Контакты Испании со странами Латинской Америки в последней трети XX в.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ИСТОРИИ И ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЗАРУБЕЖНОГО РЕГИОНОВЕДЕНИЯ

Специальность 032000.62 - Зарубежное регионоведение

КУРСОВАЯ РАБОТА

Контакты Испании со странами Латинской Америки в последней трети XX в.

Студент 3 курса

Группа 04.3-204

"___" _______ 2015 г. _________________ (Р.Р.Хасанов)

Научный руководитель

Доцент, к.и.н

"__" ________ 2015г. _________________ (В.А. Шагалов)

Заведующий кафедрой

Профессор, доктор наук

"__" ________ 2015г. _________________ (Я.Я.Гришин)

Казань-2015

СОДЕРЖАНИЕ

I.Введение ………………………………………………………………… 3

II.Глава I. Испания и падение Франкистского режима…………….. 8

III. Глава II. Взаимоотношения Испании и стран Латинской

Америки ........................................................................................................13

II.1. Испано-Бразильские отношения……………………………..13

II.2. Отношения Аргентины и Испании…………………………..21

II.3 Испано-Чилийские отношения………………………………..27

IV. Заключение …………………………………………………………..30

V. Список использованной литературы……………………………….34


Введение.

Последняя треть двадцатого столетия характеризовалась различными геополитическими процессами, наиболее значимыми из которых являются завершение эпохи биполярной внешней политики стран мирового содружества и переход к монополярной системе Pax Americana и распад социалистического лагеря. На фоне этих эпохальных изменений для рядового наблюдателя практически не замеченными проходят многочисленные процессы дезинтеграции и, наоборот, объединительные тенденции в ряде регионов мира. Все эти события просто включают в виде не самодостаточных звеньев глобального передела мира, после падения Потсдамской системы.

Распад Советского Союза и активизация внешнеполитических планов США по усилению своего мирового господства также отвлекают внимание не очень бдительного наблюдателя от изменений, происходящих в странах Латинской Америки и контактах последних с некоторыми регионами «старой» Европы.

И остаются незамеченными изменения, которые происходят со странами Европейского Союза. Испания является страной, которая возрождается после падения франкистского режима 1975.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что посреди биполярного мира, определяемый конфронтацией идеологий социализма и капитализма, остается незамеченной борьба за выживание такой страны, как Испания.

Объект исследования – страны Латинской Америки и Испанское королевство.

Предмет исследования – международные отношения Испании с определенными странами Латинской Америки.

Цель исследования - рассмотреть действия, предпринятыми для освобождения от международной изоляции. В послевоенном затишье и в период «холодной войны» Испания довольствовалась ролью «младшего» партнера США на европейском континенте. Положение неравноправного участника международных отношений и откровенное оттеснение на вторые или даже третьи роль во внешнеполитических инициативах показывали всю ущербность положения крупнейшей страны Пиренейского полуострова. Ряд крупных ошибок во внешней политике и замешательство в отношении предложений Испании во время Суэцкого кризиса привили к полному вытеснению этой страны из русла политической жизни Европы. Попытки изменить собственный статус неравноправного партнера привели Испанию к активизации своей внешнеполитической деятельности в бассейне Тихого океана, то есть на территориях бывшей колониальной системы испанского королевства. Однако после окончания Второй мировой войны данный регион рассматривался Соединенными Штатами Америки как личное имение и поэтому вмешаться «во внутриамериканские дела» Испании никто не позволил. Еще один провал казалось бы окончательно закрепило за страной униженное и подчиненное чужому диктату положение сателлита США.

Латинская Америка, возможно была последней надеждой Испании, где она могла попытать удачу по внешнеполитическому ведомству, которая к тому же имела тесные связи со времен колониального владычества. Латинская Америка освободилась от оков Испании в первой половине девятнадцатого столетия, однако языковые, культурные, религиозные и национальные связи между метрополией и бывшими колониями не прервались. Э
лита латиноамериканских стран представляла из себя выходцев из Испании, завоевателей. Таким образом, этническая схожесть и религиозное единство, позволяли Мадриду сохранять в данном регионе серьезное влияние и внешнеполитические позиции. Бурные события двадцатого века и стремительное падение авторитета Испании в мире (особенно после испано-американской и гражданской войн) привели к ослаблению роли Мадрида в качестве арбитра споров латиноамериканских государств.1

В начале двадцатого века во многих странах Латинской Америки установились режимы кемалистского толка. Реализуя пользы и чаянья местных политических элит, они вместе с тем были зачастую не признаны остальным миром. В такой же ситуации оказалась и Испания после завершения Второй мировой войны. Не признаваемые большинством стран мира Испания и авторитарные режимы Латинской Америки были просто обязаны сблизиться. Установление дипломатических контактов и практика экономического сотрудничества Испании и латиноамериканских государств активно дала свои плоды для ослабления международной изоляции франкизма во второй половине 40-х – начале 50-х гг. Особенно наглядно это демонстрируется в поведении Аргентины в период лидерства Х.Д.Перона, который в обмен на экономическую помощь оказывала активную дипломатическую поддержку франкистской Испании.2

Однако серьезные внутриполитические проблемы в Испании и вызванная этим застой экономики неблагоприятно ударили по отношениям франкистской Испании со странами Латинской Америки. Несмотря на ряд попыток запуска экономического сотрудничества между странами и проведение так называемых «ибероамериканских конгрессов», структурный кризис тоталитарных режимов, охвативший как латиноамериканские государства, так и Испанию не позволил осуществить данные начинания в задуманном варианте.

Стремясь хоть как-то сохранить свое пошатнувшееся влияние в регионе внешняя политика Испании в Латинской Америке практикует пропагандистское обеспечение. Активно насаждается и раскручивается доктрина «испанидад».3 Активно пропагандируется образ Испании как “Матери-Родины” латиноамериканских народов. Одним из наиболее серьезных пропагандистов новой теории выступает в 50-60-гг. Институт испанской культуры в странах Латинской Америки.

