Различные виды систем: основы существования

PAGE \* MERGEFORMAT 3

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Различные виды систем: основы существования.»

ПЛАН

Введение

1.Открытые системы.

2.Закрытые системы.

3.Сложность социальной организации.

Заключение

Список литературы

Введение

Организации представляют собой группу наиболее старых общественных образований на Земле. Любая организация рассматривается как организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы, и определенное количество внешних связей. Следует дать определение понятию «организация». Организация может рассматриваться как процесс либо как явление. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур.

В истории были различные попытки идентифицировать это понятие.

– Первая попытка строилась на идее целесообразности. Организация - есть целесообразное устройство частей целого, которое имеет определённую цель.

– Организация – социальный механизм для реализации целей (организационных, групповых, индивидуальных).

– Организация - гармония, или соответствие, частей между собой и целым. Любая система развивается на основе борьбы противоположностей.

– Организация - целое, которое не сводится к простой арифметической сумме составляющих его элементов. Это целое, которое всегда больше или меньше суммы своих частей (всё зависит от эффективности связей).

– Честер Бернард (на Западе считается одним из основоположников современной теории менеджмента): когда люди собираются вместе и официально принимают решение объединить свои усилия для достижения общих целей, они создают организацию.

Это была ретроспектива. Сегодня организация может быть определена как социальная общность, которая объединяет некоторое множество индивидов для достижения общей цели, которые (индивиды) действуют на основе определённых процедур и правил.

Исходя из данного ранее определения системы, определим организационную систему.

Организационная система - это определённая совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность. Хотя организации распадаются на отдельные части или составные элементы, они сами являются подсистемами в рамках более крупной системы. Существуют не только системы и подсистемы, но и сверхсистемы. Классификация этих понятий зависит от особенностей предмета анализа. При этом целое не является простой суммой частей, поскольку систему следует рассматривать как их единство.

Процессы формирования систем представляют собой реализацию организационных механизмов: соединение и разъединение различных элементов, вхождение элементов одной системы в другую, распад целостных образований, осуществление подбора и отбора элементов, обеспечивающих прогрессивное развитие организационных форм.

Любая система может рассматриваться как результат организационных преобразований, сменяющих одно состояние равновесия системы другим. Такова, в основном, сущность организации как процесса нового прогрессивного его развития и распада целостных образований.

Представление организации как системы позволяет выделить ряд присущих ей общих свойств, наблюдаемых в организациях любой природы. К таким свойствам относятся: целостность, эмерджентность, устойчивости.

Применение системного подхода для изучения организации позволяет значительно расширить представление о ее сущности и тенденциях развития, более глубоко и всесторонне раскрыть содержание происходящих процессов, выявить объективные закономерности формирования этой многоаспектной системы.

Овладение знаниями об этом позволяет обоснованно и профессионально подходить к формированию протекающих в организациях процессов, к определению курса действий и руководству его реализацией в интересах достижения поставленных целей.

Итак, целью данной работы является изучение различных видов систем управления и анализ основ их существования.

В работе поставлены следующие задачи:

1) раскрыть сущностные характеристики организации как открытой и закрытой системы.

2) исследовать системные свойства и среду организации.

3) дать характеристику специфичности социальной организации.

ОТКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ

Рассматривая организацию в целом с привлечением системного подхода, можно сказать, что она, как и всякая система, представляет собой порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в целом, определенным взаимосвязями частей.

Любая организация состоит из подсистем, каждая из которых может рассматриваться как система более низкого уровня. В то же время сама организация, имея некоторое количество уровней подсистем, в свою очередь может рассматриваться как подсистема в системе более высокого порядка (например, предприятие, выступая как самостоятельная система, делится на ряд цехов-подсистем и одновременно как подсистема входит в производственное объединение). Свойство объекта быть одновременно и подсистемой, и сложной системой с наличием элементов подсистем определяется как свойство рекурсивности.

Итак, при изучении организации с позиций системного подхода на первом плане выступают: а) деление организации на подсистемы; б) вертикальные и горизонтальные связи организации. Сравнение схем, построенных на основе простого анализа и системного подхода, показывает, что при системном подходе основное внимание уделяется подсистемам организации и связям между отдельными системными единицами.

Применение системного подхода к исследованию организаций возможно в двух различных вариантах, когда организация рассматривается как закрытая или как открытая система.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы — это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

Разграничение систем на открытые или закрытые не является жестким, раз навсегда установленным. Открытая система может стать закрытой, если контакты с окружением сокращаются со временем. В принципе возможна и обратная ситуация.

Важным понятием в управлении организации является понятие подсистемы. Посредством подразделения организации на отделы, руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации. Системы, такие как отделы, управления и различные уровни управления, — каждый из этих элементов играет важную роль в организации в целом, точно так же как подсистемы вашего тела, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет. Социальные и технические составляющие организации считаются подсистемами.

Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Проржавевший проводок от аккумулятора не подает ток в электросистему автомобиля, вследствие чего не может работать вся машина. Точно также работа каждого отдела и каждого работника в организации очень важна для успеха организации в целом.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления — главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Более поздние исследования показывают, что это очень

важный аспект работы организации. Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют — какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее всего, успешным.

Все организации как открытые системы имеют упрощенное описание. Все они имеют вход, трансформационный процесс и выход. На входе организация получает от окружающей среды сырье, энергию, информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы и другие ресурсы и преобразуют их в товары и услуги, прибыль, отходы и т. п.

Открытые системы имеют специфические особенности. Одна из таких особенностей - это признание взаимозависимости между системой и внешней средой. Изменения во внешней среде влияют на один или несколько атрибутов системы, и наоборот, изменения в системе воздействуют на окружение. Организация должна отражать состояние внешней среды.

