Книга в руках подростка


Рубрикой «Трибуна» мы стали завершать номера в прошлом году, исходя из нехитрой, но притягательной мысли: надо же напоследок читателя чем-то растревожить, увлечь — до получения им следующего номера.

Так будет и в 2007 году. И мы, конечно, знаем, что нередко наша газета открывается подписчиками именно на развороте 46–47…

Но есть ли она в этих руках? И если есть, то какая — о чём он читает? В каких ситуациях к ней обращается?

Так сложилось, что несколько событий в последнее время заставили меня серьёзно задуматься об этом. Посвящённый этой проблеме круглый стол состоялся на недавно прошедшей книжной выставке «Nonfiction», в нём участвовали издатели, писатели, переводчики, владельцы книжных магазинов, преподаватели литературы из разных стран. Презентации книг, посвящённых подросткам, прошли в рамках этой же выставки. По следам этих обсуждений специальную передачу о подростковой книге провела радиостанция «Эхо Москвы».

Но меня подтолкнули к размышлениям и мои собственные ученики — шести - и одиннадцатиклассники. Младшие попали ко мне в сентябре, старших учу седьмой год. Ни на тех, ни на других не могу пожаловаться: серьёзные, ответственные, работают интересно, творчески. Мы читаем с ними на уроках серьёзные произведения, они заинтересованно рассуждают о сложнейших философских и литературоведческих проблемах, пишут исследовательские работы. Но всё чаще я замечаю, что они, способные решать сложные вопросы, которые ставят перед ними авторы изучаемых произведений, оказываются беспомощными, инфантильными в ситуациях повседневности — не экстремальных, а простых, что называется — жизненных. В ситуациях общения со взрослыми — родителями, учителями, общения со сверстниками, требующих актуализации опыта, который накапливается в том числе и в общении с великими текстами — на уроке литературы. Почему так происходит? Классическая литература, конечно, не учебник жизни, но ведь и не компьютерная игра, не виртуальная реальность. Или то, о чём мы говорим в школе, даст свои “всходы” только через много лет?

Так что такое книга и чтение для нашего ученика?

Шестиклассникам показывала недавно хороший фильм о школьниках-подростках, вышедший на экраны в начале восьмидесятых годов. Поразилась тому, какие вопросы задают мои ученики: не о реалиях советского времени, для них непонятных, а о взаимоотношениях школьников, о мотивации поступков, конечно, живших в другую эпоху, но всё же не таких уж и далёких от них героев — это не Николенька Иртеньев, не Егорушка из чеховской «Степи» и даже не Султанмурат — один из “ранних журавлей” в повести Айтматова.

Размышляя об этом, я задала своим маленьким ученикам пять вопросов.

    Как часто ты читаешь? Всегда ли было именно так? Если ситуация изменилась, то, как ты думаешь, почему? Какие книги ты любишь читать: направление, жанр, автор? Почему ты читаешь? Что ищешь в книге? Каких книг — о чём — тебе не хватает?

Скажу сразу, что “охватила” целую параллель шестых классов. Понимаю, что выборка может показаться нерепрезентативной, и школа у нас не самая обычная — известная московская гимназия. Но тем, мне кажется, острей проблема.

Во-первых, подтвердился факт, что нечитающее нынешнее поколение детей — это миф. Дети читают много, читают каждый день. Правда, большинство отмечают, что раньше (в начальной школе) имели больше свободного времени для чтения, сейчас это время приходится выкраивать, часто — дожидаться выходных, читать в транспорте.

Во-вторых, интересно проанализировать, что читают наши дети.

Ребята называют традиционные для этого возраста, классические произведения приключенческого жанра — романы Жюля Верна, Ф. Купера, Т. Майн Рида, А. Конан-Дойла, книги о животных, некоторые девочки называют повести Л. Чарской. В разряд востребованных попали книги справочного характера — энциклопедии, научно-популярная литература, необходимая для подготовки к урокам. В число читаемых подростками попадают и взрослые книги, ставшие популярными благодаря “раскрученности” их на книжном рынке (к счастью, это редкое явление). Но лидерами в ответах ребят стали фэнтези и жанр, определяемый ими как фантастика.

Популярность этого жанра напрямую связана с тем, что ищет ребёнок в книге. Очень многие отмечают, что Читают они, потому что хочется

— попасть в другой мир,

— попасть в неизвестные миры,

— найти в книге приключения, которых нет у меня,

— забыть хоть ненадолго о тех проблемах, которые существуют в их жизни,

— отвлечься от школы,

— чего-то другого, не того, что в жизни,

— расслабиться от повседневной жизни,

— забыть про жестокий настоящий мир...

Может быть, методологически неверно напрямую ставить перед ребёнком вопрос: зачем, почему он читает? что он ищет в книге? Меня не удивляют немногочисленные ответы “не знаю”, “просто интересно”, “люблю читать”. Но многие дают ответы типа “когда скучно и хочется занять себя”, “компьютер в поездку не возьмёшь, а книгу можно”. Не знаю, как вас, коллеги, а меня пугает установка на потребление книги исключительно как продукта, который может доставить удовольствие, стать элементом пусть не физического, но комфорта.

Жизнь современного школьника очень сложна, она ставит перед ним гораздо более серьёзные задачи, чем перед его сверстниками несколько десятилетий назад. Конечно, я повторюсь, нельзя воспринимать художественный текст как учебник жизни, как прописываемое врачом лекарство. Но та книга, которую наши взрослеющие ученики каждый день берут в руки, не помогает в решении этих задач, она даёт им недолгое забытье, уводя от реальных проблем, к которым всё равно завтра придётся вернуться. О сложностях жизни ведь можно говорить по-разному. Тем более что сами дети отмечают, Каких книг им не хватает:

    меньше сказок надо, а больше реалистичных книг, о современных подростковых проблемах, о реальности, о реальной жизни, документальности, о старой жизни, становится меньше художественных книг, стало много фантастики, добрых книг без убийств, смертей и войн, юмористических рассказов о школьниках, что-нибудь о школе, о классе, книг, в которых есть только добрые герои, задушевных книг, вечно эти взрослые детективы, добрых, красивых книг про настоящих людей…

Отвлекусь немного в сторону. Нынешние школьники уже не первое поколение подростков, выросшее без прекрасных детских фильмов Р. Быкова, А. Митты, С. Соловьёва, Д. Асановой — картин, в которых говорилось о самых важных для взрослеющего человека вещах. Но фильмов не примитивно дидактических, а воспитывающих — в самом высоком смысле — своей эстетикой. Фильмов, которые мог видеть каждый ребёнок по центральным телевизионным каналам, в каникулярное — свободное — время.

Но наши дети лишены и книг, которые воспитали не одно поколение. Знает ли нынешнее поколение книги Виктора Голявкина, Радия Погодина, Владимира Железникова? Герои этих авторов попадали в такие же психологические ситуации, что и нынешние дети, мир и для них открывался в своей сложности, с которой надо было справляться. И я думаю, многие люди моего поколения и более молодые, оглядываясь назад, могут сказать, что этот досуг — а это был именно досуг — оказал на нас очень серьёзное влияние.

Меня, наверное, можно заподозрить в излишней тревожности, обвинить в ненаучности подхода к исследованию проблемы, но я твёрдо знаю, что прав был паровозик из Ромашкова: упустишь из виду какую-нибудь мелочь — и опоздаешь на всю жизнь. Есть книги, которые ребёнок должен прочитать в определённом возрасте. Дать ему эту книгу — посоветовать, подложить под подушку, настоятельно порекомендовать, прочитать ему или вместе с ним вслух — наша задача.

В заключение хотелось бы привести слова восьмиклассницы, которая очень обеспокоена вот чем:

“Мне не хватает мировых шедевров. Вот, например, я их скоро прочитаю все — и они кончатся. И что я буду делать?” Наверное, всё-таки они ещё не скоро кончатся.

Ты просто не обо всех ещё знаешь.

А что мы с вами ей посоветуем?