Изучение Петербурга Достоевского на уроках по «Преступлению и наказанию»


Учащиеся заранее получают задания.

1. Найти по тексту описание мест и отметить ключевые фразы-определения, обращая внимание на детали, цвет, звук, запах, ощущения.

(Каморка Раскольникова, комната старухи и Сони, квартал улицы, Сенная, распивочная, комната Мармеладова, острова, контора, Нева (собор), мост, река…)

Закладки, карандашные пометки в книге.

2. Изучение ландшафта: составить подробный план эпизодов (письменно в тетради), какое событие и где.

Каждая рабочая группа анализирует одну часть романа. (Класс разделён на пять рабочих групп.)

Уроку предпосланы эпиграфы:

“В атмосфере туманов этого призрачного города зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений, в которых преступаются границы человеческой природы. Всё сконцентрировано и сгущено вокруг человека, «оторвавшегося от божественных первооснов»” (Н. Бердяев).

“Город — трагическая судьба человека. Город Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порождённый человеком в его отщепенстве и скитальчестве” (Н. Бердяев).

Работа начинается с разговора о различных образах Петербурга в русской литературе. Ребятам предлагается сопоставить две картины Петербурга — пушкинскую и некрасовскую. Какие реалии попадают в поле зрения каждого из поэтов? Каков ракурс изображения Петербурга и эмоциональный колорит поэтической картины в каждом отрывке? В чём образ некрасовского Петербурга полемичен по отношению к пушкинскому?

(Работа с отрывками из «Медного Всадника», «Евгения Онегина» и из цикла «О погоде», предложенными на карточке-информаторе.)

Рисуя облик столицы, Пушкин и Некрасов обращаются к одним и тем же реалиям. Но в противовес высокому, величественному образу Петербурга Пушкина Некрасов создаёт трагическую хронику жизни большого города. Для Некрасова Петербург — социальное пространство, наполненное самыми прозаическими реалиями. Город, кажется, поворачивается к читателю своей “оборотной стороной”: “строгий и стройный вид“ Петербурга Пушкина — “грязные улицы, лавки, мосты” Некрасова, “береговой гранит” Невы — “громадная гробница”.

Пушкинское панорамное изображение города (“спящие громады”, “строгий, стройный вид”) сменяются у Некрасова перечислением отдельных деталей большого города — “улицы, лавки, мосты”. Некрасов последовательно разрушает парадный фасад “военной столицы” и представляет читателю унылую картину её повседневной жизни.

Пушкинская поэтизация Петербурга уступает место подчёркнуто прозаическому его изображению у Некрасова. Но образ Петербурга у Пушкина сложнее, порою он противоречив, как, например, в «Медном Всаднике». Вспомните Евгения. Он безразличен городу. Холодом бьёт от Петербурга. Евгений и его погибшая девушка — Песчинки по сравнению с громадой города…

Петербург Пушкина — классическая архитектура, статуя Петра и безымянная могилка на взморье (одиночество, безразличие, холод), шум приятный, весело.

Петербург Некрасова — грязные улицы, сырость, гниль, стон, смрад.

— А каков Петербург Гоголя? Какую тайну скрывает он?

(Читаются отрывки из «Невского проспекта» и «Шинели». Учащиеся высказывают своё мнение по отрывкам. Учитель подводит итог их ответам.)

Призрачный свет фонарей обманывает нас и скрывает жуткую суть “фантасмагории”. Именно у Гоголя блестяще показана оппозиция внешнего блеска и внутреннего разложения, в его Петербурге всё дышит обманом — это дьявольский мираж. Город трактуется как призрак.

В произведениях Гоголя образ Петербурга как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй план, отступая перед проблемами обезличивания человека. Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает странные зловещие фантазии. Петербург Гоголя — это город чердаков и замусоренных проходных.

Пройдёмся же теперь по Петербургу Достоевского…

(По ходу обсуждения делаются записи. Всё, подмеченное ребятами в тексте и обобщённое учителем, быстро отражается на доске и в тетради.)

Петербург Достоевского — это прежде всего город, связанный с трагическими судьбами его героев. (Обращение к первому эпиграфу урока.) Попадая в Петербург Достоевского, читатель оказывается в очень необычном духовном пространстве, жестоком, фантастичном и реальном одновременно.

— К какому из городов — пушкинскому, гоголевскому или некрасовскому — ближе Петербург Достоевского?

— Где происходят события романа «Преступление и наказание»?

(Работа по домашним записям и планам.)

Распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, закоулки, дворы-колодцы, Сенная и Канава, убогие, тёмные комнаты, чёрные лестницы, облитые помоями — вот фон, на котором завязываются конфликты и трагедии “самого петербургского романа” Достоевского «Преступление и наказание».

