ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ,
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………….6
- Классификация методов обучения на уроках по предмету «Человек и мир»……………………………………………………………………………………6
- Формы контроля знаний по предмету «человек и мир», их
классификация и характеристика……………………………………………………8
- Анализ учебной программы и учебного пособия по предмету
«Человек и мир»……………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………..17
2.1 Выявление уровня развития знаний, умений и навыков
Третьеклассников……………………………………………………………………17
2.2 Использование различных форм и видов проверки знаний учащихся в 3 классе на уроках по курсу «Человек и мир»………………………………………20
2.3 Контроль методов и приемов проверки знаний, умений и навыков младших школьников на уроках «Человек и мир»………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….29
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………….39
ВВЕДЕНИЕ
Динамическое развитие страны требует от школы формирования личности активной, организованной и ответственной, стремящейся к постоянному самообразованию и совершенствованию, с творческим подходом к любому делу, способной быстро переучиваться.
Важнейшей образовательной задачей является не только предоставление учащимся качественных знаний, но и их грамотная оценка. Ведь именно проверка может показать, насколько прочно учащиеся освоили новый материал, не нуждаются ли они в повторении или другом виде.
Сегодня, при переходе на новые образовательные стандарты второго поколения встаёт вопрос о внедрении в образование новых видов проверки, например, таких, как компьютерное тестирование и существовании проблемы оценивания знаний учащихся на различных уровнях.
Известно, что между оценкой и отметкой есть значимые отличия. Оценка условное отражение отметки, обычно выражаемая в баллах, оценивающая уровень подготовки ученика. Проблема эта не простая, особенно если учесть, что оценка знаний является весьма эффективным инструментом воздействия на учащихся. Например, высокая оценка знаний может и воодушевлять школьника к учению, но может и расхолаживать. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побуждать школьника к усилению своей учебной работы, и отбивать охоту к учению.
Сложные процессы, происходящие в современной школе, не могут протекать без анализа результатов деятельности, оценки и самооценки труда учителя, учащихся. Каждый руководитель школы должен иметь чёткое представление о том, как развивается школа, как совершенствуется образовательный процесс. Иными словами, нужна информированность обо всех сферах жизни и деятельности коллектива, необходима постоянная обратная связь.
Итак, основные требования к выпускнику начальной школы заключаются в следующем[19]:
- умение учиться, организовывать себя;
- адекватная самооценка;
- развитие учебной мотивации, интересов;
- навыки сотрудничества со сверстниками;
- умение добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам;
- необходимый уровень развития познавательных процессов.
Возникает противоречие между необходимостью решать новые задачи в области развития и обучения школьника (новые требования к личности школьника, формирование определенных качеств, которые помогут успешному обучению и дальнейшей реализации выпускника в социуме) и отсутствием эффективных способов достижения этого.
Данное противоречие побудило нас к поиску наиболее оптимальных и эффективных в плане проверки знаний, умений и навыков, способов и методов обучения.
Теоретические основы личностно-ориентированного образования представлены в трудах Ш. А. Амоношвили[1], Л. Н. Занкова[12], Д Б. Эльконина[22], И. С. Якиманской.[23]
Актуальность исследуемой нами проблемы нашла отражение в “Концепции воспитания детей и трудящейся молодежи в Республике Беларусь”[14]. В соответствии с Концепцией была разработана “Программа воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь”. Эта программа является конкретным воплощением концепции применительно к педагогической практике в реформируемой школе. Кроме содержания в “Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь” рассмотрены основные понятия, ценности, актуальные типовые потребности, приоритетные виды деятельности, воспитательные ситуации, оптимальные методы, приемы, формы, средства, продуктивные технологии, специфические особенности[17].
Исходя из вышесказанного урок на современном этапе можно определить как урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний для формирования ее нравственных основ.
Функциями такого урока будут:
- вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями, использование этого процесса для всестороннего развития личности;
- обучение учащихся самостоятельной деятельности по овладению знаниями;
- формирование прочных мотивов учения;
- эффективное воздействие на умственное развитие ученика;
- воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения;
- формирование умения осуществлять рефлексивную деятельность.
Необходимо отметить, что в педагогической науке и практике нет единых подходов к классификации форм и видов контроля. За основу возьмём классификацию, предложенную А. А. Глинским[8]: виды внутришкольного контроля фронтальный и тематический.
Фронтальный контроль предполагает глубокое всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива по всем направлениям. Данный вид контроля используется при плановом изучении состояния преподавания какого-либо учебного предмета 1 раз в 5 лет, по причине низкого или высокого уровня подготовленности учащихся, при введении нового предмета, определении качества работы классного руководителя, конкретного учителя-предметника и т.д.
Тематический контроль используется в связи с конкретно выявленной проблемой в общеобразовательном учреждении, изучением отдельных направлений деятельности. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, определения уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков, активизации познавательной деятельности младших школьников, внедрения в существующую практику педагогических технологий обучения, новых форм и методов работы, передового педагогического опыта учителей-мастеров и другие вопросы.
Ступень начального образования важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.
Одной из форм контроля (по охвату объектов) является предметно-обобщающий контроль, направленный на изучение состояния преподавания учебных предметов.
В соответствии с этим, нами была сформулирована следующая цель исследования: изучить и систематизировать методы проверки знаний, умений и навыков младших школьников на уроках по курсу «Человек и мир».
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: процесс проверки знаний умений и навыков на уроках курса «Человек и мир».
Для решения поставленной цели нами были определены следующие задачи исследования:
- изучить научную литературу по проблеме исследования, методы и приемы проверки знаний умений и навыков младших школьников;
- проанализировать программу и учебное пособие для 3 класса по учебному предмету «Человек и мир»;
- обосновать и экспериментально проверить знания, умения и навыки младших школьников на уроках курса «Человек и мир».
Методы исследования: Теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение реального складывающегося опыта через наблюдение, тестирование, беседу; экспериментальные методы (констатирующий и формирующий этапы эксперимента); теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ собственного опыта с учащимися, статистическая обработка результатов исследования.
База исследования ГУО «Средняя школа № 38, г. Могилева», 3 «Б» класс.
Структура работы: Цель и конкретные задачи работы обусловили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Объем: страниц 41, количество использованных литературных источников 23, количество таблиц 2, диаграмм 3, объем приложений(приложение А, приложение Б, приложение B) 10 стр.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- Классификация методов обучения на уроках по предмету «Человек и мир»
Метод слово греческого происхождения, в буквальном переводе означает путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. В методике обучения под методом обычно понимают совокупность приемов, теоретических (мысленных) и практических операций, обеспечивающих овладение учебным содержанием [2, с.369].
Методические приемы это конкретные действия, предпринимаемые педагогом, направленные на овладение логическими или прикладными умениями. Например, приемы сопоставления разномасштабных карт, определения скорости течения и ширины реки, измерения высоты и крутизны склона и т.д. Таким образом, прием как категория частной дидактики (методики) является более узкой таксономической единицей, чем метод. Каждый метод состоит из множества взаимосвязанных между собой приемов. Не владея методическими приемами, невозможно овладеть методами обучения предмету [16, с.254].
В дидактике выделят до 10 классификационных групп методов. Известны классификации по уровням познавательной деятельности обучаемых (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер), по способам приобретенных знаний (Т.С. Назарова, Н.К. Казанский), по основным дидактическим задачам (М.А. Данилов, Б.Л. Есипов), по источникам знаний (С.И. Петровский, И.С. Матрусов, В.П. Голов) [16, с.327].
