Использование экологических проектов в формировании деятельностного компонента экологической культуры младшего школьника

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………………5

1.1 Сущность понятия “экологическая культура” в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………5

1.2 Экологический проект как средство воспитания экологической культуры учащихся 1–4 классов……………………………………………………..7

1.3 Использование метода экологических проектов в формировании деятельностного компонента экологической культуры младших школьников…………………………………………………………………………10

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………...14

2.1 Введение экологических проектов на внеклассных занятиях по программе ‹‹Экология в школе››…………………………………………………...14

2.2 Формирование деятельностного компонента экологической культуры через введение метода экологических проектов на внеклассных занятиях по программе ‹‹Экология в школе››…………………………………………………...17

2.3 Выявление сформированности деятельностного компонента экологической культуры через введение метода экологических проектов на внеклассных занятиях по программе ‹‹Экология в школе››……………………...18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….23

ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………….25

ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………..33

ВВЕДЕНИЕ

Экологические проблемы окружающей среды волнуют каждого, кто думает о своём будущем и о будущем нашей планеты. В последние десятилетия во всём мире осознают необходимость изменения отношения человека к природе. Важнейшая роль в этом процессе отводится образованию. Экология становится учебным предметом. Одним из важнейших инструментов для решения задач экологического образования является метод проектов, который развивает у детей чувство сопричастности к решению экологических проблем. В основе каждого проекта лежит какая-то проблема. Для того чтобы её решить, предстоит приобрести опыт исследовательской, поисковой, проблемной деятельности, научиться собирать данные, обрабатывать их, т.е. систематизировать и анализировать, уметь интегрировать знания. В процессе этой работы приобретаются умения и навыки из различных областей: науки, техники, искусства. Кроме того, существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов. Выбор тематики проектов может быть различным. Экологически ориентированная деятельность младших школьников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Данные проекты осуществляются в форме сюжетно-ролевой игры, интересны детям. Каждая методика – это обучение детей и выполнение с ними практических дел экологического содержания.

По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев[8], Н.А.Рыков, Г.А.Ягодин, С.О.Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. Теоретические и методические аспекты экологического образования младших школьников были предметом исследований А.Н. Захлебного[7], И.Т. Суравегиной, А.И[17]. Самарцева, Л.П. Симоновой, В.А. Минаевой, С.Н. Северена и др.

Экологическое образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.

Актуальность исследования: Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние: - исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение); - социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло); - оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); - информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт); - презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности); - рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле)[25].

Важность изучения этой темы, и ее недостаточная методическая разработанность и определили актуальность и выбор нами темы исследования: «Экологический проект в формировании деятельностного компонента экологической культуры младшего школьника».

Цель: обосновать использование экологических проектов в формировании деятельностного компонента экологической культуры младшего школьника.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

— изучить состояние проблемы внедрения экологических проектов в процесс обучения курсу «Человек и мир» младших школьников;

— разработать конспекты внеклассных занятий по формированию деятельностного компонента экологической культуры младших школьников с использованием экологических проектов;

— экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Объект исследования — процесс обучения учащихся курсу «Человек и мир».

Предмет исследования — экологический проект как средство формирования деятельностного компонента экологической культуры младшего школьника.

Методы: — теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; обобщение и анализ результатов эксперимента с целью выработки методических и практических рекомендаций по использованию экологических проектов в формировании деятельностного компонента экологической культуры младших школьников;

— эмпирические: целенаправленные наблюдения за учебной деятельностью учащихся в естественных условиях урока; анкетирование; беседы с учениками и учителями; педагогический эксперимент.

При обработке и интерпретации экспериментальных данных использовались методы математической статистики.

База исследования: ГУО «Кащинская средняя школа». В эксперименте участвовал 3 «Б» класс, в количестве 25 человек.

Структура работы: Цель и конкретные задачи работы обусловили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Объем: страниц — 39, количество использованных литературных источников — 26, количество таблиц — 4, диаграмм — 2, объем приложений(приложение А и приложение Б) – 15 стр.

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ

ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Сущность понятия “экологическая культура” в психолого-педагогической литературе

Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Основа проявления экологической культуры – деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды[18].

Экологическая культура – наличие у человека определенных знаний, убеждений, моральных установок, готовности к деятельности, согласующихся с требованием бережного отношения к природе[22].

Мы не можем не затрагивать вопросы экологического воспитания и привития экологической культуры своим учащимся. Здоровье человека на 20 - 30% зависит от экологических условий. От эффективности экологического просвещения зависит, в конечном счете, качество и продолжительность жизни людей. Формирование ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологической культуры необходимо в раннем возрасте, как отметил М.Кинг «Нужное дело надо делать вовремя».

В философии культура определяется как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей и природы, между собой и к самим себе[14].

Как отмечает Э. В. Гирусов, культуру принято определять через противопоставление ее природным явлениям, поскольку одним из важнейших проявлений культуры является отпечаток сознательной деятельности субъекта в отличие от естественного бытия природных тел. Однако в действительности в процессе эволюции общества возникает нарастающее их взаимопроникновение и взаимообусловленность. Культура - это проявление сознательной деятельности, она характеризует степень свободы субъекта по отношению к природной и социальной необходимости. [4, c 11-19.]

Культура в качестве социального явления может быть определена в самом общем виде как «образ жизни» человека и общества. И в этом своем статусе культура представляет собой важнейший компонент и показатель уровня развития человеческой цивилизации.

В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой – экологической культуры.

Отсюда следует: экологическая культура есть органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько потому, что преобразовывал природу и создавал свою «искусственную среду». На протяжении всей истории цивилизации он, всегда находясь в той или иной среде, учился у нее. С наибольшим основанием это утверждение относится и к современности, когда пришло время синтеза социального и природного начал в культуре на основе глубокого понимания природы, ее самоценности, насущной необходимости формирования у человека уважительного отношения к природе как непременного условия его выживания[10].

Поэтому важнейшим показателем уровня культуры общества следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, сколь нравственно население, насколько внедрены экологические принципы в деятельности людей по сохранению и воспроизводству природных богатств.

С позиций культурологии экологическая культура представляет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.).

Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т.Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая - позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; правовая - удерживает человека в рамках разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая – создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; физическая - ориентирует человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная -одухотворяет отношения личности к природе и т.д. Взаимодействие всех этих культур и порождает экологическую культуру. Понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа». [15]

Экологический подход привел к вычленению внутри социальной экологии еще такого понятия, как «экология культуры», в рамках которой осмысливаются пути сохранения и восстановления различных элементов культурной среды, созданной человечеством на протяжении его истории.

Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится «человеческой сущностью человека», а сохранение природы – средством сохранения общества и человека как вида[1].

Мы определяем экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.

1.2 Экологический проект как средство воспитания экологической культуры учащихся 1–4 классов

Современная школа – это учреждение, в котором происходит социализация, становление ребёнка как личности, место, где формируется жизненная позиция, мировоззрение человека.

Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в современной  школе является привитие первичных научно-исследовательских навыков младших школьников. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность  является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.

Проектно-исследовательская деятельность помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учёбе. В педагогике и психологии  «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио[5].

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

При реализации экологического проектирования ребенок проходит три стадии[12]:

во-первых, открытие многообразия природы, эмоционально-чувственное отношение к наблюдаемым объектам;

во-вторых, период исследования экологических связей («Все связано со всем»);

в-третьих, пора раздумий, размышлений и действий.

