Комплексное исследование рынка кофе
PAGE \* MERGEFORMAT5
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Центросоюза Российской Федерации
Сибирский университет
потребительской кооперации
Кафедра коммерции, маркетинга, сервиса и рекламы
Исследовательская работа по дисциплине:
«Технологии исследования товарных рынков»
на тему: «Комплексное исследование рынка кофе»
Выполнил:
студент группы ТДБ-22
Ярославцев А.И
Новосибирск 2015
Цель исследования рынка чая - провести исследование рынка чая и определить перспективы его развития.
Задачи:
- проанализировать товарное предложение на рынке чая;
- выявить основных поставщиков чая;
- определить долю импортного чая;
- проанализировать состояние спроса на чай;
- определить перспективы развития рынка чая.
Отбор источников информации:
- база данных Государственного таможенного комитета Российской Федерации;
- справочная литература Государственного комитета по статистике Российской Федерации;
- анализ публикаций в специализированных изданиях: «Витрина 2009-2013 гг.», «Russian Food Market» и др.
- данные количественных исследований, проведенных Ultex Market Research в 2010-2014 гг.
Методы исследования:
- сравнение;
- анализ;
- наблюдение;
- анкетный опрос.
Анализ рынка чая:
- определение общих тенденций российского рынка чая;
- оценка объемов производства, экспорта, импорта и предложения чая на товарном рынке;
- анализ сбалансированности спроса и предложения на рынке чая.
СОДЕРЖАНИЕ
- Обзор рынка чая России и Новосибирской области………………… 4
- Аудит розничной торговой организации по отношению к конкурентам………………………………………………………………………… 10
- Результаты исследования потребительских предпочтений на рынке чая………………………………………………………………………....14
- Сегментирование потребителей на рынке чая Новосибирска……….16
- Блок-схема технологии проведения маркетингового исследования рынка чая……………………………………………………………………...17
- Анализ рынка чая России и Новосибирской области
Чай один из популярных и любимых напитков в России. В нашей стране развита культура потребления этого напитка: чай пьют дома и на работе, в кафе и ресторанах.
Рынок отзывается на высокий уровень спроса и предлагает огромный ассортимент этого напитка. Несмотря на то, что кофе занимает второе место, интерес к чаю со стороны российских потребителей не ослабевает: у кофе сложилась репутация «неполезного» продукта, а у какао непростая судьба: традиционный какао-порошок не очень популярен, а новые шоколадные напитки еще «нащупывают» путь к сердцам потребителей.
В настоящее время российский рынок чая характеризуется как насыщенный. Причина состоит в высоком уровне популярности напитка среди потребителей: в количественном отношении рынку расти практически некуда - его потребляет почти 100% россиян, и рынок чая практически прекратил свой рост. Об этом же свидетельствует статистика: объем рынка на протяжении нескольких лет остается стабильным - на уровне 170 тыс. тонн. Развитие самих участников рынка в сложившейся ситуации происходит за счет расширения ассортимента и совершенствования внешних атрибутов продукта (в частности, упаковки). Таким образом, несмотря на замедление количественного роста, внутри рынка отмечаются такие процессы, как появление новых марок, изменения в дизайне упаковки, формирование оригинальных чайных коллекций. С этой точки зрения, российский чайный рынок динамично развивается, однако, речь идет, в первую очередь, о качественном развитии.
Основными тенденциями развития рынка чая в настоящее время являются: смещение спроса в сторону средних и более дешевых сортов чая, вызванное финансовым кризисом, рост розничных цен на чай, обострение конкуренции. Потребительские предпочтения на рынке чая претерпевают заметные изменения. Результат снижения покупательской способности способствует росту доли черного чая, особенно среднего и нижнего ценовых сегментов.
