Практическое освоение методических основ использования развивающих упражнений на уроках математики как средства развития проектно-исследовательской деятельности

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Теоретическое исследование проектно-исследовательской деятельности………………………………………………………………………6

  1. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе………..6

1.2.Задачи проектной и исследовательской деятельности…………………...11 

Глава 2. Практическое освоение методических основ использования развивающих упражнений на уроках математики как средства развития проектно-исследовательской деятельности……………………………………16

  1. Констатирующий эксперимент по введению проектно-исследовательской деятельности на уроках математики…………………….16
    1. Обучающий эксперимент по формированию представлений о проектно-исследовательской деятельности на уроках математики………….19
    2. Контрольный эксперимент по выявлению сформированности представлений о проектно-исследовательской деятельности на уроках математики……………………………………………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованных источников…………………………………………...29

Приложение………………………………………………………………………31

Введение

Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?

Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило для меня использование проектного обучения на своих уроках. Проанализировав ситуацию в классах, где веду математику, пришла к выводу: Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Для чего нужен метод проектов?

• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.

• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

• Принимать самостоятельные аргументированные решения.

• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:

- 10% от того, что они читают;

- 26% от того, что они слышат;

- 30% от того, что они видят;

- 50% от того, что они видят и слышат;

- 70% от того, что они обсуждают с другими;

- 80% от того, что основано на личном опыте;

- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;

- 95% от того, чему они обучаются сами.

Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:

1) создать собственную технологию;

2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих учеников.

Цель: обосновать необходимость использования заданий проектно-исследовательского характера на уроках математики как средства развития проектно-исследовательской деятельности младших школьников и систематизировать методические рекомендации по использованию подобных заданий.

Объект исследования: процесс развития проектно-исследовательской деятельности у младших школьников.

Предмет исследования: проектно-исследовательские задания как средство развития исследовательской деятельности на уроках математики в начальной школе.

Исходя, из цели, объекта, предмета выпускной квалификационной работы мы выделили следующие

Задачи:

  1. Охарактеризовать содержание и структуру проектно-исследовательской деятельности, на основе анализа научно-методической литературы; проанализировать формы организации исследовательской деятельности в начальных классах на уроках математики.
  2. Рассмотреть методику использования различных заданий проектно-исследовательского характера, способствующих развитию исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики.
  3. Изучить систему организации развития проектно-исследовательской деятельности посредством заданий исследовательского характера на уроках математики в начальной школе.
  4. Систематизировать задания проектно-исследовательского характера по группам и проверить их в самостоятельной практической деятельности.

Гипотеза: При использовании проектно-исследовательской деятельности на уроках математики повысится усваеваемость материала школьниками.

Опытно-экспериментальная база исследования: 4 «А» класс ГУО «Средняя школа № 1, г.п. Круглое»

Глава 1 Теоретическое исследование проектно-исследовательской деятельности

1.1.Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности.

В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию “исследователя”, занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

В работах В.И. Андреева, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.     

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

– видеть проблему;

– задавать вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определения понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперимент;

– делать выводы и умозаключения;

– структурировать материал;

- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;

– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.

Главным фактором развития для каждого ребенка не должна стать деятельность, совершающаяся по принуждению или необходимости, так как результат может быть отрицательным. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение - вот двигатель развития. Мало того, чтобы деятельность была отмечена другими, надо помочь ребенку преодолеть свой страх и застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и добиться хорошего результата своей деятельности. Вот это и будет настоящим успехом, потому что ребенок шагнет вперед в своем личностном развитии. В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых  и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной позиции учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые стоят перед начальной школой. По моему мнению, их в полной мере можно  решить, строя учебный процесс на основе развивающего обучения.  Его сущность раскрыта Л.С.Выготским “Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности”. А как обстоят дела у многих школьников сегодня? В традиционной школе ученик  очень быстро осознает, что его задача – внимательно слушать на уроке и четко выполнять указания учителя. Иначе отстанешь от товарищей или твои высказывания будут восприняты как незнания. Учитель и родители будут недовольны.