Включать школьников в проектно исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с 1 класса. В начале – доступные исследования, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения, математики и во внеурочное время. Я всегда помню: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. Часто она конкретная, узкая и задается в форме вопроса: «Зачем ежу яблоко?», «Откуда в сыре дырки?», «Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?».

В 1-ом классе много коллективных проектов: «Звериная азбука», «Цветочная азбука» (после изучения алфавита), «Островки радости» (дизайн-проект цветочной клумбы). При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивает деятельность школьника: мотивирует, консультирует, помогает, наблюдает.

Во 2-х классах появляются самостоятельные проекты экологической направленности: «Откуда пришли комнатные растения?», «Моя безопасность», «Еда без вреда», «Живые кондиционеры», «Зимующие птицы нашего города», «Экология класса» и др.

В 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской  работы каждого ученика. Возможно проведение социологических опросов, экологических акций, разработка проектов, реализация которых имеет выход за пределы класса и школы. Вот тематика некоторых из них: «Были о пыли», «В защиту сорняков», «Березовая роща. SOS», «Люди и мусор. Кто кого?», «Экология школы, или Школа, в которой я бы хотел учиться», «Экологическая обстановка микрорайона школы», «Хочу выступить в защиту …», «Проект детской площадки». Ребята активно участвуют в составлении сборников «Заповеди друзей Маленького принца», «Экологические игры» (для 1-2 классов), выпуске справочника «Экологические системы», подготовке Календаря экологических дат. Проводят экологические акции «Елочка – зеленая иголочка», «Сдай батарейку – спаси планету» и др.

Подробнее остановимся на некоторых конкретных проектах. Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Теоретические знания, полученные ребенком на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов, явлений, проведение собственных исследований, наблюдений, умение обобщить свои наблюдения, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведения.

Реализация экологического проекта «Моё дерево» предполагает интегрированный подход. В младшем возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира, что учитывалось и при разработке программы, методики исследований школьников. Обобщение же полученного материала проводится в форме сочинений, рассказов, сказок, рисунков, бесед с использованием художественной литературы.

Таким образом, программа работы над проектом предусматривает использование для целей экологического образования и воспитания не только специальных уроков окружающего мира и экологии, но и уроков русского языка, литературы, изобразительного искусства, технологии и т.д. На уроках, совместно с учителем, ученики обсуждают характер заданий, методику наблюдений и обобщают полученный материал.

Сами исследования ведутся во внеурочное время, тем самым снимается проблема выделения дополнительного времени на уроках. Практическую исследовательскую деятельность делят на три этапа[16]:

1 Подготовительный этап. (Экскурсии, беседы, объяснение задач, выбор объекта исследования, имя дерева, работа с родителями).

2 Исследовательский этап. (Знакомство с деревом, изучение коры, ствола, изучение кроны, листьев, изучение цветов, семян, изучение почвы) Для этого я использую различные наводящие вопросы.

3 этап. Обобщение материалов (Написание сочинений, составление сказок, составление рекламы дерева, можно организовать и праздник дерева. Все результаты исследования оформляются на усмотрение самого ученика).

В конце работы над проектом детям следует предложить составить рекомендации, по охране дерева, уходу за ним и т д. После работы в рамках проекта у детей сформировалось положительное эмоциональное отношение к деревьям, они поняли последствия воздействия людей на объект исследования, у них возникла естественная потребность помочь своему другу-дереву, защитить его; они осознали роль деревьев в природе и жизни человека.

Принципы организации проектной деятельности[12].

1) Учёт интересов детей.

Ситуация, когда учеников  заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2) Учение через деятельность.

Проектно-исследовательская деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но и между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками .

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

Повышение мотивации, значимости своего труда вызывает положительные эмоции, связанные с процессом обучения. Овладение исследовательскими умениями и навыками является предпосылкой формирования у школьника познавательного отношения к миру, целостных представлений о мире, интереса и потребности к «открытию тайн» мира. Владение элементарными навыками исследовательской деятельности облегчает и помогает школьникам чувствовать себя уверенно в любых нестандартных ситуациях.

1.3 Использование метода экологических проектов в формировании деятельностного компонента экологической культуры младших школьников

В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на земле.

Картины природы - сильнейшее эстетическое средство воздействия на душу ребёнка, и его значение невозможно переоценить.

Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме,  пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

В современном технологическом мире одним из приоритетных направлений деятельности педагога начальных классов является экологическое образование младших школьников. Экологические знания позволяют человеку понять окружающий мир и его взаимосвязи, оценить влияние научно-технического прогресса на биосферу и осознать необходимость рационального использования сырьевых ресурсов. Экологическая культура как результат сформированного ответственного отношения к окружающей среде на когнитивной основе становится социально-личностным фактором в преодолении экологических проблем и реализации идей устойчивого развития природы и общества.

Экологическая культура, интегрируя экологические ценности, знания и навыки имеет следующие компоненты: экологические знания, экологическое мышление, мировоззренческие идеи и ориентации экологического характера, экологически оправданное поведение (экодеятельность). Раньше традиционное экологическое образование было ориентировано на усвоение учащимися определенных знаний и умений. В условиях новой информационной цивилизации умение экологически мыслить и экологически рационально поступать приобретает особую социальную ценность.

Важным условием формирования экологической культуры является непрерывное экологическое образование и воспитание. Объективная необходимость в осуществлении качественного экологического образования и воспитания подрастающего поколения существовала всегда.

Экологическое образование на каждом этапе развития ребенка имеет свои цели, особенности и специфику. В данном аспекте актуальность приобретает преемственность, последовательность в модели непрерывного экологического образования, а также консолидация воспитательных усилий семьи и школы.

Целенаправленный процесс формирования экологической культуры должен осуществляться именно в начальной школе, так как обусловлен возрастными особенностями и новообразованиями младших школьников. Именно младший школьный возраст в психолого-педагогической литературе определяется как период накопления знаний об окружающем мире и отношения к нему человека. Особая чувствительность и эмоциональность создает условия для проявления интереса к самому себе, людям, своему здоровью, природе.

В структуре целостного педагогического процесса первой ступени базового образования (начальная школа) стратегическими направлениями экологического образования являются: развитие целостного представления об окружающем мире, формирование ответственного отношения к природе, приобщение к экологической культуре, накопление жизненного опыта в применении экологических знаний и разумном использовании природных ресурсов. Основной формой осуществления экологического образования в учебном процессе является урок. Использование интерактивных и проектных методов, наглядности позволяет стимулировать когнитивную активность младших школьников. Л.П. Симонова[21] определяет требования к экологической подготовке младших школьников путем вычленения содержания знаний об окружающей среде и экологических взаимосвязях в следующие содержательные линии: биосфера – глобальная экосистема; экосистемы элементарные; человек и человечество в экосистемах Земли. В данной связи выпускник начальной школы должен знать: планета Земля – наш Дом, Солнце – источник жизни, основные группы живых организмов и их приспособляемость к условиям существования, влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов, разнообразие организмов в экосистемах, связи между ними, основные среды обитания живых организмов, значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними, искусственные сообщества своей местности и их отличия от естественных природных сообществ, значение домашних животных и культурных растений в жизни человека, условия их выращивания и необходимость ухода, основные растения поля, сада, огорода и виды домашних животных, организмы, приносящие вред хозяйству человека и некоторые меры борьбы с ними, биосоциальную сущность человека, связи человека с окружающей природой и социокультурной средой, условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека, разносторонние связи людей с окружающей средой, позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе, о необходимости сохранения благоприятной окружающей среды, что такое наблюдение и опыт.