В образовательных областях, рассматривающих Землю и происходящие на ней процессы и явления, они сами или их отражения и изображения служат основными источниками учебного знания, поэтому объективному началу в учебном процессе при изучении наук о Земле наиболее полно отвечают методы, выделенные по источникам природоведческих знаний.
Методологическим основанием для выделения и группировки методов обучения естествознанию и экологии по источникам знаний служит философское представление о сходстве объектов и методов их изучения в естественных науках и обучении естествознанию. Общим здесь является деятельность субъекта по изучению объекта. В научном познании объект - окружающая среда, а субъект - исследователь с его деятельностью, направленной на изучение объекта. [2, с.164].
В обучении естествознанию объектом служит содержание учебного предмета, а субъектом - учащийся, деятельность которого направлена на овладение этим содержанием. Учитель, руководя процессом учения, т.е. овладения учеником содержания предмета, помогает ему (ученику) выбрать рациональные способы и средства этого познания. Вот почему применительно к школьному естествознанию методы обучения отражают способы познания в естественных науках, как единственно соответствующие содержанию естественнонаучных знаний. Работа с картами, натуральными объектами и моделями, наблюдения в природе - все это виды деятельности, связь которых с исследовательской деятельностью в естественных науках очевидна. Таким образом, методика преподавания предметов естественнонаучного цикла в значительной мере развивается за счет дидактической адаптации методов науки в методы обучения [1, с.159].
Классификация методов обучения естествознанию по источникам знаний позволяет выделить следующие методы [16, с.175]:
1. Практические методы (наблюдение объектов и явлений в природе, опыты с ними).
2. Наглядные методы (работа с демонстрационными объектами, различными, наглядными пособиями).
3. Словесные методы (рассказ, беседа, диалог, лекция).
Наглядные методы (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов) с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. Использование практических методов обучения (игра, элементарные опыты и моделирование) в процессе ознакомления с природой позволяет учителю уточнять представления детей, углублять их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания.
Словесные методы (рассказы учителя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы) используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их, помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.
Одними из ведущих методов изучения природы являются практические.
Практические методы обучения - характеризуются тем, что при их применении включаются в процесс усвоения знаний различные виды деятельности школьников. Это разработка плана, ознакомление с объектами, осмысление задания, практическая работа по его выполнению, оформление результатов, подведение итогов выполненной работы и др. Практические методы при изучении природоведения применяются широко, потому что способствуют наилучшему изучению предметов, объектов и явлений природы.
Практические методы тесно связаны со словесными и наглядными (показ, объяснение учителем предстоящей работы и др.). В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.
При выполнении какого-либо практического задания учитель ставит перед учащимися задачу и раскрывает структуру ее выполнения. При этом особенно важно, чтобы задача была сформулирована как проблемная. В процессе решения ее школьником необходимо использовать уже имеющиеся знания, подключить практическую и мыслительную деятельность. Усвоение знаний в процессе практической деятельности активизирует учебный процесс, развивает самостоятельность и творчество учащихся. Опыт работы школ показывает, что знания, добытые школьниками в процессе активной деятельности, не только легче и сознательнее усваиваются, но и значительно прочнее.
Практические методы обучения применяются тогда, когда новые знания необходимо получить в процессе активной практической и мыслительной деятельности. Применение в процессе обучения практических методов позволяет не только усвоить новые знания, но и выработать практические умения для их усвоения и применения в новых ситуациях.
К практическим методам относятся наблюдение, проведение лабораторных опытов, работы по определению и описанию объектов, работы с природоведческими приборами, практические работы в уголке живой природы и на учебно-опытном участке.
Таким образом, одними из ведущих методов изучения природы являются практические. Остановимся на двух основных методах: наблюдения и опыты.
Оба этих метода с дидактической точки зрения достаточно близки, так как при производстве опытов и наблюдений развивается наблюдательность школьников.
- Формы контроля знаний по предмету «человек и мир», их классификация и характеристика
контроль знание урок устный
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Человек и мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием[1, с.157].
Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения; практические работы наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
Используются проверочные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников и рассчитаны на 5-10 минут. Целесообразны поэтому тестовые задания.
Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей [5].
1 Контрольная работа по разделу «Природа»
2 Контрольная работа по разделу «Жизнь города и села»
3 Контрольная работа по разделу «Общение»
4 Комплексная контрольная работа
Контрольные работы 4
Ценностные ориентиры
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к Беларуси, народу, малой родине, в сознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов Беларуси от поколения к поколению и жизнеспособности белорусского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию.
Результаты изучения
Освоение курса «Человек и мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
формирование основ белорусской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, белорусский народ и историю Беларуси, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла чтения
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям[7, с.132].
Изучение курса «Человек и мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Человек и мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение обшей цели и путей её достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Человек и мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии содержанию учебного предмета «Человек и мир» [7, c.271].
При изучении курса «Человек и мир» достигаются следующие предметные результаты:
- понимание особой роли Беларуси в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к Беларуси, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной сфере;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификации и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливания и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
1.3 Анализ учебной программы и учебного пособия по предмету «Человек и мир»
Основная функция учебного предмета «Человек и мир» заключается в том, чтобы научить ребенка добывать знания, необходимые для ценностно-ориентированного и действенного отношения к окружающей природной и социальной среде, в создании условий для формирования этих отношений.
Содержание предмета составляют три образовательные компонента: «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество», которые являются важнейшими объектами изучения целостной системы «природа общество - человек». При этом в содержание включается такой учебный материал, который способствует осознанию детьми себя как члена общества, гражданина Республики Беларусь и как части природы [17].
Ведущим образовательным компонентом в данном предмете является компонент «Природа и человек». В его основу положена концепция экологического образования и воспитания младших школьников.
Цель учебного предмета «Человек и мир» - создание условий для воспитания и развития качеств и способностей личности младшего школьника, которые необходимы для гармоничного и ответственного взаимодействия с природной и социальной средой, формирование основ экологической культуры.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- воспитание чувств патриотизма, любви и уважения к своей Родине, национального самосознания;
- воспитание чувств единства с природой, любви к ней, чувства природно-прекрасного, формирование гуманного отношения ко всему живому; развитие потребности в познании природы, общения с ней;
- формирование представления о том, что человек - часть природы и его здоровье и жизнь зависят в значительной степени от состояния окружающей среды;
- усвоение младшими школьниками элементарных знаний об особенностях строения организма человека, компонентах здорового образа жизни, выработка на их основе необходимых умений и навыков ЗОЖ (здорового образа жизни), убеждения в том, что ЗОЖ необходимое условие существования человека в современных условиях окружающей среды;
- воспитание бережного и рационального отношения к окружающим предметам и вещам;
- воспитание и развитие умений взаимодействовать с социальной и природной средой (умений общаться с другими людьми, вести себя дома, в общественных местах, умений рационального природопользования и др.);
- формирование опыта интеллектуальной (общеучебных и специфических предметных познавательных умений) и творческой деятельности, необходимого для дальнейшего овладения систематическими знаниями по биологии, географии, физике, химии и др., саморазвития и самовоспитания.
В ходе работы по формированию конкретных представлений о растениях и животных решается задача развития логического мышления и речи на конкретной чувственной основе.
