Инструкция по охране труда для учителя физики


Инструкция по охране труда для учителя физики

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция составлена в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда, с программой обучения, технологической картой; инструкция должна быть выдана учите¬лю на руки под роспись. Срок действия инструкции - 5 лет.

1.2. Технологический процесс обучения должен отвечать требо¬ваниям государственных стандартов, проводиться с использовани¬ем оборудования: по электродинамике, термодинамике и молекуляр¬ной физике, оптике, колебаниям и волнам, механике (подробный список оборудования находится в лаборантской кабинета физики), отвечающего требованиям ГОСТов ССБТ, правилам эксплуатации электроустановок.

1.3. К работе по преподаванию физики допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие специальное образование, прошедшие проверку знаний требований безопасности с получением удостове¬рения, получившие III группу допуска по электробезопасности.

1.4. При поступлении на работу учитель физики должен прой¬ти медосмотр, а при последующей работе два раза в год проходить медосмотры.

1.5. Учитель физики может быть допущен к работе после про¬хождения им вводного инструктажа по безопасности труда, пер¬вичного инструктажа на рабочем месте.

1.6. Повторный инструктаж должен проводиться не реже од¬ного раза в 6 месяцев. Проведение инструктажей регистрируется в журнале по охране труда. Учитель физики должен один раз в 3 года проходить проверку знаний по охране труда.

1.7. Внеплановый инструктаж учителя физики проводится при изменении правил охраны труда, технологического процесса, обо¬рудования; при нарушении учителем физики требований охраны труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взры¬ву, пожару.

1.8. Учитель физики, показавший неудовлетворительные зна¬ния по охране труда при аттестации, не позже чем в месячный срок должен пройти повторную проверку знаний. В этот период учитель физики не допускается к работам повышенной опасности (напри¬мер, с электрическим током). Учитель физики, повторно показав¬ший неудовлетворительные знания, к работе не допускается и мо¬жет быть уволен в соответствии с Трудовым кодексом.

1.9. Учитель физики обязан:

- соблюдать трудовую, технологическую и производственную дисциплину и Правила внутреннего распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха;

- выполнять только ту работу, которая входит в должностные обязанности и распоряжения руководителя;

- находясь на рабочем месте, должен использовать спецодежду и средства индивидуальной защиты: халат х/б, диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик;

- не выполнять распоряжения, если они противоречат требова¬ниям охраны труда;

- не допускать присутствия посторонних лиц на рабочем месте (например, родителей);

- курить в специально отведенных местах;

- не употреблять спиртных напитков, наркотиков;

- о нарушениях правил охраны труда и случаях травмирова¬ния немедленно сообщать заведующему кабинетом и администра¬ции школы;

- при неисправностях оборудования, приспособлений и инст¬румента прекратить работу. Возобновить работу можно лишь пос¬ле ликвидации всех неисправностей.

1.10. В технологическом процессе преподавания по ГОСТу 12.0.003-74 ССБТ "Опасные и вредные производственные факто¬ры. Классификация" опасными и вредными производственными факторами в кабинете физики являются:

- термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;

- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посу¬дой и приборами из стекла;

- поражение электрическим током при работе с электроустанов¬ками;

- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламе-няющимися и горючими жидкостями;

- запыленность;

недостаточная освещенность;

- эмоциональные перегрузки;

- поднятие тяжестей;

- шум;

- неудобная поза.

При несоблюдении требований по охране труда возможными являются профзаболевания:

- заболевание глаз (ослабление зрения);

- заболевания сердечно-сосудистой системы;

- заболевания позвоночника;

- опущение внутренних органов;

- ослабление слуха.

1.11. Характеристика производственного помещения; по электробезопасности - помещение с повышенной электричес¬кой опасностью.

1.12. Контроль за исправностью оборудования (амперметров, вольтметров, источников питания, стеклянного оборудования и т. д.), приспособлений (штативов, держателей и т. д.) должен обес¬печивать ежедневно учитель, заведующий кабинетом с записью замечаний в журнале по охране труда.

1.13. В соответствии с Положением о расследовании несчаст¬ных случаев на производстве пострадавший или очевидец несчаст¬ного случая обязан сообщить об этом руководителю школы. Каж¬дый несчастный случай в школе должен быть расследован комис¬сией с оформлением акта по формам Н-1 (в двух экземплярах), Н-2 (в четырех экземплярах).

1.14. Учитель физики должен у меть оказывать первую помощь,

используя соответствующие способы.

1.15. Учитель физики несет личную ответственность за соблю¬дение требований безопасности своего труда и ответственность за создание опасного или вредного производственного фактора для товарищей по работе и учащихся, а также за поломку производ¬ственного оборудования. Дисциплинарная ответственность приме¬няется в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса, уголов¬ная - со статьей 143 Уголовного кодекса.

1.16. Администрация обязана обеспечить качественное прове¬дение инструктажа по охране труда, а работник должен серьезно относиться к изучению правил охраны труда, а при необходимос¬ти требовать дополнительного обучения и разъяснения.