Выпускник начальной школы должен уметь применять теоретические знания в оздоровлении окружающей среды, выполнять правила поведения в природе, применять знания при общении с живыми организмами, применять теоретические знания в практической деятельности по улучшению природного окружения, ухаживать за домашними животными и культурными растениями, заботиться о здоровом образе жизни, заботится об оздоровлении окружающей природной и социокультурной среде, об улучшении качества жизни, предвидеть последствия деятельности людей в природе, оценивать поведение людей в природе и обществе, улучшать окружающую среду (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение), наблюдать предметы и явления по предложенному плану или схеме, оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, рисунков, описаний, выводов, ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы. Таким образом представлен «портрет» экологически грамотного выпускника начальной школы [21].

Эко-педагогическая готовность проявляется, по мнению Л.Д. и О.В. Бобылевых, во взаимосвязи четырех компонентов[1]:

  • Методологический компонент характеризует знание теоретических основ по экологическому воспитанию школьников, содержание работы по экологическому образованию и воспитанию детей, современных технологий организации работы по экологическому воспитанию школьников, современных технологий диагностики экологической культуры школьников.
  • Методический компонент содержит общепрофессиональные и специфические умения и навыки: планирование работы по экологическому воспитанию, проектирование мероприятий, моделирование системы экологического воспитания, организация и проведение мероприятий экологического содержания, использование традиционных и интерактивных методов работы, рефлексии.
  • Исследовательский компонент характеризуется следующими знаниями и умениями: знание методологии проведения эколого-педагогических исследований, умений определить тему и научный аппарат исследования, знание методов и приемов эколого-педагогического исследования, умений планировать и осуществлять констатирующий и формирующий эксперимент, умений анализировать и оформлять полученные результаты.
  • Компонент социальной активности характеризуется наличием устойчивой позитивной мотивации эко-педагогической деятельности, высокой активностью участия [1].

Выводы по 1 главе

Как показывает опыт, введение проектных работ во внеурочной деятельности в систему, наряду с проектами в рамках уроков, во многом содействует становлению экологического образования и воспитания - это путь, на котором школьники сами создают действительность, сами формируют и развивают обучающую экологическую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы, учатся видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, классифицировать, давать определения понятиям, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи. Важно, что дети обретают самостоятельность, сознательно выбирают и применяют различные методы обучения. Ученики принимают на себя ответственность за результаты своей работы и в процессе её приобретают экологические знания и умения.

ГЛАВА 2

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Введение экологических проектов на внеклассных занятиях по программе ‹‹Экология в школе››

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью,
  • развивали бы каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами.

Анализируя свою деятельность, мы столкнулись с рядом проблем:

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • неспособность учащихся внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями.

Нельзя не учитывать и тот факт, что очень часто учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

Для решения этих задач как нельзя лучше подходит метод проектов, который позволяет организовать поисковую деятельность учащихся, обеспечить рост коммуникабельности учеников, воспитывает экологическую культуру младших школьников.

С этой целью в ГУО «Кащинской средней школе» было проведено исследование: как введение экологических проектов влияет на формирование деятельностного компонента экологической культуры младших школьников. В эксперименте участвовал 3 «Б» класс, в количестве 20 человек.

Экспериментальная работа включала в себя 3 этапа: констатирующий, обучающий и контрольный.

Целью нашего исследования мы определили обосновать использование экологических проектов в формировании деятельностного компонента экологической культуры младшего школьника. В соответствии с этим для каждого этапа эксперимента были сформулированы задачи.

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

  • выяснить как метод экологических проектов влияет на формирование деятельностного компонента экологической культуры младших школьников;
  • определить уровень сформированности экологической культуры младших школьников.

Для реализации данных задач была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования; сделан обзор программ по экологическим проектам для младших школьников, проведены наблюдения за экспериментальным классом.

На этапе констатирующего эксперимента было проведено первичное анкетирование. Вопросы анкеты приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Анкета «Мое отношение к природе»

Вопросы анкеты.

Ответы

1. Чем для вас является природа?

а. самым главным, то без чего не один человек не мог бы обойтись

б. источником полезных ископаемых и прогресса

в. областью интересов

г. не думал об этом

2. Обсуждаете ли вы экологические проблемы в семье?

а. часто

б. иногда

в. Никогда

3. Знаете ли вы о наличии в вашем городе (селе) природоохранных организаций и движений и об их деятельности?

а. да, мне известны такие организации и их деятельность.

б. знаю о наличии таких организаций, хотел бы принимать участие в них

в. нет, ничего об этом не знаю

4. Принимаете ли вы личное участие в охране окружающей среды?

а. нет

б. хочу, но не знаю как

в. да(если да, то как)

5. Как вы относитесь к регулярному проведению субботников и рейдов?

а. они необходимы

б. это бессмысленно

Ключ к анкете:

Вопрос 1: ответ а – 4 б.; ответ б – 2 б.; ответ в – 3 б.; ответ г – 1 б.

Вопрос 2: ответ а – 3 б.; ответ б – 2 б.; ответ в – 1 б.

Вопрос 3: ответ а – 2 б.; ответ б – 3 б.; ответ в – 1 б

Вопрос 4: ответ а – 1 б.; ответ б – 2 б.; ответ в – 3 б

Вопрос 5: ответ а – 2 б.; ответ б – 1 б.

Уровни сформированности экологической культуры: Высокий – 12 – 15 баллов; Средний – 9 – 11 баллов; Низкий – 5 – 8 баллов

Анализ результатов работ показал следующее (таблица 2.2; диаграмма 2.1):

Таблица 2.2

Результаты анкеты «Мое отношение к природе»

№ п\п

Ф.И.О.

Ответы на вопросы анкеты

Кол-во

баллов

за ответы

Уровень

экологической

культуры

1

2

3

4

5

1.

Александров Роман

г

в

в

а

б

5

низкий

2.

Барышов Василий

б

в

в

а

б

6

низкий

3.

Бреславская Снежана

а

в

а

б

а

11

средний

4.

Артюшкин Андрей

г

в

в

а

б

5

низкий

5.

Васильев Андрей

в

в

б

б

б

10

средний

6.

Долгов Дмитрий

г

в

в

а

б

5

низкий

7.

Иванов Виталий

б

б

в

а

б

7

низкий

8.

Константинов Даниил

г

в

в

а

б

5

низкий

9.

Лукин Александр

г

в

в

а

б

5

низкий

10.

Матвеева Кристина

а

б

б

б

а

13

высокий

11.

Павлов Дмитрий

г

в

в

а

а

6

низкий

12.

Перкова Валерия

г

в

в

а

б

5

низкий

13.

Пономаренко Антон

г

в

в

а

б

5

низкий

14.

Птицина Марина

а

б

а

б

а

12

высокий

15.

Седова Софья

а

б

а

б

а

12

высокий

16.

Смирнов Евгений

в

в

в

а

б

7

низкий

17.

Султанов Ярослав

г

в

в

а

б

5

низкий

18.

Сыснова Юлия

в

в

в

а

а

8

низкий

19.

Уткина Роза

а

б

а

б

а

12

высокий

20.