Основные требования программы к знаниям, умениям, навыкам учащихся по курсу Человек и мир 3 класс [17]
Учащиеся должны знать:
что такое горизонт; основные и промежуточные стороны горизонта, различные способы ориентирования на местности; основные формы поверхности Беларуси; основные природные сообщества родного края (лес, болото); 45 видов наиболее распространенных растений и животных леса, болота, поля; значение природы для человека, влияние деятельности людей на природу; что собой представляет здоровый образ жизни; правила выработки и сохранения хорошей осанки; значение кожи для организма; правила ухода за кожей; правила ухода за зубами; основные правила охраны зрения и слуха; о вредном влиянии курения и алкоголя на организм человека; о значении здорового питания для организма школьника.
Учащиеся должны уметь:
ориентироваться по компасу и некоторым местным признакам; показывать на глобусе, физической карте полушарий материки и океаны; различать несколько видов наиболее распространенных растений и животных леса, болота, поля; раскрывать связи, существующие между растениями и животными в лесу, на болоте, в поле; объяснять:
а) необходимость выполнения правил природоохранного поведения в лесу;
б) необходимость соблюдения правил и норм здорового образа жизни (соблюдения правил гигиены, ухода за разными частями тела, правильного питания, занятия физкультурой и спортом, соблюдения правильной осанки и т. п.);
в) участия в осуществлении посильной природоохранной деятельности;
оценивать свое поведение и поступки других людей по отношению к природе; осуществлять выбор варианта поведения в соответствии с экологическими и этическими нормами.
Нами был проанализирован учебник В.М. Вдовиченко и др. «Человек и мир: Учеб. пособие для 3-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с русским языком обучения. Мн.: Нар. асвета, 2006. 136 с. Данное учебное пособие предназначено для обучения детей 3-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования [6].
Материал в данном учебнике подан в соответствии с основными компонентами: «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Человек и общество». В учебнике представлены разделы; «Ориентирование на местности», «Земля на глобусе и на карте», «Моя страна», «Разнообразие природы на земле», «Человек часть природы» [6].
На переднем форзаце учебника размещены условные обозначения, представляющие собой значки с объяснениями. Так, учебник содержит в себе такие условные обозначения заданий, рубрик:
- Вопросы и задания;
- Практическая работа (здесь учащимся предлагается провести несложные опыты. В ходе каждого опыта необходимо объяснить, что происходит. Свои выводы необходимо сравнивать с выводами в учебном пособии);
- Для любознательных (в рубрике под данным заголовком содержится дополнительная информация);
- Друзьям природы (ребятам предлагается оказать практическую помощь природе);
- Азбука здоровья;
- Порассуждай [6].
Оформление учебника соответствует возрастным нормам и учитывает особенности учащихся. Так, важная и новая информация, на которую необходимо обратить внимание учащихся выделена шрифтом (курсив, жирный шрифт). Учебник содержит достаточно большое количество картинок, которые служат лучшему запоминанию и усвоению новой информации с помощью наглядности. С этой же целью, а также с целью систематизации и классификации нового материала, в учебнике используются многочисленные схемы и таблицы.
Если говорить о способах и приемах подачи и изучения нового материала в учебнике, то нужно отметить, что достаточно большое количество тем предлагается для практического изучения. То есть свойства предметов, различные явления предлагается изучить в ходе практических работ: опытов и экспериментов.
Например, с помощью опытной работы предлагают авторы учебника изучить свойства песка и глины. Так, ими предлагаются следующие опыты с выводами:
Насыпь немного песка и глины на бумагу. Какого цвета песок, глина? Из чего они состоят? Сравни размеры песчинок и частиц глины. Почему песок сыпучий? Почему глина в комочках?
Подыши на песок и глину. Понюхай их. Есть ли запах у песка и глины? и др.[6,с.26]
Также новый материал изучается методом организованного наблюдения. Так, например, изучая данную тему, учащиеся знакомятся со свойствами глины и песка, наблюдая за экспериментом, проводимым учителем. Для закрепления изученного материала предлагается рассказать об усвоенных знаниях.
С целью возобновления в памяти учащихся уже известных им сведений также используются многочисленные описания фактов из окружающего мира, повседневности, вопросов быта.
Кроме того, в данных рубриках содержатся еще и вопросы, развивающие логическое мышление, умение сопоставлять факты. Например, изучая тему «Богатства недр родной земли» для анализа предлагается такой вопрос-задание: Какая связь существует между следующими явлениями: экономия тепло- и электроэнергии охрана полезных ископаемых охрана здоровья? [6, с. 36]
Эффективными, на наш взгляд, являются упражнения, использующие в качестве дидактического приема наглядность. Так, пример могут служить многочисленные задания, связанные с изучением схем, таблиц, анализом рисунков, размещенных на страницах учебника. Важными, на наш взгляд, являются советы и рекомендации учащимся, непосредственно связанные с изучением темы. Для обобщения изученного материала и повторения пройденного в учебном пособии используются вопросы под рубрикой «Проверь себя».
Выводы по 1 главе
Совместная деятельность учителя и учащихся по освоению учебного материала, как и любая другая полноценная деятельность, предполагает наличие контроля. В ходе контроля устанавливается обратная связь в системе «учитель ученик», позволяющая регулярно получать информацию, используемую для определения качества усвоения учащимися учебного материала, своевременного диагностирования и корректирования их знаний и умений. В ходе контроля выявляются и оцениваются знания и умения учащихся, что даёт возможность получать и накапливать сведения, необходимые для успешного управления их обучением, воспитанием и развитием. Различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся; взаимный контроль учащихся; самоконтроль.
Нами был проанализирован учебник В.М. Вдовиченко и др. «Человек и мир: Учеб. пособие для 3-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с русским языком обучения. Мн.: Нар. асвета, 2006. 136 с. Данное учебное пособие предназначено для обучения детей 3-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования [6].
Оформление учебника соответствует возрастным нормам и учитывает особенности учащихся. Так, важная и новая информация, на которую необходимо обратить внимание учащихся выделена шрифтом (курсив, жирный шрифт). Учебник содержит достаточно большое количество картинок, которые служат лучшему запоминанию и усвоению новой информации с помощью наглядности. С этой же целью, а также с целью систематизации и классификации нового материала, в учебнике используются многочисленные схемы и таблицы.
ГЛАВА 2
ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Выявление уровня развития знаний, умений и навыков третьеклассников
Для того чтобы показать эффективность выбора методов и приемов проверки знаний, умений и навыков младших школьников на уроках по курсу «Человек и мир» одного теоретического обоснования недостаточно. Любая теория должна быть подтверждена практикой. В связи с этим в ГУО «Средняя школа № 38, г. Могилева» было проведено опытно-педагогическое исследование. В эксперименте участвовал 3 «Б» класс, в количестве 20 человек.
Экспериментальная работа включала в себя 3 этапа: констатирующий, обучающий и контрольный.
Целью нашего исследования мы определили изучить и систематизировать методы проверки знаний, умений и навыков младших школьников на уроках по курсу «Человек и мир». В соответствии с этим для каждого этапа эксперимента были сформулированы задачи.
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
- выяснить, какие методы и приемы проверки знаний, умений и навыков влияют на усвоение материала младшими школьниками;
- определить уровень развития знаний, умений и навыков по курсу «Человек и мир» у младших школьников.
Для реализации данных задач была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования; сделан анализ программы и учебника по курсу «Человек и мир» в 3 классе, проведены наблюдения за экспериментальным классом.