Серьезные попытки использовать неудовлетворенность латиноамериканцев экспансией США в регионе предпринимает испанская дипломатия во время Карибского кризиса и события ему предшествовавших. На удивление всего мира Испания поддерживает кубинскую революцию наперекор мнению и настоятельным просьбам своего могущественного патрона – США. Испанские торговые суда, не признавая блокады Кубы со стороны Соединенных Штатов Америки посещают «остров Свободы».

Такую же активную внешнеполитическую позицию практикует Испания и в отношениях с Чили. Активное экономическое сотрудничество Испании и Чили в период Народного Единства способствует подписанию взаимовыгодного испано-чилийского договора 1971 г. Данный договор является одной из ступеней, позволивших Испании выйти на новый уровень кооперации со странами Латинской Америки. Благодаря этому Испании удалось стать участником в деятельности Межамериканского банка развития, а в последствии и в таких межгосударственных объединений как ОАГ, ЛАСТ (Ассоциации свободной торговли) и Андская группа.

Все эти ошеломительные успехи внешней политики Испанской дипломатии в латиноамериканских странах сводились на нет закостеневшим в своем консерватизме политическим режимом. Если политика «сильной руки» и «вождизм» могли себя хоть как-то оправдать в период между двумя мировыми войнами, то, начиная с 50-х гг. они действовали как серьезный тормоз для поступательного развития Испании. Они же препятствовали полноценной интеграции государства в международную экономическую и политическую систему, обрекая Испанию существовать на задворках истории. Однако все изменилось после смерти в 1975 г. Франциско Баамонде Франко, бессменного главы государства и вождя консервативной Испанской фаланги. После смерти главы тоталитарного государства созданная им политическая система стала трещать по швам, что привело к установлению демократии и свержению франкистского режима.


Глава I. Испания и падение Франкистского движения.

Падение Франкизма привело к началу нового этапа в истории Испании. В испанской исторической литературе он также известен как «постфранкистский период» либо «период демократизации». Демократизация политической жизни Испании затронула все стороны, в том числе и внешнюю политику страны. Новые политические силы, которые пришли к власти, поставили выход к международной изоляции как основной задачей. Восстанавливаются дипломатические отношения с Мексикой, а также устанавливаются дипломатические отношения с СССР и социалистическими странами Европы. Выход Испании из международной изоляции способствует началу активной борьбы за завоевания достойного места в мировом содружестве.

Создаются благоприятные условия для активизации испанской внешней политики, в том числе для воздействия испанских капиталов на экономику Латинской Америки, были связаны с ростом самостоятельных выступлений латиноамериканских стран на мировой арене и повышением темпов их экономического развития, сопровождавшегося процессом импортзамещяющей индустриализации, что порождало необходимость поиска новых рынков и источников финансирования. Правительства и военные режимы, правившие в Латиноамериканских странах во второй половине двадцатого века, проявляли интерес в развитии национальной промышленности и проводили политику этатизма, для чего было необходимо постоянное внесение в экономику крупных финансовых средств. Испания, хотя и не обладавшая подобными свободными капиталами, могла брать их у других стран Европы на благоприятных условиях и при минимальной процентной ставке.4

Интерес латиноамериканских стран к расширению сотрудничества с Испанией также был обусловлен поисками рынков сбыта для своих товаров.

Активизация отношений с Испанией отвечала задачам изменения внешних связей, вере латиноамериканских стран в ослабление односторонней зависимости от Соединенных Шатов. Учитывая «традиционную» дружбу с Испанией, латиноамериканские страны рассчитывали на то, что Испания, вместе с Грецией и Португалией замыкая группировку государств в Западной Европе, не способна, в отличие от более сильных партнёров, решительно огласить свои требования и, таким образом, их взаимоотношения будут носить более равноправный характер и больше строиться на учёте балансов интересов.

Латиноамериканский курс Испании в постфранкистский период в своём развитии представлял два главных этапа. На первом этапе (в основном соответствует периоду правления правительств Союза демократического центра: июль 1976 - октябрь 1982 годов) правительства активно применяли внеблоковую политику для прорыва международной изоляции и расширения взаимоотношений со странами Латинской Америки. Новым смыслом наполнилось идеологическая основа латиноамериканского курса Испании. Новая концепция успешно заняла место реакционного паниспанизма, в основу которой, на ряду с идеей о закономерностях экономического, политического и духовного сближения всех испаноязычных наций, был положен тезис об их объединении в рамках Иберо-американского сообщества наций, защите прав человека и мирном переходе к демократии.

Европейское и направление взяло вверх во внешней политике Испании к концу этого этапа, последовало вступление Испании в НАТО. Правительство союза демократического центра во главе с Леопольдо Кальво Сотело (1981 - 1982 гг.) во внешней политике главное внимание уделяло укреплению позиций Испании в Западной Европе, ослабив активность в Латинской Америке и в других регионах мира.

Второй этап начался в 1982 году. Важной вехой в истории постфранкистской Испании являлся приход к власти социалистической партии, который ознаменовал сдвиг влево в политической жизни страны. Социалисты победили на выборах с выступлением, которое критиковало пронатовскую политику предыдущей власти. Они выдвинули программу борьбы за разрядку и ядерное разоружение. Расширение сотрудничества с латиноамериканскими странами стала главной задачей социалистов. Главным отличием латиноамериканского курса испанских социалистов от политики их предшественников состояло в том, что Испанская социалистическая партия и правительство Гонсалеса на международной арене выступили в пользу того, чтобы признать права латиноамериканских народов на освободительную борьбу, также своими делами показывали намерения на свободу официально-политического выбора, однако непоследовательно и половинчато, способствовали осуществлению данного права.

Однако отношения между Испанией и Латинской Америкой не всегда были «гладкими» во время правления социалистов. Объясняется это тем, что претензии и замыслы руководства Испании часто превосходили наличные ресурсы, которые Испания могла выделить для осуществления своего латиноамериканского курса. В данном случае речь идёт как об экономических, так и о политических средствах.

