Развитие логического мышления у учащихся с задержкой психического развития посредством кубиков Никитина («Кубики для всех»)

Министерство образования и науки Российской федерации

Министерство образования и науки Красноярского края

КГБОУ СПО «Ачинский педагогический колледж»

Развитие логического мышления у учащихся с задержкой психического развития посредством кубиков Никитина («Кубики для всех»)

Курсовая работа

ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно - развивающего образования.

Выполнила: студентка группы 3кб

специальности 050715

Руководитель:

Дата защиты Работа защищена с отметкой

____________ ____________________

Подпись руководителя

__________________

2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения и развития логического мышления младших школьников с задержкой психического развития

1.1

Сущность понятия «логическое мышление»

1.2

Мышление в структуре познавательных способностей у детей младшего школьного возраста

1.3

Особенности развития логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития

1.4

Пути и средства развития логического мышления у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР

Глава 2. Эффективность развития логического мышления у учащихся младшего школьного возраста посредством кубиков Никитина («Кубики для всех»

2.1

Выявление уровня развития логического мышления у учащихся 2 класса МБОУ СОШ….

2.2

Возможности кубиков Никитина «Кубики для всех» в развитии логического мышления у учащихся 2 класса МБОУ СОШ…..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Психологические исследования показывают, что в младшем школьном возрасте главенствующее значение приобретает дальнейшее развитие мышления. В этот период мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития - совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.

Проблемой изучения мышления у детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсон и др.) и отечественные (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Б. М. Величковский, Г. Г. Вучетич, З. М. Истомина, Г. С. Овчинников и др.)   авторы.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов.  Именно младший школьный возраст является сензитивным для развития логического мышления.

Это объяснимо тем, что дети младшего школьного возраста включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие наличия новых психологических качеств. Дети начинают активно ориентироваться в окружающем мире, получая представления о природе и обществе, учатся грамматически правильно строить фразы и обогащают свой лексический запас.

Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в среднем звене. Как показывают исследования, дети с ЗПР составляют примерно 50% неуспевающих школьников. Важность данной проблемы очевидна, противоречие мы видим в том, что для таких детей необходимы специальные средства обучения, которые могут быть обеспечены, не только в специальных школах, а также в обычных общеобразовательных школах, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития. Модификация общеобразовательных программ и специализированные методы обучения позволяют большинству этих детей в течение четырех лет обучения в начальной школе догнать своих сверстников.

Актуальность темы и выявленное противоречие позволили нам определить тему курсового исследования «Развитие логического мышления у учащихся с задержкой психического развития посредством кубиков Никитина («Кубики для всех»)».

Цель исследования: Выявить возможности кубиков Никитина «Кубики для всех» в развитии логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития.

Объект: процесс развития логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития.

Предмет: кубики Никитина («Кубики для всех»)» как средство развития логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Вывить сущность понятия «логическое мышление».

3. Проанализировать мышление в структуре познавательных способностей у детей младшего школьного возраста.

4. Описать особенности развития логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития.

5. Выделить пути и средства развития логического мышления у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР

1.1

Сущность понятия «логическое мышление»

1.2

Мышление в структуре познавательных способностей у детей младшего школьного возраста

1.3

Особенности развития логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития

1.4

Пути и средства развития логического мышления у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР

Глава 2. Эффективность развития логического мышления у учащихся младшего школьного возраста посредством кубиков Никитина («Кубики для всех»

2.1

Выявление уровня развития логического мышления у учащихся 2 класса МБОУ СОШ….

2.2

Обосновть Возможности кубиков Никитина «Кубики для всех» в развитии логического мышления у учащихся 2 класса МБОУ СОШ…..

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что развитие логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития будет эффективным, если применять в учебном процессе кубики Никитина «Кубики для всех» при соблюдении следующих условий:

1.

2.

3.

Методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

- педагогический эксперимент (констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент), включающий диагностические методы:

- тест «Невербальная классификация»;

- тест «Словесные пропорции»;

- методика «Последовательность событий»;

- методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».