 Как быть? В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Если проанализировать цели начального образования, то нетрудно заметить, что основной приоритет отдается развитию личности ребенка: “…Обеспечить начальный этап развития личности  ребенка; выявить и обеспечить развитие способностей; формировать умение и желание учиться; приобрести необходимые умения и навыки учебной деятельности…” В государственном стандарте начального общего образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, так как развитие личностных качеств учащихся невозможно без приобретения ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Главной задачей для себя, как учителя считаю: не “донести”, “преподнести”, “объяснить” и “показать” учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. В учебном процессе должно возникать “учебное общение”, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знания и включая в этот процесс учителя, как более опытного партнера. Необходимость такого общения вытекает из природы поисковой, исследовательской деятельности, при которой поиск истины невозможен без дополнительной информации, общения со сверстниками, родителями.  

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельную деятельность ученика;
  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  • использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

1.2.Задачи проектной и исследовательской деятельности 

Образовательная: активация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично  представлять результаты исследования.

Воспитательная: создание продукта, востребованного другими. 

Виды учебных исследований:

  • по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
  • по месту проведения: урочные, внеурочные;
  • по времени: кратковременные или долговременные;
  • по теме: предметные, свободные.  

По мнению многих психологов и педагогов (В.В.Давыдов, Г.М. Кучинский, А.М.Матюшкин, Д.Б. Эльконин, Г.А. Цукерман и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно – ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем  общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого – педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно – познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится и к применению проектного метода в начальной школе.  Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Процесс реализации ученической исследовательской деятельности

Этап 1

– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне “ученик – ученик”, “ученик – учитель” и т. д.;

– анализ полученных результатов;

– формирование коррекционных групп;

– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);

– рефлексия (анализ динамики изменений);

– мониторинг.

Этап 2

Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.

Этап 3

Индивидуальная работа научного руководителя с обучающимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.

Этап 4

Оформление обучающимися  выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.

Этап 5

Итог исследовательской работы – это участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы.

 В процессе работы над проектами и исследовательскими работами могут возникнуть трудности объективного характера. Это связанно с рядом возрастных особенностей. В работе над проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско –взрослого союза. Совместная проектная деятельность  детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями”.

Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

А для этого учителю необходимо:

  • Владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
  • Уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
  • Устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  • Уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Хочется добавить, что “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения”.

Я придерживаюсь мнения, что каждый проект, исследовательская работа достойны  рассмотрения, уважения. На наших уроках представление работ скорее “рабочее”, нет помпезности, театральности, некоторые из них занимали по длительности на уроке 4-5 минут, а некоторые длились около  10 минут. Присутствие моментов  “необычности” (элементы одежды, музыка) в представлении работ  обусловлено задачами проектов, исследований и они носили “чисто рабочий характер”. Во внеурочной деятельности мы использовали и выпуск газет, и проведение презентаций, и разыгрывали мини – сценки, на некоторые занятия приглашали родителей, так как позволяло время, выбирая ту форму работы, которая была необходима и интересна  ребятам. Также  считаю, что  любое бальное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах не должны иметь места, так как учащиеся должны чувствовать себя успешными, они только учатся проводить исследования, любое их достижение уже продвижение вперед, выполнить исследовательскую работу – значит самим постигать новое. Следовательно, никто другой так, как сам ребенок, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд. Но это вовсе не означает бесконтрольность данной деятельности. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащиеся, другие участники  могут высказывать  оценочные суждения, имеющие форму пожелания, совета.

В результате правильно организованной исследовательской работы обучающиеся:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира
  • овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
  • получат возможность осознать своё место в мире;  
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения, готовить и проводить небольшие презентации.

Сегодня исследовательская деятельность не только способствует решению вышеперечисленных задач, но и играет роль прогнозирования. Учитель наблюдает склонность ученика к тому или иному виду деятельности, к предмету. Это выражается в некоторой преемственности к стартующему в среднем звене олимпиадному движению. Многие педагоги называют научную деятельность учеников младших классов первым шагом самореализации ребёнка.

Глава 2. Практическое освоение методических основ использования развивающих упражнений на уроках математики как средства развития проектно-исследовательской деятельности

2.1.Констатирующий эксперимент по введению проетно-исследовательской деятельности на уроках математики

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки:

исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью,
  • развивали бы каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами.

Анализируя свою деятельность, я и мои коллеги сталкиваемся с рядом проблем:

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • неспособность учащихся внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями.

Нельзя не учитывать и тот факт, что очень часто учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

Для решения этих задач как нельзя лучше подходит метод проектов, который позволяет организовать поисковую деятельность учащихся, обеспечить рост коммуникабельности учеников и развивает умения найти пути решения поставленных задач.

Исследователи характеризуют метод учебного проекта как:

  • личностно-ориентированный;
  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  • развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  • воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
  • интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;

Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным особенностям младших школьников. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задания, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса.

Под проектной задачей можно понимать задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата в виде реального продукта и в ходе которой происходит качественное самоизменение группы детей.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и данных, требуемых для их выполнения.

2.2.Обучающий эксперимент по формированию представлений о проектно-исследовательской деятельности на уроках математики

Как же устроено проектное задание, где его место в образовательном процессе, как могут оцениваться его результаты? Опишу структуру проектной задачи как прообраза полноценного проекта на примере своего открытого урока математики. В своей работе я также использовала и другие уроки с проектно-исследовательской деятельностью. Планы-конспекты находятся в приложении (Приложение 1)

Тема урока : «Доктор Айболит». Урок математики. 4 класс. Обобщение по теме «Графики. Таблицы. Диаграммы».

  1. Должна быть описана модельная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. В нашем случае – это приглашение помочь доктору Айболиту. ( письмо)
  2. Должен быть составлен набор действий, которые должны быть выполнены группой детей. (план подготовки к экспедиции)
  3. Задача должна быть решена, т.е. создан конечный продукт, который можно представить публично и оценить. (отчет о проделанной работе). Итоговое задание, которое является местом сборки продукта деятельности. В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения задачи и тем более конечного результата. Результат также может быть представлен в любой форме. Учащиеся самостоятельно выбирают наиболее подходящий с их точки зрения способ представления результатов работы. Самооценка организована в следующем виде:

-оценка друг друга (передать лист)

-оценка учителем.

-итоговая оценка

Далее все материалы складываются в паспорт проекта и хранятся у учителя.

Особенности организации работы над проектным заданием в начальной школе.

Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Интерес к работе и посильность во многом определяют успех.

Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.

Использовать групповую работу в качестве основной формы работы

Создавать группу не более 6 человек.

Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), изо, технология

Учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Нельзя подменить деятельность детей выполнением задания за них, перепоручить родителям.

Длительность выполнения проектного задания

1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Использование заданий на разных этапах изучения материала

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. При этом значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности

Типы проектов

Проект может быть монопредметным, межпредметным.

Педагогические эффекты:

  • задает реальную возможность организовать взаимодействие между собой при решении поставленной задачи,
  • учит способу проектирования через специально разработанные задания,
  • дает возможность посмотреть, как осуществляет перенос известных предметных способов действий в модельную ситуацию.
  • предоставляет широкие возможности для диагностической работы учителя.

В процессе проектной деятельности учащиеся приобрели общеучебные умения и навыки

1.Интеллектуальные умения:

  • целеполагание
  • планирование
  • моделирование

2.Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у учителя;
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

В 4 классе мною организованы несколько проектных заданий, которые представлены в моей работе:

Название проектного задания

Предмет

Сам себе я помогу, я здоровье сберегу

Окружающий мир

Край, в котором я живу

Окружающий мир

Ученическое самоуправление

Внеклассные мероприятия

Написание приставок

Русский язык

Доктор Айболит

Математика

Литературно-художественный альманах

Литературное чтение

Стрекоза и Муравей

Литературное чтение

Графики, таблицы, диаграммы

Математика

Бумажная сказка

Технология

Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм»

Русский язык

Новости программы «Вокруг света»

Русский язык

2.3.Контрольный эксперимент по выявлению сформированности представлений о проектно-исследовательской деятельности на уроках математики

У меня появляется возможность наблюдать, сравнивать, диагностировать. Причем учащиеся, увлеченные решением задачи, не подозревают, что именно диагностирует учитель, работают не на учителя и тем самым демонстрируют свои истинные предметные навыки и коммуникативные способности в полном объёме.