Активные действия Испании в Латинской Америке нарастала более медленными темпами в 80-х годах, чем на западноевропейском и атлантическом направлениях. В результате значение во внешнеполитической деятельности Испании латиноамериканского направления и, естественно, его эффективность относительно уменьшаются.

Многие проблемы испано-латиноамериканских отношений остаются не решёнными. Например, желание добиться уступок латиноамериканским странам от Западной Европы, так и не осуществилось. Как в области ликвидации финансовой задолженности, так и в области торгово-экономических отношений. Не всегда испанские инициативы получали исключительно положительную оценку в латиноамериканских странах, где усиление влияния Испании расценивалось в некоторых кругах как проявление скрытой экспансии НАТО в развивающихся странах.

Несмотря на существовавшие трудности Испания и латиноамериканские государства располагали большими резервами для расширения взаимовыгодного сотрудничества.

Испания довольно напряженно искала свое место в биполярной системе международных отношений. В начале 80-х гг. происходит широкое общественное обсуждение различных вариантов решения этого вопроса. Разные силы и группировки испанского общества предлагали разнообразные позиции: сохранение нейтралитета, вступление Испании в НАТО, участие в деятельности Движения неприсоединения.

После отставки правительства А.Суареса к власти приходит кабинета Л.Кальво Сотело. Его курс - скорейшее вступление Испании в НАТО. В декабре 1981 г. происходит подписание договора о вступлении Испании в НАТО. Это изменение внешнеполитического курса привело к некоторой заморозке испано-латиноамериканских отношений. Во внешней политике Мадрида начинает чувствоваться раздвоенность. Стремление быть участником НАТО зачастую идет в разрез с интересами стран Латинской Америки.5

Особенно четко эта раздвоенность демонстрируется во времена англо-аргентинского конфликта 1982 г. Перед внешней политикой Испании встает проблема выбора между «ибероамериканским единством»6 и «североатлантической солидарностью».

Все глубже и глубже погружаясь в структуру НАТО, Испания оказывается вынужденной в значительной мере пересмотреть свои взгляды на внешнюю политику в угоду интересам альянса. Однако, несмотря на ослабление военного и государственного участия Испании в делах Латинской Америки бурно развивается всевозможное экономическое сотрудничество. Государство оказывается поставленным перед необходимостью дипломатическими путями поддерживать финансовую и экономическую экспансию испанского капитала в латиноамериканском регионе. Это приводит к заключению ряд серьезных двухсторонних испано-латиноамериканских договоров, которые позволили иберийским предпринимателям оказаться в привилегированном положении по отношению к их конкурентам из Европы и стран Азии.7

Самыми наглядными и яркими для изучения в описываемый период примерами выступают внешние контакты Испании с Аргентиной, Чили, Бразилией. Со всеми этими странами Мадрид связывает тесное экономическое сотрудничество, которое является главной опорой политических контактов между правительствами государств. В большей или меньшей степени, но все государства Латинской Америки являются экономическими партнерами Испании как в сфере промышленного производства, так и в финансово-деловых новациях и экспериментах.


Глава II. Взаимоотношения Испании и стран Латинской

II.1 Испано-Бразильские отношения.

На мировом рынке Бразилия выступала как хороший поставщик кофе, хлопка, какао, сахар, и различные промышленные товары8. Страна производит порядка 2% ВМП. В девяностых годах экономика страны была на десятом месте в мире. Бразилия и ее экономическая активность закрепились выше других развивающихся стран. 10% ее Валового Внутреннего Продукта составлял экспорт, а промышленность - около 30%.

Многие социально-демократические признаки относили Бразилию к развивающим странам, однако страна занимала там особое место.

Из-за того, что Бразилия обладает большим экономическим потенциалом и довольно высоким уровнем экономического развития, страна заслуживает место в числе новых индустриальных стран.

Развитию тяжелой промышленности способствуют богатые запасы полезные ископаемые, такие как железная и марганцевая руды, а огромное количество лесов позволяет делать прибыль в переработке древесины.

Бразилия является одной из наиболее развитых стран латиноамериканского региона. 2/3 всех промышленных предприятий Латинской Америки находятся именно на ее территории. На долю страны приходится свыше половины научно-технического потенциала Южной Америки.

После окончания Второй мировой войны в Бразилии быстро начала развиваться промышленность. В 1991 году экономически активное население страны составляло около 64 млн. человек. В сельском хозяйстве занимало - 23% и в промышленности - 18%. В торговле работало 12%, а в строительстве - 6%.

По сравнению со странами Южной Америки и Мексики, в Бразилии добывающая промышленность начала развиваться позже. Лишь в первые десятилетия после Второй мировой войны данной отрасли производства правительство и финансовые круги Бразилии стали уделять должное внимание.

В добыче полезных ископаемых, особенно железной руды и нефти, важную роль играло государство, но также большое количество предприятий, которые добывали марганец и другие полезные ископаемые, контролировали международный капитал.

Определенное место в области разработки недр страны занимала также Испания, поскольку она предоставляла крупные кредиты государству, чем другие пользовались для развития промышленности и транспорта.

Бразилия располагало самой крупной в черной металлургией Латинской Америке. Построенное в 40-х годах на деньги Eximbank металлургическое предприятие через сорок лет уже выплавило около шести млн. тонн стали, что составляло около 50% продукции.

Более 76% общей стоимости обслуживания заводского комплекса покрыто внешними кредитами у Западной Германии и Франции при активном внешнеполитическом посредничестве Испании через структуры Европейского Экономического Содружества.9

Бразилия вкладывала огромные деньги способом займа кредитов у США в строительство объектов, которые укрепляли энергетическую базу, такие как электростанции и т.д. Несмотря на то, что ряд крупнейших гидроэлектростанций принадлежали стране, ведущее место в производстве электроэнергии занимали зарубежные предприятия.

