Финансовая политика государства

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу: Финансы

на тему: Финансовая политика государства

Выполнил:

Пирогов Данила Владимирович

студент заочного отделения,

3 курса, группа ВЭб3-112

специальность «Экономика»

Проверила:

к.э.н., доцент

Кошкина Дарья Ильинична

Владимир 2015

Содержание

Введение …………………….…………………………………….… ……3

1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства

1.1. Сущность, цели и задачи финансовой политики государства ……5

1.2. Организация финансовой политики государства …………………..8

1.3. Типы финансовой политики государства ………………………….11

2. Организация финансовой политики государства

2.1.Принципы формирования финансовой политики государства …..16

2.2. Составляющие финансовой политики государства ……………….19

3. Современная финансовая политика государства ……………………22

Заключение ……………………………………………………………….28

Список используемой литературы ………………………………………31

ВВЕДЕНИЕ

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступает экономика в целом, а также ее составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Она выступает одним из источников формирования науки о финансах, а значит составной часть ее. Финансовая политика как предмет призван найти ответы, например, на вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.

Каждой общественной формации и соответственно государству этой формации отвечает определенное финансовое устройство.

Цель данной курсовой: рассмотреть финансовую политику государства.

Задачи курсовой:

  • Раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства;
  • Рассмотреть виды финансовой политики;
  • Изучить роль государства в жизни общества;
  • Рассмотреть финансовую политику государства в России.

1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства

  1. Сущность, цели и задачи финансовой политики государства

Финансовая политика - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей; это государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

Главным субъектом проводимой политики является государство. Оно проводит: разработку научно обоснованную концепцию развития финансов; определяет основные направления их использования; разрабатывает меры, направленные на достижение поставленных целей.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

  • бюджетная политика;
  • налоговая политика;
  • таможенная политика;
  • кредитно-денежная политика;
  • инвестиционная политика.

Финансовая политика является частью общей экономической политики.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

  • Разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
  • Создание адекватного финансового механизма;
  • Управление финансовой деятельностью государства т других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную, среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанной на длительную перспективу, предусматривающий решение крупномасштабных задач.

Финансовая тактика - это решение задач конкретного этапа развития посредством современной перегруппировки финансовых связей.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.

Финансовая политика содержит следующие аспекты:

  • макроэкономическая стабилизация экономики, связанная с дефицитом бюджета;
  • распределение ресурсов, зависящее от политики в области налогообложения и правительственных расходов.

Цели финансовой политики:

  • политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики;
  • экономические цели, т.е. достижение целей в области экономики на различном уровне;
  • социальные цели, т.е. достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Задачи финансовой политики:

  • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  • установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  • организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  • выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  • создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

  1. Организация финансовой политики государства

Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 -- 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь.

Согласно ст. 15 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007) «О правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый механизм - совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т.е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов, формы поступления средств в процессе распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.).

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

  • финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на безвозмездной и безвозвратной основах);
  • метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету, а на микроуровне - при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов, налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;
  • налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
  • страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества.

Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом, корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.

1.3. Типы финансовой политики государства

Классическая.

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Финансовый механизм строился исходя их этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

Регулирующая.

Бурное развитие производительных сил поставило перед государством еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов 20-го столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочный займов. Рынок судных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30 - 60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования как ее цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

Планово-директивная.

Применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществить прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

Условия эффективности финансовой политики - своевременно и в необходимом объеме задействовать финансовые инструменты, а также должны быть подготовлены целый ряд законодательных и нормативных актов, направленных на расширение экономических свобод, создание благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства.

Успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества, и имеющихся у государства объективных возможностей, т.е. механизма сознательного использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики, с учетом изменений в социальной структуре общества, состояния общественного сознания и психологии.

2. Организация финансовой политики государства

2.1.Принципы формирования финансовой политики государства

В глобальном плане общими принципами формирования финансовой политики государства являются:

1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов. Она формируется на основе анализа состояния экономики, перспектив ее стабилизации и развития производительных сил и производственных отношений, развития потребностей народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах.

Целью научно обоснованной концепции развития финансов является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Она предусматривает создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности.

2. Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства. Формирование централизованных фондов денежных средств государства осуществляется с целью обеспечения финансирования расходов на содержание правительства, армии, судебно-исполнительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры, а также накопления средств на строительство объектов общегосударственного и оборонного значения.

Формирование централизованных фондов денежных средств государства происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе перераспределения стоимости совокупного общественного продукта. При первичном распределении национального дохода государство получает в свое распоряжение часть национального дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в централизованные фонды государства поступает часть прибыли предприятий (государственных, кооперативных), акционерных обществ и личных доходов населения.

