Как провести диагностическую работу по литературе?


Вопрос о том, как проконтролировать уровень литературного развития, при всей его традиционности должен быть поставлен в современной школе заново. Долгое время контроль — как текущий, так и итоговый — состоял из устного монологического ответа (включая чтение наизусть) и сочинения по литературе. В современной образовательной ситуации идёт внедрение новых форм проверки знаний и умений, прежде всего в рамках ЕГЭ, а также обновление форм традиционных. Сегодня для грамотной проверки качества литературного образования учитель не только должен овладеть технологией проведения текущих и итоговых контрольных работ, но и, что особенно важно, чётко осознавать критерии качества литературной подготовки.

Я хотела бы поделиться с коллегами своим опытом по проверке уровня литературной подготовки, и прежде всего по проведению диагностических работ, которые в режиме контрольного среза выявляют “сиюминутный” уровень литературной подготовки школьников. В этой статье описаны подходы к таким работам, сами задания и критерии оценки.

Сначала об общих подходах. В нормативных документах и программах литературного образования содержатся требования к подготовке учащихся, которые в комплексе можно было бы назвать “образом литературно развитого выпускника”. Однако в школьной практике возможны различные степени приближения к идеалу, зависящие от того, какой уровень литературного развития проектирует для себя сам ученик и каким он может стать в зависимости от объективных условий: способностей, прилежания, материально-технической базы школы, профессионализма учителя и т. п.

Чтобы наметить пути литературного развития учеников, следует выявить объективный уровень их подготовки и сравнить его с “идеальным”. Для этого необходима диагностика, которая при регулярном проведении помогает в корректировке литературных знаний, умений и навыков. Прежде всего необходимо выявить такие показатели литературного развития учащихся, как начитанность и литературный кругозор; умение анализировать произведение с целью более глубокого восприятия, понимания и интерпретации; степень овладения устной и письменной речью.

Первый раз диагностическая работа проводится в начале учебного года для выявление уровня знаний и умений, приобретённых к концу предыдущего учебного года. В начале второго полугодия можно провести работу ещё раз. Работы для второго полугодия содержат более трудные задания и позволяют определить динамику литературного развития ученика.

Задания на диагностических карточках можно сгруппировать по три, что позволит выявить уровень трёх основных показателей литературной подготовки: начитанности и литературного кругозора (тип А), умений анализа текста (тип Б) и развития речи (тип В).

Приведём несколько примеров заданий для диагностических работ (без разбивки на классы). По их образцу учитель может составить свои задания, опираясь на конкретную программу, по которой он работает.

Первое полугодие

Тип А

    Назовите писателей, начиная с самых любимых, и их книги, которые вы прочитали в этом году. Перечислите любимые книги из вашей домашней библиотеки, назовите их авторов, жанр, главных героев. Перечислите произведения русской литературы XIX века, в которых поднимается проблема отцов и детей. Назовите имена этих героев.

Тип Б

    ·Вспомните стихотворение о природе, которое вы выучили наизусть. Выпишите из него слова, в которых выражается авторское отношение к изображаемой картине. Вспомните одно из стихотворений А. С. Пушкина о поэте и поэзии. Какими способами и в каких образах автор пытается передать своё настроение и мысли читателю? Приведите примеры. Вспомните одно из стихотворений, изученных в предыдущем классе. Какое настроение и как в нём выражено?

Тип В

    Запишите ряд красочных определений, которые вы могли бы употребить со словом “осень”. Подумайте о вашем любимом животном. Запишите эпитеты и сравнения, которые подошли бы для его характеристики. Что может привлекать современного читателя в произведениях древнерусской литературы?

Второе полугодие

Тип А

    Назовите авторов перечисленных произведений, их главных героев и жанр: «Приключения Тома Сойера», «Снежная королева», «Васюткино озеро», «Дубровский», «Лев, учредивший совет», «Ночь перед Рождеством», «Железная дорога», «Левша», «Лошадиная фамилия», «Три пальмы». Книги на какие темы вы больше всего любите читать? Назовите их авторов и жанры. Приведите по три примера эпических, лирических и драматических произведений. Назовите их авторов и жанр.

Тип Б

    Какой художественный приём использован А. С. Пушкиным в композиции стихотворения «Зимнее утро»? Приведите примеры, подтверждающие ваше мнение. Назовите основные образы стихотворений М. Ю. Лермонтова, изученных в 8-м классе. Какие художественные средства использованы для создания этих образов? Приведите примеры. Перечислите основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Назовите произведения поэта на разные темы и образы-символы, которые в них встречаются. Дайте к одному из стихотворений краткий историко-культурный комментарий.

