ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

ОГЛАВЛЕНИЕ

[1]
2. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

[2] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[3]
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Даже в самых древних обществах требовались люди, которые умели координировать и направлять действия других людей на достижение общих целей и ценностей: в политической сфере (установление порядка, правил, законов); в экономической (добыча, распределение или производство благ), а также в оборонительной сфере (защита людей от врагов или стихии).

Всякая организующая и регулирующая деятельность людей в этих сферах, которая приводит к намеченной цели, выступает как управление. Опыт управления накапливался веками, наиболее успешные правила управления запоминались, обобщались последующими поколениями, но постепенно устаревали и тормозили развитие общества и производства. Поэтому периодически требуется нахождение новых правил управления, чтобы регулировать общественное поведение и производство в новых исторических условиях. [1, 15]

Менеджмент представляет собой особый вид деятельности, позволяющий людям добиваться поставленных целей за счет наилучшего сочетания способностей людей и их интересов, а также оптимального соединения ресурсов, необходимых для выбранного бизнеса. Это - сложная форма деятельности, сочетающая в себе элементы науки и искусства. Так, наука об управлении изучает, почему люди, для того чтобы добиться цели, чаще всего объединяются в сообщества - организации. При этом выясняется, что люди объединяются по интересам, которые и приводят их к общим целям. Но чтобы вместе двигаться к цели и не перессориться, а дружно работать, люди должны выработать правила совместного поведения. Так возникают самые простейшие организации. Чтобы организация была прочной, сделать это нужно грамотно, профессионально. Для этого нужно изучить психологию, этику, культуру общения, науку принятия решений, науку исследования систем управления и др. Кроме того, этим людям понадобится искусство составления определенных сценариев поведения людей, играющих различные роли в организациях, и распределить эти роли как обязанности между ними.

Менеджмент предполагает ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль; постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов; хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений. [5, 23]

Целью курсовой работы является изучение основных функций менеджмента.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- определить сущность, цели и задачи менеджмента;

- изучить основные функции менеджмента.


1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА

Менеджмент (от англ. management — управление, руководство, администрирование, дирекция, умение распоряжаться, владеть, управлять) — разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.

По своей сути термин "менеджмент" является синонимом термина "управление". Термин "управление" применяется к разным видам человеческой деятельности, разным сферам деятельности, к органам управления.

Термин "менеджмент" применяется к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.

Целью любой организации является получение прибыли как конечного результата, путем преобразование различных ресурсов (денежных, материальных, трудовых). Для этого организация делится на подразделения, которые выполняют возложенные на них задачи, для реализации специфических целей. Подразделения (отделы, службы, отделения) - группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижение общей цели. Другими словами, менеджмент – организация управления фирмой, осуществляющей предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибыли. [9, 103]

В процессе управления возникают ситуации, требующие о руководителя – менеджера – принятия решения в отношении изменения целей и программы действий. Управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Принятое управленческое решение подлежит конкретизации для исполнителей и контролю за выполнением. Иначе говоря, управленческое решение должно содержать ответ на вопрос – как реализовать принятое решение и как проконтролировать его исполнение.

Термин «менеджмент» происходит от английского «management», что буквально переводится "руководство, управление". Существует несколько понятий менеджмента:

  1. Менеджмент – это, прежде всего наука. Это целая система знаний, которая представляет собой теоретическую и практическую базу в управлении какими-либо ресурсами.
  2. Менеджмент – это и сам процесс управления, который осуществляется посредством выполнения следующих функций: планирование, организация, координирование, мотивация, контроль и анализ.
  3. Менеджмент – это искусство управления. Помимо научных знаний, для управления нужен талант и умение применять эти знания, наука дает знания и практикум по управлению, ну а в конкретной ситуации нужно чувствовать, как действовать.
  4. Кроме того под менеджментом понимают управленческий аппарат, то есть совокупность всех подразделений управленческого персонала.

В соответствии со всеми этими понятиями, менеджер – это профессиональный управленец, который обладает специальными знаниями, навыками, и в идеале, талантом и собственным стилем управления.

Различают три уровня управленцев: менеджеры высшего звена, среднего звена и низового звена.

  • К менеджерам высшего звена относят, так называемых, топ-менеджеров, это непосредственно руководители предприятий, органов власти.
  • К менеджерам среднего звена относятся управленцы, которые подчиняются топ-менеджерам и управляют линейными руководителями.
  • К менеджерам низового звена относятся линейные руководители, которые непосредственно управляют исполнителями.

Менеджмент организации – это непосредственно управление организацией, предприятием, использование ресурсов организации для достижения поставленных целей, путем осуществления функций менеджмента.

Система менеджмента – это система управления различными ресурсами организации, будь то человеческие, технические, финансовые и другие,  для достижения поставленных целей.

Качественные системы менеджмента опираются на такие фундаментальные науки как математика, психология, статистика, эконометрия, информатика. Система менеджмента является динамичной системой, она подстраивается под изменяющиеся условия, то есть развивается.