Практическая значимость – в курсовом исследовании нами……………… Материалы нашего исследования могут быть использованы в работе воспитателя, логопеда и психолога в чем…………

Глава 1. Теоретические аспекты изучения и развития логического мышления младших школьников с задержкой психического развития

1.1 Сущность понятия «логическое мышление».

Задачей данного параграфа является………..

Для выявления сущности понятия «логическое мышление» нами были проанализированы словари разныз авторов.

ФИО автор указывает, что лгическое мышление……

Провядя сравнительную характеристику понятий, мы пришли к заключению, что логическое мышление вклюяает в сябя:

1. операциии

2.

3.

К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место он занимает среди людей и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем, когда пойдет учиться в школу. Ребёнок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. И независимо от степени развития и подготовленности к школьному обучению, ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе социальных отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, родители, даже посторонние люди, общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как и все дети в его возрасте, неважно - как: вольно или по принуждению.

В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу». [1]

У ребёнка не только изменяется основной вид деятельности определённого возраста, т.е. от игровой в дошкольном он сразу переходит к учебной в школьном, но изменяются и требования к нему: теперь он не дошкольник, теперь он ученик. И на этом фоне   очень остро возникают вопросы  развития  основных познавательных процессов:  мышления,  внимания и  памяти.  Даже если в совершенстве развиты внимание, память и другие познавательные процессы - восприятие и воображение, они даже в совокупности, не представляют собой ничего значимого без развития мышления.

Мышление — высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Сравнение. Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целые найти сходство и различие между ними. К. Д. Ушинский считал операцию сравнения основой понимания. Он считал, что мы познаем любой предмет, только приравнивая его к чему-то и отличая от чего-то.

В учебной деятельности школьника сравнение играет очень важную роль. Сравнивая, например, прилагательное и глагол, операции умножения и деления, кислород и водород, треугольник и прямоугольник, лес, степь и пустыню, рабовладельческий и феодальный строй, школьник глубже познает особенности данных предметов или явлений.

Исследования показали, что младшие школьники более успешно будут находить сходство между предметами, если при сравнении давать дополнительный предмет, отличный от сравниваемых.

Анализ и синтез. Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем, основных частей, признаков и свойств. Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания: анализируем мы всегда то, что синтетически целое, а синтезируем то, что аналитически расчленено.

Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Обобщение и конкретизация. Абстракция лежит в основе обобщения — мысленного объединения предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.

Конкретизация — это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории — существенные и несущественные.

Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Суждения бывают общими, частными и единичными.

Умозаключение — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.

Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений — индуктивными и дедуктивными.

Индукция — это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих, законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

Дедукция — это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании здания общих законов и правил. [2]

Психологи выделяет следующие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное и наглядно-действенное.

Словесно-логическое. Это мышление и сегодня выделяется как один из основных видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на базе языка, языковых средств.

Наглядно-образное мышление. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения.

Наглядно-действенное — один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. 

Между наглядно-действенным, наглядно-образным и словесно-логическим мышлением существует глубокая двухсторонняя связь. С одной стороны, опыт действия с предметами при решении практических задач подготавливает необходимую почву для возникновения словесно-логического мышления. С другой - развитие словесно-логического мышления изменяет характер предметных действий и создает возможность перехода от решения элементарных к решению сложных практических задач.[3]

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что мышление, это сложный и многогранный процесс. Развитие мышления является необходимым условием для формирования умственных способностей детей младшего школьного возраста.

1.2 Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития

Задачей данного параграфа

Проблемы изучения детей с задержкой психического развития поднимались в работах Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой и др.

Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности

Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:

1. причины биологического характера;

2. причины социально –психологического характера.

К причинам биологического характера относят:

1) различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус-конфликт и т.д.);

2) недоношенность ребенка;

3) родовые травмы;

4) различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни – пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)

5) нетяжелые мозговые травмы.

Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:

1) ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации;

2) дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.

3) искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.

В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин.

При систематике ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы:

1. Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);

2. Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально – астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).