Рынок чая в значительной степени зависим от импорта. Собственное производство чая в России в настоящее время крайне невелико. Он производится в Краснодарском крае, но его доля весьма мала. Более чем 95% потребляемого в РФ чая импортируется и фасуется на российских производственных предприятиях. Большая часть сырья, ввозимого в Россию, покупается на чайных аукционах по месту выращивания: в Шри-Ланке, Индии, Китае, Вьетнаме, Индонезии, Кении. Что касается уже расфасованного чая, то его доля импорта на рынке - около 60%. Структура потребляемого в России чая по месту производства представлено на рис. 1.1.
Рис.1.1. Структура потребляемого в России чая
Несколько лет назад был зафиксирован заметный рост объемов натурального чая, производимого на территории России. В 2009 году отечественными предприятиями было произведено 143 тыс. тонн чайной продукции. Это на 8% превысило показатель 2008 г. (133 тыс. тонн чая). Объем производства в 2008 г., в свою очередь, прибавил 15% по сравнению с 2007 г. (115 940 тонн чая). Тем не менее, увеличение объемов производства чая на территории России, не свидетельствует об увеличении российского рынка в целом.
Объем импортных поставок этого продукта в Россию, на протяжении нескольких лет остается довольно стабильным: на уровне 170-180 тыс. тонн в год. Однако многое на российском рынке зависит от ситуации, сложившейся в странах-производителях. Так, за первые восемь месяцев 2010 года производство черного чая в Кении крупнейшем экспортере этого товара в мире упало до самых низких показателей за последние пять лет. Виной этому послужила засуха. Со снижением производства чая может столкнуться еще один важный игрок на мировом рынке Шри-Ланка. Причины аналогичные неблагоприятные погодные условия. Засухи в Африке и Азии, отмечают эксперты, вполне могут привести к сокращениям глобальных поставок на 10%. В России все это привело к стремительному росту цен. Снижение импорта чая за январь-март 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года составило 25,8%. Падение объемов импорта и производства свидетельствуют о том, что в 2011 году рост розничных цен в России продолжится, но более низкими темпами.
В отличие от импорта, экспортные поставки чая из России в последнее время демонстрировали уверенный рост. В течение 2011 г. на территорию зарубежных государств было поставлено 11 тыс. тонн чая. По сравнению с поставками в с 2009 г., которые составили 10 тонн, был зафиксирован рост в 9%. Большая часть поставок около 95% - осуществляется в страны СНГ.
Как было отмечено ранее, объем рынка чая в натуральном выражении в последние годы практически не меняется. Тем, не менее, рост рынка происходит за счет увеличения объема в стоимостном измерении. Увеличение стоимостного объема рынка в России происходит за счет роста цен на чай. Цены на чай заметно выросли в начале 2011 года. Если в 2010 году розничные цены росли поступательно на 1-2% в месяц, то в январе 2010 года чай прибавил в цене 3,4%, в феврале 6,2%, в марте 5,3%. Согласно данным ФСГС, цены на чай к марту 2010 года выросли на 15,6% по сравнению с декабрем 2009 года. Объем рынка в натуральном выражении по результатам 2009 года составил около 160-165 тыс. тонн, что на 1-3% ниже, чем в 2008 году. Объем рынка чая в стоимостном выражении в 2008 году составили около 2,95 млрд. долл. в розничных ценах и 1,2 млрд. долл. в оптовых.