Фёдорова Ева

а

б

б

б

а

13

высокий


Диаграмма 2.1

Результаты анкеты «Мое отношение к природе»


Как видно из таблицы и диаграммы, что у учеников 3 «Б» класса низкий уровень развития экологической культуры.

В связи с этим нами была разработана программа экологических проектов «Экология в школе». На описании программы мы остановимся подробнее в следующей главе.

2.2 Формирование деятельностного компонента экологической культуры через введение метода экологических проектов на внеклассных занятиях по программе ‹‹Экология в школе››

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что у учащихся 3 «Б» класса низкий уровень экологической культуры. Это говорит о том, что необходимо проводить работу на воспитание экологической культуры учеников данного класса. В связи с этим нами была разработана программа по экологическому воспитанию «Экология в школе» (Приложение А) и сформулированы задачи следующего этапа исследования – обучающего.

Задачи обучающего этапа эксперимента:

  • апробировать применение различных экологических проектов с целью выявления среди них наиболее эффективных для данной группы учащихся;
  • обосновать использование метода экологических проектов при формировании деятельностного компонента экологической культуры на уроках по курсу «Человек и мир».

Приведем примеры экологических проектов реализованных в ходе программы «Экология в школе» в 3 «Б» классе:

1. «Жалобная книга» природы.

Цель: записать в книгу жалобы, поступающие от растений и животных, обитающих в ближайшем окружении детей (в парке, сквере, на пришкольном участке). Такую книгу можно иллюстрировать детскими рисунками. На втором этапе желательно обсудить поступившие жалобы и подумать, как можно исправить положение.

2.Птичья «столовая»

Проект осуществляется в зимнее время. Суть его - в создании и организации на территории школы птичьей «столовой».

3. «Знакомые незнакомцы»

Проект заключается в том, чтобы научиться узнавать деревья. Во время прогулки дети собирают веточки деревьев, ставят в баночки с водой и ведут за ними наблюдение. Когда появятся первые листочки, определяем, какое это дерево или кустарник. Второй вариант, наблюдение за определенным деревом в течение года.

4. «Экология в нашем доме». Ребенок исследует комнатную температуру до и после проветривания, наличие пыли, влияние домашних животных, учитывает расход воды и электричества и т.д.

5. «Создание универсального метода сбора и переработки мусора». Ребята создают макет механизма, который мог бы собирать мусор не только на земле, но и на космической орбите, и перерабатывать его.

Нами были разработаны конспекты и других экологических проектов по программе «Экология в школе». Конспекты находятся в Приложении Б.

Следует отметить одну деталь, которая чрезвычайно важна при работе с младшими школьниками, – это поддержка и помощь родителей.

2.3 Выявление сформированности деятельностного компонента экологической культуры через введение метода экологических проектов на внеклассных занятиях по программе ‹‹Экология в школе››

В ходе использования экологических проектов по разработанной нами программе «Экология в школе» у нас появилась возможность наблюдать, сравнивать, диагностировать. Причем учащиеся, увлеченные проектным исследованием, не подозревали, что именно диагностирует учитель, работали не на учителя и тем самым демонстрировали свои истинные предметные навыки, коммуникативные способности и экологическую культуру в полном объёме.

В результате работы над экологическими проектами, наблюдая за учащимися, мы убедились, что проектное обучение даёт хорошие результаты экологического воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными»,  развивает ключевые компетентности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.

Контрольный этап эксперимента состоял в проверке эффективности разработанной программы «Экология в школе» с применением метода экологических проектов с целью формирования деятельностного компонента экологической культуры учащихся 3 «Б» класса.

 Нами было проведено повторное анкетирование с учащимися по введению метода экологических проектов в образовательный процесс. Вопросы анкеты приведены в таблице 2.3

Таблица 2.3

Анкета: Природа и я

1. .Нужно ли защищать природу?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

2. .Хорошо ли охотиться на диких животных?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

3. Нравится ли тебе читать книги о природе, животных?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

4. Нравится ли тебе профессия лесника?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

5. Нравятся ли тебе экологические игры?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

Ключ к анкете:

ответ «да» – 3 б.; ответ «нет» – 2 б.; ответ «не знаю» – 1 б.

Уровни сформированности экологической культуры: Высокий – 12 – 15 баллов; Средний – 9 – 11 баллов; Низкий – 5 – 8 баллов

Анализ результатов работ показал следующее (таблица 2.4; диаграмма 2.2):

Таблица 2.4

Результаты анкеты «Природа и я»

№ п\п

Ф.И.О.

Ответы на вопросы анкеты

Кол-во

баллов

за ответы

Уровень

экологической

культуры

1

2

3

4

5

1.

Александров Роман

да

нет

нет

нет

да

8

низкий

2.

Барышов Василий

да

да

нет

да

да

14

высокий

3.

Бреславская Снежана

да

нет

да

да

да

14

высокий

4.

Артюшкин Андрей

да

нет

да

нет

да

13

высокий

5.

Васильев Андрей

да

нет

да

да

да

14

высокий

6.

Долгов Дмитрий

да

да

да

да

да

15

высокий

7.

Иванов Виталий

да

нет

да

да

да

14

высокий

8.

Константинов Даниил

да

не знаю

нет

нет

да

11

средний

9.

Лукин Александр

да

нет

да

да

да

14

высокий

10.

Матвеева Кристина

да

нет

да

да

да

14

высокий

11.

Павлов Дмитрий

да

нет

да

да

да

14

высокий

12.

Перкова Валерия

да

нет

да

да

да

14

высокий

13.

Пономаренко Антон

да

да

да

да

да

15

высокий

14.

Птицина Марина

да

нет

да

да

да

14

высокий

15.

Седова Софья

да

нет

да

да

да

14

высокий

16.

Смирнов Евгений

да

нет

нет

нет

да

8

низкий

17.

Султанов Ярослав

да

нет

да

да

да

14

высокий

18.

Сыснова Юлия

да

нет

да

да

да

14

высокий

19.

Уткина Роза

да

нет

да

да

да

14

высокий

20.

Фёдорова Ева

да

нет

да

да

да

14

высокий

Диаграмма 2.1

Результаты анкеты «Природа и я»

Как видно из таблицы и диаграммы, что у учеников 3 «Б» класса после использования разработанной нами программы «Экология в школе» с применением экологических проектов сформировался высокий уровень развития деятельностного компонента экологической культуры.

В связи с этим, можно сказать, что ребята повысили свой уровень развития деятельностного компонента экологической культуры, что и доказывает эффективность проведенной методики, а именно применение экологических проектов по программе «Экология в школе» во внеклассной деятельности.

Таким образом, цель: обосновать использование экологических проектов в формировании деятельностного компонента экологической культуры младшего школьника, поставленная нами в начале исследования полностью реализована.

Выводы по 2 главе

Как показывает опыт, введение проектных работ во внеклассной деятельности в систему, наряду с проектами в рамках уроков, во многом содействует становлению экологического образования и воспитания – это путь, на котором школьники сами создают действительность, сами формируют и развивают обучающую экологическую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы, учатся видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, классифицировать, давать определения понятиям, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи. Важно, что дети обретают самостоятельность, сознательно выбирают и применяют различные методы обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ педагогической и методической литературы, исследование заданий исследовательского характера в практической деятельности позволяют сделать выводы и обобщения по теме исследования.

В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация  специальной исследовательской деятельности учащихся в какой-либо практической области[5].

Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на внеклассных мероприятиях полученных результатов. В этом случае внеклассное занятие полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.

