Конспект урока по истории Боги и герои Эллады 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Сторожевое
Методическая разработка урока по истории в 5 классе по теме
«Боги и герои Эллады»
Учитель истории Зиброва Лариса Васильевна,
проживающая по адресу: Липецкая область
Усманский район с. Сторожевое,
улица Прибреджная,4
Пояснительная записка
Данный урок разработан для учащихся 5 класса.
Моя концепция преподавания.
Моя педагогическая цель – научить моих учеников умению учиться.
Помочь ученикам почувствовать себя способным и то, что усилия дают результат.
Гибкие стиль, формы, методы обучения.
Предоставлять учащимся возможность выбора видов, форм, содержания деятельности.
.
Цели урока:
Создать условия для развития личности ребенка в процессе деятельности и общения.
Формировать потребность в самообразовании и повышении культурного уровня.
Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них.
Подвести учащихся к пониманию общей закономерности6 религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы.
Продолжить формирование умений выделять главное, работать с текстом учебника и его иллюстрациями.
Задачи урока:
Образовательная:
- Обобщить и закрепит знания учащихся по теме «Боги и герои Эллады»
2. Развивающая:
- Овладеть элементарными методами исторического познания;
- развивать умения работы с различными источниками исторической информации (чтение и анализ мифов, заполнение таблицы,
- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся ( высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваться к мнению других ее членов)
3. Воспитательная:
- Способствовать развитию у школьников интереса к истории, приобщать их к культурному наследию прошлого, способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности.
4. Здоровьесберегающая:
- Предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.
Реализация концепции преподавания в уроке.
1. Развивающие цели на уроке являются ведущими.
2. Предложенный вариант урока может быть реализован только при активном участии учащихся. Для всех учащихся есть возможность добиться результата – большого или маленького, почувствовать себя успешным
Тип урока: урок получения новых знаний с применением ИКТ
Форма организации учащихся – групповая.
Урок рассчитан на 45 минут
Учебник Ф. А.Михайловского. Всеобщая история. История Древнего мира, М.: «Русское слово», 2008.
Оборудование: компьютеры, проекционная аппаратура, экран, тесты.
Это урок освоения новых знаний. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении используются материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На уроке применяются следующие методы обучения:
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися);
наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации );
практические (работа с карточками).
На уроке используются информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Применяются следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяют друг друга.
Оборудование:
Карта «Древняя Греция»
Выставка дополнительной литературы
Компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся
Учитель:
- Что такое религия?
- Дайте определение «религия».
- Вспомните, почему у людей возникли религиозные верования?
- Какие явления природы не мог объяснить человек?
- Подумайте, какие явления природы могли обожествлять жители Древней Греции?
III. Изучение нового материала
Учитель: «Ребята, сегодня на уроке, мы познакомимся с вами с религиозными верованиями древних греков. Узнаем, какие силы природы обожествляли древние греки, каким занятиям древних греков покровительствовали боги. Продолжим знакомство с мифами и легендами Древней Греции.
План изучения нового материала.
Олимпийские боги.
Боги земледелия.
Подвиги Геракла
Учитель: Греки, как и другие народы, не понимали и боялись многих явлений природы. Они верили, что боги населяют всю природу и управляют ею. Богов они представляли себе в виде людей, но бессмертных и могущественных. Греки верили, что если человек будет надеяться, только на собственные силы и не будет просить помощи богов, то в жизни его ожидают трудности и неудачи. Если же к богам обращаться с просьбами, молитвами, приносить жертвы, то они помогут человеку прожить счастливую жизнь, добившись больших успехов в делах. В поэмах Гомера «Одиссея» и «Илиада» мы уже встречались с богами, одни из них помогали грекам, другие - троянцам.
IV. Работа с картой
Цель: продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий
Учитель: По представлению древних греков бои обитали на высочайшей горе Греции Олимп - отсюда и понятие «олимпийские боги», «олимпийцы», которая расположена в северной Греции.