На этапе констатирующего эксперимента было проведено первичное анкетирование.
С целью выяснения самых интересных способов проверки было проведено анкетирование и его анализ. Анкетирование проводилось среди учащихся 3 «Б» класса ГУО «Средней школы № 38, г. Могилева».
Анкета для детей.
Какие задания вам нравится больше всего выполнять на уроке. Обведите цифру.
1.Контрольные работы
2.Самостоятельные работы
3.Тесты
4.Отвечать индивидуально
5.Создавать проекты
6.Выполнять творческие задания ( искать дополнительный материал, рисовать иллюстрации)
Результаты анкетирования указывают на то, что учащиеся отрицательно относятся к самостоятельным и контрольным работам и многие дети поставили эти виды проверки на третье место. Индивидуальный и фронтальный опрос, а так же тестирование стоят на втором месте. Первое место по праву принадлежит проектной деятельности и заданиям творческого характера. ( Диаграмма 2.1)
Диаграмма 2.1
Распределение голосов учащихся 3 «Б» класса
Таким образом, для эффективной проверки знаний учащихся необходимо учить детей осознавать мотив своей деятельности
С целью выявления уровня знаний, умений и навыков учеников 3 «Б» класса нами была проведена разноуровневая самостоятельная работа по 2-м вариантам на тему: "Растительный и животный мир Беларуси" (Приложение А)
Результаты приведены в Таблице 2.1 и на диаграмме 2.2
Таблица 2.1
Результаты самостоятельной работы на тему: "Растительный и животный мир Беларуси"
№ п/п |
Фамилия Имя Отчество |
Оценка |
Уровень усвоения ЗУН |
1. |
Бобко Владислав Владимирович |
5 |
средний |
2. |
Борисевич Денис Сергеевич |
7 |
средний |
3. |
Борисёнок Виктор Андреевич |
4 |
низкий |
4. |
Винокурова Евгения Владимировна |
8 |
высокий |
5. |
Волынец Владимир Дмитриевич |
6 |
средний |
6. |
Волынец Надежда Дмитриевна |
7 |
средний |
7. |
Гесман Никита Юрьевич |
4 |
низкий |
8. |
Грицовец Виктория Руслановна |
6 |
средний |
9. |
Заёнц Каролина Анджеевна |
9 |
высокий |
10. |
Карпович Дмитрий Александрович |
4 |
низкий |
11. |
Кулень Максим Сергеевич |
6 |
средний |
12. |
Лещинская Юлия Витальевна |
8 |
высокий |
13. |
Мозолевская Екатерина Викторовна |
5 |
средний |
14. |
Мыслевец Яна Борисовна |
8 |
средний |
15. |
Петлицкий Ренат Денисович |
9 |
высокий |
16. |
Полойко Антон Николаевич |
7 |
средний |
17. |
Савеня Анна Витальевна |
7 |
средний |
18. |
Слинько Александр Александрович |
8 |
высокий |
19. |
Теран Иван Сергеевич |
7 |
средний |
20. |
Трибух Никита Андреевич |
4 |
низкий |
Диаграмма 2.2
Результаты самостоятельной работы на тему: "Растительный и животный мир Беларуси"
Как видно из таблицы и диаграммы, на начало исследования у учащихся преобладает средний уровень развития знаний, умений и навыков. Не может не огорчать и тот факт, что присутствуют и учащиеся с низким уровнем развития качества знаний. Все это говорит о том, что необходимо проводить работу по повышению качества знаний умений и навыков у учащихся 3 «Б» класса.
2.2 Использование различных форм и видов проверки знаний учащихся в 3 классе на уроках по курсу «Человек и мир»
При текущем и наиболее частом виде контроля используются индивидуальный и фронтальный опрос, который может быть как устным, так и письменным[18].
Устный опрос это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос).
При фронтальном опросе очень важно продумать вопросы к беседе, которые проверят не столько способность учеников запоминать и воспроизводить текст (правило, образец), сколько уровень осознанности полученных знаний, умение их применять в нестандартной ситуации. Поэтому вопросы репродуктивного характера будут определять базовый уровень усвоения. («Как называется? Что вы видите на рисунке? Что еще вы видите? О ком говорится?» и т. п.), а вместо этого предлагать детям вопросы, которые учили бы их рассуждать, находить существенный признак явления, его причину, аргументировать свой ответ. Например, в третьем классе можно предложить вопрос (задание): «Назови (напиши), какие ты имеешь права»; в четвертом: «Объясни первокласснику: как уберечь себя от насморка?») [4]
Обратим ваше внимание на то, что в начальной школе целесообразнее проводить полилог коллективное обсуждение поставленного учителем вопроса. Это связано с тем, что у младших школьников еще недостаточно развито умение слушать сверстника, который отвечает у доски: дети начинают отвлекаться, вертеться, не слышат ни отвечающего, ни учителя. Когда вопрос обсуждается всеми, внимание учеников более сосредоточено: чтобы быть активным в процессе общей дискуссии, каждый участник должен слышать вопрос, анализировать ответ, быть готовым дополнить, исправить, высказать свое мнение. Это, безусловно, наиболее эффективная и интересная для детей форма взаимодействия в учебном диалоге. Вместе с тем она требует особой подготовки учителя: продуманных заранее вопросов, реплик, дополнительных приемов активизации мыслительной деятельности всех учащихся, а также педагогической интуиции умения предвидеть дальнейший ход беседы.
Письменный опрос ставит своею целью проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. Основное значение этих работ в том, что учитель вовремя может скорректировать процесс обучения и помочь учащимся устранить возникшие трудности. На уроках окружающего мира целесообразно проводить короткие (510 минут) опросы с целью уточнить и закрепить знания. Эти работы не обязательно оценивать отметкой (особенно в случае плохого выполнения), их основная функция тренировочная.
Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся. Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя. Самостоятельная работа может быть представлена в виде проектной деятельности на уроке, которая может быть как долгосрочной, так и кратковременной. Ученикам можно предложить самостоятельную работу творческого характера, где будет просматриваться связь с экологией, историей или другими предметами.
Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных работ, тестов[18].
Письменные диктанты используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового. Диктант обычно проводится в самом начале урока. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися.
Контрольная работа
Необходимость тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные проверочные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения. Тематический и итоговый контроль проверяет не старательность ученика, а учебные достижения (степень обученности).
Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений используются лабораторные и практические работы[18].
Практические работы в отличии от лабораторных проводится для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач.
Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с другими формами контроля.
Тесты хороший прием проверки знаний школьников. Но очень важно, чтобы тесты достижений были грамотно составлены.
Необходимо учитывать[18]:
Тест это стандартизированное задание, которое поддается измерению (при этом оценка объективна и не может быть изменена педагогом).
Обработка результатов проводится по заданной схеме.
Время проведения теста ограничено. В соответствии с указаниями разработчиков тестов.
В тесте должен быть только один правильный ответ или о том, что верных ответов два и больше, испытуемый должен знать.
Например: «Найди верные утверждения», «Найди два правильных ответа. Определи, какой из них наиболее полно характеризует объект».
За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса с использованием интерактивных методов и занимательного материала[18].
Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие [18]:
Творческие задания
Работа в малых группах
Работа в парах
Обучающие игры (ролевые игры, имитации, образовательные игры)
Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)
Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)
Разминки
Изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов)
Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Лестницы и змейки»)
Презентации
Компьютер можно использовать на всех этапах урока.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук)
Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация)
Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).
Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа.
Одна из наиболее доступных для применения в работе программ Microsoft Power Point. Тематические презентации, которые представляют собой электронное сопровождение к текстам учебника, значительно экономят время учителя, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.
Иллюстрации, видео фрагменты помогают учащимся совершить виртуальное путешествие по странам, городам, побывать в прошлом, ярче представить образы.
Microsoft PowerPoint можно также использовать и для тестирования. Тесты позволяют достаточно оперативно выявить уровень знания учащихся.
Слайд шоу, созданное в программе Windows Movie Maker, позволяет расширить рамки учебника и показать завораживающую красоту животного и растительного мира.
На уроках проводятся короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета.
Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память. Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них 15-25. Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.
Викторина это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы. Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут. Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем. ( Приложение Б)
Исходя из результатов констатирующего этапа эксперимента, мы сформулировали задачи следующего этапа обучающего эксперимента.
Задачи обучающего этапа эксперимента:
- апробировать применение различных методов и приемов проверки знаний, умений и навыков с целью выявления среди них наиболее эффективных для данной группы учащихся;
- обосновать использование методов и приемов проверки знаний, умений и навыков на уроках по курсу «Человек и мир».
С целью формирования прочных знаний, умений и навыков нами были проведены уроки в 3 «Б» классе по курсу «Человек и мир». Планы конспекты уроков находятся в приложении Б.
Приведем несколько заданий для текущего и итогового контроля для 3 «Б» класса.
3-й класс.
Цель: проверить умение определять понятие.
Отметь правильное высказывание:
солнце звезда;
солнце планета.
Итоговые и тематические тесты должны включать задания различного уровня сложности
Приведем примеры тестовых вопросов с прямым и обратным ответом для 3 класса.
1. В какой природной зоне обитают белые медведи?
а) в арктической пустыне; б) в Северном Ледовитом океане;
в) на острове Врангеля; г) в тундре
2. В какой природной зоне расположен город Воркута
а) в тундре; б) в лесной зоне; в) в ледяной зоне; г) в степи
3. Где расположена природная зона арктических пустынь? Обведи нужную букву.
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Индийского океана;
в) на остовах Северного Ледовитого океана.
Приведем пример тестового вопроса на установление порядка действий для 3 класса. Эти задания незаслуженно редко используются. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая большими преимуществами: краткостью, простотой проверки, крайне низкую вероятность угадывания правильного ответа.
1. Составь цепь питания
( ) Волк ( ) жёлуди ( ) кабан
2.3 Контроль методов и приемов проверки знаний, умений и навыков младших школьников на уроках «Человек и мир»
Контрольный этап эксперимента состоял в проверке эффективности выбора методов и приемов проверки знаний, умений и навыков учащихся 3 «Б» класса. На этом этапе мы провели контрольную работу на тему: « Земля наш общий дом. Царства природы». Результаты приведены в Таблице 2.2 и на диаграмме 2.3
Таблица 2.2
Результаты контрольной работы на тему: «Земля наш общий дом. Царства природы.»
№ п/п |
Фамилия Имя Отчество |
Оценка |
Уровень усвоения ЗУН |
1. |
Бобко Владислав Владимирович |
7 |
средний |
2. |
Борисевич Денис Сергеевич |
8 |
высокий |
3. |
Борисёнок Виктор Андреевич |
6 |
средний |
4. |
Винокурова Евгения Владимировна |
9 |
высокий |
5. |
Волынец Владимир Дмитриевич |
7 |
средний |
6. |
Волынец Надежда Дмитриевна |
8 |
высокий |
7. |
Гесман Никита Юрьевич |
6 |
средний |
8. |
Грицовец Виктория Руслановна |
7 |
средний |
9. |
Заёнц Каролина Анджеевна |
10 |
высокий |
10. |
Карпович Дмитрий Александрович |
6 |
средний |
11. |
Кулень Максим Сергеевич |
7 |
средний |
12. |
Лещинская Юлия Витальевна |
9 |
высокий |
13. |
Мозолевская Екатерина Викторовна |
7 |
средний |
14. |
Мыслевец Яна Борисовна |
9 |
высокий |
15. |
Петлицкий Ренат Денисович |
9 |
высокий |
16. |
Полойко Антон Николаевич |
8 |
высокий |
17. |
Савеня Анна Витальевна |
8 |
высокий |
18. |
Слинько Александр Александрович |
9 |
высокий |
19. |
Теран Иван Сергеевич |
8 |
высокий |
20. |
Трибух Никита Андреевич |
6 |
средний |
Диаграмма 2.3
Результаты контрольной работы на тему: «Земля наш общий дом. Царства природы»
Как видно из результатов контрольной работы учащиеся усвоили предложенный им материал на высоком и среднем уровне. Это свидетельствует о том, что выбранные нами формы и методы проверки знаний, умений и навыков оказались эффективными. Следовательно, цель, поставленная в начале исследования, полностью достигнута.
Выводы по 2 главе
В опытно-педагогическом исследовании участвовал 3 «Б» класс, в количестве 20 человек. Экспериментальная работа включала в себя 3 этапа: констатирующий, обучающий и контрольный. С целью выяснения самых интересных способов проверки было проведено анкетирование и его анализ. Результаты анкетирования указывают на то, что учащиеся отрицательно относятся к самостоятельным и контрольным работам и многие дети поставили эти виды проверки на третье место. С целью выявления уровня знаний, умений и навыков учеников 3 «Б» класса нами была проведена разноуровневая самостоятельная работа по 2-м вариантам на тему: "Растительный и животный мир Беларуси" (Приложение А). Результаты приведены в Таблице 2.1 и на диаграмме 2.2. С целью формирования прочных знаний, умений и навыков нами были проведены уроки в 3 «Б» классе по курсу «Человек и мир». Планы конспекты уроков находятся в приложении Б. Контрольный этап эксперимента состоял в проверке эффективности выбора методов и приемов проверки знаний, умений и навыков учащихся 3 «Б» класса. На этом этапе мы провели контрольную работу на тему: «Земля наш общий дом. Царства природы.» Результаты приведены в Таблице 2.2 и на диаграмме 2.3. Как видно из результатов контрольной работы учащиеся усвоили предложенный им материал на высоком и среднем уровне. Это свидетельствует о том, что выбранные нами формы и методы проверки знаний, умений и навыков оказались эффективными. Следовательно, цель, поставленная в начале исследования, полностью достигнута.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для проверки знаний на уроках окружающего мира используются разные способы и виды контроля. Среди их многообразия нельзя выделить главный вид проверки, но можно выбрать наиболее эффективный. Основу развития личности ребёнка составляет умение учиться познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает «умение учиться».
Мы в своей работе сталкиваемся с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Поэтому при планировании урока, прежде всего мы уделяем внимание подбору заданий, которые помогут реализовать деятельностный подход в обучении. Это, прежде всего групповая работа. После получения дидактического материала, дети самостоятельно распределяют роли, знакомятся с материалом и разрабатывают план работы над полученным материалом.
Для того чтобы показать эффективность выбора методов и приемов проверки знаний, умений и навыков младших школьников на уроках по курсу «Человек и мир» одного теоретического обоснования недостаточно. Любая теория должна быть подтверждена практикой. В связи с этим в ГУО «Средняя школа № 38, г. Могилева» было проведено опытно-педагогическое исследование. В эксперименте участвовал 3 «Б» класс, в количестве 20 человек.