Классификация основных видов ЗПР по К.С. Лебединской опирается на классификацию Власовой – Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип:

- ЗПР конституционального характера (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный.

Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.

- ЗПР соматогенного происхождения (причина - перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.

- ЗПР психогенного происхождения (причина неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.)

- ЗПР церебрально-астенического генеза (причина - мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией - повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.[4]

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчетливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребенок приходите школу.

У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих.

Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.

Учитель в работе с такими детьми должен не только видеть укачанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные возможности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) они правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь.

Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития. [5]

1.3 Особенности развития логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития

Одним из основных нарушений познавательного развития у детей с задержкой психического развития является нарушения мышления. Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. По мнению Л.Н. Блиновой, отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:

- в дефиците мотивационного компонента, проявляющегося в крайне низкой познавательной активности;

- в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия путем эмпирических проб;

- в длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;

- в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:

- Анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки);

- Сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным

признакам);

- Классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).

В младшем школьном возрасте совершается переход  от  наглядно-образного  к словесно-логическому,  понятийному  мышлению,   что   придает   мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное  мышление,  связанное с   реальной   действительностью   и   непосредственным   наблюдением и мышлением. Это мышление    уже начинает подчиняться логическим принципам. Вместе с тем, в этом возрасте отвлеченные,  формально-логические рассуждения детям еще не доступны - представляют определённую трудность.   

У всех детей с ЗПР уровень логического мышления значительно отстает от уровня нормального школьника. К 6-7 годам дети с нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются все объяснить.

Дети самостоятельно овладевают двумя видами умозаключений:

1. Индукция (ребенок способен делать общий вывод путем частных фактов, то есть от частного к общему).

2. Дедукция (от общего к частному).

Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления – осуществление вывода из двух посылок – еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения.

По мнению Ульенковой У.В., «дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления». [6]

Необходимо отметить, что у большинства дошкольников с ЗПР прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи.

Уровень развития наглядно-действенного мышления у этих детей в большинстве своем такой же, как и в норме; исключение составляют дети с выраженной задержкой психического развития. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться.

Анализ уровня развития наглядно-образного мышления, как более высокой его ступени, показывает неоднородные результаты. Среди детей дошкольного возраста есть такие, кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети, которые, использовав все попытки и помощь, с заданиями так и не справляются. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается.

В развитии словесно-логического мышления показатели успешности резко падают. И все же среди этих детей есть такие, у которых уровень развития этого вида мышления соответствует норме. Большая же часть детей справляется с заданием на 50-60%. В большинстве случаев детям мешает бедность понятийного словаря и неумение устанавливать логическую связь или понять взаимоотношение предметов и явлений. На очень низком уровне развития находятся 20% детей. Словесно-логическое мышление у этих детей еще не развито, можно сказать, что оно только начинает свое развитие.

Таким образом, на основе изложенных выше положений можно сделать вывод, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих пользование словесно-логического мышления.

Такое значительное отставание в развитии словесно-логического убедительно говорит о необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности.

1.4 Пути и средства развития логического мышления у учащихся младшего школьного возраста с ЗПР

Вывод по первой главе

К началу школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня.

Будучи переходным, младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка. Ребёнок приобретает новый статус - ученик. А это предполагает новые требования, которые связаны с учебной деятельностью, которая невозможна без развития умственных способностей, основанных на формировании основных познавательных психических процессах: памяти, внимания, воображения, восприятия, и, конечно же, мышления, в данном возрасте логического.

Если развивать у детей младшего школьного возраста с ЗПР мышление в процессе целенаправленного коррекционного обучения, построенного на результатах диагностики, продуманной системы работы, то можно добиться в начальных классах такого умственного развития детей с ЗПР, которое делает ребенка способным к овладению приемами словесно-логического мышления.

Решение проблемы развития логического мышления детей с ЗПР невозможно без специально организованного обучения, основанного на разработанных методиках и технологиях по данной теме. Именно эмпирическое изучение развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития позволит добиться положительных результатов в развитии познавательных процессов.