( Ученики показывают на карте, где находится гора Олимп.)
Слайд2.
Учитель: Главным богом у греков был Зевс. Слайд 3. Это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет с орлом - символом власти на плече и пучком молнии в руке. Взмахнет Зевс рукой - удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния—и хлынут потоки дождя на землю. Женой его была Гера, которую эллины почитали еще и как покровительницу брака и семьи. Слайд 4.
Вопрос: Почему именно этот бог играл такую важную роль в религии греков? Что вы знаете о дождях и грозах в Греции? Какой вред и какую пользу они приносили грекам?
Главный храм Зевса находился в Олимпии, в Южной Греции. Один раз в четыре года здесь устраивались знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.
В далеки времена миром правил бог Крон. Крону было предсказано, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у жены Крона, богини Реи, рождался ребенок, Крон проглатывал его. Когда родился Зевс, Рея решила обмануть Крона и подала ему камень, завернутый в пеленки. Не заметив обмана, Крон проглотил камень. Зевс вырос, возмужал. Он восстал против своего отца и в жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.
Слайд5. Не меньше, чем грозного Зевса, греки боялись морского бога Посейдона. Своим огромным трезубцем Посейдон вызывает на море бурю и топит корабли. Посейдона изображали могучим мужчиной с горделивой и величественной осанкой.
Слайд6. Бог Аид - брат Зевса и Посейдона - властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит ночь. Точно гонимые ветром носятся там души умерших. Никому нет возврата из этого царства печали.
Вопрос учащимся: Какое явление природы отражено в сказании об Аиде?
Учитель: Считалось, что у каждой отрасли хозяйства-земледелия, скотоводства, охоты и других ремесел - есть свой бог покровитель. Особенно славились бог винограда и вина Дионис) богиня хлебных колосьев Деметра. Слайд 7. Деметре приносили жертвы, молясь о хорошем урожае. А в честь бога Диониса люди устраивали праздник весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре когда поспевало молодое вино.
Слайд8. Когда греки начали обрабатывать металлы, возник миф о боге Гефесте - покровители кузнецов. Гефест сам работает в кузнице под землей. Гефест носит простую одежду ремесленника, его руки и лицо выпачканы сажей.
С развитием торговли появился бог Гермес. Он выполнял различные поручения Зевса и летал из одного города в другой, поэтому Гермеса часто изображали с крылышками на сандалиях.
Слайд 9. Богом искусства считался красивый юноша Аполлон. Его сопровождали музы - покровительницы танцев, музыки, поэзии, истории. Любили богиню охоты - Артемиду.
Слайд 10. Почитали богиню мудрости и знаний Афину, воительницу, охранявшую города, покровительницу ткачества.
Слайд 11. Не меньшим уважением пользовался и грозный бог войны Арес.
Слайд 12. Самой прекрасной из олимпийских богинь была «златокудрая» Афродита - богиня любви и красоты. В мифах говорилось, что родилась она из белоснежной пены, принесенной теплым ветром к берегам острова Кипр.
V. Комментированное чтение мифа о богине земледелия Деметре и ее дочери Персефоне.
Задание:
Прочитать миф.
Ответить на следующий вопрос:
- Какие явления природы отразились в мифе?
VI. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Задание: прочитать стр. 131-132
Цель: формировать умение анализировать через деятельность героя его личностные качества.
- Вопросы ученикам: Кого греки называли героями?
- Каких героев Древней Греции вы уже знаете?
- Вспомните, героями каких мифов и произведений являются Ахилесс и Тесей.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с самым популярным героем Древней Греции - Гераклом. Сын Зевса и смертной женщины Алкмены после невольного убийства своих детей, Геракл обращается к дельфийскому оракулу и просит определить для него наказание. Оракул повелевает ему носить имя Геракл( до этого его звали Алкид), поселиться в Тиринфе и 12 лет служить царю Эврисфею, совершить 10 подвигов, после чего он станет бессмертным.
Вопросы к ученикам:
Сколько подвигов совершил Геракл?