В результате работы над проектными заданиями, наблюдая за учащимися, я убедилась, что проектное обучение даёт хорошие результаты воспитания и обучения детей, является условием развития индивидуальных способностей учащихся, формирует у них навыки «всегда быть успешными»,  развивает ключевые компетентности учащихся, подготовку их к реальным условиям жизнедеятельности.

 Я провела анкетирование с учащимися по введению метода проекта в образовательный процесс. Анализ показал, что:

  • Интерес к проекту зависит от степени самостоятельности: 87% школьников ответили, что проект был им интересен именно потому, что выполнялся лишь при небольшой помощи руководителя.
  • 56% учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап проекта; 20% - этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта; 24 % - презентацию.
  • По итогам выполнения проектов 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности.
  • Большая часть учащихся высказала адекватную самооценку.

Т.о., именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях.      В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать ответственность за свои решения.

Использование проектной деятельности помогает решать сразу несколько задач:

Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.

Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».

Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.

У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах.

Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации.

Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.

Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.

В своей работе я столкнулась и с трудностями. Проектные задачи, встраиваясь в учебную деятельность, кардинально меняют все составные части учебного процесса, систему оценивания, тип отношений школьников, отбор учебного содержания. Решение этих проблем является необходимостью, т.к. проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системы.

Заключение

Анализ педагогической и методической литературы, исследование заданий исследовательского характера в практической деятельности позволяют сделать выводы и обобщения по теме исследования.

В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация  специальной исследовательской деятельности учащихся в какой-либо практической области. На сегодняшний день в нашей стране не так много информации об использовании метода проектов в обучении математике. Очевидно, сложность самой математики часто служит оправданием для традиционной позиции учителя, ведь проще подробно объяснить и «нарешать» определенное количество стандартных примеров, чем создать детям условия для самостоятельного изучения нового.

Для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:

  • появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;
  • зарождаются основы системного мышления;
  • формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;
  • развиваются творческие способности, воображение, фантазия;
  • воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.

Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю. Изучение источников помогло найти отправные точки в осуществлении проектно-исследовательской деятельности и систематизировать свою работу.

Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений и теорем. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.

Основные этапы организации проектной деятельности учащихся:

  1. Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий).
  2. Планирование работы (распределение обязанностей, определение вреиени индивидуальной работы).
  3. Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания по теме «Треугольники»; учитель корректирует ход выполнения работы).
  4. Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации).
  5. Презентация (итоговый отчет каждой группы осуществляется в конце учебного года, учащиеся представляют «портфолио»).

Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого).

Работа над методическими рекомендациями позволила сделать следующие выводы: одна из главных задач школы и учителя состоит в том, чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений у младших школьников.

Цель работы достигнута. Мы рассмотрели само понятие проектной и исследовательской деятельности младших школьников, а так же их особенности и организацию. Рассмотрели использование задач проектно-исследовательского характера на уроках математики. Систематизировали проектно-исследовательские задания и методические рекомендации по их использованию. Гипотеза: «При использовании проектно-исследовательской деятельности на уроках математики повысится усваеваемость материала школьниками» полностью подтвердилась. Таким образом мы достигли всех поставленных задач исследования. Данная работа будет полезна студентам педагогических ВУЗов и учителям-практикам