Централизация части финансовых ресурсов характерна для всех государств.

3. Определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства. Целью выработки основных направлений является наиболее эффективное использование ресурсов путем распределения их прежде всего в приоритетные сферы, а также в социальную сферу. Достижение наибольших результатов при наименьших финансовых затратах остается первостепенной задачей как для государства в целом, так и для каждого хозяйствующего субъекта.

4. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики. Для этого необходимо функционирование эффективного финансового механизма, который можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений. Он включает:

• методы распределения национального дохода;

• способы образования государственных бюджетных фондов: общегосударственного и региональных;

• методы образования государственных целевых фондов;

• виды платежей в бюджет и целевые фонды;

• финансовое планирование и прогнозирование;

• финансовый контроль.

5. Регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики.

Фискальная политика - это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны. Потребность в разработке такой политики особенно усилилась во второй половине XX в., когда государственные финансы стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста. Фискальная политика как способ финансового регулирования осуществляется с помощью таких мощных рычагов, как налогообложение и государственные расходы (бюджетные расходы).

Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов, то есть прямая функция налогов;

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция);

3. Государственное антициклическое и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция).

Следует отметить, что финансовая политика не ограничивается изложенными выше принципами.

Финансовые отношения в государстве - это динамичная, развивающаяся система. Для ее функционирования большое значение имеют:

  • финансовое регулирование и стимулирование производства;
  • финансирование научно-технического прогресса;
  • страховая защита общественного производства.

Среди рычагов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам, таможенным сборам, тарифам. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений предприятий. Система налоговых льгот способствует ускоренному развитию приоритетных отраслей, обновлению основных фондов.


2.2. Составляющие финансовой политики государства

Политика государства в области финансов зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности, отдельных ее звеньев.

К элементам финансовой политики можно отнести:

  • налоговую политику;
  • бюджетную политику;
  • денежно-кредитную политику;
  • ценовую политику;
  • таможенную политику;
  • социальную политику;
  • инвестиционную политику;
  • политику в области международных финансов.

Под бюджетной политикой понимают определение государством:

  • источников формирования доходов государственного бюджета;
  • приоритетных направлений расходов бюджета;
  • допустимых пределов разбалансированности бюджета;
  • источников финансирования бюджетного дефицита;
  • принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом. Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства основаны на принципе достаточности налогообложения. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной деятельности.

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика – а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика.

Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.

Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.

Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.

Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

Государство защищает свои интересы и содействуя росту авторитета страны, участвуя в деятельности международных организаций, принимая участие в формировании финансовых фондов этих организаций и в финансировании совместных программ.

Финансовая политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга.

Помощь международных финансовых организаций оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика.

В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства решает одну главную задачу – обеспечение сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.

3. Современная финансовая политика государства.

В основу бюджетной политики на 2014 г. и на плановый период 2015—2016 гг. положены стратегические цели развития страны, которые сформулированы в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, а также основные положения Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2014—2016 гг.

В  Бюджетном  послании  Президента  РФ  отражена  оценка  осуществляемой  в  2012—2013  гг.  бюджетной  политики,  а  также  указаны  основные  приоритеты  на  период  2014—2016  гг. 

Сократились  темпы  роста  мировой  экономики.  Внешние  источники  никак  не  могут  увеличить  возможности  доходной  части  федерального  бюджета.  В  связи  с  этим,  проект  федерального  бюджета  на  2014  год  и  на  плановый  период  2015—2016  гг.  будет  складываться  в  условиях  снижения  прогнозируемых  доходов.

В  таких  условиях  бюджетная  политика  России  направлена  на  решение  следующих  основных  задач:

обеспечение  сбалансированности  в  долгосрочной  перспективе  при  учете  того,  что  будет  обязательное  исполнение  всех  обязательств  государства  и  выполнение  задач,  представленных  в  указах  Президента  РФ  от  7  мая  2012  года; 

  • оптимизация  структуры  расходов  федерального  бюджета  (выявление  резервов  и  перераспределение  в  пользу  приоритетных  направлений  и  проектов);
  • развитие  программно-целевых  методов  управления  (базой  для  планирования  бюджета  должны  стать  программы,  проводимые  государством); 
  • обеспечение  сбалансированности  пенсионной  системы;
  • развитие  налоговой  системы  России  и  повышение  ее  конкурентоспособности.