Термин внешняя среда включает широкий спектр факторов - экономические условия, потребителей, профсоюзы, конкурирующие организации, природные факторы, действующее законодательство и другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на функционирование предприятия, на его производственную, инновационную, коммерческую, финансовую деятельность. Внешняя среда и предприятие не просто сосуществует, они взаимодействуют самым активным образом и взаимопроникают.

При проведении операций предприятие вынуждено, в первую очередь, учитывать требования внешней среды прямого воздействия. Так, продавая свою продукцию на рынке, предприятие должно учитывать покупательский спрос на нее, а также позицию конкурентов. Предприятие конечно же стремится продать подороже как можно больше продукции, но будет ли эта продукция куплена вообще, если цены будут неприемлемыми для потребителя или значительно выше цен на продукцию конкурентов. Аналогично сталкиваются интересы при покупке необходимых материальных ресурсов у поставщиков, при получении кредитов в банках, определении уровня заработной платы и условий труда, а также при выплате различных налогов в бюджет и т. д.

Но кроме факторов прямого воздействия, руководитель должен учитывать также внешнюю среду косвенного воздействия. Среда косвенного воздействия не оказывает прямого влияния на операции фирмы, т. к. при этом не сталкиваются интересы двух сторон, нет выбора альтернативы. Среда косвенного воздействия не влияет на состояние фирмы в настоящее время. В то же время такие факторы, как новые технологии, экономический спад, инфляция, политические изменения в соседнем государстве, отношение прессы к данному бизнесу или бизнесмену сказываются на деятельности предприятия в будущем и могут даже оказаться решающими. Влияние факторов косвенного воздействия опосредовано - через изменение факторов среды прямого воздействия. Например, экономический спад приведет к сокращению числа рабочих мест, а следовательно к уменьшению доходов населения и спроса на вашу продукцию. Или, например, применение новой технологии вашим конкурентам даст ему выигрыш в качестве продукции, а следовательно укрепит его позиции на рынке и снизит ваши. Поэтому менеджер обязан предусматривать влияние факторов среды косвенного воздействия, реагировать на них во время.

Следовательно, реакция предприятия на факторы прямого и косвенного воздействия различна. В случае изменения в факторах прямого воздействия предприятие может реагировать двояко: оно может перестроить внутреннюю среду и начать как политику активного приспособления, так и политику противодействия. К факторам косвенного воздействия предприятие вынуждено максимально приспосабливать свои внутренние переменные - цели, задачи, структуру, технологию, персонал и др.

Неотъемлемыми характеристиками развитости внешней среды является ее вязкость, взаимосвязанность, сложность, подвижность и неопределенность.

Под «вязкостью» понимается количественная мера усилий, необходимых, для целенаправленного перемещения, концентрации и освоения в производстве единицы материальных, финансовых и информационно-технологических ресурсов. Чем больше вязкость, тем труднее сконцентрировать ресурсы в нужное время в определенном месте, чтобы адекватно реагировать на происходящие изменения и тем труднее осуществлять стратегическое управление.

Степень взаимосвязанности факторов - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Особенно сильна взаимосвязанность ценовых факторов. Изменение цен на поставляемые ресурсы приводит к росту цен на продукцию, снижению спроса и объема сбыта. Изменение поставщиков, качества поставляемых ресурсов также влияет на результаты работы фирмы, технологию переработки, применяемые трудовые ресурсы. Факт взаимосвязанности факторов среды, особенно значим для мирового рынка, который постепенно превращается в единый рынок. Фирмы, производящие продукцию, услуги для внутреннего потребления, оказываются под влиянием зарубежных партнеров.

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

Более сложная внешняя среда характерна для предприятий, использующие в производстве многочисленные и разные технологии. Для данной группы предприятий характерна и повышенная подвижность среды, которая предполагает относительно высокую скорость изменений в их окружении.

Факторы внешней среды в той или иной мере влияют на все организации. Однако среда организаций, действующих на международном уровне, в разных странах отличается повышенной сложностью и неопределенностью. Экономика, культура, количество и качество трудовых ресурсов, законы, политическая стабильность отличаются в разных странах. И это нужно учитывать. Если руководители считают, что среда другой страны аналогична среде своей страны, велика опасность ошибочных решений.

Другой не менее важной особенностью организации как открытой системы является обратная связь. Открытые системы постоянно получают информацию из внешней среды. Это помогает приспособиться и позволяет предпринимать корректировочные действия по исправлению нежелательных отклонений параметров системы. Здесь под обратной связью понимается процесс, позволяющий получать приток в систему информации или денег для модифицирования производства выпускаемой продукции или налаживания выпуска новой продукции.

Поведение членов организации может рассматриваться как ее внутренняя среда.

Внутренние переменные в большинстве своем являются результатом деятельности менеджеров и находятся под их влиянием. Внутренние переменные - это части самой организации, ситуационные факторы внутри нее, это состав и взаимосвязи сложной системы - организации.

Состав - это совокупность элементов, образующих систему. Строго говоря, состав включает в себя только элементы непосредственно данной системы, являющиеся компонентами первого уровня. Однако обстоятельное исследование системы предполагает также и углубленное изучение составляющих ее элементов. Этим объясняется использование понятия состава в широком смысле, включающего в себя также и составляющие самих элементов системы, то есть компонентов второго, а затем третьего и других уровней. В этом смысле состав предприятия может включать в себя и цехи, и участки, и бригады.

Состав заключает в себе декомпозицию системы, расчленение единого целого на составляющие элементы. Структура, напротив, обеспечивает композицию системы, соединение отдельных составляющих в единое целое. Она устанавливает роль, место и назначение элементов в системе, их расположение и взаимоотношения между собой, характер, формы и степень влияния на другие элементы. Установление роли, места и назначения элементов в системе обеспечивается:

  1. через связи непосредственного взаимодействия: с кем и как взаимодействуют; какое воздействие является более сильным, мощным, приоритетным;
  2. через отношения соподчинения: определение места в структурной иерархии;
  3. через определение весомости, влиятельности, ориентированности при сопоставлении параметров разных элементов системы и установлении соответствующих пропорций.

