестами). Теперь понятнее стало?
-Я предлагаю вам рассказать начало сказки, используя жесты и мимику (желающие).
-Молодцы! А теперь послушайте конец сказки (на экране появляются соответствующие слайды). На словах «мама приласкала цыплёнка» я делаю паузу и предлагаю детям изобразить с помощью жестов маму.
Разминка музыкальная
- Знаете ли вы сказку С. Я. Маршака «Теремок»?
- Кто главный? (дети перечисляют)
- Я включу музыку, а вы постарайтесь угадать, кто это и покажите, используя мимику и жесты (включается музыка «лисы», «медведя», «ёжика»).
Первичное закрепление во внешней речи.
-Иногда люди во время разговора или выступления делают ненужные, лишние движения: ненужная улыбка во время ответа, лишнее движение рук – одёргивание курточки, покручивание пуговиц. Всё это мешает слушать. Вы, наверное, наблюдали за своими товарищами, как они ведут себя во время урока. Это лишние жесты, мимика. Они не нужны в нашей речи так же, как и некоторые слова, которые рассказчик постоянно повторяет: ну, значит, вот это … Посмотрите на доску и скажите, какие жесты и мимика будут лишними? Почему? (Слайды: неопрятный мальчик у доски, девочка дразнится на уроке)
- Вспомним русскую народную потешку «Идёт коза рогатая».
- Представьте, что вы её рассказываете своим младшим братикам и сестричкам. Какие жесты и мимику вы будете использовать?
- Молодцы!
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Ребята! Посмотрите внимательно. Как ведёт себя Хрюша – Задира. Почему его так зовут? (рисунок на доске)
- Представьте себе, что вас попросили рассказать о Хрюше – Задире. Расскажите, используя жесты и мимику.
1) Дразнит петуха (хвост),
2) Зайца (уши),
3) Собаку (кость),
4) Собака дразнит Хрюшу,
5) Хрюша жалуется маме, что его дразнят.
- Так нельзя себя вести. Надо быть хорошими ребятами, дружить и помогать друг другу.
Физкультминутка.
Игра «Каравай»
У нас есть именинник. Сейчас мы его поздравим и споём «Каравай», используя жесты, изображающие высоту, нижину, толщину, ужину.
Включение в систему знаний и повторение.
- Игра «Что такое? Кто такой?» (пантомима)
Желающих 2 человека по очереди перед всем классом изображают:
Прыгает на скакалочке;
Больной у зубного врача.
IX Рефлексия учебной деятельности.
-Передайте своё настроение на бумаге. Рисовать мы будем по – сырому: губкой надо намочить весь лист, а затем быстро, пока не высохло, кисточкой передать ту цветовую гамму на бумаге, которая ассоциируется с вашим настроением.
-Итог рисования (рисунки вывешиваются на доску).
-Ребята, большое спасибо вам за урок. Вы были настоящими моими помощниками, а запечатлеть вашу мимику и жесты о сегодняшнем уроке нам поможет фотоаппарат.. (Производится фотосъемка).