Основные этапы организации проектной деятельности учащихся[5]:

  1. Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий).
  2. Планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы).
  3. Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, учитель корректирует ход выполнения работы).
  4. Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации).
  5. Презентация (итоговый отчет каждой группы осуществляется в конце учебного года, учащиеся представляют «портфолио»).

В результате опытно-экспериментальной работы в ГУО «Кащинской средней школе» было проведено исследование: как введение экологических проектов влияет на формирование деятельностного компонента экологической культуры младших школьников. В эксперименте участвовал 3 «Б» класс, в количестве 20 человек.

Экспериментальная работа включала в себя 3 этапа: констатирующий, обучающий и контрольный.

Были реализованы задачи констатирующего эксперимента: была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования; сделан обзор программ по экологическим проектам для младших школьников, проведены наблюдения за экспериментальным классом. На этапе констатирующего эксперимента было проведено первичное анкетирование. Вопросы анкеты приведены в таблице 1. Анализ результатов работ приведен в таблице 2 и на диаграмме 1.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что у учащихся 3 «Б» класса низкий уровень экологической культуры. Это говорит о том, что необходимо проводить работу на воспитание экологической культуры учеников данного класса. В связи с этим нами была разработана программа по экологическому воспитанию «Экология в школе» (Приложение А) а также разработаны конспекты экологических проектов по программе «Экология в школе» (Приложение Б) и сформулированы задачи следующего этапа исследования – обучающего.

Решение этих задач отразилось на результатах следующего этапа – контрольного эксперимента.

В результате работы над экологическими проектами, наблюдая за учащимися, мы убедились, что проектное обучение даёт хорошие результаты экологического воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными»,  развивает ключевые компетентности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.

Контрольный этап эксперимента состоял в проверке эффективности разработанной программы «Экология в школе» с применением метода экологических проектов с целью формирования деятельностного компонента экологической культуры учащихся 3 «Б» класса.

 Нами было проведено повторное анкетирование с учащимися по введению метода экологических проектов в образовательный процесс. Вопросы анкеты приведены в таблице 3. Анализ результатов работ приведен в таблице 4 и на диаграмме 2.

Как видно из таблицы и диаграммы, что у учеников 3 «Б» класса после использования разработанной нами программы «Экология в школе» с применением экологических проектов сформировался высокий уровень развития деятельностного компонента экологической культуры.

В связи с этим, можно сказать, что ребята повысили свой уровень развития деятельностного компонента экологической культуры, что и доказывает эффективность проведенной методики, а именно применение экологических проектов по программе «Экология в школе» во внеклассной деятельности.

Задачи, поставленные нами в начале исследования, полностью решены: мы изучили состояние проблемы внедрения экологических проектов в процесс обучения курсу «Человек и мир» младших школьников; разработали конспекты внеклассных занятий по формированию деятельностного компонента экологической культуры младших школьников с использованием экологических проектов; экспериментально проверили эффективность разработанной методики.

Таким образом, цель: обосновать использование экологических проектов в формировании деятельностного компонента экологической культуры младшего школьника, поставленная нами в начале исследования полностью реализована.

Данная работа будет полезна студентам педагогических ВУЗов и учителям-практикам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Интерактивные методы как средство эколого-педагогической подготовки//Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей и молодежи: интерактивная педагогика: материалы II Междунар. науч.- практ. конф., 12-14 мая 2008 г., НДОЛ «Зубренок»/ редкол.: С.С. Кашлев (отв. ред.) [и др.]. – Мн: Изд. центр БГУ, 2008. – с.365-369.
  2. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 1990.
  3. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.: Просвещение, 1981.
  4. Гирусов Э. В. Природные основы экологической культуры // Экология, культура, образование. - М., 1989. - С. 11-19.
  5. Гусева Е.Г. «Экологический проект в начальной школе» . — Режим доступа: nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/ekologicheskii-proekt-v-nachalnoi-shkole.
  6. Жесткова Н.А. Экологическое воспитание школьников в начальных классах – М.: Педагогика, 1972.
  7. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1981.
  8. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990.
  9. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979.
  10. Каропа Г.Н. Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги. – Мн.: НИО, 2001. – 209с.
  11. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в РБ - Мн.: 2001.
  12. Курапова И.И. «Метод проектов в экологическом образовании (из опыта работы)». Журнал «Начальная школа плюс до и после», №11, 2013.
  13. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.
  14. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М., 1995.
  15. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2.
  16. Новолодская Е. Г., Яковлева С. Н. Реализация творческих проектов при изучении природоведения// Начальная школа мотивации обучения учащихся// Начальная школа. № –С.34.. №1. -2008.-С. 94.
  17. Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988.
  18. Программа воспитания детей и учащейся молодежи в РБ – Мн.: 2001.
  19. Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения. 1-4 классы. – Мн.: Национальный институт образования, 2004.
  20. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы в средней школе – М., 1977.
  21. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: «Академия», 2000. – 160с.
  22. Словарь психолого-педагогических понятий : справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения / авт.-сост. Т. Г. Каленникова, А. Р. Борисевич. – Минск: БГТУ, 2007. – 68 с.(31 СТР.)
  23. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования //Советская педагогика. – 1988.
  24. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит. – М.: Новая школа, 1994.
  25. Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения
  26. Экологическое образование школьников. /Под ред. Зверева И. Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Программа по экологическому воспитанию учащихся "Экология в школе"

I. Пояснительная записка

Актуальность проблемы, обоснование необходимости ее решения

Теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей…

Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.

Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.

Экологическое воспитание учащихся актуально. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.

Эффективнее эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой.

Программа по экологическому воспитанию учащихся “Экология в школе” включает в себя систему мероприятий по вопросам охраны окружающей среды школьного, районного, областного и Всероссийского уровней.

Принципы организации экологического воспитания школьников:

  1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
  2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
  3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
  4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности в содержании и организации экологического образования.
  • Виды природоохранной деятельности, предусмотренные программой:
  1. По защите природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек, скворечников для птиц);
  2. По предупреждению дурных поступков в природе и борьба с ними;
  3. По улучшению природной среды (посадка растений, уборка парков и скверов);
  4. По пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, выпуск стенгазет, изготовление плакатов, листовок, буклетов);
  5. По сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала);
  6. Озеленение городской территории, территории школы, классных комнат.
  • Экологические проекты, вошедшие в программу:
  1. Проект “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций);
  2. Проект “Цветочный калейдоскоп” (разбивка, оформление цветочных клумб на территории школы);
  3. Проект “Остров детства” (озеленение и благоустройство сельского детского парка).

Формы работы:

  • Беседы;
  • Конкурсные программы;
  • Познавательные и интеллектуальные игры;
  • Экологические акции:
  • Экологические проекты;
  • Конкурсы плакатов, листовок, рисунков, презентаций;
  • Викторины;
  • Экскурсии;
  • Мастер-классы;
  • и т.п.

Сроки реализации программы: сентябрь 2014 – май 2015 года.

Модули программы:

2014 год

  • Осень: “Разнообразие растительного мира”.
  • Зима: “Животные в природе нашего края”.

2015 год

  • Зима: “Животные в природе нашего края”.
  • Весна: “Птицы наших лесов”

II. Цели и задачи программы

Цель: Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • Учить видеть и понимать красоту живой природы;
  • Учить основам экологических знаний;
  • Знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

  • Продолжить формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
  • Воспитывать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде;
  • Продолжить формировать необходимость соблюдения человеком правил поведения в природе.