В  связи  с  поставленными  задачами  бюджетной  политики  следует  признать,  что  бюджетная  политика  не  может  функционировать  отдельно  от  налоговой  политики.  В  2013—2015  гг.  цели  Правительства  Российской  Федерации  в  области  налоговой  политики  придерживаются  того,  чтобы  создать  эффективную  и  стабильную  налоговую  систему,  которая  будет  способствовать  бюджетной  стабильности  в  среднесрочной  перспективе.  Основными  приоритетами  налоговой  политики  является  поддержка  инвестиций,  а  также  стимулирование  деятельности  в  области  инноваций.  Также  нужно  сохранить  размер  налоговой  нагрузки  по  разным  секторам  экономики,  где  был  достигнут  ее  оптимальный  уровень,  принимая  в  учет  те  требования  устойчивости  бюджетной  системы  России,  которые  были  ранее  указаны.

  Мировой  кризис,  сложившийся  в  2008  г.  оказал  крайне  негативное  влияние  на  экономику  России,  также  указал,  какие  имеются  слабые  стороны  финансовой  системы  государства.  Главными  последствиями  кризиса  2008  г.  стали  высокий  уровень  безработицы,  инфляции,  темпы  падения  экономических  показателей.  В  особенности  сократился  уровень  ВВП,  произошло  значительное  падение  курса  рубля  по  отношению  к  доллару  и  евро,  выросли  процентные  ставки  по  кредитам  и  займам. 

  В  целях  снижения  угроз  неустойчивости  и  несбалансированности  федерального  бюджета  бюджетной  системы  РФ  в  2013  осуществилась  подготовка  основных  направлений  бюджетной  политики  проводимая  на  основе  реалистичного  варианта  экономического  прогноза.  Этот  подход  не  только  позволяет  увеличить  точность  планирования  бюджета  на  долгосрочную  перспективу,  также  спрогнозировать  часть  рисков,  которые  образуются  в  соответствии  с  тем,  что  принимаются  определенные  дополнительные  обязательства  по  расходам.

Бюджетная  политика  в  период  2013—2015  гг.  нацелена  на  сокращение  уровня  нефтегазового  дефицита  федерального  бюджета.  Помимо  этого,  также  необходимо  предусмотреть  в  пределах  установленных  параметров  бюджета  механизмы,  которые  поспособствуют  возможному  перераспределению  ресурсов  для  осуществления  определенных  дополнительных  мер,  которые  будут  осуществлять  поддержку  различных  отраслей  экономики,  отраслей  социальной  сферы,  рынка  труда  в  случае  того,  если  ухудшится  кризисная  ситуация  на  мировой  арене.  Новация  бюджета  за  3  последних  года,  а  именно  осуществление  его  расчета  по  новым  бюджетным  правилам,  которые  поспособствуют  тому,  чтобы  приблизиться  к  максимальному  сокращению  зависимости  казны  от  колебания  цен  на  энергоресурсы  и  приложит  все  усилия  по  повышению  точности  прогнозов  доходов  и  расходом  в  долгосрочной  перспективе.

Россия  имеет  доходы  от  нефтегазового  сектора,  которые  очень  изменчивы.  В  основном  они  складываются  за  счет  налогов  на  прибыль  и  экспортных  пошлин,  устанавливаемых  государством.  Необходимо  отметить,  что  они  в  большей  степени  зависят  от  цен  на  нефть.  Эта  изменчивость  обеспечивает  угрозу  для  стабильной  деятельности  по  исполнению  расходной  части  бюджета.  Поэтому  введение  бюджетных  правил  с  1  января  2013  года  позволит  в  2013—2015  гг.  увеличить  возможности  для  повышения  стабильности  и  сбалансированности  бюджетной  системы  страны,  значительно  снизить  зависимость  федерального  бюджета  от  внешнеэкономической  конъюнктуры,  начать  процесс  сокращения  нефтегазового  дефицита,  снизить  уровень  дефицита  федерального  бюджета.

В  современном  этапе  также  появляется  явление  в  сфере  государственных  финансов,  которое  предполагает  начать  использовать  финансовые  отношения  для  того,  чтобы  повысить  устойчивость  национальных  финансов  и  национальной  экономики  в  целом.  Целями  стабилизационной  финансовой  политики  считается  осуществление  процессов  по  сглаживанию  колебаний,  которые  обусловлены  колебаниями  конъектуры  и  другими  факторами.

В  данный  момент  возникает  необходимость  расширения  границ  стабилизационной  финансовой  политики,  которая  должна  быть  не  только  направлена  на  то,  чтобы  повысить  уровень  устойчивости  экономического  развития  страны  вследствие  сглаживание  внешних  и  внутренних  шоков  экономики,  но  и  осуществлять  воздействие  на  распределение  и  перераспределение  процессов,  возникающих  в  обществе.

