Сочинение на тему Провинциальное дворянство в романе «Евгений Онегин»


Провинциальное дворянство в романе "Евгений Онегин» Дворянский уклад жизни, затхлая, бездуховная ат­мосфера помещичьего быта ограниченных, примитив­ных "поместных владетелей» — та среда, неприятие которой объединяет главных героев романа, возвышает их над обыденностью жизни, возбуждает интерес и со­чувствие. Глухость, ограниченность, узость интересов провинциальная неподвижность этой социальной среды предопределяют душевное одиночество Онегина, Лен­ского, Татьяны, их взаимное стремление друг к другу, несмотря на различия в мироощущении, в восприятии жизненных ценностей. Но в главном они близки — в богатстве внутренней жизни, осознании пошлости, суетности, бездуховного, примитивного способа суще­ствования деревенских помещиков. Отец Татьяны, "добрый малый, но в прошлом веке запоздалый», вел простой обывательский образ жизни, какой вели его родители и деды: "в халате ел и пил; покойно жизнь его катилась; под вечер иногда сходилась соседей добрая семья, нецеремонные друзья, и по­тужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем». Он искренне любил жену, был снисходителен к ее капри­зам, никогда не читал книг, но не препятствовал увле­чению дочери, в общем, "был простой и добрый барин», необремененный интеллектом и образованием, и Лен­ский, "полный искренней печалью», с теплотой вспоми­нает о нем. Мать Татьяны в юности испытала страстную лю­бовь, но по старинному обычаю, "не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу». Она "рвалась и. плакала сна­чала», но "потом хозяйством занялась, привыкла и до­вольна стала». Ее образ жизни типичен для деревен­ской помещицы: Она езжала по работам, Сушила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь — Все это мужа не спросясь. Это были милые, гостеприимные люди, вполне удовлетворенные своим положением, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привя­занные друг к другу, ценящие порядочность, простоту, доброту. Такие деревенские жители, как и прекрасные картины природы, привлекают поэта гармоничностью и свободой.

Под обаяние природы и простоты человече­ских отношений попадают и главные герои романа, но поэтичности, умения найти прекрасное в простом им не всегда хватает. И Татьяна, и Ленский, выросшие в деревенской глуши, довольно снисходительно, доброжелательно от­носились к соседям-помещикам, стараясь, впрочем, из­бегать общения с недалекими ограниченными сельски­ми жителями с их узким кругозором: Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне, Конечно, не блистал ни чувством, Ни поэтическим огнем, Ни остротою, ни умом... В своем вещем сне Татьяна видит себя на бесов­ском шабаше, среди галдящей и гогочущей шайки, производящей ужасные звуки: "лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ!» Вся эта бесовская, шальная нечисть пугает своей бесцеремон­ностью, нахрапистостью, грубостью, страшным видом напоминает колдовские образы Гоголя: ...за столом Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравлъ и полукот. Казалось бы, это обилие отталкивающих физионо­мий, эта пестрая толпа — просто образы страшного сна, но последующее описание именин Татьяны рази­тельно напоминает ее недавний сон: В передней толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога, Поклоны, шорканье гостей, Кормилиц крик и плач детей. Образы гостей Лариных удивительно похожи на увиденных во сне чудовищ своей непривлекательнос­тью и уродливостью, примитивностью, даже созвучием имен. Деревенские помещики так опустились, оскудели умом, что немногим отличаются от чудовищ — полу­животных, полулюдей. Сатирическая сила пушкинско­го обличения бездуховности и пошлости достигает апо­гея — воображаемая и реальная компании героев пере­кликаются, сливаются.

Образы людей ничуть не лучше уродливых героев странного сна. Если внимательно присмотреться, то примитивные, но безобидные сосе­ди-помещики оказываются столь же отталкивающими, как и воображаемые чудовища. Все это одна компания. Некоторые из гостей Лариных: "мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике» — пошлый стихоплет, провинциальный массовик-затей­ник, крикливый острослов, привыкший быть в центре внимания с заранее заготовленным набором убогих шу­ток; "Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков» — безразличный к судьбе своих подданных; "толстый Пустяков» — сама фамилия, как и определе­ние, недвусмысленно говорят об ограниченности инте­ресов, обывательском самодовольстве, душевном убо­жестве. Автор считает персонажей настолько примитивны­ми, что использует устаревший литературный прием говорящих фамилий, полностью выражающих сущ­ность героев.

Наиболее подробно дан образ "старого дуэлиста» Зарецкого: Зарецкий, некогда буян, Картежной шайки атаман, Глава повес, трибун трактирный, Теперь же добрый и простой Отец семейства холостой. Этот человек с большими задатками незаурядной личности и ярким темпераментом разменял свою жизнь на мелочные увлечения, утопил в вине свои до­стоинства. Разумеется, он стоит выше массы провинци­ального дворянства, и даже Онегин, "не уважая сердца в нем, любил и дух его суждений, и здравый толк о том о сем». Но душевную энергию Зарецкий тратил не на созидание, а на разрушение, умел "порой расчетливо смолчать, порой расчетливо повздорить, друзей поссо­рить молодых и на барьер поставить их...» А. С. Пушкин, верный жизненной правде, создал запоминающиеся образы помещиков. Портреты одних из них очень выразительные, подробные, портреты других помещиков поверхностные. Поэт беспощадно изобличает потребительское отношение помещиков к жизни, но с искренней симпатией относится к про­стоте и доброте отношений, которые существуют в сре­де провинциального дворянства.

Да, они не герои, это обыкновенные люди со слабостями, недостатками, они не стремятся к высокому, но все же проявляют участие и теплоту к своим близким и ожидают от них того же.