Развивающие:

  • Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой, осознание ее облагораживающего воздействия.
  • Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
  • Развивать эмоционально доброжелательное отношение к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства.

III. Этапы, содержание и календарно-тематический план программы

3.1. Этапы реализации программы:

I этап: Подготовительный и организационный этапы.

  1. Оценка экологической обстановки, сбор и обработка информации, анкетирование.
  2. Формулировка экологической проблемы.
  3. Определение целей и задач экологической проблемы,
  4. Планирование мероприятий по экологическому образованию учащихся.
  5. Составление сценариев мероприятий, разработка проектов по экологическому воспитанию учащихся.
  6. Составление сметы расходов на выполнение мероприятий по реализации программы.
  7. Организационные работы по экологического и трудового отрядов, экологического кружка.
  8. Подготовка территорий для реализации программы (территория школы, детский парк);
  9. Составление эскизов ландшафтного дизайна для благоустройства (территория школы, детский парк);
  10. Разработка системы оценки эффективности работы над программой.
  11. Проведение теоретического семинара по мероприятиям программы.
  12. Подведение итогов I этапа программы.

II этап: Практический этап.

  • Содержание программы

2014 год

Осень: “Разнообразие растительного мира”

Знакомство с растениями Кащинского района, Витебской области. Практическая работа по охране растений.

Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы), “Остров детства” (озеленение и благоустройство сельского детского парка): подготовительный этап.

Зима: “Животные в природе нашего края”.

Знакомство с животным миром Кащинского района, Витебской области. Практическая работа по охране животного мира.

Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Остров детства” (озеленение и благоустройство сельского детского парка): основной этап

2015 год

Зима: “Животные в природе нашего края”.

Знакомство с животным миром Кащинского района, Витебской области. Практическая работа по охране животного мира.

Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): основной этап.

Весна: “Птицы наших лесов”

Знакомство с птицами Кащинского района, Витебской области. Практическая работа по охране птиц.

Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы), “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): обобщающий и информационно-просветительский этапы).

III этап: Обобщающий этап.

  1. Анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта.
  2. Организация работы с учащимися по подготовке презентаций проектов.
  3. Оформление результатов.

IV этап: Информационно-просветительский этап.

Распространение через сайт школы информации о деятельности учащихся по реализации программы.

  • Календарно-тематический план мероприятий
  • Календарно-тематический план мероприятий

№п.п.

Мероприятия

Сроки

«Разнообразие растительного мира»

1.

Беседы:

* «Жизнь наших лесов».

* «Что в лесу растет».

*«Все о растениях».

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

2.

Мероприятия школьной библиотеки:

«Экологический календарь»:

*Круглый стол «Цветы в легендах и поэзии».

*Конкурсная программа «Веселые игры на серьезные темы».

Сентябрь

Октябрь

3.

Просветительские мероприятия:

*Выставка рисунков и плакатов «Экология и Я».

* Раздача листовок «Природа просит помощи!»

* Конкурс аншлагов «Знаки против мусора!»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

4.

Развлекательные мероприятия:

*Праздник «Здравствуй, Осень золотая!»

*Игра «Экологическая ярмарка».

*Эрудит-игра «Растения в мире человека».

*Развлекательная программа «Природа – творец всех творцов».

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

5.

Природоохранные акции:

*Акция по приборке школьной территории «Осенний трудовой десант».

Сентябрь

6.

Экскурсии, прогулки, выходы на природу:

*Экскурсия «Осень – славная пора!»

*Выходы на природу.

Сентябрь

Экологические проекты:

Проект «Цветочный калейдоскоп», «Остров детства»

Выращивание рассады;

-Полив, рыхление рассады;

-Посадка саженцев деревьев;

-Полив деревьев;

-Создание искусственного водоема.

-Покупка семян цветочных культур;

-Подготовка ящиков для рассады;

-Изготовление скамеек, качалок, деревянных фигурок из отходов лесного производства;

- Декорирование детской игровой зоны.

(Подготовительный этап)

Сентябрь-Ноябрь

«Животные в природе нашего края»

1.

Беседы:

*«Звери зимой».

*«Где живут наши меньшие братья».

*«Животные Кировской области».

Январь

Февраль

Декабрь

2.

Мероприятия школьной библиотеки:

«Экологический календарь»:

2 февраля – День сурка.

*Беседа «История праздника».

*Мастер-класс «Животные» (оригами).

*Аукцион экологических знаний «Животные наших лесов».

Январь

Февраль

Декабрь

3.

Просветительские мероприятия:

*Конкурс стенгазет в защиту бездомных животных.

*Конкурс фотографий «Декоративные животные».

*Конкурс плакатов «В защиту животных».

Декабрь

Январь

Февраль

4.

Развлекательные мероприятия:

*Экологический турнир «Что? Где? Когда?»

*Турнир знатоков житейской премудрости (народное творчество о животных).

*Праздник «Зимушка-зима».

*Праздник «Лесной карнавал».

Февраль

Январь

Декабрь

Февраль

5.

Природоохранные акции:

*Акция «Птичья столовая» (сбор корма, подкормка птиц).

Декабрь Январь

Февраль

6.

Экскурсии, прогулки, выходы на природу:

*Экскурсия «Следы на снегу».

*Выходы на природу.

Декабрь

Январь

Февраль

9.

Экологические проекты:

Проект «Остров детства»

*Определение целей, задач, планирование основной части проекта (игровой зоны).

*Организационные работы:

-Подведение итогов конкурса на лучший эскиз детской игровой зоны.

Декабрь

«Птицы наших лесов»

1.

Беседы:

*«Берегите птиц».

*«Птицы – наши друзья».

*«Наука орнитология».

Март

Апрель

Май

2.

Мероприятия школьной библиотеки:

«Экологический календарь»:

20 марта – День земли.

*Конкурс экологических плакатов «Земля – наш дом».

7 апреля – Всемирный день охраны здоровья.

*День здоровья.

Конкурсная программа «Здоровым будешь – все добудешь».

18-22 апреля – Марш Парков.

*Посадка кустарников на территории школы.

Апрель

Май

Апрель

Май

3.

Просветительские мероприятия:

*Устный журнал «Живая газета»: животные нашей области».

*Конкурс рисунков «Птицы леса».

*Конкурс плакатов «Экологические знаки».

*Информационный стенд «Береги природу».

Март

Апрель

Март

Май

4.

Развлекательные мероприятия:

*Праздник птиц.

*Развлечение «Птичий двор».

*Мастер-класс «Маски птиц».

*Экологическое путешествие «В гостях у птиц».

*Показ коллекций экологических авангардных моделей одежды «Мода из французского комода».

Апрель

Март

Май

5.

Природоохранные акции:

*Акция «Птичья столовая» (сбор корма, подкормка птиц).

* Акция «Птичьи домики» (изготовление скворечников).

*Акция «Чистые берега» (благоустройство берега реки).

*Акция «Родному селу – тимуровскую заботу» (благоустройство городской территории, детского парка).

*Акция «Чистый двор» (благоустройство школьной территории).

Март

Апрель

Май

6.

Экскурсии, прогулки, выходы на природу:

*Экскурсия «Красота родной природы».

*Прогулка в городской сад: наблюдение за птицами.

Май

Май

9.