Тип В

    Какие слова и выражения вы бы использовали, рассказывая о русской зиме? Составьте краткое описание русской зимы, чтобы в нём чувствовалось ваше отношение к изображённой картине. Зачем нужно изучать в школе произведения об историческом прошлом нашей Родины? Почему комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» включена в репертуар многих современных театров?

Прокомментирую методические основания для предложенной системы.

Первое задание на каждой карточке выявляет начитанность учащихся, причём в течение года и от класса к классу эти задания усложняются. Так, если Первое задание в 5-м классе позволяет выявить связи содержания и названий прочитанных книг с их авторами, то во втором полугодии пятиклассники не просто должны назвать авторов прочитанных книг, но и дать этим книгам оценку. По этим оценкам учитель сможет определить литературные интересы школьников, их читательские предпочтения и, опираясь на это, руководить их самостоятельным чтением.

Первое задание в 6-м классе рассчитано на закрепление знаний об авторстве и героях прочитанных книг, актуализацию их жанровых особенностей. Шестиклассники должны быть знакомы с такими литературными жанрами, как русская народная сказка, летопись, литературная сказка, басня, рассказ, стихотворение, сказ, пьеса, баллада, роман, а во втором полугодии понятие о жанрах станет расширяться и углубляться: учащиеся должны будут научиться замечать особенности, разновидности уже знакомых жанров.

В 7-м классе элементарный уровень знакомства с литературными произведениями должен быть завершён. Его сменят более углублённые представления о литературе, а школьники как читатели должны будут научиться самостоятельно общаться хотя бы со своей личной библиотекой, определять свои читательские предпочтения. С этим связаны задания о любимых книгах из личной библиотеки, о литературных склонностях. Одновременно проверяется повторение уже знакомых понятий: автор, произведение, герои, жанр.

В 8-м и начале 9-го класса в заданиях на начитанность предлагается узнать автора по характерному фрагменту портрета или пейзажа. Во втором полугодии 8-го класса подводятся итоги обучения восприятию родо-жанровой природы произведений, а в 9-м классе учащиеся определяют свою начитанность по пониманию специфики и жанровых особенностей литературного направления (сентиментализм, классицизм, романтизм). Анализ результатов диагностических работ поможет учителю определить уровень литературного развития учащихся основной школы, что даст возможность наметить индивидуальные пути их развития в 10–11-м классах, когда выявление начитанности учащихся будет связано с их пониманием историко-литературного процесса, родо-жанровой природы художественных произведений и особенностей постижения проблем русской классики XVIII–XX веков.

Чтобы учителю было легче провести анализ этой части диагностических работ, он должен руководствоваться критериями для определения уровня начитанности и литературного кругозора.

5-й класс

1. Сколько писателей называет учащийся (не менее 5)? Помнит ли их имена, отчества, фамилии?

2. Правильно ли соотносит авторов и названия произведений?

3. Каких писателей называет своими любимыми? Есть ли среди них русские классики?

4. Знает ли писателей, не входящих в школьную программу?

6-й класс

1. Правильно ли учащийся называет авторов перечисленных произведений?

2. Помнит ли их главных, второстепенных героев? Верно ли называет их имена, фамилии, род занятий?

3. Умеет ли определить жанр названного произведения?

4. Насколько точно называет жанр и его разновидности (народная сказка — литературная сказка, повесть — фантастическая повесть, рассказ — юмористический рассказ, стихотворение — баллада и др.)?

7–9-й классы

1. Может ли учащийся узнать произведение по фрагменту?

2. Правильно ли называет его автора, главных героев, жанр?

3. Правильно ли называет композиционный приём в приведённом отрывке (портрет, пейзаж)?

4. Умеет ли определить авторское отношение к изображаемому и доказать свое мнение?

5. Может ли назвать произведения разных литературных родов, определить их авторов и жанр (II полугодие)?

6. Соответствуют ли произведения, названные учащимися, определённым литературным направлениям, правильно ли названы авторы и жанр (II полугодие)?

10–11-й классы

1. Имеет ли ученик представление об историко-литературном процессе? Правильно ли называет произведения XVIII–XIX веков, Серебряного века?

2. Умеет ли определить принадлежность произведения определённому автору?

3. Может ли определить род, жанр, основную проблематику названных произведений?

4. Вписывает ли названную проблематику в литературный контекст (например, видит проблему отцов и детей не только в одноимённом романе И. С. Тургенева)?

5. Называет ли авторов и произведения, не входящие в школьную программу?

Второе задание диагностической работы выявляет уровень умения анализировать литературный текст, но из-за небольшого времени, которое даётся на выполнение работы, учащиеся, естественно, ограничатся лишь несколькими аспектами анализа.