Экспериментальная работа включала в себя 3 этапа: констатирующий, обучающий и контрольный.
С целью выяснения самых интересных способов проверки было проведено анкетирование и его анализ. Результаты анкетирования указывают на то, что учащиеся отрицательно относятся к самостоятельным и контрольным работам и многие дети поставили эти виды проверки на третье место. Индивидуальный и фронтальный опрос, а так же тестирование стоят на втором месте. Первое место по праву принадлежит проектной деятельности и заданиям творческого характера. С целью выявления уровня знаний, умений и навыков учеников 3 «Б» класса нами была проведена разноуровневая самостоятельная работа по 2-м вариантам на тему: "Растительный и животный мир Беларуси" (Приложение А). Результаты приведены в Таблице 2.1 и на диаграмме 2.2
С целью формирования прочных знаний, умений и навыков нами были проведены уроки в 3 «Б» классе по курсу «Человек и мир». Планы конспекты уроков находятся в приложении Б. На уроках окружающего мира мы систематически используем разнообразные приёмы работы, которые помогают реализовать деятельностный подход. Подтолкнуть к деятельности на уроке также помогают такие приёмы как сравнение, сопоставление противоречивых фактов, явлений, каких либо данных, т. е. практическим заданием или вопросом столкнуть разные мнения учащихся.
В зависимости от способностей, умений ребят выбираются и соответствующие способы проверки знаний.
Контрольный этап эксперимента состоял в проверке эффективности выбора методов и приемов проверки знаний, умений и навыков учащихся 3 «Б» класса. На этом этапе мы провели контрольную работу на тему: «Земля наш общий дом. Царства природы.» Результаты приведены в Таблице 2.2 и на диаграмме 2.3.
Как видно из результатов контрольной работы учащиеся усвоили предложенный им материал на высоком и среднем уровне. Это свидетельствует о том, что выбранные нами формы и методы проверки знаний, умений и навыков оказались эффективными. Следовательно, цель, поставленная в начале исследования, полностью достигнута.
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Однако становится бесспорным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не отмечают его успешной социализации после окончания школы. Поэтому в наше время, когда информация так быстро обновляется, ученику школы немаловажно не только изучить назначенный объем знаний, но и овладеть универсальными учебными действиями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980
- Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.
- Бесова, М.А. Познавательные игры младших школьников: методика, технология и практика/ М. А. Бесова. Мн., 2005.
- Ванчук С.И Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников Режим доступа: http://fullref.ru/job_1b70a24be83696df6a1db4d8e9c87407.html. Загл. с экрана
- Вдовиченко, В. М. Человек и мир: Разноуровневые задания, тесты: 3-й кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения / В. М. Вдовиченко, Т. А. Ковальчук. - Мінск: Пачатковая школа, 2006.- 96 с.
- Вдовиченко, В.М. и др. «Человек и мир: Учеб. пособие для 3-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с русским языком обучения / В. М. Вдовиченко, Т. А. Ковальчук. Мн.: Нар. асвета, 2006. 136 с.
- Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы.- М.: Просвещение, 1990.
- Глинский , А.А. Методическая работа в общеобразовательном учрежде- нии: учеб.-метод. пособие // А.А.Глинский.Минск : ГУО АПО, 2006.
- Дурейко Л.И. Природа и здоровье. - Минск: Тесей, 1999.
- Дурэйка, Л.І. Курс«Чалавек i свет». Актыўныя метады навучання/ Л.І. Дурэйка. Минск // Пачатковая школа. 1997. № 2,3.
- Жесткова Н.А. Экологическое воспитание школьников в начальных классах М.: Педагогика, 1972.
- Занков Л. В. Избранные педагогические труды. 3-е изд., дополн. М.: Дом педагогики, 1999. 608 с.
- Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. 1984. - №9.
- Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в РБ - Мн.: 2001.
- Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. 1993. - №2.
- Педагогика. / Под ред. Харламова И.Ф.-М.: Педагогика, 1987.
- Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 11-летним сроком обучения. 1-4 классы. - Мн.: Национальный институт образования, 2009.
- Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся [Электронный ресурс] Режим доступа: http://do.gendocs.ru Загл.с экрана
- Семенович А.Г.. Внутришкольный контроль преподавания предмета «Человек и мир» //Пачатковае навучанне: сямя, дзіцячы сад, школа-2009-№4.-С.35-43.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит. М.: Новая школа, 1994.
- Экологическое образование школьников. /Под ред. Зверева И. Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983.
- Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника/ Д. Б.Эльконин. М., 2001.
- Якиманская, И. С. Развивающее обучение/ И. С. Якиманская. М., 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Тема "Растительный и животный мир Беларуси"
Вариант 1
1. Что такое заповедник? Обведи кружком буквы с правильным ответом.
А) Здесь запрещается любая хозяйственная деятельность человека.
Б) Это территория, на которой вся природа сохраняется в естественном состоянии.
В) Здесь запрещаются некоторые виды хозяйственной деятельности.
2. Соедини начало предложения с его окончанием.
3. Вставь пропущенные слова, закончи предложения.
На болотах, где всегда ____________________, растут влаголюбивые растения : _____________________________. Большую часть лесов Беларуси составляют _____________________ леса. Растения и животные леса тесно ________________________. Поле - ______________________сообщество, созданное ______________________ .
На полях Беларуси выращивают овощные культуры: _________________________________________________________________.
4. Согласен ли ты с утверждениями? Запиши "Да" или "Нет".
Растения располагаются в лесу ярусами, потому что:
у больших растений более мощная корневая система; _______
старые деревья выше, чем молодые; _______
одним деревьям нужно больше света, а другим меньше. ______
5. Добавь пропущенное слово в каждую цепь питания.
Семена растений _________________ сова
Комар лягушка ___________________ ____________________
Тема "Растительный и животный мир Беларуси"
Вариант 2
1 . Что такое национальный парк? Обведи кружком букву с правильным ответом.
А) Это территория, на которой вся природа сохраняется в естественном состоянии. Здесь запрещена любая хозяйственная деятельность.
Б) Это территория, где охрана природы сочетается с использованием её для туризма и отдыха.
2. Соедини начало предложения с его окончанием.
3. Вставь пропущенные слова, закончи предложения.
На полях Беларуси выращивают зерновые культуры: ___________________
________________________________________________________________
Растения леса образуют __________________. Это приспособление к _____________________________ проживанию. Болота надо охранять, так как они природные хранилища _______________________________, дают начало _____________________________. Лес является хорошим укрытием для крупных зверей: _______________________________________________
_______________________________________________.
4 . Согласен ли ты с утверждениями? Запиши "Да" или "Нет".
Вырубка леса по берегам рек приводит к их обмелению. __________
Если люди будут собирать макулатуру, то они спасут деревья леса от вырубки. _________
Хищные животные приносят лесу вред. _________
5. Добавь пропущенное слово в каждую цепь питания.
Пшеница мышь полевая ____________________
Ель _________________ ____________________ сова
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Планы-конспекты уроков в 3 «Б» классе
Экологическая викторина «Счастливый случай».
Обратите внимание на игровой барабан. Он разделен на 6 частей разного цвета. Это категории вопросов:
Оранжевый - вопросы о животных.
Белый - вопросы о птицах.
Зеленый - вопросы о насекомых.
Синий - вопросы о растениях.
Красный - загадки, пословицы.