Список литературы

  1. Антоненко, Т.Е. Приемы занимательности на уроках математики [Текст] / Т. Е. Антоненко // Начальная школа. 2008. №4 45-47 с.
  2. Антонов, Д.А. Развитие творческой активности учащихся при работе над математическим текстом. [Текст] / Д.А. Антонов // Математика в школе. 1980. №3. 7-10 с.
  3. Блонский, П.П. Память и мышление. [Текст] / П.П. Блонский // Санкт-Петербург // 2001. 400 с.
  4. Братанова, Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками [Текст] / Т.А. Братанова // Начальная Школа. 2008. №5. 2-7 с.
  5. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся. [Текст] / В.К. Буряк // М., 1984. 360 с.
  6. Горшкова, О.Д. Начальная школа: математика: нестандартные задания. 1-4 классы. [Текст] / О. Д. Горшкова // 2005.43-54 с.
  7. Дебашина, Е.Ю. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения [Текст] / Е.В. Дебашина // Начальная школа. 2003. №7. 76 с.
  8. Дзанагова, Р.М. Раскрытие творческих способностей учеников. [Текст] /Р. М. Дзанагова // Начальная школа. 2007. №6. 91-100 с.
  9. Ивашова, О.А. Роль исследовательской деятельности младших школьников в овладении математической культурой [Текст] // «Культ-Информ-Пресс», 2003. 93-118 с.
  10. Комарова, И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе (доклад, Региональная конференция пединициатив 2007) [Текст] // Петрозаводск, 2007
  11. Кордемский, Б.А. Математическая смекалка. [Текст] М., 1955. 120с.
  12. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников. / В.А. Крутецкий // [Текст] М.; Воронеж. 1998. 210 с.
  13. Пержинская, Е.В. Как организовать исследовательскую работу в 1 классе. [Текст] / Е.В. Пержинская // Начальная школа. 2008. № 5. 55-57с.
  14. Пичугин, С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики [Текст] / С.С. Пичугин //Начальная школа. 2008. №6. 43-47с.
  15. Семёнова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. [Текст] / Н.А. Семенов // Начальная школа. 2006. №2. 21-26с.
  16. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. [Текст] /А.И. Савенков // М.: Изд. дом «Федоров». 2006. 540с.
  17. Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения. [Текст] / А.И. Савенков // Москва, Академия развития. 2005 г. 450 с.
  18. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] /А.И. Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. 204 с.
  19. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. [Текст] / А.И. Савенков // М., 2006. 512 с.
  20. Смолкина, Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. [Текст] / Е.В. Смолкина // Начальная школа. 2007. №2. 28-31 с.
  21. Тимофеева, В.П. Исследовательская работа в начальной школе. [Текст] / В.П. Тимофеева // Начальная школа. 2008. №2. 78-81с.
  22. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования / Утверждаю Президент Российской Федерации Д. Медведев


Приложение

Приложение 1

Рис. 1

Рис. 2


Приложение 2

Урок 1

Тема урока: «Длина»

Цель урока: повысить мотивацию к теме, показать практическую значимость изучаемой темы.

Задачи урока:

Обучающая: уточнить представления учащихся о длине и единицах измерения, соотношением между ними, научить измерять длину разными способами.

Воспитательная: воспитание культуры исследования, показ практической значимости изучаемого материала.

Развивающая: развитие мыслительных операций, внимания, произвольной памяти, культуры математической речи.

У учащихся будут сформированы: представления о величине «длина» и различных мерках.

У учащихся могут быть сформированы: практические умения по сравнению длин объектов, измерение с помощью различных мерок.

Тип урока: комбинированный

№ п/п

Элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Номер слайда

УУД

I.

Оргмомент

Приветствие учителя.

Приветствие учеников.

II.

Актуализа-ция изученных знаний

1) Какое сегодня число? Сколько знаков в записи этого числа?

Что обозначает цифра 1, 2 в дате?

Март, который по счету весенний месяц, а в году?

2) Какое число лишнее? 12, 8, 20,42, 22, 17,32.

21 марта. Двузначное число.

Число единиц, так как стоит на первом месте справа. Число десятков, так как стоит на втором месте.

Первый весенний месяц. В году третий.

8 – однозначное, 12 – по цвету, 42 – по размеру, 17 – у остальных есть цифра 2, 20

– отсутствуют единицы, 22

– одинаковые цифры.

№1

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных)

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификаци и установление причинно-следственных связей

3) Как назвать одним словом эту группу? Пингвин, колибри, жираф, страус.

