Социальная поддержка семей, попавших в трудную жизненную ситуацию

PAGE \* MERGEFORMAT 2

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с семьей …………………………………………………………………………..6

  1. Понятия «семья» и «трудная жизненная ситуация семьи» ……...….……..6

1.2 Нормативно – правовые основы работы с семьей в России ……………...12

Глава 2. социальная поддержка семей, попавших в трудную жизненную ситуацию ………….……………………..…21

2.1 Специфика социальной поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию …………………………..……………………………….21

2.2 Социальная поддержка семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в условиях Комплексного центра социального обслуживания населения …………..……………………………………………………….…..27

Заключение …………………………………………………………...…….35

Список источников и литературы ………………………………....39

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………..…42

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 …………………………………………………………….…44


ВВЕДЕНИЕ

Семья представляет собой сложную многогранную систему социального функционирования человека. Состояние института семьи обусловлено многими факторами, конкретными реалиями и возможностями государства. Радикальные изменения семьи невозможны без кардинальных сдвигов в социально-экономической жизни, которые тесно связаны с научной разработкой проблем семьи, формированием стратегии национальной семейной политики.

В настоящее время вопросам поддержки материнства и детства, в том числе и многодетной семьи, уделяется большое внимание на всех уровнях власти. Как отметил президент Д.А. Медведев в декабре 2011 года в послании Федеральному Собранию: «В короткие сроки будет начата реализация программ … для поддержки семей с тремя и более детьми» [12]

Социальная поддержка – залог успешного функционирования любой социальной группы Особенно это касается семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Поэтому важной составляющей социальной поддержки таких семей является организация профессиональной помощи им путем как мобилизации их собственных возможностей, так и привлечения к оказанию помощи: их окружения (чаще всего родных, близких, членов других семей, оказавшихся в схожем положении); квалифицированных специалистов социальной работы; государственных и негосударственных структур социальной помощи населению. Как отмечает философ и социолог И.Е. Кокарев «деньги проедаются, бедность остается» [19], поэтому выделяемые ресурсы должны быть направлены на включение механизмов социальной реабилитации, мобилизацию собственного потенциала семьи для самостоятельного решения сложившихся трудных ситуаций.

Актуальность такого подхода к оказанию социальных услуг определяется стремлением избежать нередких сегодня случаев, когда профессиональные усилия работников социальных служб удовлетворяют базовые потребности семьи и сглаживают остроту жизненных проблем, приведших ее к кризису, но не возвращают к полноценной самостоятельной жизни. Происходит это оттого, что семья, получив помощь, сохраняет отчужденность и социальную изолированность, возникшие в трудной жизненной ситуации.

Семья, находящаяся  в   трудной   жизненной   ситуации  -  семья, попавшая в  ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов  семьи  (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в  семье, одиночество и тому подобное), которую  семья  не может преодолеть самостоятельно [24].

Деятельность специалистов организуется как ответ на запросы клиентов, по-прежнему имеющие преимущественно материальный характер. При существующей «реактивной» позиции служб социальной защиты населения количество малоимущих семей не только уменьшается, но даже растет. Количество малоимущих семей с детьми, которым в 2010 году были предоставлены социальные услуги, составило 4431,1 тысячи (в 2009 году - 4390,7 тыс. семей), численность детей в данных семьях - 6099,4 человек (в 2009 году - 6465,7 тыс. человек) [26]. С каждым годом количество семей с детьми, которым необходимы социальные услуги увеличивается.

Поэтому проблемой нашего исследования является выявление способов эффективной социальной поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Цель исследования – выявить эффективные способы социальной поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, реализуемые в условиях Комплексного центра социального обслуживания населения.

Объект исследования - социальная работа с семьей.

Предмет исследования – социальная работа с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятия «семья» и «трудная жизненная ситуация семьи»;

- изучить нормативно-правовые основы социальной работы с семьей в современной России;

- проанализировать специфику социальной работы с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию;

- определить содержание социальной поддержки семьи, реализуемой в условиях Комплексного центра социального обслуживания населения;

- разработать программу социальной поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Научные разработки проблем семьи на разных этапах ее жизнедеятельности представлены в исследованиях следующих ученых: И.Е.Кокарева, В.И.Курбатова, Е.И. Холостовой, П.Д.Павленка, С.И.Григорьева и др.