На  современном  этапе  экономика  России  функционирует  в  стагнационных  условиях.  Но  экспертами  прогнозируется  и  рецессия,  но  эти  прогнозы  неоднозначны.  В  2014  г.  продолжается  замедление  экономики  России,  причем  экономическая  обстановка  в  стране  ухудшилась  по  сравнению  с  предыдущим  годом.  По  оценке  Минэкономразвития  России  прирост  ВВП  в  I  квартале  2014  года  составил  0,8  %,  реальные  располагаемые  денежные  доходы  снизились  на  2,4  %  доля  инвестиций  сократились  на  4,8  %,  по  сравнению  с  аналогичным  периодом  2013  года.

В  феврале  2014  года  председатель  ЦБ  Эльвира  Набиуллина  озвучила  прогноз  уровня  инфляции,  который  составил  5  %.  Уже  в  сентябре  уровень  инфляции  в  годовом  выражении  составил  8  %.  Инфляционный  рост  связан  с  тем,  что  происходит  девальвации  рубля  и  введены  запреты  на  импорт  мяса  из  стран  ЕС.  В  июне  уровень  инфляции  составлял  7,5  %.  В  августе  произошло  ускорение  роста  цен,  когда  Россия  ввела  запрет  на  импорт  продуктов  из  стран,  поддержавших  санкции  против  неё.  Банк  России  решил  поднять  ключевую  ставку  до  8  %  для  того,  чтобы  снизить  инфляцию.  Эксперты  полагают,  инфляция  в  России  значительно  превосходит  уровень  инфляции  в  Европе.  Совет  директоров  Банка  России  31  октября  2014  г.  принял  решение  повысить  ключевую  ставку  на  150  базисных  пунктов  —  с  8  %  до  9,5  %,  что  выше  ожиданий  рынка.  Данная  величина  ключевой  ставки  должна  снизить  инфляцию  и  привести  к  укреплению  национальной  валюты.

Эксперты  считают,  что  падение  курса  рубля,  связано  больше  с  внутренними  причинами,  нежели  с  внешними.  В  первую  очередь  это  вызвано  тем,  что  ЦБ  России  активно  отзывал  лицензии  у  частных  банков  —  в  2013  году  данный  вид  процедур  был  произведен  по  отношению  к  20  кредитно-финансовым  организациям.  По  оценкам  Минфина,  шоковый  эффект  от  санкций  составил  2  %  ВВП.  Прогнозы  на  будущее  так  же  неутешительны:  если  санкции  не  отменят,  в  2015  году  Россию  могут  ждать  отрицательные  показатели  роста  ВВП.  Также  на  падение  национальной  валюты  РФ  оказывает  влияние  существующее  положение  российской  экономики  в  целом.  Санкции  со  стороны  Запада  вызвали  ограничение  возможности  отечественных  организаций  и  банков  осуществлять  займы  на  международных  рынках,  то  есть  сократилось  предложение  на  долларовом  рынке.  Спрос  на  доллар  в  сентябре  был  особенно  высок,  потому  что  в  это  время  российские  компании  должны  были  выплатить  валютные  кредиты.  Следовательно,  возникла  ситуация  нехватки  доллара,  а  значит,  что  валюта  удорожает. 

Однако  санкции,  которые  касаются  не  только  определенных  компаний  или  лиц,  но  и  экономики  России  целом,  способны  в  большей  степени  ослабить  эту  экономику.  Они  просто  драматически  ограничат  доступ  страны  к  западным  рынкам  капиталов  и  новым  западным  технологиям,  двум  вещам,  в  которых  Россия  нуждается  больше  всего,  чтобы  обеспечить  рост  собственной  экономики.

Таким  образом,  падение  курса  рубля,  повышение  цен  по  товары  и  услуги,  рост  инфляции,  нерациональные  методы  воздействия  ЦБ  на  экономику  приводит  к  еще  большему  спаду,  чем  зарубежные  санкции.  Хотя  они,  в  свою  очередь,  ограничивают  российскую  экономику  в  зарубежных  инновациях  и  технологиях,  но  и  есть  плюсы  санкций  —  отечественные  производители  налаживают  и  улучшают  производство  продукции,  увеличивают  производственные  мощности.  Они  дали  «толчок»  к  тому,  чтобы  развивались  российской  отрасли  как  промышленности,  так  и  другие  сектора  экономики. 

На  текущем  этапе  развития  происходит  процесс  по  изучению  и  корректировке  направлений  финансовой  политики  является  одной  из  главных  задач,  которые  осуществляются  в  России.  И  для  того  чтобы  более  точно  отражать  сложившуюся  ситуацию  в  стране  необходимо  осуществить  прогноз  ближайших  событий  и  сформулировать  комплекс  мероприятий,  которые  будут  направлены  на  среднесрочную  перспективу. 