2. Требования охраны труда перед началом работ

2.1. Требования производственной санитарии к рабочему месту учителя физики:

- площадь на одного учащегося составляет 2,4 кв. м;

- применяемая система вентиляции - вытяжная, форточки;

- нормативная освещенность рабочего места - 300 лк;

- нормативный уровень шума - 40 дБл.

Нормативные допустимые параметры микроклимата

Период года Температура °С Относитель-ная влаж-ность, % Скорость движения, м/с

Холодный Теплый 18-21

18-21 40-60

40-60 0,2

2.2.Требования пожарной безопасности: пожаротушение обес¬печивается огнетушителем ОУ-2, песком.

2.3.Перед работой учитель физики обязан:

- тщательно проветрить помещение кабинета физики;

- осмотреть и надеть необходимую спецодежду;

- осмотреть и привести в порядок рабочие места: свое и учащихся;

- проверить исправность средств индивидуальной защиты: сво¬их и учащихся;

- проверить исправность инструмента, приспособлений, обору¬дования путем включения в рабочее состояние; защитного заземле¬ния (проверить замкнутость видимой проводки), напомнить уча¬щимся безопасные способы выполнения предстоящей работы;

- о замеченных неисправностях оборудования, приборов сооб¬щить заве-дующему кабинетом и к работе не приступать до их уст¬ранения.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Учитель физики должен работать, применяя безопасные способы и приемы работы в соответствии с конспектом урока, опи¬санием демонстрационных опытов и лабораторных работ. Во вре¬мя работы быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела, следить за работой механизмов и оборудования.

3.2. При работе с приборами из стекла применять стеклянные трубки с оп-лавленными краями, правильно подбирать диаметры резиновых и стеклян-ных трубок при их соединении, а концы сма¬чивать водой, отверстие пробирки или горлышко колбы при нагре¬вании в них жидкостей направлять в сторону от себя и от учени¬ков, не допускать резких изменений температуры и механических ударов. При работе, если есть вероятность разрыва сосуда вслед¬ствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха, на демон¬страционном столе со стороны обучающихся установить защитный экран из оргстекла, а учитель должен надеть необходимые средства индивидуальной защиты.

3.3. Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками, за-крывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания.

3.4. Для исключения возможности травмирования обучающих¬ся на демонстрационном столе необходимо установить защитный экран из оргстекла.

3.5. При измерении напряжений и токов амперметры и вольт¬метры присоединить проводниками с. надежной изоляцией, снаб¬женными наконечниками.

3.6. При сборке схемы гальванические элементы, аккумулято¬ры подключать в последнюю очередь. Замену деталей, измерение сопротивлений в схемах учебных установок производить только после ее выключения и разрядки конденсаторов с помощью изоли¬рованного проводника.

3.7. Не включать без нагрузки выпрямители и не делать пере¬ключений в схемах при включенном питании.

3.8. Не оставлять без надзора включенные в сеть электричес¬кие устройства и приборы.

3.9. Запрещается нахождение на рабочем месте посторонних лиц (например, родителей, учеников других классов).

3.10. Если при выполнении работы учитель физики заметил неисправности, он обязан прекратить работу. Дать заявку лаборанту на устранение неполадки или исправить прибор самостоятельно.

3.11. На рабочем месте должны поддерживаться оптимальные параметры микроклимата (см. п. 2).

3.12. Должны обеспечиваться меры по безопасному обращению с химиче-скими огнеопасными, взрывоопасными материалами, ве¬ществами (например, бензином, керосином): держать их вдали от огня, пометить надписями "Беречь от огня", при пользовании эти¬ми и другими химическими реактивами запрещается их нюхать, пробовать на вкус.

3.13. На рабочем месте должны находиться конспект урока и описание выполнения опыта или лабораторной работы.

3.14. Учитель должен использовать коллективные и индиви¬дуальные средства защиты от вредных и опасных производствен¬ных факторов.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях 4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств (например, пробой изоляции), немедленно прекратить работу и отключить источник питания. Работу продолжать только после устранения неисправности.

4.2. При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании немедленно отключить их от сети, эвакуировать учащих¬ся из кабинета, со-общить о пожаре в пожарную часть по телефону 01 и приступить к тушению очага возгорания с помощью углекислотного (порошкового) огнетушителя или песком.

4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости, напри¬мер спирта, и ее загорании удалить обучающихся из кабинета, со¬общить в пожарную часть и приступить к тушению очага возгора¬ния с помощью первичных средств пожаротушения.

4.4. В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а ис¬пользовать щетку и совок.

4.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадав¬шему, сооб-щить об этом администрации школы, при необходимо¬сти отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования охраны труда по окончании работ

5.1. Отключить электрические устройства и приборы от источ¬ника питания.

5.2. Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в лаборантскую в шкафы.

5.3. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

5.4. Тщательно проветрить помещение кабинета физики.