Подытоживая вышесказанное, следует указать на то, что известный бразильский историк Лусиано Мартинш насчитывает в современной Бразилии три этапа.10

Первый этап охватывал вторую половину XIX в. В нем вся основа общества и организации экономики базировалась на развитии аграрно-экспортного сектора. Происходит интеграция страны в мировое капиталистическое хозяйство. Однако иностранный капитал во многом уступал местным производителям кофе и других товаров.

Второй этап (20-40е годы XX в) представляет собой задатки развития индустриализации путем производства предметов потребления. Происходит перемещение общественной жизни в город, урбанизация начинает доминировать. Также под угрозой упадка становится аграрно-эксплуатирующая олигархия, продвигается буржуазия, активно пропагандируется популизм.

Третий этап (50-е годы и далее) отмечен второй фазой индустриализации (производство средств потребления), вторжением иностранного капитала, «интериоризирующегося» в стране, равно как и кризисом буржуазии, упадком популизма и общим «глубоким кризисом власти в 60-х годах».11

По итогам выборов 1955 года в Бразилии место главы государства занимает Жуселин Кубичек, ярый представитель буржуазии. Лидер, который всегда приходил к компромиссу, был очень удалым политическим комбинатором, стал самым популярным президентом. Жуселин стал инициатором экономического прогресса, мотивируя всех своим знаменитым лозунгом «Пятьдесят лет прогресса за пять лет».12 Дух экономического развития – «дезенволвимьентижму» - охватывает страну. В стране начинает кипеть жизнь, возникают совершенно новые предприятия, население страны активно принимает участие в постройке «новой» жизни. Также строится будущая новая столица страны «Бразилиа».

Предприниматели, подрядчики, спекулянты несутся к богатству на волнах невиданного бума. Строительство огромных заводов в Сан-Паулу превращают округ в «бразильский Детройт».13

Возникают раньше невиданные в стране отрасли – химическая промышленность, машиностроение и только что созданная автомобильная промышленность развивалась невероятными темпами. Был прекращен ввоз потребительских товаров длительного пользования.

Зарубежный капитал искал особое место в Бразилии. Испания очень хотела, и стремилась урвать часть огромной прибыли.

В 1955-1970-х годах испанские предприниматели и инвесторы уже имели около 22% от всех вложений в экономику Бразилии. Почти все эти вложения

Однако такой подъем стал причиной отрицательных последствий, таких как рост инфляции, падение заработной платы, да и недостаток ресурсов. Кубичек был обязан обратиться к зарубежному капиталу, предоставив ему ряд привилегий. Около 500 млн. долларов было ввезено в Бразилию за период президентства Кубичека. Практически все перспективные отрасли экономики страны были заняты зарубежными предприятиями.

Так называемый перегрев экономики был чреват захватом страны армией (1968 г.) Ориентируясь на мировых лидеров, военные создали так называемую «капиталистическо-технобюрократическую модель» (по определению бразильского социолога Перейры).14

Военный режим давал иностранным компаниям еще больше власти в экономике. Крупные ТНК в области автомобилестроения перенаправили огромную часть своих производственных потенциалов. Они вкладывали миллиарды в свое производство. Именно это явление было прозвано "бразильское чудо".

Оказавшись не в состоянии противостоять экономической конкуренции мировых экономических лидеров, Испания оказывается вынужденной довольствоваться ролью второстепенного инвестора. Попытки улучшить финансовое положение мадридской дипломатии путем получения кредитов у Европейского Экономического Содружества (ЕЭС) для последующего вложения их в стремительно развивающуюся экономику Бразилии сталкивается с активным противодействием Федеративной Республики Германии. Западногерманская дипломатия, стремясь максимально оградить собственных предпринимателей от конкуренции иберийцев, начиная с 1982 г. многократно срывает получение кредитов Испанией, для последующего кредитования Бразилии и Аргентины. Предоставленная сама себе Испания оказывается не в состоянии на равных конкурировать в финансовых вливаниях в экономику Бразилии, и постепенно вытесняется другими странами из этой области финансов. Теперь основная часть прямых капиталовложений (30% в конце 1991 г.) принадлежит американским ТНК, 14,7% — германским, около 10 — японским и 8% — швейцарским. Британский капитал, занимавший ранее видное место в бразильском хозяйстве, сократил свое влияние. Испанский капитал из Бразилии практически полностью вытеснен из страны.

Оказавшись отодвинутой на вторые роли, мадридская дипломатия стремиться сохранить свое влияние в регионе путем интеграции в межгосударственные органы Латинской Америки. Путем двухсторонних договоров о культурном и этнографическом сотрудничестве испанская дипломатия старается оградить собственную внешнюю политику в регионе от вмешательства не иберийских наций. Усиливается влияние Испании на страны Латинской Америки посредством католической церкви, которая получает от мадридского правительства крупные финансовые вливания на проведение происпанской агитации в Латиноамериканском регионе.

После прихода в ходе выборов Испанской Социалистической Рабочей Партии (ИСРП) к власти в 1982 году правительство социалистов сразу же приступило к поискам новых путей сближения с Латинской Америкой.

Особенно остро к моменту прихода к власти ИСРП стояла проблема задолженности Бразилии мировому экономическому сообществу. Страна начала пожинать плоды «хищнического и иррационального развития, при котором огромное большинство ресурсов используется для содействия накопления капитала в руках различных крупных монополий».15

Поскольку Бразилия на 80% «работает» на импортной нефти, причем нефть составляет 45% всего энергобаланса страны, то мировой нефтяной кризис, начавшийся в 1973 г., наиболее сильно ударил по государству. Резкое повышение цен на нефть на мировом рынке плюс растущие расходы на импорт нефтепродуктов, стали и минеральных удобрений привели к тому, что уже в 1974 г. бразильский импорт вырос по стоимости на 108%.16

Внешний долг страны, составлявший в 1964 г. 3 млрд. долларов, вырос к 1974 г. до 17 млрд., а к 1982 г. – до 80 млрд. долларов. В 1984 г. внешняя задолженность Бразилии достигла фантастической суммы – 100 млрд. долларов. Только на выплату процентов по кредитам в 1983 г. пришлось израсходовать 18 млрд. долларов.17 Страна все больше и больше скатывалась в экономическую пропасть.