Характер задач исследования определил отбор используемых в работе методов. Нами были использованы следующие методы: изучение и анализ отечественной и зарубежной научной литературы; описание, сравнение, обобщение, систематизация; опрос (анкетирование).

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложение.


Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с семьей

  1. Понятия «семья» и «трудная жизненная ситуация семьи»

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью [17]. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растёт ребёнок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, человеческих отношений, впитывает из семьи, добро, зло, всё, чем характерна его семья. Став взрослыми дети повторяют в своей семье всё то, что было в семье их родителей. В семье регулируются отношения ребёнка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно относительная самостоятельность. Л.В.Карцева пишет: «До настоящего времени в социологии семьи главенствующую позицию занимал социоцентрический подход, ставящий во главу угла интересы общества, предполагающий исследование социальных функций семьи. В настоящее время особую популярность приобрел эгоцентрический подход, появившийся в процессе гуманизации и гуманитаризации общественного сознания …. Утверждаемый нами семьецентрический подход к исследованию семьи как социальной общности является по сути дела, той доминантой, которая позволяет определить наиболее адекватные теоретические и практические способы решения проблем функционирования семьи» [18, с. 92]. В семье находят отражения все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни.

Итак, семья - малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Семья - это созданная человеком интимная среда существования, которая выполняет ряд определенных функций.

Исследователи единодушны, в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции [25]:

а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения;

б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная - наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения;

г) образовательно-воспитательная — удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

е) рекреативная — отдых, организация досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи;

ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В разные периоды жизни семьи - изменяется иерархия семейных функций, то одна, то другая занимает приоритетное место. В своем единстве функции семьи представляют собой систему семейных отношений; возникновение в этой системе дисфункции, т. е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в кризисное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи, по мнению В.И. Курбатова, по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует образ семьи, возникает угроза её распада [20]. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, а их существование как семей находится под угрозой, характеризуются как семьи в трудной жизненной ситуации.

В социальной работе как отдельную категорию населения выделяют семью, находящуюся в трудной жизненной ситуации. Семья, находящаяся  в   трудной   жизненной   ситуации – семья, попавшая в  ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов  семьи  (инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, малообеспеченность, болезнь, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в  семье, одиночество и тому подобное), которую  семья  не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем нуждается в специальной поддержки и помощи специалистов [24, с. 56].

В науке выделяют критические и напряженные виды трудной жизненной ситуации семьи.

Критическая ситуация – это ситуация, когда невозможно реализовать свои стремления, мотивы, цели, ценности – все то, что может быть вызвано внутренними необходимостями семьи.

Напряженная ситуация понимается как усложнение условий деятельности, которое приобрело для семьи особую значимость. Другими словами, сложные, объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются семьей как трудные, опасные.

Дж. Амирхан на основе факторного анализа разработанных коппинг- ответов на стресс выделил три группы коппинг-стратегий (коппинг-стратегия - это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом) [24, с. 66]:

- стратегия разрешения проблем – активная стратегия, когда семья старается использовать все свои внутренние ресурсы для поиска возможных способов эффективного решения проблемы;

- стратегия поиска социальной поддержки – активная стратегия, при которой семья для эффективного решения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающим: родственникам, учреждениям социальной защиты;

- стратегия избегания – это стратегия, когда семья или отдельные ее члены стараются избежать контакта с окружающей действительностью, уйти от решения проблем (уход в болезнь, обособление от общества, злоупотребление алкоголем и др.).

Наиболее эффективно использование двух первых стратегий в зависимости от ситуации. В одних случаях семья может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ей требуется поддержка окружающих.

В научной литературе рассмотрены факторы, влияющие на формирование трудной жизненной ситуации семьи [17]:

- экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия и др.);

- медико-демографические факторы (неполная семья, многодетная семья, семья с ребенком-инвалидом, семья с родителями-инвалидами и др.);

- социально-психологические факторы (алкоголизм, аморальный образ жизни родителей и др.).