Очевидно, что определенный состав организации предопределяет возможные варианты формирования ее структуры. В свою очередь, определенной структуре соответствуют и конкретные варианты компонентного состава организации.

Если, например, прядильная фабрика включает в себя сортировочно-трепальный, чесальный, ленточный и прядильный цехи, то между ними непременно будет установлена последовательная технологическая связь: от первого цеха до последнего. И наоборот, если между производственными подразделениями предприятия существует последовательная технологическая связь, то это означает, что на каждом технологическом переходе - только одно подразделение.

Однако соответствие между составом и структурой организации не является полным, отсутствует жесткая закрепленность конкретной структуры за определенным составом организации. При одном и том же составе могут быть разные, иногда и значительно различающиеся структуры.

Организация может иметь разный компонентный состав даже в пределах одной и той же целевой ориентации, одного и того же функционального назначения, одних и тех же условий деятельности (предприятия, имеющие тождественные цели и выпускающие идентичную продукцию, могут иметь разный состав подразделений). Это еще более усиливает многовариантность структуры организаций. Структура является одной из важнейших, но не единственной, характеристикой организационной системы. Поэтому выделяют различные факторы внутренней среды организации. Это и структура, и цели, и задачи, и технология, и персонал, и совместные ценности, и стиль организации, и финансовая система, и информационная система, и стратегия, и навыки персонала, и бизнес-процессы, и власть, и культура организации и некоторые другие параметры. Рассмотрение сущности выделяемых различными авторами факторов и их объединение в систему - предмет следующего вопроса. Здесь же необходимо остановиться на принципах выделения и группировки факторов, чтобы понять их различия.

Одним из подходов к группировке факторов внутренней среды может быть определение их через те или иные стороны общих характеристик, параметров - наличие общих целей, преобразование ресурсов, зависимость организации от внешней среды, разделение труда, образование подразделений, необходимость и наличие управляющего органа.

Для организации характерен циклический характер функционирования. Выходная продукция системы обеспечивает средства для нового инвестирования, что позволяет повторять производственный цикл. Доходы, полученные промышленными организациями, должны быть достаточно адекватными для оплаты кредитов, труда рабочих и погашения займов, если цикличность деятельности устойчива и обеспечивает жизнеспособность организации.

Таким образом, теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных более ранними школами. Многие из этих более ранних идей, несмотря на то, что они не могут рассматриваться как полностью правильные, имеют большую ценность. На системной основе вероятно можно будет синтезировать новые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем.

ЗАКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ

Закрытая организационная система – это та система, которая не имеет связи со своей внешней средой (т. е. не обменивается с внешней средой продуктами, услугами, товарами и др.). Пример – натуральное хозяйство (сам произвел – сам потребил).

Также среди закрытых систем выделяют условно-закрытые системы, т. е. системы, в которых присутствует ограниченное взаимодействие с окружающей средой, но оно строго определено и четко описано. Тогда внешняя среда может рассматриваться фактически как элемент системы, работающий в строгом с ней соответствии, хотя и не подчиняющийся системе. Примером может служить защищенная закрытая локальная сеть, подключенная к внешней глобальной сети (обмен между системой и средой есть, но друг от друга они не зависят).

Понятие закрытой системы возникло в физике. Это система, являющаяся самосдерживаемой. Ее главная характеристика заключается в том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия. Совершенной системой закрытого типа была бы та, которая не принимает энергии от внешних источников и не дает энергию внешней среде. Закрытая организационная система имеет малую применяемость. Поэтому реальные закрытые организационные системы практически всегда являются условно-закрытыми.

Закрытые системы имеют некоторые специфические черты. Одна из таких черт - это непризнание взаимозависимости между системой и внешней средой. Существует граница, которая отделяет систему от ее окружения. Изменения во внешней среде в идеале не влияют на атрибуты системы, а изменения в системе не должны воздействовать на окружение.

Нужно учитывать и то, что организации укомплектовываются людьми. Очевидно, что при группировке видов деятельности и распределении полномочий внутри любой организационной системы необходимо учитывать недостатки и привычки людей. Это не означает, что организация должна создаваться применительно к людям, а не на основе целей и сопутствующих их достижению видов деятельности. Поведение членов организации может рассматриваться как ее внутренняя среда. В организации постоянно возникают проблемы, могущие изменить ее положение. Чтобы все элементы организации действовали и были разумно скоординированы, необходимо непрерывное поступление ресурсов. Производственный аппарат изнашивается, технология устаревает, материалы нужно пополнять, работники увольняются. Чтобы обеспечить жизнеспособность организации, эти ресурсы необходимо, не прерывая производственного процесса, заменять элементами равной производительности. Другие внутренние проблемы возникают из-за недостатков взаимодействия и скоординированности разных участков организации. Одной из причин того, что работники уходят, а акционеры не желают вкладывать свои сбережения, является неудовлетворенность этих групп условиями труда и вознаграждением за участие в организации, и это недовольство может стать таким сильным, что возникнет угроза самому существованию организации.

Эти факторы является очень критичным для существования закрытых организационных систем. Практически не существует организационных систем, которые могли бы существовать только за счет естественного воспроизводства численности и внутреннего производства необходимого оборудования (разве что отсталые народы, проживающие на изолированной территории и ведущие натуральное хозяйство).

Отметим, что организационные системы предрасположены к сокращению или распадению на части. Поскольку закрытая система не получает ресурсы из внешней среды, она может со временем сокращаться. В отличие от нее открытая система характеризуется негативной энтропией, т. е. она может реконструировать себя. Поэтому закрытым организационным системам приходится иногда «открываться» для пополнения ресурсов системы, временно становясь открытой системой.

Типичными закрытыми организационными системами являются организации, стремящиеся скрыть свою деятельность (или часть ее, служащей настоящим целям организации) – органы разведки, тайные общества, оппозиционные политические партии, секты и т. п. Отказ от преимуществ открытых систем позволяет обеспечить такое сокрытие. Как уже отмечалось выше, такие системы являются условно-закрытыми.