В среднем жители Новосибирска покупают чай не реже одного раза в месяц. За последние три года предпочтения любителей этого напитка заметно изменились в сторону потребления пакетированного чая. Это связано с тем, что такая упаковка очень практична - чай в пакетиках удобен для потребления в офисе, на рабочем месте, поэтому он чаще пользуется популярностью у учащихся, разного рода офисных сотрудников. Наиболее заметны отличия в потребительских предпочтениях по маркам чая. Среди брэндов, представленных на рынке Новосибирска, стоит отметить две марки, занимающие лидирующее положение - Ahmad (Ahmad Tea Ltd., Великобритания) и Lipton (ООО "Юнилевер СНГ", Москва). Эти марки пользуются спросом практически во всех социально-демографических группах. В Новосибирске чай Ahmad выбирают 33% респондентов, а Lipton - 25% .На третьем месте по популярности у Новосибирцев находится "Принцесса Нури" 15%. В то же время в Новосибирске наиболее значительную долю чайного рынка занимают марки "Майский чай", "Принцесса Канди", "Принцесса Гита" и "Принцесса Ява" - на них в совокупности приходится 27%. Важно отметить существенное увеличение потребителей, предпочитающих марки более высокой ценовой категории. Эти брэнды - в особенности Ahmad и Lipton - пользуются наибольшей популярностью.
- Аудит розничной торговли Торгового Холдинга «Сибирский Гигант» по отношению к конкурентам
Аудит розничной торговли (розничный аудит) - это регулярное исследование, проводимое в розничных торговых точках. В основе исследования лежит сбор данных о ценах, ассортименте, запасах, продажах, наличии рекламных материалов по каждой исследуемой категории продукта в торговых точках, входящих в выборку. Аудит розничной торговли является эффективным инструментом мониторинга изменения позиций компании на рынке и деятельности конкурентов, который позволяет разрабатывать варианты решения проблем компании, связанных с комплексом маркетинга.
Аудит розничной торговли позволяет оценить ситуацию на рынке по таким направлениям, как:
- объемы продаж, их динамика и прогноз;
- региональные различия в потреблении;
- сегментация рынка и поиск новых ниш;
- позиции основных конкурентов: продажи, доля рынка, дистрибуция, структура производственного портфеля, ведущие марки;
- сильные и слабые стороны существующих продуктов;
- роль различных каналов дистрибуции;
- влияние изменения дистрибуции, цен, появления рекламных материалов в торговой точке и других маркетинговых элементов на уровень продаж и долю рынка компании (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Аудит магазина розничной сети «Магнит» по отношению к конкурентам
Показатели |
Анализируемая позиция |
Анализируемая организация |
Сеть универсамов “Авоська” |
Розничная сеть ООО”Горожанка” |
Позиция предприятия на рынке |
Местоположение |
Блюхера 71 |
Троллейная 1а |
Горский микрорайон 61/2 |
Масштаб деятельности |
200 магазинов в 64 городах |
12 магазинов в Новосибирске |
20 магазинов в Новосибирске |
|
Этап жизненного цикла организации |
На стадии развития |
На стадии развития |
На стадии развития |
|
Позиционирование на рынке |
Позиционирование, основанное на исключительном качестве товара и низкой цене. |
Позиционирование, основанное на исключительном качестве товара и шаговой доступности от дома. |
Позиционирование, основанное на исключительном качестве товара и зарекомендованной сети. |
|
Доля рынка, % |
51 |
27 |
22 |
|
Внешняя среда |
Основные конкуренты |
Сеть универсамов “Авоська”, Розничная сеть ” Горожанка ” |
ООО «Магнит», Розничная сеть «Горожанка», |
ООО «Магнит», Сеть универсамов “Авоська”, |
Методы мониторинга изменений во внешней среде (выставки, маркетинговые исследования |
Анкетирование, беседа, изучение продуктов деятельности, наблюдение, тестирование |
Анкетирование, беседа, изучение продуктов деятельности, наблюдение, тестирование |
Анкетирование, беседа, изучение продуктов деятельности, наблюдение, тестирование |
|
Ценовая политика |
Политика низких цен |
Политика низких цен |
Политика низких цен |
|
Внутренняя среда |
Этап ЖЦТ |
1-Внедрение на рынок ( пакетированный чай Кубань). 2- рост ( Пакетированный чай Lipton) 3-зрелость (пакетированный чай Ahmad) 4-спад (пакетированный чай Lisma) |
1-Внедрение на рынок ( пакетированный чай Азерчай). 2- рост ( Пакетированный чай Tess) 3-зрелость(пакетированный чай Майский) 4-спад (Пакетированный чай Беседа.) |
1-Внедрение на рынок ( Пакетированный чай Svay). 2- рост (Пакетированный чай Mac Tea) . 3-зрелость (Пакетированный чай Lipton). 4-спад (пакетированный чай Greenfield). |
Полнота и устойчивость ассортимента |
Более 200 наименований чайной продукции и более 10 сортов |
40 наименований и брендов |
Более 15 марок ведущих производителей чая |
|
Продвижение товаров |
Программа лояльности покупателей, реклама, прямой маркетинг |
Программа лояльности покупателей, реклама, прямой маркетинг |
Программа лояльности покупателей, реклама, прямой маркетинг |
Из табл. 2.1 видно, что “Магнит” находится на стадии развития, составляет значительную часть доли рынка - 51%.