Однако наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения трудной жизненной ситуации в семье, оно лишь указывает на большую степень их вероятности.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» №195-ФЗ от 10.12.1995г. предусматривает, что клиентом социальной службы может быть семья, находящийся в трудной жизненной ситуации. Следовательно, попадание семьи в категорию клиента социальной работы понимается как процесс или следствие ряда событий, которые, по мнению П. Штомпки, являются мельчайшими фундаментальными единицами социологического анализа, где «под событием имеется в виду любое моментальное состояние социального поля» [16, с. 101]. Эти события могут определяться различными факторами, становящимися основанием для интервенции в семью, «постановки на учет», предоставления экономической, социальной, психологической помощи.

К семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации,  согласно Федеральным законам «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации» №195-ФЗ от 10.12.1995г. и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» №124-ФЗ от 24.07.1998г., относятся следующие семьи:

1. опекунские семьи с детьми-сиротами или с детьми, оставшимися без попечения родителей;

2. семьи с детьми - инвалидами, с детьми с физическими недостатками, семьи с тяжело больными людьми;

3. семьи, в которых родители являются безработными;

4. многодетные семьи (3 и более детей);

5. неполные семьи (семьи, где родители разведены или один из родителей умер);

6. матери – одиночки.

В России около 40 миллионов семей, из них имеет детей около 21 миллиона семей. 60% пар растят одного ребенка, 28% - двоих детей, 6,8% - троих. Каждая четвертая российская семья неполная, причем тут преобладает с подавляющим преимуществом (в 95% случаев) модель матери-одиночки с ребенком [26].

В современных российских условиях именно государство определяет социальные возможности улучшения качества жизни семьи в целом. Социальная система в настоящее время может оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждении пока не в состоянии.

Таким образом, семья есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Когда семья игнорирует, а порой полностью отказывается по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции, дестабилизируется образ семьи, возникает угроза её распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, а их существование как семей находится под угрозой, характеризуются как семьи в трудной жизненной ситуации.

2.2. Нормативно-правовые основы работы с семьей в России

Государственная социальная политика — это проводимая государством политика, курс действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов [22]. Государственная социальная политика включает в себя семейную политику.

Государственная семейная политика - комплекс целенаправленных мер экономического, политического, правового, медико-социального, информационно-просветительского и организационно-управленческого характера, реализуемых федеральными, региональными органами государственной власти и местного самоуправления и другими субъектами политики в отношении развития семьи как важнейшего института общества. Семейная политика является более целенаправленной, сориентированной ни конкретный объект действий – семью. Социальная работа с семьей в Российской Федерации опирается на правовые основы государственной семейной политики.

В настоящее время принципами государственной семейной политики являются [22, с.183]:

- семья не только объект, но и субъект социальной поддержки, т.е. экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не только регламентировать поведение семьи, но и способствовать ее саморазвитию, выбору форм поддержки;

-поддержка семьи и всех ее членов осуществляется независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;

- приоритетность защиты интересов ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития;

- равноправие между мужчинами и женщинами в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности, в распределении семейных обязанностей;

- единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях;

- партнерство семьи и государства;

- защита семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденными миграциями, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами;

- осуществление дифференцированного подхода, предоставление гарантий по поддержанию нетрудоспособных членов семьи;

- создания условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе экономически активным членам семьи;

- преемственность и стабильность мер государственной семейной политики.

Для повышения эффективности реализации государственной семейной политики необходимо, с одной стороны, улучшить материально-техническое обеспечение реализации этой политики, а с другой совершенствовать процесс подготовки специалистов в области социальной поддержки семьи. Комплексный подход к проблемам социальной поддержки семьи позволяет на междисциплинарном уровне осуществить исследования с выходом на проекты и программы социальной поддержки семьи.

Основополагающими законодательными актами, которые определяют содержание семейной политики в современной России, являются:

- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.;

- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ.