С топографической точностью Достоевский воссоздаёт реалии города, где живут и страдают его герои. Достоверность деталей предельная, при всей фантастичности город из «Преступления и наказания» — тот Петербург, по которому мы ходим и сейчас. Достоевскому было необходимо, чтобы все реалии текста были узнаваемы, чтобы читателя неотступно преследовало ощущение: здесь и сейчас, в этом городе, на этой улице. И возникает эффект сопричастности происходящему. Но в то же время автор создаёт странную, почти невероятную атмосферу полусна-полуяви, в которую мы погружаемся вслед за героем, и ощущение достоверности происходящего покидает нас. Художественный мир Достоевского сродни фантастической реальности, созданной Гоголем.

Самый фантастический на свете город порождает фантастического героя. В мире Достоевского место и обстановка мистически связаны с действующими лицами.

В романе есть несколько кратких описаний города. Но этого достаточно, чтобы мы почувствовали “духовный пейзаж”.

Роман (бессмертное произведение) посвящён разгадке тайны Раскольникова — Петербурга — России.

Душа Петербурга — это душа Раскольникова.

Петербург так же двойствен, как и порождённое им человеческое сознание.

Душа Петербурга = Душа Раскольникова

Преступление героя, отвратительное и низкое, имеет сообщником трущобы, подвалы, кабаки, каморки. Кажется, что ядовитые испарения большого города проникли в мозг нищего студента и породили в нём мысль об убийстве.

Всё тёмное дно Петербурга ведёт Раскольникова в дом жертвы.

Окунёмся в эти грязные воды Петербурга, опустимся на самое дно, чтобы понять, почему и зачем он идёт убивать… Найдите описание квартала, Сенной, улиц.

— Какие штрихи-описания вы можете отметить?

— Что подмечается Достоевским?

(Работа по домашним пометкам, по рядам.)

— А какие звуки мы слышим? Каков голос Петербурга Достоевского?

Обратите внимание на запахи, исходящие со страниц романа (духота, пыль, извёстка, вонь дешёвой краски, гниющей рыбы, прокисших винных остатков…). Поневоле задохнёшься и захочется на воздух. Сам Петербург и его “вонючий, пыльный, заражённый городом воздух” провоцирует Раскольникова на идею и поступок.

Городской пейзаж в «Преступлении и наказании» — пейзаж психологический. Он органически связан с внутренним миром героев, с их душевным состоянием.

Заглянем в каморку Раскольникова…

(Работа с текстом.)

— С чем сравнивает комнату Раскольникова Достоевский?

(Гроб, сундук, шкаф, скорлупа…)

— Какие детали, штрихи-описания бросаются в глаза?

И вот Раскольников заперся в своём углу, в своём “подполье”, улёгся в “гроб” и думает. Вся жизнь его ушла в мысль. Только в такой тесной и низкой каморке могла родиться дикая идея о преступлении. Комната, где живёт человек, есть ландшафт его души.

— Обратили ли вы внимание на цвет каморки?

(Жёлтый — безумие.)

Мы встречаемся с этим цветом неоднократно: жёлтые обои у Раскольникова, цвет его лица при болезни, обои у Сони, мебель у Порфирия Петровича, лицо следователя, у старухи обои, мебель, рамы картин и так далее. Жёлтый — это ещё и желчный. Из этого безумного жёлтого гроба Раскольников, где он задыхается, где ему не хватает воздуха, идёт к Соне.

— Что было в комнатушке Сони, чего не было в “гробу” Раскольникова?

— Какие детали комнаты Сони связаны с её судьбой и с её душой?

(Уродливые углы —> изломанная судьба, три окна —> воздух —> чистота духа —> связь с людьми.)

Главная оппозиция романного мира Достоевского — это антитеза

Улицы и площади — символы “открытой” народной жизни. Сенная — место покаяния Раскольникова. Каморки — символы изоляции, оторванности от народа.

Петербург в «Преступлении и наказании» — город одиночества. Нигде нет теплоты, человеческого общения, домашнего уюта. Жизнь в Петербурге ломает судьбы героев, приводит их к предельному отчаянию. Возрождение души Раскольникова немыслимо в такой обстановке, недаром совершенно другой пейзаж возникает в эпилоге романа.

Настойчиво и подробно писатель исследует в романе закоулки и грязные улицы, их мерзость и смрад. Это неживая материя, которая подавляет, порабощает человека, задыхающегося в каменных бесчувственных громадах.

(Обращение ко второму эпиграфу урока.)

Литература Достоевский. Справочные материалы. М.: Дрофа, 1998. Мочульский К. Гоголь, Соловьёв, Достоевский. М., 1995. Монахова О. П, Малхазова М. В. Русская литература XIX в. М., 1994. Ч. 2. Мурин Д. Н., Белова М. Г. Тематическое планирование уроков литературы. 8–10 классы. СПб., 1994. Назиров Р. Г. Творческие принципы Достоевского. Саратов, 1982.