Таблица 2.2
Основные конкуренты “Магнит”
№ п/п |
Предприятия- конкуренты |
Основные преимущества “Магнит” |
Преимущества конкурентов |
1 |
Сеть универсамов “Авоська” |
Широкий ассортимент |
Низкая цена |
2 |
Розничная сеть ООО”Горожанка” |
Удобный режим работы |
Низкие цены |
3 |
OOO «Продукты» |
Большой выбор. |
Низкие цены |
Проведя аудит розничной торговли организации “Магнит" по отношению к конкурентам, можно сделать вывод что компания “Магнит" имеет ряд преимуществ над прямыми конкурентами, а именно: широкий ассортимент, большое количество магазинов, низкие цены. Использовались несколько методов мониторинга, анкетирование, беседа, изучение продуктов деятельности, наблюдение, тестирование. Так же у всех торговых предприятий продвижение товаров производится с помощью: программы лояльности покупателей, реклама, прямого маркетинга. ООО“Магнит" занимает большую часть доли рынка 51%, что позволяет уверенно чувствовать себя на рынке.
3. Результат исследования потребительских предпочтений на рынке
чая Новосибирска
В рамках данной работы было проведено анкетирование, цель которого-выявление потребительских предпочтений на рынке чая Новосибирска. Анкетирование респондентов приобретающих чай, производилось с использованием личного анкетирования. Анкета представлена в приложении 1. Объем выборки составил 50 человек, жителей г. Новосибирска, покупающих чай. Результаты опроса представлены ниже. Анализ социально-демографических данных, полученных в результате опроса, показал, что среди опрошенных примерное одинаковое количество мужчин 26% и женщин 24%, можно сделать вывод, что чай пьют, не зависимо от пола. Представленные возрастные группы составили респонденты в возрасте: моложе 18-25%, от 19-35-45%, от 36-65-16%, от 65 и старше 14%
Рис. .Зависимость удовлетворенного спроса на чай
от возраста инициатора покупки, %
Результаты исследования подтверждают, что наиболее активной группой инициаторов покупки чая является возрастная группа от 19 до 35 лет, потому что эта группа наиболее работоспособна, имеет стабильный заработок и она так же активна.
Большая часть опрошенных потребляет чай несколько раз в день 43%, из этой доли почти все пьют пакетированный чай 98 %, а вот заварной потребляет 20% опрошенных. (рис.2).
Рисунок Частота потребления чая респондентами, %
Из рис.2 следует, что наиболее часто потребляют чай несколько раз в день.
Частым местом совершения покупки чая, как отмечают респонденты, являются супермаркеты (65%),так посещаемые места это магазины «у дома» (35%)(рис.3).
Рис. . Место совершения покупки чая респондентами, %
Анкета
В результате данного анкетирования можно сделать следующие выводы:
- Было опрошено 44% женщин и 56 % мужчин, из них 45% возрастной категории от 19-34 лет и 25% моложе 18 лет;
- Большинство респондентов делают покупки в супермаркетах и предпочитают пакетированный чай, не зависимо от пола и возраста;
- 41% респондентов потребляют чай несколько раз в день.