Рассмотрим подробнее подобные системы на примере Главного Разведывательного Управления и общих сведений о кланах ниндзя.

Главное разведывательное управление (ГРУ) — центральный орган управления военной разведкой в Вооружённых Силах России.

В настоящее время официальное название — Главное Разведывательное управление Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации (ГРУ ГШ ВС РФ).

ГРУ подчиняется начальнику Генерального штаба и министру обороны, занимается всеми видами разведки в интересах Вооружённых Сил — агентурной, космической, радиоэлектронной.

Структура, численность и финансирование ГРУ относятся к сведениям, составляющим государственную тайну. Приоритет в ГРУ отдаётся работе по добыванию секретных сведений, материалов и иностранных образцов современной техники. Резидентуры военной разведки не уступают резидентурам Службы внешней разведки Российской Федерации по численности, но имеют более низкие объёмы финансирования, при этом они действуют более жёстко и целенаправленно.

Создано в 1918 по приказу Реввоенсовета РСФСР, который утвердил штат Полевого штаба РВСР, в структуру которого входило регистрационное управление (Региструпр) с функциями координации усилий разведорганов подразделений РККА и подготовки разведывательной информации для Полевого штаба Красной Армии. Регистрационное управление стало первым центральным органом военной агентурной разведки РККА и первым центральным органом военной контрразведки. Нынешнее Главное разведывательное управление (ГРУ) Генерального Штаба является преемником Региструпра по прямой линии. Поскольку секретный приказ Реввоенсовета РСФСР № 197/27 о штате Полевого Штаба (включая штат Региструпра) был датирован 5 ноября 1918 года, этот день считается днем рождения советской (а теперь и российской) военной разведки.

С апреля 1921 года Региструпр был преобразован в Разведывательное управление штаба РККА (Разведупр) с включением в него отдела войсковой разведки. В соответствующем Положении определялось, что данная структура является центральным органом военной разведки, как в военное, так и в мирное время.

В конце 30-х годов Разведуправление РККА подверглось массовым репрессиям, было расстреляно несколько начальников управления подряд.

В 1939 управление было переименовано в 5 Управление РККА. В июне 1940 г. 5-е (разведывательное) Управление было вновь передано в подчинение Генштабу и получило название «Разведывательное управление Генерального штаба РККА».

В 1950 был создан спецназ ГРУ (по бригаде на каждый военный округ или флот и бригада центрального подчинения). Основной задачей этих подразделений на первом этапе была борьба с главным противником — странами НАТО, обладавшими мобильным ядерным оружием. Подразделения спецназа ГРУ сыграли огромную роль в афганской войне и в операциях на территории Чеченской республики.

В 1991 г. Было создано ЗАО «Совинформспутник». Численность 107 человек. Совинформспутник — организация Главного разведывательного управления ГШ, в чьи задачи входит продажа несекретных снимков, сделанных спутниками ГРУ. Получила известность в апреле 2000 года, когда американские журналисты обнаружили среди распространяемых Совинформспутником снимков фотографии сверхсекретной военной базы США, также известной под именем «Базы 51».

На протяжении истории своего существования структура ГРУ пережила несколько переформирований. В нынешнем виде, по имеющимся в публикациях данным, структура ГРУ представляет собой 12 основных управлений и 8 вспомогательных отделов и управлений. Основные Управления:

  • Первое Управление — страны Европейского содружества
  • Второе Управление — страны Северной и Южной Америки, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия
  • Третье Управление — страны Азии
  • Четвёртое Управление — страны Африки
  • Пятое Управление — управление оперативной разведки
  • Шестое Управление — управление радиотехнической разведки
  • Седьмое Управление — НАТО
  • Восьмое Управление — диверсионный спецназ
  • Девятое Управление — управление военных технологий
  • Десятое Управление — управление военной экономики
  • Одиннадцатое Управление — управление стратегических доктрин и вооружения
  • Двенадцатое Управление
  • Управление Двенадцать-бис — информационная война

Вспомогательные Управления и Отделы:

  • Управление космической разведки
  • Управление кадров
  • Оперативно-техническое Управление
  • Административно-техническое Управление
  • Управление внешних отношений
  • Архивный отдел
  • Информационная служба

Специальная подготовка офицеров ГРУ осуществляется в Академии ГРУ (Военно-дипломатическая Академия Министерства Обороны). Подготовка осуществляется на трёх основных факультетах:

  • Факультет стратегической агентурной разведки
  • Факультет агентурно-оперативной разведки
  • Факультет оперативно-тактической разведки

При Академии работает адъюнктура и Высшие академические курсы

В структуру ГРУ также входят два научно-исследовательских института, расположенные в Москве, известные как 6-й и 18-й Центральные Научно-исследовательские институты.

Рассмотрим организацию ГРУ с точки зрения системного анализа.

С точки зрения общей системной классификации организация ГРУ представляет собой материальную искусственную систему, причем она является одновременно социальной (т. к. ее основа – персонал, а цели системы находятся в окружающем ее обществе) и технико-технической (использует разнообразную технику и технологии).

Большое количество однотипных отделов, подразделений, агентов, резидентов, оперативников позволяет назвать систему большой.

С другой стороны, система содержит большое количество различных типов элементов (люди, техника, управления и отделы и т. п.) и разнородных связей между ними дают основания считать систему сложной.

Так как состояние системы постоянно изменяется (происходит переформирование структуры, роспуск или открытие отделов и управлений, набор и сокращение персонала, открытие новых резидентур, смена целей и приоритетов развития), то система является динамической.

Взаимодействие с окружающей средой носит ограниченный характер – обмен ресурсами и информацией с государством (которое может расцениваться как надсистема), но при этом оно строго определено приказами командования. Персонал также набирается не напрямую из окружающей среды (общества), а через государственные органы (преимущественно из армии и милиции). Воздействие на окружающую среду обычно носит скрытый характер. Таким образом, организация Главного Разведывательного Управления представляет собой типичную условно-закрытую систему.