Глава 2. Эффективность развития логического мышления у учащихся младшего школьного возраста посредством кубиков Никитина («Кубики для всех»

2.1 Выявление уровня развития логического мышления у учащихся 2 класса МБОУ СОШ

В результате анализа научной и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы пришли к выводу, что развития логического мышления невозможно без проведения обследование детей. В процессе психолого-педагогического изучения ребенка рекомендуется применять задания в наглядно-действенном плане, что значительно повышает качество их выполнения. Для более объективной оценки уровня развития мышления необходимо сопоставлять результаты работы ребенка в заданиях со словесно-логическим и наглядно-действенным материалом. У детей с ЗПР велик разрыв между тем, как они могут выполнить задание самостоятельно и как - с помощью взрослого.

В начале практического исследования в области изучения словесно-логического мышления, мы организовали констатирующий этап.

С целью выявления уровня сформированности словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР мы:

1. Подобрали диагностический инструментарий.

2.  Выявили особенности логического мышления младших школьников с задержкой психического развития.

3. Разработали программу, способствующую развитию логического мышления.

4. На основе повторных диагностических данных проанализировали результаты коррекционно-развивающей работы.

Исследование развития логического мышления проводилось на базе __________________________________________, в период ________________________.

В исследовании принимали участие ученики 2 классе в количестве 10 человек (учащиеся 7-8 лет, из них 6 девочек и 4 мальчика) с задержкой психического развития.

Диагностическая программа, цель которой - выявление уровня развития логического мышления - включила в себя следующие методики:

- тест "Невербальная классификация";

-  тест "Словесные пропорции";

-  методика «Последовательность событий»;

-  методика « Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».

Тест «Невербальная классификация».

Цель: оценить уровень логического мышления, операции анализа и обобщения.

В ходе проведения данной методики ребенок должен разложить картинки животных на две группы (диких и домашних), используя принцип систематизации, и дать название группам животных.

Анализ результатов.

В норме классификация картинок занимает не больше 5 – 7 мин, медлительные дети делают это за 8 – 10 мин. Главное внимание обращается на характер работы и количество ошибок.

Средний уровень развития логического мышления. Ребенок допускает 2-3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, правильно называет группы обобщающим понятием.

Низкий уровень. Ребенок допускает более 5 ошибок, раскладывает хаотично, дает названия не всем группам. [Приложение №]

В ходе проведения данной методики установлено:

- из 10 учащихся – 8 выполнили задание правильно (высокий и средний уровень), т.е. способны к классификации и анализу, у 2 учеников - низкий уровень.

- К низкому уровню нами были отнесены двое учащихся, так как они допускали более 5 ошибок, раскладывали картинки хаотично, давали названия не всем группам.

- Со средним уровнем нами было выявлено 5 учащихся, потому что дети допускали не более 3 ошибок, преимущественно в самом начале работы, правильно называли группы обобщающим понятием.

- К высокому уровню – 3 ученика, выполнившие задание без ошибок.

Ученики, которые правильно выполнили задание, обладают надлежащим уровнем классификации и анализа.

Результаты данных, полученных в результате проведения методики №1 «Невербальная классификация» представлены в таблице №1.

Уровни логического мышления

Таблица №1

Имя, фамилия ребенка

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

1

Саша Ц.

+

2

Аня Ж.

+

3

Дима Ж.

+

4

Алена Л.

+

5

Света К.

+

6

Женя З.

+

7

Лиза Д.

+

8

Ваня Ф.

+

9

Оля П.

+

10

Карина К.

+

Анализ исследования показал уровень развития логического мышления учащихся:

- 30% - высокий уровень,

- 50% - средний,

- 20% - низкий уровень.

Тест «Словесные пропорции».

Цель: исследовать уровень логического мышления, операций анализа и обобщения.

При проведении данной методики ребенку предлагают карточки двух видов - с изображением животных и их детенышей. Ребенок должен создать пары – взрослое животное и его детеныш.

Анализ результатов: за каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, неправильный – 0 баллов.

