Правило и вывод описание внешности человека. Как можно написать?
Каковы общие принципы работы над подготовкой к сочинению-описанию? Во-первых, необходима последовательная целенаправленная работа над языковыми средствами, которые используются в портретных зарисовках при описании глаз, улыбки, походки, одежды человека. В данном случае на уроках начинается работа по сбору материала для словарика определений, ее можно продолжить дома. Выстраиваем таблицу, которая заполняется совместно с учениками: Глаза Бархатные, гневные, лукавые, лучистые, задумчивые, живые, усталые, холодные, по цвету: карие, голубые, серые, черные и т. д. Волосы Волнистые, кудрявые, прямые, струящиеся, блестящие, буйные и т. д. Губы Алые, припухлые, яркие, бантиком, большие, узкие, упрямые. Лицо Вдохновенное, волевое, грустное, доброе, испуганное, обиженное, открытое. Брови Сдвинутые, …
Голова Массивная,… Зубы Белоснежные,… лоб Благородный,…
Нос Курносый,… характер Дружелюбный, независимый, несгибаемый, сдержанный, цельный и т. д. душа Доверчивая,… ум Изобретательный, творческий, аналитический, … Во-вторых, важно, чтобы на начальном этапе были использованы образцы, в которых четко выражена основная мысль (замысел) описания.
В-третьих, надо провести школьников через различные по сложности виды работы над описанием внешности. Вначале дети опишут внешность сверстника, затем можно поставить задачу описать внешность человека, находящегося в определенном состоянии — в момент испуга, радости, удивления, в то время, когда он работает, спешит и т. п. Главное, что требуется здесь — показать, как изменяется в этот момент внешность человека. Далее ученикам предлагается описать внешность человека так, чтобы это описание раскрывало какие-либо черты его характера, при этом можно показать и то, что «лицо — зеркало души», и то, что «внешность обманчива». Последнее — важно, так как в этом возрасте дети зачастую прямолинейны, обычно по внешнему виду и нередко ошибочно судят о характере своих сверстников. Теперь предстоит подготовить учащихся к письменным сочинениям.
Предлагается найти в произведениях художественной литературы описание внешности одного из героев, выписать и произвести анализ этого описания, имея в виду следующие вопросы: 1) Какова основная мысль описания, его замысел? 2) Что именно выделяется во внешности данного конкретного лица? ( Выясняются элементы описания внешности. ) 3) Какие детали особенно подчеркивают основную мысль описания? 4) Какие языковые средства использованы автором с этой целью?
Затем следует обсуждение возможного плана сочинения (предварительно записывается на доске) О ком я хочу рассказать и почему? Особенности внешности этого человека. Основные черты его характера. Дела (поступки), в которых они раскрываются.
Что привлекает меня в этом человеке? Вопросы для обсуждения плана сочинения: Это какой вид плана? (простой) Если перестроить этот план в сложный, какие части этого простого плана куда попадут?
(Первый пункт во вступление; второй, третий и четвертый – в основную часть; пятый – в заключение) Можно предложить еще один