Уважаемые покупатели! С целью выявления потребительских предпочтений, просим Вас заполнить следующую анкету. Отметьте, пожалуйста, тот вариант ответа, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению.
- Пьете ли Вы чай?
- Да
- Нет
- Какой вид чая вы предпочитаете?
- Пакетированный
- Заварной
- Как часто вы пьете чай?
- Несколько раз в день
- Один раз в день
- Несколько раз в неделю
- Другое_________________
- Какую марку чая Вы предпочитаете?
- Lipton
- Akbar
- Майский
- Принцесса Нури
- Другое _______________
- Где обычно Вы покупаете кофе?
- Супермаркет
- Магазин формата “у дома”
- Чем Вы руководствуетесь, решая где именно приобрести чай?
- Удобством расположения магазина
- Большим выбором чая
- Ценами
- Укажите пожалуйста, наиболее значимые для Вас критерии при выборе продукта.
- Упаковка, маркировка
- Вкус, запах
- Внешний вид
- Ориентируетесь ли Вы при выборе чая на страну производителя?
- Да
- Нет
- В какой упаковке Вы предпочитаете покупать чай?
- В вакуумной
- В пакете
- Укажите Ваш пол
- Муж.
- Жен.
- Укажите возраст.
- Моложе 18 лет
- От 19-35
- 46-65
- 65…
Спасибо за сотрудничество!
- Сегменты потребителей чая
На основе результатов анкетирования проведена сегментация рынка кофе методом группировки.
Таблица 4.1
Данные о сегментации рынка кофе
Значимые параметры |
Сегмент потребителей чая |
||
Эконом-класс |
Средний класс |
Премиум класс |
|
Качество |
3 |
6 |
7 |
Цена |
6 |
7 |
7 |
Ассортимент |
5 |
1 |
7 |
Аромат |
7 |
7 |
7 |
Марка |
5 |
5 |
7 |
Оценено по семибалльной шкале.
Эконом-класс - потребители с материальным положением ниже прожиточного минимума, с частотой покупки 1 раз в месяц и приобретением чая на рынке, со средним образованием, с возрастом моложе 18 и от 50-65 лет;
Средний класс потребители с материальным положением на уровне прожиточного минимума, приобретающие чай также в магазинах “у дома”, но с частотой покупки 2-4 раза в месяц, со средним образованием, с возрастом от 19-35 лет;
Премиум класс потребители с материальным положением выше прожиточного минимума, приобретающие чай 5 и больше раз в месяц в элитных магазинах, с высшим образованием, с возрастом от 36-65 лет.
5.Блок-схема технологии проведения маркетингового исследования рынка кофе
В рамках данной работы была разработана блок-схема технологии проведения маркетингового исследования рынка чайный товаров, которая представлена в рис.5.1
нет
да
нет
да
Исследование рынка чая (за 5 лет)
1.1. Оценка конъюнктуры российского рынка чая
1.3. Оценка спроса на рынке чая и выявление факторов, влияющих на его формирование
1.2. Оценка предложения рынка чая г. Новосибирска и оценка конкурентной среды на данном рынке
2.1. Стат. сборники Роскомстата, научная периодика, информационные сайты
Достаточно информации?
2. Отбор источников и сбор информации
2.2. Опросы потребителей г. Новосибирска, приобретающих чай.
4.Обобщение и обработка информации о рынке чая г. Новосибирска
3. Определение перспектив развития чая г. Новосибирск
Вернуться к п.1
3.1. Изучение литературы по статистике, использование программы EXCEL
3.2. Прогноз объема предложения и продаж, средних розничных цен на чай
Достигнуты цели исследования?
Рис. 5.1. Блок-схема технологии проведения маркетингового
исследования рынка чая.
5.Разработка выводов
Комплексное исследование рынка кофе