Экологические проекты:

Проект «Цветочный калейдоскоп», «Остров детства»

* Подведение итогов проектов (обобщающий и информационно-просветительский этапы).

Март-Май

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

*Совместное участие с учащимися в мероприятиях.

*Организация экологических мероприятий.

*Индивидуальные консультации с родителями по вопросам проведения мероприятий экологической направленности для детей.

2014 – 2015 г.г

IV. Критерии эффективности программы

Показателем и условием эффективности формированием экологической культуры и экологического сознания школьников служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности и реальный вклад в это дело.

V. Ожидаемый результат

  1. Повышение и пропаганда экологической культуры и экологического сознания учащихся.
  2. Повышение уровня заинтересованности в защите и охране природы.
  3. Развитие организаторских способностей учащихся.
  4. Благоустройство, озеленение школьной и городской территорий.
  5. Ежегодная организация экологических лагерей и кружка.
  6. Привлечение внимания населения города к проблеме озеленения и благоустройства территории, сохранение экологической безопасности по месту жительства.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Экологический проект «Юный эколог» в 3 «Б» классе

Описание работы: Материал создан для учителей начальных классов, может быть использован  для проведения мероприятий по экологии с детьми младшего школьного возраста
Цели и задачи:
- подвести итоги работы  экологического отряда по проекту «Юный эколог»; 
- продолжать формировать экологическую культуру младших школьников 
- воспитывать  любовь к природе, желание быть ее защитниками
Оборудование и оформление: на доске надпись:  планета «Любимый школьный островок», правила друзей природы, эмблема планеты; презентация-проект «Юный эколог» , глобус, фонограмма, для сценки – мусорный мешок, совок, метла, экологические листовки.
1 слайд - демонстрация эмблемы и названия проекта
Учитель. Мы сегодня проводим итоговое заседание экологического кружка, где предлагаем вашему вниманию  проект «Юный эколог».  Проект выбран не случайно. Несколько ребят  прочитали отрывки из сказки  Антуана де Сент  Экзюпери «Маленький принц». Судьба Маленького принца и его планеты не оставила равнодушным ни одного ребёнка. Дети решили также стать заботливыми хозяевами своей планеты.  В этот момент руководство школы предложило нам организовать работу экологического кружка, где мы решили и реализовать свой проект. Работа над проектом проходила в три этапа (подготовительный, основной и заключительный).

Подготовительный этап

2 слайд - демонстрация этапов работы с гиперссылками
На подготовительном этапе была разработана программа кружка, которая помогла нам в реализации проекта. Создавая этот проект, перед нами ставилась 
Цель: формирование экологической культуры личности младшего школьника, создание рабочего экологического отряда  школы. 
В начале проекта ребятами были обозначены проблемы планеты Земля.  Дети определили,  какой вред человек наносит природе.  Ребята, давайте еще раз вспомним  о каком вреде человека мы говорили: 
- вырубает леса, осушает большие территории;
- загрязняет почву  мусором, который не разлагается;
- уничтожает много животных и растений;
- загрязняет водоемы и воздух
3 слайд - демонстрация проблемы
Перед ребятами обозначилась проблема - «Как сделать свою планету лучше?» Учащиеся «вживались» в проблему, ставили  перед собой цели, отвечая на следующие вопросы - Что мы хотим  сделать? (Чему научиться, кому помочь, какими  стать?). Ребята, вспомните, пожалуйста, что вы  хотели  и что  хотите   еще сделать для своей планеты.(Ответы детей)  
• Я хочу сделать свою планету чище, добрее. (Хочу научиться быть добрее, отзывчивее, приходить на помощь тем, кто нуждается.)
• Я хочу, чтобы моя планета всегда «улыбалась»
(Земля- наш общий дом. Все должны заботиться о своём доме. Чем больше теплоты и добра отдашь другому, тем больше тебе вернётся.) 
• Я хочу, чтобы моя планета была самой красивой и цветущей. (Хочу научиться выращивать комнатные цветы и дарить их людям. Пусть в каждом доме станет чуточку уютнее и красивее.)
4 слайд - цель и задачи
Дети должны были:
-  цель проекта: «открыть» свою «Планету» и стать её заботливыми хозяевами.
Итак,  проблема обозначена, цель и задачи поставлены. Необходимо было  выбрать эмблему для своей планеты
5 слайд - варианты эмблем
Какую «планету» я выбираю?
Детям были  предложены три варианта названия планет и эмблем:
-планета «Любимый школьный островок»
-планета «Улыбка цветов и друзей» 
-планета «Добрых дел»
Ученик.  Мы выбрали  Планету «Любимый школьный островок», так как вся работа велась на базе школы и  в микрорайоне школы. Островок школы представлен в виде сердца, которое нам так близко и дорого: жёлтый - цвет солнца, зеленый-цвет жизни, синий - чистота и прозрачность воздуха и водоёмов.
6  слайд- видеоролик и фотографии с посвящения
Ученик.  Чтобы стать настоящими хозяевами своей планеты  нас  посвятили в юных экологов, где дана была настоящая клятва защитников своей планеты и повязаны галстуки. 
Учитель. Когда совершили этот  обряд
У нас в школе получился такой отряд.  (Дети встают около доски) 
Давайте вспомним нашу клятву. 
7 слайд - клятва юных экологов
Клятва. 
Я – воспитанник объединения «Юный эколог»,  юный любитель природы, преклоняюсь перед богатством и красотой лесов, лугов, полей, рек, озер и морей! Чтобы вырасти здоровым и крепким, торжественно клянусь быть достойным другом и защитником природы, бороться с загрязнением окружающей среды, заниматься очищением и озеленением Земли!
Клянусь, что никогда не отступлю от своих принципов и не предам своих друзей! Клянусь! Клянусь! Клянусь! 

Учитель. Все ли вы исполнили в чем клялись в самом начале нашего проекта? (Да)  А сейчас еще раз поклянемся нашей планете в бережном к ней отношении.(Клянусь! Клянусь! Клянусь!)
8  слайд - демонстрация уголка
Учитель. На подготовительном этапе нашего проекта  мы  выпустили  отрядный уголок с девизом и гимном юных экологов
9,11  слайды - девиз и гимн
Командир.
Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою!
Командир. Отряд! Наш девиз!
Все пройдем – леса и горы,
Путь наш труден и тенист.
Охранять природу будем:
Каждый кустик, каждый лист!
Командир. Отрядную песню запевай!
Гимн на мотив песни «Вместе весело шагать»
Ну зачем, скажите, нам губить природу,
Губить природу, губить природу!
Ведь не станет жить нам лучше год от года,
Год от года, год от года!
А цветы, трава, деревья, реки, птицы-
Все в природе на века пусть сохранится.
Очень многое зависит лишь от нас,
И поэтому всем вам  даем такой наказ…
Позаботьтесь вы о тех, кто беззащитен,
И, конечно, нашу Землю берегите!
Пусть рассвет встречает небо голубое-
Будет легче на Земле нам жить с тобою! 
(Дети садятся)
10 слайд - фото командира и заместителей
Ученик. Путем голосования были избраны главный эколог  (встает) и его заместители ( встают)
11 слайд