Важное значение в реализации основных начал (принципов) семейного законодательства и достижении целей правового регулирования семейных отношений имеют предусмотренные Конституцией РФ от 12.12.1993г. статьи 7 и 38. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [1, п.2 ст.7]. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства [1, п.1 ст.38]. Конституционный принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства реализуется в законодательстве РФ и ее субъектов, включая не только семейное законодательство, но и иные отрасли законодательства: в том числе об охране здоровья, о социальном обеспечении, о труде и охране труда, жилищное законодательство и т. д.

Наиболее подробно вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детства регламентируются нормами Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ, где определена обязательная государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства [2, п.1. ст.1]. В Семейном кодексе РФ отражены важнейшие вопросы семейного права: заключение и прекращение брака, признание его недействительным; права и обязанности супругов, родителей и детей; формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, и др. Правовое регулирование основывается на принципах добровольности брачного союза, равенства прав супругов, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Основные федеральные законы, регламентирующие вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детства:

- Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1 содержится нормы, относящиеся к праву социального обеспечения семьи. В нем отдельно предусмотрены права на охрану здоровья семьи, беременных женщин и матерей [3].

- Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995г. № 195-ФЗ устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ. Определяет социальное обслуживание как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации. Закреплены основные начала деятельности учреждений социального обслуживания, в том числе по предоставлению различного вида услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации [5].

- Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям. Определяет государственную социальную помощью как предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров. Государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ [7]. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде денежных выплат или натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

- Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ устанавливает меры социальной поддержки семей с детьми путем предоставления им материнского (семейного) капитала из средств федерального бюджета [9].

- Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Определены виды государственных пособий семьям с детьми [4].

- Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ устанавливаются пенсии по случаю потери кормильца детям, отнесенным к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца; размеры пенсий по старости и инвалидности определяются также с учетом нетрудоспособных членов семьи, в том числе детей.

- Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ регулирует установление социальных пенсий определенным категориям граждан, в том числе детям.

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ устанавливает цели государственной политики в интересах детей: осуществление прав детей, недопущение их дискриминации, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности. Установлены основные направления обеспечения прав ребенка, а также организационные основы гарантий прав ребенка [6]. Вопросы социального обеспечения семей с детьми регулируются, главным образом, в рамках законодательных актов, которые регламентируют социальное обеспечение как семей с детьми, так и других категорий граждан

- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе предоставления услуг учреждениями социального обслуживания, которые в силу данного закона входят в систему профилактики.

- Федеральные  законы,  согласно  которым  социальное  обеспечение, меры социальной поддержки предоставляются определенным категориям граждан, в том числе детям (Законы РФ «О беженцах» от 19.02.1993 N 4528-1, «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 N 4530-1 и др.).

Современная семейная политика в отношении поддержки семьи и детей строится в соответствии с выше перечисленными федеральными законами, которые определяют нормативную и финансовую основу разработки и реализации государственной семейной политики в целом. Семейная политика в регионе напрямую зависит от консолидации усилий основных федеральных актов, определяющих поддержку семьи; региональной культуры; приоритетов в сфере социальной поддержки населения; налаженных коммуникативных практик. Последнее означает, что для решения проблем семьи на разных этапах возникает необходимость сотрудничества специалистов различных министерств и ведомств и, прежде всего, представителей административных структур, работников социальной сферы, образования, здравоохранения, управления внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, специалистов из общественных организаций. Именно такой подход позволяет найти ресурсы для социальной поддержки семьи.

На региональном уровне в Челябинской области действует ряд законов, регламентирующих социальную поддержку семьи, работу с семьями с детьми на региональном и местном уровне. В Челябинской области, как и во многих других субъектах Российской Федерации, создана целая система оказания помощи семьям: выплата материнского капитала, детских пособий, предоставление льгот на лекарства.

В Челябинской области действует закон "О социальном обслуживании населения в Челябинской области" от 30.11.2004 г. N 320-ЗО, где установлены правовые, социальные, экономические и организационные основы деятельности по социальному обслуживанию населения в Челябинской области. Закон гарантирует гражданам пожилого возраста, а также другим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающим в Челябинской области, право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственной системе социальных служб [10].