Современная компания ставит перед собой и решает целый комплекс задач, которые и определили структуру современного менеджмента, которая включает в себя следующие основные подсистемы:

  • Финансовый менеджмент
  • Инвестиционный менеджмент
  • Стратегический менеджмент
  • Информационный менеджмент
  • Инновационный менеджмент
  • Маркетинг
  • Управление проектами, которое включает в себя: управление персоналом, управление проектированием, управление качеством.
  • Риск-менеджмент
  • Экологический менеджмент

Финансовый менеджмент - это подраздел менеджмента, изучающий финансовые ресурсы и способы управления ими, с целью увеличения и приумножения. Финансовое управление включает в себя как приобретение, распределение, использование финансовых ресурсов, так и контроль, и анализ их использования.

Стратегический менеджмент занимается разработкой и реализацией стратегий развития предприятий и организаций. Ведь именно правильно поставленные цели и верные пути их достижения являются основой качественного менеджмента.

Инвестиционный менеджмент занимается управлением инвестиционной деятельности различных масштабов, от отдельного инвестиционного проекта, до инвестирования в масштабах государства. [2, 183]

Подсистема менеджмента, которая занимается изучением и внедрением инноваций в производство и управление предприятием – инновационный менеджмент. Кроме этого с помощью разных методов и инструментов, изучается необходимость изменений, готовность к этим изменениям и экономический эффект их внедрения.

Менеджмент качества - направление менеджмента, которое занимается разработкой и внедрением системы качества на предприятии, организации. Стандарты качества признаны во всем мире, и для того чтобы предприятие могло выйти на рынок со своим продуктом, или услугой, необходимо соответствовать данным стандартам.

Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренний (эндогенный) и внешний (экзогенный) аспекты.

На содержание менеджмента оказывают влияние две группы факторов:

  • тенденция развития организации;
  • специфические национальные факторы развития экономики.

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства – выпуска продукции и услуг.

Менеджмент предназначен для создания условий для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска.

Чтобы быть успешной в течение долгого времени, чтобы выжить и достичь своих целей, организация должна быть как эффективной, так и результативной. По словам Питера Ф. Друкера, результативность является следствием того, что «делаются нужные, правильные вещи». Эффективность же — следствие того, что «правильно создаются эти самые вещи». И первое и второе одинаково важно. Все компании, добившиеся значительных успехов, делали «правильные вещи», выбрав цель, которая соответствовала какой-то важной потребности, существующей в мире. Кроме того, эти организации делали «свои вещи правильно».

Производительность организации, т. е. относительная эффективность, имеет количественное выражение. Она определяется как отношение количества единиц (труда, ресурсов и др.) на выходе к количеству единиц на входе. Важным элементом производительности является также качество.

Все организации имеют много общих характеристик, но при исполнении управленческих функций необходимо принимать во внимание различия между ними. Эти различия обусловлены действием факторов внешней и внутренней среды организации и их изменениями, а также конкретной ситуацией, в которой она оказалась. 

В связи с этим, целью менеджмента является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных резервных денежных средств и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

Управление производством – сложный, многоплановый процесс. Менеджмент позволяет ответить на главные вопросы, которые рождаются в ходе этого процесса. Прежде всего, важно определить, кто кем управляет, это так называемый институциональный аспект менеджмента. Далее следует выяснить, как управление осуществляется и как оно влияет на управляемых сотрудников. Это функциональный аспект менеджмента. Последний из основных вопросов – чем управление осуществляется – инструментальный аспект.

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют основные задачи в управлении. Рассмотрим основные цели и задачи менеджмента и каждое из этих понятий более подробно.

Понятие цели и задачи менеджмента – это желаемый результат, к которому стремится любая организация и инструменты, необходимые для достижения этого результата. Менеджмент ставит перед руководителями цели, которые используются для общего ориентира деятельности и общей оценки эффективности предприятия. В качестве целей обычно рассматривается приобретение или сохранение каких либо факторов. Здесь стоит помнить – чем дольше предполагаемый период, тем больше будет неопределенность будущего, поэтому и цели должны ставиться в более общей форме. Также цели могут быть общими и глобальными. Иными словами, цели могут разрабатываться для компании в целом, а могут отвечать за каждое направление деятельности организации. Существует общая классификация, по которой могут осуществляться цели. Например, цели результативно-хозяйственные включают в себя ряд стремлений:

  • к доходу;
  • к имущественному состоянию;
  • к увеличению оборота;
  • к снижению расходов.

Также цели можно разделить по следующим факторам:

  • предмет цели (рассчитывается общий или частный результат);
  • количество переменных (многоальтернативные и имеющие одну альтернативу);
  • значение (главная, сквозная или второстепенная);
  • охватываемая сфера (общая цель или частная).

В отличие от целей достижение задач осуществляется только в определенный период времени, в пределах того периода на который рассчитано управленческое решение. Задачи определяются как серия определенных работ предписанных к выполнению в определенные сроки. Здесь возможны три категории – работа с информацией, с предметами, или с людьми. Одна из важнейших задач менеджмента – это организация процесса производства товаров и услуг, и с учетом потребителей и с уже имеющимися человеческими ресурсами. Сюда же входит обеспечение стабильности положения организации на рынке и обеспечение рентабельности ее деятельности.

Также менеджмент имеет ряд принципов управления, которые представляют собой различные нормы, закономерности и правила, соблюдение которых гарантирует достижение задач, поставленных перед обществом. Реализуются эти принципы через целеустремленность, сознание и волю человека. Использование этих качеств возможно лишь в максимально комфортных условиях труда.


2. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА