Драма. Некоторые особенности построения


Термином "драма" (или "пьеса") обозначаются произведения, предназначенные для постановки на сцене (хотя, надо заметить, существуют также пьесы для чтения). Драма находится на перекрестке двух искусств - словесного и театрального - и имеет ряд своих особенностей. Их следует иметь в виду при чтении (или театральном просмотре) драматического произведения.

В отличие от эпоса, изображающего события и персонажей, а также от лирики, выражающей душевное состояние автора, драма основана на действии (слово "драма" так и переводится с древнегреческого языка: "действие"). Именно посредством развития действия в пьесе раскрывается мир человеческих отношений и чувств. А главным двигателем этого развития выступает конфликт.

Текст драмы разбит на части, называемые актами (или действиями), а они, в свою очередь, делятся на явления (или сцены, а также картины).

Поскольку пьеса предназначена для постановки на сцене, драматург лишен многих возможностей, которыми располагает прозаик и лирик. Он, например, не может передать настроение героя с помощью пейзажа ("природу" в драме "рисует" художник, разрабатывающий декорации) или описать, как чувства героя отражаются в его поведении (это делает на сцене актер). Единственным средством для подобных комментариев для него являются ремарки.

Так как драма не оставляет возможности для описаний, главным инструментом художественного изображения в ней становится речь героев - диалоги, монологи и реплики.

Сколь бы убедительной ни была игра актеров, во время спектакля зритель все же осознает, что изображаемое на сцене - это всего лишь спектакль, а не "фрагмент" настоящей жизни. Иначе говоря, он воспринимает происходящее в пьесе не как реальность, а как условность. Условность - один из основных принципов драмы. В чем же она конкретно проявляется?

    Во-первых, условно время сюжета драмы: оно протекает гораздо быстрее, чем в жизни. Так, описываемые в пьесе события могут растягиваться на дни, месяцы и даже годы, но при этом в спектакле они укладываются в несколько часов. Во-вторых, условно пространство, в котором разворачивается драматический сюжет. Рассматривая декорации, - скажем, нарисованную на картоне скалу или стену комнаты, - зритель понимает, что они являются лишь условными обозначениями места действия. В-третьих, условны некоторые особенности поведения героев, например те же реплики, сказанные "в сторону".