Рассмотрим структуру ГРУ. Организация состоит из 12 основных управлений и 8 вспомогательных отделов и управлений. Это горизонтальная структура системы. Вертикальная структура стандартна для всех воинских организаций – это система воинских званий и чинов. Таким образом, ГРУ – иерархическая система.

Формально связь между узлами разных слоев – слабая, т. к. любой военнослужащий должен выполнять приказы всех представителей более высоких уровней (званий). Но на практике обычно он подчиняется только одному прямому начальнику. Поэтому с точки зрения функционирования система больше напоминает иерархическую систему с сильной связью.

По числу уровней иерархии организация ГРУ является многоуровневой системой. Т. к. в пределах одного уровня узлы выполняют различные функции (разведчики, оперативники, связисты и т. п.), то система является многоуровневой неоднородной. Но элементы при этом в ней объединены по функциональному признаку, а не по объектному.

Т. к. численность персонала не постоянна, а в зависимости от надобности в организации могут появляться или исчезать отдельные структуры, то по постоянству числа элементов системы и связей между ними система является управляемой.

Управление всей организацией происходит централизовано, т. е. по принципам управления и подчиненности система централизованная.

С точки зрения декомпозиции во времени система представляет собой древовидную структуру – приказы распространяются преимущественно по линейным подструктурам, переходя иногда из одной подструктуры в другую, образуя таким образом дерево.

Разберем классы иерархических структур в данной закрытой системе. Если выделять уровни абстрагирования в управлении системой (стратификацию системы), то можно получить примерно такую структуру страт:

  • IV страта – стратегическое управление
  • III страта – тактическое управление
  • II страта – оперативно-тактическое управление
  • I страта – оперативная разведка и контрразведка

Попытка разбиения системы на слои приведет к уже известной нам системе воинских званий и чинов. Можно выделять и более крупные слои, объединяя представителей соседних слоев. Так, например, в Центральном штабе ГРУ работают преимущественно представители старших офицерских чинов, что позволяет объединить их в один слой. Слой оперативников состоит преимущественно из младших офицеров.

Если продолжить укрупнять слои, объединяя различных представителей по выполняемым функциям в относительно обособленные структуры, то в результате получиться эшелонированная структура системы. В самом верхнем эшелоне находится Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации. Следующий эшелон состоит из управлений и отделов. Ниже находится эшелон оперативных разведотделов и бригад спецназа ГРУ. Последнему эшелону подчиняются резиденты военной разведки и оперативники ГРУ.

Другим примером закрытых организационных систем могут служить кланы ниндзя. Эти секретные организации возникли еще во времена феодальной Японии и, возможно, существуют в том или ином виде и по сей день. Не вдаваясь в подробности, сравним их как организационные системы с Главным Разведывательным Управлением.

Для начала рассмотрим общие положения о кланах ниндзя. Во главе клана стоит великий мастер (сенсей) или группа великих мастеров. Это старейшие, сильнейшие и мудрейшие члены клана. Затем идут мастера, которые достигли высокого уровня мастерства и могут сами обучать членов клана. Затем идут воины клана. Это члены клана, закончившие обучение, но еще не ставшие мастерами. Они являются «оперативниками» клана. Самый нижний уровень – ученики и подмастерья, проходящие обучение у мастеров. Цели организации могли быть различными – политические, криминальные, месть, шпионаж и наемничество с целью заработка и т. п.

Все кланы ниндзя имеют свой кодекс, хотя ни один кодекс одного клана другому не известен. Основные правила:

  • Слушайся приказов вышестоящих ниндзя.

А) Ниндзя должен уважать мастеров своего клана и слушаться их беспрекословно.

Б) Если что-то угрожает клану или его мастерам, ниндзя должен принести в жертву свою жизнь, если это приведёт к успеху или к победе.

  • Никогда не раскрывай свою истинную профессию.

А) Ниндзя никогда не раскроет свою настоящую профессию, имя своего клана, или даже то, что он состоит в клане ниндзя.

Б) Ниндзя никогда не должен использовать свои специальные умения на публике, когда кто-то может идентифицировать его принадлежность к клану ниндзя.

В) Защищай своё прикрытие, используй поведение, соответствующее прикрытию, как можно чаще на публике. Учти, что если член враждебного клана установит, что ты – ниндзя из другого клана, он будет охотится за тобой.

  • Соблюдай умеренность во всём, что ты делаешь.

А) Ниндзя никогда не должен показывать врагам все свои способности. Пусть его враги недооценивают его.

Б) Когда путешествуешь во внешнем мире, будь уверен в надёжности своего прикрытия.

В) По возможности, не используй оружия ниндзя. Помни, что его использование грозит тебе полной идентификацией.

  • Всегда будь настороже.

А) Всегда имей путь к отступлению, безопасный дом и потайное оружие и снаряжение, о котором не знают даже члены твоей партии.

Б) Всегда знай своих друзей лучше, чем они тебя.

В) Всегда имей про запас правдивую историю, объясняющую твои действия.

Если проводить классификацию клана ниндзя, как организационной системы, то по многим аспектам они будут совпадать с таковыми в организации ГРУ. Но есть и принципиальные расхождения. Клан ниндзя представляет собой многоуровневую структуру, но в отличии от ГРУ, практически однородную. Члены клана в пределах одного уровня выполняли идентичные функции. Это связано с тем, что клан имел строгую доктрину, предписывающую деятельность каждого своего члена. Отсюда следует и другое отличие – практически полное отсутствие горизонтальной структуры.

Таким образом можно сделать вывод: закрытые системы, имеющие сходные цели и задачи и выполняющие схожие функции, будут похожими, так как внешняя среда не оказывает на них существенного влияния. Все различия в системах будут определяться только внутренними факторами, действующими в системах.

СЛОЖНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В теория организации преимущественно рассматриваются социальные системы, так как все другие так или иначе приводятся к ним. Основной связующий элемент социальной системы – человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др. На рис. 1 приведены основные виды социальных систем по направленности их деятельности.

Рис. 1 - Виды социальных систем

В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т.д. Продукция таких организаций – это товары (услуги), информация или знания. Таким образом, социальная организация – это социальная (общественная) подсистема, характеризующаяся наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов и реализующая себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний.

В теории организации выделяют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет и приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, получение прибыли также является вторичной целью.

Социальные организации играют существенную роль в современном мире. Их особенности:

– реализация потенциальных возможностей и способностей человека;

–формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;

– сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

Говоря о социальной системе, будем представлять ее как динамическую систему, т.е. систему, изменяющуюся во времени. Как правило, это нелинейные системы, с нелинейными взаимодействиями и нелинейными законами развития, для которых имеет смысл использование понятия "траектория развития".

Происходящие изменения в системе накапливаются, в результате система теряет стабильность и переходит на другую траекторию и развивается дальше в других границах стабильности. Такую потерю стабильности в теории систем называют бифуркацией, а момент перелома траектории, или перехода, называют точкой бифуркации. Исходя из внешних и внутренних условий, конкретная система может проходить несколько состояний бифуркации, что в конце концов определит траекторию ее жизненного цикла.

Предвидя изменения, происходящие на рынке товаров, услуг или по-ставщиков, управляющая подсистема вовремя делает ставку на нововведения (новый товар, новую услугу) и не только остается на рынке, но и занимает более выгодную нишу. Предвидеть развитие бизнес-системы могут хорошо образованные менеджеры, умеющие системно мыслить.

Социально-экономические системы - открытые системы. Они свободно обмениваются с внешней средой и с другими системами энергией, материальными потоками и информацией. Деловая организация - прежде всего открытая система. Успех фирмы связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду - экономическую, научно-техническую, социально-политическую. Вся внутрифирменная структура управления выстраивается согласно этим внешним условиям, а изменения, происходящие в ней, есть не что иное, как ответ фирмы на изменения во внешней среде.

Говоря о социальных системах как об открытых, следует помнить, что любая такая система имеет границы, которые определяются пределом распространения внутреннего управляющего воздействия самой системы. А внешней средой системы является область вне реализации внутреннего управляющего воздействия системы, т.е. область, не находящаяся под контролем лица, принимающего решение

При исследовании поведения социальных систем следует помнить, что любая рассматриваемая система всего лишь элемент некоторой другой, тоже нелинейной динамической системы. И эти системы, развиваясь по собственным законам, определяют многие свойства и обстоятельства развития своих подсистем.

Любая социальная система представляет собой некую целостность, у которой, как при эволюции любой нелинейной динамической системы, периоды спокойного развития, когда происходит медленное накопление изменений, сменяются периодом бифуркаций, периодом перехода из одного канала развития в другой. Таким образом, развитие социальной системы, как и любой другой сложной динамической системы, происходит по следующей схеме. До какого-то времени система эволюционирует по заданной траектории развития: происходит медленное накопление новых особенностей и в какой-то момент ее развитие теряет устойчивость или согласованность с развитием системы высшего уровня и происходит переход на новую траекторию развития.

Понятия "организация", "организационная система" и "социальная система" в рассматриваемом контексте являются синонимами, так как ориентируют науку и практику прежде всего на поиски закономерностей механизмов соединения разнородных компонентов в единое, целостное эффективное образование. В последние десятилетия важнейшими становятся отношения экологические, как отношения между Человеком и Природой. Поэтому появилась необходимость рассматривать организацию как социоэколого-экономическую систему. Основной целью таких систем является вписанность их в природные комплексы, в биосферу.

Как видим, принцип усложнения организационных форм в процессе эволюции распространяется не только на природные, но и на социальные системы. При этом адекватно этим усложнениям должны изменяться и подходы к организации и управлению. Увеличивается объем оперативной и структурной информации о системах, усложняются процедуры, позволяющие принимать оптимальные решения, а в силу того, что значительно сложнее становится внутренняя и внешняя среда, большие трудности возникают и при реализации решений. Организационной системе присущи все основные свойства и признаки сложных систем.

Для того чтобы любая большая социальная система могла функционировать, достичь определенных целей, необходима управляющая подсистема. Таким образом, организационную систему можно разделить на две подсистемы - управляющую и управляемую. В свою очередь в управляющей подсистеме можно выделить два блока: блок определения целей и блок регулирования. Функции управляющей системы выполняет система органов управления (формирование целей, планирование, координация, контроль...). Управляемая подсистема, как правило, состоит из трех блоков: основное производство; вспомогательное производство и блок по обслуживанию деятельности.

Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций

Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации. То есть, структура организации устанавливает некоторый общий набор предварительных положений и предпосылок, определяющих, какие члены организации несут ответственность за те или иные виды решений.

Для каждой социальной организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура. Организационная структура характеризуется распределением целей и задач между подразделениями и сотрудниками организации.

Организационная структура управления - совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. Внутренним выражением организационной структуры является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. В структуре управления организацией выделяют звенья, уровни и связи.

Несмотря на существующую типологию организационных структур управления (линейную, функциональную, штабную и др.), в каждой организации имеются особенности (нюансы) ее построения в зависимости от набора и сочетания субъективных факторов. Каждая организация, как и человек, неповторима, поэтому нет никакого смысла полностью копировать ее структуру, методы и т.п. для других организации.

Линейная схема (рис.1.) хорошо работает в небольших социальных организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя; а также большой заинтересованности подчиненных в успешной работе социальной организации.

Рис.1. Линейная схема

Кольцевая схема (рис.2) хорошо зарекомендовала себя в небольших социальных организациях или в подразделения средних социальных организаций социальная организация стабильной продукцией и рынком, в которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.