В начале 5–6-го классов важно выявить, понимают ли учащиеся, что авторское отношение к изображаемому не всегда выражается прямо. Часто автор “прячет” свои мысли и чувства в определённой стилистике, применяя для этого образные выражения. Для обнаружения этих особенностей необходимы задания, связанные, например, с определением функций художественных средств.

В 7–8-м классах задания для выявления умений анализа направлены на определение настроения, ключевых образов и способов их воплощения. Во втором полугодии можно проверить, насколько развились эти качества у учащихся, а В 9–11-м классах определить, умеет ли школьник замечать средства и способы создания ключевых образов в лирическом стихотворении, видеть их функциональное назначение, что он помнит наизусть, верно ли характеризует мысли и чувства лирического “я”, замечает ли образы-символы, связанные с художественной условностью. Для определения уровня литературного развития важно и то, умеет ли школьник определить основные темы и мотивы лирики поэта, видит ли периодизацию в его творчестве.

Предлагаемые задания в основном посвящены работе с лирическими текстами (из-за ограничений по времени). Можно не называть в задании определённое стихотворение, а дать учащимся возможность проанализировать текст, который уже есть в их памяти.

Критерии для выявления уровня умений анализа литературного произведения

5–6-й классы

1. Умеют ли учащиеся анализировать выученные наизусть программные стихотворения?

2. Умеют ли находить в стихотворениях слова, в которых выражается авторское отношение к изображаемому?

3. Могут ли определить элементарные функции композиции и изобразительно-выразительных средств в лирическом тексте или только их называют?

4. Умеют ли приводить примеры, подтверждающие своё мнение?

7–9-й классы

1. Знают ли учащиеся авторов изученных в школе лирических текстов, умеют ли определять настроение произведений?

2. Могут ли проанализировать стихотворение, не входящее в школьную программу?

3. Способны ли назвать главные средства создания поэтических образов и определить их функции?

4. Могут ли найти в стихотворениях ключевые образы, связанные с пониманием прочитанного?

5. Умеют ли определять основные образы в творчестве одного поэта и определять их назначение?

6. Могут ли выявить авторскую позицию, комментировать мысли и чувства лирического “я”?

10–11-й классы

1. Умеют ли учащиеся дать краткий аспектный анализ стихотворения на определённую тему (выученного наизусть), определить способы и средства создания ключевых образов и прокомментировать их?

2. Могут ли проанализировать непрограммное стихотворение?

3. Способны ли к глубокому пониманию функций композиции и изобразительно-выразительных средств лирического текста?

4. Видят ли функциональное назначение фонетических, лексических и синтаксических особенностей стихотворения?

5. Замечают ли пространственно-временную организацию текста и её функции?

6. Умеют ли разграничивать понятия автор и лирический герой?

7. Умеют ли приводить примеры, которые соответствуют названным средствам и функциям?

8. Могут ли дать к стихотворению краткий историко-культурный или биографический комментарий (кому посвящено, по какому поводу и в какой период творчества написано, с какими явлениями истории и культуры связаны образы стихотворения, какой смысл имеет эпиграф, датировка, скрытая цитата и т. п.)?

Третье задание диагностической работы предназначено для определения уровня развития речи учащихся. Из-за того, что работа проводится в достаточно короткий промежуток времени, ответ на вопрос третьего задания должен быть предельно конкретным, но ёмким, литературно грамотным и аргументированным.

В первом полугодии 5-го класса не предполагается заданий на составление связного текста. Нужно выявить, чувствует ли учащийся художественное слово, умеет ли находить “свежие” слова или довольствуется литературными штампами, помнит ли важные образы, которыми автор характеризует своих героев. Это связано с тем, что учащиеся могли за лето “потерять” ряд навыков письменной монологической речи и для их восстановления необходимо некоторое время.

Во втором полугодии 5-го и 6–7-м классах От учащихся уже требуется создать небольшой связный текст в жанре описания или рассуждения. Задание для второго полугодия 7-го класса является пропедевтическим, так как во многих программах по литературе для 8-го класса ведущим аспектом преподавания станет проблема «Литература и история». Задания для выявления уровня развития речи В 8–9-м классах связаны с диагностикой способностей школьников к современному прочтению древнерусской литературы, определению связей литературы с другими искусствами, общечеловеческим смыслом драматических произведений. В 10–11-м классах третье задание связано с пониманием важнейших литературоведческих и нравственных понятий: вечные проблемы, общечеловеческие ценности, романтическое и социально-философское произведение и т. п.