Именно в этот момент помощь Испании оказалась для Бразилии как нельзя кстати. Являясь одновременно страной-кредитором и страной-должником, Испания старалась ориентировать своих партнёров в Латинской Америке, в том числе и Бразилию, на поиски компромиссного решения проблемы. Перекрестное кредитование и займы у мировых лидеров позволили бразильскому правительству на время уменьшить внутреннюю и внешнюю напряженность.

Однако изменение внешнеполитического курса Испании после 1982 г. и ориентация правящей элиты в Мадриде на Средиземноморские акценты развития и более тесную интеграцию в Европейское Содружество привели к значительному сокращению объёмов торговли между Испанией и странами региона. Бразилия, как и остальные иберо-американские партнеры Испании в регионе начинают оказываться не у дел.

К середине 80-х годов наметилось снижение интенсивности политических контактов между ними.

Только после победы социалистов на парламентских выборах в 1986 году испанское правительство предприняло шаги для тог, чтобы переломить эту негативную тенденцию и взяло курс на реактивизацию отношений Испании со странами Латинской Америки.

Все теснее вливаясь в сотрудничество с Европейским Союзом, Испания во второй половине 80-х годов берет на себя роль посредника в развитии связей Европейского союза со странами Латинской Америки.

Последовательное сокращение доли США во внешней торговле Бразилии, относительное уменьшение доли американских инвестиций в общем, объеме иностранных капиталовложений с ростом капиталовложений стран Западной Европы и Японии, а также обострение противоречий с США по вопросам экономических взаимоотношений создали объективные предпосылки для более самостоятельной позиции Бразилии в отношениях с развивающимися странами.

Положительные тенденции прослеживаются в посреднической деятельности Испании между Европейским союзом с МЕРКОСУР (Общий рынок Южного конуса).18

Несмотря на то, что экономическое влияние Испании на Бразилию за последние двадцать лет сведено на нет жесткой конкуренцией других капиталистических стран, мадридская дипломатия сохраняет определенные «рычаги давления» на Бразилию посредством этнокультурного и религиозного сходства. Посредством активного участия Испании в различных организациях и объединениях стран Латинской Америки Мадрид оказывается в состоянии корректировать курс государств латиноамериканского региона в благоприятное для себя и своих партнеров по Европейскому Содружеству русло.


II.3 Контакты Аргентины и Испании.

Аргентина (Аргентинская Республика) – второе по территории и населению государство Южной Америки. Она поставляет на мировой рынок мясные продукты, шерсть, кожи и зерно. Эти товары составляют около 75% аргентинского экспорта. Импортирует она главным образом промышленное оборудование, твердое и жидкое топливо. Основным внешнеторговым партнером Аргентины выступает Европейский Союз, который предъявляет спрос на зерно и мясные продукты.

По числу рабочих и стоимости продукции видное место в аргентинской промышленности занимает пищевая промышленность, особенно мясная. Крупнейшие мясокомбинаты принадлежат английским и североамериканским компаниям. Относительно развита текстильная промышленность. По производству хлопчатобумажных тканей Аргентина занимает второе место в Латинской Америке, уступая только Бразилии. Велико значение шерстяной промышленности, хорошо обеспеченной сырьем.

Тяжелая индустрия не покрывает потребностей страны. Важнейшие ее отрасли – производство электроэнергии, главным образом на тепловых электростанциях, добыча нефти, нефтепереработка, нефтехимия, металлургия, металлообработка и машиностроение. В этих отраслях довольно сильные позиции занимает государство.19

Богатая традиция военных переворотов и хунт различного толка накладывает на развитие Аргентины своеобразный отпечаток. Армия имеет значительное участие в управлении государственным сектором экономики. При этом следует учитывать, что формирование армейских традиций и собственно вооруженных сил Аргентинской Республики происходило под влиянием германской милитаристической школы. Так на формирование доктрин аргентинской армии большое влияние оказали германские военные теоретики. Свою роль сыграла и подготовка аргентинского офицерского состава в Германии и Италии. В 1939 году, когда разразилась вторая мировая война, из 34 генералов 17 прошли службу в Германии, почти половина первых преподавателей Высшей военной школы были немцами.20

Восприятие государства как геополитического гегемона в регионе свойственно для аргентинской правящей политической и военной элиты. С этим связано милитаристическое внешнеполитическое кредо большинства мероприятий руководства аргентинского государства. Профашистская политика аргентинского военного руководства и тесные контакты в 30-40-е годы с Италией и Германией привели к тесному сближению франкистской Испании и Аргентины. После поражения стран Оси во Второй мировой войне и Испания, и Аргентина поспешили продемонстрировать свою лояльность победителям. Итогом подобных действий становится заключение Аргентинский Республикой очень выгодных для США договоров. Аргентина попадает под диктат Соединенных Штатов Америки и во многом утрачивает свободу внешнеполитического маневра. На данном этапе контакты между «отверженными режимами» Аргентины и Испании сходят практически на нет. Обе стран опасаются афишировать свои политические взгляды и планы на будущее развитие.

Чередование демократических режимов и военных переворотов в период 1945-1973 годов приводит к значительному ослаблению позиций Аргентины в мире.

В конце 1950-60-х годов важным направлением внешней политики аргентинского правительства являлось укрепление экономических, политических и культурных связей со странами региона. Большой интерес представляет позиция Аргентины в решении такой сложной и противоречивой проблемы, какой является интеграция латиноамериканских стран, имеющая не только экономический, но и политический аспект.

Тенденция к интеграции, отражала стремление к достижению экономической самостоятельности, ускорению индустриализации, ликвидации неравноправного положения в международной торговле, расширению рынков для экспорта своих товаров.