Выводы по уровню развития: в норме – 8-10 баллов; низкий уровень – 5-7 баллов; интеллектуальный дефект – менее 5 баллов. [Приложение №]

В ходе проведения данной методики выявилось, что из 10 учащихся – 5 выполнили задание правильно (высокий и средний уровень), т.е. учащиеся обладают такими операциями мышления, как определения понятий, умения строить пропорции, выявления аналогий, у 5 учеников выявлен низкий уровень развития данных операций мышления.

- К низкому уровню нами были отнесены 5 учеников, так как допустили более 5 ошибок в аналогиях.

- К среднему уровню нами было отнесено 4 ученика, которые допустили не более 8 ошибок, но последовательность их работы была верной.

- 1 ученик выполнили задание без ошибок.

Результаты данных, полученных в результате проведения методики №2 «Словесные пропорции» представлены в таблице №2.

Исследование уровня словесно-логического мышления,

операций анализа и обобщения

Таблица №2

Имя, фамилия ребенка

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

1

Саша Ц.

+

2

Аня Ж.

+

3

Дима Ж.

+

4

Алена Л.

+

5

Света К.

+

6

Женя З.

+

7

Лиза Д.

+

8

Ваня Ф.

+

9

Оля П.

+

10

Карина К.

+

Из анализа исследования методики мы можем судить о степени развития интеллектуальных процессов у учащихся:

- 10% - высокий уровень,

- средний – 40%,

- 50% - низкий.

Методика «Последовательность событий» (предложена Н.А. Бернштейном).

Цель исследования: определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

Ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки, которые он должен разложить по порядку.

Обработка результатов.

1. Смог найти последовательность событий и составил логический рассказ – высокий уровень.

2. Смог найти последовательность событий, но не смог составить хорошего рассказа, или смог, но с помощью наводящих вопросов – средний уровень.

3. Не смог найти последовательность событий и составить рассказ – низкий уровень. [Приложение №]

При проведении данной методики нами было выявлено, что из 10 учащихся – 9 выполнили задание правильно (высокий и средний уровень), т.е. исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что ученики, показавшие высокий и средний уровень, способны к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

- У 1 ученика выявлен низкий уровень развития, т.к. ученик не понимал связь событий, а также не смог составить рассказ.

- Со средним уровнем развития нами было выявлено 6 учеников, которые смогли найти последовательность событий, но не смогли составить хорошего рассказа, или составили, но с помощью наводящих вопросов.

- К высокому уровню развития мы отнесли 3 учащихся, которые смогли найти последовательность событий и составили логический рассказ.

Результаты данных, полученных при проведении методики №3 «Последовательность событий» представлены в таблице №3.

Определение уровня способностей к обобщению и последовательности умозаключения

Таблица №3

Имя, фамилия ребенка

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

1

Саша Ц.

+

2

Аня Ж.

+

3

Дима Ж.

+

4

Алена Л.

+

5

Света К.

+

6

Женя З.

+

7

Лиза Д.

+

8

Ваня Ф.

+

9

Оля П.

+

10

Карина К.

+

Анализ исследования показал нам степень развитости у учащихся логического мышления и интеллектуальных процессов:

- 30% - высокий уровень,

- 60% - средний уровень,

- 10% - низкий уровень.

Методика « Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах». (Я. Йерасик)

Цель исследования: исследовать умения ребенка определять понятия, выяснять причины, выявлять сходство и различие в объектах.

Все это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов.

Ребенку задаются вопросы и по правильности ответов ребенка устанавливаются данные особенности мышления.

Обработка результатов.

За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике равно 10. Правильным могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса. Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать что он не верный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку – 0,25 б.

Выводы об уровне развития.

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий.

[Приложение №]

В ходе проведения данной методики выяснилось, что из 10 учащихся – 6 выполнили задание правильно (высокий и средний уровень), т.е. учащиеся обладают такими операциями мышления, как определения понятий, выяснение причин, выявления сходства и различий в объектах.

- С низким уровнем развития данных операций мышления нами было выявлено 4 ученика.