Важнейшими показателями развития речи учащихся станут:

— в 5–6-м классах — живость описаний, отсутствие литературных штампов;

— в 7–9-м классах — доказательность и аргументированность суждений, последовательность, ясность и точность изложения;

— в 10–11-м классах к вышеназванным критериям добавятся эмоциональность стиля, стилевое единство, уместность приведённых примеров, отсутствие речевых недочётов, умение сочетать в ответах литературоведческую и историко-культурную информацию.

Критерии для выявления уровня развития речи учащихся

5–6-й классы

1. Богат ли у учащихся лексический запас (владеют ли они употреблением синонимов, разнообразны ли речевые конструкции созданного текста)?

2. Могут ли учащиеся составить краткий текст в жанре описания?

3. Владеют ли понятиями эпитет, олицетворение, сравнение и умеют ли применять их в собственных высказываниях?

4. Умеют ли отличать образные выражения от литературных штампов?

5. Могут ли создавать текст, свободный от речевых недочётов и грамматических ошибок?

7–9-й классы

1. Умеют ли учащиеся отвечать точно на поставленный вопрос?

2. Способны ли аргументировать свои мысли, создавать текст в жанре рассуждения?

3. Последовательно ли излагают свой ответ?

4. Отличается ли их ответ на поставленный вопрос ясностью и точностью выражения мыслей?

5. Отсутствуют ли в их письменном высказывании речевые недочёты и грамматические ошибки?

10–11-й классы

1. Понимают ли учащиеся содержание и эстетическое наполнение ведущих понятий историко-литературного курса: вечные проблемы, общечеловеческие ценности, романтическое, социально-философское произведение? (Круг комментируемых понятий может быть расширен и изменён учителем.)

2. Активно ли владеют литературоведческим понятийным аппаратом в объёме средней школы?

3. Могут ли создать собственное письменное рассуждение, отличающееся стилевым единством?

4. Уместно ли приводят примеры из прочитанных произведений?

5. Могут ли излагать свои мысли ясно, точно и эмоционально?

6. Умеют ли использовать в своих рассуждениях историко-культурную информацию?

7. Способны ли создать собственный письменный текст без речевых недочётов и грамматических ошибок?

8. Чувствуется ли в ответах учащихся их литературоведческая подготовка и социально-нравственная зрелость?

В качестве дополнительных заданий При диагностике уровня учащихся в старших классах можно предлагать задания, определяющие уровень эмоционально-художественных качеств личности школьника. Их можно использовать и для обучения школьников в профильных гуманитарных классах. Вот несколько примеров таких заданий.

    Придумайте образные выражения таким понятиям, как Любовь, долг, совесть, мужество, время, молодость, надежда И др., например, Время — песочные часы, молодость — зелёная веточка. Объясните своё решение. Придумайте несколько живописных или скульптурных изображений, раскрывающих в образной форме эти отвлечённые понятия. Проследите за изменениями, появлявшимися в процессе работы М. Ю. Лермонтова над строфой из стихотворения «Кинжал», и попытайтесь объяснить их смысл.

Первый вариант

Наезднику в горах служил он много лет

Орудьем гибельного мщенья,

И слышал он один его полночный бред

И сердца гордого биенье.

Второй вариант

Наезднику в горах служил он много лет,

Как брату старшему и другу,

Не по одной груди провёл кровавый след

И не одну порвал кольчугу

Окончательный вариант

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провёл он страшный след

И не одну порвал кольчугу.

    Зачем в образе Ермолая Лопахина в пьесе «Вишнёвый сад» А. П. Чехов соединяет черты “хищного зверя” и “тонкой, нежной души”? Как в этом проявляется авторская позиция? С какой целью роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» начинается и заканчивается в крепости? Какие стороны образа главного героя и окружающей его действительности подчёркивает этот композиционный приём? Проследите связь между обликом героя, принадлежащей ему деталью-вещью и идейным замыслом писателя: халат Обломова, “лорда Байрона портрет и столбик с куклою чугунной” Евгения Онегина, Евангелие Сони Мармеладовой. Продолжите ряд аналогичными примерами. Сравните стихотворение В. А. Жуковского «Море» и «Как хорошо ты, о море ночное…» Ф. И. Тютчева. Охарактеризуйте принципы построения этих стихотворений. Как проявляется в них мироощущение каждого поэта?

В пушкиноведении сосуществуют две точки зрения на жанровую природу «Капитанской дочки» А. С. Пушкина: исторический роман и семейная хроника. Приведите несколько доказательств в защиту той или иной точки зрения.

В заключение подчеркну, что задания на диагностику нужно использовать выборочно в зависимости от того, какие грани литературного развития необходимо выявлять и совершенствовать.

Несомненно, что именно диагностика может помочь в отборе школьников в профильные классы на старшей ступени обучения.