Рис.2. Кольцевая схема (функциональные

Схема "колесо" (рис.3) хорошо зарекомендовала себя в небольших социальных организациях или в подразделениях средних социальных организаций с неустойчивой номенклатурой выпуска и рынками сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейные (административные) воздействия, а работники выполняют положенные им функциональные обязанности.

Рис.3. Схема «колесо» (линейно-функциональные связи)

Схема "звезда" (рис.4) дает положительные результаты при филиальной структуре социальной организации и при необходимости соблюдения конфиденциальности в деятельности каждой составляющей социальной организации.

Рис.4. Схема «звезда» (линейная связь)

Базовые схемы дают возможность формировать большое разнообразие производных от них схем отношений.

Иерархическая схема (рис.5) основана на схеме "колесо" и применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.

Рис. 5. Иерархическая схема (линейно-функциональные связи)

Штабная схема (рис.6) основана на базовой схеме "звезда". Она предусматривает создание функциональных штабов при руководителе в форме отделов или групп (например, финансовый отдел, отдел кадров и т.д.)

Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Затем руководитель принимает решение и сам доводит его до соответствующего подразделения.

Штабная схема имеет преимущество при необходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым подразделениям социальной организации.

Рис. 6. Штабная схема (линейная связь)

В основе матричной схемы (рис.7) лежат схемы "линия" и "кольцо". Она предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: административную – от непосредственного руководителя и функциональную – от специалистов, которые могут и не находиться в подчинении того же руководителя (например, это могут быть специалисты консультационной фирмы или передовой организации). Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг и знаний.

Рис. 7. Матричная схема (линейные и функциональные связи).

Рис. 8. Смешанная схема отношений в социальной организации.

В смешанной схеме (рис.8.) средний уровень управления определяет гибкость организационной структуры социальной организации – это наиболее активная ее часть. Высший и низший уровни должны быть наиболее консервативны по структуре.

В рамках одной социальной организации и даже в рамках одного типа социальных организаций может существовать несколько типов отношений.

Таким образом, управление организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели.

Базой, на которой строится вся управленческая деятельность, служат организационные структуры. Любая организация в процессе ее создания и развития ориентируется на достижение вполне определенных целей, поэтому и её организационная структура является преднамеренно и целенаправленно созданной и ориентированной на достижение установленных целей.

Организационную структуру управления можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда, то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Каждая организация представляет собой маленькое общество со своими населением и территорией, экономикой и целями, материал ценностями и финансами, коммуникациями и иерархией. Она имеет свою историю, культуру, технологию и персонал. Существуют формализованные коммуникации и неформальные отношения человека с другими людьми, их соотношение должно заранее определяться руководителем.

Среди элементов, влияющих на формализованные коммуникации и неформальные отношения можно выделить общее и особенное.

Общее в отношениях людей в организации можно прогнозировать и на этой базе создавать различные виды нормативной документации.

Особенное – это колорит отношений, который в отдельных случаях может иметь решающее значение в деятельности организации. Сочетание общего и особенного в отношениях людей существенно влияет на общее и особенное в деятельности самой социальной организации, ее реакции на действие того или иного закона.

Огромное разнообразие видов социальных организаций делает невозможным детальное изучение каждого из них, поэтому для определения их особенностей приходится ограничиться лишь некоторыми из них.

Разделим все множество особенностей (свойств) организаций, наиболее часто встречаемое в научной литературе на три группы. К первой группе отнесем особенности, характерные для искусственных организаций (на примере деловых организаций). Ко второй группе отнесем особенности, характерные для естественных организаций (на примере общества, исторически сложившихся городов, наций, цивилизаций, этносов и др.). К третьей группе отнесем общие особенности, характерные как для искусственных, так и для естественных организаций.

ОСОБЕННОСТИ  ИСКУССТВЕННЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Ориентация на определенные социальные потребности.

2. Целенаправленность

3. Единый центр управления

4. Иерархическая структура

5. Интегрированный характер

ОСОБЕННОСТИ  ЕСТЕСТВЕННЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Отсутствие целей создания

Эта особенность следует из самопроизвольного характера появления естественных организаций.

2. Универсальный характер деятельности

В отличие от искусственных, естественные организации ориентированы на удовлетворение многих потребностей. При этом некоторые из этих потребностей имеют относительно постоянный характер (потребности в безопасности, здоровье, жилье, продуктах питания и др.). В связи с этим деятельность естественных и естественно-искусственных организаций имеет более универсальный характер по сравнению с искусственными организациями, деятельность которых имеет специализированный характер.

3. Гибкая структура управления

Эта особенность следует из разнообразия естественных организаций, в которых может отсутствовать центр управления (эгалитарные организации), а может быть один или несколько центров (многовластие); может быть строго иерархическая структура, а может быть и сетевая, сотовая, круговая, звездообразная, цепная и др.

4. Наличие избыточности

Эта особенность определяется природой естественных организаций. Если в искусственных организациях каждый элемент специально подбирается для выполнения определенной работы в организации, то в естественные организации никто не специально не подбирает. Подбор осуществляется стихийно, благодаря объективному стечению обстоятельств.

ОБЩИЕ  ОСОБЕННОСТИ  СОЦИАЛЬНЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Целостность и устойчивость

2. Наличие организационной культуры

3. Регламентированное поведение и деятельность членов организации

Регламентированное поведение означает, что каждый член (субъект) организации, будь то частное лицо или более мелкая организация (формальная или неформальная), подчиняется определенным «правилам игры», являющимся элементами культуры организации.

4. Способность организаций выявлять и удовлетворять свои потребности, или способность выявлять и решать свои проблемы.

5. Способность к саморазвитию и самообучению.

Итак, общими признаками социальных организаций, отличающими их от других (неорганизованных) социальных формирований (социальных групп, общностей, классов, слоев) является целостность и устойчивость, наличие организационной культуры, регламентированное поведение, способность выявлять и удовлетворять социальные потребности, способность к самообучению и саморазвитию.