Объясните почему двенадцать?
Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить эти подвиги?
Как вы думаете, необходимы ли эти качества современному человеку7
Какие крылатые выражения из мифов о Геракле мы используем в современном языке?
Как вы думаете, чему учат нас о Геракле?
Вывод:
Учитель: Мы видим, как преображается природа, которая раньше была наполнена страшными и непонятными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел более уверенно ориентироваться в ней, использовать природу для своих надобностей. Тема победы смертного человека над природой прослеживается не только в мифах о подвигах Геракла, но и в других тоже. Человек стал увереннее чувствовать себя в окружающем мире, и мифы теряют свою «достоверность», превращаясь в сказки, поэмы, песни и театральные постановки.
VII. Закрепление пройденного материала.
Тест:
Установите правильное соответствие между именами греческих богов и их характеристиками. Полученный ответ впишите в таблицу.
Зевс а) бог виноделия
2.Посейдон б) богиня, покровительница брака
3. Гера в) покровитель кузнецов
4. Деметра г) бог грома и молнии
5. Дионис д) бог моря
6. Гефест е) богиня плодородия и земледелия
2. Вычеркни лишнее: Геракл, совершая свои подвиги, привел к царю Эврисфею..
А) Немейского льва
Б) Эриманского вепря
В) Нильского крокодила
Г) Керинейскую лань
3. Назовите имя бога, соответствующего описанию:
Прекрасный юноша или бородатый мужчина с виноградной кистью в руке. В честь него устраивали праздники.
Гефест 2) Аполлон 3)Дионис
VIII. Итоги урока.
IX. Домашнее задание
Цели:
- Закрепить знания по религии Древней Греции
- Проверить качество знаний по теме «Боги и герои Эллады»
- Продолжить формирование умений пересказать содержание текста учебника, самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины.
- Продолжить развитие творческих способностей учащихся.
- Стимулировать познавательную активность учащихся
Прочитать параграф 24 и ответить на вопросы.
Используемая литература:
1.Ботвинник М. Н. Мифологический словарь. М. Просвещение, 1985.
2.Н. А.Кун. Легенды и Мифы Древней Греции.
3.МарьяноваО. А. Повторение и контроль знаний по истории на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 класс: методическое пособие. М.:Глобус, Волгоград: Панорама, 2015
4.Ф. А.Михайловский. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник для 5 класса. М.: Русское слово, 2008
5.Инфомация из глобальной сети Интернет: www. Google.Ru
6.Http://Grechistory.Ru
7.Http:// Mify.Org/Kun.Shtml
Информация об участнике конкурса
Зиброва Лариса Васильевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Адрес:399344 Липецкая область, Усманский район, с. Сторожевое, ул. Школьная,46
Учитель истории и обществознания
Стаж работы 26 лет
УМК - Ф. А. Михалковский. Всеобщая история. История Древнего мира. М.: Русское слово, 2008.
Адрес проживания: 399344 Липецкая область, Усманский район, с. Сторожевое, ул. Прибрежная,4 тел. 8 (47472) 2-93-53
Реквизиты ЛИРО:
Областное автономное учреждение дополнительного профессионального образования
Липецкий институт развития образования
Адрес: 398035, г. Липецк, ул. Циолковского, д. 18
ИНН 4826043894, КПП 482601001
БИК 044206604
Р/сч: 40603810035004000022 (внебюджет)
Банк получатель Липецкое ОСБ № 8593 г. Липецка
Кор. сч. 30101810800000000604
ОКАТО 42401000000
ОГРН 1044800193096
ОКПО 74012510
Конкурсную работу, презентацию к ней, анкету и копию квитанции об оплате (с пометкой «Конкурс «Современный урок истории и обществознания») выслать по адресу оргкомитета:
398035, г. Липецк, ул. Циолковского, д. 18, ЛИРО, кафедра гуманитарного образования, каб. 209, или по электронной почте Burtseva48@mail. ru для Бурцевой Елены Юрьевны
Справки по телефону (84742) 329480