Желтый - педагогические ситуации.
ВОПРОСЫ О НАСЕКОМЫХ, ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ.
1. Какую роль играют жуки-могильщики? (они природные санитары - зарывают трупы мелких животных в землю и откладывают в них яйца).
2. Чем отличается жаба от лягушки? (у жабы более массивное тело, короткие задние конечности и, как все сумеречные животные, она имеет вертикальную форму зрачка, бугорчатую кожу, жаба в воде только размножается).
3. Какую пользу приносят муравьи лесу? Почему нельзя трогать муравьиные кучи?(они защитники лесов, т.к. семья муравьев за день уничтожает до 10000 насекомых-вредителей леса и их личинок).
4. Чем полезна летучая мышь? (уничтожает насекомых ночью, как птицы днем).
5. Чем исключительно полезны шмели? (тем, что они опыляют цветы клевера, которые не опыляются другими насекомыми; весной летают только самки, если их уничтожить, значит убить семью).
6. Опасен ли укус гадюки летом? (Нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи).
7. Чем полезна жаба, лягушка, тритон? (они уничтожают насекомых - вредителей сельского и лесного хозяйства).
ВОПРОСЫ О РАСТЕНИЯХ.
1. Вредят ли комнатным растениям дождевые черви? (да, они засоряют водосточные отверстия горшков, вызывая тем самым застой воды - происходит загнивание растений, кроме того, они обрывают волоски на корнях).
2. Для чего нужен хвост собаке? (хвост - показатель настроения).
3. Какое дерево растет под утро? (бамбук , 4 см в сутки).
4. Плоды, каких растений самые ядовитые? (вороний глаз, волчье лыко, плоды ландыша, паслен сладко - горький).
5. Как нужно собирать грибы? (срезать или выкручивать ножку из земли, чтобы не повредить грибницу, не разрушать под ней подстилку, т.к. под ней находится грибница).
6. Орешник, ольха, осина цветут в апреле, когда нет пчел, насекомых. Как они опыляются? (ветром).
7. Как вы найдёте в лесу без компаса северную сторону ? (на деревьях мох растет на северной стороне).
ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ.
1. Виден край, да не дойдёшь. (Горизонт)
2. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина).
3. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох).
4. Не огонь, а жжется. (Крапива).
5. Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук).
6. На шесте дворец , во дворце певец. (Скворец).
7. Маленькая легонькая, а за хвост не подвинешь. (Ящерица).
8. Весна красна цветами, а осень пирогами.
9. Увидал грача - весну встречай.
10.Без хозяина земля - кругом сирота.
ВОПРОСЫ О ПТИЦАХ.
1. Почему кукушонок из чужого гнезда выбрасывает скорлупу птенцов? (его нежная кожа до пяти дней чрезвычайно чувствительна ко всякого рода прикосновениям, ему мешает всё)
2. Птицы выстилают гнёзда шерстью зверей. Как они её добывают? (большинство зверей рано начинают линять. Птицы пользуются каждым удобным случаям чтобы собрать шерсть: подбирают клочки шерсти, выдергивают шерсть у пушных зверей, попавших в ловушки или выщипывают шерсть, садясь на спину пасущемуся зверю).
3. Чем полезны дневные хищные птицы - ястреб, коршун? (они питаются грызунами - мышами, полевками).
4. Если вы встретите выпавшего из гнезда птенца, что вы будете делать? (не следует подбирать, т.к. их выкормить невозможно, лучше незаметно уйти, мать прилетит и накормит его, выкормить можно только птенцов вороны и сороки).
5. Почему не намокают перья уток и гусей? (они покрыты тонким слоем жира - когда отдыхают на берегу пруда, утки смазывают своё оперение жиром, выдавливая его из находящейся у основания хвоста копчиковой железы, нажимая на неё клювом, а затем пропуская через каждое перышко).
6. Как защищаются птицы от врагов? (объединяются в стаи и устремляются к хищнику).
7. Какие птицы зимуют в наших краях кроме галок, ворон, сорок, голубей, воробьев?(дятлы, синицы, поползни, пищухи, корольки).
8. Есть способы защиты птенцов их родителями - активный и пассивный. Назовите их. (пассивный - отвлечение внимания от гнезда, перемещение выводка в безопасное место, активный -нападение на хищника).
ВОПРОСЫ О ЖИВОТНЫХ.
1. Когда спадают рога у лосей? (У старых в середине зимы, у молодых ближе к весне).
2. Какой хищный зверек наших лесов прыгает на жертву неожиданно? (рысь)
3. Чем опасен медведь, который не залегает в спячку? (Он превращается в бродячего шатуна, опасного для человека и крупных копытных животных - лосей, оленей).
4. Какую хитрость применяют лисицы для овладения «колючей добычей» - ежом, свернувшимся в клубок? (осторожно подкатывает его к берегу лесной лужи или болотца, сбрасывает в воду. Вода проникает к брюшку и заставляет ежа расправиться - он вытягивает мордочку и плывет к берегу, где его ждет лиса).
5. Сколько весит новорожденный медвежонок? (300 г.).
6. Меняет ли на зиму заяц - русак мех? (нет, он остается русым с темными пятнами на спине).
Размеще
План-конспект урока по предмету «Человек и мир» Класс: 3
Тема. Животные поля
Цель :
- Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному применению знаний о животных, населяющих природное сообщество «Поле», в результате чего учащимися будет выполнен мини-тест по теме;
- через организацию практической работы содействовать формированию умений устанавливать природные взаимосвязи, прогнозировать последствия их нарушения человеком;
- способствовать развитию связной речи учащихся, творческого воображения, наглядно-образного мышления;
- через организацию способов взаимодействия содействовать формированию коммуникативной культуры, развитию познавательной активности, воспитанию экологической культуры.
Оборудование. Презентация Ррt, конверты с заданиями, учебник, модели поля, коллекция насекомых поля, песочные часы, магнитофон, раздаточный материал для игры «Чье это?».
Ход урока
- Организационный момент
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать?
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать СЛАЙД 1
Качество внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.
- Проверка домашнего задания
- Как можно заменить предложение одним словом
Большой участок земли, засеянный (засаженный) культурными растениями. Поле. СЛАЙД 2
- Поле это природное или искусственное (созданное человеком) сообщество? Докажите. Модель этого сообщества мы будем создавать сегодня своими руками.
- Задание на карточках для 5 учеников.
Я предлагаю 5 ученикам выполнить задание на карточках, а остальным приступить к работе с моделью.
Задания индивидуальной карточки. (Поощрительная функция десятибалльной системы).
- Человек использует поле:
а) для выпаса животных;
б) для выращивания культурных растений;
в) для добычи торфа;
г) для выгула домашних животных.
- На полях нашей страны выращивают культурные растения:
а) осот; б) картофель;
в) овёс; г) рожь.
- Изо льна получают:
а) хлеб;
б) крупу;
в) удобрения;
г) волокно для тканей.
- К зерновым культурам относятся растения поля:
а) капуста; б) ячмень;
в) пшеница; г) рожь.
- Соедини стрелками виды растений и названия растений, которые к ним относятся:
Растения леса морковь, капуста, свёкла.
Сорняки ель, земляника, ландыш.
Зерновые культуры ячмень, овёс, рожь, пшеница.
Овощные культуры осот, вьюнок полевой, пырей.
Подчеркни лишнюю группу.