Идеи экономической интеграции получили широкое распространение среди аргентинской буржуазии. Однако следует отметить наличие больших расхождений и противоречий среди ее раз различных группировок в отношении целей и методов осуществления интеграции. Средняя и мелкая буржуазия, выступая за сближение с другими странами Латинской Америки, пыталась добиться экономической независимости страны, создать единый блок латиноамериканских государств, противостоящий политической и экономической экспансии США. Группировки крупной буржуазии, связанные с иностранным капиталом, рассчитывали на финансовую помощь североамериканских монополий и увеличение своих прибылей путем проникновения на рынок менее развитых стран континента.

Происходит активизация связей Аргентины со странами региона. Преследуя эти цели, Аргентина заключила двусторонние соглашения с Бразилией, Уругваем, Перу.

Одновременно с этим аргентина стремиться установить прочные взаимовыгодные отношения со странами Западной Европы. Проводником подобной политики и надежным партнером этих инициатив выступает Испания. Однако надежды на то, что Испания после вступления в ЕС станет связующим звеном между ЕС и Латинской Америкой, оказываются несостоятельными.21

На переходном этапе между периодом импортзамещения и приходом к власти военных в Аргентине правил законно избранный президент. Одним из важнейших аспектов внешнеполитического курса правительства Ильиа была его латиноамериканская политика. Укрепляя экономические, политические и культурные связи с государствами Латинской Америки, особенно с соседними государствами, аргентинская дипломатия стремилась к повышению престижа своей страны в Западном полушарии. Местная буржуазия в поисках новых рынков сбыта товаров стремилась использовать ЛАСТ (Латиноамериканская Ассоциация Свободной Торговли), в создании которой она играла одну из первостепенных ролей.

Стремление находиться на лидирующих позициях в регионе постоянно подталкивало Буэнос-Айрес к конфликтам с соседями. Однако при участии испанской дипломатии и наличии здравого смысла со стороны правителей Аргентины, большинство спорных проблем удавалось решать за столом переговоров.

Несмотря на ряд экономических договоров с Бразилией, Аргентинская Республика постоянно имела «камень преткновения» в контактах с этой страной из-за устья Ла-Платы. Такой же спорной территорией выступают и Мальдивские (Фолклендские) острова, конфликт из-за которых привел к открытому вооруженному конфликты между Аргентиной и Великобританией.

Причинами конфликта явились территориальный спор между ведущей империалистической державой, членом военного блока НАТО Великобританией, с одной стороны, и развивающейся капиталистической страной, членом Организации Американских Государств Аргентиной — с другой и нежелание правительства тори отказаться от своей колониальной политики.

Немаловажную роль в обострении конфликтной ситуации сыграли США, которые первоначально пытались взять на себя роль посредника в разрешении спора и одновременно укрепить свое влияние в этом районе, а затем, открыто блокируясь с партнером по НАТО, способствовали развязыванию “малой войны”.22

Позиция испанкой дипломатии в данном конфликте направлена на мирное урегулирование – Мадрид поддержал резолюцию ООН №502, которая призывала стороны прекратить вооруженное противостояние.23 Однако и Аргентина, и Великобритания «закусили удила». Имея тесные исторические связи с Аргентиной, Испания оказалась не в состоянии оказать какую-либо помощь государству, что в значительной мере ухудшило контакт между странами. Еще более способствовало охлаждению агрентино-испанской дружбы присоединение Мадрида к эмбарго оружия и военного сырья, введенного Великобританией и Соединенными Штатами Америки по отношению к Аргентине. Оказавшись на распутье, перед выбором позиции, Испания в ущерб национальному и религиозному единству, сделала ставку на партнерство в НАТО и не оказала Аргентине полноценной помощи, ограничившись дипломатическими нотами и призывами. Этого впоследствии аргентинцы простить так и не смогли Испании.

Не имея серьезного финансового влияния, мадридское правительство утратило в глазах Аргентины тот образ «Родины-Матери», который Испания создавала на протяжении всего двадцатого века. После Мальдивской катастрофы и падения военной хунты испанская дипломатия уже не имела должного влияния в Аргентине, уступив свое место «европейского патрона» Западной Германии, активно подрежавшей Аргентину в решении конфликта.

Последние годы мадридская дипломатия пытается вернуть пошатнувшийся престиж и влияние на Аргентину и ее ближайших соседей. Наиболее значимые приготовления для осуществления этого были сделаны при проведении празднования 500-летия открытия Америки. Однако несмотря на некоторое «потепление» в отношениях между странами, былого уровня доверия и контактов не наблюдается. Попытки культурного сотрудничества сталкиваются на ряд препятствий, наиболее значимыми из которых являются два. Первое – отсутствие у Испании достаточного количества свободных финансовых средств, которые необходимо вкладывать в кредитование аргентинской экономики. И второе – «синдром предательства», который ощущают аргентинцы по отношению к Испании.


II.3 Испано-Чилийские отношения.

В системе международного разделения труда Чили – горнопромышленная страна, поставляющая на мировой рынок медь, железную руду, селитру, йод и импортирующая всевозможные промышленные изделия и некоторые продукты питания.24

Главный экспортный товар - медь, долгое время вызывавшая пристальное внимание Соединенных Штатов. К 1960м годам американские фирмы вложили так много в чилийские медные рудники, что фактически владели большей их частью. Когда к власти в 1964 году пришел консервативный президент Эдуардо Фрей, он попытался национализировать медные рудники, но безуспешно - бизнес-сообщество оказало этому упорное сопротивление.

С 1964-го по 1970-й год в Чили продолжалась "революция свободы" под руководством президента Эдуардо Фрея. С 1970-го по 1974-й, президент Сальвадор Альенде вел страну по "чилийской дороге к социализму". С 1973 по 1989, генерал Аугусто Пиночет и его военный режим проводил "тихую революцию". Однако в то же самое время экономика страны вышла на одно из первых мест среди стран Южной Америки, что позволило Чили вступить в такие организации, как Азиатско-тихоокеанская организация экономического сотрудничества и Североамериканское соглашение по зоне свободной торговли. Чили является членом ООН и всех специализированных агентств этой организации, Организации американских государств. После 1990 года Чили возвратилось к демократии.

В отношениях между Испанией и Чили на протяжение всей второй половины двадцатого века существовала какая-то недосказанность, не определенность. Не имея достаточного объема финансовых средств для успешной конкуренции с США в экономике страны, испанцы были вынуждены довольствоваться этнокультурным сотрудничеством. Любые, даже очень робкие, попытки Испании закрепиться в экономике Чили, ориентированной на добычу полезных ископаемых, тотчас же сталкивались с жестким, а порой и откровенно агрессивным отпором со стороны Соединенных Штатов Америки.

В правление генерала Пиночета, являвшегося ставленником ЦРУ и бывшего «оплотом» американского влияния в регионе, внешнеполитические контакты Чили и Испании были крайне незначительны. Либеральный Мадрид не мог пойти на соглашение с откровенным диктаторским режимом, проводившим геноцид собственного народа. Наоборот, испанские дипломата и правозащитники всячески обличали пиночетовский режим и указывали мировому сообществу на нарушение прав человека в Чили.

Еще большее неприятие в испано-чилийских отношениях наметилось после Фолклендского конфликта между Аргентиной и Великобританией, в котором активную помощь британцам оказал лично Пиночет и его чилийский режим.

После отставки Пиночета испанские дипломаты стали требовать суда на бывшим диктатором. Однако в течение десяти лет эти труды не приносили видимого результата. Все изменилось, когда в октябре 1998 Пиночет был арестован в Лондоне по требованию испанских властей, обвинявших его в геноциде, терроризме и убийствах испанских граждан, граждан Чили и других стран.

К требованиям Испании присоединились Франция, Швейцария и Бельгия, которые настаивали на том, что генерал должен ответить за нарушения прав человека. В отношениях Чили с Великобританией и Испанией возникла ощутимая напряженность, поскольку дипломатическая неприкосновенность чилийского гражданина была, по мнению чилийской стороны, нарушена.

Однако после ряда переговоров правительство Испании заявило, что не будет требовать выдачи освобожденного британскими властями бывшего чилийского диктатора. «Испания намерена уважать решение Великобритании, и дать возможность генералу вернуться в Чили и не участвовать в судебном процессе», на котором настаивали правительства четырех европейских стран и правозащитные организации. Испанское правительство не скрывало своей оппозиции юридическим шагам против генерала. К тому же, оно обеспокоено тем, что такие шаги уже повредили отношениям Испании с Чили.


Заключение

За первое десятилетие после падения франкистской диктатуры, в Испании произошли заметные сдвиги в отношениях между странами Латинской Америки и их бывшей метрополией. Демонтаж франкизма, демократические перемены в Испании вызвали широкий отклик в латиноамериканских странах, открыли благоприятные возможности для сближения Испании с латиноамериканскими государствами. В целом с конца 70-х годов до начала 80-х годов отношения Испании с латиноамериканскими странами достигли значительного уровня и образовали автономное направление во внешнеполитической деятельности, как Испании, так и большой группой латиноамериканских стран.

Развитию отношений во многом способствовали их взаимные интересы. Активность испанского правительства была вызвана ускорением экономического развития Испании в 60-х - начале 70-х годов, которое служило стимулом к поискам новых рынков сбыта.

Важным побудительным стимулом интереса Испании к Латинской Америки являлась необходимость преодоления политической изоляции, в которой находился франкистский режим. Выбор латиноамериканского направления как главного в третьемирской стратегии Испании определялся также наличием определённой базы, в частности, культурно-историческими традициями, общностью религии и языка.

Это создавало возможности для складывания новых форм отношений между Испанией и латиноамериканскими странами, которые рассматривали их как важный канал для укрепления своего сотрудничества с западной Европой, видели в них один из возможных путей преодоления односторонней зависимости от США.

Значительно возросла роль Испании в разрешении проблем стран латиноамериканского континента и в процессах, связанных с урегулированием региональных конфликтов в этом районе земного шара. В последние годы в испанской политике в Латинской Америке появился новый аспект, связанный со вступлением страны в ЕС и усилением воздействия этого влиятельного «центра силы» на внутреннюю и внешнюю политику Испании.

Опираясь на внеблоковую позицию, используя лозунги единства испаноязычных наций, мадридское правительство стало проводить в Латинской Америке политику наведения «мостов доверия», значительно расширила политический диалог со странами региона. Испании удалось добиться успехов в сближении с региональными организациями в Латинской Америке. Правительство Испании выступило с инициативой создания Иберо-американского сообщества наций.

Успешно начатый процесс восстановления отношений Испании с латиноамериканскими странами в конце 70-х годов столкнулся с определёнными трудностями. На фоне экономических осложнений и обострившихся внутриполитических противоречий в стране, а также свёртывания процессов разрядки, определился отход правящих кругов Испании от внеблоковой линии во внешней политике, наметилось явное и более тесное сближение с западными союзниками и НАТО.

Поворот правящих кругов Испании к началу 80-х годов в сторону атлантизма, вступление Испании в 1982 году в НАТО и возникшая в связи с этим определённая подчинённость внешней политики Испании стратегии НАТО вызвали настороженность в латиноамериканских странах, внесли осложняющий элемент в отношения между испаноязычными странами.

В первой половине 80-х годов в отношениях с латиноамериканскими странами и другими государствами третьего мира в период конфликтных ситуаций в Латинской Америки и Карибском бассейне испанские правительства следовали самостоятельным курсом, отличным от политики США и других государств в этих странах. Серьёзные противоречия между Испанией и США выявились в вопросах урегулирования конфликтных ситуаций в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Мадрид осудил агрессивные действия администрации США против Никарагуа, всемерно поддерживал Контадорский процесс и Гватемальское соглашение, одобренное совещанием глав пяти Центральноамериканских государств в августе 1987 года. С этой позицией связаны посреднические усилия Испании в деле привлечения Западноевропейских стран к оказанию экономической помощи Центральноамериканским странам.