- Со средним уровнем нами было выявлено 2 ученика, которые легко определяли понятия, но затруднялись в выяснении причины, умело выявляли сходство и различие в объектах.

- С высоким уровнем нами было определено 4 ученика, которые выполняли задания правильно, но с небольшими неточностями.

Результаты данных, полученных при проведении методики №4 «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» представлены в таблице №4.

Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах

Таблица №4

Имя, фамилия ребенка

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

1

Саша Ц.

+

2

Аня Ж.

+

3

Дима Ж.

+

4

Алена Л.

+

5

Света К.

+

6

Женя З.

+

7

Лиза Д.

+

8

Ваня Ф.

+

9

Оля П.

+

10

Карина К.

+

На основании соотнесения полученных данных диагностики и ее нормативов учащиеся были отнесены:

- к высокому уровню - 40 %;

- к среднему уровню – 40 %;

- к низкому уровню - 20 % учеников.

На основе полученных данных по четырем методикам можно, сделать вывод об общем уровне развития логического мышления у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Результаты констатирующего эксперимента представлены в таблице №5

Результаты уровня развития логического мышления

Таблица №5

Имя, фамилия ребенка

Методики

Итоговый уровень

1

2

3

4

1

Саша Ц.

Средний

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

2

Аня Ж.

Высокий

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

3

Дима Ж.

Средний

Низкий

Средний

Низкий

Низкий

4

Алена Л.

Высокий

Средний

Средний

Высокий

Средний

5

Света К.

Низкий

Низкий

Средний

Низкий

Низкий

6

Женя З.

Средний

Низкий

Средний

Низкий

Низкий

7

Лиза Д.

Высокий

Средний

Высокий

Высокий

Высокий

8

Ваня Ф.

Средний

Низкий

Средний

Средний

Средний

9

Оля П.

Средний

Низкий

Высокий

Низкий

Средний

10

Карина К.

Низкий

Средний

Низкий

Средний

Низкий

Ориентируясь на данную таблицу, мы можем выявить количественные показатели, охватывающие распределение детей по уровням развития логического мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Сводная таблица развития логического мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Таблица №6

Уровни развития

Распределение детей по уровням развития

Абсолютное кол-во

%

Высокий

3

30 %

Средний

3

30 %

Низкий

4

40 %

Таким образом, исходя из полученных результатов констатирующего этапа исследования, можно заключить, что с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития, показавшими низкий уровень развития, необходимо проводить коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие логического мышления в целом.

2.2 Обосновть Возможности кубиков Никитина «Кубики для всех» в развитии логического мышления у учащихся 2 класса МБОУ СОШ

С целью развития логического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с помощью дидактических игр, а именно кубиков Никитина «Кубики для всех», была разработана коррекционно-развивающая программа.

Игра в "Кубики для всех" учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учит мыслить "объемными фигурами". Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж. Фигурки игры "Кубики для всех" обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели.

Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. На примере собственных детей Б.П. и Л.А.Никитины убедились, что "первые годы жизни - самое благодатное время, когда разумные заботы мамы и папы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырастить позже". Что делать родителям, которые хотят, чтобы ребенок своевременно и полноценно развивался в младенчестве и дошкольном возрасте? Опыт Никитиных доказывает: родители должны постараться окружить детей такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в них именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Игры и кубики Никитина, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, - неотъемлемая часть этой среды.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Программа по развитию логического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития:

1. Подобрали диагностический инструментарий.

2.  Выявили особенности словесно-логического мышления младших школьников с общим недоразвитием речи.

3. Разработали программу, способствующую развитию словесно-логического мышления.

4. На основе повторных диагностических данных проанализировали результаты коррекционно-развивающей работы.

Диагностическая программа, цель которой - выявление уровня развития словесно-логического мышления - включила в себя следующие методики:

- тест "Невербальная классификация";

-  тест "Словесные пропорции";

-  методика «Последовательность событий»;

-  методика « Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».

После проведения начальной диагностики логического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на констатирующем этапе необходимо проведение коррекционно-развивающей работы с группой детей.