Современная  финансовая  политика  России  направлена  на  формирование  финансовой  базы  для  перехода  от  экспортно-сырьевой  модели  к  инновационному,  социально  ориентированному  типу  развития  экономики,  создание  необходимых  предпосылок  для  подержания  высоких  темпов  экономического  роста  в  долгосрочном  периоде,  повышения  уровня  благосостояния  населения  и  экономической  стабильности.

Заключение

В данной работе была изучена финансовая политика государста, были рассмотрены следующие вопросы:

  • Экономическое содержание и цели финансовой политики государства;
  • Организация финансовой политики государства;
  • Современная финансовая политика государства.

Роль и значение финансовой политики состоит в том, что она кардинально формирует финансовую науку и практику финансовых отношений. Финансовой политике подвластно все в области финансов и не только. Она подчинена и несамостоятельна лишь по отношению к политическому курсу в области экономики. Изучая финансовые и кредитные дисциплины финансовой политикой не заниматься нельзя. Всякий раз, когда говорим о недостатках инструмента или механизма, о целях и путях их достижения, возникающих задачах и проблемах в области финансов, денежного обращения и кредита, - мы занимаемся политикой.

Финансовая политика в государстве проводится в соответствие со своими законами, познание и формулирование которых значительно отстало от разработок в области экономических категорий. Как специальным предметом исследования и изучения сегодня финансовой политикой почти никто не занимается. Вместе с тем финансовая политика это не столько политика, сколько система знаний в области управления финансами, кредитом и денежным оборотом. Это больше, чем простая сумма знаний по этим наиважнейшим дисциплинам. Экономист финансист сегодня сталкивается с системными проблемами в управлении финансами ведение бизнеса. Последний не может развиваться без оглядки на государство. Следовательно, финансовый директор должен: мыслить системно, оценивать точно, действовать быстро, реагировать гибко.

Наука о финансовой политике важный раздел финансовой науки, который структурно и по содержанию в полной мере не оформился. Финансовая политика в современном государстве есть система политических отношений по поводу стратегии организации финансов, текущего и оперативного управления ими. В основе этой системы лежит политический курс и порождаемое им финансовое строительство. Эта фундаментальная общность финансовой политики в государстве как политического и экономического процесса управления финансовыми категориями объединяет финансовую политику любого государства. В финансовой политике всегда имеется субъективный элемент, ее проводят люди. Но она носит всеобщий характер. Для выделения процесса проведения финансовой политики как предмета изучения с политическим и экономическим аспектом одновременно объективность не есть единственный критерий. Объективно-субъективная основа финансовой политики существует всегда рядом с другой ее характеристикой.

Финансовая политика, проводимая в государстве национальна. Нет финансовых политик без специфики, ментальности, своеобразия политических и экономических условий. Финансовые политики-близнецы во многих странах не есть финансовые политики одной страны. Похожесть лишь подчеркивает наличие общего в системе различий. Улучшение управления финансами, кредитом и денежным оборотом требует расширения и углубления национальных научно-практических исследований стратегии и тактики проведения финансовой политики, адаптированных к финансово-кредитному состоянию экономики. Современная эффективная финансово-кредитная политика базируется на соблюдении фундаментальных основ организации управления финансами в государстве. Обобщение и анализ существующих воззрений на финансовую политику и теоретическая интерпретация практики ее проведения позволяет приблизиться к решению задачи создания основ спецкурса по финансовой политике в реформируемой экономике.

Список используемой литературы

Законодательные акты:

1. ст.15 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от02.03.2007) «О правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ14.05.1997).

2. Бюджетный кодекс РФ.

Учебники:

3.Финансы: Учеб. пособие для вузов / под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2004 г. – 447 с.

4.Финансы. Денежное обращение. Кредит: / под ред. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 г. – 277 с.

5. Финансы и кредит – Краткий курс лекций: / И.В. Бокова, С.П.Дядичко, И.П. Крымова, Л.А. Мусина, И.А. Резник / под ред. Белоглазова. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004 г. 200 с.

Электронные средства массовой информации

6. www.ru. wikipedia.org/ Финансовый кризис 2008-2009 годов в России.

7. www.minfin.ru/ Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023 года.

8. www.kremlin.ru/acts/18332/ Бюджетное  Послание  Президента  Российской  Федерации  о  бюджетной  политике  в  2014—2016  годах.

9. www.og.ru/articles /2014/10/20/35564.shtml/ Официальный  сайт  Общей  газеты.


Финансовая политика государства