Латиноамериканский курс Испании в своём развитии прошёл два главных этапа. На первом этапе (июль 1976 - октябрь 1982 годов) правительства активно использовали внеблоковую политику для прорыва международной изоляции и расширения отношений со странами Латинской Америки. Новым содержанием наполнилось идеологическое обоснование латиноамериканского курса Испании. Был положен тезис об их объединении в рамках Иберо-американского сообщества наций, защите прав человека и мирном переходе к демократии. К концу этого этапа произошло усиление европейского и атлантического направления во внешней политике Испании, страна вступила в НАТО.

Второй этап начался в 1982 году. Выдвигается программа борьбы за разрядку и ядерное разоружение. Главное отличие нового этапа - выступление в пользу признания права латиноамериканских народов на освободительную борьбу, на свободу социально-политического.

Однако отношения между Испанией и Латинской Америкой не всегда были «гладкими» в рассматриваемый период. Это объясняется, прежде всего, тем, что замыслы и претензии испанского руководства нередко превосходили наличные ресурсы, которые Испания может выделить для осуществления своего латиноамериканского курса. В данном случае речь идёт как об экономических, так и о политических средствах.

Несмотря на существующие трудности Испания и латиноамериканские государства располагают немалыми резервами для расширения взаимовыгодного сотрудничества.


Список использованной литературы.

  1. Аникеева Н.Е. Испания в системе европейских государств в 80-90-е гг. // Проблемы безопасности в Европе. М., 1998.
  2. Доценко В.Д. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века. — М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2001.
  3. Забелина Т.Ю., Бразильская «модель» военно-диктаторского режима. – Политическая система общества в Латинской Америке. М., 1982.
  4. Красиков А. Испания и мировая политика. М., 1989.
  5. Мирский Г.И. Роль армии в политической жизни стран «третьего мира», М., «Наука», 1989.
  6. Орлов А.А. Проблема отношений Испании с НАТО и другими военно-политическими институтами Запада. М., 1998.
  7. Пожарская С.П. Тайная дипломатия Мадрида: Внешняя политика Испании в годы второй мировой войны. М., 1971.
  8. Пряхин Д. Внешняя политика Испании. М., 1968.
  9. Синельщикова И.Г. Испания – Латинская Америка: новые тенденции во внешнеэкономических связях. // Латинская Америка, 2001, №12.
  10. Цуканов О., К экономической политике президента Кубичека. – Новая и новейшая история. 1967, № 2.
  11. Экономическая география зарубежных стран. Под ред. Ледовских С.И. и Семевского Б.Н., М., «Просвещение», 1984.
  12. Энциклопедия военного искусства. – Войны второй половины XX века. – Минск, Литература, 1998.

Источники.

  1. Пожарская С.П. Тайная дипломатия Мадрида: Внешняя политика Испании в годы второй мировой войны. М., 1971, С.162
  2. Красиков А. Испания и мировая политика. М., 1989, С. 72.
  3. Пряхин Д. Внешняя политика Испании. М., 1968, С.78.
  4. Аникеева Н.Е. Испания в системе европейских государств в 80-90-е гг. // Проблемы безопасности в Европе. М., 1998, С.41.
  5. Орлов А.А. Проблема отношений Испании с НАТО и другими военно-политическими институтами Запада. М., 1998, С. 49.
  6. Экономическая география зарубежных стран. Под ред. Ледовских С.И. и Семевского Б.Н., М., «Просвещение», 1984, Ч. I., С.285.
  7. Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д Экономическая и социальная география зарубежных стран. С.298
  8. Забелина Т.Ю., Бразильская «модель» военно-диктаторского режима. – Политическая система общества в Латинской Америке. М., 1982, С.333.
  9. Синельщикова И.Г. Испания – Латинская Америка: новые тенденции во внешнеэкономических связях. // Латинская Америка, 2001, №12, С. 62-87.
  10. Доценко В.Д. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века. — М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2001, С.243.

1 Красиков А. Испания и мировая политика. М., 1989, С. 72.

2 Пряхин Д. Внешняя политика Испании. М., 1968, С.78.

3 Красиков А., С.95.

4 Аникеева Н.Е. Испания в системе европейских государств в 80-90-е гг. // Проблемы безопасности в Европе. М., 1998, С.41.

5 Орлов А.А. Проблема отношений Испании с НАТО и другими военно-политическими институтами Запада. М., 1998, С. 49.

6 Красиков А., С.24.

7 Пряхин Д., С.113.

8 Экономическая география зарубежных стран. Под ред. Ледовских С.И. и Семевского Б.Н., М., «Просвещение», 1984, Ч. I., С.285.

9 Экономическая география зарубежных стран, С.289.

10 Мирский Г.И. Роль армии в политической жизни стран «третьего мира», М., «Наука», 1989.,С.93.

11 Мирский Г.И.,С.94.

12 Цуканов О., К экономической политике президента Кубичека. – Новая и новейшая история. 1967, № 2, С. 123-124.

13 Экономическая география зарубежных стран, С.292.

14 Мирский Г.И.,С.106.

15 Забелина Т.Ю., Бразильская «модель» военно-диктаторского режима. – Политическая система общества в Латинской Америке. М., 1982, С.333.

16 Мирский Г.И.,С.107.

17 Экономическая география зарубежных стран, С.293-294.

18 Синельщикова И.Г. Испания – Латинская Америка: новые тенденции во внешнеэкономических связях. // Латинская Америка, 2001, №12, С. 62-87.

19 Экономическая география зарубежных стран, С.298-299.

20 Мирский Г.И.,С.123.

21 Экономическая география зарубежных стран, С.299-300.

22 Доценко В.Д. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века. — М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2001, С.243.

23 Энциклопедия военного искусства. – Войны второй половины XX века. – Минск, Литература, 1998, С.492-496.

24 Экономическая география зарубежных стран, С.314.

Контакты Испании со странами Латинской Америки в последней трети XX в.