Цель коррекционно-развивающей программы: развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР с помощью дидактических игр.

Формирующий этап заключается в проведении занятий в течение двух месяцев. Работу необходимо проводить в свободное от занятий время, в утренние и вечерние часы. В ходе занятий учитывать следующие моменты:

- возрастные особенности детей при отборе материала;

- активное участие детей в работе на занятиях;

- максимальное использование развивающего потенциала дидактических игр в создании благоприятной среды.

 С целью развития логического мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР с помощью дидактических игр была разработана коррекционно-развивающая программа. Приложение

Выводы по второй главе

Развитие познавательных процессов младшего школьника с ЗПР будет формироваться более эффективно под целенаправленным воздействием извне. Инструментом такого воздействия являются специальные приемы, одним из которых являются дидактические игры.  

Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки школьников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.

Перед началом проведения диагностической программы одним из обязательных пунктов является изучение методических рекомендаций, разработок различных специалистов. Огромное значение имеет и подбор методики для диагностирования детей. Обобщая можно сказать, что только серьезный, последовательный и аналитический подход ко всем материалам по данной теме может служить достаточно крепким фундаментом для профессиональных умозаключений. Количественно-качественный анализ результатов обследования позволяет не только выявить уровень развития словесно-логического мышления у одного ребенка, но и определить типичные показатели для данной группы детей в целом. При этом следует учитывать особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, использовать разнообразные методы, побуждающие познавательную активность: дидактические игры, упражнения, наглядный материал (картины, игрушки, схемы).

На основе дидактических игр и методик были разработаны диагностическая и развивающая программы исследования.

Диагностическая программа включила в себя следующие методики.

  • «Невербальная классификация», для развития уровня логического мышления, операции анализа и обобщения.
  • «Словесные пропорции», для исследования уровня логического мышления, операций анализа и обобщения.
  • «Последовательность событий» для определения способности к логическому мышлению, обобщению.
  • «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах», для исследования умения ребенка определять понятия, выяснять причины, выявлять сходство и различие в объектах.

Исходя из полученных результатов констатирующего этапа исследования, был сделан вывод, что с детьми необходимо проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие логического мышления в целом. На основе полученных результатов была создана группа детей, которые показали низкий уровень развития словесно-логического мышления. С целью развития логического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с помощью дидактических игр была разработана коррекционно-развивающая программа, включающая 10 занятий. Итогом ее реализации стало повышение уровня логического мышления младших школьников с ЗПР.

Заключение

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности. Мышление теснейшим образом связано с речевой функцией, а совершенствование логического мышления положительно влияет на речевое развитие, которое не возможно без анализа, синтеза, сравнения, обобщения - т.е. основных операций мышления и своевременная, систематическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи и в определенной мере предотвратить обусловленные им последствия.

В соответствии с задачами исследования, в первой главе курсовой работы был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития логического мышления у младших школьников, выявлены особенности логического мышления младших школьников с ЗПР.

Было установлено, что младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка.

При целенаправленном воздействии в обучении, продуманной системы работы можно добиться в начальных классах такого умственного развития детей, которое делает ребенка с ЗПР способным к овладению приемами логического мышления общими для разных видов работ и усвоения разных учебных предметов, для использования усвоенных приемов при решении новых задач, для предвидения определенных закономерных событий или явлений.

Для решения задач исследования были разработаны диагностическая и развивающая программы исследования.

Диагностическая программа включила в себя следующие методики: «Невербальная классификация», для развития уровня логического мышления, операции анализа и обобщения. «Словесные пропорции», для исследования уровня логического мышления, операций анализа и обобщения. «Последовательность событий» для определения способности к логическому мышлению, обобщению. «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах», для исследования умения ребенка определять понятия, выяснять причины, выявлять сходство и различие в объектах.

Исходя из полученных результатов констатирующего этапа исследования, был сделан вывод, что с детьми необходимо проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие логического мышления в целом.

С целью развития логического мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР с помощью дидактических игр была разработана коррекционно-развивающая программа, итогом реализации которой стало повышение уровня логического мышления младших школьников.