Животные

На какие группы их можно разбить? На какие группы можно разбить птиц? По какому признаку можно их сравнить?

Звери (другое название млекопитающие) и птицы. Летающие и нелетающие. По размеру, по росту

Построение логической

Приблизительно, каких размеров эти животные?

Назовите насекомое, которое имеют такой же размер, как колибри.

Расположите в порядке возрастания (от меньшего числа к большему).

Шмель

Колибри, пингвин, страус, жираф

цепи рассуждений.

Доказательство

4) Как называются эти линии?

8

Кривые и ломаные

Реализуется принцип децентрации

Из чего состоит ломаная линия?

Чем является звено ломанной?

По какому признаку их можно разбить на группы

Из звеньев и вершин

Отрезком

По цвету, форме, материалу, количеству звеньев, длине.

Какая ломаная лишняя?

Мы будем рассматривать только те ломаные, у которых звенья не пересекаются.

8 – так как у неё звенья пересекаются.

№2

На доске

Назовите важные и неважные свойства ( существенные и несущественные).

Ученики сравнивают на глаз. Ломаные линии из проволоки и тесьмы растягивают и сравнивают наложением.

Сравните ломаные линии по длине.

III.

Формирование новых понятий, способов действий

Длина – это величина. Что значит предметы имеют длину? Чему мы будем учиться на уроке?

Давайте проведем эксперимент. Какой отрезок длиннее?

Один ученик выходит из класса, а остальные сравнивают отрезки на глаз и проверяют с помощью мерки?

Проверяем с помощью мерки.

Измерим длину класса шагами (или ленту локтями).

Почему разные ответы?

Какой мультфильм знаете?

Физминутка для глаз.

Сравнение длин отрезков с закрытыми глазами.

Откройте глаза, проверим.

Из какой бумаги изготовлены эти полоски?

С каким видом бумаги вы не работали на уроках технологии?

Имеют протяженность.

Сравнивать по длине.

На глаз, наложением, с помощью мерки.

Затем сравнивает вышедший ученик.

Вывод: на глаз не всегда точно.

Ищем другие способы.

Вызываются два ученика. Измеряют шагами длину классной комнаты. Получается разное количество шагов.

Нужна одна мерка.

38 попугаев. Обсуждение.

Дети достают из конверта полоски и показывают самую длинную, короткую и среднюю.

Дети проверяют разными способами.

Гофрированный картон, жатка, бархатная бумага.

С бархатной.

№ 3

№ 4

Подведение под понятие, выведение следствий

IV.

Примене-ние

Измерьте длину зеленой полоски с помощью синей, желтой.

Если измерить этой полоской ширину учебника? Как быть

Какой?

Приложите желтую модель к нулю. Чему равна ее длина?

Существуют стандартные единицы измерения, кто знает какие?

А теперь измерьте зеленую с помощью линейки.

Зеленая полоска является моделью дециметра. Сколько см в одном дм?

Измерьте длину

1 ряд – зеленой гофрированной.

2 ряд – синей.

3 ряд – коричневой.

Вывод. Посчитайте сколько маленьких делений в одном см на линейке.

Работа в тетрадях с печатной основой.

Работа с моделями.

С какой величиной мы познакомились на уроке? Какие единицы измерения длины?

Дети измеряют и получают ответы.

З.=2 с. З.=10 ж.

Неудобно. Долго. Неточно.

Нужен прибор.

Линейка

1 см

В 1 дм 10 см.

Дети измеряют. 6см, 5см, 8см.

1 см = 10 мм

Дети заполняют таблицу.

Переход от символической модели, к предметной, графической и вербальной.

Ответы детей.

№5

Выдвижение гипотез и их обоснование

Работа в парах и группах.

Решение проблемы

Работа в парах и группах

Знаково-символические.

Развитие речи.

V.

Итог урока.


Описание модельной ситуации, постановка задачи

Задание 1

Задание 2

адание 3

Итоговое задание (этап синтеза)

Дополнительные источники информации

Практическое освоение методических основ использования развивающих упражнений на уроках математики как средства развития проектно-исследовательской деятельности