Основной этап

Учитель. На основном этапе выстраивался алгоритм наших действий, ведущих к достижению поставленных целей. Этот алгоритм  представлен в виде карты с условными обозначениями  о наших добрых делах.
12 слайд - карта 
13-16 слайды- Карта наших  добрых дел. По этой карте  велась вся наша работа на основном этапе нашего проекта. Это каждое конкретное важное дело-шаг, который приближал  нас   к намеченной цели: уход за комнатными растениями, открытие птичьей столовой, экологические рейды, уборка снега, уборка мусора, экологические праздники. 
- оранжерея на окне (уход за комнатными растениями)
Ученик. Комнатные растения – наши друзья. Они не только радуют нас своей красотой, но и могут помочь нам справиться с болезнью. Мы постарались узнать как можно больше лекарственных комнатных растений и научились ухаживать за ними .
Учитель. Давайте вспомним лекарственные растения, о которых мы с вами говорили
(Дети перечисляют растения и рассказывают о их полезных свойствах)
Фиалка душистая поможет при ангине
Хлорофитум прекрасно очищает воздух от пыли
Гибискус помогает при язвах и фурункулах
Дихоризандра хорошо лечит кожные болезни
Алоэ применяется при заболеваниях глаз
Сансевиерия. Теплый сок из листьев  этого  растения закапывают в уши
-открытие птичьей столовой, еженедельная проверка наполняемости кормушек
Учитель. Ребята, кто из вас может рассказать, как мы с вами открывали птичью столовую ? (Рассказ ребенка)
Песня «Воробьиная песенка» 
- экологические рейды с  распространением листовок о  призыве жителей микрорайона к чистоте и порядку
Учитель. Как мы проводили рейды?  Расскажите. (Рассказ ребенка, один из учеников раздает листовки присутствующим зрителям). И мы вас сегодня призываем к чистоте и порядку в ваших микрорайонах.
- уборка снега,  уборка мусора
Учитель. Кто может рассказать, как  мы проводили наши средники и субботники?
Ученики. Мы не скажем, мы покажем!
Сценка «Сэр Мусэр»
Под музыку появляется Сэр Мусэр
Я, Сэр Мусэр известный, я весел, я богат 
И обо мне повсюду, повсюду говорят. 
Моя одежда в золоте, ботинки — в серебре. 
Мои владенья в каждом доме и дворе. 
Все, кто мусор повсюду бросает, 
Здоровья и радости мне прибавляет. 
(Под музыку появляется вся свита, едят конфеты, пьют сок и упаковки бросают на пол.) 
Сэр Мусэр: 
Пришли прислужники мои, 
Они со мной, как свои! 
Как не любить таких ребят! 
Повсюду мусор, как я рад! 
(С другой стороны сцены появляются юные экологи.  В руках веники, совки, метелки для мусора, начинают убирать мусор. Прислужники  убегают) 
1 эколог 
А мы, юные экологи, мусор убираем! 
Мы бумажек не бросаем. 
2 эколог 
Двор аккуратно уберем 
И чисто-чисто подметем. 
3 эколог
Нам по душе чистота! 
У нас во дворе красота. 
(Замечают сэра Мусэра и его свиту.) 
1 эколог
Мы с чистотой, порядком дружим, 
А мусор нам совсем не нужен. 
2 эколог (подступая к сэру Мусэру): 
Мы его сейчас разденем 
И ничуть не пожалеем. 
Ну-ка, сэр Мусэр, держись — 
Лучше с нами не борись. 
(дети снимают с сэра Мусэра и его свиты все украшения и складывают в мусорный мешок.) 
Сэр Мусэр (в ужасе): 
Ой, не трогайте меня! 
Где же вы, мои друзья! 
Ни подмоги, ни поддержки — 
Потерял свою одежду, 
Потерял свое богатство — 
Как бы мне куда податься? 
(Убегает вместе со свитой, приговаривая.) 
Ну, ничего мы отыщем приют, 
Мусора много — весь не уберут. 
Есть еще в городе нашем дворы, 
Где мы дождемся лучшей поры.
(экологи остаются на сцене и разбирают мусор, сложенный в мешок)
1 эколог
Бумага — не мусор 
Положим в мешок. 
Пусть людям послужит она новый срок. 
Из макулатуры получаются новые книги и тетради. 
2 эколог            
Для яблочных ОГРЫЗКОВ местечко мы найдем, 
Отходы пищевые на школьный  огород снесем. 
Яичная скорлупа, овощные очистки- всё это перегниёт и превратится в хорошую питательную землю.
3 эколог (отобрав пластмассовые стаканчики)
Мы вырастим в этих стаканах рассаду, 
Зеленные дорожки разобьем по саду. 
Чтоб воздух чистым был,
Здоровье наше не губил
Эколог
В природе нет мусора, нет отходов,
Давайте учиться, друзья, у природы.
Хором
Всех приютила наша планета, 
Только для мусора места здесь нету. 
Дом наш природный не погубите! 
Сэра Мусэра в шею гоните. (Из-за кулис выглядывает сэр Мусэр, пробегает, за ним гонятся экологи.) 
-экологические праздники
Учитель. Члены экологического отряда не только хорошо работали,  но и весело проводили свой досуг . Это тоже являлось одним из шагом к достижению нашей цели.
17 слайд- демонстрация творческих работ 
На основном этапе экологического проекта  хорошо проявилось творчество кружковцев:
- мини-доклады о комнатных растениях;
- конкурсы рисунков «Моя планета», «Житель Красной  книги»
- сочинения (мысли о будущем своей планеты, что еще нужно сделать для того, чтобы она стала лучше)
-изготовление книжек-малышек о домашних питомцах
Песня «Веселая зверобика»
Тихо звучит музыка.  Дети стоят перед глобусом
1 ученик
Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
- Ты береги нас, береги!
2 ученик
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
- Ты береги нас, береги!
3 ученик
Остановил олень свой бег:
- Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги!
Ты береги нас, береги!
4 ученик
Смотрю на глобус-шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «-Сберегу,
Я сберегу вас, сберегу!»

  Заключительный этап

Учитель. Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед людьми. Наша жизнь и наше будущее зависит от  каждого из нас. «Пошаговое» выполнение «своих важных  добрых дел» при осуществлении плана действий постепенно подвело нас к этапу подведения итогов. 
Стали ли мы заботливыми хозяевами своей планеты? ( Да ) Что мы должны  продолжать делать, чтобы наша планета оставалась  всегда цветущей и красивой?(Дети передают друг другу мяч-глобус и произносят свои пожелания) 
Не топтать и не рвать цветы. Расчищать родники. Сажать цветы и кустарники. Не  ловить бабочек. Убирать мусор. Заботиться о птицах. Защищать братьев наших меньших. Бороться с нарушителями природы. Не разорять птичьи гнезда. Не разорять муравейники. Не забирать из  леса домой животных. Не шуметь в лесу. Не засорять водоемы. Не вырезать надписи на деревьях. Не отрывать лапки насекомым и т.д.
19 слайд - итоги проекта
Учитель. Все ли пожелания вы назвали? Что еще необходимо делать, особенно вам, как отряду юных экологов? ( Бороться с нарушителями природных законов) Итак, чего мы добились ? Что мы смогли сделать на маленьком островке нашей планеты?
Вывод.  Мы смогли сделать нашу планету лучше!
Песня «Доброта»
20 слайд
Давайте будем 
Беречь планету,
Во всей Вселенной 
Похожей нету.
Во всей Вселенной 
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она?
Учитель.На этом итоговое заседание кружка «Юный эколог» подошло к финальной точке. Огромное спасибо всем за внимание.

Использование экологических проектов в формировании деятельностного компонента экологической культуры младшего школьника