В результате проведения коррекционно-развивающей работы у детей младшего школьного возраста с ЗПР логическое мышление перешло на новый уровень. Таким образом, мы решили поставленную перед нами задачу.

Литература

  1. Козырева Л.М. Развитие речи: Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.)
  2. (Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил. , 114 стр.)
  3. (Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с.)
  4. Власова Т.А. и Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.М.1985 г.
  5. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. -М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.-136 с.
  6. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. М., 1990 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ №

Диагностика Логического мышления у детей

младшего школьного возраста

Тест «Невербальная классификация».

Цель: оценить уровень логического мышления, операции анализа и обобщения.

В ходе проведения данной методики ребенок должен разложить картинки животных на две группы (диких и домашних), используя принцип систематизации, и дать название группам животных.

Анализ результатов.

В норме классификация картинок занимает не больше 5 – 7 мин, медлительные дети делают это за 8 – 10 мин. Главное внимание обращается на характер работы и количество ошибок.

Средний уровень развития словесно-логического мышления. Ребенок допускает 2-3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, правильно называет группы обобщающим понятием.

Низкий уровень. Ребенок допускает более 5 ошибок, раскладывает хаотично, дает названия не всем группам.

«Словесные пропорции».

Цель: исследовать уровень словесно – логического мышления, операций анализа и обобщения.

При проведении данной методики ребенку предлагают карточки двух видов - с изображением животных и их детенышей. Ребенок должен создать пары – взрослое животное и его детеныш.

Анализ результатов: за каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, неправильный – 0 баллов.

Выводы по уровню развития: в норме – 8-10 баллов; низкий уровень – 5-7 баллов; интеллектуальный дефект – менее 5 баллов.

Методика «Последовательность событий» (предложена Н.А. Бернштейном).

Цель исследования: определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

Ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки, которые он должен разложить по порядку.

Обработка результатов.

1. Смог найти последовательность событий и составил логический рассказ – высокий уровень.

2. Смог найти последовательность событий, но не смог составить хорошего рассказа, или смог, но с помощью наводящих вопросов – средний уровень.

3. Не смог найти последовательность событий и составить рассказ – низкий уровень.

Методика « Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах». (Я. Йерасик)

Цель исследования: исследовать умения ребенка определять понятия, выяснять причины, выявлять сходство и различие в объектах.

Все это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов.

Ребенку задаются вопросы и по правильности ответов ребенка устанавливаются данные особенности мышления.

Обработка результатов.

За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике равно 10. Правильным могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса. Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать что он не верный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку – 0,25 б.

Выводы об уровне развития.

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Занятия по "Кубикам для всех" начните с того, что, положив перед малышом рисунок-задание, предложите ему построить из фигурок изображенную модель. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной. По сути, малышу при игре в "Кубики для всех" тут приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбрать из 7 фигурок только 2-3 (или более, если модель сложна), которые необходимы для построения модели, во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т.е. соединить их и уложить в модель. Первая часть в "Кубики для всех" представляет собой, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания - на какие фигурки его можно расчленить, а вторая - синтез, сначала мысленный, а потом предметный.

Но основная творческая работа начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Кстати, по заверениям многих родителей, эта игра слишком сложна для них. Однако ребенок увлекается придумыванием новых моделей, а потом и составлением заданий для взрослых.

Сказка про хозяйку, собачку и туфельку

В одном доме жила-была женщина. И была у этой женщины собачка.

Однажды женщина - хозяйка собачки - вернулась домой, поужинала, почистила зубы, помылась и легла спать в свою кроватку.

Но, прежде чем лечь, она сняла с себя... что? Одежду. А еще? Конечно, обувь, точнее, туфельки. И, пока она спала, собачка утащила одну туфельку и спрятала ее.

А теперь давайте отыщем в квартире спрятанную туфельку. Мы знаем, что в комнате стоял стол

и два кресла.

Так куда же собачка спрятала туфельку?

Развитие логического мышления у учащихся с задержкой психического развития посредством кубиков Никитина («Кубики для всех»)