Ребята, я предлагаю вам взять конверт №1 и в секторе №1 вашей модели поля составить схему из предложенных карточек. (Самостоятельная работа учащихся). После окончания работы соотнесение со слайдом презентации. СЛАЙД 3
Растения поля
культурные сорные
зерновые овощные
- Какие культурные растения выращивают люди на полях Беларуси?
(Варианты ответов детей, выход на слово лён).
-Знаете ли вы, для чего используется лён?
-А знаете ли вы, что у льна есть очень близкий брат - растение, из которого также производят ткани?
(Если никто не догадается, то говорит сам хлопчатник).
- Демонстрация хлопчатника и льна.
А сейчас я предлагаю вам подумать:
-Почему в Белоруссии хлопчатник не растёт? Я предлагаю вам минуту посовещаться в группах, а моя помощница в это время выполнит индивидуальное задание на карточке для того, чтобы помочь нам вместе найти правильный ответ на поставленный вопрос (закрасить синим квадрат - общие признаки, красной отличительные признаки).
Таблица
Лен |
Хлопчатник |
Изготавливают ткань |
Теплолюбивое растение |
Выдерживает низкие температуры |
Изготавливают ткань |
Умеренное увлажнение почвы |
Хорошее увлажнение почвы |
Ткань, изготовленная изо льна и хлопчатника самая безопасная для здоровья людей. Она позволяет дышать коже человека, удобна в употреблении, и изделия из таких тканей всегда в моде.
- Актуализация знаний учащихся
- Что такое природное сообщество (природное сообщество это совокупность всех видов живых организмов, населяющих определенную территорию)?
- С какими природными сообществами вы познакомились?
- Игра «Чьё это» - учащиеся получают карточки с изображениями животных и растений различных природных сообществ, им необходимо разместиться под табличкой с соответствующим названием . (Лес, болото, поле)
Лес ель, земляника, ландыш, медведь, зубр, дятел.
Болото рогоз, росянка, клюква, гадюка, лягушка, журавль.
Поле рожь, капуста, василек, колорадский жук, мышь, вьюнок полевой.
- Подводящий к теме диалог.
- К какому сообществу отнесём колорадского жука, мышь? Почему?
- Постановка темы и целей урока
Мотивация: как вы считаете, почему сегодня мы будем изучать тему «Животные поля» (потому что мы изучаем тему «Природное сообщество», а оно состоит из растений и животных, населяющих определенную территорию. Растения вы изучили, а с животными мы познакомимся сегодня).
- Работа по теме
- Какие группы животных встречаются на полях?
- Предлагаю взять конверт № 2 и составить схему из имеющихся карточек во второй части нашей модели. Соотнесение со слайдом. СЛАЙД 4
Животные поля
насекомые птицы звери
- Какая группа животных встречается в поле чаще всего? (предполагаемые ответы детей).
- А так это или нет, нам поможет ответить учебник (стр. 71-72). (Жужжащее чтение, дополнение модели, проверка работы на карточках).
- Как группа самая многочисленная? Есть ли кто в классе, кто думает по-другому? (раздать коллекции насекомых, выход на основной итог, что поле это самое благоприятное место обитания насекомых, потому что достаточно пищи, удобное место проживания, малое количество животных - врагов)
Физкультминутка
- Закрепление изученного материала.
- Работа в группах. Ребята, возьмите, пожалуйста, конверт № 3. Я предлагаю составить вам цепи питания, которые характерны для сообщества поля и разместить их в третьем секторе нашей модели.
1 группа сова, рожь, мышь
2 группа картофель, колорадский жук, куропатка.
3 группа - капустная белянка, капуста, жаворонок.
4 группа - сова, капуста, заяц.
Сверка правильности результатов со слайдами презентации. СЛАЙД 5 8
Ребята, наш урок подходит к концу, но у нас осталось еще одно интересное задание. Конверт №4 СЛАЙД 9
Поле это сообщество, созданное человеком. Для многих животных поле является домом, но приходит такое время, когда человеку необходимо нарушить равновесие данного сообщества. Это время уборки урожая. Как необходимо проводить уборку поля, чтобы не навредить жителям поля. Укажите правильный способ уборки. Объясните свой выбор.
- Подведение итогов. Рефлексия
Я предлагаю подвести итог урока следующим образом. У нас поле разделено на 4 части и по каждой части необходимо продолжить фразу с применением знаний, полученных в ходе урока и с опорой на ваши модели: СЛАЙД 10
1. Я закрепил…. (ОТМЕТКИ за работу на карточках)
2. Я познакомился…
3. Я смог сам…
4. Меня удивило…
5. Моя модель неполная, потому что…
Вот это и будет вашим домашним заданием. Дополнить списки зверей и птиц поля и вписать в свои модели. Где можно отыскать материал? СЛАЙД 11
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Контрольная работа по курсу «Человек и мир» 3 класс
Тема: Земля наш общий дом. Царства природы.
Фамилия, имя _______________________________________________________
- Заполни таблицу. Распредели тела на две группы: природные (естественные) и искусственные.
Горы, лось, машина, бактерии, пароход, дом, грибы, ваза, Сатурн, книга, пальто, слон, пчела, кастрюля.
Природные (естественные) тела |
Искусственные тела |
- Закончи предложения.
- «Модель планеты Земля это ________________»
- « Изображённая на плоскости поверхность Земли это __________________.
- На Земле шесть материков, запиши их
- ___________________________________
- ___________________________________
- ___________________________________
- ___________________________________
- ___________________________________
- __________________________________
- Запиши основные названия сторон света.
_____________________________________________________________
- Запиши, в каких состояниях бывает вода: __________________________________________________________________
- Как нужно охранять воздух от загрязнения? Выбери верное утверждение.
остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины, запретить пользоваться автотранспортом, превратить Землю в один огромный заповедник;
фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.
- Где обитают бактерии? Подчеркни правильные ответы.
а) в воде б) в почве
в) в воздухе г) в организме человека
- Как называется наука о растениях? Подчеркни.
1) ботаника
2) зоология
3) астрономия
- Запиши в каждую группу по два-три своих примера.
Хвойные деревья ________________________________________________________
Лиственные деревья _____________________________________________________
Цветковые деревья культурные __________________________________________
Зерновые растения ______________________________________________________
Дикорастущие растения _________________________________________________
- Запиши 2-3 растения, которые «кормят» человека.
_____________________________________________________________
- Запиши 2-3 растения, которые «лечат» человека.
_____________________________________________________________
- Запиши 2-3 растения, которые «украшают жизнь человека».
_____________________________________________________________
- Какой весенний цветок занесён в красную книгу? _________________________
- Как называется наука о животных? Подчеркни.
1) ботаника
2) зоология
3) астрономия
- Восстанови схему.
- Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком? Отметь
1) звери 2) птицы 3) рыбы
- Запиши в каждую группу по два-три своих примера животных.
Рыбы
_____________________________________________________________
Земноводные (амфибии) __________________________________________________________________
Пресмыкающиеся (рептилии) __________________________________________________________________
Птицы
_____________________________________________________________
Млекопитающие (звери)
_____________________________________________________________
Домашние животные
_____________________________________________________________
- Назови самую многочисленную группу живых организмов на Земле.
_____________________________________________________________
- Какие животные занесены в Красную книгу? Отметь
1) тигр, морж, фламинго, орёл-беркут 3) свинья, овца, утка, индюк
2) корова, лошадь, гусь, петух
ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