Из указанных выше особенностей социальных организаций важнейшей является способность организаций выявлять (распознавать) и удовлетворять социальные потребности, так как от этой способности зависят само существование организации.

Любая социальная организация, будь то общество или фирма, существует как устойчивая социальная целостность, потому что подобно живому организму обладает  разумной деятельностью, проявляющейся в способности адекватно отвечать на вызовы или выявлять (обнаруживать) и удовлетворять свои потребности. Заметим, что указанная особенность ни в коем случае не противоречит тому факту, что многие организации являются целенаправленными системами. Вместе с тем организации нельзя рассматривать лишь как целенаправленные системы, не учитывая их социологию, включая процессы самоорганизации и формирования коллективного сознания, направленного на выявление и удовлетворение собственных потребностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме «Различные виды систем: основы существования.» можно сделать ряд выводов:

Процесс создания организации любой материальной системы, осуществляемой в результате хаотического, не регулируемого движения и взаимодействия различных элементов, объектов, факторов, материальной среды будем называть процессом самоорганизации. Организация (создание и эволюция системы) осуществляется до тех пор, пока не будет создана ее организационная структура со свойствами, параметрами, характеристиками, обеспечивающими ей стабильное функционирование в данных условиях внешней среды.

Необходимым и достаточным условием возникновения и функционирования организации, в конкретной точке материальной среды, является изменение условий (параметров, характеристик) среды, внешней по отношению к рассматриваемой точке (системе).

Системный подход к организации позволил представить организацию как открытую систему, связанную со средой, зависимую от изменений среды, включающую в себя людей в качестве элементов, но несводимую к сумме их устремлений, способностей, желаний. Объединенные общими целями, реализующие привычные модели поведения члены организации не всегда способны увидеть то множество возможных путей и способов, которые могут привести к необходимому результату.

Социальная организация - система социальных групп и отношений между ними. Различают производственные, трудовые, общественно-политические и другие социальные организации.

В социальной организации, центром которой является человек, объективно выполняется ряд общих и особенных законов и принципов, которые представляют единое целое в мире организаций. Поэтому любую фирму, компанию, организацию следует рассматривать как социально-экономическую систему, так как важнейшими отношениями в них выступают социальные и экономические.

В организации переплетаются и уживаются интересы личностей и групп, устанавливаются правила и нормы отношений, дисциплина и творчество. У каждой организации – своя миссия, культура, имидж. Организации изменяются в соответствии с требованиями окружающей среды и погибают, когда не способны их выполнить. Класс социально-экономических систем несравненно сложнее, чем класс социо-технических систем.

Первые социальные организации на Земле имели естественное происхождение. Искусственные организации появились позднее естественных, которые первоначально служили в качестве эталонов  для создания искусственных организаций.

Естественно-искусственные организации являются промежуточной (смешанной) формой социальной организации, сочетающей в себе как искусственные, так и естественные образцы организационной культуры.

В настоящее время доминирующими являются искусственные и естественно-искусственные организации, которые вытесняют естественные организации из всех сфер человеческой деятельности, что предъявляет высокие требования к социальным инженерам, от которых зависит не только эффективность создаваемых организаций, но также их жизнеспособность, а главное, социальная защищенность членов организации. Для этого социальные проекты  должны включать в себе не только производственную, но и социальную составляющую.

Список литературы

  1. Алиев, В.Г. Теория организации. Учебник для вузов. 3-е издание, стереотипное / В.Г. Алиев - М.: Экономика, 2005. – 432с.
  2. Ансофф И. Стратегическое управление/ И. Ансофф – М.: Экономика, 1999.- 621с.
  3. Баранников, А.Ф. Теория организации: Учебник / А.Ф. Баранников - М.: ЮНИТИ, 2004. – 453с.
  4. Доблаев, В.Л. Теория организации / В.Л. Доблаев.- М.: Наука, 1995. – 500с.
  5. Закс, С. Эволюционная теория организации / С.Закс // Проблемы теории и практики управления. – 1998. - №1. – С44.
  6. Кудашкин, Д.М. Общая теория социальных организаций / Д.М. Кудашкин– М.: Юнити, 2000. – 376с.
  7. Леванков, В.А. Теория организации. Опорный конспект лекций и методических рекомендаций к изучению курса / В.А. Леванков – СПб, 2001. – 342с.
  8. Мильнер, Б. З. Теория организации / Б. З. Мильнер – М., 1998.- 412с.
  9. Парахина, В.Н. Теория организации: Учеб. Пособие / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко - М.: КНОРУС, 2004.- 321с.
  10. Радченко, Я.В. Теория организации. ч.1. (конспект лекций)/ Я.В. Радченко– М.: Изд-во ГАУ, 1998. – 231с.
  11. Рогожин, С.В. Теория организации: Учеб. пособие / С.В. Рогожин. - М.: Моск. гос. ун-т коммерции, 1998. – 364с.
  12. Смирнов, Э.А. Основы теории организации. Учебное пособие для вузов / Э.А. Смирнов - М.: Юнити, 2000. – 403с.
  13. Франчук, В.И. Основы общей теории социальных организаций / В.И. Франчук - М.: ИОС, 1998. – 423с.
  14. Франчук, В.И. Основы построения организационных систем / В.И. Франчук – М.: Экономика, 1991. – 454с.


Руководитель

Руководитель

Руководитель

Руководитель

Руководитель

Руководитель

Руководитель

Руководитель

Руководитель

роизводство продукции

Руководитель

Финансы

Штабы

Персонал

Экономика

Производство продукции

Руководитель

Производство

Финансы

Экономика

Технология

Функциональные

связи

Линейные (административные) связи

Линейно-функциональные связи

Все многообразие связей

Линейная связь

Производство

Средний уровень управления

Высший уровень управления

Различные виды систем: основы существования